Вестник научной жизни Школы 91 РАО
Выпуск №20
16 февраля – 29 февраля 2008 г.
Н
овости
-
февраля мы отмечаем 104 года со дня рождения выдающегося отечественного психолога Даниила Борисовича Эльконина. Ниже перепечатана краткая биография Д.Б. Эльконина, опубликованная на сайте Психологического факультета МГУ: https://www.psy.msu.ru/people/elkonin.html.
Эльконин Даниил Борисович
(1904 - 1984)
|
Даниил Борисович Эльконин принадлежит к той славной плеяде советских психологов, которая составляет костяк всемирно известной научной школы Л. С. Выготского. Д. Б. Эльконин с гордостью говорил о том, что он является учеником Льва Семеновича и соратником других его учеников и последователей. Глубоко восприняв идеи этой школы, Д. Б. Эльконин в течение нескольких десятилетий оригинально их конкретизировал в своих экспериментальных и теоретических работах, создав тем самым собственное научное направление в детской и педагогической психологии.
Д. Б. Эльконин сочетал в себе талант ученого, умеющего глубоко анализировать фундаментальные научные проблемы, и способности исследователя, эффективно решающего прикладные психологические вопросы, имеющие серьезное значение для педагогической практики. Ему принадлежат замечательные теории периодизации детского развития и детской игры, а также методики обучения детей чтению. И еще одно необходимо сказать о Данииле Борисовиче — он обладал незаурядной и щедрой душой жизнелюбивого и жизнестойкого человека, сумевшего до последних дней сохранить большой ум и доброту. Он имел поистине благородный характер ученого и гражданина.
Родился Д. Б. Эльконин в Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. С 1929 г. работал в этом институте; несколько лет в сотрудничестве с Л. С. Выготским изучал проблемы детской игры. С 1937 г. и до начала Великой) Отечественной войны он был учителем начальных классов в одной из ленинградских школ, преподавал в педагогическом институте, создавал школьные учебники по русскому языку для народностей Крайнего Севера. В этот период Д. Б. Эльконин защитил кандидатскую диссертацию, посвященную развитию речи школьников (1940).
Всю Великую Отечественную войну Д. Б. Эльконин находился в действующей армии, был награжден боевыми орденами и медалями. После войны он преподавал психологию в Военно-педагогическои институте Советской Армии. С сентября 1946 г. работал по совместительству в Институте психологии АПН РСФСР. Демобилизовавшись из армии в 1953 г. в звании подполковника, Д. Б. Эльконин стал сотрудником Института психологии в той же должности. Он последовательно заведовал лабораториями психологии младших школьников, психологии подростков, диагностики-психического развития школьников. В 1962 г. он защитил докторскую диссертацию, в 1968 г. был избран членом-корреспондентом АПН СССР. Многие годы он преподавал на факультете психологии Московского университета.
Свои исследования по детской психологии Д. Б. Эльконин Проводил в тесном сотрудничестве с такими учениками Л. С. Выготского, как А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин. Д. Б. Эльконин поддерживал обширные и плодотворные научные связи с детскими и педагогическими психологами других стран (ГДР, НРБ, ПНР и др.), в частности с теми американскими учеными, которые опирались в своих исследованиях на идеи Л. С. Выготского (с Дж. Брунером, Ю. Бронфенбреннером, М. Коулом, Дж. Вертчем и др.).
Перу Д. Б. Эльконина принадлежит несколько монографий и много научных статей, посвященных проблемам теории и истории детства, его периодизации, психического развития детей разных возрастов, психологии игровой и учебной деятельности, психодиагностики, а также вопросам развития речи ребенка и обучения детей чтению. Даниил Борисович посвятил несколько статей научным взглядам Л. С. Выготского и неоднократно выступал с докладами о нем в различных аудиториях.
Список основных научных трудов Д. Б. Эльконина:
-
Локальное действие постоянного электрического тока на спинномозговую инервацию мышцу / Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. М.; Л., 1929.
-
Опыт включения детей в произвольный труд // Дети у станка. М.; Л., 1931.
-
Учение об условных рефлексах. М.; Л., 1931.
-
Развитие коллективов у детей // Учебник педологии для техникумов. Часть II. М.; Л., 1932.
