В. Р. Островская
Российская государственная юношеская библиотека,
Москва, Россия
Библиотеки России и формирование экологической культуры
современного общества
Благодарю организаторов 7-го Международного семинара “Электронные ресурсы и международный обмен: Восток-Запад” за предоставленную мне возможность рассказать о работе библиотек России по экологическому образованию и просвещению населения.
Актуальность экологических проблем, тревожно вставших перед мировым сообществом уже в 70-х годах XX века, была осознана учреждениями культуры нашей страны. Библиотеки, пожалуй, в числе первых поняли, насколько необходимо их участие в природоохранной работе и активно включились в нее. Это позволило им накопить богатый и разнообразный опыт в сфере экологического просвещения населения.
Главная юношеская библиотека страны [ныне Российская государственная юношеская библиотека (РГЮБ)] выступила с инициативой разработки эффективных методов популяризации экологических знаний и формирования у населения экологической культуры. В 1981 году в РГЮБ, впервые в библиотечной практике, решением Министерства культуры и Комитета по делам молодежи был создан самостоятельный отдел экологической культуры. Он очень быстро завоевал авторитет не только среди юношеских библиотек, но и среди библиотек всех типов и видов.
Благодаря организующей и консультативной роли РГЮБ все большее количество библиотек подключалось к раскрытию экологических проблем, совершенствовали качественные стороны своей деятельности, охватывали читателей и жителей из различных социальных и возрастных групп населения. Даже в условиях экономического кризиса, охватившего страну, нестабильного государственного финансирования библиотеки России сумели сохранить свою структуру, использовать совокупный потенциал в целях развития сотрудничества и поиска новых форм работы с населением в сфере экологического образования.
С 1995 года библиотечным сообществом стали проводиться Всероссийские смотры-конкурсы работ библиотек по экологическому просвещению. Их организаторы – Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Министерство природных ресурсов РФ, Министерство образования и науки РФ. Конкурсы проходят в два тура. Первый тур – в субъектах РФ, на второй общероссийский тур поступают лучшие конкурсные работы от территориальных оргкомитетов. Всероссийский Оргкомитет возглавляют руководители указанных министерств, и в него непременно входят сотрудники РГЮБ, на которых возлагается ответственная роль быть экспертами конкурсных работ.
Итоговая таблица участников трех смотров конкурсов
Смотры-конкурсы
|
Библиотеки
участники
|
Представительсто
субъектов РФ
|
1 конкурс
(1995–1996)
|
14000
|
55
|
2 конкурс
(1997–1998)
|
18000
|
60
|
3 конкурс
(2000–2001)
|
20000
|
78
|
Итоговая таблица участников общероссийских туров
Библиотеки
|
Первый
конкурс
|
Второй
конкурс
|
Третий
конкурс
|
Итого
|
Центр., гор.,
районныее
|
72
|
73
|
121
|
266
|
Юношеские, детские
|
36
|
35
|
62
|
133
|
Школьные
|
28
|
38
|
38
|
104
|
Научные
|
14
|
9
|
13
|
36
|
Вузовские
|
5
|
10
|
13
|
28
|
Сред. спец. учеб. зав.
|
2
|
4
|
10
|
16
|
В библиотеках, участвовавших в конкурсе, реализуются долгосрочные программы, проекты, разрабатываемые и выполняемые в координации с территориальными природоохранными органами, общественными экологическими организациями, высшими и средними учебными заведениями.
Итоговая таблица призеров Всероссийских смотров-конкурсов
Библиотеки
|
Первый конкурс
|
Второй конкурс
|
Третий конкурс
|
Итого
|
Победители
|
8
|
9
|
24
|
41
|
Лауреаты
|
94
|
71
|
117
|
282
|
Дипломанты
|
55
|
90
|
115
|
260
|
Среди победителей смотров-конкурсов библиотеки разных видов и масштабов деятельности:
– Брянская областная научная универсальная библиотека (БОНУБ) им. Ф.И. Тютчева, создавшая систему экологического просвещения населения, проживающего на территории пострадавшей от аварии на Чернобыльской АЭС;
– Центральная районная библиотека Кабанского района Республики Бурятия, разработавшая и реализующая программу “Мы живем у Байкала”;
– сельская библиотека-филиал № 10 Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия), которую отличает инновационный подход в разработке программы экологического просвещения “Зеленый крест”;
– научно-техническая библиотека Хабаровского государственного технического университета, использовавшая новые технологии и методы библиотечной практики в экологическом просвещении.
Материалы смотров-конкурсов глубоко анализировались и обобщались. В 2001–2003 годах изданы сборники “Библиотека и экологическое просвещение. Итоги Всероссийского смотра-конкурса 2000–2001гг.”, “Развитие системы экологического образования и просвещения в 1992–2002гг.”, “Экологическое просвещение в библиотеках России”.
Отдел экологической культуры участвовал в разработке проекта Федерального закона РФ “Об экологической культуре”, который в настоящее время рассматривается в Государственной Думе РФ.
