Перейти на главную страницу
В наш бурный 21 век мы редко задумываемся над тем, что значит часто звучащее слово – изобретение1. В наше время одним из самых удивительных, (а для некоторых людей и самым пугающим) аспектов изобретений является беспрестанно увеличивающаяся скорость, с которой новые идеи и новые технологии внедряются в практику, новшества устаревают так быстро, что о многих из них мы забываем, едва успев к ним привыкнуть.
Но есть изобретения, которые не устареют никогда. К ним относится самое обычное, известное всем с раннего детства колесо (рис.1). Колесо является великим и древнейшим изобретением человечества.
Цель данной работы, по возможности, показать значение этого изобретения, показать его влияние на развитие ремесел, транспорта, науки и техники.
Нам хотелось также, чтобы данная работа стала учебным пособием по физике на начальном этапе её изучения.
Рис. 1
Т
Рис.3
Первое применение колеса, скорее всего, было не для транспортных средств.
Вы думаете - сколько лет колесу? В отличие от других великих открытий человечества возраст колеса известен более или менее точно. Хотя, что значит – известен? Мы знаем лишь приблизительный возраст новейших археологических находок, а это вовсе не означает, что спустя некоторое время мы не обнаружим другую находку, которая окажется еще старше.
Рис. 4
Подходящие леса были на востоке Турции и севере Ирана. Эти области и считали родиной колеса, пока археологи не обнаружили в армяно-грузинском пограничье и верховьях Куры многочисленные и даже более древние, чем в Междуречье, колесничные захоронение.
Когда из-за строительства Севанской ГЭС в 1978 г. уровень воды в озере упал, обнаружились погребения с колесницами- тяжелыми и неповоротливыми. Тянуть их могли только волы.
Некоторые ученые стараются доказать, что колесо было изобретено в Европе. Свою теорию они объясняют трудностями путей в долинах, а также постоянной добычей леса – именно это, считают они, могло бы послужить прекрасной подоплекой изобретению колеса как части транспорта. Хронологические заметки о колесном транспорте в Европе говорят о том, что здесь он появился не позднее четвертого тысячелетия до нашей эры. Благодаря кочевникам и миграциям колесо узнали в районе Каспийского и Черного моря, а уже оттуда оно попало в Месопотамию в конце четвертого тысячелетия. Это служит объяснением тому факту, что на Ближнем Востоке не было найдено ни одного следа развития колесного транспорта, хотя присутствуют несколько абсолютно несхожих видов.
Хоть они и не изобрели колеса, но ольмеки и представители других культур западного полушария приблизились к нему. При раскопках были найдены колесообразные камни, служившие, по всей видимости, детскими игрушками, и датируемые 1500 годом до н.э. Таким образом, изобретение колеса (рис. 5) попадает на период позднего неолита и должно рассматриваться с другими технологическими преимуществами, которые обеспечили расцвет человечества в начале Бронзового века. Быстро катясь по свету, колесо почти одновременно с Месопотамией попадает на север. Древние захоронения с повозкой найдены у Элисты в Калмыкии. А дальше, в степи, ему уже нет границ: следующее древнейшее колесо нашли в селе Герасимовка Оренбургской области.
Повозка едет на восток через степи Азии от одних племен к другим (слово «телега» - монгольского происхождения). Это фиксируют наскальные рисунки южной Сибири. Кочевники-скотоводы делают большие крытые повозки - дома на колесах.
В Китае колесо, как составляющая колесницы, появилось в 1200 году до н.э., но некоторые ученые оспаривают этот факт и относят конные повозки еще к 2000 году до н.э. Возможно ли параллельное изобретение колеса в Азии или своеобразный «прыжок» через Гималайский хребет – до сих пор остается открытым вопросом.
Слова «коло» и «рото» - колесо - были в индоевропейском, общем предке германских, славянских, романских, иранских языков... Значит, они возникли на прародине индоариев - в восточной Турции и северном Ираке в III тысячелетии до н. э.