-
Букварь: Учебник русского языка для мансийской начальной школы. Л., 1938.
-
Методические указания к букварю и учебнику русского языка для II класса мансийской и хантыйской начальной школы. Л., 1939.
-
Картинки для бесед-уроков на русском языке. Л., 1940. (Совместно с П. Н. Жулевым.)
-
Устная и письменная речь школьников (рукопись), 1940.
-
Первая книга по русскому языку для школ народов Крайнего Севера. Л., 1946.
-
Методические указания к первой книге по русскому языку для школ народов Крайнего Севера. Л., 1946.
-
Развитие конструктивной деятельности дошкольников (рукопись), 1946.
-
Психологические вопросы игры дошкольника // Дошкольное воспитание. 1947. № 11.
-
Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1948.
-
Игра и психическое развитие ребенка-дошкольника // Труды Всероссийской конференции по дошкольному воспитанию. М., 1949.
-
Творческие игры дошкольника//Семья и школа. 1949. № 11.
-
Русский язык: Учебное пособие для II класса школ народов Крайнего Севера. М.; Л., 1950.
-
Мышление младшего школьника/ Очерки психологии детей. М., 1951.
-
Некоторые проблемы высшей нервной деятельности и детская психология// Советская педагогика. 1951. № 11.
-
Психологические вопросы огневой подготовки. М., 1951.
-
Психологические основы овладения приемами стрельбы//Военно-педагогический сборник. 1952. № 11.
-
Особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем у детей дошкольного возраста//Известия АПН РСФСР. 1955. Вып. 64.
-
Вопросы развития психики детей дошкольного возраста/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина//Известия АПН РСФСР. 1955. Вып. 64.
-
Психическое развитие ребенка от рождения до поступления в школу // Психология. М., 1956.
-
. Общая характеристика психического развития детей // Психология. М., 1956. (Совместно с А. В. Запорожцем.)
-
Психическое развитие школьников//Психология. М., 1956. (Совместно с Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной.)
-
Совещание по психологии личности//Вопр. психологии, 1956. № 1.
-
Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты//Вопр. психологии. 1956. № 5.
-
Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста. М., 1957.
-
Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста//Доклады АПН РСФСР. 1957. № 1.
-
Проблема установки, ее теория и факты//Вопр. психологии. 1957. № 3.
-
Предисловие//Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте. М., 1957.
-
Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте/Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1957.
-
Воспитательное значение сюжетной ролевой игры//Дошкольное воспитание. 1958. № 1.
-
Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958.
-
Реформа школы и задачи психологии. (Совместно с А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным.)//Вопр. психологии. 1959. № 1.
-
Формирование умственного действия словоизменения и его значение для обучения грамоте//Доклады АПН РСФСР. 1959. № 3.
-
Ступени формирования действия начального чтения: Тезисы докладов на 1-м съезде Общества психологов. М., 1959.
-
Концепция формирования умственных действий и ее критика Ю. А. Самариным// Вопр. психологии. 1958. № 6.
-
Формирование действия слогового чтения//Доклады АПН РСФСР. 1959. № 4.
-
Некоторые итоги изучения психического развития детей дошкольного возраста//Психологическая наука в СССР. Т. 2. М., 1960.
-
Детская психология. М., 1960.
-
Психологию на службу коммунистическому воспитанию//Вопр. психологии. 1960. № 4.
-
Опыт психологического исследования в экспериментальном классе//Вопр. психологии. 1960. № 5.
-
Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте//Вопросы психологии обучения и воспитания. Киев, 1961.
-
Букварь (экспериментальный). М., 1961.
-
Психологическое исследование усвоения знаний в начальной школе// Советская педагогика. 1961. № 9.
-
Экспериментальный анализ начального обучения чтению//Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. М., 1962.
-
Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1962.
-
О теории начального обучения//Народное образование. 1963. № 4.
-
Некоторые психологические проблемы построения учебных программ. (Совместно с В. В. Давыдовым.)//Тезисы докладов 2-го съезда Общества психологов. М., 1963. Вып. 5.
-
Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе. (Совместно с А. В. Запорожцем, П. Я. Гальпериным.)//Вопр. психологии. 1963. № 5.
