Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Вариант № 4

ЧАСТЬ 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выпол­ните задания В1—В7; С1—С2.

— Дай же отряхнуться, папаша, — говорил несколько сип­лым от дороги, но звонким юношеским голосом Аркадий, весе­ло отвечая на отцовские ласки, — я тебя всего запачкаю.

— Ничего, ничего, — твердил, умильно улыбаясь, Николай Петрович и раза два ударил рукою по воротнику сыновней шине­ли и по собственному пальто. — Покажи-ка себя, покажи-ка, — прибавил он, отодвигаясь, и тотчас же пошел торопливыми ша­гами к постоялому двору, приговаривая: «Вот сюда, сюда, да ло­шадей поскорее».

Николай Петрович казался гораздо встревоженнее своего сына; он словно потерялся немного, словно робел. Аркадий ос­тановил его.

— Папаша, — сказал он, — позволь познакомить тебя с мо­им добрым приятелем, Базаровым, о котором я тебе так часто писал. Он так любезен, что согласился погостить у нас.

Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вы­лезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал.

— Душевно рад, — начал он, — и благодарен за доброе на­мерение посетить нас; надеюсь... позвольте узнать ваше имя и отчество?

— Евгений Васильев, — отвечал Базаров ленивым, но муже­ственным голосом и, отвернув воротник балахона, показал Ни­колаю Петровичу все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зе­леноватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверен­ность и ум.

— Надеюсь, любезнейший Евгений Васильич, что вы не со­скучитесь у нас, — продолжал Николай Петрович.

Тонкие губы Базарова чуть тронулись; но он ничего не отве­чал и только приподнял фуражку. Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей простор­ного черепа.

— Так как же, Аркадий, — заговорил опять Николай Петро­вич, оборачиваясь к сыну, — сейчас закладывать лошадей, что ли? Или вы отдохнуть хотите?

— Дома отдохнем, папаша; вели закладывать.

— Сейчас, сейчас, — подхватил отец. — Эй, Петр, слы­шишь? Распорядись, братец, поживее.

Петр, который в качестве усовершенствованного слуги не подошел к ручке барича, а только издали поклонился ему, снова скрылся под воротами.



(И. С. Тургенев «Отцы и дети»)

При выполнении заданий В1—В7 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего зада­ния, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в ви­де слова или сочетания слов. Каждую букву напишите в от­дельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, зна­ков препинания и кавычек.

В1. Укажите название поместья, куда едут герои и где развер­нутся события, связанные с противостоянием «отцов» и «детей».

Ответ. ___________.



В2. Назовите фамилию Николая Петровича и Аркадия, ко­торая будет ассоциироваться в романе с идеями либерального дворянства.

Ответ ___________ .



В3. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности («Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоваты­ми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно ожив­лялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум»).

Ответ: ___________.



В4. Укажите название изобразительной подробности, при помощи которой писатель создает художественный образ («об­наженная красная рука», «высокий лоб»)?

Ответ: __________ .



В5. Как называлась система взглядов «новых людей», пред­ставителем которых является в «Отцах и детях» Евгений База­ров, основанная на отрицании принципов и традиций дворян­ской культуры?

Ответ: ___________.



В6. В основе сюжета «Отцов и детей» лежит противоречие взглядов и идейных позиций представителей разных поколений. Укажите термин, которым в литературоведении называют такое противоречие.

Ответ: ___________.



В7. Назовите средство художественной изобразительности, позволяющее автору образно описать предмет или явление: «...говорил сиплым от дороги, но звонким юношеским голосом Аркадий»; «отвечал Базаров ленивым, но мужественным голо­сом».

Для выполнения заданий С1—С2 используйте бланк ответов № 2, Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объёме 5—10 предложений.

С1. Зачем Евгений Базаров, знакомясь с Николаем Петрови­чем, произнёс свое имя на простонародный лад и как это свя­зано с его дальнейшей линией поведения в романе?

