Перейти на главную страницу
На первый взгляд в Богородицком нет ничего сверхъестественного. Село находится в десяти – пятнадцати километрах от административного центра. Поэтому найти его несложно. Несколько трехэтажных домов, два-три магазина и одна разбитая центральная дорога – типичная картина.
Разыскать место, на котором стояла пресловутая церковь, было непросто. Днем село как будто мертвое. Рабочее время все-таки.
- Вы лучше об этом спросите в нашем краеведческом школьном музее, – посоветовала нам старушка, сидевшая на лавочке возле дома, - там все расскажут и покажут.
Мы так и сделали. Средняя школа Богородицкого сельского поселения стоит на окраине села. Двухэтажное здание школы времен СССР - это и альма-матер для сельских школяров, и краеведческий музей.
Святой колодец и подземный монастырь
Директор музея, Татьяна Тимофеева, любезно нам все рассказала о таинственном старинном храме.
- Село Богородицкое - одно из самых старых сел на Смоленщине, - начала свой рассказ краевед. – В некоторых исторических свидетельствах о нем упоминается еще в ХI веке.
Согласно смоленским архивным материалам, в ХII веке в Богородицком стоял деревянный монастырь Пресвятой Богородицы. По преданию, в этом храме принял постриг святой чудотворец Авраамий Смоленский. Недалеко от монастыря чудотворец руками вырыл пещерку, в которой он жил. Возле отшельнической землянки Авраамия стоял большой дуб. Считалось, что могучее дерево, посаженное святым, обладало целебной силой. Позже на этом месте построили часовню.
Святой Авраамий известен тем, что нашел в селе источник с целебной водой. Старожилы говорили, что тысячи больных приходили к этому колодцу.
- Святой колодец просуществовал до начала ХХ века, - объясняет Татьяна Тимофеева. – После революции за ним перестали следить, и он пришел в запустение. Я со своими школьниками много раз находила на бывшем месте колодца старинные монеты. По традиции, люди, загадывая желание, кидали копейки в воду. Самая старая монета, найденная нами, это так называемая Деньга (1/2 копейки) 1637 года. Колодец просуществовал до начала ХХ века. После его засыпали.
А деревянный монастырь простоял до пришествия на Смоленщину поляков.
Старожилы утверждали, что во времена Речи Посполитой храм Пресвятой Богородицы стал уходить под землю. Первое время были видны только купола, а потом и они скрылись под землей. До сих пор остается неизвестным, вымысел это или правда.
Монастырь мог уйти под землю из-за непрочных земных карстовых пород, на которых он стоял. Но так как здание было деревянным, эта версия маловероятна.
О чем молчат холмы?
Отыскать таинственное место монастыря Авраамия Смоленского нам не составило большого труда. На окраине Богородицкого есть два больших насыпных холма. Высота каждого около 10-12 метров, а угол наклона более 45 градусов. Считается, что ранее это был большой вал, на котором и стоял старинный храм. Позднее по каким-то причинам средняя часть большого холма обвалилась. Сейчас на насыпных возвышенностях местные ребятишки катаются на санках.
Старинные монеты, церковную утварь в Богородицком находят очень часто.
Недалеко от холмов находился святой колодец, где Татьяна Тимофеева со своими учениками находила старинные монеты.
Несколько лет назад смоленская епархия хотела заново построить святой колодец в Богородицком. Но, как оказалось, все старания были напрасны. Недалеко от места, на котором располагался колодец, сейчас находятся очистные сооружения. Поэтому вода в источнике в любом случае будет непригодна для питья.
Монастырь №2
- В нашем селе стоял еще один монастырь с не менее интересной историей, - увлеченно продолжает свой рассказ Татьяна Тимофеева, - он тоже носил имя Пресвятой Богородицы.
В 1701 году потомок эконома польского короля Сигизмунда III, Адам Верховский, заложил в Богородицком новый монастырь Пресвятой Богородицы. Он был наполовину каменным, наполовину – деревянным. В отличие от старинного монастыря этот храм был значительно больше и стоял в другой части села. Согласно историческим материалам святая обитель простояла до времен гражданской войны. После революции храм использовался в качестве склада, а после был разрушен.
