Перейти на главную страницу
Сегодня Россия переживает нелёгкие времена: повсюду царит бездуховность и жестокость, отсутствуют идеалы и образцы поведения, поэтому изучение жизни и подвигов святителя и подвижника Авраамия Смоленского особенно необходимо, так как оно обогащает духовно и даёт уроки нравственности.
Преп. Авраамий Смоленский - просветитель, иконописец, философ, литератор, духовный наставник и молитвенник за землю Смоленскую, является для всех нас примером сильнейшей веры, твердой надежды и чистой любви к Богу и ближним, образцом развития духовно-нравственных сил: ума, воли, сердца.
Ум святого был проницательный, чистый, способный к быстрому восприятию Истины, к проникновению в сущность вещей. Благодаря таким достижениям, Авраамий мог без труда объяснить прихожанам любое место в Библии, дать духовный совет… Святой Авраамий, соединил в себе образованность и всестороннюю одаренность.
Воля святого всегда направленная к добру, была сильной, крепкой. Авраамий в любой ситуации (даже при клевете и наветах) умел владеть собой, укрепляясь верой. Великое нестяжание святого - результат, как мы думаем, его волевой силы.
Сердце было добрым, милосердным, смиренным и кротким.
Вот они, три основных составляющих духовного счастья и здоровья человека:
Земная жизнь, по сути, жизнь относительная, незаконченная, неполная, несовершенная. Священное Писание и житие Авраамия Смоленского рассказывают о другой жизни – в вечности. Прослеживая жизненный путь Авраамия, начинаешь по-иному воспринимать время: не как линию, убегающую вперед, а как преддверие вечности. Мы увидели на примере смоленского святого как вечность приобретается во временной жизни.
Нам посчастливилось родиться и жить на той земле, где совершал свои земные подвиги и духовное просвещение святой Авраамий. Примером своей жизни Авраамий наставляет всех, в ком велико желание быть крепким духом, быть успешным. Исполнение таких устремлений особенно возможны в той стране, в той земле, где был рожден и жил угодник Божий Авраамий. Мы, смоляне, чувствуем его духовное покровительство.
День 3 сентября позволит нам в очередной раз вспомнить и прославить многотрудные подвиги преподобного Авраамия, его подвижническую жизнь и укрепит нас в вере в Бога, в любви к друг к другу и к родной Земле.
Необычайность подвига святого Авраамия и перенесенных им гонений ставит перед нами вопрос об их источнике. Биограф его, св. Ефрем, неоднократно подчеркивает, что преподобный стал жертвой смоленского духовенства. Его ученость и дары пастырства противополагаются «невеждам, взимающим сан священства». На суде «князью и властителем умягчи Бог сердце, игуменом же и иереем, аще бы мощно, жива его пожрети». Позднейшее примирение Авраамия со святителем Игнатием заставляет автора по возможности смягчить роль епископа в этом злосчастном процессе: он представляется скорее жертвою и орудием «попов и игуменов». Но автор не пожелал скрыть острого конфликта между святым и огромным большинством духовенства. Какие же мотивы конфликта предполагает он? Некоторые из приводимых мотивов носят корыстный или человечески мелкий характер. К Авраамию стекалось из города множество народа — он был для многих «отцом духовным». Отсюда понятны жалобы священников: «уже наши дети вся обратил есть». На этой почве вырастает клевета. Но важнее и интереснее другая группа обвинений: «Овии еретика нарицати, а инии глаголаху нань — глубинныя книги почитатель… друзии же пророком нарицающе».
В благочестной семье родился наш святой
Житие чье Ефрем написал...
С детства всем помогал, светлый ум, добрый нрав
И любовь ко Христу воспринял.
Учился быстрее всех прочих детей,
Прилежаньем своим отличаясь.
Он время не тратил на игры и блажь -
Постичь церкви ученье пытался.
Иначе не скажешь - от Бога.
Он иконы писал, Бога пел что ангел,
Был он гением книжного слога.
Будь честен и праведен всюду!
