Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3
Муниципальное казеное учреждение

«Управление образования исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» п. Победа»

Азнакаевского муниципального района РТ

«Утверждена»

решением педагогического совета

протокол № _______

от _____ _______________ 2011г.

Программа

дополнительного образования детей

духовно – нравственного направления

«ЭТИКА, ЭСТЕТИКА»

Возраст обучающихся: 7 – 10 лет

Срок реализации: 4 года

Автор: Рахманова Фания Изаиловна

учитель начальных классов,

2 квалификационная категория.

п. Победа, 2011г.



Пояснительная записка

Нормативно-правовой и документальной основой Программы курса «Этика и эстетика» для учащихся начальной школы являются:



  • Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,

  • Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников.

Главная задача учебно-воспитательного процесса – создать для обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направить образовательный процесс на воспитание в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Цели и задача воспитания младших школьников формулируются и решаются в контексте воспитательного идеала.

В Концепции такой идеал обоснован. Сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях российского народа.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная

педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Цель занятий – формировать у школьников культуру, т.е. образ жизни, ориентирующий растущего человека на нравственные ценности. Это прежде всего простые нормы нравственности, предполагающие дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям, сострадание и помощь слабому. Занятия рассчитаны на то, чтобы для ребёнка стали естественными и органичными–проявления великодушия, порядочности, благородства. Неприемлемыми – лживость, предательство, высокомерие, грубость.



Ценностные установки воспитания:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине; служение Отечеству);

  • социальная солидарность (доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство);

  • гражданственность (долг перед старшим поколением и семьёй, закон и правопорядок, мир и свобода совести);

  • семья (любовь и верность, почитание родителей, забота о старших и младших, здоровье);

  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

  • наука (познание, истина, экологическое сознание)

  • искусство и литература (красота,гармония,духовный человека,нравственный мир, эстетическое развитие)

  • природа ( родная земля, заповедная природа, планета Земля)

  • человечество ( мир во всём мире, равноправие культур и народов)

Обучающиеся начальных классов требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к друзьям, сотоварищам по классу, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального поведения, характер их трудовой, творческой деятельности. Младший школьник испытывает большое доверие к учителю. Для ребёнка слова учителя, его поступки, оценки имеют большое нравственное значение. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет эффективность их воспитания.

Занятия с учащимися проводятся один раз в неделю по 35-40 минут каждое.



Планируемые результаты воспитания учащихся курса внеурочной деятельности

«Этика и эстетика»

Данная программа курса нацелена на достижение следующих результатов:



Воспитание патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человек:

  • ценностное отношение к своей малой родине, культурно-историческому наследию, русскому и родному языку, народным традициям, к Законам Российской Федерации; к старшему поколению;

  • начальное представление о правах и обязанностей человека, семьянина, друга и товарища.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

  • этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним

Воспитание творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда;

  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;

  • трудолюбие;

  • первоначальные навыки творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и значимой деятельности;

  • начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • Первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

  • Первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;первоначальный самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.

  • Предполагаемый результат

1. Повышение уровня самосознания.

2. Развитие эмоционально-волевых свойств.

3. Формирование основ и принципов нравственного поведения детей в обществе.

4. Повышение навыков общения с взрослыми и одноклассниками.

5. Повышение культуры поведения и взаимоотношения в коллективе.

6. Развитие коммуникативных навыков.

7. Развитие творческих способностей.


  • Учащиеся должны знать:

− О человеческих ценностях, в основе которых лежит потребность служить людям и добру.

− О стремлении к самосовершенствованию.

− О культуре поведения и общения.


  • Учащиеся должны уметь:

− Определять свой нравственный выбор и следовать ему в повседневной жизни.

− Приходить на помощь друг другу и нуждающимся людям.

− Этично вести себя в общественных местах и с окружающими людьми.

− Заниматься самовоспитанием.



Содержание

1 год

1 раздел: Отношение к себе.

Беседа. Игра «По секрету всему свету».



