Перейти на главную страницу
Введение………………………………………………………………………………...3
Влияние нефтяного загрязнения на окружающую среду и её обитателей……........4
Основные источники углеводородных загрязнений Каспия Прикаспийскими государствами…………………………………………………………………………..5
Основные причины загрязнения Каспийского моря от морских нефтяных операций и их оценка…………………………………………………………………..9
Что ожидает Каспий в ближайшем будущем?............................................................13
Заключение…………………………………………………………………………….14
Основные выводы……………………………………………………………………..15
Список литературы……………………………………………………………………16
Введение
Каспийское море - самый крупный в мире внутриконтинентальный водоем, не связанный с мировым океаном, площадью более 398000 км3. Расположено оно во внутренней части Евразии, и является удивительным созданием природы. В то время как на северном берегу свирепствуют лютые морозы и снежные метели, на южном расцветают магнолии и абрикосовые деревья. В Каспийском регионе находятся пять государств: Россия, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Иран, в прибрежной зоне которых проживает более 5 млн. человек. Каспийское море обладает безмерной красотой, многообразием экосистем и богатыми запасами природных ресурсов, до настоящего времени не полностью изученных и не используемых рационально. Каспийское море имеет климатообразующее значение и уникально тем, что донесло реликтовую флору и фауну, в том числе крупнейшее в мире стадо осетровых рыб (90 % мирового запаса). В Каспийском море обитает более 500 видов растений и 850 видов животных. Каспий является главнейшим миграционным путем и местом обитания водоплавающих и береговых птиц.
В недрах Каспийского моря скрыты продолжения известных "сухопутных" нефтяных и газовых месторождений Азербайджана, Дагестана, Туркменистана и Северо-западного Казахстана, а также многие другие сугубо морские, не связанные с материком нефтяные залежи. Многие из этих месторождений разрабатываются уже десятилетия и снискали мировую известность - Нефтяные Камни около Баку или Мангышлак в Казахстане. Специфика же Каспия - закрытого водоема, особенно (!) его мелководной, с глубинами 1-3 метра, северной части,- такова, что достаточно одного серьезного разлива нефти или токсичных продуктов бурения, чтобы нанести фатальный, последний удар по осетровому стаду и гнездовьям птиц. Геологоразведочные работы в регионе позволили выявить ряд крупнейших нефтегазоносных участков в Каспийском море и прилегающей территории. По некоторым данным потенциал углеводородных ресурсов составляет не менее 15 млрд. условного топлива в нефтяном эквиваленте. Это ставит его на 2 место в мире (после Персидского залива) по запасам нефти и газа. В связи с этим необходима разработка и внедрение системы предотвращения загрязнения экосистемы Каспия от предстоящих широкомасштабных нефтяных операций на море, в первую направленной на сохранение уникальности экосистемы, другими словами – должен быть организован мониторинг нефтяного загрязнения. Мониторинг — информационная система наблюдений, оценки и прогноза изменений в состоянии окружающей среды, созданная с целью выделения антропогенной составляющей этих изменений на фоне природных процессов. Мониторинг включает три основных направления деятельности:
Всестороннее изучение и различные наблюдения, проводимые в районе Каспийского моря, направлены в первую очередь на сохранение уникальной экосистемы Каспия в условиях интенсификации использования живых ресурсов его акватории и минерального (преимущественно углеводородного) сырья. В то же время уникальность Каспийского моря, как крупнейшего в мире местообитания осетровых рыб, выводит его проблемы не только на межгосударственный, но и на глобальный уровень и сохранение биологического разнообразия Каспия становится предметом заботы всего мирового сообщества.
Каспийское море представляет очень чувствительную экосистему. За последние десятилетия под воздействием антропогенных и биохимических факторов резко ухудшилось состояние экосистем в целом, и особенно северо-восточной части моря.
Речные стоки. Основной объем загрязнений (90% от общего) поступает в Каспийское море с речным стоком. Это соотношение прослеживается почти по всем показателям (нефтеуглеводороды, фенолы, СПАВ, органические вещества, металлы и др.). Так ежегодно в бассейн Волги сбрасывается 2,5 км3 неочищенных и 7 км3 условно очищенных сточных вод, в речных стоках которой обнаружено содержание нефтепродуктов выше ПДК (предельно-допустимой концентрации): от 8 до 60 раз. В последние годы наблюдалось некоторое снижение загрязнений впадающих рек, за исключением Терека (400 и более ПДК по нефтеуглеводородам), куда попадает нефть и отходы с разрушенной нефтяной инфраструктуры Чеченской республики. В целом для речного бассейна моря характерно двукратное содержание нефтепродуктов.
