§3. Методологические вопросы классификации
пробелов международного права
К рассмотренным вопросам происхождения пробелов
права примыкает и задача их классификации. По мне-
нию В. К. Забигайло, классификация — «несомненно
важная и необходимая ступень в изучении природы
этого явления, причин возникновения пробелов, возмож-
ностей их предупреждения и преодоления»
39. Большое
значение она имеет и для установления пробелов. Про-
цесс этот, как правило, конкретен и связан с такими
объектами, которые требуют индивидуальной оценки и
уяснения. Во многом его эффективность зависит от пра-
вильного выбора средств установления пробелов, что
предполагает знание пробельной ситуации, ее компо-
нентов, вызванных ею последствий. Многое проясняется
при точной классификации пробела, отнесении его к
соответствующему виду.
Следует подчеркнуть, что в работах буржуазных ав-
торов по проблеме пробелов внутреннего и междуна-
родного права даны различные примеры систематиза-
ции
40. Критерии, применяемые их создателями, несмот-
ря на все многообразие, абстрактны и связаны в целом
31'
•с тенденциями обоснования расширения судебного пра-
•вотворчества, придания арбитражной и судебной юрис-
дикции универсального характера. Среди западных
юристов встречаются попытки и 'Объективного подхода
к классификации пробелов. В частности, некоторые
из них правильно указывают на типы пробелов в
договорных и обычных нормах (Л. Сиора, Ж. Салмон
и др.)
41.
Научная классификация пробелов международного
права исходит из раскрытия их сути, генезиса возник-
новения, причин образования, способов установления и
других реальных критериев, относящихся к нормооб-
разованию и правоприменению. Следовательно, в про-
цессе ее создания встают важные методологические за-
дачи доказательства пробела и отграничения его от
других родственных социальных явлений. Научная фор-
мулировка пробела вытекает из объективной и субъек-
тивной обусловленности международного правотворче-
ства, из необходимости отражения в нем правомерных
интересов государства, а также потребностей междуна-
родных отношений и специфических запросов самой
правовой системы. Пробел обладает своеобразием, от-
раженным в его формально-юридической природе. Сущ-
ность пробела заключена в отсутствии и дефектах со-
гласованной воли государств, которые образуют «молча-
ние права» или неполноту нормы и ее элементов. Со-
держание пробела представляет собой нереализацию
целей и потребностей международного права и самих
государств, могущих и должных быть объектом волево-
го нормообразования. Это также недостижение конкре-
тизации сущности воли, согласованной между государ-
ствами, или ее ограниченное выражение, игнорирова-
ние или недостатки учета тех требований, которые в
ней заключены.
Форма пробела — способы и источники обнаружения,
констатации недостатков волевого взаимодействия го-
сударств, которые приводят к пробелам в праве. К ним
относятся договоры, обычаи, резолюции и постановле-
ния международных организаций и конференций, раз-
личные правоприменительные акты. Отмеченная инди-
видуальность пробела как правового явления отграни-
чивает его, в частности, от «правосвободного простран-
ства», «ошибки права», пробела в международном по-
литическом регулировании и т. п.
42
32
В ходе классификации пробелов обращается внима-
ние на содержание и характер отсутствующего правопо-
ложения (императивное, диспозитивное, управомачи-
вающее, обязывающее, запрещающее и т д), его роль
в системе международного права и в международно-пра-
вовой системе; его соответствие сфере и пределам пра-
вового регулирования Эффективность доказательства
пробела и внесения его в классификацию зависит от чет-
кого определения прежде всего сферы международно-
правового регулирования. Это важно потому, что «про-
бел в праве — это пробел в содержании действующего
права в отношении фактов общественной жизни, находя-
щихся в сфере правового воздействия»
43, и он связан с
«неурегулированностью только тех отношений, которые
имеют юридическое значение»
44 Установление границ
правового регулирования и тех общественных отношений
и связеч, которые урегулированы правом или должны
подвергнуться его нормативному влиянию, соприкасается
с признанием объективных и субъективных пределов
действия международного права Одни из них происте-
кают из базисных закономерностей Как отмечали клас-
сики марксизма, «право никогда не может быть выше,
чем экономический строй и обусловленное им культур-
ное развитие общества»
45 Другие обусловлены сувере-
нитетом государств, осуществлением ими суверенных
правомочии Важным фактором при этом выступают
основные принципы международного права Они уста-
навливают нормативные рамки регулирования между-
народных отношении, распространяя на ни< режим меж-
дународной законности, составляя одновременно фунда-
мент международного правопорядка Принципы также
играют большую роль в оценке реальности и правомер-
ности притязаний государств на урегулирование кон-
кретных отношении При наличии пробельной ситуации
фактические отношения лишь в случае их соответствия
требованиям императивных начал подлежат норматив-
ному воздействию Естественно, не может идти и речи о
пробелах, а также о необходимости внесения их в клас-
сификацию применительно к тем отношениям, которые
реально подрывают или угрожают международному
правопорядку, отрицают общепризнанные нормы
Анализ международных отношений позволяет раз-
делить их на те, которые 1) по объективным причинам
не входят и не могут входить в сферу международно-пра-
2 Ф 216 33
нового регулирования. Например, международные по-
литические отношения негосударственного характера46;
2) обусловлены материально, отвечают целям между-
народного права, но не вошли пока в область действия
субъективного фактора. Это своего рода «перспектив-
ные» международные правоотношения; 3) подвергнуты
правовому регулированию. Последние могут иметь про-
белы. Следовательно, при классификации пробелов
надо исходить из того, что уже урегулировано государ-
ствами и отражено в действующих нормах и что не
урегулировано, хотя должно и возможно в современных
условиях, но по определенным обстоятельствам не вклю-
чено в орбиту непосредственного международно-право-
вого регулирования. Такое широкое понимание сферы
позволяет обнаружить реальные потребности права,
выявить недостатки и разработать законодательные
меры по его совершенствованию.