2 раздел: Форма общения

Анализ жизненных ситуаций. Работа с пословицами. Рисование на тему «улыбка»



3 раздел: Отношения с окружающими

Рассказ о своем доме, семье. Рассказ о своих поступках, от которых у родителей поднялось настроение.



4 раздел: Отношения в коллективе

Характеристика класса (только положительные качества) беседа по теме. Работа с пословицами и поговорками.



5 раздел: Люблю я Родину свою

Знакомство с символами России, Татарстана. Рисование по теме.



  1. год

1 раздел - «Этика общения»- курса «Этика общения» посвящен основам этики общения.

Его педагогическая задача – воспитывать у школьников уважение, доброжелательность по отношению к людям.



2 раздел -«Этика отношений в коллективе» посвящён этике отношений в коллективе. Дети знакомятся с формами проявления внимания младших к старшим, мальчиков к девочкам. Овладение нормами этической культуры пробуждает у школьников интерес к внутренней жизни,вызывает потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.

3 раздел - «Этикет» включает в себя ознакомление с нормами этикета. Дети с помощью педагога познакомятся с правилами хорошего поведения., учтивости, умением вести себя в обществе.

  1. раздел -«Этика отношений к окружающему» курса включает в себя ознакомление с нормами этики в отношениях с окружающими – в семье, с друзьями и т.д. У школьника укрепляется отзывчивость на переживания другого человека, воспитывается самоуважение,

чувство собственного достоинства.

5раздел «Родина» вспоминаем символы России, Татарстана. Рисование по теме. Животный и растительный мир России.

3 год

1 раздел «Какие дары дала человеку природа». Мы видим, слышим, чувствуем радость и грусть. Как этот дар умело использовать, чтобы всем было хорошо.

2 раздел. «Я и другие». курса «Этика общения» посвящен основам этики общения.

Его педагогическая задача – воспитывать у школьников уважение, доброжелательность по отношению к людям.



3 раздел. «Чтобы душа была здорова» посвящён этике отношений в коллективе. Дети знакомятся с формами проявления внимания младших к старшим, мальчиков к девочкам. Овладение нормами этической культуры пробуждает у школьников интерес к внутренней жизни, вызывает потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.

4 раздел. «Гармония мира и души» Мы видим, слышим, чувствуем радость и грусть. Как этот дар умело использовать, чтобы всем было хорошо.

5 раздел. «Родина» вспоминаем символы России, Татарстана. Рисование по теме. Животный и растительный мир России.

4 год



1 раздел. «Этика общения» - курса «Этика общения» посвящен основам этики общения.

Его педагогическая задача – воспитывать у школьников уважение, доброжелательность по отношению к людям.



2 раздел. «Этикет» включает в себя ознакомление с нормами этикета. Дети с помощью педагога познакомятся с правилами хорошего поведения., учтивости, умением вести себя в обществе.

Поведение в общественных местах.



3 раздел «Этика отношений к окружающему». курса включает в себя ознакомление с нормами этики в отношениях с окружающими – в семье, с друзьями и т.д. У школьника укрепляется отзывчивость на переживания другого человека, воспитывается самоуважение,

чувство собственного достоинства.



4раздел «Этика отношений в коллективе». посвящён этике отношений в коллективе. Дети знакомятся с формами проявления внимания младших к старшим, мальчиков к девочкам. Овладение нормами этической культуры пробуждает у школьников интерес к внутренней жизни,вызывает потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.

5 раздел «Родина» вспоминаем символы России, Татарстана. Рисование по теме. Животный и растительный мир России. Патриоты России

Используемая литература

1. Художественная литература афоризмы, поэзия.

2. Научно - популярная литература по этике, истории, психологии, педагогике, искусству.

3. Журналы: «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Коррекционная педагогика»

4. Книги и брошюры по этикету.

5. Кряжева Н.Л. развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.

6. Худенко Е.Д. Современные коррекционные технологии в работе воспитателя с детьми с ограниченными возможностями. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» 2002 г., т.1.

7. Худенко Е.Д. Современные коррекционные технологии в работе воспитателя с детьми с ограниченными возможностями здоровья. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2002 г., т.3.

