Перейти на главную страницу
Развитие сферы культуры может осуществляться на основе различных стратегий. Одна из них – экспортная стратегия. Она предусматривает создание и продвижение культурного продукта, ориентированного на различные категории туристов, при этом акцент должен быть сделан на туристов из зарубежных стран.
Культурный туризм представляет собой массовый, быстроразвивающийся вид туризма. По оценкам Всемирной туристской организации в середине 90-х годов прошлого века 37% всего международного туризма приходилось на культурный туризм2.
Отметим также, что культурный туризм представляет собой сложный многопрофильный вид деятельности, в которую помимо традиционных составляющих инфраструктуры туризма (таких как туроператоры въездного туризма, гостиницы, авиаперевозчики, автотранспортные предприятия, специализирующиеся на обслуживании туристов, охранные предприятия) вовлечены многие другие организации и предприятия сферы услуг. Так, в соответствии с предлагаемым нами комплексным подходом к созданию продукта культурного туризма, в состав субъектов петербургского культурного туризма входят следующие подотрасли сферы услуг: музеи, музеи-заповедники и дворцы; художественные галереи и арт-центры; дирекции фестивалей и карнавалов; театры и концертные организации; цирки и концертные залы; культурно-развлекательные центры, ночные клубы; продюсерские центры; агентства по продаже театральных и музейных билетов, дирекция театрально-зрелищных касс; экскурсионные бюро; специально предназначенный для экскурсий автобусный парк, маломерный флот и речные прогулочные суда. Неотъемлемой частью культурного туризма являются также аутентичные предприятия общественного питания и привлекательные для некоторых туристов художественные галереи и антикварные магазины. Свой вклад в формирование продукта культурного туризма Санкт-Петербурга вносят многочисленные храмы различных конфессий, некоторые из которых являются объектами экскурсий со стороны туристов.
Простое перечисление подотраслей, вовлеченных в создание продукта культурного туризма, показывает его значительную роль в экономике Санкт-Петербурга. Вместе с тем, как свидетельствует опыт многих зарубежных стран, Санкт-Петербург недостаточно эффективно использует имеющиеся в городе ресурсы для увеличения числа туристских посещений. Данное обстоятельство становится принципиально важным в условиях экономического кризиса.
Автором в настоящее время разрабатывается концепция увеличения потенциала культурного туризма в Санкт-Петербурге. Данная концепция предусматривает расширение возможностей для приема в нашем городе дополнительного числа российских и иностранных туристов на основе диверсификации предложений различных культурных продуктов.
Одним из постулатов данной концепции является рассмотрение культурного туризма в системе экспортно-импортных отношений сферы культуры. Таким образом, многие особенности культурного туризма обусловлены спецификой и нормативно-правовой базой международной торговли услугами.
Основным международным документом, определяющим принципы организации экспортно-импортных операций в сфере услуг, сегодня является Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС). В ГАТС зафиксировано четыре основных способа торговли услугами3:
Туризм является областью экономической деятельности, создающей условия для экспорта услуг всех отраслей, вовлеченных в создание туристского продукта. В этой связи культурный туризм создает дополнительные возможности для экспорта услуг организаций и учреждений культуры, работающих с иностранными туристами. Проиллюстрируем это на некоторых примерах.
В последние годы резко увеличились возможности заказа билетов в театры и в музеи через Интернет, в том числе иностранными туристами. Директор Информационного центра Государственного Русского музея Владимир Ахунов на прошедшем в Петербурге в октябре 2008 г. VII форуме Российского союза туриндустрии «Туризм и курорты» подтвердил эту тенденцию, добавив, что из 100 тыс. иностранных туристов, посетивших музей в 2007 году, 46 тыс. сделали это самостоятельно5, т.е. на смену групповому туризму приходит индивидуальный, основывающийся на новых информационных технологиях. Поскольку именно Интернет-технологии обеспечивают трансграничную торговлю, можно предвидеть, что в ближайшие годы она станет доминирующей формой международной торговли улугами
Второй из способов международной торговли услугами – потребление за границей – носит наиболее массовый характер, поскольку именно таким образом осуществляется потребление многочисленных культурных благ иностранными туристами. Любая форма посещения иностранными туристами учреждений культуры есть импорт услуги вышеуказанным способом.
Экспорт услуг на основе способа коммерческого присутствия может быть проиллюстрирован на примере создания филиалов Государственного Эрмитажа в Амстердаме и Лондоне. Среди прочих задач, решаемых в рамках данных проектов, стоит и задача продвижения бренда Эрмитажа на мировом туристском рынке и привлечение таким образом дополнительных туристов в Санкт-Петербург.
