Перейти на главную страницу
В мире существует немало мест, которые обладают выгодным географическим положением. Балканы, Корея, Гибралтар, Афганистан. Этот список можно продолжать. Однако особое место среди них занимает Монголия. Это географическое положение стало заметно ощущаться в ХХ веке, когда внешняя политика «великих держав» стала охватывать весь мир и когда в соприкосновение пришли две мощные империи – Россия/СССР и Китай/КНР. Кроме того, в этот расклад стала вмешиваться еще одна держава, ставшая таковой также в ХХ веке – США, у которой сформировалась своя имперская идея, появились возможности диктовать свою волю земному шару. В этой борьбе трех гигантов Монголии отводится очень важная роль. После распада СССР роль Монголии возросла в несколько раз. И именно ее «зажатость» между Россией и Китаем и придает ей дополнительную ценность.
Географически Монголия примыкает к двум огромным государствам, которые к тому же являются геостратегическими действующими лицами. Это, с одной стороны, создает эффект зажатости, вынужденность постоянного лавирования между различными центрами силы. На практике это приводило к тому, что Монголия становилась либо государством-сателлитом, либо лишалась суверенитета. С другой стороны, наличие двух (или шире четырех – Тибет и Япония) культурно-генеративных центров превращает Монголию в место аккумуляции этих четырех импульсов. Она становится центром пересечения коммуникативных полей России, Китая, Тибета и Японии, по сути, становится мощным связующим звеном, интегративным элементом Евразии. Все попытки объединения Евразии исходили с Запада – от России, и от берегов Керулена и Байкала. Монгольская империя – первая в истории человечества сумела объединить политически «географическую ось истории», а экспансивная российская волна многими видится как движение к истокам.
Таким образом, являясь центром пересечения коммуникативных полей, Монголия имеет огромный дестабилизирующий потенциал, но, с другой стороны, любой дестабилизирующий и дезинтегрирующий элемент имеет не меньший интегративный потенциал.
Стремление Монголии играть самостоятельную роль в мировой политике повлечет за собой возмущение тотального поля Китая. Китай все сильнее и сильнее ощущает давление Севера, которое пока носит постоянный характер. Но со временем это давление может, как усилиться, так и ослабнуть. Понятно, что Китай сам конструирует геополитические схемы, чтобы ослабить это давление или сменить вектор монгольской геополитической экспансии. Китай один из первых отреагировал на ослабление, а затем и исчезновение советского фактора в монгольской внешней политике. Он имел исторический шанс подчинения или «поглощения» Монголии. Однако монголов выручили японцы и американцы. Благодаря практически миллиардной (в долларовом измерении)4 помощи, Монголия в относительно короткие сроки смогла восстановить рухнувшую социально-экономическую структуру. Огромное значение в этой ситуации имеет тот факт, что Монголия является в большей степени моноэтничным государством. Кроме того, что Монголия сама является однородной этносистемой, монгольское поле в значительной степени расколото (Калмыкия, Бурятия, Усть-Орда, Ага, Внутренняя Монголия). С одной стороны это может выглядеть как плюс – рычаг давления на соседей, а с другой как минус – давление соседей стремящихся минимизировать это давление приграничных трансфертных образований. Мощный дестабилизирующий потенциал монгольского региона заставляет Китай более активно играть в битве за Монголию. Монгольский вопрос с точки зрения геополитики для Китая наиболее важный. Дезактуализация монгольского фактора видится для Китая как переориентация экспансивной монгольской волны с юга на север. Это позволит ему снять напряжение в вопросе с Синьцзяном и Тибетом, значительно минимизирует сепаратизм во Внутренней Монголии. Усиление влияния Китая в Монголии значительно расширяет силовое поле, позволяет одновременно быть более активным игроком в Центрально-азиатском регионе, с угрозой, в перспективе, минимизации результатов военной операции США в Афганистане, это в свою очередь позволит ослабить силу давления исламского мира на северо-западные рубежи Китая, оттянув фронт борьбы далее на Запад. Без решения монгольского вопроса в свою пользу Китай будет вынужден играть роль догоняющего в Центральной Азии, то есть реагировать на уже произошедшие события, а не самому конструировать геостратегические схемы. Ослабление влияния буддийской Монголии позволит ему локализовать стремление тибетцев к самоопределению. Более уверенные позиции в исламском мире позволят Китаю более тесно сотрудничать с Пакистаном («сосед моего соседа – мой друг») и локализовать растущее влияние Индии в регионе, тем самым сузить силовое поле геополитического ориентира тибетцев.