Следовательно, уяснение сферы юридического воз-
действия важно для отличия пробелов в международ-
ном праве от аналогичных явлений внутригосудар-
ственного права, международного политического функ-
ционирования, области действия иных социальных норм
(моральных, технических и др.). Установление пробелов
и определение их места в классификации могут быть
эффективными лишь при учете содержания, границ и
тенденций международного права, всей правовой прак-
тики, которую можно определить как «глубинную со-
циальную сущность правотворчества, отражающего
опыт прошлого, тенденции настоящего и перспективы
будущего»
47.
Вполне очевидно, что к пробелам нельзя подходить
с одинаковой меркой. Требуется учитывать их специфи-
ку. В зависимости от вида пробела и его места в сис-
теме норм международного права находится выбор
средств установления пробела и его восполнения, ор-
ганизационные формы, темпы и результаты этого про-
цесса.
Что же касается самой классификации пробелов
международного права, то она должна, по нашему мне-
нию, строиться на основе следующих критериев: содер-
жания и характера норм (пробелы в политических, эко-
номических и т. д. нормах права); системно-структурно-
го местонахождения пробелов (пробелы системы, от-
расли, института, группы норм и отдельной нормы или
34
ее элементов); источника права (пробелы в договорах
или обычаях); времени появления и действия (кратко-
срочные и долгосрочные пробелы); уровня и формы си-
стематизации норм (пробелы в инкорпарационных и
кодификационных актах); способов установления и
восполнения пробелов (логический, системный, сравни-
тельный, исторический и т. д.). Могут применяться и
другие основания классификации. При ее создании сле-
дует учитывать требования закономерностей междуна-
родного права, интересы государств в совершенствова-
нии правовой системы, задачи укрепления международ-
ного правопорядка. Лишь на этом пути будут обеспече-
ны практическая ценность и вклад классификации про-
белов в прогрессивное развитие современного междуна-
родного права.
ГЛАВ А III
РОЛЬ УСТАНОВЛЕНИЯ ПРОБЕЛОВ В ПРОЦЕССЕ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО
ПРАВА
§ 1. Понятие и цели установления пробелов
в международном праве
Важным средством улучшения и прогрессивного раз-
вития современного международного' права выступает
процесс установления и восполнения его пробелов, ко-
торые в силу различных обстоятельств до сих пор во-
зникают и оказывают негативное воздействие на пра-
вовое регулирование. В этих условиях актуально рассмо-
трение общих вопросов механизма установления пробе-
лов '. Необходимость подробного исследования опреде-
лена теоретико-прикладным и идеологическим характе-
ром проблемы пробелов в целом и ее конкретных
аспектов.
Западной доктрине международного права присуща
тенденция, с одной стороны, игнорирования концепции
установления пробелов, что следует из отрицательного
отношения к проблеме пробелов в праве, а с другой,—
сведения ее исключительно' к вопросам юридической
техники и правовой логики. Затушевывается связь с
важными историческими изменениями в нормативной и
социальной природе международного права современ-
ности
2. Таким образом, проявляется стремление буржу-
азной юриспруденции воспрепятствовать прогрессивным
тенденциям в нормообразовании, в частности, возраста-
нию роли социалистических и развивающихся госу-
дарств в этой деятельности. Она также пытается за-
вуалировать истинные причины появления ряда пробе-
лов. Характерно, что подобный методологический и
практический подход вытекает из широко распростра-
36
ненной на Западе теории восполнения пробелов по-
средством международного судьи или арбитра, посред-
ством «правотворческих действий» иного правоприме-
нительного органа
3. Противопоставление последних го-
сударствам здесь далеко неслучайно В деятельности,
например, Международного Суда капиталистические
страны видели и видят средство такого восполне-
ния пробелов и толкования норм, которое бы от-
вечало их внешнеполитическим целям и интересам
4. При
этом, как обоснованно показал Д Б. Левин, «ссылки
на мораль», так же как ссылки на «естественное право»
и «общие принципы права», которые якобы призваны
служить «восполнением позитивных норм международ-
ного права, являются удобным средством для произ-
вольного толкования и даже обхода этих норм, что от-
вечает общей политике империалистических государств,
отнюдь не заинтересованных в стабильности и опре-
деленности международного права»
5.
