Аннотации курсов ЦЖИГИ
В.И. УСПЕНСКАЯ
Теория и практика феминизма
Понятие феминизма, происхождение термина. Профеминистские идеи в работах Кристины Пизанской, Мэри Астелл. Первая идеолог женской эмансипации Мэри Уолстонкрафт и её книга “В защиту прав женщин”. Олимпия де Гуж и ее “Декларация прав женщины и гражданки”. Женщины Французской революции.
Зарождение женского движения: “первая волна” феминизма в США и Европе. Суфражизм. Деятельность феминистских организаций в начале XX века: Запад и Россия. Социализм и “женский вопрос”. Александра Коллонтай и ее теория женской эмансипации.
“Вторая волна” женского движения на Западе. Основные теории освобождения: либеральный, социалистический, радикальный феминизмы конца 60-х – 70-х годов.
Международные и национальные феминистские организации на современном этапе. Возрождение женского движения в России (конец 80-х – начало 90-х гг.). Проблемы и перспективы российского феминизма.
Социологические концепции феминистской теории. Важнейшие дискуссии в современной теории феминизма
Гендерная социология
В течение этого спецкурса Вы познакомитесь с отраслью в социологии и новой дисциплиной в социально-гуманитарных науках, которая рассматривает социальные роли женщин и мужчин. Мы будем анализировать возникновение этих ролей, процесс интериоризации этих ролей индивидами; выявим, как эти роли влияют на социальную структуру, как они проявляются в культуре, как они могут ограничивать возможности самореализации индивидов и как они изменяются. Курс поднимает вопросы “почему” и “как” культура и социальные институты создают неравноправные отношения полов, отражают и структурируют стереотипные представления о гендерных ролях. Каждый раздел этого курса является основой для дальнейшего, более углубленного изучения.
Введение в гендерные исследования
Данный спецкурс посвящен раскрытию содержания концепции гендера, включающей анализ и объяснение социально-культурных различий в жизнедеятельности мужчин и женщин.
Понятие “гендер” в отечественных социальных науках появилось недавно. Гендер понимается как социальный пол, он не тождественен биологическому полу, а является социальным конструктом. Каждая культура четко дифференцирует поведение человека в зависимости от половой принадлежности, приписывая ей/ему определенные роли, занятия, образ жизни, чувства и т.д. В целом, гендерный подход ориентирован на формирование и утверждение политики равных, не зависящих от пола, возможностей самореализации личности в различных сферах социальной жизни. Поэтому основная цель курса – способствовать осознанию студентами существа гендерных проблем, развитию гендерного сознания, свободного от поло-ролевых стереотипов, затрудняющих личностную самореализацию.
А.В. БОРОДИНА
“Женское” право: введение в феминистскую юриспруденцию
Курс состоит из двух разделов. Первый раздел курса предполагает ознакомить студентов с трудами западных (Венд и Уильямс, Кэрол Смарт, Робин Вест, Кристин Литггон, Кэтрин Маккиннон, Кимберли Крешоу, Патриция Уильямс, Дебора Род, Марта Майноу, Хезер Уизник, Шарлотт Банч, Мари Мапуда и др.), центрально и восточноевропейских (Хана Хавелкова, Джужит Ачади, Юдит Шандор и др.) и российских (Светлана Поленина, Людмила Корбут и др.) специалисток в области феминистской юриспруденции и женского/гендерного правоведения. Студенты знакомятся о понятиями “феминистская юриспруденция”, “женское правоведение” в их теоретическом осмыслении и практической импликации права женщин и их реализации. Одна из целей второго раздела курса состоит в обучении студентов анализу “традиционных” трудов в области права с позиций феминизма/феминизмов и гендерного подхода, навыкам отслеживания мизогинистской и/или сексистской направленности ряда текстов и их авторов в области теории и философии права. Студенты-юристы приобретают базовые знания в области теории и философии права с позиций феминизма и гендерного подхода.