Сильные позиции в Монголии позволяют Китаю более уверенно играть в российско-китайских взаимоотношениях. Кроме контроля над очень богатыми природными ресурсами Монголии (уран, золото, медь, экологически чистые пищевые ресурсы и т.д.), Китай обретает удобнейший плацдарм для нанесения удара по сибирским регионам (не ограничиваясь на Дальнем Востоке). Через Монголию Китай может контролировать единственную железнодорожную артерию, связывающую европейскую часть России с ее отдаленными восточными регионами. Из Монголии очень удобно угрожать Иркутску — важнейшему стратегическому узлу, сдерживающего экспансию с Востока. Иркутск и создавался и искусственно, во многом, развивался именно в противовес нерусской Бурятии, у которой стратегическая и экономико-географическое положение значительно выгоднее Иркутска. Иркутск – ключ к Сибири. Потеря Иркутска означает собой неминуемую потерю всего сибирского региона. Без подчинения Иркутска невозможно уверенно разыгрывать этническую карту на Дальнем Востоке.
Решение монгольского вопроса в свою пользу позволит Китаю занять более весомые позиции в мировой табели о рангах. Ослабление давления с Севера означает ослабление давления с Запада, это позволит более плотно сконцентрироваться на южном и юго-восточном направлении, где у Китая более прочные позиции (перспектива формирования Большого Китая). Проект «Большой Китай» кроме реальных прибылей, которые он уже приносит, позволит более плотно сузить кольцо вокруг Тайваня, позволит более уверенно отстаивать свои интересы в Тихом океане.
Динамичный, уверенный в себе Китай, способен стать лидером, центром притяжения океанических тихоокеанских сил. Контроль над стратегически важным Малаккским проливом позволит ему контролировать нефтяные потоки, идущей из Персидского Залива. Роль лидера Азии, которую он может играть, особенно очевидна на фоне того, что Япония не может играть такую роль, а стремление США иерархизировать, подчинить себе Тихий океан может наоборот оттолкнуть от нее гипотетических, возможных союзников. Здесь в пользу Китая играет два фактора. Первый – наиболее важный – то, что основная наиболее динамичная прослойка, наиболее экономически активная часть населения в странах АТР являются этническими китайцами (хуацяо). Именно они являются защитниками финансовых интересов, и являются основными иностранными инвесторами в китайскую экономику. Второй – также немаловажный фактор, тот, что Китай не состоит ни в одном из военных блоков, что позволяет ему свободно и спокойно проводить военное наращивание. В перспективе это может привести к тому, что Китай превратится в альтернативный США центр силы, могущий играть роль лидера как талассократического блока, так и быть очень влиятельным актором в континентальном евразийском блоке.
Ущемление российских и китайских интересов усиливает стремление их друг к другу. Но для Монголии такое положение вещей очень опасно. Сближение Москвы и Пекина зажимает Монголию в плотное кольцо. Монголия может превратиться в поле взаимодействия ее могущественных соседей. После распада СССР Монголия заявила, что более не намерена быть плацдармом для какого-либо государства, она стремится играть самостоятельную роль на мировой политической арене. В концепции национальной безопасности Монголии отмечено, что среди «важнейших факторов, которые могут неблагоприятно воздействовать на существование Монголии» – «навязывание политического, военного, экономического и идеологического контроля над Монголией»1. Укрепление российско-китайской коалиции вынуждает официальный Улан-Батор более активно искать «третьего партнера». «Наличие сильного третьего партнера» – «геополитическая мечта монголов», третий партнер был бы «существенно важным противовесом в отношениях Монголии с ее непосредственными соседями», «такой противовес – то чего Монголии не хватает длительное время», «существование только двух партнеров может быть фатальным, а наличие трех, относительно равных партнеров дает Монголии возможность построить баланс независимых отношений с каждым, избегая доминирования одного из них»2,.
Процесс поиска «третьего партнера» встречает сочувствие в Токио и в Вашингтоне. Российско-китайский альянс («кошмар коалиции» у Бисмарка) может, если Москва и Пекин найдут эффективный способ сглаживания острых углов, превратиться в несущую конструкцию мировой геополитической системы и имеют потенциал нейтрализовать результаты югославской и афганской военных операций США. Россия и Китай могут стать влиятельнейшей силой в Тихом океане, и уже сузить морское силовое поле Японии и Америки. Монголия в такой ситуации может превратиться в самое слабое звено российско-китайского блока.
