Управление образования и науки
Липецкой области
Детский оздоровительно-образовательный центр
(спорта и туризма)
ОРГАНИЗАЦИЯ
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
методические рекомендации
Липецк - 2007
Печатается по решению Методического совета
Детского оздоровительно-образовательного
центра (спорта и туризма)
Методические рекомендации по организации туристско-краеведческой работы в оздоровительном лагере. 2005. – 40 с.
Автор-составитель:
Беззубцева Н.В., методист отдела содержания и развития образования ДООЦ (спорта и туризма).
Редактор:
Алексеева В.В., заместитель директора по учебно-методической работе ДООЦ(спорта и туризма).
Ответственный за выпуск:
Кащеев А.С., директор детского оздоровительно-образовательного центра (спорта и туризма).
ГООУ ДОД Детский оздоровительно-
образовательный центр (спорта и туризма). 2007 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Каждое лето тысячи детей и подростков Липецкой области отправляются в оздоровительные лагеря. Расположение лагерей в красивых, экологически чистых лесных массивах, интересных в туристском и краеведческом отношении способствует хорошему отдыху учащихся, позволяет организовать туристские походы, экскурсии, соревнования по технике пешеходного туризма, туристским навыкам и ориентированию.
Трудно переоценить значение туризма и краеведения в летнем отдыхе детей. Эта деятельность включает в себя не только высокое эмоциональное содержание, но также затрагивает нравственные, физические и общеобразовательные стороны развития ребенка, способствует познавательной активности каждого участника похода и экскурсии.
Туризм особенно важен для городских детей, ограниченных в движении, в количестве физической работы, вынужденных жить в отдалении от природы и склонных к пассивному отдыху: кино, телевидение, компьютерные игры.
Детский оздоровительно-образовательный центр спорта и туризма подготовил для педагогических работников загородных оздоровительных лагерей методические рекомендации по организации туристско-краеведческой деятельности (ТКД) детей и подростков.
Надеемся, что данные методические рекомендации будут полезны сотрудникам стационарных лагерей отдыха и профильных палаточных лагерей: туристских, туристско-краеведческих, этнографических, археологических и другой направленности.
Распределение обязанностей
при организации и проведении туристско-краеведческой и экскурсионной работы в оздоровительных лагерях
Начальник лагеря
-
осуществляет руководство и контроль за туристско-крае-ведческой и экскурсионной работой;
-
назначает приказом руководителя и заместителя (помощника) руководителя похода и проводит с ними инструктаж по технике безопасности, оформляя проведенный инструктаж в соответствующем журнала;
-
контролирует материальное обеспечение похода (инвентарь, снаряжение, продукты);
-
обеспечивает группу документами для путешествия (маршрутный лист, экспедиционные удостоверения);
-
контролирует соблюдение группой сроков прохождения маршрута;
-
организует отправку участников похода и встречу их по возвращении.
Старший вожатый
-
вместе с инструктором по физкультуре и руководителями туристских и краеведческих кружков составляет план туристско-краеведческой и экскурсионной работы, график походов;
-
организует совместно с инструктором по физкультуре и руководителями туристско-краеведческих кружков поисковую и исследовательскую работу по направлениям туристско-краеведческого движения «Отечество»;
-
руководит созданием уголка-выставки, в котором должны быть отражены результаты поисковой краеведческой работы;
-
организует встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, с деятелями литературы, искусства и спорта.
Отрядные вожатые, педагоги дополнительного образования
-
в плане работы отряда отражают туристско-краеведческую и экскурсионную работу, график походов и экскурсий;
-
под руководством инструктора по физкультуре проводят занятия по туристской технике на полосе препятствий, полигонах и площадках, специально отведенных для тренировок;
-
готовят отряд к походу и экскурсиям;
-
организуют и проводят походы и экскурсии;
должны знать и уметь:
-
знать положение о туристско-краеведческом движении «Отечество» и нормативные документы по детскому туризму;
-
уметь организовать однодневный, двухдневный и многодневный походы, уметь определить задачу похода, разработать маршрут, составить график похода, распределить обязанности в отряде на время похода;
-
знать нормы допустимой нагрузки детей в походе и строго соблюдать их;
-
знать перечень личного и группового снаряжения;
-
уметь ориентироваться на местности, запоминать дорогу, читать топографическую карту, проводить глазомерное определение расстояний;
-
уметь выбрать место для привала и ночлега, оборудовать его, быстро развести костёр, поставить палатку, приготовить пищу на костре;
-
знать меры безопасности в походе, уметь оказать первую медицинскую помощь.
