Все на свете друг другу нужны.
Б. Заходер
1. Наименование опыта
«Роль экологического воспитания в развитии
познавательных интересов у дошкольников»
Лемжакова Н.К.
воспитатель МДОУ
«Детский сад д. Лаврово»
2. Условия возникновения и становления опыта
Наше МДОУ расположено на территории Лавровского сельского округа, в 3-х километрах от г. Судогда. Место живописное, где рядом есть все природные ландшафты: луг, лес, поле, река Судогда, пруд.
Развивая идеи создания своей воспитательной системы, я пришла к выводу, что сущность воспитания состоит в том, чтобы научить детей добровольно, творчески и бескорыстно изучать, улучшать окружающий мир.
В наши дни, когда Земля – наш общий дом, находится на грани экологической катастрофы, обострились экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека (загрязнения воды, воздуха, продуктов питания), к этому более чувствительны дети. Все мы, ныне живущие, в ответе за природу перед нашими потомками, перед историей. Люди подчас не осознают, как пагубен ограниченный подход к природе. Ведь до сих пор жители планеты привыкли только брать у природы, не заботясь о ее истощении (здоровье).
Чтобы сохранить природу на земле, нужны образованные люди. От них буде зависеть ее судьба. И первые основы экологических знаний, экологической культуры мы закладываем в детском саду – первом звене непрерывного образования.
Цель, которую мы поставили перед собой, занимаясь с детьми экологическим воспитанием, воспитание у ребенка с ранних лет любви к природе – это, значит, творить добро, задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш Дом стал краше и богаче.
Формируя у детей гуманное отношение к природе, мы исходим из того, чтобы ребенок понял: человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о себе, о своем будущем. То, что наносит вред природе, наносит вред и самому человеку.
Наблюдая за поведением маленького ребенка в природе, которое бывает сложным и противоречивым, имея самые добрые намерения, дети иногда совершают отрицательные поступки. Познавая окружающий мир, могут сорвать ядовитые растения и попробовать их на вкус, взять в руки, и сильно сжать насекомое, маленькое животное, а это приводит к травме детей, а также животных. Поэтому, не только даем знания о природе, воспитываем бережное отношение, но и учим детей ориентироваться в окружающей природной среде, обеспечивая их безопасное проживание с животными, растениями. Экологическое воспитание позволяет решать многие другие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным, нравственным, эстетическим, эмоциональным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности и т.д.
Разнообразное влияние экологического воспитания на личность ребенка позволяет использовать ее как сильное, но не навязчивое средство, ведь ребенок во время наблюдений, экскурсий, игр чувствует себя более естественно, свободно, раскованно.
В настоящее время в МДОУ создана развивающая среда, собран материал, который воспитатели используют в работе с детьми: «Времена года», «Лес – многоэтажный дом», «Кому нужны деревья в лесу», «Растения луга», «Зимующие и перелетные птицы», «Чудо дерево» и т.д. Совместно с детьми собрали коллекцию камней, ракушек, почвы (глина, песок, известняк, каменный уголь), пополняем коллекцию каменных растений.
Все это помогает детям узнать многообразие мира природы, проводить эксперименты и наблюдения за живой и неживой природой.
3. Актуальность и перспективность опыта
В начале учебного года дети получают знания и представления о том, что земля наш общий Дом, и человек часть природы; знакомятся с экосистемами: лес, луг, водоем, получают первоначальные экологические знания. На некоторых примерах дети знакомятся с проблемами загрязнения окружающей среды.
В течение года дети рисуют природу, отражая впечатления увиденного, изготовляют плакаты-значки о правилах поведения в лесу, на лугу, водоеме; выполняют практические задания по благоустройству и озеленению ДОУ; узнают и ликвидируют последствия неправильного поведения человека.
