Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Сергей Власенко, директор Центра
поддержки СМИ НАТ Казахстана

Вопросы правового регулирования
кабельного телевидения


Кабельное телевидение – это одна из относительно новых сфер деятельности средств массовой информации, которая с каждым годом набирает все большие обороты. Многие стремятся занять в ней соответствующее положение и, заняв его, сталкиваются с проблемами правового регулирования кабельного телевидения, в основе которых лежит отсутствие необходимой законодательной базы.

И здесь, прежде всего, нет четкого ответа на вопрос, каким конкретно видом деятельности занимаются операторы КТВ. Является ли кабельное телевидение сферой деятельности средств массовой информации или это предоставление населению услуг связи?

На сегодня деятельность всех операторов связи регулируется, в первую очередь, законами Республики Казахстан «О связи», «О лицензировании». Лицензии операторам связи выдает уполномоченный орган в лице Агентства информатизации и связи РК.

С другой стороны тот же закон «О связи» говорит о том, что в сфере средств массовой информации лицензированием занимается уполномоченный орган в лице Комитета информации и архивов Министерства культуры и информации РК. Из этого закона также следует, что деятельность операторов связи в этой сфере осуществляется согласно требованиям, предусмотренным законодательством в сфере средств массовой информации. Об этом свидетельствуют нормы, содержащиеся в законе «О средствах массовой информации».

Кабельное телевидение в Казахстане – это явление реальное, более того процент населения, которое отдает предпочтение кабельному телевидению, увеличивается. Для населения по большей мере не важно, как доставляется сигнал к телевизору, для него имеет значение разнообразие каналов и сама картинка, и в этом смысле у кабельного телевидения есть определенное преимущество.

Но как ни странно, действующий закон «О средствах массовой информации» в основных своих понятиях умалчивает как о кабельном телевидении, так и об услугах кабельного телевидения. В самом законе «О средствах массовой информации» содержатся отдельные положения так или иначе использующие терминологию, имеющую отношение к кабельному телевидению. Например:



Статья 3. Язык средств массовой информации

3. Еженедельный объем телевизионных и радиопрограмм средства массовой информации на государственном языке по времени не должен быть менее суммарного объема передач на других языках.



Объем телевизионных и радиопрограмм на государственном языке в интервалах времени продолжитель­ностью шесть часов каждый, исчисляемый с ноля часов местного времени, не должен быть менее суммарного объема передач на других языках.

Данное требование не распространяется на сети кабельного, эфирно-кабельного телевидения.



«Статья 12. Освобождение от постановки на учет средства массовой информации

Не требуется постановка на учет периодических печатных изданий:

теле-, радио-, видео-, кинохроникальных программ, распространяемых по кабельным сетям, если зона обслуживания ограничена одним зданием или комплексом.



Статья 14. Распространение продукции средства массовой информации

«3-1. Ретрансляция теле- и радиопрограмм иностранных средств массовой информации не должна превышать с 1 января 2002 года пятидесяти процентов, с 1 января 2003 года – двадцати процентов от общего объема передач по телерадиовещательным каналам.

Данное требование не распространяется на вещание кабельного и эфирно-кабельного телевидения».

Как видим, закон «О средствах массовой информации» упоминает о том, что есть – «сети кабельного телевидения», «кабельные сети», «кабельное телевидение». А в Квалификационных требованиях, предъявляемых при лицензировании деятельности по организации телевизионного и (или) радиовещания говорится еще и об операторах многопрограммного телевизионного вещания.

Закон «Об авторском праве и смежных правах» в несколько раз больше упоминает кабельное телевидение, чем закон «О средствах массовой информации». Но задача этого закона совсем иная и, естественно, в нем не акцентируются внимание на особенностях эфирного или кабельного телевидения. Закон «Об авторском праве и смежных правах» также не дает ответа на главный вопрос, чем же является кабельное телевидение – вещанием или услугой связи?

В действительности подавляющее большинство кабельных операторов не осуществляют формирование и распространение программ, а только ретранслируют эфирные и спутниковые телеканалы. Следовательно, кабельный оператор не может каким-либо образом влиять на содержание распространяемых программ.

Но в то же время кабельные операторы имеют лицензию на свою деятельность, которую выдает Комитет информации и архивов Министерства культуры и информации. Кроме того, этот же государственный орган выдает свидетельство о постановке на учет в качестве средства массовой информации. Получается, что по форме кабельные операторы отнесены к средствам массовой информации, а по своему содержанию они являются средствами связи, так как своей собственной продукции они не создают.

И здесь возникает вопрос, насколько правомочен уполномоченный орган по средствам массовой информации выдавать соответствующие лицензии или этим вопросом должен заниматься другой уполномоченный орган по связи.

Следует четко понимать, что кабельное телевидение имеет место в том случае, если собственник сам занимается созданием продукции средства массовой информации и его трансляцией, а если этого нет, то в этом случае собственник является оператором кабельного телевидения по предоставлению услуг кабельного телевидения, ретрансляциии. И естественно, что на деятельность собственников кабельного телевидения должно распространяться требование закона «О средствах массовой информации».

И в этом случае, когда собственник создает собственную продукцию средства массовой информации лицензию на кабельное телевидение должно выдавать уполномоченный орган по средствам массовой информации. А в том случае если собственник занимается только ретрансляцией продукции средств массовой информации эфирного, спутникового, кабельного телевидения, то уже в этом случае лицензию на услуги кабельного телевидения должен выдавать уполномоченный орган по связи.