8. Худенко Е.Д. Требования к планированию коррекционно-развивающих занятий воспитателя. «Коррекция и развитие». Выпуск №6.

9. Шемшурина А.И. Этическая грамматика. В помощь учителю. (1ч.) – М.: Школа – Пресс, 2004г.

10.Б.Н.Трегубенко «Трудовое обучение» 1-4 классы. Библиотека начальной школы.

11.А.И. Шемшурина «Этическая грамматика в начальных классе



УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для занятий в 1 году



Тема задания

Кол – во часов

теория

практика

План.

дата


Факт. дата

Отношение к себе 2 ч.

1

Кто я такой?

1

0.5

0.5







2

Мое место в обществе.

1

1

1







Форма общения 8 ч.

3

Доброе слово что ясный день.

1

1










4

Ежели вы вежливы.

1

1










5

Когда идешь по улице.

1

0,5

0,5







6

Подумай о других.

1

0,5

0,5







7

Как аукнется, так и откликнется.

1

1










8

Какой я для других?

1




1







9

Нам счастья не сулит обида чья-то.

1

0,5

0,5







10

От улыбки станет всем светлей.

1

0,5

0,5







Отношения к окружающим. 10 ч.

11

Мой дом – моя крепость.


1

0,5

0,5







12

Я могу быть волшебником.


1

0,5

0,5







13

Папа – мой самый близкий друг.

1

1










14

Мама милая моя.

1

1










15

Мы соберем большой хоровод.

1




1







16

Люби все живое.

1




1







17

От чего зависит настроение?

1

0, 5

0,5







18

Все на белом свете солнышкины дети.

1

0,5

0,5







19

Любимые домашние животные

1

0,5

0,5







20

Мы в ответе за них.

1

0,5

0,5







Отношения в коллективе. 9ч.

21

Мой класс – мои друзья.

1

1










22

Самолюб никому не люб.

1

1










23

О дружбе мальчиков и девочек.

1

0,5

0,5







24

Доброта что солнце.

1

1










25

Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались.

1




1







26

Советуем друг другу.

1




1







27

Ты и я - такие разные.

1

0,5

0,5







28

Поговорил бы кто со мной.

1




1







29

Я среди других (рисунок)

1




1







Люблю я Родину свою 7ч.

30

Я живу в России

1

1










31

Татарстан – мой край родной

1

1










32

Народы в Татарстане

1

1










33

Чем богата наша земля?

1




1







34

Животный мир Татарстана

1




1







35

Мы рисуем край родной

1




1







36

Чтобы мир стал краше.

1




1







следующая страница>


Закон об образовании: Ст. 7 Федеральные государственные стандарты
8321.21kb.

11 10 2014
40 стр.


Закон «Об образовании»

«Управление образования исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района»

234.43kb.

25 12 2014
3 стр.


Федеральный закон от 22 августа 1996 года №125-фз «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
268.87kb.

11 10 2014
1 стр.


Федеральный закон от 22 августа 1996 года №125-фз «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
287.92kb.

14 12 2014
1 стр.


Российская газета

РГ", Госдума наконец-то утвердила новый закон "Об образовании". Обсуждение многострадального документа растянулось на несколько лет

31.38kb.

02 10 2014
1 стр.


Рабочая программа по литературе для 10-11 классов создана на основании следующих документов: Закон РФ «Об образовании» №122-Ф3 в последней редакции от 01. 12. 2007 №313-Ф3
957.73kb.

09 10 2014
10 стр.


Рабочая программа по литературе для 5-9 классов создана на основании следующих документов: Закон РФ «Об образовании» №122-Ф3 в последней редакции от 01. 12. 2007 №313-Ф3
1316.38kb.

11 10 2014
6 стр.


Требования к вступительным испытаниям абитуриентов

Хоровое дирижирование осуществляется при наличии у абитуриента документа об основном общем образовании или документа об образовании более высокого уровня (среднем (полном) общем об

49.66kb.

15 12 2014
1 стр.