С2. В чём, по Тургеневу, проявляется сложность диалога «от­цов» и «детей» и в каких произведениях русской классики ото­бражаются взаимоотношения поколений? Свой ответ обоснуйте.

ЧАСТЬ 2

Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания В8-В12; СЗ—С4.

Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно –

Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что — мой,

Как госпиталь или казарма.


Мне все равно, каких среди

Лиц ощетиниваться пленным

Львом, из какой людской среды

Быть вытесненной — непременно —


В себя, в единоличье чувств.

Камчатским медведем без льдины



Где не ужиться (и не тщусь!),

Где унижаться — мне едино.
Не обольщусь и языком

Родным, его призывом млечным.

Мне безразлично — на каком

Непонимаемой быть встречным!


(Читателем, газетных тонн

Глотателем, доильцем сплетен...)

Двадцатого столетья — он,

А я — до всякого столетья!


Остолбеневши, как бревно,

Оставшееся от аллеи,

Мне все — равны, мне все — равно,

И, может быть, всего равнее —


Роднее бывшее — всего.

Все признаки с меня, все меты,

Все даты — как рукой сняло:

Душа, родившаяся — где-то.


Так край меня не уберег

Мой, что и самый зоркий сыщик

Вдоль всей души, всей — поперек!

Родимого пятна не сыщет!


Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все — равно, и все — едино.

Но если на дороге — куст

Встает, особенно - рябина...



(М.И. Цветаева)
При выполнении заданий В8—В12 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего зада­ния, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в ви­де слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдель­ной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

В8. Назовите художественный приём, использованный в строках «Остолбеневши, как бревно, оставшееся от аллеи», при котором одно явление проясняется путем соотнесения его с другим явлением.

Ответ: ———————— .



В9. Выпишите из 1 строки последней строфы ключевые слова, с помощью которых передано состояние души лирической героини.

Ответ: ———————— .



В10. Укажите термин, которым в поэзии обозначают созву­чие в конце стихотворных строк.

Ответ: ———————— .



В11. В словосочетаниях «язык родной», «призыв млечный» определяемое слово стоит перед определением, что способствует выделению образа, усилению его эмоционального воздействие. Как называется такой приём?

Ответ: ———————— .



В12. Как называются новые слова, созданные писателем и служащие как выразительное средство в определённом контексте, но не вливающиеся как правило в общелитературную лекси­ку: «глотатель», «доилец»?

Ответ: ———————— .



Для выполнения заданий СЗ—-С4 используйте бланк ответом № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объёме 5—10 предложений.

СЗ. Как вы понимаете основную мысль стихотворения М.И. Цветаевой?

С4. Назовите произведения русской классики, тематически сближающиеся со стихотворением М. Цветаевой и укажите, в чём их внутреннее сходство.

ЧАСТЬ 3

Для выполнения заданий части 3 используйте бланк ответов № 2. Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (С5.1, С5.2, С5.3). Дайте полный развёрнутый ответ на проблемный вопрос (в объёме не менее 200 слов), привлекая необхо­димые теоретико-литературные знания, опираясь на литера­турные произведения, позицию автора и по возможности рас­крывая собственное видение проблемы. В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания.

С5.1. Кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»: Екатерина II, простившая Гринёва, или Пугачёв, пощадивший его? (По повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».)

С5.2. Почему у Базарова не нашлось других «последовате­лей», кроме Ситникова и Кукшиной? (по роману И.С. Тургене­ва «Отцы и дети».)

С5.3. С какой целью М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» противопоставляет понятия «гордость» и «гордыня»?

КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ

ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ

Внимание! При выставлении баллов за выполнение задания в «Протокол проверки ответов на задания бланка № 2» следует иметь в виду, что, если ответ отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания), то в протокол проставляется «Х», а не «0».

Оценка выполнения заданий С1 и С3

Развёрнутый ответ ограниченного объема (5–10 предложений). Указание на объем условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить и в меньшем объеме).



