Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3 ... страница 8страница 9

- 25 августа 2006 г. в мире произошло  одно очень важное событие - окончание работы специального комитета ООН по разработке Конвенции о правах инвалидов, т.е. выработка окончательного текста данной Конвенции. Она имеет непосредственное отношение к теме сегодняшней конференции, поэтому сначала я немножко скажу о Конвенции. Почему это событие имеет такое большое значение?  Конвенция - это первый акт о правах  человека в этом  тысячелетии, и это первый обязательный международный правовой акт всеобъемлющего характера, который касается прав инвалидов.  До этого у нас были документы, касающихся  прав инвалидов, в том числе и документы ООН, такие как Декларация прав инвалидов, Стандартные правила обеспечении равных возможности  для инвалидов, но все эти акты носили рекомендательный характер, т.е. они рекомендовали государствам принципы государственной политики по отношению к инвалидам.  Конвенция, после того как она будет одобрена  на 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, и после того, как не менее 20 государств ее ратифицирует (мы  очень надеемся, что и Российская Федерация ее ратифицирует) Конвенция станет частью нашего права,  и положения Конвенции  должны будут содействовать изменению законодательства по отношению к инвалидам всех государств, и нашего, российского, в том числе. На Конвенцию можно будет ссылаться в судах при отстаивании прав инвалидов. Конвенция - очень важный шаг, такой революционный шаг, поскольку она  предполагает полное изменение отношения к инвалидам. Конвенция закрепляет социальный подход к инвалидности, о чем, я думаю, здесь много говорилось, т.е. инвалиды - это не больные люди,  а инвалидность - это процесс взаимодействия человека с какими-то нарушениями и общества, это преодоление тех преград - отношенчестких, физических и прочих, - которые общество  ставит перед инвалидами.  Социальный подход влияет на все положения  Конвенции, потому что Конвенция  говорит о том, что инвалидам не нужно оказывать милосердие, предоставлять какие-то льготы, а инвалидам нужно давать равные права, создавать все условия, чтобы инвалиды могли наравне с другими реализовывать свои права. Это касается и образования. Статья 24 Конвенции  четко говорит, что государство обязано обеспечить равный доступ для всех детей с инвалидностью к образованию, и это должно происходить путем обеспечения инклюзивности системы образования, т.е. путем внедрения инклюзивного образования. Далее, все положения, которые касаются инклюзивного образования, расшифровываются: говорится о том, чтобы дети-инвалиды ходили в обычную школу, чтобы в школе создавались все условия для их обучения, чтобы педагоги, которые работают в обычной школе, владели методиками обучения таких детей и т. п.

Инклюзивное образование, с одной стороны - это такой принцип,  на котором должна строиться система образования, а с другой стороны - это  процесс.  Заключается инклюзия в том, что школы, наши обычные школы, любые образовательные учреждения, детские сады тоже, должны принимать  всех детей без исключения,  вне зависимости от того, какие у них особенности. И  это касается не только больных детей, но и  здоровых детей, например, очень одаренных. У нас все дети разные, и система образования должна строиться на этом принципе: все дети разные. Они все принадлежат нашему сообществу, и на каждого ребенка мы  будем смотреть индивидуально, и будем смотреть - как мы можем учесть и удовлетворить вот эти особые его образовательные потребности. Этот принцип изложен в Саламанкской декларации  ЮНЕСКО.  Повторю. Основной принцип инклюзивного образования – это обучение детей с особыми образовательными потребностями в обычных  образовательных учреждениях, при условии, что этим образовательным учреждениям  создаются все условия для удовлетворения  специальных образовательных потребностей таких лиц.  

Конвенция – это важный этап а нашей жизни, однако, процесс внедрения инклюзивных подходов в систему образования начался гораздо раньше. Началось все со стран Запада –  Америка, Канада,  Англии, - когда родители   детей-инвалидов (довольно тяжелых инвалидов) выиграли несколько судебных процессов, по которым обычные школы обязывались взять этих детей и создать для них условия. В  последствии, другие родители тоже поняли, что им не за чем далеко возить ребенка в специальную школу, когда  он может учиться рядом, в обычной. Позже эти подходы  были распространены не только на детей-инвалидов, а просто вошли как основной принцип организации системы образования. Принцип инклюзивного образования  заключается в том, что не дети созданы для школы, а школа создана для детей, т.е. школа должна учитывать потребности детей, а не дети должны подходить под те или иные рамки, которые установила школа. До этого образование было интегрированным, которое закреплено в Стандартных правилах, и процесс обучения детей-инвалидов в обычных школах назывался «интегрированным образованием». Но сообществу организаций инвалидов, родителей детей-инвалидов не очень-то нравилось интегрированное образование. Потому что оно, скоре, подразумевало: есть человек больной, он другой, не такое, как все, а вот есть общество, нормальное, и этого больного человека нужно как-то интегрировать в это нормальное общество. Тогда как инклюзивное образование говорит о том, что мы все  здесь разные, и каждый по-своему особенный, но все мы принадлежим к этому конкретному сообществу. И все дети, которые живут на определенной территории, имеют право идти в ту или иную школу, так же как одаренные дети, также как и дети, которые не знают  хорошо, например, русский язык, так и дети инвалиды. Все они  ДЕТИ.

Понятие «инклюзивное образование», появилось в нашей жизни с 1996 года, и сейчас оно закреплено в законодательных актах многих стран. Это касается и западной Европы, и Америки, причем, не только Соединенных Штатов и Канады, но и Латинской Америки. Сейчас инклюзивное образование пришло на пространство СНГ. Оно практикуется очень хорошо в Армении, в Азербайджане, где принята стратегия внедрения  инклюзивного образования, начинаются  подобные разработки в Узбекистане,  и, я слышала, в Киргизии, Молдове. Вокруг нас начинается это движение. Есть оно и в России, в некоторых регионах. В Самаре, в том числе.