-
К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. (Совместно с Л. Е. Журовой.)//Сенсорное воспитание. М., 1963.
-
Проблемы психологии детской игры//Дошкольное воспитание. 1964. № 4.
-
Предисловие// (Совместно с А. В. Запорожцем.) Психология детей дошкольного возраста. М., 1964.
-
Развитие речи//Психология детей дошкольного возраста. М., 1964.
-
Развитие мышления (Совместно с А. В. Запорожцем, В. П. Зинченко.)// Психология детей дошкольного возраста. М., 1964.
-
Психология детей дошкольного возраста/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эль-конина. М., 1964.
-
Некоторые психологические особенности личности подростка (Совместно с Т. В. Драгуновой.)//Советская педагогика. 1965. № 12.
-
Предисловие (Совместно с А. В. Запорожцем.)//Психология личности и деятельности дошкольника. М., 1965.
-
Психология игры в дошкольном возрасте. Психология личности и деятельности дошкольника. М., 1965.
-
Развитие личности ребенка-дошкольника//Психология Личности и деятельности дошкольника. М., 1965.
-
Психология личности и деятельности дошкольника/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1965.
-
Основные вопросы теории детской игры//Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966.
-
Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения. Возрастные возможности усвоения знаний. М., 1966.
-
Возрастные возможности усвоения знаний/Под ред. В. В. Давыдова. М., 1966.
-
Символика и ее функция в игре//Дошкольное воспитание. 1966. № 3.
-
К вопросу о методологии и методике изучения психического развития детей// XVIII Международный конгресс психологии: Симпозиум 29. М., 1966.
-
Проблема обучения и развития в трудах Л. С. Выготского//Вопр. психологии. 1966. № 6.
-
Проблема, метод и организация исследования//Возрастные особенности младших подростков. М., 1967.
-
Учебная деятельность: место учебной деятельности в жизни подростков-пятиклассников. Возрастные особенности младших подростков. М., 1967.
-
Взрослость, ее содержание и формы проявления у младших подростков. (Совместно с Т. В. Драгуновой.)//Возрастные особенности младших подростков. М., 1967.
-
Возрастные особенности младших подростков/Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1967.
-
К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления. (Совместно с П. Я. Гальпериным.) // Дж. Флейвелл. Генетическая психология Ж. Пиаже. М.. 1967.
-
Проблема периодизации психического развития: Тезисы Всесоюзного съезда психологов. М., 1968. Т. 1.
-
Проблема акселерации психического развития детей: Труды VIII конференции по морфологии и физиологии. М., 1969.
-
Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте: Материалы симпозиума: Особенности подросткового возраста//1Х научная конференция по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М., 1969.
-
Связь обучения и психического развития//Экспериментальные исследования по проблеме перестройки начального обучения. Тбилиси, 1969.
-
Вопросы психического развития. (Совместно с М. И. Лисиной.)//Вопросы детской и педагогической психологии на XVIII Международном психологическском конгрессе. М., 1969.
-
Букварь (экспериментальный). Ч. 1. М., 1969.
-
Психологические условия развивающего обучения//0бучение и развита , Киев, 1970.
-
О психологических механизмах преодоления центрации: Материалы IV съезда | психологов СССР. (Совместно с В. А. Недоспасовой.) Тбилиси, 1971.
-
К вопросу о переходных периодах в психическом развитии: Материал 1 IV съезда психологов СССР. Тбилиси, 1971.
-
К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте, Вопр. психологии. 1971. № 4.
-
Психологические проблемы в связи с обучением по новым программам: Объединенная сессия АПН и АМН СССР. М., 1971.
-
Психологические проблемы в связи с обучением по новым программам/ Вестник АМН СССР. 1971. № 4.
-
Букварь (экспериментальный). Ч. 2. М., 1972.
-
Еще о психологических механизмах первоначального обучения чтению/ Советская педагогика. 1973. № 1.
-
Об экспериментальном букваре//Начальная школа. 1973. № 4.
-
Повышение качества работы сельской школы и задачи психологии// Воп. психологии. 1974. № 1.
-
Психологический анализ некоторых трудностей при усвоении новых програм» Материалы симпозиума психологов. Ч. 1. Тбилиси, 1974.