Все воспитание и обучение детей строим на объектах ближайшего окружения. Весь материал даем в системе. Так, например, в теме «Вода» детям говорим о том, что человеку нужна чистая вода, однако он должен разумно ее употреблять и расходовать. В работе используем разнообразные методы и приемы. Но мы убедились, что самым эффективным методом является наблюдение: за птицами на бабушкином дворе, на кормушке зимой, в скворечниках; за рыбами в пруду, реке, за животными в поле, в работе (лошадь). Наблюдая, дети замечают их разные состояния: страх, боль, голод. Отрадно, что дети сопереживают, сочувствуют, а главное – стараются оказать помощь тем, кому она нужна (кормят животных, ухаживают за растениями).
4. Теоретическая база опыта
В опыте используем «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой – это основа. «Юный эколог» - С.Н.Николаевой, «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» С.Н. Николаевой, «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» Н.В. Коломиной, «Место игры в экологическом воспитании дошкольников» С.Н. Николаевой, «Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников» С.Н. Николаевой, И.А. Комаровой.
5. Новизна опыта
Новизна опыта заключается:
- в определении актуальности проблемы, стоящей перед ребенком;
- в определении целей и результатов;
- в нахождении и использовании форм и методов, методик диагностики;
- в обогащении жизненного опыта;
- в связи с окружающим миром, ознакомлением с художественной литературой, развитием речевой, изобразительной, конструктивной, экспериментальной деятельности;
- в пропаганде здорового образа жизни среды детей и родителей.
Вместе с этим в МДОУ преобразилась среда окружения. В настоящее время разработали много сценариев праздников, досугов, конспектов занятий, изготовили много игр, поделок.
В нашем ДОУ традиционно проводятся акции:
- «Украсим Землю цветами» к празднику;
- «День Земли»;
- «Здравствуйте, птицы» к прилету птиц;
- «Позаботимся о братьях меньших зимой» (изготовление кормушек, сбор кормов);
- опыты с песком, водой, глиной.
6. Ведущая педагогическая идея
Сформированность у дошкольника осознанного восприятия окружающей действительности, сопереживания, сочувствия, а самое главное - забота о своем здоровье и окружающей среде.
7. Педагогическая концепция
Особую значимость экологического воспитания дошкольников мы видим как способ положительного влияния на ребенка, где открывается возможность формирования его собственного жизненного опыта. Это метод организованного освоения ребенком окружающей среды.
Воспитание экологической культуры у дошкольника является одной из задач Госстандарта:
Дошкольник


Восприятие Деятельность Творчество
природы детей
- экскурсии - труд в природе - перенос
- наблюдение - игра накопленного
- опыты - изодеятельность детьми опыта
- чтение художественной - экспериментирование в другие сферы
литературы деятельности
- рассматривание картин
- слушание музыки
- другое
8. Технология опыта
Использование в педагогическом процессе по формированию начал экологической культуры у детей, методик, которые имеют общеразвивающее значение и применяются в работе с детьми любого возраста.
Основные формы реализации педагогического опыта:
- циклы наблюдений за живыми объектами уголка и участка МДОУ;
- систематическое планирование разных типов, занятий, экскурсий, наблюдений, игр;
- фиксирование в календарях длительно протекающих изменений в природе, связанных с сезонными явлениями; ростом растений, их развитием;
- проведение доступных по содержанию экологических акций;
- регулярная совместная деятельность (воспитатели, дети, родители) по изготовлению игр, поделок, книг о природе.
Основные принципы реализации опыта:
- Учет индивидуальности (интереса, желания, склонности) каждого ребенка.
Дети пятого года жизни имеют более устойчивое, более развитое восприятие, мышление, лучше воспринимают и воспроизводят речь взрослого, способны уже к первым волевым усилиям.
- Совместная деятельность взрослого и ребенка.