Точность и полнота ответа

Баллы

а) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: аргументировано отвечает на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и делая соответствующие выводы, фактические ошибки в ответе отсутствуют

3

б) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания, но при ответе не демонстрирует достаточной обоснованности суждений, и /или отчасти подменяет рассуждения пересказом текста, и /или допускает одну фактическую ошибку

2

в) экзаменуемый упрощенно понимает задание, рассуждает поверхностно, неточно, слабо аргументируя ответ, подменяя анализ пересказом, и /или допускает 2-3 фактические ошибки

1

г) экзаменуемый неверно отвечает на вопрос, и/или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей, и /или подменяет рассуждения пересказом текста, и /или допускает 3 и более фактических ошибок

0

Максимальный балл

3


Оценка выполнения заданий С2, С4

Развёрнутый ответ ограниченного объема (5–10 предложений). Указание на объем условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить и в меньшем объеме).



Точность и полнота ответа

Баллы


а) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: отвечает на вопрос, требующий привлечения литературного контекста, то есть называет не менее двух произведений одного или разных писателей или называет не менее двух авторов, в творчестве которых нашла отражение указанная проблема или названный мотив, художественный прием и т.д. (две и более позиций сопоставления), и дает содержательное обоснование для сопоставления, приводя необходимые аргументы; фактические ошибки в ответе отсутствуют

3

б) экзаменуемый отвечает на вопрос, но ограничивается минимальным литературным контекстом (одна позиция сопоставления), указывая произведение и автора; дает неполное обоснование сопоставления и/ или допускает 1 фактическую ошибку

2

в) экзаменуемый отвечает на вопрос, привлекая минимальный литературный контекст (одна позиция), но приводит материал неполно (без фамилии автора или без названия произведения), и/или не дает содержательного обоснования, и/или допускает 2–3 фактические ошибки

1

г) экзаменуемый не отвечает на вопрос или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей

0

Максимальный балл

3

Оценка выполнения заданий С5.1, С5.2, С5.3

Среди пяти позиций, по которым оценивается выполнение задания части 3, первая позиция (содержательный аспект) является главной. Если при проверке экзаменационной работы эксперт по первому (содержательному) аспекту оценивания ответа ставит «0» баллов, задание части 3 считается невыполненным. Задание дальше не проверяется. По четырём другим аспектам (позициям) оценивания (2, 3, 4, 5) в протокол проверки ответов на задания бланка № 2 выставляется «0» баллов.

При проверке оценка за первую позицию оценивания задания части 3 ставится в колонку 5 протокола, за вторую позицию – в колонку 6, за третью – в колонку 7, за четвёртую – в колонку 8, за пятую – в колонку 9.

При оценке выполнения заданий части 3 следует учитывать объем написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объем не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (подсчет слов включает все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается нулем баллов.

При объеме работы от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.


1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе

Баллы

а) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе;

формулирует свое мнение с учетом позиции автора, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и аргументы и делая соответствующие выводы; демонстрирует знание проблематики произведения и умение обосновывать свои суждения; фактические ошибки отсутствуют



3

б) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, и предлагает объяснение её смысла, но ограничивается общими тезисами, связанными с проблематикой произведения, не во всех случаях подкрепляя суждения необходимыми доводами и выводами, и / или допускает 1–2 фактические ошибки

2

в) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, но объясняет её смысл поверхностно или крайне упрощённо или / и допускает 3–4 фактических ошибки

1

г) экзаменуемый не обнаруживает понимания проблемы, предложенной в вопросе, и / или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей

0


2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями

Баллы

а) экзаменуемый обнаруживает высокий уровень владения теоретико-литературными знаниями, уместно применяя соответствующие литературоведческие термины при анализе литературного материала и объясняя функции тех или иных литературных приемов

3

б) экзаменуемый обнаруживает достаточный уровень владения теоретико-литературными знаниями, но допускает отдельные неточности в употреблении терминов при анализе литературного материала, не объясняет функциональной роли тех или иных литературных приемов

2

в) экзаменуемый не обнаруживает достаточного уровня владения теоретико-литературными знаниями, допускает ошибки в употреблении терминов при анализе литературного материала

1

г) экзаменуемый не владеет теоретико-литературными знаниями, не использует литературоведческие термины при анализе литературного материала

0

3. Обоснованность привлечения текста произведения

Баллы

а) текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и достаточно разносторонне (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображённое в произведении и т.п.)