-
Психология обучения младшего школьника. М., 1974.
-
К проблеме контроля возрастной динамики психического развития//» диагностике психического развития. Таллинн, 1974.
-
Психология дошкольной игры//Психологические основы воспитания и обуч< ния в дошкольном возрасте. М., 1975.
-
Как учить детей читать. М., 1976.
-
Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей//Дошкольное воспитание. 1976. № 5.
-
Психологические механизмы преодоления центрации в мышлении детей: Тезисы советских психологов к XXI Международному конгрессу. М., 1976.
-
Вклад Л.С. Выготского в разработку психологии игры// Вопр. психологи» 1976. № 6.
-
О формировании предметных действий у детей: Тезисы докладов V Всесоюзного съезда психологов. М., 1977.
-
Актуальные вопросы исследования периодизации психического развития детей. Проблемы периодизации психики в онтогенезе. М., 1976.
-
Психология игры. М., 1978.
-
Достижения и проблемы дальнейшего развития детской психологи] в СССР. Вопр. психологии. 1978. № 1.
-
Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве//Вестни] МГУ. Сер. 14, 1978. № 3.
-
Основные вопросы современной психологии детей в школьном возрасте/, Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1979.
-
Насущные вопросы психологии игры в дошкольном возрасте//Игра » ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М., 1979.
-
Вклад ранних исследований А. Н. Леонтьева в развитие теории деятельности. Вестник МГУ. Сер. 14, 1979. № 4.
-
Право детей на счастливое детство и пути развития психологических знаний/ Вопр. психологии. 1979. № 5.
-
Психолого-педагогическая диагностика: проблемы и задачи. Психодиагностика и школа. Таллин, 1980.
-
Некоторые вопросы диагностики психического развития./ Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития. М., 1981.
-
Л. С. Выготский сегодня. Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология. М., 1981.
-
Проблемы детской психологии в трудах А. Н. Леонтьева//А. Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983.
-
Воспоминания о соратнике и друге. Там же.
-
Проблемы прогноза и коррекции в диагностике психического развития: Тезисы научных сообщений к VI съезду психологов. Ч. II. М., 1983.
-
Размышления над проектом // Коммунист. 1984. № 3.
-
Послесловие и комментарии к IV тому Собр. соч. Л. С. Выготского. М., 1984.
-
Письма начинающей учительницы. (Рукопись.)
-
Букварь (для шестилеток). (Рукопись.)
Информационное письмо
В соответствии с планом работы Открытого института "Развивающее образование" в настоящее время реализуется сетевой проект "Подростковая школа РО - 2".
Основной акцент в этом проекте делается на два направления:
-
формирование сетевого сообщества учителей и подростков РО;
-
развитие проектной и исследовательской форм образования подростков.
В связи с этим с 20 по 25 апреля 2008 года проводятся первые дистанционные учебно-педагогические чтения учащихся и педагогов 7-9 классов.
Основной целью чтений является формирование детско-взрослого сетевого пространства подростковой школы РО через реализацию творческого, исследовательского, учебного проектирования.
Для достижения этой цели чтения будут решать следующие задачи:
-
организация смотра достижений учащихся и педагогов, апробацию результатов научно-практической, исследовательской, проектной деятельностей;
-
ознакомление учащихся и педагогов с современными научными, педагогическими достижениями в различных областях знаний;
-
проведение пропаганды творческой научно-исследовательской, проектной работы учащихся и педагогов для ее более широкого распространения в школах РО;
-
воспитание культурных навыков оформления собственных текстов
-
способствование формированию у подростков и педагогов умения вести письменные дискуссии, отстаивать свою точку зрения, высказывать свою мнение (суждения) по поводу той или иной опубликованной работе;
-
пополнение методической базы и инфраструктуры прикладной учебно-исследовательской работы;
-
содействие формирования в общественном сознании понимания исследования как эффективного средства освоения и преобразования действительности, активизации позиции учащихся в образовательном процессе, а педагогов в своей профессиональной деятельности.
Направляем в Ваш адрес Положение об этих чтениях (см. Приложение).
Просьба ознакомиться самим, ознакомить учащихся, педагогов и принять активное участие в подготовке и проведении чтений.
Участие в дистанционных учебно-педагогические чтениях бесплатное.