И я свято верю: его никогда
На Смоленской земле не забудут!
В материал включены пояснения-цитаты из Писаний святых отцов, учителей и писателей церковных: Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Симеона Нового Богослова, Амвросия Оптинского и др.
Содержание «Духовных сот» | |
Аскетизм |
Молитва |
Благочестие |
Монашество |
Богатство |
Нравственное совершенство |
Гордость |
Нравственные приоритеты |
Грех |
Покаяние |
Добро |
Помилование |
Искушение |
Послушание |
Кротость |
Пост, постничество, поститься |
Лествица духовного восхождения |
Праведность |
Любовь к ближнему |
Святость |
Любовь мудрая |
Святой |
Милосердие |
Смирение, смиренный |
2. Религиозное подвижничество.
Аскетизм – не вражда, не гнушение своим телесным естеством, но борьба с грехом, борющим нас через нашу природу. Аскетизм - уврачевание природы, а не отвержение ее.
Благочестие. Устроение души и разума, при котором все поступки, все поведение человека имеют благой мотив (то есть основанный на Божественном нравственном законе), имеют целью благой плод, результат (то есть угодный Богу, всецело подчиняющийся Его воле).
Благочестие может быть достигнуто только непрестанной работой над собой, решимостью жить по заповедям и непременным постоянным деятельным участием в жизни Церкви — в Святых Таинствах.
Любая попытка обрести благочестие вне Церкви обречена на ложный путь иллюзорности и помещает человека в число тех, кто «предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся» (2 Тим. 3, 4-5).
Ложное благочестие обязательно искажает целостность личности и может быть причиной серьезного душевного повреждения.
Признак благочестия - не только знать заповеди Божии, но и жить по ним. Без воспитания в детях благочестия, считает святитель Тихон Задонский, всё научение и наставление есть ничто, и только благочестие «едино есть на потребу». «Бог не взыщет от тебе, учил ли ты детей светской политике и иностранных языков; но взыщет, учил ли ты по-христиански жить, наставлял ли их благочестию».
Богатство. В Священном Писании осуждается не само богатство, а отношение к нему. Так евангелист Матфей в 13 главе, 22 стихе (притча о сеятеле) называет богатство тернием, т.е. сорной травой: «А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно». Обольщение богатством поглощает время и внимание людей, не оставляя достаточно того и другого для удовлетворения и большего раскрытия потребностей духовных. Богатство, обольстив, обыкновенно не даёт тех благ, какие обещает, но всё более и более привязывает человека к себе - и так до смерти, почему сребролюбие и считается матерью всех зол (1 Тим. 6, 9-11). Не мудрено посему, что оно заглушает посеянное в сердце слово и слово это остаётся в таком человеке бесплодным. «Христос не сказал: богатство, но лесть богатства. Итак, будем обвинять не сами вещи, но испорченную волю, ибо можно и богатство иметь и не обольщаться им, и жить, не подавляясь заботами. И хорошо сказал Христос: лесть богатства, потому что всё в богатстве лесть, только имена, а не действительность; удовольствие, слава, пышность и всё подобное этому суть только призрак, а не действительная истина» (Иоанн Златоуст).
Гордость. Острое и упорное, прирожденное каждому (хотя временами и от самого человека скрытое, «подсознательное») убеждение в своем особом по сравнению с другими людьми достоинстве и значении и даже выдвижение (иногда бессознательное) себя на место Бога. Это грех, которым пал сатана. Гордость – величайший из грехов: всепроникающий, основа и источник всех грехов, глухая стена между человеком и Богом, нравственное и умственное ослепление.
Антоний Великий говорил: «Все грехи мерзки пред Богом, но мерзостнее всех гордость». «Нет ничего противнее Богу, как гордость, потому что в ней скрывается обоготворение себя» (свт. Филарет Московский). «Все пороки имеют свою силу только в делах беззаконных, а гордости должно опасаться в самых добродетелях» (Блаженный Августин). «Гордость есть мать пороков, от которой и диавол сделался диаволом, не быв прежде таковым» (свт. Иоанн Златоуст). «Блистание молний предуказует громовой удар, а о гордости возвещает появление тщеславия» (св. Нил Синайский). «Что тебе хвалить себя, когда надобно прославлять Бога?» (свт. Филарет Московский).