Рис. 6
Из этого эксперимента3 видно, что медленнее всех движутся те точки колеса, которые в данный момент соприкасаются с Землей, а точнее – в какой-то момент времени каждая точка колеса остается неподвижной.
Рис. 8
Определим теперь траекторию, по которой движутся верхние и нижние точки колеса. Для этого прикрепим к небольшому деревянному кружку воском спичку, так, чтобы она прилегала к кружку по радиусу и далеко выступала за его край (рис.8). Если упереть кружок в край линейки в точке А и начать катить кружок справа налево точки Б, С и Д отодвинутся не вперед, а назад.
Чем дальше точка от края кружка, тем заметнее она продвигается назад при качении кружка (точка Д перейдет в точку Д’). Таким о
Еще древний человек, занимаясь охотой, обнаружил, что гораздо легче переносить добычу, погрузив её на некоторое подобие саней, чем на собственной спине.
К
В
Мотоциклы (рис. 13) , появившиеся раньше автомобиля, тоже не могут обойтись без колес.
Рис. 13
С изобретением двигателя внутреннего сгорания, около 100 лет назад, началась очередная страница в жизни колеса. В жизни человека появился автомобиль(рис.14-16), и началась бесконечная модификация автомобильного колеса.
Вообще говоря, невозможно в маленькой работе упомянуть о всех видах транспортных средств и военной техники, где важнейшей частью конструкции является колесо.
Рис. 14
Рис. 16
Зубчатые передачи (рис. 17), шкивы и блоки – это колеса, предназначенные для передачи движения. Это один из древнейших механизмов, изобретенных человеком. Зубчатые передачи на деревянных шпильках приводили в движение мельничные жернова в средние века, работали на ветряных мельницах и в шахтах. Как полагают, блоки были известны уже в 9 в до нашей эры.
Рис. 17
Блок и шкив – это колесо с тросом, цепью или ремнем. Шестерня – это колесо, на ободе которого нарезаны зубья. Шестерни могут изменять направление вращения под прямым углом. Если диаметры шкивов или зубчатых колес различны, то и скорости их вращения изменяются.
Как шкивы, так и зубчатые передачи могут передавать вращательное движение между двумя или более валами. Если валы расположены близко к друг к другу как, например, в часах, или в автомобильном двигателе, то обычно используется зубчатая передача.
Б
Рис. 18
Ветряная мельница и водяное колесо – древнейшие двигатели. Водяные колеса использовались в Древнем Риме в 70 –е г.г. до н.э. для помола зерна. Современное водяное колесо в виде гидротурбин для приводов электрогенераторов сейчас широко используется, а ветряные двигатели возрождаются вновь.
В
Рис. 19
одяное колесо или турбина преобразуют энергию потока воды во вращательное движение. Первые водяные колеса были подливными (рис. 19), то есть нижняя половина колеса просто погружалась в поток. КПД таких колес составлял только 30 %.
Наливные колеса (рис. 20), в которых поток воды натекает на верхнюю часть колеса, имеют КПД 70-90%, что близко к КПД современных турбин.
Рис. 20
Во второй половине 19 века водяные колеса сменились турбинами. Турбины бывают: активные (рис. 21), реактивные (рис. 22) и осевые (рис. 23).
Для активных турбин требуется высокий напор воды. Падающая вода направляется в сопло и истекает из него в виде высокоскоростной струи, с силой ударяющей в «ковши» на внешней стороне колеса. Реактивная турбина работает по принципу сегнерова колеса, которое вращается за счет реакции вытекающей струи. Осевая турбина имеет рабочее колесо с поворотными лопастями, расположенная внутри трубы большого диаметра. 8
Рис. 21
Рис.22
Рис. 23
Если следовать строгой формуле изобретения9, то колесо назвать изобретением нельзя: неизвестен автор, неизвестна страна и время изобретения, нет точного описания предмета изобретения, не выдан патент.