Монголия может превратиться в самый важный геостратегический регион Евразии. Особенно ее ценность возросла после афганской операции. Подчинение Монголии (скорее не подчинение, а политическая акция, направлена на то, чтобы переориентировать Монголию от теллурократии к союзу с атлантизмом) - последний этап в подчинении сухопутных «ничейных пространств» Евразии. Подчинив Монголию, Америка действительно создает «широкую систему евразийской безопасности», окружая не только Россию, но и Китай.
Александр Дугин в своей книге «Основы геополитики. Геополитическое будущее России» определил Монголию как «ключевой и важнейший регион» в «позиционной битве за Lenaland» (геополитическая категория, введенная Х.Макиндером в 1943 году, охватывает прибрежную зону северо-восточной Азии)1.
Позиционная битва за Lenaland имеет своей целью – отторжение от континентального блока (России) огромного дальневосточного региона, превращение Приморья, Камчатки, Чукотки, зоны Транссиба в береговую зону (римденд). Структурно это видится как создание на территории России Дальневосточной республики (подобно той, что уже была в 1920-22 гг., но уже с другим вектором). Монголия действительно «ключевая и важнейшая территория» в этой «битве». Дистанцирование Монголии от России и Китая, приводит к некоторому напряженному состоянию в Lenaland'е, так как от Монголии, от того, как она будет проводить свою внешнюю политику, от результатов поисков «третьих партнеров» будет зависеть окончательная расстановка политических сил в регионе.
Динамично развивающийся тихоокеанский регион имеет потенциал превратиться в «гринвичский меридиан талассократии». Именно здесь концентрируются основные финансовые потоки планеты, именно здесь находятся основные акторы Большой Игры. Дальнейшее экономическое развитие АТР может превратить его в основной генеративный центр планеты (вместо Европы – Северной Америки), учитывая то, что культурные доминанты в регионе совершенно иные, чем в Европе. Если США видятся как трансфертное образование Европы, главным образом, англосаксонского мира, то АТР ничьим трансфертным образованием не является. Плюс ко всему сами Штаты начинают значительно поддаваться культурному влиянию Латинской Америки и Восточной Азии. Европа постепенно теряет свои позиции в мире. Ее последний шанс видят в объединении. Насколько такая мера будет действенной, покажет время, пока же Европа не выступает за пределами Европы как консолидированная сила за исключением возможных военных операций НАТО, но НАТО часто бывает орудием Пентагона, чем самостоятельным регулирующим органом.
В АТР представлено около половины населения земного шара. Это гигантский рынок сбыта и дешевой рабочей силы. АТР – привлекательный регион для иностранных инвестиций и сам выступает как инвестор. Здесь представлены четыре из шести геостратегических действующих лиц, два из которых выступают на международной арене в едином блоке, у двух остальных между собой больше вопросов, чем ответов.
В позиционной битве за Lenaland талассократические силы имеют подавляющее преимущество. Континентальная «тектоническая» плита сталкивается с талассократической (Курилы). Но Курильский вопрос – это часть, видимая верхушка айсберга, которая свидетельствует о мощном давлении Моря на Сушу. Морские силы пока, что называется, варятся в собственном соку. Здесь постепенно аккумулируется огромное количество энергии, которая непременно должна вылиться наружу. Иначе она может взорвать всю геостратегическую структуру в регионе. Участки напряжения уже очерчиваются достаточно четко – Спратли, Сенкоку, Тайвань, Корея, Курилы. Морские силы начинают подчинять себе Китай. Однако это чревато тем, что Море подчинив Китай, само может ему подчиниться.
На данном этапе пока происходит простое давление на береговую линию Lenaland 'а (Владивосток). Приморский край – потенциально самый динамично развивающийся регион России. Однако в Москве осознают, что на вызов Моря, Суша пока ничем не может ответить. Дальнейший экономический рост Владивостока может привести к тому, что возникнет новый центр экономического и политического притяжения. Возникнет феномен русского сепаратизма, что для всей российской этносистемы крайне опасно.