Но процесс этот требует подготовки. Нельзя взять и всех детей сразу поместить в обычную школу, но готовиться к этому нужно. Нужно попробовать, например, поместить тех  детей,  родители которых очень хотят этого. У  родителей есть такое право, которое закреплено Законом об образовании. Понятно, что школы сейчас  не могут взять всех детей и всех обучать, но их надо к этому готовить. А дети нормально отнесутся к своим «особенным» сверстникам, если взрослые будут нормально относиться к таким детям. И мы часто слышим: зачем они пойдут в обычную школу, там такая враждебная обстановка, их будут обзывать, бить и прочее,   Но такого не происходит. И чем раньше дети начинают общаться между собой, тем безболезненнее этот процесс проходит.

(В брошюре использовано выступление С. Ю. Котовой, записанное во время радиопередачи «Говорит и слушает «Десница», которая вышла в эфир утром 14.11. 2006г., за час до открытия конференции «Инклюзивное образование: вчера, сегодня и завтра»).

 

Эдгар Суренович Аракелян, юрист Владимирской ООО «АРДИ «Свет»:

- Здравствуйте, уважаемые участники конференции! Я представляю Владимирскую областную общественную организацию «Ассоциации родителей  детей-инвалидов «Свет». Начну я, пожалуй, с того, что АРДИ «Свет» существует с 1 сентября 1995 года, т.е  уже более 11 лет. Все началось с того, что некоторые дети медико-психолого-педагогической комиссией были признаны необучаемыми. На тот момент времени это было вполне обосновано, и на законных основаниях, потому что специальным постановлением правительства существовало такое понятие как «необучаемый», и признание детей необучаемыми было рядовым событием. Однако, с этим надо было что-то делать. Родители таких детей объединились, это объединение в последствии привело к созданию «Школы жизни». Было оборудовано  специальное помещение, где дети обучались абсолютно элементарным вещам:  готовить еду, убирать за собой,  застегивать пуговицы и т.п.  С самого начала к этим детям относились как к особым, все понимали, что они никогда не освоят, скажем, высшую математику с геометрией, а вот бытовым вещам всегда смогут научиться. Таким образом, процесс обучения пошел с 1995 года, и даже те дети, которые признавались необучаемыми, получали определенные навыки, образовательные элементы. Буквально уже через год деятельность нашей организации стала известна многим иногородним представителям, и в организацию пошли письма с просьбой других родителей принять их детей в нашу организацию. Однако, стоит отметить, что изначально такой цели не стояло, плюс ко всему, собственных помещений у нас не было (сейчас нет), именно собственных, поэтому в ответах мы писали, каким образом мы достигли этого, по сути, делились опытом. На конференциях, подобных сегодняшней, представители нашей организации раздавали определенные материалы, книги, проспекты.

Далее, что касается образования. Спустя 2 года, в 1997 году, образовательный процесс  нашей «школы жизни» пошел в разных районах Владимирской области. В частности, он затронул 11 городов области: Ковров, Кольчугино и др. Все это, безусловно, благодаря поддержке  органов местного самоуправления, в частности Владимирского Городского Совета народных депутатов, и исполнительной власти, т.е. администрации г. Владимира. Благодаря совместной деятельности этих учреждений, были предоставлены специальные помещения, в которых дети занимались, обучались компьютерной грамотности, вышиванию, верховой езде на лошадях и другим полезным навыкам. Сами педагоги обучались за счет спонсорских средств. На определенных мероприятиях детям всегда вручались призы и подарки - тоже за счет спонсоров.

И сегодня в организацию приходят письма, в основном, из регионов, в которых спрашивается, как быть родителям, если ребенок живет в поселке и, соответственно, не может обучаться в специальной школе. В таком случае есть иные формы обучения: семейная, индивидуальная программа обучения на дому и т. д.

Далее следует отметить, что понятие «необучаемый» было довольно-таки распространенным, однако в 2000 году, благодаря  нашей деятельности, и деятельности наших партнеров, специальным Постановлением Правительства внесены изменения в нормативные документы и понятие «необучаемый» заменяется понятием «дети со сложными дефектами». Это, на мой взгляд, в целом, нашей организации, было очень важным событием в нашей работе. Благодаря этому, все дети, со сложными дефектами направлялись в специальные коррекционные школы, в частности,  в школу 8-го вида. Существуют также интеграционные классы для глухих и слабослышащих детей  на базе общеобразовательной школы № 14. В самом начале этого развития отношение к детям, как со стороны родителей, так и со стороны педагогов, было неоднозначным. Однако, совместными усилиями мы сейчас стараемся как-то изменить, избежать какого-то недопонимания. Что касается отношения педагогов, в частности, во Владимире и Владимирской области  на сегодняшний день многие считают, что не должен человек с особенностями развития обучаться в одном классе с детьми без инвалидности. Однако я считаю, что, благодаря таким конференциям и слушаниям подобное отношение к детям можно изменить.

Необходимо, наверное, более подробно остановиться еще на одной программе нашей организации «Театр дружбы и добра» особенных детей. Это что ни на есть настоящий театр, в котором выступают наши дети. В 1998 году ребята выступали в детском оздоровительном Центре, в лагере. В лагере для детей с особенностями развития проживают и отдыхают также вполне нормальные и здоровые ребята.  И стоит сказать, что после выступления наших детей был шквал оваций и буря эмоций. Ребята без инвалидности написали письмо нашим детям. Я позволю себе зачитать его: « Мы никогда не забудем минуты, прожитые рядом с вами. За это время вы показали нам, что в жизни никогда не надо сдаваться, надо верить в себя и идти вперед, какое бы препятствие ни стояло у нас на пути. Самое главное - надо учиться делать всё самостоятельно, а это не по силам иногда даже взрослым людям. Спасибо вам за то, что вы научили нас верить в себя, доверять и помогать друг другу». Вот такое письмо было получено от детей, однако стоит заметить,  что многие взрослые, узнав о пребывании в лагере детей-инвалидов, забирали оттуда своих здоровых детей. Это говорит о том, что сами дети  между собой не видят никаких границ в общении. Преграды создаются самими взрослыми в процессе воспитания. Конечно же, помимо просто родителей и педагогов, неоднозначно отношение к этим детям со стороны чиновников, средств массовой информации.

