Открытый урок по истории России в 7 классе
Тип урока комбинированный
Тема: Внешняя политика Петра I. Северная война 1700 – 1721 гг. (Ч. 1)
Основная цель занятия: дать ученикам 7 класса общее представление о внешней политике Петра I, рассказать о ходе Северной войны, создании в России армии нового образца.
Учебные задачи: 1. Продолжать формирование умения работать с документом. 2. Продолжать формирование умения работать с исторической картой. 3. Воспитание нравственной культуры учащихся, формирование гуманного отношения друг к другу.
Основные понятия: рекрут, конфузия, реформа, редут.
Оборудование: компьютер, проектор, компакт – диск со слайдами к занятию.
Учебные материалы необходимые на занятии: учебник История России. Конец XVI – XVIII век. Авторы А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, рабочая тетрадь История России. 7 класс. – Саратов: Лицей, 2007. Документ из хрестоматии по истории СССР: Приказ Петра I перед Полтавской битвой. М., 1949. Т.2 (1682 – 1865). С. 38.
Литература для учителя:
-
История России: конец XVI – XVIII век : учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2005
-
Учебное пособие. Уроки истории. 7 класс. / В. Г. Петрович, Петрович Н. М. – М. : ТЦ Сфера, 2003
-
Справочные материалы «История России», авт. П. А. Баранов, изд. АСТ Астрель, М., 2006
-
Научно – популярное издание. История Петра Великого / А. Г. Брикнер. - изд. АСТ Астрель, М., 2005
-
Хрестоматия по истории СССР. М., 1949. Т. 2 (1682 – 1865).
Учебный информационный ресурс для учителя: электронная энциклопедия «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» 2007г., в интернете Единая образовательная коллекция презентаций
Методические особенности занятия
Методический замысел занятия состоит в том, чтобы в сжатом виде дать общее представление школьникам о внешней политике Петра I, причинах и ходе Северной войны, военной реформе. Проявляющаяся среди учащихся заинтересованность в знании истории своей страны, мотивирует высокий интерес к ставящейся проблеме занятия. При этом важно учитывать желание учеников работать с текстом документа, исторической картой, решать исторические задачи.
Методы: беседа, объяснение, работа с документом, проблемный метод.
Время занятия: 45мин.
Ход занятия
Организационный момент: 1-2 мин (выясняется готовность к занятию, достигается необходимый уровень дисциплины)
Логика построения этого занятия основывается на плане, представленном в презентации. 2 мин.
-
Основные направления внешней политики Петра I.
-
Причины и периодизация Северной войны.
-
Начало войны. «Нарвская конфузия».
-
Реорганизация армии.
-
Полтавская битва.
После раскрытия плана занятия, учитель предлагает вспомнить и закрепить уже полученные знания по теме Пётр I. Россия на рубеже веков. Учащиеся выполняют задания в рабочей тетради. (3-4 мин.)
Рабочий лист №16, стр.31 задание 4
Расставьте в хронологической последовательности события, связанные с началом царствования Петра I.
□ Поездка в Европу
□ Азовские походы
□ Создание русской гвардии
□ Новый стрелецкий заговор
□ Создание русского военного флота в Воронеже
Задание 7, стр. 32
Каковы итоги и значение Азовских походов?
___________________________________________________________________________
Задание 8, стр. 32
Что явилось целью Великого посольства 1697 – 1698 гг.? Каковы были итоги Великого посольства?
___________________________________________________________________________
Какие страны посетил Пётр I?
___________________________________________________________________________
После выполнения заданий, ученики устно отвечают на вопросы учителя, подтверждая правильность своих ответов.
Итак, чтобы перейти к изучению Внешней политики Петра I, посмотрите на слайд и ответьте на вопрос, как представленные личности связаны с темой нашего урока. 2-3 мин.
Ученикам уже знакомы некоторые личности представленные на слайде:
Предполагаемые ответы: Франц Лефорт – иностранец родом из Швейцарии, друг и советник Петра I, был одним из руководителей Великого посольства в Западную Европу; Александр Меншиков – одна из самых приближённых фигур при дворе Петра I, мужественный и храбрый, один из основателей Петербурга; Б. П. Шереметев - сподвижник Петра I. С 1681 воевода, участвовал в Крымских и Азовских походах; Я. Ф. Долгоруков - российский государственный деятель, князь, сподвижник Петра I Великого, его советник и доверенное лицо;
Учащиеся, как правило, затруднятся с ответами по личностям: БРЮС Яков Вилимович - генерал-фельдмаршал (1726). Участник Крымских и Азовских походов 1680-90-х годов и Северной войны 1700-21. Подписал вместе с А. И. Остерманом Ништадтский мир 1721. АПРАКСИН Федор Матвеевич - сподвижник Петра I, генерал-адмирал (1708), командующий русским флотом в Северной войне и Персидском походе.