Действительно, вы не найдете в Евангелии какого- то формального списка грехов или перечисления поступков, которые являются грехом. Потому что никакого формального определения греха нет и быть не может. Грех – это то, что мешает человеку любить Бога и близких. Это то, что разделяет людей, то, что делает человека бесконечно одиноким. Греховные отношения между людьми те, которые ведут к разрыву, разделению, направлены не навстречу друг другу, а на себя. Грех – это всегда горе и одиночество, это то, что противоречит любви и несовместимо с ней. Когда мы пытаемся оценить отношения между людьми и понять «греховные» они или нет, то нужно в первую очередь, искать не внешних признаков (в поведении людей или форме отношений), а понять: помогают ли эти отношения учиться любить друг друга или ведут к нелюбви, к разрыву?
Прп. Серафим как-то заставил двух монахинь внести на колокольню камни: одну – тяжелый камень, а другую – грудку мелких, но по одному камешку. Первая, хотя и с трудом, но выполнила свое послушание. Вторая призналась, что ее послушание ей не под силу. «Так вот и грехи наши, - пояснил им преподобный, - при одном, хотя бы и тяжелом грехе, мы еще имеем силу, чтобы покаяться, но если грешим непрерывно, хотя бы и малыми грехами – у нас нет уже возможности к покаянию».
Любой грех есть беззаконие, нравственное преткновение или падение. Любым грехом человек уклоняется в сторону зла и становится его служителем, а также наносит душевный и телесный вред себе.
В списке добрых дел, указываемых преподобным Симеоном Новым Богословом, на первом месте стоит молитва (!), затем – пост (!) и лишь потом – внешние дела милосердия и благотворительности. То есть на последнем месте именно то, что большинство только и привыкло называть добрыми делами. В этом отношении очень показательно учение святого о милостыне. Материальную милостыню он ставит невысоко. Несравненно дороже материальных раздач преподобный Симеон ценит милостыню духовную. Сколько душа честнее тела, столь же пища духовная необходимее пищи телесной. Человек призван милосердствовать не смертной оболочке, не телу, а бессмертной душе своей.
Добродетель кротости заключается в неподвижном устроении души, пребывающей одинаковой при бесчестиях и похвалах (прп. Иоанн Лествичник).
«Кротость есть тихое расположение духа, соединенное с осторожностью, дабы никого не раздражать и ничем не раздражаться. Особые действия кротости христианской – не роптать не только на Бога, но и на людей, и когда происходит что-либо, что против желаний наших, не предаваться гневу, не превозноситься» (свт. Филарет Дроздов).
Лествица (лестница) духовного восхождения. Наполнение категории «Лествица»: духовное восхождение, многотрудный путь, духовное и нравственное возрастание, совершенствование человеческой личности, путь к Богу, идущая вверх дорога.
Существует очень поучительная история из античных времен. По улицам древней Александрии идет философ в окружении своих учеников, рассказывая им о тайнах жизни, о ее духовных основах. На их пути встречается блудница. Подойдя к философу, она уверенно говорит: «Учитель, ты всю жизнь наставляешь своих учеников во всякой мудрости и истине, заботишься об их совершенстве и чистоте, и они верно следуют за тобой. Но стоит мне сейчас пальцем поманить, как все они тут же оставят тебя в одиночестве и устремятся вслед за мною». Философ легко согласился с этими словами, однако заметил: «Женщина, ты верно говоришь, но в основе твоей правоты лежит одно обстоятельство. Я побуждаю своих учеников восходить все выше и выше, а ты можешь лишь предложить им скатиться вниз. Но опуститься проще, чем возвыситься».