Ниже в таблице приведены ориентировочные ежегодные данные по попаданию нефтепродуктов с речными стоками с территории Прикаспийских государств (тысяча тонн).
Территория |
Стоки рек |
Нефтепродукты |
Россия |
Волга, Терек, Сулак, Самур |
143,5 |
Азербайджан |
Кура |
3,0 |
Казахстан |
Урал |
0,6 |
Буровой флот Каспийского моря - плавучие буровые установки:
"Апшерон" |
бурит до 1800 |
с глубины воды до 15 м |
"Азербайджан" |
бурит до 3000 |
с глубины воды до 20 м |
"Хазар" |
бурит до 6000 |
с глубины воды до 60 м |
"Бакы" |
бурит до 6000 |
с глубины воды до 70 м |
Неполный перечень ЧП, связанных с авариями и разливом нефти на Северном Каспии:
Возникшие проблемы по состоянию и загрязнению Каспия требуют срочного принятия мер по охране окружающей среды в регионе.
Начиная с 1993 г., наметилась тенденция к сокращению видов и объемов слежения. Так в ряде мест прекратились актинометрические наблюдения, наблюдения по самописцам уровня моря, а также за испарением с водной поверхности. Позже были полностью прекращены измерения расходов воды в нижнем течении Эмбы.
Не секрет, что ухудшению качеств работ в большей мере способствовала слабая техническая база. На ближайшие годы синоптиками запланировано восстановление сети станций, и постов (в прежнем объеме наблюдений) и их техническое оснащение, организация ведомственной системы связи. Предполагается провести обследование с целью открытия новых пунктов слежения разработку научных требований к их размещению, а также наметить темы научных и экспедиционных исследований. Для обеспечения комплексного гидрометеорологического мониторинга.
Существующие средства связи не обеспечивают оперативного прохождения информации, что в свою очередь сказывается на прогнозировании и научном анализе, и, в конечном итоге, - на гидрометобслуживании.
В настоящее время контроль качества вод северо-восточного Каспия ведется более чем по 30-ти показателям, таких как нефтепродукты, тяжелые металлы, растворенный кислород, нитриты, нитраты.
Морские воды в северо-восточной части Каспия квалифицируются как "умеренно-загрязненные".
Согласно нашего законодательства об охране окружающей среды, разработка и освоение месторождений нефти и газа должны производиться с наименьшим ущербом для экосистемы моря.
По данным Казгидромета, имелись случаи превышения ПДК по нефтепродуктам. Чаще всего залповый сброс в море загрязнителей происходит в период катастрофических сгонно-нагонных явлений. Легкие нефтепродукты всплывают и растекаются по поверхности, тяжелые растекаются по грунту и прилипают к нему. Более всего подвержены загрязнению прибрежные опресненные воды, обеспечивающие первичную продукцию восстановления и богатства всех биоценозов моря.
В связи с тем, что основная доля загрязнения у нас приходится на затопленные нефтяные месторождения, промышленные и муниципальные источники, а в дальнейшем на баржевые перевозки и трубопроводы, большое значение приобретают регулярные наблюдения за сгонно-нагонными явлениями. По данным синоптиков, высота нагонной волны в отдельные периоды достигает 2,5 и более метров, что приводит к затоплению значительных прибрежных территорий, где отсутствуют наблюдательные пункты.