Подводя небольшой итог, могу сказать, что на сегодняшний день во Владимирской области, наверное,  99,9 % детей вполне обосновано получают образование и реализовывают это своё право. Безусловно, бывают случаи, когда выносится как бы такой своеобразный приговор ребенку, тогда вступает в борьбу наш юридический отдел АРДИ «Свет», и борется с такими нарушениями. На мой взгляд, главная проблема на сегодняшний день в развитии инклюзивного образования и в целом образования, – это, прежде всего, отношение к детям-инвалидам всех взрослых людей, причем не только родителей, но и педагогов, чиновников. Равноправное отношение к детям , в том случае, если оно будет, наконец-то, реализовано на 100 %,  значительно упростит решение данной задачи. Спасибо за внимание.

 

Евгений Евгеньевич Астахов, начальник отдела непрерывного образования Департамента образования городского округа Самара:

Уважаемые коллеги, буду не очень многословным, поскольку, если мы говорим об опыте работы с детьми с ограниченными возможностями, то отмечу, что длительное время мы шли по тому пути, который был определен соответствующими постановлениями государства. Это касалось создания системы специализированных школ. На сегодняшний день в Самаре имеются все 8 типов специальных  коррекционных школ, в которых учатся примерно 1,5 тысячи детей. Однако, говоря о детях с ограниченными возможностями, мы отмечаем и то, что учиться в школе–интернате, в коррекционном образовательном учреждении, для определенной части детей всегда было комфортно, поскольку они общались с такими же детьми, как они сами. Другой вопрос, когда ребята обладают большими способностями, стремятся к более активной социальной позиции, стремятся играть более активную социальную роль, это, естественно, подвигает его учиться в школе общеобразовательной.  Что необходимо отметить в первую очередь по тому инклюзивному образованию, которое существует в нашем городе.

Начнем с того, что, в принципе, инклюзивное образование в том варианте, в котором оно было вчера, это было образование, которое ребенок выбирал для себя сам, а затем, преодолевая трудности, которые встречались на его пути, входил в коллектив сверстников и учился. Естественно, что это всегда было не просто для ребенка с ограниченными  возможностями  передвигаться, слышать или видеть. Но, тем не менее, такие дети учились, получали образование и в дальнейшем социализировались в жизни, несмотря на то, что, прямо скажем, к ним не всегда ласково или лояльно относилось. Если брать нашу ментальность, то традиционно  мы предпочитали делать вид, что этих детей или взрослых людей нет, или, по крайней мере, они у нас перед глазами не появляются, а значит, их нет. По мере того, как общество демократизировалось, и проблемы становились предметом обсуждения самыми широкими  слоями общества, особенно когда мы стали гораздо более открытыми остальному миру, естественно, возникла потребность в том, чтобы создать условия для инклюзивного образования.

Если мы возьмем современный  опыт, то чтобы предоставить возможность ребенку учиться, многое зависит, опять-таки, и от родителей, и от самого ребенка. Придти в школу, адаптироваться в школе - это отдельная работа, естественно, и для классных руководителей, остальных учителей, потому что подготовить нужно не только детей, но и их родителей, подготовить  к тому, что в их классе будет учиться ребенок с ограниченными  возможностями. Должен заметить, что из своего 19-летнеого опыта школьного преподавателя, работать приходилось с любыми детьми: какие дети были, с такими детьми и работали, и нельзя сказать, что это вызывало какую-то принципиальную трудность. Просто нужно воспринимать ребенка таким, какой он есть, и любой из присутствующих здесь учителей это подтвердит. Когда дети не фиксируют отклонения в развитии у другого ребенка, они относятся к нему, как к равному. Если созданы соответствующие психологические условия для работы, то там, где они есть, поверьте, проблем не возникает.

Другой вопрос, когда мы говорим о ситуации, связанной с детьми, имеющими ограниченные возможности по передвижению или в ментальной умственной деятельности, деятельности, то здесь, конечно, проблем гораздо больше. В первую очередь, мы сталкиваемся с техническими проблемами, ибо не только в школе, но и в целом в государстве, не  предусматривалось  создание особых технических условий для обеспечения потребностей людей с ограниченными  возможностями. Для этого достаточно вспомнить тот общественный транспорт, который у нас был длительное время. Попробуйте забраться в автобусы марки «ЛиАЗ», или в автобус марки «Икарус». Эти автобусы были не приспособлены для людей с ограниченными  возможностями. Современные автобусы типа «Мерседес», или новые «ЛиАЗы» позволяют, хотя бы немного позволяют пользоваться ими. Если мы возьмем трамваи, - последнее поколение трамваев – они имеют широкие двери и соответствующую подножку, чтобы можно было подняться,. Ни одна школа никогда не проектировалась специально под детей с ограниченными возможностями. Это обычные здания с обычными ступенями, с обычными порогами, этажами и т. д. Поэтому, когда мы сегодня стоим перед задачей обеспечения технической составляющей инклюзивного образования, то мы должны понимать, что перестроить здания школ у нас фактически нет возможности. Мы строим пандусы, конечно же, для того чтобы была возможность ребенку с ограниченными возможностями, например, колясочнику, въехать в школу. Мы существенно уменьшаем пороги, но когда мы говорим о возможности построить подъемник или лифт внутри школы, мы понимаем, что это, мягко скажем, – дорогостояще мероприятие. А реально, если посчитать еще и обслуживание, то, конечно, согласимся с тем, что это будет достаточно накладно для школьного бюджета, и в этом случае, единственный выход, который существует - это наличие серьезных целевых программ, причем не на уровне муниципалитета, а на уровне государства. Необходимо соответствующим образом инициировать подготовку соответствующего законопроекта,  выделение средств целевым порядком на создание специальных устройств. Хотя любой из присутствующих здесь директоров понимает, что такое устройство можно сделать, но оно будет естественно наружным. Теперь можете прикинуть: сколько на это уйдет средств.