Для исполнения всякой молитвы нужна… живая и действенная вера. Святой Писание рассказывает, как Господь, прежде чем совершить исцеление по молитве (прошению) страждущих, обращается с вопросом: «Веруете ли, что Я могу исцелить?» И только получив от сердца идущий ответ: «Ей, Господи», - возвращает Он испрашиваемое, вымоленное. «В молитве, - говорит отец Иоанн Кронштадтский, - главное, о чём надо прежде всего позаботиться, - это живая ясновидящая вера в Господа… Проси просто, ничтоже сумняся, и тогда Бог будет всё для тебя, во мгновение совершающий великие и чудные дела, подобно тому, как крестное знамение совершает великие силы. Проси не для себя одного, но для всех верных, для всей Церкви благ духовных и вещественных, не отделяя себя от прочих верующих, но находясь в духовном единении с ними.
В молитве дышит надежда, молитва без надежды - греховная молитва.
Молитва есть дыхание души, молитва есть духовная пища и питие. Молитва надеется всё получить».
Верующие предки наши когда-то могли молиться за Россию, неверующее потомство уже не может. Постепенное исчезновение в народе молитвы за свою Родину есть убыль большой и деятельной силы.
Представьте себе – как это бывало в старину – десятки миллионов верующих в Бога и жарко любящих свою Отчизну русских людей, вдохновленных одной молитвой «Господи, помоги нам» (если, например, шла война) выходили из храма приподнятые, с наплывом благодатной силы, с неодолимым желанием исчерпать все средства для обороны. Десятки миллионов воль, соединяясь в одну, Могучую, приобретали бесстрашие, которое не могло не увенчаться чудом — победой.
Народ, отвыкающий молиться вообще и в частности за отечество, теряет самый могущественный способ возбуждать в себе силу. Отвыкающий молиться народ теряет отвагу. В момент несчастия он не чувствует в себе жизненный упругости, теряет опору в вечности. Такой народ плачевно сдается пред бедой, над которой его благочестивые предки смеялись бы.
Чудо духовного воскресения человека начнется тогда, когда он поймет, что жизнь божественна, что она заслуживает не только глубокого уважения, но и героической обороны и прежде всего молитвенной.
Монашество (иночество) – удаленный от соблазнов мира образ жизни. Это удел немногих- тех, кто имеет непреодолимое внутреннее желание иноческой (иной) жизни, чтобы всецело посвятить себя служению Богу. Добродетели монаха: изобилует верою и словом, познанием и всяким усердием, любовью к человеку. Завет монаха заключен в словах апостола Павла: «Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2-е Кор. Гл. 5: 15).
Христианское монашество – не гнушение браком, не унижение этого установления Божия, но обретаемая в полноте сочетания со Христом возможность предвосхищения образа существования в будущем веке. Монашество – более совершенный путь верующего человека к Богу, чем брак.
Нравственное совершенство есть совершение суда над самим собой, что помогает всем окружающим. Без исполнения Богоустановленного нравственного закона человек не может развить заложенный в него образ Божий, не способен достичь Богоподобия, а значит – не может состояться как личность и осуществить свое предназначение: «Наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1. 28).
«Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
И что ты смотришь на спицу в глазе брата твоего, а бревна в своём глазе не чувствуешь?
Или как скажешь брату своему: дай я выну спицу из глаза твоего, а вот, в твоём глазе бревно?» (Мф.7, 2-4)
Указание на нравственную несправедливость укорять ближнего за незначительную погрешность, тогда как в нас самих больше погрешностей. Нужно прежде вынуть из своего глаза бревно, тогда мы увидим, как вынуть сучок из глаза брата, т.е. когда мы сумеем и сможем искоренить в себе большие пороки, тогда сумеем и сможем исправить незначительные недостатки в ближнем нашем. Собственным нравственным самоисправлением только даётся возможность и способность с успехом исправлять и ближних наших. Когда удалим от внутреннего нашего зрения – ума и совести предмет, омрачающий это зрение, тогда яснее откроются внутреннему зрению внешние предметы и внутреннее состояние других. Внутреннее зрение сделается более способным видеть и малые предметы и малые недостатки в ближнем, а равно и средства с успехом исправляющие их. Тогда и суждение наше о поступках других дубеет правильнее или точнее: мы не будем осуждать их из самолюбия, из тщеславия, из лицемерия. «Итак видишь, что Спаситель не запрещает судить, но прежде велит изъять бревно из собственного глаза и тогда уже исправлять согрешения других. Если не радишь о самом себе, то очевидно, что и брата своего судишь не из доброжелательства к нему, но из ненависти и желания опозорить его» (Иоанн Златоуст).