В работах Е. Зауэра, М Джулиано, У. Шейнера и
их современных последователей — авторов и толкова-
телей вышеуказанной теории — за органами, которые с
их точки зрения должны восполнять пробелы, закрепля-
лось, если не прямо, то косвенно, исключительное пра-
во и на их установление. Символично, что и поныне да-
же авторы, признающие роль государств в установле-
нии пробелов, ставят судебные органы на первое место
среди субъектов этой деятельности, носящей политико-
юридический характер
6.
Таким образом, рассматриваемая проблема не мо-
жет эффективно решаться на основе буржуазной мето-
дологии, западной теории и практики международного
права Создание научной концепции, раскрывающей
сущность и содержание процесса установления пробе-
лов, функции его субъектов — важная задача социа-
листической доктрины международного права
В период безраздельного господства капитализма
процесс установления пробелов международного права
нес на себе отпечаток его антидемократической направ-
ленности Проявлялось это в исключительном положе-
нии «цивилизованных» государств в нормообразовании,
активной разработке ими норм и принципов «права
войны» и, соответственно, в восполнении его пробелов.
От участия в международном сотрудничестве отстраня-
лись народы колоний, игнорировались интересы менее
37
развитых отдельных суверенных государств в устранении
пробелов и т. д. Тем самым наносился серьезный ущерб
сотрудничеству в деле совершенствования правовых норм.
Давая характеристику тому периоду, В. И. Ленин пи-
сал в 1913 г.: «Куда ни кинь — на каждом шагу встре-
чаешь задачи, которые человечество вполне в состоянии
разрешить
немедленно. Мешает капитализм»
7. Недос-
татки и противоречия, присущие этому типу права, бур-
жуазные страны использовали в своих интересах, на-
саждая в международных отношениях режим беззако-
ния.
В современных условиях процедура установления про-
белов характеризуется рядом важных признаков. Они
выражают прогрессивные изменения в сфере правового
регулирования, а также говорят о возросшем значении
этой стороны проблемы пробелов и об отличии ее от
соответствующего процесса в международном праве
дооктябрьского периода. Рассматриваемая процедура
выделяется ныне тесным переплетением политического и
технико-юридического аспекта; увеличением круга субъ-
ектов установления пробелов и активным участием в
нем государств мировой системы социализма и разви-
вающихся стран; иным перечнем источников междуна-
родного права, имеющих пробелы; разнообразием са-
мих пробелов и возросшим требованием динамизма их
устранения и др.
Таким образом, по своей нормативной сути процесс
установления пробелов международного права отража-
ет прогресс и способствует совершенствованию его эле-
ментов. Говоря о наиболее значительных чертах ана-
лизируемого процесса, следует отметить прежде всего
закономерный и объективно-необходимый характер ус-
тановления пробелов в праве. Он вытекает из детерми-
нации последнего общесоциологическими и собственно
юридическими тенденциями
8. Как известно, «...каждая
форма производства порождает свойственные ей право-
вые отношения»
9, которые «...коренятся в материальных
жизненных отношениях»
10. Эти реальные факторы не
просто содействуют появлению правовых норм, но и
определяют их дальнейшее совершенствование в силу
динамизма регулируемых социальных связей. По опре-
делению В. И. Ленина, «фактические отношения не
мертвы, а живут и развиваются. Юридические опреде-
ления могут соответствовать прогрессивному развитию
38
этих отношений, но могут также (если эти определения
плохи) «соответствовать» регрессу или застою»
и. Уста-
новление и восполнение пробелов, следовательно,— про-
цесс логически и социально! необходимый. Особенно
рельефно это обнаруживается его прикладной направ-
ленностью, ориентацией на потребности решения конк-
ретных вопросов правовой практики. Проиллюстрируем
данное положение рядом примеров.
Согласно действующему праву, при решении меж-
дународных споров особое значение имеет фактор мо-
бильности
12. Роль его отмечается и доктриной права. По
словам Д. Б. Левина, «государства обязаны разрешать
свои споры своевременно и не оставлять нерешенны-
ми»
13. Э. А. Пушмин писал об обязанности государств
регулировать все споры, разногласия «по существу и
вовремя»
14. Естественно, такая задача, тесно связанная
с поддержанием международного мира и безопасности,
укреплением правопорядка, предполагает высокий уро-
вень развития нормативного материала, его полноту, а в
случае пробельности определяет императивность уста-
новления и восполнения пробелов.