В ряде школ можно избежать данной проблемы, если изменить организационную составляющую в учебном процессе. Но возникнет трудность, при которой директор школы столкнется с педагогами. Например,  если попробовать  отказаться от кабинетной системы, по другому разместить классы, в которых учатся дети  с ограниченными возможностями, в основном, на первом этаже, то учителям придется ходить в этот класс самим. Как они это воспримут, не трудно понять, ибо такой вариант накладен для учителя, но говорить за всех учителей, за все педагогические коллективы, я не рискнул бы. Все зависит от каждой конкретной ситуации в каждой конкретной школе.

  Поэтому, говоря об инклюзивном образовании сегодня и завтра, первое, на что я обратил бы внимание, естественно, с кого необходимо начинать, и кто будет в данном направлении работать, а именно, руководители образовательных учреждений и педагогические коллективы. Они все разные. И на том опыте, который существует, мы прекрасно знаем, что есть школы, достаточно продвинутые в части  организации  учебного процесса, легко адаптирующиеся к изменяющимся условиям, и школы гораздо более консервативные, которые не рискнут поступиться тем опытом, теми традициями, которые существуют, в том числе, скажем, и кабинетной системой.  Я не говорю: это хорошая школа, а это плохая. Это школа такая, какая она есть. И к любой школе мы, в любом случае, будем относиться с уважением. Вопрос в том, чтобы все-таки на определенном моменте  повернуться лицом к детям, которые имеют ограниченные возможности, и все-таки пожертвовать определенными удобствами в организационной части для того, чтобы дать возможность этим детям учиться. Это не является абсолютным утверждением, это то, что может быть предметом дискуссионного обсуждения, о чем мы сегодня еще поговорим.

В целом, если говорить о городском Департаменте, о городской системе образования, то по мере того, как общественные организации ставят перед нами задачи и помогают нам их решать, эти задачи решаются, и мы движемся вперед. В том числе, и проблемы детей с ограниченными возможностями. Это я в полной мере отношу и к себе, поскольку по своему базовому образованию, я учитель  истории и английского языка, специального дефектологического образования не имею. Поэтому, став начальником отдела непрерывного коррекционного образования, я открывал для себя заново мир коррекционной школы, мир детей, которые имеют особые потребности в образовании. Всемерно поддерживая систему коррекционного образования, то есть  наши школы-интернаты, я одновременно  прекрасно понимаю, что нужно развивать  и область инклюзивного образования в общеобразовательной школе. Ну а здесь, помимо инициатив, которые идут от общественных организаций, многое будет зависеть и от педагогов, от директоров школ.

 И еще, на что  я хотел бы обратить внимание, использовать административный ресурс, т.е отдать приказ и сказать, чтобы завтра же все дети учились в общеобразовательной школе,  мы не можем. Нельзя заставить человека любить или сопереживать на уровне приказа. Это всегда  процесс, который идет от самого педагога, от директора школы, от педагогического коллектива. И там, где это происходит, там  проблемы решаются достаточно спокойно и безболезненно. Поэтому, учитывая  то, что в этом зале, пусть нас здесь не много собралось, еще раз говорю, мы умышленно не использовали административный ресурс, потому что массовость в данном случае не нужна. Здесь нужно вести разговор с заинтересованными людьми, которые, если собрались решать проблему, то они и будут ее решать, потому что у нас для этого есть внутренняя потребность, а не внешний приказ. Полагаю, что нашей задачей с вами будет найти те организационные или  технические возможности, благодаря которым мы сможем решить проблему инклюзивного образования, а с другой  стороны, естественно, мы всегда будем взаимодействовать с общественными организациями  Могу объяснить почему.

 Дело в том, что те ведомства, которые работают с детьми, как правило, не всегда находятся во взаимосвязи. Я говорю о системе образования, о системе социального обеспечения, о медицинской  сфере, структуре комитета по делам семьи. Зачастую мы работаем разобщено. У каждого из нас есть своя база данных, которой мы пользуемся. В определенный момент происходит ситуация, когда информация о детях-инвалидах, например, не попадает к нам. Мы не всегда можем отследить, учится ребенок или не учится. Поэтому родители приводят порой детей в первый класс в 9-ти, 10-ти, а то и 11-летнем возрасте, такое тоже бывает. А дети с ограниченными возможностями очень часто спрятаны от людских глаз самими родителями. Поэтому важно, что  организации   инвалидов обладают лучшими возможностями быстрее подойти к родителям таких детей, выявить этих детей, а затем уже коллективными усилиями обеспечить их обучение либо в специализированном образовательном учреждении, либо в общеобразовательной школе, в зависимости от ситуации.