Вместо термина «оператор кабельного телевидения» было бы, наверное, уместно использовать термин «оператор связи». На лиц занимающихся предоставлением услуг кабельного телевидения должны распространяться требования закона «О связи».

Не исключается и вероятность того, что собственник одновременно может выступать и быть собственником кабельного телевидения, так и оператором кабельного телевидения.

Изначально, смысл лицензирования по организации телерадиовещания заключался в необходимости государственного контроля над распространяемой продукцией средств массовой информации. Это необходимо, чтобы предотвратить выход на экраны телепередач пропагандирующих терроризм, наркотики, порнографию, разжигание межнациональной розни.

Но если кабельные операторы меняют только технические параметры телевизионного сигнала, а содержание программ остается неизменным, то зачем повторно лицензировать услуги телерадиовещания в кабельных сетях, продукцию других телерадиовещательных организаций, уже имеющих лицензии на эфирное, спутниковое, кабельное вещание?

Из чего следует, что деятельность по предоставлению услуг кабельного оператора, связанная с ретрансляцией телеканалов имеющих лицензии, не требуют получения лицензий на этот вид деятельности.

Это относится к ретрансляции продукции казахстанских телеканалов. А как быть с ретрансляцией иностранных телеканалов?

Содержание иностранных телеканалов может соответствовать требованиям своих национальных законодательств, казахстанского законодательства. И если продукцию иностранного телеканала распространяет собственник кабельного телевидения, то вполне естественно, что он и должен нести ответственность за его содержание, также как при заключении договоров обязательно должны учитываться требования национального законодательства.

А как быть, если продукцию иностранного телеканала распространяет оператор кабельного телевидения? Как показывает практика, продукцию иностранного телеканала операторы кабельного телевидения в подавляющем большинстве случаев приобретают у посредников-дистрибьюторов, следовательно, и ответственность за содержание иностранного телеканала должны нести эти посредники.

С учетом вышеизложенного возникает риторический вопрос – возможно, найти ответы на эти вопросы поможет специальный закон «О кабельном телевидении». Что говорит в пользу того, что такой закон необходим?

Закон "О связи", раскрывает общие вопросы отрасли (собственность, защита сетей и сооружений, лицензирование, сертификация, оказание услуг для государственных нужд, управление при чрезвычайных ситуациях и т.д.), регулирует тем самым только деятельность в соответствующих технических областях кабельного телевидения. Также пункт 9 статьи 21 этого закона говорит о том, что сети телевизионного и радиовещания являются составной частью единой сети телекоммуникаций и составляют единый производственно-технологический комплекс наземных и спутниковых систем вещания, используемых для распространения и трансляции телевизионных и радиопрограмм на территории РК и иностранных государств. Необходимо технические вопросы отделить от контентов (содержания) систем вещания.

Деятельность в области кабельного телевидения является результатом договорного взаимодействия трех сторон – телеканала, абонента и собственно оператора КТВ, одной из которых является оператор кабельного телевидения. В свою очередь оператор связи заключает договор с телеканалами на распространение продукции телеканалов сетях кабельного телевидения, кроме этого оператор кабельного телевидения заключает договор с абонентами по предоставлению услуг кабельного телевидения.

Действующий закон «О средствах массовой информации» не рассматривает вопросы взаимоотношений операторов кабельного телевидения с телеканалами и абонентами, а также вопросы, связанные со спецификой деятельности кабельного телевидения.



Таким образом, потребность в специальном законе, регулирующим деятельность в области кабельного телевидения очевидна.

Казахстан, сейчас стоит на пороге внедрения цифрового телевидения, 2015 год не за горами. Но как можно внедрять цифровое телевидение, если мы с обычным телевидением не разобрались. Вопросы правового регулирования сферы телерадиовещания, к сожалению, остаются без должного внимания до сих пор. И это это время, когда население активно использует наряду с эфирным телевидением, кабельное, спутниковое телевидение и совершенно новые технологии.

Вопросы правового регулирования кабельного телевидения

Многие стремятся занять в ней соответствующее положение и, заняв его, сталкиваются с проблемами правового регулирования кабельного телевидения, в основе которых лежит отсутствие не

69.74kb.

10 10 2014
1 стр.


Систем кабельного телевидения
1428.32kb.

11 10 2014
12 стр.


Задание Творческое задание «Защита естественных прав человека и проблемы конституционно-правового регулирования»

«Защита естественных прав человека и проблемы конституционно-правового регулирования». Необходимо подготовить тезисы для выступления семи участников конференции

17.79kb.

27 09 2014
1 стр.


1 Основы судебной экспертизы Основные вопросы правового регулирования судебной экспертизы

Решением Президиума некоммерческого партнерства «палата судебных экспертов» нп

134.59kb.

16 12 2014
1 стр.


1 Основы судебной экспертизы Основные вопросы правового регулирования судебной экспертизы

Решением Президиума некоммерческого партнерства «палата судебных экспертов» нп

126.81kb.

14 12 2014
1 стр.


Приложение 3

Приоритеты государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования

33.34kb.

03 09 2014
1 стр.


Государство и управление

Госсектор нуждается в многоступенчатой системе нормативно-правового регулирования

167.02kb.

18 12 2014
1 стр.


Правовая организация отраслевых промышленных комплексов: теоретические основы исследования и практика правового регулирования
815.69kb.

15 12 2014
4 стр.