Другая проблема — применение норм и принципов,
возникших в ходе кодификации и прогрессивного раз-
вития международного права. На ее остроту неодно-
кратно обращала внимание Организация Объединенных
Наций
15. Приняты многочисленные резолюции, призван-
ные, в частности, стимулировать универсализацию
участия государств в многосторонних договорах общего
характера с целью вступления последних в юридическую
силу
16. Как показывает анализ ряда договоров, их
эффективному действию препятствуют присущие им не-
достатки, в том числе и пробелы. Среди таких категорий
актов, например, и Венская конвенция 1969 года по пра-
ву международных договоров, в которой отсутствует
принцип универсальности, норма о недопущении эконо-
. мического и политического принуждения при заключении
международных соглашений и др. Подобная ситуация
приводит к тому, что многие разработанные соглашения
не подписываются и не ратифицируются государствами
на протяжении длительного времени. Давая ей оценку,
А. П. Мовчан справедливо подчеркивает, что в случае
существенных пробелов или недостатков конвенций, ко-
торые порождены «забвением интересов развития меж-
дународного права по пути прогресса, ...многие госу-
39
дарства не считают для себя возможным ратифициро-
вать или присоединиться к таким конвенциям»
17. Сле-
довательно, и в данной ситуации налицо практическая
ценность установления пробелов и их дальнейшего
восполнения.
Как и любое другое явление международно-право-
вой реальности, процедура установления пробелов носит
классово-политический характер. «...Все юридическое,—
писал Ф. Энгельс,— в основе своей имеет политическую
природу»
18. Причем в одинаковой мере это присуще
методологическим, принципиальным вопросам и вопро-
сам, связанным, например, с применением юридической
техники.
Установление пробелов всегда затрагивает внешне-
политические интересы и потребности государств. По-
следние, будучи проявлением объективного
19, требуют
постоянного учета в правотворческой деятельности.
Выступая в роли субъективного фактора образования
правовых норм, они оказывают заметное влияние на
содержание процесса установления пробелов, его форму,
получаемые результаты. Подобные факторы, отмечает
Р. О. Халфина, играют «большую роль в принятии пра-
вотворческого решения, а следовательно, и в дальней-
шем повышении его эффективности»
20. Причем в меж-
дународном праве особо прогрессивную позицию в
установлении и восполнении пробелов занимают социа-
листические государства По своему содержанию она
полностью отвечает положению марксизма о том, что
«точка зрения законодателя есть точка зрения необхо-
димости»
2'. Этим объясняется, в частности, историческое
воздействие внешней политики и дипломатии социализ-
ма на формирование международно-правовых норм и
принципов и их дальнейшее совершенствование.
Помимо указанных признаков, процесс установления
пробелов обладает и целенаправленностью. Он связан,
с одной стороны, с достижением оптимизации междуна-
родного права, прогрессивным развитием всей право-
вой системы и другими общенормативными задачами, а
с другой, имеет более конкретные цели, обнаружение
пробелов, их политико-правовое определение, выработ-
ку рекомендаций о перспективах нормообрачования,
имея в виду восполнение установленного пробела по-
средством согласованного волеизъявления субъектов
международного права. Указанные цели определяют
40
стадии и содержание деятельности по установлению
пробелов
22. Они выражают специфику этого процесса и
его отличие, скажем, от толкования норм международ-
ного права, их конкретизации, также способствующих
совершенствованию нормативного материала. При этом,
как пишет Д. Анцилотти, «правильное толкование норм
международного права может показать, что данный
конкретный случай логически не входит в сферу дей-
ствия этих норм»
23.
Рассматриваемая деятельность по установлению
пробелов международного права в процессе его нормо-
образования и правоприменения воплощена в опреде-
ленную форму действий ее участников. Она и является
объектом последующего анализа.
§ 2. Категории субъектов установления пробелов
в международном праве
Из специфики современного международного права
выясняется, что субъектами установления его пробелов
являются исключительно государства, борющиеся нации
и межправительственные организации. Речь идет об ос-
новных и вторичных субъектах правового регулирова-
ния. Участие для них в установлении пробелов — прояв-
ление международной правосубъектности, один из при-
знаков их правового статуса, а также конкретное выра-
жение принадлежащих им прав и обязанностей, которые
относятся к сфере образования и соблюдения норм. «Спо-
собность участвовать в международном творчестве — од-
но из характерных свойств любого субъекта междуна-
родного права,— пишет Е. Т. Усенко,— и, следовательно,
один из неотъемлемых элементов его статуса»
24.
Названные категории несут главную нагрузку по об-
наружению пробелов, других противоречий международ-
ного права и их ликвидации. Однако и для деятельности
в этом направлении, и для самого прогрессивного разви-
тия международного права в целом значение имеют дей-
ствия правоприменительных органов (суды, арбитражи)
и неправительственных организаций, разработки доктри-
ны международного права и т. п. Этот фактор оказывает
важное субсидарное влияние на установление пробелов
и определение практических мер по их восполнению.
Останавливаясь на оценке каждой из этих категорий,
можно заметить, что международное право — это преж-
41
де всего право межгосударственное25. Главную роль в
его совершенствовании закономерно играют государства.
