Зачем школе омбудсмен?
Сизов Дмитрий Геннадьевич,
юрист-консультант «Журнала руководителя управления образованием»
Не так давно в нашем обиходе появилось очередное иностранное слово, которое, судя по всему, приживется — и, возможно, надолго. Это слово «омбудсмен». Кто это и зачем он нужен школе? Попробуем разобраться.
Кто такой омбудсмен?
«О́мбудсмен» (от шведского ombudsman, омбудсман, «представитель») — должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц.
Простыми словами, омбудсмен – это независимое лицо, которое рассматривает и расследует жалобы граждан на должностных лиц.
Можно сказать, что основной задачей омбудсмена является помощь в разрешении конфликтов государственных и индивидуальных интересов, восстановлении «баланса сил» государства и общества в области защиты прав и свобод.
В нашей стране данный институт впервые был предусмотрен Конституцией РФ 1993 года (пункт «е» ч.1 ст.103). Омбудсмен в России именуется «уполномоченный по правам человека» (далее – «Уполномоченный»).
В соответствии с федеральным конституционным законом от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», Уполномоченный действует в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. При осуществлении своих полномочий он независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам.
Казалось бы, для чего государству создавать подобный институт, который в некоторой степени может работать «против» него — против решений или действий, принимаемых лицами, наделенными властными полномочиями? Однако служба омбудсменов не угрожает административной системе, т.к. у нее чаще всего отсутствуют возможности по принятию актов, решений, которые будут обязательны для исполнения другими лицами*.
Это обстоятельство позволяет государственным служащим воспринимать и принимать рекомендации омбудсмена. Как правило, властные структуры не
препятствуют его расследованиям, потому что в итоге его работа помогает появлению и утверждению доверия к власти, уменьшению настороженности общества по отношению к управленцам.
1 сентября 2009 года в России была официально учреждена должность уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка (Указ Президента РФ от 01.09.2009 N 986).
Уполномоченный по правам ребёнка имеет право:
· запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от органов государственной власти федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;
· беспрепятственно посещать органы власти и местного самоуправления, организации;
· проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;
· направлять во властные органы и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов.
В 1998 году в Москве появились первые Уполномоченные по правам участников образовательного процесса, которые были призваны стать дополнительным «рычагом», помогающим защищать права и интересы всех участников образовательного процесса, с приоритетным направлением по защите прав и интересов ребенка. В настоящее время уполномоченные по правам участников образовательного процесса имеются в образовательных учреждениях многих регионов России.
Правовые основы деятельности школьного омбудсмена
Школьный омбудсмен (уполномоченный) – неофициальное лицо, выбранное педагогами, родителями и учениками. Он разбирает конфликтные ситуации, следит за соблюдением прав и законных интересов всех участников образовательного процесса, занимается правовым воспитанием, образованием и профилактикой правонарушений, участвует в формировании правового пространства в школе, является гарантом реализации на практике существующих нормативных и гигиенических требований к организации учебного процесса и условиям труда.
При этом важнейшим, приоритетным направлением деятельности уполномоченного является защита прав детей.
Омбудсмен не подотчетен администрации школы и должностным лицам и дает рекомендации руководству школы по принятию тех или иных (административных, дисциплинарных) мер. По сути, он является одной из форм самоуправления в школе.
Это находит отражение в некоторых нормативных актах. Так, пунктом 4.2. Типового устава ГОУ НПО Московской области, утв. Приказом Министерства образования Московской области от 27.05.2009 №1236, определено, что формами самоуправления Учреждения являются общее собрание работников Учреждения, совет Учреждения, педагогический совет, методический совет, Управляющий совет, предметные (цикловые) комиссии, уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса, а также иные формы самоуправления.
Зачастую участники образовательного процесса – и в первую очередь учащиеся – не знают своих прав. Они не знают, что обладают определенными правами, основные из которых даны людям от рождения (право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на достоинство, неприкосновенность частной и семейной жизни, неприкосновенность жилища), о том, что их права и свободы гарантированы законом.
