Муниципальное образовательное учреждение
«Зырянская средняя общеобразовательная школа».
Областной конкурс
Интегрированных уроков
«Урок +».
Работу выполнила
Учитель начальных классов
Мельникова Оксана Витальевна.
с Зырянское.
2009 год.
Интегрированный урок литературного чтения и математики.
Тема: Вспоминая Пушкина – 3 класс.
Продолжительность занятия – 1 урок.
Цели и задачи: Закрепить навыки умножения чисел, оканчивающихся нулями; повторить решение задач разных видов; развивать интерес к творчеству А. С. Пушкина, познакомить с иллюстрациями русских художников к «Сказке о царе Салтане…».
Оборудование. Текст «Сказка о царе Салтане…»; портрет А.С.Пушкина; аудиозапись «Три чуда» Римского-Корсакова; иллюстрации художников: И. Я. Билибин «Чудный остров», М. А. Врубель «Царевна-лебедь», В. М. Конашевич «Черномор и богатыри».
Ход урока.
-
Здравствуйте, ребята!
У меня к вам просьба – возьмитесь за руки, закройте глаза, почувствуйте, что вы единый коллектив.
-
Садитесь, девочки.
-
Садитесь, мальчики.
У русского народа, среди многочисленных праздников есть две даты: одна из них радостная – 6 июня 1799 год – день рождения А.С. Пушкина, другая грустная – 10 февраля 1837 года – день его гибели. Его волшебные сказки знают люди всего мира. И вы тоже знакомились с ними с раннего детства.
-
Ребята, какие сказки Пушкина вы знаете?
-
А какую сказку вы любите больше всего?
Сегодня мы отправимся в путешествие по «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и станем её непосредственными участниками.
Мозговой штурм -Давайте попробуем вспомнить, какие числа встречаются в сказке?
( 3 девицы, 33 богатыря)
- На сколько 3 меньше, чем 33?
- Во сколько раз 33 больше, чем 3?
-
Откройте, пожалуйста, тетради, запишите сегодняшнее число.
- Давайте вспомним, какой величины родился ребёнок у царицы?
Наступает срок родин
Сына бог им дал в аршин. На доске:
Аршин – старая мера длины. 1 аршин = 71 см
- А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы вспомнили современные меры длины.
Работа в парах: вспомнить и записать самостоятельно в тетрадь.
Записать - мм, см, дм, км.
В синем небе звёзды блещут, В синем море волны хлещут
Туча по небу идёт. Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица плачет, бьётся в ней царица...
- Как рос ребёнок царицы? Вспомните.
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
- Как это? (очень быстро)
Решим задачу.
За 5 часов Гвидон вырос на 40 см, каким будет царевич через 24 часа?
1 ученик решает у доски, остальные в тетрадях.
Родился -71см
За 5 часов- 40 см
За 24 часа - ? см
-
40:5 = 8 (см) за 1 час.
-
8*24 = 192 (см) за 24 часа.
-
71+192 = 263 (см) рост царевича.
Вот такой богатырь!
- А как назвал поэт царевича в заглавии сказки?
Славным и могучим богатырём.
3.- Где стали жить царица с царевичем после освобождения из плена бочки?
Вот открыл царевич очи - отрясая грёзы ночи
И дивясь перед собой видит город он большой.
Стены с частыми зубцами
Блещут маковки церквей и святых монастырей. 
Посмотрите, какой чудесный остров нарисовал старейший русский художник Иван Яковлевич Билибин ещё в 1905 году. Но до сих пор его рисунок один из лучших не только в его творчестве, но и среди многочисленных рисунков других художников к этой сказке. Перед нами «чудный остров» (так в сказке называет его царь Салтан, царевич и царица изумлённо смотрят на него).
А город действительно чудесен. Он расположен на крутом, как пишет поэт, то есть горитстом, обрывистом острове, который весь зеленеет травой.
Город нарисован яркими красками и вычурными линиями. Его можно долго разглядывать, в нем много церквей, башен, теремов. Художник изобразил древний русский город-кремль, город обнесён каменной стеной с башнями.
Вся картина, от необыкновенных цветов на переднем плане, до ярко-синего неба и белых облаков над городом, - радостная, чудесная.
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Мимо острова Буяна...
- Куда продолжат путь корабельщики?
( в царство славного Салтана)
Решим ещё одну задачу.
Судно затратило на путь от острова князя Гвидона до царства Салтана 7 часов и двигалось со скоростью 20 км/ч. Найдите расстояние от острова до царства.
На доске составлена таблица:
скорость
|
время
|
расстояние
|
20 км/ч
|
7 ч
|
? км
|
20*7=140 (км) расстояние
Задачу решить самостоятельно, затем проверка по выбору (каждый ученик выходит к доске и выбирает себе пару для проверки).