Но давление это ни во что структурно не оформилось. Положение резко изменилось после афганской антиталибской операции. Заявив о Восточной Европе и Центральной Азии как о сфере своих жизненных интересов, американцы могут сконцентрироваться на самом сложном и самом важном участке Евразии. Островной тихоокеанский мир еще не способен решать глобальные геостратегические проблемы, поэтому он сильно зависит от позиционной битвы за Lenaland, вернее от ее исхода. От исхода этой битвы зависит, по большому счету, будет ли Россия (пусть даже и региональной державой) единым государством. Ставка в этой битве высока - существование России как единого государства и владение островным миром.
Существование Монголии, которая стремится не зависеть ни от России, ни от Китая является важнейшим моментом в битве за Lenaland. Тот, кто в итоге будет контролировать Монголию, и будет победителем в этой битве. Контроль над Монголией позволяет сдерживать любые шаги, как России, так и Китая на Дальнем Востоке. Дугин отмечал, что «позиционная битва за Lenaland явление будущего, но начинаться она должна уже сейчас»1.
Монголия и Китай очень различны. Они могут принадлежать к одному государству, но не сольются в единый социокультурный организм. Это равные цивилизационные единицы, не способные изменить облик друг друга. Монгольский мир ближе к российскому, чем к китайскому. В этом регионе сосуществуют три родственных цивилизации – Россия, Япония, Монголия. Между ними всегда возникают достаточно взаимонаправленное сотрудничество. Сюда же можно отнести и Казахстан, Тыву и Тибет. Тыва – единственное в мире тюрко-буддийское звено, географически и духовно близкое к Монголии.
Годы Советской власти несколько изменили отношение монголов к России, вызвав к жизни доктрину «третьего партнера», но такая доктрина на самом деле не нова. Во время обретения независимости от Китая, Монголия не менее активно искала этого «третьего партнера», видя его в лице Японии.
Интересно отметить некоторое сходство внешнеполитической ситуации вокруг Монголии в к. XIX – н. XX вв. Освободившись в 1911году от опеки Китая, в Монголии начинает набирать силу движение панмонголизма. В мире тогда было много «панов»: панславянизм, пангерманизм, панисламизм, паназиатизм. Все объединительные теории стремились идеологически оправдать свои притязания на определенные территории и вдохнуть новую жизнь в дряхлые этносистемные образования. Кризис религии в Европе, кризис политический, в смысле отсутствие независимости, в Азии и породил эти этнообъединительные доктрины.
Для Монголии не был характерен, на тот момент, кризис религии. Здесь было по-другому. Яркий антикитаизм был сильно распылен, слишком разные силы в монгольском мире были настроены против китайцев. Это помогало, но это и мешало. Как известно, раскол РСДРП произошел из-за споров о том, что делать дальше, при солидарности относительно самодержавия. Антикитайские силы, консолидировано выступившие в 1911 году, дальше не смогли сформулировать общей программы. Северные монголы, буряты, в массе стремились опереться на поддержку нарождающегося, очень пассионарного социализма. В Халхе были очень сильны буддийские настроения, для которых союз с большевиками был немыслим. Для монголов Внутренней Монголии была характерна борьба прояпонской и чисто монгольской партиями. Здесь надо отметить, что наиболее, скажем, чисто монгольским ядром была Халха. Если буряты относительно легко могли инкорпорироваться в русско-советское общество, внутренние монголы – в китайское, получив права автономии, то контакты Халхи с внешним миром происходили как раз через эти регионы, где были сильны позиции монголов, т.е. импульсы исходившие из национальных метрополий (Китая или России), амортизировались, разбавлялись и доходили до Халхи в ослабленном виде, и от тех уже зависело принимать их или не принимать.