Общий вывод: Именно эти люди помогали Петру I в осуществлении внешней политики. Были его сподвижниками, помогали во всех его начинаниях.
Внимание на следущий слайд. Учащимся предлагается проблемный вопрос, который они записывают в тетеради. (1 мин.)
Докажите, что успехи во внешней политике Петра I были связаны с его реформаторской деятельностью?
1. Основные направления внешней политики Петра I. (3 мин.)
На представленном слайде показана схема «Основные направления внешней политики Петра I».
Учитель даёт характеристику основным направлениям внешней политики Петра I, сочетая её с показом по исторической карте Российская империя.
-
Причины и периодизация Северной войны. (3 -4 мин.)
Причины Северной войны
1. Имперская политика Швеции, и её стремление к господству на Балтике
2. Необходимость получения Россией выхода в Европу через Балтийское море и прибалтийские территории
3. Геополитические противоречия Швеции с европейскими державами
Периодизация Северной войны (1700 – 1721)
1. 1700 – 1709 гг. – начало военных действий против Швеции; поражение под Нарвой; основание Санкт – Петербурга; победы при Лесной; победа под Полтавой
2. 1710 – 1721 гг. – взятие Риги; Прутский поход; победа при мысе Гангут; победа у острова Гренгам; подписание мира в г. Ништадт
Учитель обращает внимание учащихся на объём изучаемого материала, возможных вариантах периодизации. На сегодняшнем уроке мы с вами остановимся на первом периоде Северной войны.
-
Начало войны. «Нарвская конфузия».(3 мин.)
Учитель рассказывает о начале Северной войны. Заключение Северного союза в состав, которого входили Дания, Саксония и Россия. Шведский король Карл XII. Поражение России под Нарвой – ноябрь, 1700 г. Продолжение войны, первые победы в Прибалтике. Основание Санкт – Петербурга – 1703 г. Рассказ сопровождается с показом основных мест событий по исторической карте «Россия с кон. 17 до 60-х гг. 18 века».
Ученик рассказывает отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»
4. Реорганизация армии. (3 мин.)
Рассказ учителя о первых преобразованиях в армии в начале Северной войны. Регулярная армия. Рекрутская повинность. Основание металлургических заводов. Создание военно – морских школ. Воинский устав 1716 г.. Строительство военно – морского флота.
Внимание учеников обращается на слайд.
Ответьте на вопрос: Какие изменения произошли в русской армии? Дайте им оценку.
Выполняют задание в рабочей тетради. Рабочий лист №17, задание 3 стр. 33
Какие меры были приняты Петром для реорганизации армии? Какие экономические меры были приняты для обеспечения армии всем необходимым?
_____________________________________________________________________________
5. Полтавская битва. (5 мин.)
Учитель рассказывает о сражениях со шведской армией накануне Полтавского сражения. Сражение при деревне Лесной – 1708 г. Полтавское сражение 1709 г.
Рассказ сопровождается с показом по исторической карте, схеме Полтавское сражение.
Ученики работают с документом. Читают и отвечают на вопросы к нему.
Приказ, отданный е. в. царем Петром I воинству своему в день полтавского сражения июня 27 дня 1709 года.
Ученик рассказывает отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Полтава»
Закрепление (3 мин)
Давайте возвратимся к нашему проблемному заданию, которое мы записали в наших тетрадях в начале урока.
Докажите, что успехи во внешней политике Петра I были связаны с его реформаторской деятельностью?
В результате военных реформ, проведённых в ходе, не прекращавшейся войны, Россия превратилась в одну из великих военных и морских держав Европы.
Подтверждение слов учащихся фрагментом фильма «Пётр I» (40 сек.)
Заключительное слово учителя. Выставление оценок за урок. Запись Домашнего задания. §14, задания в рабочей тетради 1,2,4,5 стр.33 – 34
Спасибо за урок!
Министерство образования и науки Астраханской области
Областное государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Черноярский губернский колледж»
Открытый урок по истории России в 7 классе
Тема: Внешняя политика Петра I. Северная война 1700 – 1721 гг. (Ч. 1)
Учитель истории Янцев А. И.
с. Солёное Займище 2010