Отношение общества –это еще одна проблема, которую надо решать. Согласимся, что общество долгое время предпочитало не замечать проблемы инвалидов. Можно было сочувствовать, но большого, так скажем, участия в их жизни не проявлялось. Люди с большими дефектами просто запирались дома или в учреждениях, их нельзя было увидеть. После Великой Отечественной было много людей, искалеченных войной,  и они должны были пробиваться в жизни сами. Я говорю это с полным основанием, поскольку мой отец уже 61 год является инвалидом Великой Отечественной по опорно-двигательному аппарату. Он всего в своей жизни добивался сам, и до сих пор, что называется в строю, занимается активной творческой деятельностью и т. д.

Если мы говорим об обществе, то нужно менять социальную психологию. Я не говорю о ментальности, она практически не меняется, но социальную психологию поменять можно. Так же как ее меняют в любом другом цивилизованном государстве, когда сначала обозначают проблему, а затем эту проблему начинают решать. И решают эту проблему, обращаясь к обществу. Поэтому нашей задачей будет как можно больше и внимательнее, ненавязчиво работать с родителями наших учеников, на различного рода общественных конференциях, других мероприятиях проводить идеи необходимости уважительного отношения к людям с ограниченными возможностями, и, в какой-то степени, возможно, повторить тот опыт, который прошли европейские страны и США. Да, 20-30 лет целенаправленной работы, и это окупается тем, что инвалиды перестают чувствовать себя ущемленными в своих правах. Для них просто создаются нормальные условия. Эту дорогу необходимо будет пройти и нам. Для этого, пожалуй,          не столько нужно будет перенимать опыт, сколько использовать те идеи, которые были наработаны в других странах. Именно идеи, а не механическое перенесение опыта. Там, где переносится опыт, там обязательно будет то, с чем мы так много и так часто с вами сталкивались – перекосы и перехлесты. Давайте будем перенимать тот опыт, но перенимать  с умом, учитывая особенности каждой  конкретной ситуации. Можно наломать дров, а затем сказать, что опыт  был неудачен. Лучше следовать за Константином Дмитриевичем Ушинским, который сказал:  «Важен не опыт, а идеи, выведенные из опыта».  Поэтому те опытные наработки, которые существуют, они должны быть, естественно, проанализированы, должны быть выделены ключевые, на мой взгляд, идеи. И после этого, эти идеи нужно внедрять. Механизм внедрения каждая школа, каждый коллектив будет проверять сам. Я полагаю, что профессионализма наших учителей для этого будет достаточно, чтобы разрешить сложные социальные  проблемы, к числу которых относятся и проблемы детей с  ограниченными  возможностями, их обучение в общеобразовательной школе.

 

Ульяна Венедиктовна Косарева, консультант Министерства образования и науки Самарской области:

-Проблемой инклюзивного образования Министерство  образования и науки Самарской области целенаправленно занимается уже 6-й год. Сейчас в области действует областная целевая программа. В этой программе есть деньги, заложены различные мероприятия. Я бы хотела пригласить всех присутствующих к участию в этой программе. Программа реализуется на основании поданных заявок. Если в ваших образовательных учреждениях есть дети, желающие учиться в вашей школе, и вам не хватает каких-то ресурсов, мы отреагируем, и будем направлять деньги туда, где они будут  востребованы. Я приглашаю вас записать мой рабочий телефон 333-30-42. Сейчас как раз начинается формирование программы на следующий финансовый  год, 2007-й. Ваши заявки будут весьма кстати.

Мы поставляем в образовательные учреждения оборудование, в том числе специальное оборудование. Сейчас мы исследуем рынок таких изделий, как мобильные  автономные подъемные устройства, позволяющие ребёнку, ограниченному в передвижении, спокойно передвигаться по образовательному учреждению. На следующий год, возможно, мы уже будем поставлять такие устройства в школы. Мы можем поставлять  звукоусиливающую аппаратуру, если к вам обращаются дети с нарушением слуха, электронную считывающую аппаратуру для детей с нарушенным зрением. Если у вас есть ещё какие-то пожелания по поводу оснащения школы, то, чего я не назвала, обращайтесь. Это первое.  Второе, мы готовим педагогов к работе в рамках интегрированного образования, у нас есть Центр специального образования Самарской области. Разработан целый ряд курсов повышения квалификации интегрированного образования, в рамках именных образовательных чеков, или на каких-то других условиях. Добро пожаловать, мы такую подготовку проведем. Есть определённые методические наработки, и мы готовы ваши потребности, в этом смысле, утолить. Обращайтесь, добро пожаловать.

 

Ольга Юрьевна Шатохина, заместитель  директора по воспитательной работе школы №131 г. Самары:

- К сожалению, архитектура здания нашей школы не позволяет пока принять на обучение инвалидов-колясочников, но общаться с пользой друг для друга мы можем! Когда к нам приезжают ребята из «Десницы», наши ученики помогают им справиться с неудобными лестницами, устанавливают аппаратуру и начинается самое интересное - общение! Это называется «Уроки толерантности», а на деле - так исчезают барьеры! Главное, что выносят дети после этих занятий: все мы внешне разные и умеем делать разные вещи, и поэтому нужны, полезны и интересны друг другу! Ограниченные способности в одном компенсируются успехами в чем-то другом.

Учащиеся школы совместно с детьми-инвалидами проводили выставку рисунков «Школа для всех» и показали свой взгляд на проблему. По их мнению, школа должна быть доступна для каждого и подтвердили это 56 рисунками. Также на нравственную обстановку в нашей школе благотворно влияет просмотр и обсуждение кинофильмов о жизни инвалидов.  На таких занятиях дети относятся с большим пониманием к данной проблеме, они гораздо терпимее, чем взрослые, учатся общаться, не обижая неловкостью. Сами ученики говорят о том, что подобные занятия помогают им правильно понять инвалидность и принять её. Самое главное, что запоминают дети, - это то, что консультанты из «Десницы» отличаются от них только способом передвижения, во всем остальном все равны.

