Задание по биологии
для учащихся 6-10 классов школы олимпийского резерва ( ШОР )
эти задания могут выполнятся в кружках, на факультативах и дополнительных занятиях, а также самостоятельно.
Задание I: за каждый правильный ответ - 1 балл ( всего 15 баллов).
1. Фенология - это наука, изучающая
1) водоросли;
2) классификацию живых организмов на основе их родстве;
3) сезонные изменения в живой природе;
4) человека;
2. В озере Севан обитают две расы форели ( озимая и яровая), которая образовались путем
1) гибридизации; 2) полиплоидии; 3) пространственной изоляции; 4) сезонной изоляции;
3. Какие органоиды состоят из 2-х субъектов?
1) митохондрии; 2) пластиды; 3) рибосомы; 4) лизосомы;
4. В приведенной таблице между позициями первого и второго столбцов имеется определенная связь
Целое
|
часть
|
..................
|
пептидная
|
вторичная
|
водородная
|
На месте пропуска в этой таблице следует вписать:
1) третичная; 2) первичная; 3) четвертичная; 4) нет правильного ответа;
5.Комбинативная изменчивость связана с:
1) мутациями генов 3) хромосомными мутациями;
2) хромосомными рекомбинациями; 4) модификациями.
6.У кенгуру кровеносная система:
1) замкнутая, сердце трехкамерное; 3) незамкнутая, сердце четырехкамерное;
2) замкнутая, сердце четырехкамерное; 4) незамкнутая, сердце трехкамерное.
7.По бинарной номенклатуре на первом месте в названии вида животного должно быть:
1) название класса. 2) название типа. 3) видовое название. 4) родовое название.
8.Способность мышечных клеток к сокращению обеспечивается:
1) нуклеиновыми кислотами. 2) углеводами. 3) белками. 4) липидами.
9.Кто ввел в науку термин «экология»?
1) М.В. Ломоносов 2) 3. Геккель 3) Э. Зюсс 4) В.И. Вернадский
10.Какая из сред обитания живых организмов была заселена первой?
1)водная 2) организменная 3) наземно-воздушная 4) почвенная
11.К абиотическим экологическим факторам относится(-ятся)...
1) техногенное загрязнение Мирового океана; 3)вращение Земли;
2) биологические методы защиты растений; 4)паразитизм;
12.Такое количество экологического фактора, при котором интенсивность жизнедеятельности организмов угнетена, называется...
1) зоной оптимума; 3)верхним пределом выносливости;
2) зоной пессимума; 4)нижним пределом выносливости;
13.К симбиотическим взаимоотношениям относится...
1) нейтрализм 2) конкуренция 3) мутуализм 4) аменсализм
14.Нарвал, или морской единорог, относится к китам:
1) зубатым; 2)гладким; 3)усатым; 4)полосатым;
15.Среди брюхоногих моллюсков живородящими являются:
1) лужанка; 2)голый слизень; 3) прудовик; 4)виноградная улитка;
Задание II: за каждый правильный ответ - по 2 балла ( всего 10 баллов).
1. Установите соответствие между признаками и организмами.
ПРИЗНАКИ
|
ОРГАНИЗМЫ
|
А) автотрофный способ питания
Б) гетеротрофный способ питания
В)запасное питательное вещество крахмал
Г) запасное питательное вещество гликоген
Д) наличие в клеточных стенках хитина
Е) наличие в клеточных стенках целлюлозы
| -
грибы
2)растения
|
А
|
Б
|
В
|
Г
|
Д
|
Е
|
|
|
|
|
|
|
Ответ
ЗАБОЛЕВАНИЕ
|
ВОЗБУДИТЕЛИ
|
-
чума
Б)грипп
В)холера
Г) парша
Д) стригущий лишай
Е) натуральная оспа
|
1)вирусы
2)бактерии
3)грибы
|
2. Установите соответствие между заболеваниями и их возбудителями.
Ответ
3. Установите соответствие между биохимическими реакциями и процессами жизнедеятельности.
БИОХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ
|
ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
-
кислород поглощается
Б) синтезируется крахмал
-
расщепляется глюкоза
Г) выделяется углекислый газ
Д) синтезируется кислород
Е) энергия поглощается
|
1)дыхание
2)фотосинтез
|
А
|
Б
|
В
|
Г
|
Д
|
Е
|
|
|
|
|
|
|
Ответ
4. Установите последовательность эволюции растений.
А)Моховидные
Б) Покрытосеменные
В)Красные водоросли
Г) Хвощевидные, Плауновидные, Папоротниковидные
Д) Голосеменные
Е) Зелёные водоросли
Ответ
5. Установите последовательность процессов, сопровождающих сукцессию.
-
формирование травяного сообщества
Б) формирование лесного сообщества
-
появление накипных лишайников на скальных породах
Г) появление полукустарников и кустарников
Д) появление кустистых лишайников и мхов
Ответ
Ответы
Задание I: за каждый правильный ответ - 1 балл ( всего 15 баллов).
1 - 3
2 -4
3- 3
4- 2
5 - 2
6 - 2
7 - 4
8- 3
9 - 2
10- 1
11-3
12-2
13-3
14-1
15-1
Задание II: за каждый правильный ответ - по 2 балла ( всего 10 баллов).
1.Ответ
2.Ответ
3.Ответ
4. Ответ
5. Ответ