Христианское понимание того, что такое покаяние, раскаяние, способность искренне каяться дается ребенку не сразу. Светское понимание слова «каяться» - значит, искренне огорчаться тем, что ты причинил боль, ранил чувство другого человека, и если нет такого искреннего огорчения, то не стоит и прощения просить – это будет фальшиво. А для христианина «покаяние» означает боль за то, что ты огорчил Бога, был неверен Богу, неверен тому образу, который Бог вложил в тебя.
Чистосердечное сознание и исповедание грехов, рождается от печали или скорби о грехах и предполагает непременное намерение оставить путь греховный и проводить жизнь по закону Божию, праведно. Раскаивающийся искренно сокрушается о своих грехах, потому что они губят его душу и оскорбляют Бога. Сотворить плод, достойный покаяния. Значит поступать так, жить так, как должно человеку, с обещанием нравственного исправления, нравственной перемены к лучшему, т.е. делать добрые дела, мыслить правильно о предметах веры и жить благочестиво.
Спаситель мира делает Свой первый шаг общественного служения, начиная с проповеди покаяния. Покаяние – это изъявление нашей готовности к духовному труду: это способность увидеть себя глазами ближнего, умение подвергнуть беспристрастному суду свои мысли и поступки.
Согрешивший человек просит прощения: «Господи, помилуй!», то есть «не лиши меня Своей любви», «окажи милость». Помилование есть Любовь, Милость. Православное понимание помилования: высшая милость, оказанная человеку Богом, бесконечная любовь Бога к людям. Псалом 135: «Ибо во век милость Его».
В соответствии с христианским пониманием «просить милости у Бога – значит искать Его Царствия, которое Христос обетовал (обещал) даровать ищущим («Блаженны милостивые, потому что они помилованы будут»).
Послушание — доверие доброму опыту и надежда на него; Послушание Вере, родителям, совести; иноческое послушание, взаимосвязь послушания и согласия.
Послушание от слова «Слушание», его цель — помочь человеку оторваться от собственных мыслей, собственного отношения к вещам и вслушаться в то, что говорят другие.
Подвиг поста не принадлежит исключительно телу; подвиг поста полезен и нужен не единственно для тела; он полезен и нужен преимущественно для ума и сердца. Евангелие учит: Внемлите же себе, да не когда отягчаются сердца ваша объядением и пиянством (Лк. 21, 34). Спаситель мира открыл нам в этих словах достойное особенного внимания последствие от излишнего употребления пищи и пития, последствие страшное, последствие душепагубное. От угождения чреву отягощается, грубеет, ожесточается сердце; ум лишается своей лёгкости и духовности; человек соделывается плотским. Что значит «плотский человек»? Именем плотского отмечает Священное Писание того несчастного человека, который пригвождён к земле, который неспособен к помышлениям и ощущениям духовным. Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть (Быт. 6, 3), - засвидетельствовал Бог. Плотский человек не способен к Богопочитанию. Даже человек духовный, подвергшись насыщению, теряет свою духовность, теряет как бы самую способность знать Бога и служить Ему. Яде Иаков, говорит Священное Писание, называя Иакова истинного служителя Божия, и насытися, и отвержеся возлюбленный. Уты, утолсте, разшире: и остави Бога, сотворшаго его, и отступи от Бога Спаса своего (Втор. 32, 15). В такое состояние приходит подвижник, когда исключает из своих подвигов подвиг поста. Дебелость и мгла, сообщаемые телу обилием и неразборчивостью в пище, мало-помалу сообщаются телом сердцу и сердцем уму. Тогда эти душевные очи, сердце и ум, притупляются; вечность скрывается от них; земная жизнь представляется для болезненного зрения бесконечною. Нарушение поста угрожает ученику Христову от падением от Христа.