Наиболее распространенной формой экспорта услуг на основе присутствия физических лиц является приглашение звезд мировой сцены на выступление в рамках международных фестивалей. Практически все фестивали Мариинского театра украшают выступления выдающихся зарубежных дирижеров, оперных певцов и звезд балета. Это, безусловно, создает дополнительную привлекательность для иностранных туристов, составляющих значительную часть зрителей данного театра.
Особое место в исследовании экспортной направленности развития культурного туризма мы уделяем анализу возможных стратегий развития учреждений культуры и на этой основе формулируется роль экспортной стратегии развития сферы культуры.
Экспортная стратегия предусматривает разработку специализированных культурных продуктов, предназначенных для отдельных категорий туристов, или модернизацию унифицированных продуктов с целью создания наилучших условий для потребления туристами таких продуктов. В качестве примеров первого рода можно привести систему пражских театров «синтетического искусства» (типа «Laterna magika»), полностью ориентированных на зарубежных туристов. Примером второго рода является применение во многих музеях многоязычных аудиогидов, создание компьютерных информационных систем на нескольких языках и многие другие подобные мероприятия. Отметим также, что специализированные продукты культурного туризма создаются в рамках событийного туризма, когда фестивали, карнавалы, биенале ориентированы на привлечение значительных туристских потоков.
Второй составляющей экспортной стратегии в сфере культуры является разработка ценовой политики, ориентированной на туристов. Иностранные туроператоры постоянно подчеркивают высокую стоимость пребывания туристов в Санкт-Петербурге, несоответствующую качеству предоставляемых услуг. Более того, в то время как в условиях мирового кризиса в большинстве мировых туристских центров происходит снижение цен на многие услуги, Государственный Эрмитаж в 2009 г. почти в два раза повысил цены на экскурсионное обслуживание. Подобная негибкая ценовая политика усугубляется весьма сомнительной с маркетинговой точки зрения практикой установления в большинстве учреждений культуры двух видов цен: для граждан РФ и иностранных туристов. За рубежом, напротив, во многих туристских центрах действует система туристских дисконтных карт, включающая скидки на проезд в общественном транспорте и при посещении учреждений культуры. Безусловно, дифференциация ценовой политики предполагает, что при разработке специализированных культурных продуктов, ориентированных на определенные категории туристов, например, поклонников элитарного искусства или ценителей редких художественных ценностей, целесообразно использование особых ценовых стратегий, таких как стратегия престижных цен и стратегия ценовых манипуляций, через высокую цену туристского продукта, демонстрирующие его высокое качество.
Третья составляющая экспортной стратегии сферы культуры – продвижение культурного продукта, ориентированного на туристов.
Традиционными каналами такого продвижения являются туристские выставки, на которых туроператоры предлагают турагентам специализированные или унифицированные культурные продукты, включенные в состав тех или иных туров. Сами учреждения культуры достаточно редко выходят с предложениями на рынок туристских услуг (хотя имеются примеры представления крупных учреждений культуры на международных туристских выставках в составе экспозиций отдельных городов или регионов).
Но на сегодняшний день основным каналом продвижения услуг учреждений культуры для российских и иностранных туристов является сайт учреждения или соответствующий региональный портал, представляющий весь спектр культурных услуг данной территории. Проблема, однако, заключается в том, что большинство подобных сайтов и порталов не предусматривает интерактивной обратной связи с потенциальными потребителями культурных благ. Лучше обстоит дело с сайтами посреднических коммерческих структур, готовых принимать заказы на посещение учреждений культуры, просмотр постановок и организацию экскурсий. Однако сугубо коммерческий характер деятельности данных посредников выводит из сферы их интересов целый пласт некоммерческих или малобюджетных проектов, не предусматривающих взимание платы с посетителей или предусматривающих минимальную плату. Поэтому достаточно остро стоит задача разработки интерактивных двуязычных региональных сайтов с широким представительством всех типов учреждений культуры.
Экспортная стратегия развития сферы культуры должна быть взаимоувязана с другими стратегиями и, прежде всего, с бюджетной стратегией развития культуры. Основной задачей бюджетной стратегии является получение средств из бюджета соответствующего уровня с целью удовлетворения различных культурных запросов населения. При этом в процессе определения соответствующими органами управления суммы необходимых учреждениям культуры средств, в расчет принимаются только потребности резидентов данной территории (страны, региона, города). По умолчанию предполагается, что инвестиционные ресурсы, необходимые для разработки и продвижения культурных продуктов, предназначенных целевым образом для туристов, будут найдены учреждениями культуры из внебюджетных средств. Однако, как показывает практика, у последних часто не хватает на это свободных внебюджетных средств. Учреждения культуры часто пытаются найти выход или путем кооперации с заинтересованными туроператорскими фирмами, или на основе привлечения спонсорских средств.