Они выступают носителем и практическим реализатором
широких суверенных правомочий. Среди них — право на
создание норм, их дополнение, изменение. Это право га-
рантируется рядом основных принципов международно-
го права, другими императивными нормами (уважение
государственного суверенитета, сотрудничество, универ-
сальность и др.). Из них вытекает не только право на
равноправное участие в процессе установления пробелов,
но и обязанность такого участия. Наличие любого кон-
кретного пробела может вести к серьезным последстви-
ям, политическим и правовым осложнениям. Поэтому
для его признания и преодоления необходимо сотрудни-
чество государств, согласование их воль. Отсюда отстра-
нение государств от участия в кодификации и прогрес-
сивном развитии международного права, как это было в
недавнем прошлом в отношении отдельных социалисти-
ческих и развивающихся государств, другие факты огра-
ничения их суверенитета должны квалифицироваться
как нарушение основополагающих норм международного
права
26.
Действительно эффективным устранение пробелов
может быть лишь в случае полного охвата всех заинте-
ресованных сторон, тех субъектов, участие которых объ-
ективно необходимо при их активной роли в этом процес-
се. Именно такой подход присущ социалистическим стра-
нам. Опираясь на фундаментальные положения своих
национальных конституций, они выступают инициатора-
ми совершенствования международного права, принятия
новых соглашений, а также устранения всех тех социаль-
ных и собственно юридических недостатков, которые ока-
зывают отрицательное воздействие на укрепление режи-
ма международной законности. Примером этого служат
новые советские инициативы, внесенные на рассмотрение
38 сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященные
вопросам «Осуждение ядерной войны», «Замораживание
ядерного оружия» и др
27. Факты показывают, что мно-
гие предложения стран социализма, направленные в
ООН, ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ и другие организации, каса-
лись и решения проблемы пробелов в праве
28.
Прогрессивная деятельность подобного рода опреде-
лена позитивной социальной сущностью нового строя,
стабильностью его внешнеполитических принципов. На-
42
ряду с последними большое значение имеет и система
принципов правотворческой деятельности Советского го-
сударства, других социалистических стран. Для нее ха-
рактерна целенаправленность, поиск согласованных ре-
шений, готовность учитывать интересы и мнения других
государств при создании международно-правовых норм
и их совершенствовании. Такая позиция воплощена в до-
кументах XXVI съезда КПСС. Как говорится в Обра-
щении Верховного Совета СССР «К парламентам и на-
родам мира», Программа мира, принятая съездом, «вы-
ражает готовность Советского Союза вести переговоры
по всем актуальным вопросам мира и безопасности, с
вниманием отнестись к любым конструктивным идеям
других государств»
2Э.
Принципы правотворческой деятельности оказывают
влияние на материальные и процессуальные аспекты нор-
мообразования, а также отвечают достигнутым догово-
ренностям о порядке и процедуре разработки специаль-
ных норм международных отношений
30.
Наряду с социалистическими странами важный вклад
в создание норм права| вносят и развивающиеся госу-
дарства. Они уделяют большое внимание этому процес-
су, углублению его демократической и антиколониаль-
ной сущности. Как пишет известный нигерийский юрист
Т. Элайэс, «вклад, который вносит третий мир в целом и
Африка, в частности, в современное международное пра-
во, со временем будет возрастать как количественно, так
и качественно, особенно в рамках ООН»
31. О желании
развивающихся стран участвовать в обновлении между-
народного права, приспособлении его к требованиям
современности говорят и другие авторы
32. Практика
кодификации международного морского и гуманитар-
ного права, института правопреемства и других норм
свидетельствует о правильности этого вывода. Так, в
ходе работы Женевской конференции по гуманитар-
ному праву развивающиеся страны активно содейство-
вали установлению и восполнению пробелов Женевских
конвенций о законах и обычаях войны 1949 г., принятию
Дополнительных Протоколов, которые способствовали
улучшению этого правового института
33.
Процесс норМ'Ообразования ныне отличается расту-
щей активностью в нем межгосударственных организа-
ций. Присущая им правотворческая функция, способ-
ность ее самостоятельного осуществления закреплены
43
в учредительных и иных нормативных актах организа-
ций
34. Свое выражение они нашли непосредственно в
кодификационной деятельности этих субъектов права,
прежде всего Организации Объединенных Наций. Об
этом говорит, например, кодификация дипломатическо-
го и консульского права, права договоров, морского и
космического права и др. Она также свидетельствует,
что в рамках участия в правотворчестве международ-
ные организации и их органы обнаруживают пробелы
и дают квалифицированные советы по улучшению кон-
кретной группы норм. Пример тому — деятельность Ко-
миссии международного права ООН, юридического' ко-
митета ИКАО, ЮНСИТРАЛ, в программе работы ко-
торой рассматривалась проблема «Соотношение норм
национального права и унифицированных «орм и о
восполнении пробелов», юридического подкомитета Ко-
митета по' использованию космического пространства в
мирных целях и др.