Известно также, что в монастыре Пресвятой Богородицы хранилась старинная чудотворная икона Авраамия Смоленского. После революции весь церковный инвентарь и утварь раздавали местным жителям.
- Еще в школьном возрасте я помню, как одна бабушка из соседней деревни рассказывала мне об этой иконе, - продолжает Тимофеева. – Чудотворный лик Авраамия Смоленского хранился у нее дома. К сожалению, спустя десять лет я так и не смогла найти эту старушку и чудотворную икону.
Как-то житель Богородицкого принес в школьный музей большой кованый крест, который он случайно откопал у себя на огороде. Интересную находку житель подарил музею.
- Как установили историки из Смоленска, эта находка относится к ХVII веку, - объясняет краевед, - видимо, кованый крест принадлежал храму Пресвятой Богородицы.
О святости
Кто же они – святые праведники, Угодники Божии, освятившие и украсившие русский месяцеслов? И что же такое СВЯТОСТЬ? Какого человека можно назвать СВЯТЫМ?
Понятие «святой» является религиозным термином. Прилагательное «святой» при отнесении его к Богу равнозначно понятию «божественный». По отношению к христианам – членам Церкви Христовой – термин «святой» означает «выделенный на служение и славословие Богу», избранный. Сам Христос назвал верных своих последователей «взятыми в удел», т.е. изъятыми из мира греха под свое особое покровительство.
Идеал святости – Христос. В святости Христа – источник святости Его Церкви – союза верных всех времен и народов, правильно славящих Его – «православных». Стяжание идеала святости происходит через следование Христовым крестным путем – любви и смирения. Ибо не все крещеные во Христа наследуют Его Царство Небесное, райское блаженство, а лишь те, кто личным трудом и личным подвигом стяжал любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, кротость, веру, воздержание. От человека требуются личные усилия, «подвижничество», чтобы с помощью Божией достичь уподобления идеалу – Христу.
Церковь называет «святыми» тех людей, которые, очистившись от греха, стали подобными Христу и явили в мире Его чудотворную силу: исцеляли больных, избавляли от скорбей и бедствий, прекращали войны, массовые болезни, стихийные бедствия, прозревали будущее отдельных людей и целых народов. Святых людей иначе называют Угодниками Божиими, потому что они, живя на земле, угодили Богу своей праведной жизнью. А теперь, пребывая с Богом, они молятся о нас, помогая живущим на земле братьям и сестрам во Христе, особенно тем, кто прибегает в молитвах к их заступничеству.
"И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную" (Мф. 19. 29).
Святой (евр. кадош; греч. агиос) означает отделенный, чистый, избранный Божий (Ис.4:3). В точном значении святым является только Бог, не имеющий ничего общего с грехом и нечистотой. Когда Господь говорит: будьте святы, ибо Я свят (Лев. 11:44-45; 19.2; 20.7,26; 1Пет 1.15-16), то призывает всех людей к той праведной жизни, которую можно достигнуть только точным исполнением Божественных заповедей. «Свят же тот, кто очистился и освятился по внутреннему человеку» (преп. Макарий Великий. Духовные беседы).
О монашестве и монастырях
В первые времена христианской Церкви все почти верующие вели чистую и святую жизнь, какую требует Евангелие. Но находились многие из верующих, которые искали высшего подвига. Одни добровольно отказывались от имущества и раздавали его бедным. Другие, по примеру Божией Матери, Св. Иоанна Предтечи, апостолов Павла, Иоанна и Иакова, принимали на себя обет девства, проводя время в непрестанной молитве, посте, воздержании и труде, хотя они не удалялись от мира и жили вместе со всеми. Такие люди назывались аскетами, т. е. подвижниками.
С третьего столетия, когда, вследствие быстрого распространения христианства, строгость жизни среди христиан стала ослабевать, подвижники стали удаляться жить в горы и пустыни, и там, вдали от мира и его соблазнов, вели строгую подвижническую жизнь. Такие удалявшиеся от мира подвижники назывались отшельниками и пустынниками.
Так положено было начало монашеству, или по-русски иночеству, т. е. иному, удаленному от соблазнов мира, образу жизни.
