Сравнение альтернативных вариантов размещения конечного пункта нефтепроводной системы "Восточная Сибирь – Тихий океан"
Показатели
|
Бухта Перевозная
|
Бухта
Безымянная
Уссурийский залив
|
Усть-Соболевка
|
Залив Стрелок
|
Залив Находка
|
Залив Владимира
|
Бухта Врангеля
|
Остров Лисий
|
Бухта Козьмино
|
Возможность использования танкеров дейдвейтом 300 тыс. тонн неледового класса
|
За исключением периода с января по март
|
Круглый год
|
За исключением периода с января по март
|
Круглый год
|
Круглый год
|
Круглый год
|
Круглый год
|
За исключением периода с января по март
|
Открытость штормам всех направлений
|
Открыто штормам южных и восточных румбов. Прикрыто берегом от северных и восточных румбов
|
Открыто только западным ветрам
|
Прикрыто только от зимних штормов
|
Закрыто круглый год
|
Закрыто круглый год
|
Закрыто круглый год
|
Открыто только ветрам юго-западных и западных румбов
|
Закрыто круглый год
|
Продолжитель-ность ледового периода
|
65 дней сплошной лед
|
Береговой припай, плавающие льды
|
100 дней
сплошной лед
|
Береговой припай, плавающие льды
|
Береговой припай, плавающие льды
|
Береговой припай, плавающие льды
|
65 дней сплошной лед
|
90 дней сплошной лед
|
Глубины, м
|
25
|
35
|
Более 25
|
Более 35
|
16
|
20
|
20
|
20-35
|
Количество штормовых дней в году
|
137
|
15
|
26
|
Закрыто от штормов
|
Закрыто от штормов
|
Закрыто от штормов
|
Закрыто от штормов
|
Закрыто от штормов
|
Количество дней в году с волной выше
3 м
|
20
|
3-5
|
31
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Необходимость в дноуглублении
|
200 000 куб.м.
|
Без
дноуглубле-ния
|
Без дноуглубле-ния
|
Только в варианте бухты Чажма
|
Дноуглубление
|
Дноуглубле-ние
|
Без дноуглубления
|
Без дноуглубления
|
Береговая инфраструктура
|
Вымираю-щий поселок, база мари-культуры, ЛЭП, лагерная зона.
Угодья по сбору анфельции
|
ЛЭП, а/магистраль, жел. дор., поселок Фокино, судоремонт, возможность строительст-ва глубоко-водного пирса
|
ЛЭП, поселок
|
ЛЭП,
Автодорога, жел. дор., в 11 км по автодороге поселок Фокино, судоремонт-ный завод в пос. Дунай (6 км)
|
ЛЭП, а/магистраль жел. дор., город, судоремонт
|
ЛЭП, а/магистраль жел. дор., город, судоремонт
|
ЛЭП, а/магист-раль жел. дор., город, пирсы, судоразделоч-ный завод
|
ЛЭП, автодорога, три поселка.
|
Инженерно-геологическая база для размещения терминала на берегу
|
Сложный горный рельеф полуострова Ломоносова, мощная толща обводненных илов (более 100 м. "Плывуны") в береговой болотистой равнине. Мощное подводное движение наносов
|
Ограничений нет, скальный фундамент. Прибрежный низкогорный
рельеф
|
Ограничений нет,
рельеф прибрежный
равнинный
|
Ограничений нет, скальный фундамент. Рельеф низкогорный
|
Сложный горный рельеф, скальный фундамент.
|
Сложный горный рельеф, скальный фундамент.
|
Низкогорье, скальный фундамент, песчано- галечные наносы.
|
Низкогорье, несущие свойств грунтов благопри-ятные.
Место базирования атомного флота
|
Условия прокладки нефтепровода
|
Очень сложные, горный рельеф, болотистые речные поймы
|
Низко- среднегор-ный рельеф
|
Сложный горный рельеф, залесенные горы, на подходе к терминалу много населенных пунктов
|
Расстояние до железной дороги
|
1,5 км
|
1,5 км
|
350 км
|
0 км
|
0 км
|
9 км
|
10 км
|
140 км
|
Экологические последствия
|
Тяжелое необратимое повреждение богатейших экосистем моря и суши в южном Приморье, массовая гибель перелетных птиц, государствен-ный биосферный заповедник
"Кедровая Падь", государствен-ный биосферный морской заповедник, подрыв местного нерестового стада лососевых и стагнация рыбораз-вод-ныхзаводов (Рязановский и Барабашевс-кий)
|
Нарушения прибрежных экосистем минимальны.
Особо охраняемые территории и объекты отсутствуют
|
Нарушения прибрежных экосистем минимальны.
Особо охраняемые территории и объекты отсутствуют
|
Нарушения прибрежных экосистем минимальны.
Особо охраняемые территории и объекты отсутствуют
|
Нарушения прибрежных экосистем минимальны.
Особо охраняемые территории и объекты отсутствуют
|
Разрушение гребешковых угодий и мест нереста морских ежей
|
Нарушения прибрежных экосистем минимальны
Особо охраняемые территории и объекты отсутствуют
|
Серьезный конфликт с хозяйствами марикуль-туры (гребешок, трепанг, морские водоросли, ежи)
|
Рекреационный ресурс
|
Гибель рекреацион-ного ресурса бухт Нарва, Табунная, Мыс Песчаный, островов Русского, Попова, Рейнеке, Рикорда.
|
Рекреацион-ный ресурс практически незначитель-ный
|
Рекреацион-ный ресурс мало значитель-ный
|
Рекреацион-ный ресурс острова Аскольда, Путятина, пляжи между пос. Домашлино и Руднево,
|
Рекреационный ресурс мало-значительный
|
Рекреацион-ный ресурс мало-значитель-ный
|
Рекреацион-ный ресурс мало-значительный
|
Обширные песчаные пляжи залива Владимира ежегодно постоянно исполь-зуются жителями Хабаровс-кого края, Сибири, Магадана
|
Внешнеполити-ческие факторы
|
В случае осуществле-ния строительст-ва нефте-порта, КНР развивает
г. Хунчунь и строит морской порт на
р. Туманной
|
нет
|
нет
|
нет
|
нет
|
нет
|
нет
|
нет
|
Выводы: По совокупности положительных факторов по размещению нефтепорта, наиболее предпочтительными являются бухта Безымянная Уссурийского залива (основным недостатком является относительная открытость бухты западным ветрам), залив Стрелок (основным недостатком является необходимость согласования с КТОФ), бухта Козьмино (основным недостатком является необходимость использования ледокола), залив Владимира (основным недостатком является необходимость использования ледокола, удаленность от ж/д станции, конфликт с хозяйствами марикультуры (гребешок, трепанг, морские водоросли, ежи).
Составлено Преображенским Б.В.- доктором г-м.н, научным сотрудником ТИГ ДВО РАН, заслуженный эколог России