Итоги этой важной для совершенствования между-
народного права работы отражаются в резолюциях,
проектах договоров, обзорах по специальным вопросам
и т. п. Особое место занимают среди них резолюции
Генеральной Ассамблеи ООН. В них, с одной стороны,
констатируется наличие пробела, выражается необхо-
димость его восполнения, а с другой стороны, указыва-
ются пути сотрудничества государств в этом направле-
нии. Оценивая их роль, И. И. Лукашук отмечает «прог-
ностическую функцию резолюций в отношении между-
народного права, которая ныне приобретает растущее
значение. Резолюции международных организаций по-
могают определить пути дальнейшего развития между-
народного права, нормы, которые необходимо создать»
35.
К ним можйо отнести: резолюцию 2916 (XXVII) о раз-
работке международной конвенции о принципах исполь-
зования государствами искусственных спутников Земли
для непосредственного телевизионного вещания; резо-
люцию XXXIII сессии Генеральной Ассамблеи о заклю-
чении международной конвенции об укреплении гаран-
тий безопасности неядерных держав; Хартию экономи-
ческих прав и обязанностей государств 1974 г., закре-
пившую в ст. 30 обязанность «сотрудничать в выработ-
ке международных норм и правил в области окружаю-
щей среды», и многие другие. Аналогичные акты при-
нимаются и другими международными организациями
44
(СЭВ, ОАЕ, ЛАГ, и т. д.). Приведенные факты раскры-
вают важную сторону функционирования международ-
ных организаций и их органов. Укрепление пормотвор-
ческих функций, их активное осуществление способ-
ствуют повышению авторитета самих механизмов и ре-
шению проблемы пробелов права.
Процесс правотворчества находится под влиянием
различных факторов
36. Существуют, в частности, так
называемые вспомогательные процессы образования
норм международного права
37. Применительно к иссле-
дуемому вопросу их роль проявляется в том, что они за-
ключают в себе информацию о состоянии (количествен-
ном и качественном) международного права, служат
средством (индикатором) обнаружения пробелов в его
системе
38. Подобного рода информация содержится,
например, в решениях и постановлениях международ-
ных судов и арбитражей, которые применяют право,
действуют на его основе и в его рамках. Как справед-
ливо отмечает Г. И. Тункин, «решения Международно-
го Суда входят в процесс нормообразования как часть
международной практики в том, что касается наличия
норм международного права или их толкования»
39. По
словам австрийского юриста А. Фердросса, «судебное
решение может установить еще недостаточно ясную
норму международного права»
40. Одновременно, как
правильно подчеркивается в научной литературе, судья
не вправе создавать нормы в отсутствие соглашения
государств
41. Французский юрист П. Веллас пишет:
«Позитивное право не признает нормативную власть
международной юриспруденции»
42.
В противовес этой позиции и вопреки реальному по-
ложению судов как правоприменительных органов в
буржуазной доктрине до сих пор широкое распростра-
нение имеет концепция «правотворческой роли» между-
народного судьи. Согласно ее постулатам, решения,
которые он принимает, творят право при отсутствии или
неполноте требуемой нормы, т. е. в случае пробела. Эта
точка зрения отражена в работах Г. Лаутерпахта,
П. Рейтера, Л. Сиора и др. Так, Л. Сиора в своем ис-
следовании проблемы пробелов приходит к выводу, что
«пробелы представляют для судьи трудность, которую
он преодолевает с помощью собственных методов»
43. По
словам Г. Лаутерпахта, решения Международного Суда
4>
«констатируют, что есть право. Их решения являются
свидетельством существования норм права»
44.
Практические выводы, следующие из приведенной
концепции, касаются обоснования обязательной юрис-
дикции Международного Суда ООН, других судебных
органов
45. Подобные рекомендации ограничивают суве-
ренитет государств и игнорируют соглашение как основ-
ное средство создания норм международного права и
его последующую роль в совершенствовании. Любой
факт констатации пробела или другого недостатка меж-
дународного права становится юридически значимым
лишь по воле государств, в процессе согласования их
позиций
46. Международный судья или иные аналогич-
ные органы могут способствовать обнаружению про-
бела. Но его политико-правовая характеристика и, со-
ответственно, оценка перспективы восполнения — исклю-
чительное право субъектов международного права.
«Международный Суд,— пишет В. К. Забигайло,— уста-
новив в действующем праве отсутствие необходимой
нормы для вынесения решения по делу, должен исхо-
дить из того, что решение любого вопроса, касающегося
содержания норм международного права, остается в
исключительной компетенции государств»
47. Признание
этой объективной реальности и действие в четких рам-
ках своей компетенции правоприменительного органа
обеспечит Международному Суду и иным механизмам,
созданным по воле государств, эффективность функцио-
нирования.