Медицинский персонал
-
проводит медицинский осмотр участников похода;
-
обеспечивает походную аптечку;
-
проводит подготовку санитаров из числа участников похода;
-
проводит подготовку-инструктаж участников похода по вопросу оказания первой доврачебной помощи;
-
производит проверку доброкачественности продуктов питания для туристской группы;
-
обеспечивает медицинское обслуживание массовых туристских мероприятий.
Инструктор по физической культуре
-
участвует в составлении раздела «Туристско-краеведческая работа» в перспективном плане работы лагеря;
-
организует и проводит туристские походы;
-
организует и проводит вместе с отрядными пионерскими вожатыми и педагогами-воспитателями занятия по туристской технике;
-
проверяет готовность группы к походу в соответствии с «Инструкцией по организации и проведению походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации», утвержденной приказом Минобразования России № 293 от 13.07.1992 г.;
-
организует прием туристских нормативов на значки «Юный турист», «Турист России»;
-
организует и проводит массовые туристские мероприятия, ведет необходимую туристскую документацию.
Перечень необходимой документации
по туристско-краеведческой и экскурсионной работе:
-
раздел «туристско-краеведческая и экскурсионная работа» в общелагерном плане работы;
-
график проведения походов и экскурсий по отрядам;
-
положения о туристских соревнованиях, других массовых мероприятиях;
-
протоколы туристских соревнований;
-
маршрутные листы, как подтверждение проведенных походов и экскурсий;
-
книга приказов и журнал проведения инструктажа по технике безопасности.
Формы туристско-краеведческой работы
в оздоровительном лагере:
-
работа туристских кружков и секций (по специальным программам);
-
прогулки, однодневные экскурсии;
-
туристские походы;
-
самодеятельные экскурсии;
-
туристские праздники, игры, соревнования, слеты;
-
краеведческие акции (природоохранные, познавательные, по заданиям организаций и т.п.);
-
посещение краеведческого музея, выставок.
В зависимости от воспитательных задач, которые ставит перед собой администрация лагеря еще на этапе планирования того или иного туристско-краеведческого мероприятия необходимо продумать следующие вопросы:
-
финансирование изготовления и приобретения спортивных карт, призов, грамот, специальных значков, вымпелов и т.д.;
-
организацию питания за территорией лагеря в полевых условиях, в столовых других организаций, возможность заброски продуктов походным группам, организация сухого пайка;
-
обеспечение медикаментами групп и отрядов, отправляющихся в туристский поход, путешествие, подготовка руководителей групп к оказанию первой доврачебной помощи;
-
организация купания детей в походе;
-
консультации по вопросам обеспечения безопасности детей и профилактики несчастных случаев за территорией лагеря (СЭС, милиция, пожарные, лесничество и др. организации).
Если в лагере есть свой автобус, проведение экскурсионных поездок не составляет особых затруднений, но и здесь желательна предварительная подготовка, педагогическое обоснование и подведение итогов. Однако автобусные экскурсии не могут заменить походов с активным способом передвижения. Следует помнить, что у туристской группы должен быть не только руководитель, но и его заместитель из числа вожатых или помощник из числа старшеклассников. Нет необходимости обязательного участия в качестве заместителя руководителя физруков и медперсонала, хотя на стадии подготовки консультации с ними необходимы.
В случае если администрация лагеря считает возможным их участие в качестве зам. руководителей, то сам факт их присутствия мажет обеспечить квалифицированною помощь для нескольких групп одновременно.
