Источник: ПСКОВСКОЕ АГЕНТСТВО ИНФОРМАЦИИ - https://informpskov.ru
Дата публикации: 25.08.2005 16:43 МСК
В Псковской области появятся плантации рапса
В Псковской области обсуждают возможность выращивания рапса. Как передает корреспондент ПАИ, об этом 25 августа на брифинге рассказал начальник Главного государственного управления сельского хозяйства и технического надзора Псковской области Василий Кириленок.
Он также отметил, что сегодня в область поступили предложения от латышских предпринимателей о взаимном сотрудничестве. «Они предлагают нам закупочные цены и отработанные технологии»,- пояснил В. Кириленок. 23 августа в администрации области прошла встреча руководителей сельхозпредприятий и представителями науки. Собравшиеся говорили о возможности возделывания рапса на зерно. Шла речь и о предложениях с латышской стороны, и использовании опыта калининградских соседей, к которым недавно за опытом ездила делегация от Псковской области. Очередное совещание по этому вопросу назначено на 14-16 сентября.
Добавим, что рапс – это однолетнее растение из рода капусты, одно из первых, окультуренных человеком. Особенность его в том, что оно наряду с использованием в пищу, применялось и для технических нужд. Им заправляли фонари, смазывали разного рода детали, поскольку масло без труда прилипает к металлическим поверхностям, контактирующим с водой и паром. Из масла научились делать биодизтопливо. Сегодня лидирующими производителями рапса стали: Китай, Индия, Канада. Кроме того, его выращивают по всей Европе.
Надеяться на инвестиционные проекты надо осторожно, комментирует В. Меньшиков областную программу экономического и социального развития
Более предметный разговор о программе экономического и социального развития Псковской области, в частности, о наполнении той ее части, которая касается агропромышленного комплекса, можно будет вести только после ознакомления с проектом бюджета на 2006 год, считает депутат Псковского областного Собрания, руководитель депутатской группы «Псковщина» Владимир Меньшиков. «Если в бюджете будут обозначены программы по поддержке сельского хозяйства, в том числе личных подсобных хозяйств граждан, то можно будет смотреть в будущее с большим оптимизмом. Но поскольку бюджет в Собрание пока не внесен, что-то комментировать сложно. К тому же относительно программы, я считаю, что надеяться на инвестиционные проекты надо осторожно. У России, к сожалению, сложился имидж, настораживающий инвестора. И изменить его только в пределах одной области очень сложно», - сказал он в интервью корреспонденту ПАИ.
Тем не менее, по мнению депутата, есть ряд направлений развития АПК, которые могли бы найти отражение в бюджете-2006. «К примеру, хотелось бы в бюджете следующего года увидеть целевую программу по выращиванию рапса, поскольку это очень перспективная отрасль – и не только сельского хозяйства. Из зерна рапса приготавливают масло, которое перерабатывается в биодизель – экологически чистое топливо для дизельных двигателей. В Евросоюзе уже действует программа, по которой из общего объема потребления топлива биодизель должен составлять не менее 2 %», - рассказал Владимир Меньшиков.
Он напомнил, что ближайшие соседи Псковской области - Латвия и Эстония - тоже являются членами Евросоюза. «Но, насколько я знаю, в Латвии есть всего три заправки с биодизелем, а к 2009-2010 году объем потребления экологически чистого топлива по требованию ЕС должен вырасти до 5-6%. Это очень много», - подчеркнул Владимир Меньшиков. По его информации, Латвии, чтобы выйти на эти параметры, нужно производить порядка 200 тысяч тонн зерна рапса, но республика максимально может производить только до 100 тысяч тонн зерна рапса в год. «Объем в 200 тысяч она не сможет освоить, даже если засеять все площади, не только сельскохозяйственного назначения. Такая культура, как рапс, выращивается один раз за четыре года на одном поле, затем надо поля менять. Если в распоряжении всего 10 тысяч гектаров земли, то можно сеять только четвертую часть», - пояснил Владимир Меньшиков. В Псковской области сельхозугодия имеются в достаточном количестве.
«Могу сказать по результатам последнего визита в Латвию делегации Псковской области, в состав которой я входил: у соседей есть заинтересованность в том, чтобы Псковская область участвовала в такой программе. Они готовы помогать и техникой, и семенами, и кадрами. Для Псковской области – это создание новых рабочих мест, обучение механизаторов работе на новой современной технике, поступление налогов», - добавил он.
Что касается разработки в рамках программы экономического и социального развития Псковской области областного закона «О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств граждан», то, по мнению В. Меньшикова, здесь необходимо предусмотреть возможность создания пунктов проката техники на селе. «Почему, приехав в Петербург, я могу взять в прокат машину, а человек, имеющий личное подсобное хозяйство, хочет картошку посадить, но не может нигде трактор найти? Надо понимать, что выращивать своё люди все равно будут», - заметил Владимир Меньшиков.
В связи с этим, он обратил внимание, что в Псковской области люди до сих пор не знают и об уже давно действующих законах, защищающих интересы тех, кто ведет личное хозяйство. «У нас до сих пор многие не знают о законе, который позволяет людям, ведущим личное подсобное хозяйство, иметь трудовой стаж. Это областной закон», - подчеркнул он.
Псковские власти всерьез обсуждают перспективы возделывания рапса.
В условиях тотального подорожания цен на бензин идея выращивания на полях Псковщины рапса, озвученная главой областного сельхозуправления Василием Кириленком, приобретает новый, особо значимый смысл.
Все дело в том, что в последнее время в мире много говорят о производстве жидкого топлива из растительных источников. В частности, возрастает спрос и на непищевое использование рапса: с ужесточением норм на токсичность выхлопных газов автомобилей биотопливо из рапсового масла может стать одним из вариантов решения этой проблемы.
Кто знает, может быть, именно Псковской области суждено быть пионером в использовании экологически чистого топлива? При том, конечно, условии, что его потребление будет экономически целесообразно, а наши автомобили - адаптированы для нового горючего.