Важную роль в обнаружении пробелов играет и док-
трина международного права. Как отмечает Л. С. Явич,
«...наука обслуживает правотворческую деятельность,
помогает законодателю своевременно и точно завершить
сложный процесс правообразования, «уловить» ту
модель правоотношения, которую надо закрепить в за-
коне юридическом и которая уже существует как со-
циальный закон господствующих отношений»
48. По
словам Г. И. Тункина, «мнения авторитетных специа-
листов по международному праву различных стран
являются ныне одним из средств установления наличия
или отсутствия тех или иных норм международного
права, а также их толкования»
4Э.
Особое значение сегодня имеет социалистическая
наука международного права, которая вооружена пере-
довой методологией и оказывает заметное влияние на
46
разработку практических рекомендаций по совершен-
ствованию международного права. Как правило, в на-
учных исследованиях актуальных вопросов содержится
не только глубокий анализ международного права йе
1еде 1а1а, но и намечаются в полном соответствии с
объективными закономерностями перспективы его
прогрессивного развития.
Обнаружение в такого рода работах пробелов, их
всесторонний юридический анализ оказывают реальную
помощь органам государства, связанным с процессом
формирования его международно-правовой позиции и
его дипломатическими акциями на международной
арене
Активное участие в решении проблемы установления
пробелов принимают и различные научные организа-
ции. Так, Ассоциация международного права при ана-
лизе вопросов кодификации международного права, раз-
работки правил процедуры международного арбитража
и других неоднократно сталкивалась с указанной проб-
лематикой. В частности, при обсуждении вопроса о
применении норм Женевских конвенций 1949 г., на
конференциях Ассоциации в Токио и Хельсинки 'была
поставлена задача, установить возможные пробелы в
действующих текстах и выработать соответствующие
меры
50. Практическая деятельность в этом направлении
комиссии по международному медицинскому праву Ас-
социации представила интерес для государств-участ-
ников Женевской конференции 1977 года, которая при-
няла Дополнительные Протоколы к Конвенциям 1949
года
51. Этот пример также подтверждает, что основной
нормотворческий фактор в международном праве —
соглашение государств. Оно необходимо для конститу-
ционного признания пробела и принятия согласованных
решений по его устранению. Иначе говоря, и в данном
конкретном случае требуется международное сотруд-
ничество всех государств на равноправной основе в це-
лях повышения эффективности международно-правово-
го регулирования.
Таким образом, анализ деятельности субъектов
международного права, а также вспомогательных про-
цессов обнаружения пробелов позволяет провести чет-
кую линию юридического разграничения между ними
по характеру последствий их действий. Кроме того,
представляется возможным отметить и различные уров-
47
ни (формы) установления пробелов — нормотворческий,
правоприменительный (включая казуальный аспект),
доктринальный (научно-исследовательский). Всем этим
уровням без исключения присущи разнообразные прие-
мы установления, доказательства и правовой оценки
пробелов. Особое значение имеют:
конкретно-социоло-
гический подход, позволяющий собрать информацию и
оценить факт про'бельности, выявить социальные при-
чины этого явления в праве;
формально-логический,
используемый для констатации нарушения законов фор-
мальной логики в построении правоположения, имею-
щего пробел;
системный, который применим для оценки
пробела с точки зрения системно-структурной природы
международного права и его элементов.
В процессе констатации пробелов исследователь об-
ращается и к другим правовым средствам и методоло-
гическим приемам.
Обнаружение пробела и его всесторонняя политико-
правовая характеристика огранически предполагают
разработку мер, связанных с его устранением. Следует
подчеркнуть, что не всегда установление пробела авто-
матически или в относительно короткий срок ведет к
его восполнению или преодолению в ходе нормообра-
зования или правоприменения, хотя сама эффектив-
ность решения проблемы во многом зависит именно от
этого. Такая ситуация наступает в силу социально-
классовой специфики международного права, наличия
других объективных, а также субъективных причин.
Отсюда возможность продолжительного действия про-
бела в системе международного права, хотя он и счи-
тается установленным.
Тем не менее, действенность процесса установления
пробела, его качественность будут несомненно более
высокими, если он завершается формулированием прак-
тических советов, ориентированных на международное
сотрудничество по вопросам нормотворчества (разра-
ботку новых норм или дополнение действующих правил
и т. д.). Ценность подобных рекомендаций возрастает,
если они указывают не только направление сотрудни-
чества, но и дают определенную гипотетическую мо-
дель, фиксируют в ней в общих чертах признаки и эле-
менты прогнозируемого правоположения. Обращение к
правовому прогнозу в данном случае весьма перспек-
тивно. «Международно-правовое прогнозирование,—
48
пишет И. И. Лукашук,— приобретает серьезное значе-
ние для международной деятельности государства. Она
свидетельствует о научном уровне, эффективности и
оснащенности этой деятельности»
52.
Подлинно научный прогноз содержания планируе-
мой нормы, решения в целом «судьбы» пробела долж-
ны исходить из требований закономерностей междуна-
родного права, интересов государств в его совершенст-
вовании, задачи укрепления международного правопо-
рядка.
