Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Муниципальное образовательное учреждение

«Зырянская средняя общеобразовательная школа».


Областной конкурс

Интегрированных уроков

«Урок +».

Работу выполнила

Учитель начальных классов

Мельникова Оксана Витальевна.

с Зырянское.

2009 год.


Интегрированный урок литературного чтения и математики.

Тема: Вспоминая Пушкина – 3 класс.

Продолжительность занятия – 1 урок.

Цели и задачи: Закрепить навыки умножения чисел, оканчивающихся нулями; повторить решение задач разных видов; развивать интерес к творчеству А. С. Пушкина, познакомить с иллюстрациями русских художников к «Сказке о царе Салтане…».

Оборудование. Текст «Сказка о царе Салтане…»; портрет А.С.Пушкина; аудиозапись «Три чуда» Римского-Корсакова; иллюстрации художников: И. Я. Билибин «Чудный остров», М. А. Врубель «Царевна-лебедь», В. М. Конашевич «Черномор и богатыри».

Ход урока.

  1. Здравствуйте, ребята!

У меня к вам просьба – возьмитесь за руки, закройте глаза, почувствуйте, что вы единый коллектив.

  • Садитесь, девочки.

  • Садитесь, мальчики.

У русского народа, среди многочисленных праздников есть две даты: одна из них радостная – 6 июня 1799 год – день рождения А.С. Пушкина, другая грустная – 10 февраля 1837 года – день его гибели. Его волшебные сказки знают люди всего мира. И вы тоже знакомились с ними с раннего детства.

  • Ребята, какие сказки Пушкина вы знаете?

  • А какую сказку вы любите больше всего?

Сегодня мы отправимся в путешествие по «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и станем её непосредственными участниками.

Мозговой штурм -Давайте попробуем вспомнить, какие числа встречаются в сказке?

( 3 девицы, 33 богатыря)

- На сколько 3 меньше, чем 33?

- Во сколько раз 33 больше, чем 3?



  1. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите сегодняшнее число.

- Давайте вспомним, какой величины родился ребёнок у царицы?

Наступает срок родин

Сына бог им дал в аршин. На доске:

Аршин – старая мера длины. 1 аршин = 71 см

- А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы вспомнили современные меры длины.

Работа в парах: вспомнить и записать самостоятельно в тетрадь.

Записать - мм, см, дм, км.

В синем небе звёзды блещут, В синем море волны хлещут

Туча по небу идёт. Бочка по морю плывёт.

Словно горькая вдовица плачет, бьётся в ней царица...

- Как рос ребёнок царицы? Вспомните.

И растёт ребёнок там

Не по дням, а по часам.

- Как это? (очень быстро)

Решим задачу.

За 5 часов Гвидон вырос на 40 см, каким будет царевич через 24 часа?

1 ученик решает у доски, остальные в тетрадях.

Родился -71см

За 5 часов- 40 см

За 24 часа - ? см



  1. 40:5 = 8 (см) за 1 час.

  2. 8*24 = 192 (см) за 24 часа.

  3. 71+192 = 263 (см) рост царевича.

Вот такой богатырь!

- А как назвал поэт царевича в заглавии сказки?

Славным и могучим богатырём.

3.- Где стали жить царица с царевичем после освобождения из плена бочки?

Вот открыл царевич очи - отрясая грёзы ночи

И дивясь перед собой видит город он большой.

Стены с частыми зубцами

Блещут маковки церквей и святых монастырей.

Посмотрите, какой чудесный остров нарисовал старейший русский художник Иван Яковлевич Билибин ещё в 1905 году. Но до сих пор его рисунок один из лучших не только в его творчестве, но и среди многочисленных рисунков других художников к этой сказке. Перед нами «чудный остров» (так в сказке называет его царь Салтан, царевич и царица изумлённо смотрят на него).

А город действительно чудесен. Он расположен на крутом, как пишет поэт, то есть горитстом, обрывистом острове, который весь зеленеет травой.

