ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО РОБЕРТА ШУМАНА
Шуман продолжает традицию романтической вокальной миниатюры, идущую от Шуберта. К песне Шуман приходит в 30 лет, уже став мастером психологического портрета в фортепианной музыке. Большая часть песен создана в 1840 году, в год женитьбы Шумана на Кларе Вик. Всего Шуман написал более 200 песен, в т. ч. и вокальные циклы «Круг песен», «Мирты», «Любовь поэта», «Любовь и жизнь женщины».
Песни Шумана очень разнообразны: лирические монологи, песни в народном стиле, в духе романса, с чертами стилизации. Мелодии песен насыщены выразительными «говоря-щими» интонациями, в них кантилена соединяется с речитативом. Партия фортепиано несет главный образ песни, ее психологический подтекст, поэтому в песнях Шумана очень важны фортепианные прелюдии и постлюдии.
Циклы
«Любовь поэта» и
«Любовь и жизнь женщины» – это истории любви в пес-нях. Оба цикла сюжетные, со сквозным развитием, но песни в них соседствуют по принципу контраста.
Шуман обращался к стихам разных авторов, но ближе всего ему была поэзия Гейнриха Гейне: психологически глубокая, насыщенная сильными чувствами и при этом лаконичная. У Гейне лирика соседствует с иронией. Музыка Шумана чутко следует за текстом и передает каждый нюанс чувства.
Цикл «Любовь поэта» написан на стихи Г. Гейне в 1840 г. – в год любви и семейного счастья Роберта и Клары Шуман. В основе цикла стихи, взятые Шуманом из «Лирического интермеццо» Гейне (это цикл из 65 стихов, навеянный влюбленностью поэта в его кузину; в этом цикле много размышлений, картин природы, лирики и иронии). Шуман выбирает 16 текстов и в традициях Шуберта выстраивает историю глубокой и искренней любви. Для Шумана это не лирическое интермеццо, а глубокое и подлинное чувство. Каждая песня – определенная стадия этого чувства, что тонко выражено в музыке через психологически точную интонацию и выразительную гармонию.