Абрамова Валентина Петровна, учитель изобразительного искусства и черчения МБОУ «СОШ №1» г. Стерлитамак Республики Башкортостан.
Поурочный план по изобразительному искусству для 2 класса, составленный в соответствии с программой Б. М. Неменского по теме: «Выражение намерений через украшение».
Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы, но и выражаем свои намерения.
Предназначено учителям изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях.
План-конспект урока
Тема: «Выражение намерений через украшение»
Вид занятий: украшение цветом, символами с выражением намерений – добрых или злых.
Цели и задачи: дать понятие о символике изображений; знакомство с произведениями изобразительного искусства в прикладных видах творчества.
Оборудование урока: гуашь, крупная и тонкая кисти, булавки, склеенные листы или обои.
Зрительный ряд: презентация, репродукции произведений художников, иллюстрации детских книг, произведения народного искусства; Н. Рерих «Заморские гости».
Литературный ряд: сказка, стихотворения.
Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Полька», «Старая французская песня», «Неаполитанская песенка»; В. Шаинский «Белые кораблики»
План урока:
1.Организация класса.
2.Беседа по теме урока.
3.Работа над заданием.
4.Итоги урока.
Ход урока
1.Организация класса. Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
2.Беседа по теме урока.
Cлайд 1
Учитель. Тема урока: « Выражение
намерений через украшение».
Учитель: что это за слово «намерение»?
Ответы учащихся
Слайд 2
Учитель: какими бывают намерения? Рассмотрим две ситуации. Инсценирование учащимися двух ситуаций.
1.Девочка упала. Это увидел мальчик и бросился к ней на помощь.
Учитель: какие намерения у мальчика?
Ответы учащихся: добрые, хорошие.
2.Мальчик наблюдает за тем, как из школы идет девочка. «Сейчас я брошу камень в лужу и обрызгаю ее грязной водой», - думает он.
Учитель: в этой ситуации какие намерения у мальчика?
Ответы учащихся: злые, недобрые, нехорошие.
Учитель: а сейчас мы прослушаем сказку. Текст читает Абрамова В.П..Музыкальное сопровождение: П.И.Чайковский «Полька», «Старая французская песня», «Неаполитанская песенка».
Сказка
В одном царстве – государстве правил царь, который был большим любителем морских путешествий. Однажды, когда он возвращался домой, на его корабль напали пираты. Царь был доставлен с захваченной добычей на остров пиратов и заключен в тюрьму. Долго ждали царя Салтана дома, а потом поняли, что с ним приключилась беда, его захватили пираты, ведь время от времени подобное случалось и с другими кораблями. Опечалились люди, ведь царь был добрый и справедливый. Стал подрастать сын. Печальную историю поведала ему мать. Он дал клятву освободить своего отца. Со всего царства съехались самые сильные и смелые люди. Снарядили флот и направились к острову.
Учитель: ребята, как вы думаете, с какими намерениями двинулся флот?
Ответы учащихся
Учитель: могут ли эти корабли выглядеть так?
Стихотворение декларируют учащиеся.
Теперь представь корабль такой- сверкает парус над волной.
Ты солнце нарисуй на нем, веселым брызнет пусть огнем, Слайд 3
Или букет из ярких роз, или жар-птицы хвост.
Слайд 4
Пусть чайка на флажке парит, ведь флаг о мире говорит. Слайд 5
На флаге бабочка, пчела зовут на добрые дела. Слайд 6
На флаге лев, поднявший щит, корабль от пушек защитит. Слайд 7
Подумай, чем украсить нос: русалкой с гривою волос, Слайд 8
Дельфином с мордой, как игла - дельфины не приносят зла;
Слайд 9
Царем, что правит под водой с трезубцем, с длинной бородой!
Слайд 10
Одень корабль, как на парад, ты в самый праздничный наряд!
Учитель: корабль будет праздничным, если использовать элементы хохломской росписи или башкирского орнамента. А какие варианты можете предложить вы?
Сказка продолжается. Долго плыли корабли по морю и вот наконец вдали черной точкой показался остров. Приблизившись к нему они увидели, что к ним навстречу плывет флот пиратов.
Учитель: вы вероятно, знаете, кто такие пираты и какие у них намерения? Как вы думаете, ребята, их корабли будут отличаться от тех, что мы видели?
Ответы учащихся
Окончание сказки в конце урока.
Стихотворение декларируют учащиеся.
Ну-ка, представь себе, как в старину.
Шли корабли на разбой, на войну.
Пушки по борту с обоих сторон,
На парусах-то орел, то дракон.
Слайд 11
Нос угрожает оскаленной пастью
Тигра ли, льва иль кого позубастей,
Слайд 12
Флаг развевается с белым крестом,
Слайд 13
С молнией флаг, со змеиным хвостом.
Слайд 14
Сабли, быть может, крест-накрест на флаге.
Слайд 15
Грозный корабль нарисуй на бумаге!
Учитель: какими бы вы их изобразили, чтобы они смотрелись устрашающими и грозными?
Ответы учащихся
Показ и обсуждение репродукции картины Н.Рериха « Заморские гости».
Физкультминутка.
3.Работа над заданием.
Самостоятельная работа учащихся.
Класс разделить на две группы.