ГЛАВА IV
ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ МЕЖДУНАРОДНОГО
ПРАВА И ЕГО ПРОГРЕССИВНОЕ РАЗВИТИЕ
§ 1. О значении восполнения пробелов
в международном праве
Процесс восполнения пробелов в международном
праве имеет большое практическое назначение. Он ка-
сается непосредственно задачи создания нормативной
системы эффективного правового регулирования меж-
дународных отношений и создания условий ее оптималь-
ного функционирования. Отсюда тесная взаимосвязь
между совершенствованием международного права и
восполнением его пробелов. Она вытекает из того, что
«пробельность правовых систем государств и их воспол-
нение — это одна из существенных сторон жизни права,
в которой так или иначе проявляется его сущность, им-
манентная ей связь между объективным и субъективным
правом» '.
Положение о том, что восполнение пробелов есть
одна из целей и одно из практических направлений
прогрессивного развития международного права, явля-
ется общепризнанным в социалистической теории права.
По мнению А. П. Мовчана, кодификация международ-
ного права — это систематизация и усовершенствова-
ние норм международного права, которые осуществля-
ются «путем установления и точного формулирования
содержания действующих норм, пересмотра устаревших
норм и разработки новых норм с учетом потребностей
развития международных отношений...»
2. По словам
чехословацкого международника М. Поточного, «всякая
деятельность в области кодификации международного
50
права требует от кодификатора неизбежного заполнения
пробелов в праве и в случае необходимости изменения
норм в свете новых условий»
3.
Аналогичные высказывания по этому поводу содер-
жатся и в буржуазной доктрине международного права.
«Кодификация есть, прежде всего, очистительная рабо-
та, освобождающая действующее право от неясностей,
противоречий и устаревших норм»,— писал Ф. Мар-
тене
4, По мнению русского юриста П. Казанского, сущ-
ность кодификации проявляется в более точном выра-
жении действующих начал права, выяснении неопреде-
ленных, разрешении противоречий, пополнении пробелов
действующего права
5. По словам англичанина Д. Брай-
ерли, «существующее право бывает часто неопределен-
ным, и по тем или иным причинам в нем имеются про-
белы». Поэтому кодификатор «должен предложить луч-
шие варианты, а там, где есть пробел, он должен пред-
ложить, как его заполнить...»
6. Говоря о преимуществах
кодификации, финский профессор Э. Кастрен отмечает,
что она содействует унификации права и помогает
устранить пробелы и другие недостатки права
7. О пра-
вильности такого подхода свидетельствует работа меж-
дународных конференций, кодифицировавших ряд важ-
ных отраслей современного международного права (дип-
ломатическое, консульское, воздушное, космическое и
др.). Принятые на них акты способствовали расширению
границ действия международного права, совершенство-
ванию его норм и созданию условий, которые ограничи-
вают появление пробелов. Исходя из этого, в качестве
одного из критериев эффективности деятельности госу-
дарств в области разработки норм международного
права
8 можно предложить устранение пробелов в кон-
кретной нормативной системе и ее элементах.
Таким образом, установление и восполнение пробе-
лов — закономерная стадия процесса кодификации и
прогрессивного развития современного международного
права. Она обусловлена прежде всего необходимостью
предотвращения и ликвидации отрицательных послед-
ствий пробельности международного права. Последняя
может вызвать ущемление правомерных интересов го-
сударств и служить препятствием действенного воздей-
ствия права на политические, экономические, научно-
технические и иные межгосударственные связи. При
этом накладывается отпечаток на темпы, интенсивность
51
регулирования, что приобретает в современную дина
мичную эпоху социальных и научных революций особое
значение, а также на функционально целевую реализа-
цию норм и принципов. Действительно, отсутствие, на-
пример, в международном праве важных положений о
запрещении применения радиологического, лазерного и
других видов оружия определяет те трудности, которые
существуют па пути к потному и всеобщему разоруже-
нию
9. Другой пример — пробелы в действующих кон-
венциях по морскому праву, что негативно сказывается
па развитии сотрудничества государств в Мировом океа
не Отрицательные следствия вызывают и недостатки
ряда соглашений по борьбе с международным террориз-
мом, в том числе и свойственные им пробелы
10
Приведенные факты убедительно подчеркивают, что
устранение пробелов в системе международного права
надо рассматривать как одно из важных проявлений ее
зретости и динамичного развития Тенденция к необхо-
димому восполнению пробелов, дополнению и совершен-
ствованию международного права, как это следует из
анализа Устава ООН, других международных соглаше-
ний ", получает ныне нормативное закрепление Исходя
из этого, а также учитывая многоаспектное влияние
пробельной ситуации на функционирование международ-
ного права и принимая во внимание реальный вклад
восполнения пробелов в его прогресс, следует признать
актуальным исследование некоторых аспектов механизма
устранения пробелов в правовом регулировании.
<предыдущая страница | следующая страница>