Иноческая жизнь или монашество есть удел только немногих избранных, имеющих "призвание", т. е. непреодолимое внутреннее желание иноческой жизни, чтобы всецело посвятить себя на служение Богу. Как и сказал о том Сам Господь: "Кто может вместить, да вместит". (Мф. 19, 12).
Св. Афанасий говорит: "Два суть чина и состояния в жизни: одно - обыкновенное и свойственное человеческой жизни, т. е. супружество; другое - ангельское и апостольское, выше которого быть не может, т. е. состояние иноческое".
Преп. Варсонофий Оптинский: «Монашество есть блаженство, какое только возможно для человека на земле, выше этого блаженства нет ничего. И это потому, что монашество даёт ключ ко внутренней жизни. Блаженство внутри нас, надо только открыть его».
Преп. Нил Росанский говорит: "Монах есть ангел, а дело его есть милость, мир и жертва хваления".
Вступающие на путь иноческого жития должны иметь твердое решение: "отречься от мира", т. е. отказаться от всех земных интересов, развивать в себе силы духовной жизни, во всем исполняя волю своих духовных руководителей, отказаться от своего имущества и даже от старого имени. Инок берет на себя добровольное мученичество: самоотречение, жизнь вдали от мира среди труда и лишений.
Монашество само по себе не является целью, но оно есть самое могущественное средство к достижению высшей духовной жизни. Цель иночества есть приобретение нравственной духовной силы, для спасения души. Иночество есть величайший подвиг духовного служения миру; оно охраняет мир, молится за мир, духовно окормляет его и предстательствует за него, т. е. совершает подвиг молитвенного заступничества за мир.
Родиною монашества почитается Египет, а отцом и учредителем - преп. Антоний Великий. Преп. Антоний был основателем отшельнического иночества, которое состояло в том, что каждый инок жил отдельно друг от друга в хижине или в пещере, предаваясь посту, молитве и трудам на пользу свою и бедных (плели корзины, циновки и проч.). Но все они находились под руководством одного начальника или наставника - аввы (что значит "отец").
Но еще при жизни Антония Великого появился другой род иноческой жизни. Подвижники собирались в одну общину, трудились каждый по своей силе и способностям, на общую пользу и подчинялись одним правилам, одному порядку, так называемому уставу. Такие общины назывались киновиями или монастырями. Аввы монастырей стали называться игуменами и архимандритами. Основателем общежительного иночества считается преп. Пахомий Великий.
Из Египта иночество скоро распространилось в Азии, Палестине и Сирии, а потом перешло в Европу.
У нас на Руси иночество началось почти одновременно с принятием христианства. Основателями иночества на Руси были преп. Антоний и преп. Феодосий, жившие в Киево-Печерском монастыре.
Большие монастыри, с несколькими сотнями монахов, стали называться лаврами. Каждый монастырь имеет свой распорядок жизни, свои правила, т. е. свой монастырский устав. Все монахи должны обязательно выполнять различные работы, которые по монастырскому уставу называются послушаниями.
Монашество могут принимать не только мужчины, но и женщины с такими же точно правилами, как и у монахов. С древности существуют женские монастыри.
Желающие вступить в иноческую жизнь должны прежде испытать свои силы (пройти искус) и тогда уже дать невозвратные обеты.
Люди, проходящие предварительный испытания называются послушниками. Если они в течение долгого испытания оказываются способными стать монахами, то их облекают в неполное одеяние инока, с установленными молитвами, что называется рясофором, т. е. право ношения рясы и камилавки, чтобы в ожидании полного иночества, они еще больше утверждались на избранном пути. Послушник после этого называется рясофорным.
Самое иночество заключает в себе две степени, малый и великий образ (образ ангельского жития), которые по-гречески называются малая схима и великая схима.
При вступлении в самое иночество, над монахом совершается последование малой схимы, в которой монах дает обеты иночества и ему дается новое имя. Когда наступает момент пострижения, монах трижды дает игумену ножницы, в утверждение своего твердого решения. Когда игумен в третий раз принимает из рук постригаемого ножницы, то он, с благодарением Богу, постригает крестообразно волосы ему, во имя Пресвятой Троицы, посвящая его этим всецело на служение Богу.