Казгидромет предлагает компаниям свои услуги по государственной экспертизе, составлению прогнозов погоды, ветра, уровня воды и ледового режима, штормовым предупреждений, анализу морской воды и грунта на содержание нефтепродуктов и металлов, гидробиологическим наблюдениям за видами и численностью фито и зоопланктонов, зообентоса и т.д. Здесь собраны данные гидрохимических наблюдений по мелководной части моря (с 1989 г.) и по глубоководной его части (с 1995 г.). Гидродинамическая модель Каспия, созданная в КазНИИ мониторинга окружающей среды и климата при поддержке Датского гидравлического института, позволяет давать прогнозы затопления побережья в период сгонно-нагонных явлений. Развитие промышленности, устаревшие технологии добычи, транспортировки и переработки полезных ископаемых (главным образом, нефти и газа, стройматериалов), нерациональное использование сырья и энергоносителей, продолжающееся уже много лет бесполезное экономически и вредное экологически сжигание на факелах попутных и технологических газов на нефтегазовых промыслах и предприятиях нефтепереработки и нефтехимии, а также плохая организация сбора (попутной воды, нефтешламов), утилизации, обезвреживания и захоронения отходов промышленности, сельского хозяйства отрицательно влияют на качество окружающей среды. Произошло значительное загрязнение воздуха, воды, возросла заболеваемость населения. Значительно снизились биоресурсы. Удивляет отношение к населению, как власти, так и иностранных компаний, занимающихся нефтедобычей в регионе. По подсчетам специалистов за последние 20 лет количество сайгаков уменьшилось в 20 раз, уловы наиболее ценных видов рыб - осетровых, - в 18 раз. На побережье отмечено фронтальное умеренное опустынивание, крупные очаги сильного и очень сильного локального опустынивания в районах нефтепромыслов, перевыпаса вблизи населенных пунктов.
В настоящее время отсутствует анализ существующей системы управления прибрежной зоны. Контроль на местах за деятельностью предприятий осуществляет областное управление охраны окружающей среды, которое не имеет достаточной материально-технической базы и средств для рекультивации земель. Не в полной мере используются рекреационные возможности прибрежной территории моря. В настоящее время в результате большой техногенной нагрузки и недостаточного соблюдения экологических и технологических требований экологическому состоянию региона и здоровью его жителей наносится значительный ущерб. Негативное влияние промышленности на качество окружающей среды усугубляется. Каспийское море находится в начальной стадии экологической катастрофы. Об этом свидетельствует массовая гибель тюленей, заболевания рыб, птиц, бентосных организмов и др.
Нефтяники региона работают по принципу «Нефть любой ценой». Правительство это поддерживает. Россией с 1991 по 1998гг. добыто 2 млрд. 690 млн. т нефти, при этом выбросы вредных веществ в атмосферу составили 13 млн. 462 тыс. т. Выбросы, приходящиеся на одну тонну добываемой нефти, составили 5,0 кг. «Казахойл» в 1995-1998гг. добыл 7 млн. 742 тыс. т нефти, выбросы составили 118790 т. В 2000г. выбросы уменьшили до 9 кг на одну тонну. Выброс, приходящийся на тонну добываемой нефти, составил 15,3 кг. СП «Тенгизшевройл» в 1993-2000гг. добыто 46 млн. 408 тыс. 883 т нефти, при этом объем выбросов составляет 338037 т. Выбросы на одну тонну добытой нефти - 7,28 кг. В результате производственно-хозяйственной деятельности СП «Тенгизшевройл» идет систематическое значительное загрязнение природной среды (воздуха, воды, почв, недр и т.д.) территории Тенгизского нефтяного месторождения.
Компания ОКИОК, нарушая свое предпусковое обещание "никаких загрязнений морской воды и воздуха в процессе бурения", продолжает загрязнять море сточными водами. Не признает общепризнанные нормы к качеству сбрасываемых в море сточных вод. Вот оценка степени загрязненности (превышение предельно допустимой концентрации для рыбохозяйственных водоемов ПДКр.х.) сточных вод (помойных) буровой установки № 257 "Сункар" структуры "Восточный Кашаган" по результатам анализов вод, выполненных лабораторией Атырауского областного управления охраны окружающей среды: превышение ПДКр.х. с января по ноябрь 2000г. нефтепродуктам до 2,6 раз. По Западному Кашагану загрязнение сточными и хозяйственными водами, сбрасываемыми в море за период с 25 августа 2000г. по 12 декабря 2000г. превышение ПДК р.х. составило:
• нефтепродукты - до 23,2 раза;
На Восточном Кашагане при бурении второй скважины по результатам анализов, отобранных 25-29.05. 06.06., 07-08.06, 12-13.06.2001г., нефтепродукты - 1,5-5 раз.
