Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4


Управление образования и науки

Липецкой области
Детский оздоровительно-образовательный центр

(спорта и туризма)
ОРГАНИЗАЦИЯ

ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ

В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

методические рекомендации



Липецк - 2007

Печатается по решению Методического совета


Детского оздоровительно-образовательного

центра (спорта и туризма)


Методические рекомендации по организации туристско-краеведческой работы в оздоровительном лагере. 2005. – 40 с.
Автор-составитель:

Беззубцева Н.В., методист отдела содержания и развития образования ДООЦ (спорта и туризма). 


Редактор:

Алексеева В.В., заместитель директора по учебно-методической работе ДООЦ(спорта и туризма). 



Ответственный за выпуск:

Кащеев А.С., директор детского оздоровительно-образовательного центра (спорта и туризма).

ГООУ ДОД Детский оздоровительно-

образовательный центр (спорта и туризма). 2007 г.



ПРЕДИСЛОВИЕ

Каждое лето тысячи детей и подростков Липецкой области отправляются в оздоровительные лагеря. Расположение лагерей в красивых, экологически чистых лесных массивах, интересных в туристском и краеведческом отношении способствует хорошему отдыху учащихся, позволяет организовать туристские походы, экскурсии, соревнования по технике пешеходного туризма, туристским навыкам и ориентированию.

Трудно переоценить значение туризма и краеведения в летнем отдыхе детей. Эта деятельность включает в себя не только высокое эмоциональное содержание, но также затрагивает нравственные, физические и общеобразовательные стороны развития ребенка, способствует познавательной активности каждого участника похода и экскурсии.

Туризм особенно важен для городских детей, ограниченных в движении, в количестве физической работы, вынужденных жить в отдалении от природы и склонных к пассивному отдыху: кино, телевидение, компьютерные игры.

Детский оздоровительно-образовательный центр спорта и туризма подготовил для педагогических работников загородных оздоровительных лагерей методические рекомендации по организации туристско-краеведческой деятельности (ТКД) детей и подростков.



Надеемся, что данные методические рекомендации будут полезны сотрудникам стационарных лагерей отдыха и профильных палаточных лагерей: туристских, туристско-краеведческих, этнографических, археологических и другой направленности.

Распределение обязанностей

при организации и проведении туристско-краеведческой и экскурси­онной работы в оздоровительных лагерях
Начальник лагеря

  • осуществляет руководство и контроль за туристско-крае-ведческой и экскурсионной работой;

  • назначает приказом руководителя и заместителя (помощ­ника) руководителя похода и проводит с ними инструктаж по тех­нике безопасности, оформляя проведенный инструктаж в соответ­ствующем журнала;

  • контролирует материальное обеспечение похода (инвен­тарь, снаряжение, продукты);

  • обеспечивает группу документами для путешествия (марш­рутный лист, экспедиционные удостоверения);

  • контролирует соблюдение группой сроков прохождения маршрута;

  • организует отправку участников похода и встречу их по возвращении.


Старший вожатый

  • вместе с инструктором по физкультуре и руководителями туристских и краеведческих кружков составляет план туристско-краеведческой и экскурсионной работы, график походов;

  • организует совместно с инструктором по физкультуре и руководителями туристско-краеведческих кружков поисковую и ис­следовательскую работу по направлениям туристско-краеведческого движения «Отечество»;

  • руководит созданием уголка-выставки, в котором должны быть отражены результаты поисковой краеведческой работы;

  • организует встречи с ветеранами Ве­ликой Отечественной войны, с деятелями литературы, искусства и спорта.


Отрядные вожатые, педагоги дополнительного образования

  • в плане работы отряда отражают туристско-краеведческую и экскурсионную работу, график походов и экскурсий;

  • под руководством инструктора по физкультуре проводят занятия по туристской технике на полосе препятствий, полигонах и площадках, специально отведенных для тренировок;

  • готовят отряд к походу и экс­курсиям;

  • организуют и проводят походы и экскурсии;


должны знать и уметь:

  • знать положение о туристско-краеведческом движении «Отечество» и норма­тивные документы по детскому туризму;

  • уметь организовать однодневный, двухдневный и много­дневный походы, уметь определить задачу похода, разработать маршрут, составить график похода, распределить обязанности в отряде на время похода;

  • знать нормы допустимой нагрузки детей в походе и строго соблюдать их;

  • знать перечень личного и группового снаряжения;

  • уметь ориентироваться на местности, запоминать дорогу, читать топографическую карту, проводить глазомерное определение расстояний;

  • уметь выбрать место для привала и ночлега, оборудовать его, быстро развести костёр, поставить палатку, приготовить пи­щу на костре;

  • знать меры безопасности в походе, уметь оказать первую медицинскую помощь.