Гендер и право
Курс предполагает рассмотрение следующих общих разделов: связь между понятиями/дискурсами “гендер” и “право”, междисциплинарные связи между женскими, мужским, гендерными исследованиями и правом, женщины и мужчины в правовой мысли, социология права, язык юридических документов, женщины о праве: проституция, порнография, женское правоведение и феминистская юриспруденция (общий обзор), женщины в юридической профессии. Раздел “Право о женщинах и мужчинах” предполагает анализ всех отраслей права (как теоретические концепции, так и основные правовые документы) с точки зрения гендерных отношений, международное право и права женщин, принципы равноправия и недискриминации, женские правозащитные и феминистские организации в области прав женщин, лоббирование прав женщин и организации, которые этим профессионально занимаются, основные группы женских прав, вопросы о гендерной экспертизе и гендерной цензуре, экскурс в историю прав женщин и “женских” преступлений (охота на ведьм и т.п.). В своей практической части курс направлен на формирование критического отношения к праву, законодательству и законодательной деятельности с позиций феминизма и гендерного подхода, а также на развитие представлений о точках пересечения права и гендера.
В.Н. КУЛИК
Женщина в истории Руси – России (IХ в. – 1917 г.)
Спецкурс раскрывает положение женщин в семье и обществе; отношение к ним церкви и государства; влияние россиянок на формирование нравственного климата в семье и охране, на развитие отечественной культуры в древнекиевском государстве, Московской Руси и Российской империи.
Д. Ю. БОРОДИН
История семьи в Европе: опыт гендерного анализа
Рассматриваются важнейшие тенденции исторического развития брачно-семейных отношений на территории современной Европы с IV-V веков до н.э. до конца XX века (возникновение и эволюция моногамной семьи, постепенного отделение в пространстве и времени семейной жизни и производственных отношений, отмирание большой патриархальной семьи и т.д.). Центральное место отводится анализу гендерных ролей, социальных установок и стереотипов, формировавшихся и видоизменявшихся в течение всего охватываемого временного отрезка. Планируется обзорное рассмотрение различных регионов Европы (Средиземноморье и Северо-3апад, Восточная и Центральная Западная Европа) и различных социальных слоев (крестьянство, дворянство, буржуазия, рабочий класс) с позиций сравнительного метода для создания более точного представления о многообразных вариациях форм семейно-брачных отношений с точки зрения положения женщин. В курсе будут использованы разработки как отечественных, так и зарубежных специалистов, что позволит рассмотреть широкий спектр теорий, объясняющий эволюцию семьи с точки зрения гендерного подхода.
К.П. СКОКОВ
Гендерные роли и государство: тенденции развития
Основываясь на постулатах, принципах и методах синергетического подхода, возникшего на стыке естественных и гуманитарных наук, в предлагаемом курсе дается обзор изменения гендерных ролей женщин и мужчин в процессе развития общества с момента возникновения государства по настоящее время. Представленный учебный материал является авторским видением процессов, проходящих в современном обществе под влиянием женского движения и феминизма.
Основная задача курса – показать необходимость и возможность изменения ролей женщин и мужчин с изменением структуры общества и наметить направления, в которых эти изменения происходят.
В ходе занятий предполагается спрогнозировать основные тенденции изменения гендерных ролей, брака, семьи в постиндустриальном обществе.
И.А. ФРОЛОВА
Женщина в культурах Востока
Курс “Женщина в культах Востока” предлагает вниманию слушателей цикл лекций, посвященных положению женщин главным образом в двух восточных сообществах: китайском и арабо-мусульманском. Гендерный подход к явлениям культуры позволит высветить “женскую проблематику” в мифах древнего Востока, в правовых документах и в политических процессах названных культур. Особое внимание будет уделено анализу семейного уклада, традициям как в период средневековья, так и современности, а также роли отдельных женщин-правительниц в политической жизни восточных государств.