Молодые инвалиды должны быть готовы к жизни в обществе и иметь для этого возможности, такие же, как и их сверстники. Подтвердилось это при проведении правовой игры «Знаешь ли ты закон?». Дети выяснили, что знание Конституции и основ гражданских прав дает возможность решать многие ситуации в рамках закона, а изменение отношения общества к таким людям возможно и необходимо.

Мы с удовольствием принимали участие в кинофестивале «Кино без барьеров». Кинофестиваль дал возможность узнать, как справляются со своими проблемами люди с ограниченными возможностями не только у нас в стране, но и за рубежом. Мы видели, как дети с инвалидностью говорят о любви, мечтают, что счастье придет к любому, кто ждет. Мы заглянули в другой мир, полный интересных людей и, к сожалению, проблем. Очень хотим поучаствовать в таком Кинофестивале еще раз.

Чтобы дети получили опыт совместной деятельности с инвалидами - колясочниками, в школе были организованы занятия интегрированного театра. В результате мы почувствовали: нас объединяет сила искусства. Мы использовали этот опыт при проведении совместной с «Десницей» Новогодней Ёлки. Оказалось перед сказкой все равны, а наши дети более бережно относятся к людям с ограниченными возможностями. Праздник нас всех объединил, а это самое главное!

Часто взрослые обнаруживают неготовность встретиться с проблемами инвалидов, т.к. наше общество достаточно долго пряталось от этих проблем. Чтобы меняться вместе с учениками, для учителей тоже нужны занятия - семинары для педагогов. Они многое меняют в мировоззрении взрослых. Понять, значит правильно реагировать на потребности этой группы детей. Нам необходимо вовлечь в учебный процесс как можно большее число детей с особыми нуждами, но применить для каждого конкретного ребенка оптимальную модель интеграции в образовательное пространство. На своих занятиях мы также знакомились с формами работы с инвалидами, обсуждали, спорили, учились понимать.

Взрослые и дети, несомненно, меняются. Наши будущие архитекторы, инженеры, педагоги будут вступать в будущее с иным взглядом на эти проблемы, с иным к ним отношением, и мы надеемся, что им придется больше созидать, чем бороться с трудностями. А климат добра и понимания нашими совместными усилиями создается!



Елена Александровна Жадяева, директор школы №140 г. Самары:  

- Добрый день, уважаемые участники конференции. Я очень рада встрече с нашими коллегами, а теперь уже друзьями. Мне хотелось бы вкратце рассказать историю нашего знакомства. Это произошло в декабре 2005 года, когда мы нашли в Интернете объявление о конкурсе «Оскары Благотворительности». Это акция общественного признания благотворителей. Мы решили принять участие, так как у нас есть постоянный спонсор, и мы хотели просто-напросто отметить его и поблагодарить.

Помнится, Наталья Александровна позвонила мне и по секрету сказала: «Елена Александровна, ваш спонсор стал победителем, только никому не говорите. Приезжайте с активом школы, с вашим спонсором на большой прекрасный праздник».

Вы знаете, когда мы приехали и с активом школы, и с представителями предприятия, нашего  давнего спонсора, мы были все поражены. Во-первых, мы не ожидали, что организаторы этого конкурса были люди с ограниченными возможностями. А когда увидели их сияющие лица, и какой прекрасный праздник они организовали при подведении итогов конкурса, мы, естественно, захотели познакомиться поближе с этой организацией. Нам предложили провести для наших учеников «Уроки доброты». Мы заинтересовались, потому что сами дети захотели узнать больше об этих людях. Мы убедились, что эти люди такие же, как мы, они умеют очень много, они очень много знают, и мы пригласили членов организации «Десница» в нашу школу.

Школа у нас маленькая, именно поэтому мы все прошли эти занятия. Школа 9-летняя. Занятия, проводились для учащихся 5-9 классов.  Детишки с 1 по 4 класс бегали и постоянно спрашивали: а когда у нас будут эти занятия, когда мы познакомимся с этими людьми?

Скажу честно, в моей душе, и у многих педагогов также, были сомнения: нужны ли эти занятия, как примут их дети? Ведь не секрет, что в нашем теперешнем мире очень много жестокости по отношению к людям. Мы сошлись на том, что сначала сами посетим эти занятия для учителей, после чего педагоги решат: нужно ли это их детям?

Когда представители «Десницы» провели с нами, с учителями, очень длительные занятия, в течение нескольких часов,  мы все сошлись во мнении: да, нашим учащимся это нужно. Педагоги приняли общее решение: надо провести «Уроки доброты».

Эти «уроки» проводились в течение полутора месяцев: 1 урок в неделю по 40 минут, так что детей не загружали. Когда к нам впервые приехали молодые люди на колясках, дети увидели, что это прекрасные люди, умные, общительные. 40 мин. общения с детьми, когда дети вроде просто играли, общаясь, когда не было таких обыкновенных уроков, к каким они привыкли. Знаете, мы детей не заставляли, поэтому вначале были те, кто пропускал занятия, но ко второму и третьему уроку начали подходить все дети, даже те, которые в начале не хотели общаться с  представителями «Десницы». Уроки прошли  на «Ура».

Знаете, когда я приехала сюда и увидела в холле, на входе в зал, письма моих детей из моей школы, которые я сама увидела впервые, я еще больше поняла значение этих «уроков доброты». Когда будет перерыв, подойдите, взгляните, какие рисунки рисуют дети, какие письма пишут о том впечатлении, которое оставило у них общение с представителями «Десницы». Сегодня, когда раздали буклеты, я была очень тронута: этот буклет полностью посвящен занятиям, которые проводила «Десница» в нашей маленькой школе.  Мне  хочется сказать огромное спасибо вам за это и за «уроки доброты», Те слова, которые пишут дети по окончании этих уроков, - это и есть, то отношение, которое они формируют, и тот результат, которого мы добились. Я  хочу зачитать одно из высказываний: «Дорогой друг! Мы должны учиться вместе, конечно в школе могут встретиться трудности, но обязательно найдутся товарищи, которые помогут тебе в трудной ситуации». Аня Федотова, 5 класс. Это и есть  тот самый важный результат, который достигнут при проведении «уроков доброты».