4.
В кого превращался князь Гвидон?
( в комара, муху, шмеля)
Физминутка – под чтение учителя (имитация происходящего в сказке).
Ну, послушай: хочешь в море полететь за кораблём?
Будь же, князь, ты комаром.
И крылами замахала,
Воду с шумом расплескала,
И обрызгала его с головы до ног всего.
Тут он в точку уменьшился, комаром оборотился.
Полетел и запищал, судно на море догнал.
Потихоньку опустился на корабль – и в щель забился.
5.- Вспомните, какие три чуда были на острове?
1- Белка.
Давайте рассмотрим иллюстрацию к сказке:
Ель растёт перед дворцом, а под ней хрустальный дом
Белка там живёт ручная, да затейница такая
Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт.
А орешки не простые - все скорлупки – золотые
Ядра – чистый изумруд, слуги белку стерегут.
Служат ей прислугой разной
И приставлен дьяк приходный строгий счёт орехам весть...
- Поможем дьяку подсчитать доход.
Решим ещё одну задачу.
Работа в группах (по две парты поворачиваются друг к другу)
В 1 день белка разгрызла 120 орехов, а во 2 день – в 2 раза больше. Сколько орехов она разгрызла за два дня?
Одна группа даёт ответ – остальные проверяют.
6.
Какое ещё чудо есть в городе князя?
(33 богатыря)
Перед вами иллюстрация Владимира Михайловича Конашевича «Черномор и богатыри».
Наиболее выразительно изображено море. Во главе отряда богатырей – дядька Черномор. На всех богатырях кольчуги, шлемы, в руках щиты и копья. Они вооружены как древние воины. Стройные ряды копий целым лесом возвышаются над воинами, подчёркивают могущество отряда.
Море с крутыми вздыбившимися волнами «расплескалось в шумном беге». При взгляде на такие волны как будто слышишь шум моря.
Каждый день идёт там диво: море вздуется бурливо
Закипит, подымет вой, хлынет на берег пустой,
Расплеснётся в скором беге - и останутся на бреге
Тридцать три богатыря - в чешуе златой горя
Все красавцы молодые - великаны удалые
Все равны как на подбор, старый дядька Черномор
С ними из моря выходит и попарно их выводит...
- Что значит попарно? Как узнать, сколько пар богатырей получилось?
Дети высказывают своё мнение.
Учитель записывает на доске, дети в тетрадях.
33:2=16 (ост.1)
- А кто это остался один? (дядька Черномор)
7.-
О каком чуде мы ещё не сказали?
О прекрасной царевне лебеди.
Да, на свете говорят, царевна есть
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает, ночью землю освещает
Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит
А сама то величава выступает, будто пава
Сладку речь то говорит, будто реченька журчит.
Какой же представляли себе царевну – лебедь художники?
Перед вами картина
Михаила Александровича Врубеля, крупнейшего русского художника конца 19, начала 20 века. Называется она «Царевна – Лебедь». Вы видите сказочную волшебницу. С картины смотрит на нас вся в белых пушистых перьях черноволосая и темноглазая красавица с большими лучистыми глазами, с нежным лицом, с большой чёрной косой.
Весь тон картины - голубовато – серебристый.
- Как вы понимаете выражение Пушкина:
А ткачиха с поварихой
С сватьей бабой Бабарихой
около царя сидят - четырьмя все три глядят.
У ткачихи с поварихой по одному глазу, их ужалил князь Гвидон, превратившись в комара и муху. А у Бабарихи два глаза, её ужалил шмель в нос.
Каким характером были наделены эти женщины?
А ещё они занимались подменой. Вот и сейчас гонец привёз грамоту, но её опять подменили. В ней примеры на умножение, а ответы неверные. Давайте мы исправим ошибки. (самостоятельно, затем совещание в парах - одна пара защищает свою работу)
8070*60=48420
903*400=3612
876*500=408000
- А чтобы было веселее искать ошибки, мы послушаем отрывок их оперы «Сказка о царе Салтане…» композитора Римского – Корсакова, называется он «Три чуда».
- Сказка заканчивается словами:
Я там был, мёд, пиво пил
и усы лишь обмочил.
Действительно, вновь перечитав сказку Пушкина, мы лишь обмочили усы, т. е. совсем немного прикоснулись к творчеству великого поэта. В старших классах вы вновь встретитесь с произведениями Пушкина. А кто - то став взрослым, увлёкшись творчеством поэта, станет настоящим пушкинистом.
8. Домашним заданием будет – нарисовать иллюстрацию к сказке.
А закончить наш необычный урок мне бы хотелось так: я начну фразу, а вы её попробуйте продолжить.
Сегодня на уроке мне особенно запомнилось…