Выполняя Федеральный закон РФ “Об охране окружающей среды” (2002), определивший одним из важнейших принципов государственной экологической политики – повышение экологической культуры общества, библиотеки используют свой уникальный потенциал. А это:
– стабильная и разветвленная инфраструктура по всей стране (только в составе библиотечной сети Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ их около 50 тысяч);
– наличие высоко квалифицированных кадров энтузиастов-библиотекарей;
– статус единственного учреждения социально-культурной сферы, бесплатно доступного для всех;
– накопленные массивы экологической информации на бумажных и электронных носителях.
В целях создания федеральной библиотечной эколого-просветительской системы и учитывая опыт РГЮБ в этом направлении, Министерство культуры России в 2002 году преобразовало отдел экологической культуры библиотеки во Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры (ВЦЭК), утвердило Положение о центре и его Научном совете.
Главные задачи ВЦЭК:
– научно-методическое руководство эколого-просветительской работой библиотек и ее координация;
– разработка программ и проектов в сфере экологического просвещения населения;
– создание в библиотеках центров экологической информации и культуры, экспериментальных площадок, лабораторий по направлениям экологического просвещения;
– организация и проведение школ-семинаров, стажировок по повышению квалификации библиотекарей, научно-практических конференций и круглых столов.
Научный совет ВЦЭК рассматривает принципиальные направления деятельности библиотек России в области экологического просвещения и формирования экологической культуры населения. В составе Научного совета известные ученые РАН, Академии образования, Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ), специалисты ведущих библиотек России. В настоящее время Научный совет разрабатывает концепцию участия библиотечного сообщества в реализации экологических аспектов концепции устойчивого развития. Члены научного совета, сотрудники ВЦЭК активно выступают на страницах профессиональной печати на темы экологического воспитания и роли библиотек в экологическом просвещении, постоянно ведут рубрики о новинках литературы по экологии в журналах для молодежи.
Заботясь о повышении квалификации библиотечных кадров, ВЦЭК совместно с АПРИКТ провел уже шесть школ-семинаров “Библиотека как центр экологической информации и культуры”. Стажировку в них прошли более 160 библиотекарей из национальных, краевых, областных и муниципальных библиотек, представлявших 60 субъектов Российской Федерации. На базе Вологодской универсальной научной библиотеки им. И.В. Бабушкина, Государственной юношеской библиотеки Республики Бурятия созданы региональные учебно-консультационные центры для библиотекарей и всех занимающихся экологическим образованием и просвещением.
Более стабильными и плодотворными становятся контакты ВЦЭК с Комитетом Государственной Думы РФ по экологии, научными и образовательными учреждениями, общественными движениями, ЮНЕСКО, Информационным центром ООН в Москве, Московским отделением Европейского регионального бюро ЮНЕП, Российским комитетом содействия программе ООН по окружающей среде (ЮНЕПКОМ), ИСАР.
Библиотеки в последние годы полнее используют возможности Программы ЮНЕСКО “Информация для всех”, в рамках которой:
– создан Web-сайт ВЦЭК;
– на X Международной конференции “Крым–2003”, проводимой Государственной публичной научно-технической библиотекой России, успешно работала секция “Библиотека – центр экологической информации и культуры”, ставшая структурным звеном этой представительной конференции;
– на базе областных универсальных научных библиотек состоялись крупные научно-практические конференции (“Программа ЮНЕСКО “Информация для всех: развитие национальной и международной информационной политики” Петропавловск-Камчатский, 2003; “Библиотечно-философская школа” Калининград, 2004; международный форум “Экологическая культура и информация в интересах устойчивого развития” Брянск, 2004).
В 2004 году открыт первый в России Брянский региональный ресурсный центр доступа к экологической информации на базе БОНУБ
им. Ф.И. Тютчева, созданы муниципальные информационно-экологические центры в городах Новозыбков и Унеча (Брянская область), пункты доступа к экологической информации в четырех сельских библиотеках, что является началом формирования общероссийской сети центров доступа к экологической информации. Предполагается, что точками роста этой сети станут экологические центры на базе библиотек в Республике Бурятия, Вологодской, Иркутской, Орловской, Брянской областей. Информационная поддержка формирования сети будет осуществляться через Web-сайт ВЦЭК (https://www.eco.ifap.ru).
Приоритетами ВЦЭК в 2005 году являются:
– организация проведения 1-го тура 4-го Всероссийского смотра-конкурса работы библиотек по экологическому просвещению в интересах устойчивого развития;
– разработка модельного стандарта обеспечения доступа населения к экологической информации;
– научно-методическое обеспечение работы Межгосударственной библиотечной школы-семинара “Экологическая культура в интересах устойчивого развития” (Россия, Республика Украина, Республика Беларусь; на базе БОНУБ им. Ф.И. Тютчева, сентябрь 2005);
– развертывание консультационно-методической деятельности по проблемам экологии в помощь учащимся, аспирантам, преподавателям;
– формирование ядра фонда экологической литературы в библиотеках страны;
– анализ и обобщение опыта работы региональных библиотек – центров экологической культуры.
Считаем, что библиотекам России и США очень полезен регулярный обмен опытом работы по экологическому просвещению. Библиотечные сообщества наших государств могли бы совместно разработать и реализовать пионерский библиотечный российско-американский проект “Экологическая культура подрастающего поколения” в рамках Стратегии ООН “Образование в интересах устойчивого развития”.