Таким образом, несмотря на заверения ОКИОК, что в море сбрасываются хорошо очищенные воды, фактически в море сбрасываются не полностью очищенные помойные хозяйственно-бытовые воды. Качество вод, сбрасываемых в море в районе Восточного Кашагана 2 еще более ухудшилось. Появились взвешенные вещества и нефтепродукты. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РК способствует утверждению завышенных норм. ОКИОК ссылается на устаревшие существующие санитарные нормы Министерства сельского хозяйства, допускающие сброс в море очищенных вод, если в 500 м загрязняющие вещества в водах не превышают ПДКр.х. Применение этой инструкции для заповедной зоны Каспийского моря являются не совсем правомерным. Тем более, судя по фактическим материалам, сбрасываемые ежесуточные многотоннажные воды слабо очищенные.
Даже если придерживаться общих требований инструкций для всех рыбохо-зяйственных водоемов и вести контроль качества сбрасываемых вод на расстоянии 500 м от источника загрязнения, тогда зачем заражать вредными веществами все живое и не живое на расстоянии до 500 м. Ведь зараженные живые организмы, рыбы расходятся по всей акватории моря. К настоящему времени на Кашагане пробурены 3 скважины. Предстоит пробурить еще пять скважин, в дальнейшем объем бурения может увеличиться в несколько раз. Сброс хозяйственно-бытовых вод в море должен быть прекращен.
Примирительная позиция контролирующих органов вызывает опасение в том, что сможем ли мы вообще предъявлять бескомпромиссные требования к иностранным компаниям в защиту уникальных природных объектов родного края.
Непонятно, сколько со стороны ОКИОК (Аджип) может продолжаться загрязнение моря хозяйственно-бытовыми отходами. До каких пор компетентные органы, призванные охранять природу, будут потворствовать деятельности иностранных компаний, загрязняющих природную среду? Когда будут установлены жесткие стандарты природной среды для работ в заповедной зоне?
При этом следует отметить недостаточность мониторинговых наблюдений за состоянием окружающей среды (геодинамические, по установлению связи грунтовых вод с водами Каспийского моря, по определению количеств загрязнителей в воздухе, водах, почвах, растениях, в органах животных и птиц), проводимых СП "Тенгизшевройл".
СП «Тенгизшевройл» продолжает эксплуатироваться как опытно-промышленный объект, хотя это давно уже целый газоперерабатывающий комплекс.
В Единых правилах разработки нефтяных и газовых месторождений, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 июня 1996 года № 745 указано:
п.6.3.5. «Промышленная разработка нефтяных и газовых месторождений допускается только при условии, когда добываемый вместе с нефтью газ используется в народном хозяйстве или в целях временного хранения, закачивается в специальные подземные хранилища, в разрабатываемые или подлежащие разработке нефтяные пласты».
п.6.3.6. «В процессе промышленной разработки нефтяных и нефтегазовых месторождений обеспечиваются сбор и использование добываемых вместе с нефтью газа, конденсата и сопутствующих ценных компонентов и воды в объемах, предусмотренных в утвержденном технологическом проектном документе. Проект обустройства нефтяного месторождения под промышленную разработку принимается к утверждению только в случае, когда в нем решены вопросы сбора и рационального использования нефтяного газа.
Сжигание попутного нефтяного газа на факелах при пробной и опытно-промышленной эксплуатации допускается в течение срока, согласованного с соответствующими государственными органами».
СП «Тенгизшевройл» не заинтересован в эксплуатации нефтяного месторождения в режиме промышленной разработки и при этом ссылается на протокол Центральной комиссии по разработке нефтяных и газовых месторождений Министерства энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан № 3 от 25 марта 1999 года об установлении срока действия проекта опытно-промышленной разработки месторождения Тенгиз до 01.01.2003 года, что может привести в будущем при увеличении объема добычи нефти к крайне нежелательным последствиям (к серьезным заболеваниям населения области, вредному влиянию на уникальную флору и фауну заповедной зоны Прикаспия, деградации земли из-за большого скопления вредных веществ в почве и другим негативным явлениям).
Между изъятием, использованием ресурсов и защитой, укреплением устойчивости окружающей среды должно быть равновесие. Установлению такого равновесия способствовала бы эффективная система управления, опирающаяся на планирование. Для сохранения, восстановления, долговременного использования и обеспечения защиты природных ресурсов необходимо знать динамику изменения природной среды, роль факторов (климат, истощение, загрязнение, эрозия и др.), влияющих на нее. В настоящее время происходит в основном изъятие ресурсов и деградация окружающей среды. В связи с этим становится очень важным установление пороговой антропогенной нагрузки на природную среду, за чертой которой произойдут необратимые катастрофические изменения среды обитания, фауны, флоры и человека. После этого необходимо оценить, в какой стадии деградации находится природная среда региона, и дать прогноз темпам ее изменения, наметить конкретные меры по снижению ее. Нужно совершенствовать комплексное интегрированное управление и планирование береговой зоной.