Е.Н. Строганова
Женщина в русской литературе XIX века
В спецкурсе становление женской прозы XIX в. впервые рассматривается в общем процессе литературного развития. С помощью гендерного подхода к художественным текстам предпринимается попытка выяснить особенности “мужского" и “женского" письма. Спецкурс предназначен для студентов филологического факультета, для слушательниц Центра женской истории и гендерных исследований, для всех интересующихся русской литературой XIX века.
Т.В. ГРЕЧУШНИКОВА
Элементы гендерного анализа в литературе и лингвистике
Предлагаемый курс разработан для участников гендерной школы при Тверском центре женской истории и гендерных исследований, а также студентов 5 курса факультета романо-германской филологии ТГУ и рассчитан на 12 учебных часов. В рамках курса предполагается рассмотреть понятия “гендер”, “гендерный анализ”, кратко осветить историю гендерных исследований в культурологии, литературе и лингвистике, а также на конкретных примерах ознакомить слушателей с путями и возможностями гендерного анализа языковых систем и литературных текстов.
А.В. БЕЛОВА
Русская провинциальная дворянка конца хviii – первой половины xiх века: социокультурный тип
Специальный курс посвящен проблемам исторической реконструкции культурного облика и анализа социокультурного типа русской провинциальной дворянки конца ХVIII – первой половины XIХ века на основании материалов частных архивов тверского дворянства. Целью курса является изучение роли женщины в дворянской сословной культуре России и непосредственно в деле воспроизводства дворянского культурного этоса. Рассматриваются значение институтского образования и, как альтернативы ему, домашнего воспитания в формировании культурного облика провинциальной дворянки, роль замужества, специфика письменного общения дворянской женщины и характерные черты православного социокультурного типа на примере историко-культурных портретов некоторых тверских дворянок. Практическая значимость специального курса определяется сочетанием в нем новейших подходов, таких как историко-антропологический, гендерный, системно-функциональный, культурологический, с актуальной проблематикой, связанной о исследованием так называемого гендерного аспекта культуры, культуры повседневности и истории частной жизни. Данный курс представляет непосредственный интерес для изучения гендерной истории на отечественном, в частности, краеведческом, источниковом материале.
Ю.А. Монахова
Женщины и труд: гендерный анализ занятости населения
Негативные тенденции в экономике России повлекли за собой ухудшение положения женщин в сфере занятости. Такие последствия дискриминации женщин как феминизация бедности, высокий уровень безработицы затрудненность карьерного роста становятся более заметными в обществе. Женщина несет на себе груз двойной занятости. Перестроечный призыв “вернуть женщин в семью", был встречен частью населения с воодушевлением. Но уход женщин из сферы общественного производства не может решить проблем, связанных с дискриминацией. К тому же большая часть женщин по данным социологических исследований на вопрос: “Оставили бы Вы работу, если бы Вам позволило материальное положение?" – дали отрицательный ответ. Сфера трудовой деятельности служит не только источником дохода, но и основным средством самореализации личности. Таким образом, целью данного курса является формирование целостного представления о женщинах на рынке труда, тех проблемах, с которыми сталкиваются большинство из них.
Курс основан на теоретических материалах, статических данных и социологических исследованиях, проведенных в России и Тверской области.
Н.Н.Козлова
Женщины и политика
Распространение феминизма как идеологии и общественного движения, а также гендерных исследований в современной России объясняется не столько модой, сколько социально-политической значимостью. В настоящий момент практически во всех странах мира власть находится под контролем мужчин, которые определяют политику войны мира, перспективы развития общества. Неуклонно растущий интерес женщин к политике, их стремление расширить сферу гражданских и политических прав, освоить сферу политико-властных отношений свидетельствует о коренных сдвигах в обществе. Суфражизм, феминизм выражают тенденции эгалитаризма в обществе. В корпоративном, иерархичном, нетрансформируемом обществе позднего феодализма возникла женщина как субъект изменений, как один из двигателей процесса “расколдовывания” мира. Именно в рамках субъектной парадигмы предлагается рассматривать проблему “Женщины и политика”.