Таково влияние неумеренного или даже неосмотрительного и неосторожного употребления пищи на человека объясняет причину, по которой человек, в самом состоянии невинности своей, посреди наслаждений рая, нуждался в заповеди о посте. Ей предоставлено было сохранять новосозданную тварь, совокупленную из двух естеств, телесного и духовного, в духовном состоянии; ей предоставлено было уравновешивать два естества и соблюдать перевес при естестве духовном. С помощью её человек мог непрестанно предстоять мыслью и сердцем пред Богом, мог быть неприступным для помысла и мечтаний суетных.
Тем нужнее заповедь о посте для человека падшего…
Святые отцы нарекли пост основанием всех добродетелей, потому что постом сохраняется в должной чистоте и трезвенности ум наш, в должной тонкости и духовности наше сердце» (Святитель Игнатий Брянчанинов).
Пост. Постничество. Поститься.
У поста есть внешняя сторона и внутренняя. Поститься значит воздерживаться от пищи и пития не по необходимости телесной, но по религиозным побуждениям. Православная Церковь учит: воздержание необходимо потому, что ведет к добродетели Небесной - целомудрию (бесстрастию). Воздержание – лекарство для тела.
Для христианина воздержание от пищи является лишь инструментом, который помогает достичь высот на пути духовного возрастания. По словам пророка, пост заключается в том, чтобы одеть нагого, накормить голодного, разделить свой хлеб с ближним.
«Если сильна вера, для чего нужен пост? Для того, что пост с верою много придает крепости, ибо научает великому любомудрию, человека соделывает ангелом, да еще укрепляет против сил бестелесных. Но и этого мало; нужна еще и молитва. Кто постится, тот становится легким и окрыляется и с бодрым духом молится… Кто молится с постом, тот имеет два крыла, легчайшие самого ветра; пост по духу быстрее огня и выше земли, потому-то особенно является врагом и ратоборцем против демонов, так как нет сильнее человека искренне молящегося» (Иоанн Златоуст)
Праведность. Нравственное совершенство, дарующее оправдание перед Богом. Чистая, непорочная, добродетельная жизнь. Праведность учеников Христа основывается на чистой любви к Богу и ближним, не наружная и лицемерная, но смиренная и чистая.
Святость. Богоуподобление, восстановление образа Божия в человеке, когда человек становится жилищем Духа Святого, богом по благодати, по усыновлению. Каждый способен стать святым, изменив свою жизнь. Каждому возможно приобретение божественного утешения вместе с благодатью Божией, которая изменяет человека, изгоняет всю его дурную наследственность. Так было со многими людьми, которые стали святыми, хотя прежде они имели множество страстей и дурную наследственность.
Преподобный Симеон Новый Богослов для каждого христианина считает возможной и должной не просто благочестивую жизнь, но святость. Не верящих в то, что в любые времена человек может стать свят, он клеймит именем еретиков, а их мнение называет ересью всех ересей.
Христианское совершенство, святость – это головокружительная высота человеческого духа. Для достижения таких вершин преподобный Симеон Новый предлагает одно-единственное средство, кажущееся простым и легким – плач о своих грехах. «Как еда и питье потребны для тела, так слезы потребны для души».
Преподобный Иоанн Дамаскин, говоря о необходимости почитания святых, пишет: «Богами же, и царями, и господами называю их не по природе, но потому, что они царствовали над страстями и преодолели их, и в неизменном виде сохранили Божественный образ и подобие, по которому были созданы… Они соединились с Богом, приняв его в себя, и сделались по причастию и благодати тем же, что Он является по природе».