В повседневной жизни проводятся циклы наблюдения за животными, обитающими в уголке природы. Наблюдения содержат не только элементарные сведения о том, что животные едят, какое у них строение, но и отражают взаимосвязь со средой обитания, приспособленности к ней. Специальные наблюдения позволяют выяснить, как и что видят, слышат рыбы, птицы, черепаха, как они передвигаются, обихаживают себя, как реагируют на разный корм, громкие звуки, резкие движения. Такие наблюдения – это не только выяснение особенностей образа жизни, это определение того, как люди (дети, воспитатель) должны реагировать на их состояние, как создавать более благоприятные условия жизни, т.е. как бережно, гуманно относится к живым объектам. Это же самое относится и к наблюдениям за растениями: комнатными, травянистыми, растениями участка, огорода, леса, сада, луга. Для большей убедительности проводим опыты (например, лук выращиваем тремя разными способами: в темноте, в холоде, в тепле на свету). Дети учатся замечать красоту растений, других объектов природы. Они начинают понимать: красивое растение – это растение, которое имеет много листьев, невытянутые стебли и которое цветет.
На протяжении всего года дети наблюдают сезонные изменения в природе. Большую роль в умственном развитии играют календари наблюдений за зимующими птицами, за луком, за посадкой растений (рассады).
Ежедневно совместно с воспитателями дети работают в уголке природы. Дети осознанно начинают относиться к делу, приобретают навыки по уходу за растениями, животными, некую самостоятельность. Особое значение имеют занятия. На них воспитатели углубляют, обобщают знакомый детям материал. На занятиях формируются, обобщаются представления о явлениях природы, овощах, фруктах, животных, растениях.
Важную роль играют комплексные занятия. Они имеют всесторонне развивающее значение, построены на сменах видов деятельности.
- Здоровьесбережение.
Не уменьшается значение игры в этом возрасте: проводим занятия в виде путешествий, приключений, используя игрушки-аналоги, включаем разные любимые персонажи: доктор Айболит, Незнайка, Петрушка, Лесовичок. В течение года организуем выход детей в ближайшие экосистемы - экскурсии, походы в лес, на луг, к водоему. Это очень важные мероприятия эколого-оздоровительного характера: дети дышат чистым воздухом, получают эстетическое наслаждение от красоты природы в любой сезон, участвуют в природоохранном деле. Практическое сближение с природой ничем нельзя заменить или восполнить, только непосредственно в лесу (у водоема, в поле) дети приобретают навыки правильного поведения в природе, учатся действовать, соблюдать элементарные правила поведения в лесу.
Походы, экскурсии дают много эмоциональных впечатлений. После таких посещений природы, дети увиденное переносят в свое творчество: рисование, лепку, аппликацию, конструирование.
Отношение к природе так же формируется и во время праздников, развлечений, досугов экологического характера. Традиционными в нашем МДОУ стали:
«День Земли – 22 апреля»;
«Здравствуйте, птицы»;
«Кто обедал с воробьем».
Результативность
Результаты наблюдения показали, что, используя различные виды, методы, приемы ознакомления детей с природой, позволяют привить детям экологические навыки, уважительное отношение к окружающей среде, миру природы.
Как отметил А.Н. Леонтьев: «Для ребенка на этой ступени психического развития еще не существует отвлеченной теоретической деятельности, отвлеченного созерцательного познания, поэтому осознание выступает у него прежде всего в форме действия. Ребенок, осваивающий окружающий мир, это ребенок, стремящийся действовать в этом мире».
Из наблюдений за детьми и из разговоров с родителями воспитанников выяснили, что дети осторожнее ведут себя в природе, бережнее относятся к растениям, животным, стараются не навредить природе, реагируют на негативные поступки.
Адресная направленность
Опыт может быть использован:
-
Руководителями и воспитателями МДОУ по теме «Природное окружение, экологическое воспитание».
-
Воспитателями для решения задач экологического воспитания дошкольников, формирования эстетического отношения к окружающему миру.
-
Родителями, если желают расширить представление дошкольников об окружающей природе и воспитать любовь к родине.
Опыт
работы воспитателя МДОУ «Детский сад д. Лаврово
Судогодского района Владимирской области
Тема:
«Роль экологического воспитания
в развитии
познавательных интересов
у дошкольников»
воспитатель:
Лемжакова Надежда Константиновна
Адрес: Судогодский район
д. Лаврово
ул. Молодежная, д. 7
т. 2-21-66