Анализ национального экологического законодательства указывает на недостаточность правовых мер в области управления и контроля.
По своему содержанию Водный кодекс Республики Казахстан (1993г.) не является рыночным законом. В нем слабо проработаны экономический механизм и механизм государственного управления, не нашли отражение нормы, допускающие водопользование на основе предпринимательства. В целом не разрешены вопросы контроля за использованием и охраной вод.
Упущены нормирование качества воды и предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты, особенности правовой охраны морей, включая Каспийское, от нефтяного загрязнения и другие вопросы.
Отсутствуют необходимые подзаконные акты по предотвращению и ликвидации загрязнения морей.
Употребляются лишь санитарные нормы и правила охраны прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения, утвержденные в 1988г. Минздравом СССР. Необходим пересмотр этих норм Республикой Казахстан.
В настоящее время отсутствуют нормативные правовые акты Республики Казахстан, определяющие экологические, санитарно-гигиенические и другие требования к хозяйственной и иной деятельности, влияющей на состояние земель вследствие их загрязнения.
Отсутствуют нормативы качества земель при их хозяйственно-бытовом и радиоактивном загрязнении, а также при некоторых видах биологического загрязнения.
Оценивая в целом состояние экологического законодательства Республики Казахстан как удовлетворительное, следует отметить, что для обеспечения более полного и эффективного правового поля требуется усиление контроля за исполнением существующих и разработка ряда новых нормативно-правовых актов.
Недостаточно эффективно используются экономические инструменты, стимулирующие рациональное природопользование. В настоящее время не все природные объекты охвачены платежами за использование природных ресурсов. Определение величины налогов за недра носит закрытый характер через контракты, утверждаемые Правительством, что не позволяет возмещать расходы на их охрану.
Среди недостатков сложившейся системы платежей за природопользование можно отметить неполный охват всех загрязнений (не учитывается полный объем экологических и социальных потерь), слабое стимулирование за рациональное природопользование (плата за природные ресурсы не отражает их реальную стоимость), неразвитость и несовершенность нормативно-методической, незавершенность правовой базы при проведении нефтяных операций в акватории Каспийского моря.
Для предотвращения экологической катастрофы на Каспии необходимо: - ограничить добычу нефти согласно межправительственных соглашений Прикаспийских государств; застраховать биологические ресурсы моря; ужесточить контроль за нефтяными операциями на море, повысить штрафные санкции за загрязнение каспийских вод.
Авария 1985г. на скв. 37 Тенгизского месторождения (на суше) ликвидировалась в течение 398 дней. В атмосфере сгорело около 3 млн. т нефти. Температура воздуха у устья скважины доходила до 1100°С, земли - 440°С. Радиус заметного влияния - 300-400 км. Заболело около 50% населения области, погибло около 200 тыс. птиц. Если аналогичная авария произойдет на акватории Каспийского моря, для ликвидации ее потребуется в лучшем случае не менее месяца. За это время выльется в море колоссальное количество нефти, и море погибнет в считанные месяцы. Такой риск сохранится в течение многих десятилетий по мере эксплуатации всех подсолевых месторождений.
Даже при самом благоприятном стечении обстоятельств, без крупных аварий, и с учетом снижения выбросов до международного уровня, ожидаемое загрязнение моря превысит все, с чем мы сталкивались ранее. Согласно общепринятым расчетам, на каждый миллион тонн добытой в мире нефти приходится в среднем 131.4 тонны потерь. Исходя из ожидаемой добычи в 70-100 млн. т., в целом по Каспию будем иметь не менее 13 тыс. т в год, причем большая часть придется на Северный Каспий. По оценкам Росгидромета, среднегодовое содержание нефтяных углеводородов в северокаспийской воде к 2020 г. поднимется вдвое-втрое и достигнет 200 мкг/л (4 ПДК), без учета аварийных разливов. Следует отметить, что доля речных загрязнений имеет тенденцию к сокращению, в меньшей степени за счет сокращения производства в долинах рек, в большей степени – за счет наращивания оффшорной нефтедобычи. Ожидается, что в перспективе 2010-2020 гг. соотношение загрязнений река-море достигнет 50:50.