Церковь называет святыми тех людей, которые, очистившись от греха, стали подобными Христу и явили в мире Его чудотворную силу: исцеляли больных, избавляли от скорбей и бедствий, прекращали войны и массовые болезни, стихийные бедствия, прозревали будущее отдельных людей и целых народов. В этом заключается их христианский подвиг. Святых людей иначе называли угодниками Божиими, потому что они, живя на земле, угодили Богу своей праведной жизнью. Любовь к Богу и любовь к людям – смысл жизни святых.
Святой – это человек, достигший величайшей славы через преодоление, победивший зло в себе и вокруг себя. Их жизненный путь – полет из бездны, закаляющий могучие крылья духа для Небесной жизни. Тело смерти, в которое заключены люди, для святых преображается в светоносное тело славы.
История русских святых – это история терпения и красоты, ибо Православие всегда сочетает веру с красотой, добрую жизнь с прекрасным. История добрых дел русских святых – это история, которая обогащает сердце и душу человека. А.С.Пушкин говорил, что «ни за что не согласился бы ни переменить Родину, ни иметь другую историю, чем историю наших предков, которую послал Бог», т.к. история наших предков – это история святости, история очищения, духовного возрастания. Мы – православный русский народ – с такой историей, с таким прошлым имеем будущее!
Смирение начало свое имеет от Иисуса Христа. Он – образец смирения. Господь был «смирен сердцем»: «смирил Себе до смерти крестныя» (Флп. 2,8); не постыдился «ноги ученикам умыть» (Ин. 13,5); свидетельствует Сам о Себе: «Сын человеческий не прииде да послужат Ему, но послужити» (Мф. 20, 28); Христис говорил: «Аз посреди вас (учеников) есмь служай» (Лк. 22, 27).
Смирение есть внутренний стержень человека, мудрость духовная, подвиг и победа христианина. Православная культура показывает смирение как источник силы. Такое понимание смирения становится осознанным при раскрытии христологического, антропологического и сотериологического смысла таинства Преображения.
Смирение служит источником и охраною всяких добродетелей. Смирение противоположно гордости, которая служит причиною всех нравственных падений, тщеславию или самолюбию.
В «Божественных гимнах» преподобного Симеона Нового Богослова описано таинство дивного преображения души смиренного: сеется семя страха Божиего – и растет, и становится деревом строгим и печальным, с дрожащими листьями, является на нем цветок нежданный и необычный – древо страха Божия расцветает цветами божественной Любви.
Подвиг юродства – специфически православный. Католический и протестантский Запад не знает подобной формы подвижничества.
23 09 2014
7 стр.
Радуйся, Церковь Русская,/ яко в горькия годы безбожных гонений/ украсилася еси сонмом новомучеников и исповедников,/ иже Христу Спасу верность соблюдоша,/ в нихже сияет преподобны
27 09 2014
1 стр.
Прокопий, родился 27 февраля 1645 (или 1644) года в городе Вязьме в Смоленской губернии. Его родители были благочестивыми христианами и привили своим детям любовь к Богу и Святой Ц
02 10 2014
1 стр.
Положи мя, яко печать, на сердце твоем, яко печать, на мышце твоей: зане крепка, яко смерть, любовь, жестока, яко смерть, ревность: стрелы ее — стрелы огненные
17 12 2014
4 стр.
«Чудесная свеча» — это обработка легенды из времен крестовых походов, на которой был основан популярный флорентийский праздник
09 10 2014
1 стр.
Радуйтеся, в иерарсех всечестнии; радуйтеся, в преподобных богомудрии; радуйтеся, в мучинецех пресветлии. Радуйтеся, вси святии Тамбовстии!
11 10 2014
9 стр.
М он поселился на уединенном холме над Волховом, в урочище, называвшемся Хутынь, в 10 верстах от Новгорода. В уединении преподобный Варлаам проводил суровую жизнь, совершая непрест
15 12 2014
1 стр.
Смоленской области. Муниципальное образование граничит на север с Вяземским и Темкинским районами Смоленской области, на западе – с Ельнинским и Дорогобужским районами Смоленской о
10 10 2014
1 стр.