На принявшего малую схиму надевают параманд (параманд - небольшой четырехугольный плат с изображением Креста Господня и орудий Его страданий), подрясник и пояс; затем постригаемый покрывается мантией - длинным плащом без рукавов. На голову надевается клобук, так называется камилавка с длинным покрывалом - наметкой. В руки даются четки - шнурок с нанизанными на него шариками для подсчета молитв и поклонов. Все эти одежды имеют символическое значение и напоминают монаху о его обетах.
Монахи, принимающее великую схиму, дают еще более строгие обеты. Им еще раз меняют имя. В облачении также есть изменения: - вместо параманда надевают аналав (особый плат с крестами), на голову вместо клобука надевают куколь, покрывающий голову и плечи.
У нас обычаем принято называть схимниками исключительно только тех иноков, которые пострижены в великую схиму.
Если монах поставляется в игумены, то ему дается жезл (посох). Жезл есть знак власти над подчиненными, знак законного управления братией (монахами). Когда игумен возводится в архимандриты на него надевают мантию со скрижалями. Скрижалями называются четырехугольники из материи красного или зеленого цвета, нашитые на мантию спереди, два наверху и два внизу. Они означают, что архимандрит руководит братией по заповедям Божиим. Кроме того, архимандрит получает еще палицу и митру. Обычно из архимандритов поставляются на высшую степень священства - в епископы.
Многие из монашествующих были истинными ангелами во плоти, сияющими светильниками Церкви Христовой.
Несмотря на то, что иноки удаляются из мира для достижения высшего нравственного совершенства, иночество имеет великое благотворное влияние на живущих в мире.
Помогая духовным нуждам ближних, иноки не отказывались, когда имели возможность, служить и временным их нуждам. Добывая себе трудами пропитание, они делились средствами пропитания с неимущими. При монастырях были странноприимницы, где иноки принимали, питали и покоили странников. Из монастырей часто рассылались милостыни и по другим местам: томившимся в темнице узникам, бедствовавшим во время голода и от других несчастий.
Но главная неоценимая заслуга иноков для общества состоит в непрестанной, творимой ими, молитве о Церкви, отечестве, живых и умерших.
Святитель Оеофан Затворник говорит; "Иноки - это жертва Богу от общества, которое, предавая их Богу, из них составляешь себе ограду. В монастырях в особенности процветает священнослужение чинное, полнейшее, продолжительнейшее. Церковь является здесь во всей красоте своего облачения". Поистине, в монастыре - неиссякаемый источник назидания для мирян.
Наличие в стране монастырей есть выражение крепости и силы религиозно-нравственного духа народного.
Русский народ любил монастыри. Когда возникал новый монастырь, то русские люди начинали селиться около него, образовывая поселок, который вырастал иногда в большой город.
О юродивых Христа ради
Тайну юродства со стороны, видимо, нельзя постичь, но зачем оно в мире и зачем оно миру – понять можно. Все в нашей жизни имеет способность перерождаться и вырождаться, все заражается гордостью и тщеславием. Благочиние, благообразие, благонравие как-то незаметно переходят в лицемерие и равнодушие. Юродивый как бы разрушает нарастающую на сердцах броню. Разбивая форму благочестия, он разбивает и возможность соблазниться благочестием, то есть сделать его целью и удобством жизни. Церковь не может быть удобным местом для жизни, она – передний край битвы, с которого нельзя устраниться, но можно только дезертировать в покой и уют. Презрев покой и уют, юродство как бы навсегда пробило брешь в обывательском сознании. Даже если мы никогда не задумывались об этом, сам вид юродивого останавливает и заставляет задуматься: что есть наша земная жизнь? И что есть Царство Небесное?
Подвиг юродства требовал от святых подвижников высокой мудрости, чтобы бесславие свое обращать в славу Божию, в назидание ближним, не допуская в смешном греховного, в кажущемся непристойным – ничего развращающего. Юродство вместе с тем есть и великое доверие к Богу: отказ от мудрости человеческой, чтобы явлена была в мире мудрость Божественная.
ПОДБОРКА СТИХОТВОРЕНИЙ
ЮРОД
Иероманах Роман
Прослыл для всех юродом и блажным.