Медицинский персонал

  • проводит медицинский осмотр участников похода;

  • обеспечивает походную аптечку;

  • проводит подготовку санитаров из числа участников по­хода;

  • проводит подготовку-инструктаж участников похода по вопросу оказания первой доврачебной помощи;

  • производит проверку доброкачественности продуктов питания для туристской группы;

  • обеспечивает медицинское обслуживание массовых турист­ских мероприятий.


Инструктор по физической культуре

    • участвует в составлении раздела «Туристско-краеведческая работа» в перспективном плане работы лагеря;

    • организует и проводит туристские походы;

    • организует и проводит вместе с отрядными пионерскими вожатыми и педагогами-воспитателями занятия по туристской тех­нике;

    • проверяет готовность группы к походу в соответствии с «Инструкцией по организации и проведению походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации», утвержденной приказом Минобразования России № 293 от 13.07.1992 г.;

    • организует прием туристских нормативов на значки «Юный турист», «Турист России»;

    • организует и проводит массовые туристские мероприятия, ведет необходимую туристскую документацию.



Перечень необходимой документации

по туристско-краеведческой и экскурсионной работе:

  • раздел «туристско-краеведческая и экскурсионная работа» в общелагерном плане работы;

  • график проведения походов и экскурсий по отрядам;

  • положения о туристских соревнованиях, других массовых мероприятиях;

  • протоколы туристских соревнований;

  • маршрутные листы, как подтверждение проведенных походов и экскурсий;

  • книга приказов и журнал проведения инструктажа по технике безопасности.


Формы туристско-краеведческой работы

в оздоровительном лагере:

  • работа туристских кружков и секций (по специальным программам);

  • прогулки, однодневные экскурсии;

  • туристские походы;

  • самодеятельные экскурсии;

  • туристские праздники, игры, соревнования, слеты;

  • краеведческие акции (природоохранные, познавательные, по заданиям организаций и т.п.);

  • посещение краеведческого музея, выставок.

В зависимости от воспитательных задач, которые ставит перед собой администрация лагеря еще на этапе планирования того или иного туристско-краеведческого мероприятия необходимо продумать следующие вопросы:



  • финансирование изготовления и приобретения спортивных карт, призов, грамот, специальных значков, вымпелов и т.д.;

  • организацию питания за территорией лагеря в полевых условиях, в столовых других организаций, возможность заброски продуктов походным группам, организация сухого пайка;

  • обеспечение медикаментами групп и отрядов, отправляющихся в туристский поход, путешествие, подготовка руководителей групп к оказанию первой доврачебной помощи;

  • организация купания детей в походе;

  • консультации по вопросам обеспечения безопасности детей и профилактики несчастных случаев за территорией лагеря (СЭС, милиция, пожарные, лесничество и др. организации).

Если в лагере есть свой автобус, проведение экскурсионных поездок не составляет особых затруднений, но и здесь желательна предварительная подготовка, педагогическое обоснование и подведение итогов. Однако автобусные экскурсии не могут заменить походов с активным способом передвижения. Следует помнить, что у туристской группы должен быть не только руководитель, но и его заместитель из числа вожатых или помощник из числа старшеклассников. Нет необходимости обязательного участия в качестве заместителя руководителя физруков и медперсонала, хотя на стадии подготовки консультации с ними необходимы.

В случае если администрация лагеря считает возможным их участие в качестве зам. руководителей, то сам факт их присутствия мажет обеспечить квалифицированною помощь для нескольких групп одновременно.


Нам представляется важным участие администрации лагеря и в осуществлении методического контроля над проведением общественно-полезной и воспитательной работы средствами туризма и краеведения. Часто начальник лагеря или заместитель по воспитательной работе хорошо знают свой лагерь, в состоянии планировать работу на несколько лет. Исходя из этого, мы предлагаем следующие виды деятельности туристских групп и отрядов:

  • описание окрестностей загородного лагеря;

  • составление карт (маршрутов, экскурсий, экологических троп, прогулок, походов);

  • проведение природоохранных мероприятий (родники, малые реки, эрозии оврагов);

  • описание близлежащих поселенных пунктов, памятников истории, природы, объектов сельского хозяйства, промышленности.