Нам представляется важным участие администрации лагеря и в осуществлении методического контроля над проведением общественно-полезной и воспитательной работы средствами туризма и краеведения. Часто начальник лагеря или заместитель по воспитательной работе хорошо знают свой лагерь, в состоянии планировать работу на несколько лет. Исходя из этого, мы предлагаем следующие виды деятельности туристских групп и отрядов:
-
описание окрестностей загородного лагеря;
-
составление карт (маршрутов, экскурсий, экологических троп, прогулок, походов);
-
проведение природоохранных мероприятий (родники, малые реки, эрозии оврагов);
-
описание близлежащих поселенных пунктов, памятников истории, природы, объектов сельского хозяйства, промышленности.
Желательно обратить внимание не только на историю объекта, но и на его этнографические, экологические, профориентационные аспекты, литературу о нем. Конечной целью подобной работы может стать создание стенда, экспозиции и даже музея.
Администрации лагеря необходимо учитывать, что туристско-краеведческие мероприятия могут быть не только единичными в ряду других мероприятий лагерной смены, но и основой для построения всей воспитательной работы на принципах туризма и краеведения - от веселых и загадочных путешествий и игр на природе до умения жить в природе, овладения азами туристкой техники. В этом случае желательно привлечь к работе более квалифицированных педагогов - биологов, географов, туристских организаторов и др.
ТУРИСТСКИЙ КРУЖОК В ЛАГЕРЕ
В оздоровительном лагере рекомендуется организовать работу туристского кружка. Предлагаем примерный учебный план такого объединения.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
туристско-краеведческого кружка в оздоровительном лагере
№ п/п
| ТЕМА |
Количество часов
|
Теория
|
Практ.
|
Всего
|
-
|
Комплектование группы. Цели и задачи кружка. Техника безопасности при проведении туристско-краеведческих мероприятий. Значение дисциплины в походе.
|
1
|
|
1
|
-
|
История, природа и культура родного края.
|
1
|
1
|
2
|
-
|
Равнение – на Победу! Военные события на территории Липецкой области в годы Великой Отечественной войны. Герои – земляки.
|
1
|
|
1
|
-
|
Туристско-экскурсионные возможности края. Памятные места Липецкой области.
|
1
|
|
1
|
-
|
Экскурсия автобусная.
|
|
8
|
8
|
-
|
Краеведческая викторина по итогам экскурсии.
|
|
1
|
1
|
-
|
Выбор маршрута похода. Изучение литературы, карт. Оформление походной документации.
|
|
2
|
2
|
-
|
Туристские и краеведческие должности в походе. Распределение должностей.
|
|
1
|
1
|
-
|
Что возьмем с собой в поход? Групповое и личное снаряжение. Подготовка снаряжения. Укладка рюкзака.
|
|
1
|
1
|
-
|
Организация бивака в походе. Игра «Кто быстрей построит дом?»
|
|
1
|
1
|
-
|
Личная гигиена и оказание доврачебной помощи.
|
|
1
|
1
|
-
|
Питание в туристском походе. Составление меню.
|
|
1
|
1
|
-
|
Получение продуктов. Упаковка. Распределение по рюкзакам участников похода.
|
|
3
|
3
|
-
|
Ориентирование на местности. Компас. Игровая программа
|
1
|
2
|
3
|
-
|
Охрана природы в походе.
|
|
1
|
1
|
-
|
Краеведческая работа в походе.
|
1
|
1
|
2
|
-
|
Однодневный поход.
|
|
8
|
8
|
-
|
Двухдневный поход
|
|
14
|
14
|
-
|
Ремонт и сдача снаряжения.
|
|
1
|
1
|
-
|
Подведение итогов похода. Составление отчета о походе. Викторина.
|
|
3
|
3
|
-
|
Игры, конкурсы, соревнования.
|
|
8
|
8
|
ИТОГО:
|
6
|
58
|
64
|
ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ
Детский оздоровительный лагерь невозможно представить без похода. Да и дети будут считать себя обделенными – на природе были, а в поход не сходили. Поэтому большое внимание надо уделить планированию маршрутов и организации походов.