Не бойтесь, уважаемые представители школ, директора, принимайте гостей из «Десницы». Мы после проведения занятий приняли совместно с «Десницей» решение сотрудничать, подписали договор, составили общий план работы.

Первое наше мероприятие - это проведение праздника для инвалидов нашего микрорайона. После занятий с «Десницей»  наши ребята спросили: а у нас, в поселке,  есть такие дети? И мы выяснили, что у нас в микрорайоне тоже есть дети-инвалиды, которым нужна наша помощь, которые хотят придти в школу, посмотреть, как живут обыкновенные ученики. Спасибо вам большое.

Мы очень рады, что познакомились с такой организацией и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

 

Ирина Евгеньевна Тоскина, директор СГОО ДИИД «Парус надежды»:

 

- Наша организация объединяет 70 семей, воспитывающих детей-инвалидов. Из них ребят школьного возраста 35 человек, учатся в образовательных учреждениях - 28 , из которых двое ребят, передвигающихся на кресле-коляске, учатся непосредственно в школе. Родители этих ребят приняли непростое решение, чтобы их ребенок учился вместе со своими ровесниками, получал не только знания, но и учился жить в коллективе. Большая физическая нагрузка ложиться на плечи матери – это перейти через дорогу (а дороги у нас без съездов), поднять ребенка вместе с коляской по лестнице, а если еще и кабинет находится не на первом этаже? Но зато как счастливы эти ребята, как они благодарят своих родителей за то, что они учатся в школе вместе со всеми. Проблема кабинета на первом этаже в школе № 116 решена, где учится Паша Сергунин, мальчик на инвалидной коляске.  Проблема поднять его на второй этаж, когда Павел начинал учиться в первом классе, также была решена: были организованы дежурные старшеклассники, которые помогали родителям. Однако, всё это хорошо, пока наши ребята маленькие и учатся в начальной школе. Их еще можно поднять, но ведь не за горами и кабинетная система, а ребята взрослеют, тяжелеют, и не каждая мать доверит своего ребенка старшеклассникам, которые по сути тоже еще дети.



Необходимо решать вопрос с подъемными устройствами в образовательных учреждениях. Если ребята вернутся в семью, на домашнее обучение, – это большой стресс, как для ребенка, так и для семьи.

Если встает вопрос о вспомогательных технических средствах образования, то это вопрос решаемый. В программе реабилитации появились технические средства образования – это диктофон (если ребенок не успевает записывать), различные приспособления для карандашей и ручек, коврик для тетрадок. Можно опустить школьную доску, если в классе учиться «колясочник».

Роль родителей в процессе образования самая большая – подготовить ребенка в школу. И не только научить его писать и читать, но и научить его самообслуживанию, дисциплинированности, ответственности, умению жить в коллективе.

Родители могут и должны рассказать педагогам и специалистам об индивидуальных особенностях своего ребенка. Каждая мама имеет ценный опыт по особенностям и созданию условий для обучения ребенка, единственное, что  необходимо – это понять и услышать её мнение.

Со своей стороны, мы готовы включиться в работу по созданию условий для обучения детей с нарушениями развития.

Предлагаем сделать одну из школ экспериментальной площадкой для развития инклюзивного образования. Это не первая попавшаяся школа, а выбранная с учетом изучения потребностей в обучении (количество проживающих в одном из районов города детей с нарушениями и их желание пойти учиться в близлежащую школу).

В этой работе большую помощь могут оказать центры «Семья», социальные педагоги, которые ведут патронаж семей, где воспитывается ребенок с инвалидностью. Они помогут выявить количество детей с инвалидностью, нарушения, которые эти дети имеют,  а также их потребности в образовательных услугах.

Очень важен и правовой аспект. Родители имеют право выбирать, где будет учиться ребенок (по месту жительства или выбрать совсем другую форму обучения). Я  хотела бы поддержать Евгения Евгеньевича Печерских в том, что нужны подъемники, на которые, к сожалению, нет денег. Но ведь есть люди, которые могут нам помочь. Это представители бизнеса, например. Они согласны помогать, но они хотят видеть, во что реально вложены их средства. Поэтому давайте сотрудничать, давайте решать наши проблемы сообща, ведь мы работаем не только на настоящее, но и на будущее. Человек должен оставаться человеком всегда, в любой жизненной ситуации, и мы, видя этих людей, должны понимать и помогать. Люди с инвалидностью не нуждаются в милости, они нуждаются в поддержке. И нет ничего страшного в том, что мы предложим свою помощь.

Наш Самарский регион считается в России «продвинутым» регионом. Давайте попробуем создать инклюзивную школу в Самаре, построив экспериментальную площадку на базе одной из школ.

Со своей стороны мы и как родители, и как общественная организация, готовы принять в этом самое активное участие: проводить беседы с родителями, общаться с представителями бизнеса. Мы только просим вашей поддержки, потому что без вашей поддержки мы не сможем двинуться дальше. Спасибо.



Ян Боултон (Великобритания), эксперт проекта «Социальная интеграция инвалидов в Приволжском Федеральном округе», реализуемого при финансовой поддержке Европейского Союза:

- Спасибо большое за приглашение.  Сегодня мне приятно оказаться в таком большом числе учителей. Большую часть своей карьеры и своего опыта я провел,   работая с учителями. Так же приятно находиться в компании моих коллег из «Десницы» и из «Паруса надежды». Сегодня мы уже услышали многих людей, которые являются экспертами и имеют большой опыт работы с людьми с ограниченными возможностями, и также, которые работают в направлении интеграции инвалидов.