Город нарисован яркими красками и вычурными линиями. Его можно долго разглядывать, в нем много церквей, башен, теремов. Художник изобразил древний русский город-кремль, город обнесён каменной стеной с башнями.

Вся картина, от необыкновенных цветов на переднем плане, до ярко-синего неба и белых облаков над городом, - радостная, чудесная.

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах

Мимо острова Буяна...
- Куда продолжат путь корабельщики?

( в царство славного Салтана)


Решим ещё одну задачу.

Судно затратило на путь от острова князя Гвидона до царства Салтана 7 часов и двигалось со скоростью 20 км/ч. Найдите расстояние от острова до царства.

На доске составлена таблица:


скорость

время

расстояние

20 км/ч

7 ч

? км

20*7=140 (км) расстояние


Задачу решить самостоятельно, затем проверка по выбору (каждый ученик выходит к доске и выбирает себе пару для проверки).
4. В кого превращался князь Гвидон?

( в комара, муху, шмеля)



Физминутка – под чтение учителя (имитация происходящего в сказке).

Ну, послушай: хочешь в море полететь за кораблём?

Будь же, князь, ты комаром.

И крылами замахала,

Воду с шумом расплескала,

И обрызгала его с головы до ног всего.

Тут он в точку уменьшился, комаром оборотился.

Полетел и запищал, судно на море догнал.

Потихоньку опустился на корабль – и в щель забился.
5.- Вспомните, какие три чуда были на острове?

1- Белка.



Давайте рассмотрим иллюстрацию к сказке:

Ель растёт перед дворцом, а под ней хрустальный дом

Белка там живёт ручная, да затейница такая

Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт.

А орешки не простые - все скорлупки – золотые

Ядра – чистый изумруд, слуги белку стерегут.

Служат ей прислугой разной

И приставлен дьяк приходный строгий счёт орехам весть...

- Поможем дьяку подсчитать доход.

Решим ещё одну задачу.



Работа в группах (по две парты поворачиваются друг к другу)

В 1 день белка разгрызла 120 орехов, а во 2 день – в 2 раза больше. Сколько орехов она разгрызла за два дня?



Одна группа даёт ответ – остальные проверяют.
6. Какое ещё чудо есть в городе князя?

(33 богатыря)

Перед вами иллюстрация Владимира Михайловича Конашевича «Черномор и богатыри».

Наиболее выразительно изображено море. Во главе отряда богатырей – дядька Черномор. На всех богатырях кольчуги, шлемы, в руках щиты и копья. Они вооружены как древние воины. Стройные ряды копий целым лесом возвышаются над воинами, подчёркивают могущество отряда.

Море с крутыми вздыбившимися волнами «расплескалось в шумном беге». При взгляде на такие волны как будто слышишь шум моря.

Каждый день идёт там диво: море вздуется бурливо

Закипит, подымет вой, хлынет на берег пустой,

Расплеснётся в скором беге - и останутся на бреге

Тридцать три богатыря - в чешуе златой горя

Все красавцы молодые - великаны удалые

Все равны как на подбор, старый дядька Черномор

С ними из моря выходит и попарно их выводит...


- Что значит попарно? Как узнать, сколько пар богатырей получилось? Дети высказывают своё мнение.

Учитель записывает на доске, дети в тетрадях.

33:2=16 (ост.1)

- А кто это остался один? (дядька Черномор)


7.- О каком чуде мы ещё не сказали?

О прекрасной царевне лебеди.

Да, на свете говорят, царевна есть

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает, ночью землю освещает

Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит

А сама то величава выступает, будто пава

Сладку речь то говорит, будто реченька журчит.


Какой же представляли себе царевну – лебедь художники?


Перед вами картина Михаила Александровича Врубеля, крупнейшего русского художника конца 19, начала 20 века. Называется она «Царевна – Лебедь». Вы видите сказочную волшебницу. С картины смотрит на нас вся в белых пушистых перьях черноволосая и темноглазая красавица с большими лучистыми глазами, с нежным лицом, с большой чёрной косой.