Итоги этих чтений будут проведены 29-30 апреля 2008 года.
Порядок подготовки и проведения подробно изложен в Положении.
Ждем Ваших учителей и учащихся на чтениях.
С уважением,
Генеральный директор ОИРО А.Б.Воронцов
К
луб разработчиков физики в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Инновационный учебно-методический комплекс «Физика в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. 7 9 классы».
К
ак мы уже писали, ИУМК по физике разрабатывают (см. фото):
-
кандидат психологических наук, зам. директора школы №91 РАО Владимир Александрович Львовский (в центре);
-
учитель физики и информатики школы №91 РАО Вера Юрьевна Грук;
-
кандидат психологических наук Петр Геннадьевич Нежнов (слева).
Разработка ведется совместно с крупнейшей фирмой на отечественном рынке софта «1С». Курирует работу от 1С Ольга Викторовна Белоносова (справа).
В этом учебном году идет апробация ИУМК в трех школах Красноярского края. В сентябре Львовский В.А. провел семинар в г. Красноярске на базе дружественной нам гимназии №1 «Универс». Эта гимназия уже много лет работает по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, более десятилетия ее работой руководит доктор психологических наук, профессор Б.Д. Эльконин. Гимназия является основным организатором ежегодной международной конференции по педагогике развития.
В семинаре приняло участие более 20 учителей из разных регионов (Красноярский край, Тюменская область, Кемеровская область, Иркутская область).
В.А. Львовский провел цикл лекционно-семинарских занятий, посвященных концепции ИУМК, психолого-педагогическим и методическим аспектам применения в учебном процессе. В рамках семинара было организовано проектирование, проведение и обсуждение серии открытых уроков в рамках апробация материалов 7 класса, а также организована деятельностная экспертиза разработанных существенных элементов ИУМК.
Программа семинара по физике 17 22 сентября 2007 г.
№
|
Название
|
Содержание работы
|
Форма работы
|
Время
|
17 сентября Понедельник
|
1.
|
Начало работы
|
Знакомство, установка на открытый урок
|
Беседа
|
11.00 11.40
|
2
|
Открытый урок в 9 классе
|
Различение «видимого» и «мыслимого» (наблюдение, диагностика, коррекция в уроке)
|
Проведение урока, наблюдение, видеозапись
|
11.45 12.25
|
3
|
Обсуждение урока
|
На что мы обращаем внимание на уроке, разные позиции (цели обучения)
|
Выступление наблюдателей, просмотр фрагментов видеозаписи, дискуссия
|
12.50 – 13.50
|
4
|
Проект семинара
|
Выяснение «социального заказа» аудитории, уточнение программы семинара
|
Общее обсуждение
|
14.45 – 15.45
|
5
|
Проектирование уроков в 7 классе
|
Вычитывание авторского замысла, создание плана урока, подбор материалов
|
Установка, групповая работа с методическим пособием, совместное обсуждение
|
16.15 – 17.45
|
18 сентября Вторник
|
1
|
Позиции учителя и ученика в уроке
|
Учитель и ученик в разных образовательных системах
|
Лекция и установка на открытый урок
|
09.00 – 09.55
|
2
|
Открытый урок №1 в 7 классе
|
Реализация проекта, наблюдение, оценка
|
Проведение урока, наблюдение, видеозапись
|
10.00 10.40
|
3
|
Коррекция
|
Оценка урока, изменение проекта
|
Совместное перепроектирование
|
10.45 11.40
|
4
|
Открытый урок №2 в 7 классе
|
Реализация проекта, наблюдение, оценка
|
Проведение урока, наблюдение, видеозапись
|
11.45 12.25
|
5
|
Концепция и структура курса физики
|
Демонстрация отличий от традиционного обучения на конкретных примерах
|
Лекция
|
12.50 – 13.50
|
6
|
Обсуждение открытых уроков №№1,2
|