Заключение
Экологические проблемы Каспия и его побережья являются следствием всей истории экстенсивного экономического развития в странах региона. На это накладываются как долговременные природные изменения (вековые колебания уровня моря, изменение климата), так и острые социально-экономические проблемы сегодняшнего дня (переходный период, экономический кризис, конфликты, внедрение транснациональных корпораций и т.п.).
За журналистскими рассуждениями о том, что Каспий попал в «сферу интересов» той или иной страны обычно теряется тот факт, что эти страны, в свою очередь, попадают в сферу влияния Каспия. Например, на фоне 10-50 млрд. долларов ожидаемых западных инвестиций в каспийскую нефть, экономические последствия массовой гибели каспийской кильки выражаются суммой «всего» в 2 миллиона долларов. Однако реально этот ущерб выражается цифрой в 200 тыс. тонн дешевой белковой пищи. Неустойчивость, социальные риски, порождаемые дефицитом доступных продуктов в прикаспийском регионе, способны создать реальную угрозу для западных нефтяных рынков, а при неблагоприятном стечении обстоятельств – даже спровоцировать широкомасштабный топливный кризис.
Значительная часть ущерба, наносимого природе человеческой деятельностью, остается за рамками экономических расчетов. Именно отсутствие методов экономической оценки биоразнообразия и экологических услуг приводит к тому, что планирующие органы прикаспийских стран отдают предпочтение развитию добывающих отраслей и “аграрной индустрии” в ущерб устойчивому использованию биоресурсов, туризму и рекреации.
При освоении углеводородных ресурсов в бассейне Каспийского моря и эксплуатации, действующих необходимо проводить природоохранные мероприятия. Регион Каспийского моря входит в категорию тех экологических зон, которые находятся на грани кризиса. Следовательно, всем Прикаспийским государствам необходимо разработать и внедрить единые нормативные, методические и правовые документы при освоении углеводородного сырья, которые бы исключали или снижали техногенное воздействие на экосистему Каспия. Если эти страны будут совместно, рационально использовать природные ресурсы, проведут работы по увеличению численности растений и животных, природоохранные мероприятия, то в таком случаи Каспий будет жить. Очень важны международные службы по незамедлительным действиям при авариях на Каспии. Мы также нуждаемся в каспийском экологическом Фонде, так как не может быть и вопроса о защите без финансирования.
Обеспечение экологической безопасности, развитие экологического мониторинга является приоритетной проблемой каждого государства.
Означает ли всё выше сказанное, что мы категорически против разработок нефтегазовых месторождений на Каспии? Вовсе нет. Вопрос в том, где и как разрабатывать. И здесь позиция, на мой взгляд, должна быть совершенно определенной: добыча углеводородного сырья может вестись только в тех районах и такими методами, которые в принципе исключают ущерб для водных и околоводных видов фауны и флоры. Судя по мировому опыту, это вполне реально. Будущее в наших руках…
Основные источники углеводородных загрязнений Каспия Прикаспийскими государствами
13 09 2014
1 стр.
Влияние все большей доступности Антарктики на ее окружающую среду; Особые районы; воздействия человека на окружающую среду Антарктики
25 12 2014
1 стр.
Химический состав синтетических моющих средств и их влияние на окружающую сред
15 12 2014
1 стр.
Вытаптывание на-почвенного покро-ва, приводящее к снижению возду-хоемкости и влагоемкости почв
11 10 2014
1 стр.
«Усиление потенциала стран Центральной Азии в проведении оценки воздействия на окружающую среду (овос)»
12 10 2014
1 стр.
Общепринято рассматривать вред курения только применительно к здоровью курильщиков и тех, кого они «обкуривают», т е пассивных курильщиков
25 12 2014
1 стр.
Потенциальные выгоды от применения нанотехнологий включают возможность создания более легких и более эффективных летательных аппаратов, уменьшение потребления энергии и приемлемое
09 09 2014
1 стр.
Человек в результате своей деятельности влияет на окружающую среду как положительно, так и отрицательно. Человек вмешивается в естественную среду обитания живых организмов, и это м
15 09 2014
1 стр.