Весь тон картины - голубовато – серебристый.


- Как вы понимаете выражение Пушкина:

А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой

около царя сидят - четырьмя все три глядят.

У ткачихи с поварихой по одному глазу, их ужалил князь Гвидон, превратившись в комара и муху. А у Бабарихи два глаза, её ужалил шмель в нос.

Каким характером были наделены эти женщины?

А ещё они занимались подменой. Вот и сейчас гонец привёз грамоту, но её опять подменили. В ней примеры на умножение, а ответы неверные. Давайте мы исправим ошибки. (самостоятельно, затем совещание в парах - одна пара защищает свою работу)

8070*60=48420

903*400=3612

876*500=408000

- А чтобы было веселее искать ошибки, мы послушаем отрывок их оперы «Сказка о царе Салтане…» композитора Римского – Корсакова, называется он «Три чуда».
- Сказка заканчивается словами:

Я там был, мёд, пиво пил

и усы лишь обмочил.

Действительно, вновь перечитав сказку Пушкина, мы лишь обмочили усы, т. е. совсем немного прикоснулись к творчеству великого поэта. В старших классах вы вновь встретитесь с произведениями Пушкина. А кто - то став взрослым, увлёкшись творчеством поэта, станет настоящим пушкинистом.

8. Домашним заданием будет – нарисовать иллюстрацию к сказке.

А закончить наш необычный урок мне бы хотелось так: я начну фразу, а вы её попробуйте продолжить.



Сегодня на уроке мне особенно запомнилось…





Вспоминая Пушкина 3 класс

Цели и задачи: Закрепить навыки умножения чисел, оканчивающихся нулями; повторить решение задач разных видов; развивать интерес к творчеству А. С. Пушкина, познакомить с иллюстраци

74.97kb.

08 10 2014
1 стр.


"Любимые сказки А. С. Пушкина"(1-6 классы) игра «Знаток сказок А. С. Пушкина» (3-4 класс)

К. Толстого, С. Есенина; стихотворения поэтов Саратовской губернии: Н. Палькина, И. Малохаткина; стихотворения Перелюбских поэтов: н мишанина, н григорьевой

21.5kb.

24 09 2014
1 стр.


Пушкин а с. Пейзаж в лирике а с. пушкина

Большое место в творчестве Пушкина занимает пейзажная лирика. Пейзаж в поэзии Пушкина менялся вместе в самим поэтом. В разные периоды своего творчества Пушкин по-разному изображал

45.4kb.

25 09 2014
1 стр.


Пушкин а с. Роман а с. пушкина «евгений онегин» — энциклопедия русской жизни

Энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением” назвал Белинский роман Пушкина, раскрыв в своих статьях “Сочинения Пушкина” огромные достоинства романа, дела

57.71kb.

08 10 2014
1 стр.


Викторина по сказкам А. С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!»

Ребята должны придумать названия для своих команд, связанное с творчеством А. С. Пушкина, и объяснить, почему они выбрали такое название

66.16kb.

12 10 2014
1 стр.


Путешествие по сказкам А. С. Пушкина

Оформление: выставка детских рисунков по сказкам, плакаты по сказкам А. С. Пушкина, пор-трет писателя, высказывание «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэ-ма…» А. С

59.1kb.

28 09 2014
1 стр.


Мкук цбс г. Орла Центральная городская библиотека им. А. С. Пушкина Отдел методической и библиографической работы

Краеведческий календарь знаменательных, памятных дат и событий на 2013 год / сост. Г. М. Щекотихина, вед библиограф цгб им. А. С. Пушкина. – Орел, 2012

339.9kb.

14 12 2014
1 стр.


Е. В. Никкарева традиция романса в ранней лирике а. С. Пушкина к моменту выхода на литературную арену А. С. Пушкина русская литература

«русский» романс. В рамках этой конференции мы уже не раз обращались к проблеме разграничения жанровых модификаций романса1, но ранняя лирика А. С

104.9kb.

08 10 2014
1 стр.