Позиции панмонголизма укреплялись тем, что оба соседа находились ситуации острого кризиса, а «третья» Япония, наоборот, была самой сильной страной в Азии, провозгласившая доктрину «Азия для азиатов», одинаково заинтересованная в ослаблении как Китая, так и России. Укрепление идеи создания общемонгольского государства проходило в условиях жестокой гражданской войны, когда начались конфликты уже не только по политической линии, но и на этнической почве, которые еще более обострились после провала «триумфального шествия Советской власти», тогда стремление к объединению вспыхнуло с новой силой. Здесь, видимо, и кроется причина поражения панмонгольского движения. В условиях вакуума власти самой сильной стороной становится Япония, видя в Монголии своего вассала. Монголы от империи микадо ждали другого. Япония из «третьей» становится первой. Уйдя от одного вассального положения, монголы не хотели переходить в другое. И тогда этим «третьим» становится Советская Россия. Победы РККА вдохновляют атеистическую часть панмонголистов, главным образом бурят. Но союз Халхи с большевиками невозможен. Халха постепенно изолируется, одинаково не принимая ни Китай, ни Россию на цивилизационном уровне. Расколотое панмонгольское движение становится неопасным врагом. Панмонголизм был опасен как для Китая, так и для России, в Японии не было достаточно четкой позиции по панмогольскому вопросу. Все монгольское пространство было поделено на три части с разным вектором. Последнюю попытку объединить всех монголов пытался осуществить барон Унгерн, личность противоречивая. Он осуществил то, на что Советы долго бы не решились. Он ликвидировал китайскую власть в Халхе и создал предлог для экспорта революции. После разгрома Унгерна в Монголии утверждается светская большевистская власть без социальной базы, а потому просто вынужденная искать поддержки у Москвы.
После 1991 года Монголия оказалась наедине сама с собой. Помощь «держав» помогла создать новую финансово-экономическую структуру без сильных социальных потрясений. Но период осознания своей уникальности, относительной культурной и политической независимости прошел. Сейчас ей необходимо выработать определенную концепцию взаимодействия с внешним миром. Впрочем, она читается и без ее письменного варианта. У Монголии два пути: создание замкнутой, жесткой системы, подобной Японии или Китаю эпохи закрытия этих стран, или современной Северной Корее. Но это неосуществимо физически и нерационально. Вскрытие системы рано или поздно произойдет. Второй путь – создание баланса сил из трех и более участников (Россия, Китай, США). Осуществление этой политики крайне тяжело, но, скорее всего, наиболее верная политика. Однако привлечение американцев (единственная в мире сила, способная создать противовес влиянию России и Китая) в Монголию встречает ряд трудностей. Во-первых, в какой форме будет осуществляться присутствие США, по линии Пентагона или по какой другой (это противоречит концепции национальной безопасности Монголии). Во-вторых, американцы могут заявить о своих государственных интересах, если монголы начнут разрабатывать ядерное оружие, или превратятся в террористов, но этот вариант, если он вообще реален, не обязательно приведет к присутствию здесь США.
Но встречное движение Монголии и «третьих» стран, в частности Японии, налицо, но он ограничен экономическими контактами, которые приносят прибыль только монголам. С точки зрения экономики, Монголия менее привлекательна, чем Китай или Россия.
Факторы независимости Монголии лежат далеко за ее пределами. Самый главный фактор – российско-китайские взаимоотношения и США. Тесные контакты Москвы и Пекина будут зависеть от политики США. Россия и Китай – очень разные государства и не всегда могут договориться, их сближению помогает осуществление Америкой своей имперской политики. Чем сильнее она будет осуществляться, тем сильнее будет российско-китайская дружба. Но ослабления Вашингтона вскроют глубинные противоречия этих двух гигантов, что для Монголии является очень позитивным моментом.
В этой борьбе трех гигантов Монголии отводится очень важная роль. После распада СССР роль Монголии возросла в несколько раз. И именно ее «зажатость» между Россией и Китаем и придае
24 09 2014
1 стр.
В рамках международной конференции исследователей «Гражданское общество и нко в Европе и России: новые вызовы, ответы и тенденции развития», с синхронным переводом
04 09 2014
1 стр.
Конституцию Монголии, имеющую цель построение и развитие в нашей стране гуманного, гражданского, демократического общества
15 12 2014
1 стр.
Монгольского Алатау до самого юга Монголии к каньону Хермен-Цав. За это время мы преодолеем почти 5000км., увидим много удивительного и скрытого от традиционного туризма и откроем
12 10 2014
1 стр.
Кочетков В. М., Зорин Ю. А., Джурик В. И. Комплексные геофизические исследования в Монголии // Геофизические исследования в Восточной Сибири на рубеже XXI века: Сб науч тр. Новосиб
14 12 2014
1 стр.
Система обеспечения качества высшего образования республики казахстан: новые вызовы в болонском процессе
15 12 2014
1 стр.
Шымкенте Республики Казахстан проходила XII международной конференции «Аграрная наука сельскохозяйственному производству Республики Казахстан, Сибири и Монголии»
23 09 2014
1 стр.
Ответы на госэкзамены по географии (экономической, физической и экологии) госэкзамен сдавался на 6
14 09 2014
10 стр.