Любой мог улюлюкать за спиной.
Но был Господь в уединеньи с ним,
И дал ему моление ночное.
Он отошёл от жирных пирогов,
Стремился к Правде не за ради куса.
Он всех простил, он позабыл врагов,
Дыханьем призывая Иисуса.
Она постигла чудные границы.
Он мог заплакать глядя на лазурь,
На лилию, снежинку, на блудницу.
Мог до утра стоять под Небесами.
Он понимал мерцание звезды,
И шел на ложе с мокрыми глазами.
Силою он озарен благодатною,
Чуткой душой прозревает он даль,
Видит он язвы людские, невнятные,
Слышит он вопли, и всех ему жаль.
Он и утешить готов безутешного,
Слабое детство от смерти спасти.
Или к сиянию света нездешнего
Грешную душу мольбой привести.
Рад он ободрить, их дух укрепить.
Всех же, Господень завет забывающих,
Учит он ближних как братьев любить.
Чтоб не владела душой суета,
Ибо все мира сокровище бренное
Нашей душе не заменит Христа.
Ни пустоты, ни тьмы нам не дано:
Есть всюду свет предвечный и безликий.
Вот полночь. Мрак. Молчанье базилики,
Ты приглядись: там не совсем темно,
В бездонном, черном своде над тобою,
Там на стене есть узкое окно,
Далекое, чуть видное, слепое,
Мерцающее тайною во храме
Из ночи в ночь одиннадцать столетий...
А вкруг тебя? Ты чувствуешь ли эти?
Кресты по скользким каменным полам,
Гробы святых, почиющих под спудом,
И страшное молчание тех мест,
Исполненных неизреченным чудом,
Где черный запрестольный крест
Воздвиг свои тяжелые объятья,
Где таинство Сыновнего распятья
Сам Бог-Отец незримо сторожит?
Пусть льется смрадная река
Грозя культуре потоплением,
Я говорю через века
С грядущим новым поколением.
Оно оценит и поймет
Порыв мой пламенный и смелый
И вслед за мною в бой пойдет
За наши старые уделы.
Оно полюбит древний быт
Святой страдальческой России
И снова храмы воскресит
Для православной литургии.
Гляжу спокойно в даль веков
Без опасений и без страха.
И зрю Россию без оков
В державной шапке Мономаха.
АФОРИЗМЫ, ВЫСКАЗЫВАНИЯ, СЕНТЕНЦИИ
«Спасение – это не только «личное» дело отдельного человека. Когда человек приобретает благодать, то ее тихим незримым светом он озаряет и жизнь других. Около таких людей согреваются души. От общения с ними люди получают силы и внутренний мир». (Архимандрит Рафаил Карелин)
«Святость есть не просто праведность, за которую праведники удостаиваются наслаждением блаженства в Царстве Божием, но такая высота праведности, что люди настолько наполняются благодатию Божией, что она от них течет и на тех, кто с ними общается. Велико их блаженство, происходящее от лицезрения славы Божией. Будучи преисполнены любви к людям, происходящей от любви к Богу, они отзывчивы на людские нужды и на их моления и являются предстателями за них пред Богом». (Святитель Иоанн Шанхайский)
«История русских святых - это история терпения и красоты, ибо Православие всегда сочетает веру с красотой, добрую жизнь с прекрасным, и история добрых дел русских святых - это история, которая обогащает сердце и душу человека».
«Если к каждому частному человеку можно обратиться с вопросом: «Скажи нам, с кем ты знаком, и мы скажем тебе, кто ты таков», - то к целому народу можно обратиться со следующими словами: «Расскажи нам свою историю, и мы скажем тебе, кто ты таков». (С.М. Соловьев)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Жизнь и подвиги Авраамия Смоленского являются питательной почвой для нравственного чувства подрастающих смолян. Память о святом, о «добром сеятеле» подобна корням; оторвите эту память от человека — и он завянет, как скошенная трава. Но святой предок Авраамий Смоленский питает не самомнение смолян, а мысль об ответственности потомков перед великим примером жизни, ибо нравственное чувство есть чувство долга. Об этом пишут в своих работах и учащиеся, говоря о радости своего рождения на земле святого Авраамия, о стремлении соответствовать, быть достойными духовной силе и нравственной высоте своих святых предшественников.