3

б) текст привлекается, но не всегда целесообразно и обоснованно, и / или имеются отдельные случаи привлечения текста вне прямой связи с выдвинутым тезисом



2

в) текст привлекается только как пересказ изображённого без необходимого комментария

1

г) текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются

0

4. Последовательность и логичность изложения

Баллы

а) части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет нарушений последовательности внутри смысловых частей высказывания и необоснованных повторов

3

б) части высказывания логически связаны между собой, мысль развивается от части к части, но есть повторы и нарушения последовательности внутри смысловых частей высказывания

2

в) части высказывания логически связаны между собой, но мысль повторяется и не развивается, есть отступления от основной проблемы, предложенной в вопросе

1

г) грубые нарушения последовательности, необоснованные повторения, отсутствие связи между частями и внутри частей, и / или общей логики высказывания

0

5. Следование нормам речи

Баллы

а) допущена 1 речевая ошибка

3

б) допущены 2–3 речевые ошибки

2

в) допущены 4 речевые ошибки

1

г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок)

0

Максимальный балл

15



Ответы к варианту 4

№ задания


Ответ


В1


Марьино


В2


Кирсановы


ВЗ


портрет


В4


деталь


В5


нигилизм


В6


конфликт


В7


эпитет


В8


сравнение


В9


чужд, пуст


В10


рифма


В11


инверсия


В12


неологизмы


Вариант №4 часть 1 Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выпол­ните задания В1—В7; С1—С2

Дай же отряхнуться, папаша, — говорил несколько сип­лым от дороги, но звонким юношеским голосом Аркадий, весе­ло отвечая на отцовские ласки, — я тебя всего запачкаю

182.15kb.

10 09 2014
1 стр.


Н. В. Гоголь. «Шинель» Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В6

«Так и быть, я вместо Акакия Акакиевича даю вечер и прошу ко мне сегодня на чай: я же, как нарочно, сегодня именинник». Чиновники, натурально, тут же поздравили помощника столонача

44.04kb.

27 09 2014
1 стр.


Контрольная работа по английскому языку для 9 класса Часть А

Прочитайте текст и выберите вариант ответа, соответствующий содержанию прочитанного текста. Укажите выбранный вариант в бланке ответов

33.82kb.

28 09 2014
1 стр.


И. П. Цыбулько гиа-2013, вариант 23 Часть 2 Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2

Может, потому как живой и видится на этих дорогах Некрасов, что он создал, бывая здесь, много поэтических произведений, воспел красоту верхневолжской природы

70.66kb.

25 12 2014
1 стр.


Вариант 2 гиа-2013 Часть 2 Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2

Я просто не могла заснуть от тоски, которая подступала к сердцу, накатывала, измучивала, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. (4)Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем,

118.71kb.

25 12 2014
1 стр.


Гиа 2013 Часть 2 Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2

Здравствуй, – вежливо ответил Маленький принц. – (4)Кто ты? (5)Какой ты красивый!

129.04kb.

11 10 2014
1 стр.


Вариант 1 Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1-А7, В1 В10

Уже став знаменитым, Михаил Семенович Щепкин любил в кругу близких вспоминать свои детские годы, прошедшие в белгородских сёлах и хуторах

54.87kb.

17 12 2014
1 стр.


Вариант 1 Часть 2

А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный

52.16kb.

14 12 2014
1 стр.