«Я не боюсь экзаменов»
(памятка)
На носу - май, а за ним - июнь... Время экзаменов. У кого-то вступительных, у многих - выпускных.
От чего зависит успех на экзаменах? Преподаватели непременно ответят: от качества подготовки и уровня знаний. Ученики, абитуриенты и студенты добавят: от воли случая.
Уповая на удачу и рассчитывая на благосклонность судьбы, мы во время экзаменов стараемся следовать народным приметам, которых придерживались ещё наши папы и мамы. Кладём пятак под пятку, надеваем на каждый экзамен один и тот же костюм... Действительно, это помогает чувствовать себя увереннее, но, ни в коем случае не гарантирует успех. Последний зависит исключительно от качества нашей подготовки. А вот как готовиться эффективней - попробуем подумать.
• Первое, что приходит в голову, - шпаргалки. Вариант рискованный, особенно на вступительных экзаменах. В вузах за этим следят строго. С другой стороны, есть мнение, что в процессе написания «шпор» материал усваивается проще. А на экзамене при одной мысли о них становится спокойнее. Но это мнение спорно...
• Чем раньше начнёте готовиться - тем лучше. Рассчитайте количество дней, нужное вам для подготовки, и тот объём, который нужно выучить в течение дня. Главное условие - не отступать от запланированного.
• Сочетайте подготовку с отдыхом. Обязательно выделяйте каждый день время для прогулки и полноценного ночного сна.
• Не старайтесь прочитать ВСЁ, что возможно по каждому билету. Есть риск, что первые билеты будете знать хорошо, а до второй половины дело так и не дойдет. Эффективнее начать с составления краткого плана ответа по КАЖДОМУ вопросу («скелет», основа), а потом наполнять его подробным содержанием.
• Используйте разные виды памяти - слуховую (читайте и проговаривайте вслух), зрительную (изучайте таблицы, опорные схемы), моторную (пишите краткое содержание ответа, руки тоже способны «запоминать» в процессе написания).
|
Профессор, экзамен для меня всегда праздник!
|
Чего боятся люди разных темпераментов
Порой жизненные обстоятельства складываются так, что тот либо другой человек определенного темперамента или вынужден играть не свою роль, или при всех своих усилиях не добивается желаемого. Вот тогда он может сломаться. Что же это за обстоятельства?
С
холериком это может случиться, если его заставляют быть не холериком. Если все, что он делает, тщетно, какие бы усилия он ни прилагал. Обстоятельства, принуждающие к компромиссам. Для холерика опасен начальник-сангвиник, а начальник-флегматик его раздражает.
Флегматика могут сломать обстоятельства, заставляющие его быть не флегматиком. Непобедимая несправедливость. Неожиданно нагрянувшая беда, от которой никуда не деться и которую не исправить. Бесконечно терпеть, когда кончились силы. Для флегматика опасен начальник-холерик, поскольку он будет -требовать быстрого реагирования на свои приказы. Менее опасен сангвиник, но он будет ловко эксплуатировать флегматика.
Сангвиника могут сломать обстоятельства, заставляющие его вести жизнь не сангвиника. Неожиданно навалившиеся многочисленные беды, которые никак не преодолеть. Все то, что сковывает его свободу. Если с него требуют тщательного выполнения каждой мелочи. Когда жизнь постоянно заставляет его предельно напрягать силы. Для сангвиника опасен начальник-холерик; с флегматиком ему чуть легче, потому что он сможет найти к нему подход.
Памятка
Способы почувство-
|
Способы показать
|
Способы не дать
|
вать себя сильным
|
другим свою силу
|
себя в обиду
|
1
|
2
|
3
|
• Вспомнить, что сила
|
• Проявлять чувство
|
• Мысленно предста-
|
бывает не только физи-
|
юмора.
|
вить себе обидчика в
|
ческая, но и моральная,
|
• Не обижаться.
|
какой-то комичной
|
и духовная.
|
• Понять, почему человек
|
ситуации, ничего ему
|
• Вспомнить то, что
|
пытается тебе досадить, и
|
не говоря.
|
хорошо получается,
|
прояснить ситуацию. До-
|
• Спросить папря-
|
в чём ты талантлив.
|
говориться или (как ни
|
|
Заниматься своим разви-
|
странно!) просто простить.
|
мую, чего добивается
|
тием. Физическим -
|
Слабый человек прощать
|
человек, который тебя
|
спорт, физические на-
|
не умеет.
|
задевает.
|
грузки, командные игры,
|
Не показывать, что тебя
|
Подружиться
|
секции, мероприятия
|
задевают «уколы», издёвки
|
с обидчиком
|
Личностным - ставить
|
Помни: обидчику только
|
Предложить ему по-
|
перед собой цели и
|
того и надо - задеть тебя!
|
мощь в чём-то или
|
достигать их.
|
Поняв, что это ему не уда-
|
(да-да!) самому по-
|
• Научиться УВА-
|
ется, он утратит интерес.
|
просить о помощи.
|
ЖАТЬ СЕБЯ. Не для
|
• Помнить, что агрессия -
|
Предложить органи-
|
кого-то, а просто для
|
чаще всего проявление
|
зовать вместе какое-то
|
себя. Спросить себя: за
|
СЛАБОСТИ, а не наобо-
|
общее дело. Обидчик
|
что я себя уважаю?
|
рот.
|
будет удивлён и оша-
|
Если ответить не полу-
|
• Не «зацикливаться» на
|
рашен, но волей-
|
чается, поставить во-
|
том, чтобы показать дру-
|
неволей начнёт тебя
|
прос иначе: что я дол-
|
гим свою силу!
|
уважать.
|
жен (должна) сделать,
|
• Больше обращать вни-
|
• Не провоцировать
|
чтобы уважать себя?
|
мания на окружающих,
|
агрессию или раздра-
|
• Участвовать в разно-
|
интересоваться ими.
|
жение со стороны
|
го рода соревнованиях
|
Регулировать своё состоя-
|
окружающих.
|
(интеллектуальных,
|
ние: эмоции, дыхание.
|
Не обижать самому
|
игровых, спортивных),
|
Уметь регулировать со-
|
|
ощутить «вкус победы».
|
стояние, одержать себя в
|
|
• Оказывать кому-то
|
руках»
|
|
помощь, поддержку.
|
|
|
Постараться окружить
|
|
|
себя друзьями, едино-
|
|
|
мышленниками
|
|
|