В.Г. Распутин писал: «Никакое общество... не сможет долго продержаться в силе и здравии, если оно откажется от вековых традиций и уставов своего народа. Это все равно что, подрубив корни, уповать на ветви. Народ на протяжении всей своей истории - единый и непрерывный организм, в котором каждое поколение, быть может, и оставляет меты, подобно годовым кольцам, но ничего не замыкает и ничего не оканчивает. Болен народ или здоров, един или растерян - все в одной непрекращающейся связи и жизни, где ничто не проходит бесследно, все вслед за причинами имеет следствия. Там, внутри организма - все понятно и закономерно, если туда со вниманием заглядывать». Это безмерно важная задача для учителя - научиться и научить «заглядывать внутрь организма», внутрь истории своего народа, своей культуры. Задача эта трудная, долгая, но посильная.
Учебный материал об Авраамии Смоленском и предложенные в настоящих конкурсных материалах методы обучения способствуют сотрудничеству учителя и учащегося. Воспитанник является субъектом собственной жизни и творит ее «здесь и теперь» в каждый момент своего пребывания на земле, постигая ценность жизни, ценность человека. Педагог как организатор деятельности вводит обучающегося в мир святости, в мир духовной культуры, помогает постигать и проживать жизнь, достойную человека. С этой точки зрения обучение и воспитание на уроках духовно-нравственных дисциплин можно было бы определить как перевод исторически далекой жизненной ситуации в ситуацию реальной жизни, высвечивание для ребенка социального значения явлений современного мира и личностного смысла тех же явлений.
Предоставляя ребенку право на свободу волеизъявления, учитель должен ограничивать этот выбор рамками культуры, не допуская выбора быть человеком или животным. «Человек духовный», «человек нравственный», «человек разумный», «человек творческий» - вот четыре кардинальные характеристики, принципиально отличающие человека от животного во всей полноте функций, данных человеку Творцом. И поэтому стиль и тон взаимоотношений с детьми во время совместной работы должен соответствовать педагогическому принципу гуманности различных видов поддержки и помощи: создание атмосферы сотрудничества, совместимости, комфортности, снятие ощущения тревожности, создание ситуации успешности.
Уроки и внеклассные мероприятия, посвященные святому Авраамию Смоленскому должны стать помощью для развития души ребенка, для научения многим «само»: само-стоятельности, стремлению к доброму само-утверждению, само-осознанию, само-познанию.
Лукашенкова Жанна Васильевна, МБОУ СОШ №33 города Смоленска
23 09 2014
7 стр.
Радуйся, Церковь Русская,/ яко в горькия годы безбожных гонений/ украсилася еси сонмом новомучеников и исповедников,/ иже Христу Спасу верность соблюдоша,/ в нихже сияет преподобны
27 09 2014
1 стр.
Прокопий, родился 27 февраля 1645 (или 1644) года в городе Вязьме в Смоленской губернии. Его родители были благочестивыми христианами и привили своим детям любовь к Богу и Святой Ц
02 10 2014
1 стр.
Положи мя, яко печать, на сердце твоем, яко печать, на мышце твоей: зане крепка, яко смерть, любовь, жестока, яко смерть, ревность: стрелы ее — стрелы огненные
17 12 2014
4 стр.
«Чудесная свеча» — это обработка легенды из времен крестовых походов, на которой был основан популярный флорентийский праздник
09 10 2014
1 стр.
Радуйтеся, в иерарсех всечестнии; радуйтеся, в преподобных богомудрии; радуйтеся, в мучинецех пресветлии. Радуйтеся, вси святии Тамбовстии!
11 10 2014
9 стр.
М он поселился на уединенном холме над Волховом, в урочище, называвшемся Хутынь, в 10 верстах от Новгорода. В уединении преподобный Варлаам проводил суровую жизнь, совершая непрест
15 12 2014
1 стр.
Смоленской области. Муниципальное образование граничит на север с Вяземским и Темкинским районами Смоленской области, на западе – с Ельнинским и Дорогобужским районами Смоленской о
10 10 2014
1 стр.