Поэтому одним из наиболее важных направлений деятельности школьных уполномоченных по правам участников образовательного процесса должно стать правовое обучение и правовое воспитание детей – передача, накопление и усвоение знаний о праве, формирование соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умение использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.
К основным нормативным документам, которыми должен руководствоваться школьный омбудсмен в своей деятельности, относятся:
· Всеобщая Декларация прав человека;
· Конвенция о правах ребёнка;
· Конвенция о защите прав человека и основных свобод;
· Конституция РФ;
· Семейный кодекс РФ;
· Трудовой кодекс РФ;
· Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ»;
· Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;
· Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
· Указ Президента РФ от 01.09.2009 № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка».
При этом федеральное законодательство не содержит конкретных норм, регламентирующих деятельность уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса, поэтому на региональном уровне могут приниматься соответствующие документы.
Так, в Московской области правовые основы деятельности уполномоченных были закреплены в Положении об уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса в образовательном учреждении (утв. Уполномоченным по правам человека в Московской области и министром образования Правительства МО и принято на коллегии Министерства образования 05.12.2008г).
Формы работы уполномоченных могут быть различными. Кроме непосредственного общения с участниками образовательного процесса это может быть предоставление информации по решению проблем, связанных с вопросами соблюдения прав человека, создание в школьных библиотеках отделов по правам человека, установление доверительной обратной связи (сбор записок, заявлений учащихся), трансляция по школьному радио передач по правозащитной тематике, выпуск стенгазет и т.п.
Стоит отметить, что в условиях недостаточности нормативного регулирования вопроса деятельности уполномоченных по правам участников образовательного процесса, особо важным является обмен опытом между уполномоченными – посредством круглых столов, семинаров, тренингов, мастер-классов и т.п.
Что даёт школе работа омбудсмена?
На сайте https://sch851.edusite.ru/p9aa1.html отмечено, что работа школьного омбудсмена должна приносить пользу для всех участников образовательного процесса:
Ученикам:
Чувство правовой защищённости
Понимание, что нужно жить по правилам, что у других людей тоже есть права и их нужно уважать
Понимание, что конфликты можно и нужно решать мирно, договариваясь
Родителям:
Спокойствие, т.к. вероятность, что ребёнка обидят или унизят, уменьшается
Понимание, что в конфликтной ситуации есть с кем посоветоваться, разобраться, кто прав - кто виноват, не вводя конфликт в официальное русло
Учителям:
Осознание границ своих полномочий
Возможность отстоять свои права, не вступая в открытый конфликт
Школе:
Изменение атмосферы
Установление отношений партнёрского сотрудничества
Как указано в Докладе Уполномоченного по правам человека в Московской области от 26.02.2010 г. о деятельности в 2009 году, к числу основных задач уполномоченных в образовательных учреждениях относятся: всемерное содействие восстановлению нарушенных прав участников образовательного процесса; оказание помощи законным представителям несовершеннолетних; регулирование взаимоотношений родителей и детей в конфликтных ситуациях; обеспечение взаимодействия обучающихся, их родителей (законных представителей), семей, педагогических работников и других участников образовательного процесса по вопросам защиты их прав.
Считаем необходимым еще раз отметить, что федеральное законодательство на содержит норм, делающим обязательным введение в школе штатной единицы уполномоченного по правам участников образовательного процесса (омбудсмена), отсутствует четкая правовая основа для деятельности школьных омбудсменов, которая была бы единой для всей территории России. Даже там, где приняты положения об уполномоченных по правам участников образовательного процесса, как правило, они являются примерными носят рекомендательный характер.
Если соответствующие документы не приняты на уровне субъекта РФ, каждая школа вправе самостоятельно решить — нужен ей омбудсмен или нет, и определить его полномочия, ответственность, финансирование.