Я же являюсь экспертом по вопросам интеграции по целому ряду вопросов и проблем, касающихся инвалидности. В своей карьере я работал в огромном количестве проектов, которые касались таких вопросов, как жестокость в домашних условиях, нарушение прав детей, детей с ограниченными возможностями. И то общее, что существует между всеми этими проблемами - это те дети, которые на самом деле являются самыми лучшими экспертами в этих проблемах и понимают гораздо больше нас. Профессионалы, которые замечают проблемы, - это в первую очередь учителя. Прежде чем эту проблему заметят социальные работники, работники некоммерческих организаций, с этим встречаются учителя. Они выявляют проблему, с которой сталкиваются дети в школах. Поэтому мы обращаемся в первую очередь к ним.

 Всегда, работая в разных проектах, мы стараемся привлечь большое количество учителей и  работать с  ними. Поэтому я сегодня здесь. И я хочу, чтобы вы участвовали в конкурсе социальной рекламы, который будет проходить в Самаре, подавали свои работы на участие в конкурсе и привлекали к этому своих учеников. И я говорю так, потому что считаю, что социальная реклама это образовательная деятельность. Это не развлечение, хотя создание социальной рекламы может являться веселым занятием, - это скорее способ открыть те проблемы, с которыми сталкиваются дети-инвалиды, с которыми сталкивается само общество, предрассудки и стереотипы, которые существуют в нашем обществе. На прошлой неделе я присутствовал на уроке в школе  в восточной части Лондона. Это урок в 3-м классе, где из 30 человек два ребёнка являются инвалидами. Учитель захотел провести урок, который можно было назвать «правда и ложь». Учитель попросил своих учеников разыграть ту рекламу, которую они видели в последнее время, и которая им понравилась. Затем, после того как они разыграли эту рекламу, она попросила их разыграть еще одну сценку – показать эту  рекламу  как если бы она являлась правдивой, будь это реклама гамбургеру или негазированного напитка, и, как оказалось, эти две сценки  были совершенно разные.

Инклюзия даёт нам понимание реальности мира: мы все разные, разного роста, возраста, мы по-разному выглядим. Таким образом, инклюзия - это есть реальность. А социальная реклама - это способ дать вашим ученикам возможность показать мир таким, каков он на самом деле есть, таким, как они его воспринимают. Всех вас, преподающих детям разные предметы - информатика, математика, история, биология, - любые предметы, я призываю к тому, чтобы вы использовали в работе подход социальной рекламы. Для того, чтобы увидеть окружающий  мир глазами своих учеников. Те вопросы, которые имеются у ваших детей, станут в дальнейшем работами, которые мы хотим видеть в качестве заявок на участие в нашем конкурсе. Мы принимаем работы в 4-х номинациях: постер, видеоролик, Интернет-сайт, или описание общественного мероприятия». Конкурс начался в октябре, и будет продолжаться до 1-го апреля. И те из вас, которые хотят пообщаться со мной или вы хотите, чтобы я пришел к вам в школу и поговорил с вашими детьми, пообщался с ними, я с удовольствием буду это делать, если вы только свяжетесь со мной, Это можно сделать через «Десницу».

Каждая работа, которая будет участвовать в конкурсе, в дальнейшем, будет выставлена на выставке, которая пройдет сначала в Самаре, а затем поедет в другие регионы России. После чего часть материалов, которые мы получим в результате этого конкурса, мы используем для создания образовательной модели, чтобы распространить её по всей России, странам СНГ и странам Европы. Та образовательная модель, которая будет касаться той проблемы, которую вы сегодня обсуждаете: проблемы инклюзии и восприятия инвалидности в обществе. В ваших папках вы видите анкету-аявку. Если у вас есть вопросы, которые вы хотите задать, я с удовольствием отвечу. Если у вас вопросы возникнут позже, можете обращаться к Наталье Бартковой, она является экспертом по этому конкурсу. Успехов вам и до свидания. 

         После обеда состоялась работа Конференции продолжилась в секциях.

2.3. Выступления по итогам работы в секциях



<предыдущая страница | следующая страница>


«Всероссийское общество инвалидов» конференция «Инклюзивное образование: вчера, сегодня и завтра»

Самарская общественная организация инвалидов-колясочников «Ассоциация Десница»

1744.53kb.

14 10 2014
9 стр.


26. общественное экологическое движение нижегородское областное отделение общероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны природы»

В 2011 году организована и проведена X юбилейная научно-практическая конференция «Экологическое образование дошкольников как условие решения проблемы устойчивого развития в системе

173.45kb.

25 09 2014
1 стр.


Пыщугский муниципальный район

Костромская региональная общественная организация Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых"

252kb.

26 09 2014
1 стр.


Название организации

Березниковская городская организация Пермской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов»

68.31kb.

04 09 2014
1 стр.


От инстинктов — к выбору, смыслу и саморегуляции: Психология мотивации вчера, сегодня и завтра
129.84kb.

13 09 2014
1 стр.


Станиславский вчера, сегодня, завтра программа режиссерской школы об основах профессии
1970.19kb.

13 10 2014
16 стр.


Сайт "аиф" "в удмуртии перепишут всех инвалидов по слуху"

Всероссийское общество глухих выразило готовность оказать содействие органам государственной статистики в проведении предстоящей переписи населения 2010 года

369.13kb.

25 12 2014
1 стр.


Тесты в Украине: вчера, сегодня, завтра

Л. Ф. Бурлачук, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент апн украины

92.54kb.

25 09 2014
1 стр.