Желательно обратить внимание не только на историю объекта, но и на его этнографические, экологические, профориентационные аспекты, литературу о нем. Конечной целью подобной работы может стать создание стенда, экспозиции и даже музея.

Администрации лагеря необходимо учитывать, что туристско-краеведческие мероприятия могут быть не только единичными в ряду других мероприятий лагерной смены, но и основой для построения всей воспитательной работы на принципах туризма и краеведения - от веселых и загадочных путешествий и игр на природе до умения жить в природе, овладения азами туристкой техники. В этом случае желательно привлечь к работе более квалифицированных педагогов - биологов, географов, туристских организаторов и др.



ТУРИСТСКИЙ КРУЖОК В ЛАГЕРЕ

В оздоровительном лагере рекомендуется организовать работу туристского кружка. Предлагаем примерный учебный план такого объединения.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

туристско-краеведческого кружка в оздоровительном лагере


п/п

ТЕМА


Количество часов

Теория

Практ.

Всего



Комплектование группы. Цели и задачи кружка. Техника безопасности при проведении туристско-краеведческих мероприятий. Значение дисциплины в походе.

1




1



История, природа и культура родного края.

1

1

2



Равнение – на Победу! Военные события на территории Липецкой области в годы Великой Отечественной войны. Герои – земляки.

1




1



Туристско-экскурсионные возможности края. Памятные места Липецкой области.

1




1



Экскурсия автобусная.




8

8



Краеведческая викторина по итогам экскурсии.




1

1



Выбор маршрута похода. Изучение литературы, карт. Оформление походной документации.




2

2



Туристские и краеведческие должности в походе. Распределение должностей.




1

1



Что возьмем с собой в поход? Групповое и личное снаряжение. Подготовка снаряжения. Укладка рюкзака.




1

1



Организация бивака в походе. Игра «Кто быстрей построит дом?»




1

1



Личная гигиена и оказание доврачебной помощи.




1

1



Питание в туристском походе. Составление меню.




1

1



Получение продуктов. Упаковка. Распределение по рюкзакам участников похода.




3

3



Ориентирование на местности. Компас. Игровая программа

1

2

3



Охрана природы в походе.




1

1



Краеведческая работа в походе.

1

1

2



Однодневный поход.




8

8



Двухдневный поход




14

14



Ремонт и сдача снаряжения.




1

1



Подведение итогов похода. Составление отчета о походе. Викторина.




3

3



Игры, конкурсы, соревнования.




8

8

ИТОГО:

6

58

64


ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ
Детский оздоровительный лагерь невозможно представить без похода. Да и дети будут считать себя обделенными – на природе были, а в поход не сходили. Поэтому большое внимание надо уделить планированию маршрутов и организации походов.

В целях обеспечения безопасности и предупреждения несчаст­ных случаев походы организуются в соответствии с «Инструкцией по организации и проведению походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации», утвержденной приказом Минобразования России № 293 от 13.07.1992 г. С инструкцией должны быть хорошо знакомы все руководители групп.

Поход нельзя организовать без туристской подготовки. От правильной организации похода зависит его успех. Организация похода начинается с разработки маршрута. Марш­руты походов составляют туристский организатор, физрук, отряд­ные вожатые.

Маршрут следует планировать с учетом возраста и опыта детей по интересным, красивым местам, где есть возможность посетить исторические и природные памятники, музеи. Какой бы протяженности не был маршрут, в период подготовки руководитель должен донести до детей цель похода. Тогда поход не превратится в нудное отсчитывание пройденных километров и ожидание конца маршрута. Цель похода – это ориентир для группы. Если есть цель, то дети стремятся ее достичь. В зависимости от целей походы могут быть спортивными (зачетными), краеведческими (познавательными), учебно-тренировочными, контрольными и другими.

Выход в поход оформляется приказом начальника лагеря. Не допускаются к походу учащиеся без разрешения врача. Руководитель похода получает у начальника лагеря или его заместителя маршрутный лист.

В целях развития самостоятельности, активности и творчест­ва учащихся, привития им практических навыков каждому участни­ку похода поручается выполнение определенных обязанностей. Походные должности делятся на постоянные и временные.