Изучая исторические документы, я пришел к выводу, что невозможно назвать местность, которую можно было бы назвать родиной колеса.
Поэтому колесо можно считать великим изобретением всего человечества. В своей работе я показал, как со временем менялась конструкция самого колеса. Сейчас трудно дать только одно строгое определение колесу, т.к. очень много их различных конструкций, которые применяются только в различных видах транспорта. Конечно, в такой маленькой работе рассмотреть все механизмы, где применяются различные типы колес, невозможно.
Вообще говоря, я пришел к выводу, что авторство и страна происхождения многих изобретений, связанных с использованием колес, останутся, скорее всего, неизвестными.
В историческом плане изобретение колеса оказало значительное влияние на нашу цивилизацию. Развитие цивилизации Древнего Египта и Месопотамии, например, историки напрямую связывают с изобретением письменности и колеса. Водяные колеса, деревянные зубчатые передачи, блоки были известны с древних времен. Позже стал развиваться колесный транспорт с бычьей тягой, который постепенно совершенствовался и распространялся в Средиземноморье, Европу и Китай. В работе я довольно подробно рассказал о развитии транспорта.
В этой связи самым удивительным мне показалось то, что наряду с современными видами транспорта в обиходе землян в 21 веке осталось место повозкам и телегам с бычьей тягой.
В результате деятельности по данному проекту я пришел к выводу, что колесо является одним из великих изобретений, оказавшим колоссальное влияние на историческое развитие всего человечества.
История исследования циклоиды связана с именами таких великих учёных, философов, математиков и физиков, как Аристотель, Птолемей, Галилей, Гюйгенс, Торричелли и др.
Уравнение циклоиды в декартовых координатах:
Представляет собой траекторию точки окружности радиуса r , катящейся без скольжения по прямой (в приведённом примере такой прямой является горизонтальная ось координат).
![]() |
Рис. 1 |
Параметрическое уравнение удлиненной циклоиды имеет вид:
x = at - в sin t, y = a - в cos t
Изобретение является объектом промышленной собственности. Права на изобретение защищаются патентным правом. В силу закона, автор изобретения получает монопольное право на использование своего изобретения. Это право ограничено определённым сроком, а также некоторыми другими условиями. Это право может быть переуступлено автором иному лицу. Право на изобретение возникает при его государственной регистрации. Документом, подтверждающим право на изобретение, является патент.
Но есть изобретения, которые не устареют никогда. К ним относится самое обычное, известное всем с раннего детства колесо (рис. 1). Колесо является великим и древнейшим изобретением
12 10 2014
1 стр.
Сошел с рельсов, на обод колеса надевают стальное кольцо бандаж. По окружности колеса имеется выступ, который называют гребень. Колесная тележка крепится не жестко, на специальном
24 09 2014
1 стр.
Хочешь создать великое, не пренебрегай малым. Не раз наблюдал, как один паршивый проводник превращал великое творение в аккуратненькую кучку отлично сделанного металлолома
15 12 2014
1 стр.
Ионарных динамических характеристик, действующих на лопасть поворотно-лопастного колеса в течение всего рабочего процесса. Поскольку опытных данных часто бывает недостаточно
08 10 2014
1 стр.
Летопись сию посвящаю благодарным потомкам Или история российского футбола, часть II
16 12 2014
15 стр.
Дорогие студенты! Сегодня, на страницах нашего сайте нам бы хотелось обсудить с Вами великое умение умение правильно вести спор или дискуссию
15 09 2014
1 стр.
Цели: определить причину падения Западной Римской империи; показать специфику развития германских королевств; продемонстрировать особенности Франкского королевства
14 09 2014
1 стр.
Найти радиус вращающегося колеса, если известно, что линейная скорость точек, лежащих на ободе, в 5 раза больше линейной скорости точек, лежащих на 5 см ближе к оси колеса
02 10 2014
1 стр.