В нашем исследовании выявляются и описываются факторы, как способствующие, так и препятствующие международной торговле услугами учреждений культуры.
Рассмотрим данные факторы.
К факторам положительного влияния относятся следующие.
Однако на пути углубления такого сотрудничества стоит различие в формах собственности: туристский бизнес представляет собой частный сектор, а большинство учреждений культуры – государственный. С целью преодоления указанного противоречия в ходе подготовки к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга было создано некоммерческое партнерство, позволившее улучшить взаимодействие государственных учреждений и частного бизнеса. Однако, представляется, что на нынешнем этапе развития более эффективной формой взаимодействия могло бы стать государственно-частное партнерство в сфере культурного туризма. Именно таким образом можно было бы активнее привлекать необходимые инвестиционные ресурсы, обеспечивать эффективные способы их окупаемости, создавать гарантию сохранности государственного музейного фонда, повысить степень загруженности театральных трупп, разнообразить предложение услуг учреждений культуры. Стихийно сложившимся (и, безусловно, не всегда удачным) примером взаимодействия культуры и бизнеса является возрождение в нашей стране института антрепризы. Однако, сам опыт поиска точек взаимных интересов, накопленный в рамках антрепризных проектов, можно было бы использовать при разработке экспортной стратегии развития сферы культуры. Еще одним способом налаживания взаимодействия между сферами культуры и туризма стало создание так называемых театральных агентств (в Петербурге это «Софит», «Артис», «Максимилиан» и ряд других). Эти агентства используют гибкие формы реализации билетов в театры, на концерты, в музеи и на экскурсии. Именно они часто сглаживают организационные накладки, возникающие в работе учреждений культуры по обслуживанию туристов. Некоторые из них берут на себя ряд антрепренерских функций. Например, театральное агентство «Союзспорттеатр» организует проведение спектаклей в помещении Эрмитажного театра.
Немаловажной формой бюджетной поддержки учреждений культуры является финансирование различного рода представительских мероприятий как в рамках продвижения туристского бренда территории, так и в части прямого финансирования международных культурных проектов типа гастрольных поездок, зарубежных выставок, фестивалей и других подобных мероприятий.
Безусловно, подобного рода поддержка со стороны государственных органов управления имеет важное значение; но весьма часто вектор такой поддержки носит политический, а не туристский характер (например, международные проекты по сотрудничеству со странами СНГ, поток туристов из которых в Санкт-Петербург весьма невелик). Было бы целесообразнее, не ослабляя внимания к политическому аспекту международной деятельности учреждений культуры, приступить к обоснованию необходимости бюджетного финансирования ряда проектов, позволяющих увеличить поток туристов, посещающих учреждения культуры.
Достаточно эффективным способом привлечения инвестиционных ресурсов, необходимых для разработки и продвижения проектов, ориентированных на иностранных туристов, является участие в международных проектах, финансируемых за счет средств различных международных организаций. Так, в последние годы в Санкт-Петербурге Всемирный банк кредитует ряд проектов учреждений культуры, позволяющих данным учреждениям активнее привлекать внебюджетные средства, в том числе, и путем предоставления услуг иностранным туристам.
Подводя итоги, отметим, что в условиях кризиса в таком постиндустриальном мегаполисе как Санкт-Петербург необходимо искать резервы повышения экспортного потенциала города именно в сфере услуг и, в том числе, на основе развития туризма.
Развитие сферы культуры может осуществляться на основе различных стратегий. Одна из них – экспортная стратегия. Она предусматривает создание и продвижение культурного продукта, ори
14 10 2014
1 стр.
В. Г. процессах имеют определяющее значение, то новые постиндустриальные технологии организации и осуществления туристской деятельности вполне резонно напрямую связывать с понятием
10 10 2014
1 стр.
Дисциплина "Туризм в Кыргызстане" предназначена для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социально культурный сервис и туризм» и «Менеджмент гостинично
17 12 2014
3 стр.
11 09 2014
4 стр.
10 10 2014
3 стр.
«Стратегия-2030» является устойчивое развитие Чудовского муниципального района, предполагающее повышение уровня и качества жизни населения района
01 10 2014
17 стр.
Участники Круглого стола «Молодежный туризм: опыт и перспективы развития» с учетом обсуждения рекомендуют следующее
01 09 2014
1 стр.
Отчизноведение. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности социально-культурный сервис и туризщм – Воронеж: вгпу, 2012. – 74 с
25 12 2014
18 стр.