Сравнение проекта и реализации; учительские трудности
|
Выступление наблюдателей, просмотр фрагментов видеозаписи, дискуссия
|
14.45 – 15.45
|
7
|
Проектирование уроков в 7 классе
|
Подготовка замысла и материалов уроков на следующий день
|
Установка, групповое проектирование, обсуждение проектов
|
16.15 – 17.45
|
19 сентября Среда
|
1
|
Концентры в обучении физике
|
Отличие пропедевтического и основного курсов физики
|
Лекция
|
09.00 – 09.55
|
2
|
Открытый урок №3 в 7 классе
|
Реализация проекта, наблюдение, оценка
|
Проведение урока, наблюдение, видеозапись
|
10.00 10.40
|
3
|
Коррекция
|
Оценка урока, изменение проекта
|
Совместное перепроектирование
|
10.45 11.40
|
4
|
Открытый урок № 4 в 7 классе
|
Реализация проекта, наблюдение, оценка
|
Проведение урока, наблюдение, видеозапись
|
11.45 12.25
|
5
|
Состав ИУМК
|
Бумажные и цифровые ресурсы, особенности работы
|
Лекция
|
12.50– 13.50
|
6
|
Обсуждение открытых уроков №№3,4
|
Видим ли мы детей. Был ли шаг в развитии учителя. Приемы-помощники
|
Выступление наблюдателей, просмотр фрагментов видеозаписи, дискуссия
|
14.45 – 15.45
|
7
|
Компьютерная поддержка
|
Знакомство с диском. Как включить ЦОРы в урок
|
Общий практикум с обсуждением
|
16.15 – 17.45
|
20 сентября Четверг
|
1
|
ИУМК
|
Работа с учебным пособием, рабочей тетрадью и диском
|
Индивидуальная и групповая работа в компьютерном классе
|
09.00 – 12.25
|
2
|
ИУМК
|
Вопросы, замечания к авторам ИУМК
|
Семинар
|
12.00 – 14.00
|
3
|
Ключевые учебные задачи курса физики в 7 классе
|
Как строить проблематизацию на уроке
|
Круглый стол
|
14.45 – 15.45
|
4
|
Проектирование уроков в 7 классе
|
Подготовка уроков с включением ЦОРов
|
Установка, групповое проектирование, обсуждение проектов
|
16.15 – 17.45
|
21 сентября Пятница
|
|
1
|
Результаты обучения
|
Деятельностный и компетентностный подходы
|
Лекция
|
09.00 – 09.55
|
|
2
|
Открытые уроки №№5-6 в 7 классе
|
Реализация проекта, наблюдение, оценка
|
Проведение урока, наблюдение, видеозапись (компьютерный класс + кабинет)
|
10.00 11.40
|
|
4
|
Обсуждение открытых уроков №№5-6
|
Работа с дневником учителя-апробатора
|
Общая дискуссия
|
11.45 12.25
|
|
5
|
Апробация
|
Обсуждение программы испытаний
|
Общая дискуссия
|
12.50– 13.50
|
|
6
|
Проектирование погружения в 7 классе
|
Разработка целостного фрагмента учебного процесса
|
Установка, групповое проектирование
|
14.45 – 15.45
|
|
7
|
Проектирование погружения в 7 классе
|
Планирование погружения, уточнение материалов
|
Доклады группы, совместное проектирование
|
16.15 – 17.45
|
|
22 сентября Суббота
|
|
1
|
Погружение в 7 классе
|
Реализация проекта
|
Ведение дневника учителя-апробатора
|
08.20 10.40
|
|
2
|
Коррекция
|
Оценка погружения, изменение проекта
|
Совместное перепроектирование
|
10.45 11.40
|
|
2
|
Погружение в 7 классе
|
Реализация проекта
|
Ведение дневника учителя-апробатора
|
11.45 14.00
|
|
3
|
Завершение семинара
|
Подведение итогов, планирование дистантного взаимодействия
|
Общее обсуждение
|
14.45 – 16.00
|
|
Наиболее интересно прошел последний день, когда было сделано 6-часовое погружение в физику в 7 классе. За это время удалось провести совместно с учениками огромную работу. В том числе была подготовлена в группах конференция, отсняты фото и видеоматериалы. В этой работе приняли участие все учителя (кто-то в роли организаторов, кто-то в роли наблюдателей, кто-то в роли лаборантов). В этот же день удалось провести интересную конференцию, в работу которой были вовлечены практически все ученики.
Мы публикуем небольшой фоторепортаж с этого семинара.