Задание: украсить два сказочных флота – добрый и злой. Украшения подобрать такие, которые выражали бы намерения – добрые и злые.
Далее: злой волшебник стер все краски, и мы не можем разобраться, где чей корабль и кто с кем воюет!
Задача двух групп ребят: цветом, элементарными символами различить (оснастить) флоты. Детям раздаются заготовки.
Проводится небольшая беседа о роли цвета, символов, пригодных здесь ( cолнце , лебедь, драконы и т. п.)
К концу урока корабли закрепляются по своим местам на листе ( синего цвета). Итог – два совершенно разных флота. Один – веселый, радостный, другой – страшный, мрачный.
4.Итоги урока.
Сказка продолжается. Когда корабли приблизились друг к другу, стало возможным разглядеть, как они выглядят. Вы сами способны их описать.
Учитель: какие цвета и изображения соответствуют добрым и злым намерениям?
Ответы учащихся
Сказка закончилась благополучно. Флот пиратов был уничтожен. Царь – отец вернулся в свое царство.
Анализ выполненной работы. Оценка работ.
Учитель: ребята, скажите, пожалуйста, а каким был самый первый корабль?
Слайд 16
Обломки деревьев были, возможно, первыми средствами передвижения людей по воде. Потом научились связывать несколько бревен в
плот. Еще древние люди догадались выдолбить в бревне углубление, в котором мог бы поместиться человек. Так появился
челн.Также плавали по воде в
плетеных корзинах, залитых смолой или обтянутых кожей. Первоначально челны, плоты передвигались по течению с помощью
шестов и
весел. Потом человек научился использовать для движения судов силу ветра – появились
паруса. С появлением на судах
паровых машин паруса постепенно теряют свое значение. Итак, все больше и больше совершенствовалось судно. Судно – это сложное сооружение. Немного истории.
Учитель: ребята, а в наше время существуют добрые и злые корабли или с добрыми и злыми намерениями?
Ответы учащихся
Домашнее задание
Приложение 2
Рекомендации к уроку.
Тема: «Выражение намерений через украшение» является одной из центральных и важнейших тем года.
Основной задачей является освоение того, что в искусстве ничего и никогда не изображается, не украшается, не строится просто так, только ради искусности. Братья-Мастера, т. е. искусство, выражает человеческие чувства и мысли, отношение к тому, что люди изображают, кого или что украшают. Постройкой также выражают отношение к тому, для кого и для чего строят. До этого вопрос выражения должен был ощущаться детьми в работах на эмоциональном уровне. Теперь для детей должно все это перейти на уровень осознания, стать важнейшим открытием. Все последующие годы обучения по программе эта тема постоянно в каждой четверти, в каждом задании, должна акцентироваться, закрепляться через процесс восприятия и процесс созидания.
Все задания должны иметь эмоциональную направленность, развивать способность ребенка воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе. Следует помнить, что для возникновения атмосферы, способствующей сопережеванию , учителю необходимо создавать специально игровые ситуации «уподобления» (атмосферу эмоциональной напряженности и увлеченности всего класса). На уроке должны звучать музыка, поэтическое слово, помогающее учителю создать нужное настроение.
Приложение 3
Описание конкурсных материалов
Автор (ФИО, ОУ, должность)
|
Абрамова Валентина Петровна, МБОУ «СОШ № 1» г. Стерлитамак РБ, учитель ИЗО и черчения
|
Название
|
краткая аннотация урока; план-конспект урока; приложение 2; приложение 3, презентация
|
Форма
|
презентация
|
Учебный предмет, класс
|
изобразительное искусство, 2 класс
|
Название темы или раздела учебного курса
|
тема: « Выражение намерений через украшение». Тема четверти: « О чем говорит искусство»
|
Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал
|
Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.М.Неменского. Москва «Просвещение» 2008
|
Цели, задачи дидактического материала
|
-пробуждать любовь и интерес к искусству,
произведениям великих мастеров живописи,
возможность обратиться к национальной культуре и народным традициям;
-содействовать развитию творческих способностей
|
Содержание дидактического материала (раскрыть подробно)
|
Н.Рерих. Заморские гости; иллюстрации И.Билибина к « Сказке о царе Салтане»;произведения народного искусства
(элементы хохломской росписи, башкирский орнамент); слайды; динамические таблицы (два флота, идущие навстречу друг другу); наглядные пособия (изображения современных кораблей-добрых злых)
|
Ресурсы дидактического материала (видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т. п.)
|
Видео-фото, графические изображения
|
Используемые источники информации (литература, Интернет, ЦОР и др.)
|
Литература. Изобразительное искусство. 2 класс: поурочныепланы по учебникам Е.И.Коротеевой, Н.А.Горяевой под редакциейБ.М.Неменского/авт.-сост.С.Б.Дроздова.-Волгоград: Учитель, 2008.
Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками/ А.П.Ершова, Е.А.Захарова, Т.Г.Пеня и др.- М.: Просвещение, 1991.
Горяева Н.А..Первые шаги в мире искусства.-М.:Просвещение, 1991.
Интернет
|
Возможности использования дидактического материала:
- педагогом на уроке (указать этапы урока);
- учащимися
|
2.Объяснение нового материала; 3.Самостоятельная работа учащихся;
4.Итог урока
|