Постоянные (на весь поход) походные должности: командир, старший проводник, старший краевед, зав. питанием, зав. снаряжением, казначей, санитар, физорг, культорг, ремонтный мастер, фотограф и другие - в зависимости от целей похода.

Временные (дежурные) походные должности: дежурный проводник, дежурный краевед, дежурный повар, дежурный костровой.

Что брать с собой в поход?

Вожатый или педагог дополнительного образования заранее сообщает родителям список личного снаряжения, которое потребуется детям в походе.

В поход нужно взять: рюкзак с широкими лямками, который должен быть хорошо подогнан, спальный мешок или одеяло, спор­тивный костюм, легкий непромокаемый плащ или накидку от дождя, крепкие, но разношенные ботинки, спортивные тапочки или кеды, шерстяные и простые носки (2 пары), легкий головной убор, за­пасной комплект белья, полотенце, зубную щетку, пасту, расческу, миску, кружку, ложку, нож, блокнот, ручку.

Помимо личного, в поход берут снаряжение общего пользова­ния (групповое) на весь отряд: палатки (1 палатка на 2-4 челове­ка), пилу, топор, котлы для варки пищи, половник, фонарики, лопату саперную, мед. аптечку, карту-схему района похода, ремонтный набор, оборудование для краеведческой работы (в зависимости от цели похода).


Выполнение

исследовательских краеведческих заданий в походе

На природе:

  • исследования объектов гидросети (рек, ручьев, колодцев, родников) – на чистоту. Описание водоемов и их берегов, легенды о родниках, топонимические исследования;

  • исследования леса: видовой состав, состояние просек и троп, поиск редких растений, исследование муравейников, фенологические наблюдения, записи голосов птиц и др.;

  • посещение заповедников и заказников, лесничеств;

  • описание взаимоотношений человека и природы.

В населенных пунктах:

  • посещение музеев, предприятий, учебных заведений;

  • изучение памятников архитектуры, усадебных и парковых комплексов; топонимические исследования;

  • исторические исследования (события Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., история преобразования городов и сел);

  • деревня и окружающая среда: закономерности планировки населенных пунктов. Ландшафт. Проблема исчезновения деревень и возникновения дачных поселков, утрата традиций народной культуры;

  • изучение явлений, связанных с языком (сбор фольклора, запись живой речи пожилого населения);

  • встречи с краеведами, библиотекарями, самодеятельными писателями и поэтами;

  • запись воспоминаний и рассказов местных жителей о событиях из истории населенного пункта;

  • описание маршрута, творческие литературные работы(стихи, рассказы, песни), созданные на основе походных впечатлений;

создание путеводителей; работа с краеведческой литературой.

следующая страница>


В оздоровительном лагере

Беззубцева Н. В., методист отдела содержания и развития образования дооц

431.43kb.

14 12 2014
4 стр.


Информация о детском оздоровительном лагере с дневным пребыванием «Салют!» Маоу сош №3 г. Тюмени
18.33kb.

08 10 2014
1 стр.


День рождения Бабы-Яги или шабаш на Лысой горе. День именинника в лагере

Праздник «Шабаш на Лысой горе» можно провести в лагере в день именинника в форме концерта

101.54kb.

12 10 2014
1 стр.


Организаторы

Республиканском учебно-оздоровительном центре «Балдаурен», г. Щучинск, Акмолинская область

44.22kb.

17 12 2014
1 стр.


Медицинский центр

В этом оздоровительном центре «You Kang» работают специалисты, которые занимаются исследованием китайской медицины уже более 30 лет

47.72kb.

09 09 2014
1 стр.


Программа «Здоровая Спина»

Вырветесь из ежедневной суеты и на мгновение забудьте внешний мир, предаваясь умиротворительной релаксации в Спа-центре и оздоровительном комплексе

26.35kb.

25 12 2014
1 стр.


Экспедиция на Сумультинский хребет

Вам позабыть о городской суете! В оздоровительном комплексе, кафе – баре, камине-барбекю, Вы весело проведете свое время, в длинные, зимние вечера

104.78kb.

17 12 2014
1 стр.


Новости Сочи, 10 августа 2007 г

В лагере дневного пребывания лицея №23 прошла выставка «Мы в ответе за тех, кого приручили»

14.69kb.

25 09 2014
1 стр.