В целях обеспечения безопасности и предупреждения несчастных случаев походы организуются в соответствии с «Инструкцией по организации и проведению походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации», утвержденной приказом Минобразования России № 293 от 13.07.1992 г. С инструкцией должны быть хорошо знакомы все руководители групп.
Поход нельзя организовать без туристской подготовки. От правильной организации похода зависит его успех. Организация похода начинается с разработки маршрута. Маршруты походов составляют туристский организатор, физрук, отрядные вожатые.
Маршрут следует планировать с учетом возраста и опыта детей по интересным, красивым местам, где есть возможность посетить исторические и природные памятники, музеи. Какой бы протяженности не был маршрут, в период подготовки руководитель должен донести до детей цель похода. Тогда поход не превратится в нудное отсчитывание пройденных километров и ожидание конца маршрута. Цель похода – это ориентир для группы. Если есть цель, то дети стремятся ее достичь. В зависимости от целей походы могут быть спортивными (зачетными), краеведческими (познавательными), учебно-тренировочными, контрольными и другими.
Выход в поход оформляется приказом начальника лагеря. Не допускаются к походу учащиеся без разрешения врача. Руководитель похода получает у начальника лагеря или его заместителя маршрутный лист.
В целях развития самостоятельности, активности и творчества учащихся, привития им практических навыков каждому участнику похода поручается выполнение определенных обязанностей. Походные должности делятся на постоянные и временные.
Постоянные (на весь поход) походные должности: командир, старший проводник, старший краевед, зав. питанием, зав. снаряжением, казначей, санитар, физорг, культорг, ремонтный мастер, фотограф и другие - в зависимости от целей похода.
Временные (дежурные) походные должности
: дежурный проводник, дежурный краевед, дежурный повар, дежурный костровой.
Что брать с собой в поход?
Вожатый или педагог дополнительного образования заранее сообщает родителям список личного снаряжения, которое потребуется детям в походе.
В поход нужно взять: рюкзак с широкими лямками, который должен быть хорошо подогнан, спальный мешок или одеяло, спортивный костюм, легкий непромокаемый плащ или накидку от дождя, крепкие, но разношенные ботинки, спортивные тапочки или кеды, шерстяные и простые носки (2 пары), легкий головной убор, запасной комплект белья, полотенце, зубную щетку, пасту, расческу, миску, кружку, ложку, нож, блокнот, ручку.
Помимо личного, в поход берут снаряжение общего пользования (групповое) на весь отряд: палатки (1 палатка на 2-4 человека), пилу, топор, котлы для варки пищи, половник, фонарики, лопату саперную, мед. аптечку, карту-схему района похода, ремонтный набор, оборудование для краеведческой работы (в зависимости от цели похода).
Выполнение
исследовательских краеведческих заданий в походе
На природе:
-
исследования объектов гидросети (рек, ручьев, колодцев, родников) – на чистоту. Описание водоемов и их берегов, легенды о родниках, топонимические исследования;
-
исследования леса: видовой состав, состояние просек и троп, поиск редких растений, исследование муравейников, фенологические наблюдения, записи голосов птиц и др.;
-
посещение заповедников и заказников, лесничеств;
-
описание взаимоотношений человека и природы.
В населенных пунктах:
-
посещение музеев, предприятий, учебных заведений;
-
изучение памятников архитектуры, усадебных и парковых комплексов; топонимические исследования;
-
исторические исследования (события Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., история преобразования городов и сел);
-
деревня и окружающая среда: закономерности планировки населенных пунктов. Ландшафт. Проблема исчезновения деревень и возникновения дачных поселков, утрата традиций народной культуры;
-
изучение явлений, связанных с языком (сбор фольклора, запись живой речи пожилого населения);
-
встречи с краеведами, библиотекарями, самодеятельными писателями и поэтами;
-
запись воспоминаний и рассказов местных жителей о событиях из истории населенного пункта;
-
описание маршрута, творческие литературные работы(стихи, рассказы, песни), созданные на основе походных впечатлений;
создание путеводителей; работа с краеведческой литературой.
следующая страница>