Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан

Закон Республики Казахстан от 7 января 2005 года N 29 

       Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области организации обороны и Вооруженных Сил Республики Казахстан, функции и полномочия государственных органов в обеспечении обороноспособности страны, права и обязанности граждан и организаций в сфере обороны.

Глава 1. Общие положения    

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:


      1) боевая готовность - состояние, определяющее степень подготовленности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований к выполнению возложенных на них задач в установленные сроки;
      2) боевые действия - организованные действия воинских частей, соединений и подразделений при выполнении боевых задач под управлением соответствующих органов военного управления;
      3) боевая задача - задача, поставленная вышестоящим командиром (начальником) для достижения определенной цели в бою (операции) к установленному сроку;
      4) вид Вооруженных Сил - часть Вооруженных Сил государства, предназначенная для ведения военных действий в определенной сфере (на суше, на море, в воздушном пространстве);
      5) военные действия - комплекс действий стратегического масштаба (включая боевые действия) с применением всех видов Вооруженных Сил для выполнения поставленных боевых задач при отражении агрессии;
      6) военное время - период с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий до момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения;
      7) военное имущество - оборонные объекты, все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, специальные средства и другое имущество, находящиеся на праве оперативного управления государственных учреждений Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
      8) военная опасность - фактор нестабильности, предполагающий возможность применения против Республики Казахстан средств военного насилия для достижения политических и иных целей;
      9) военная организация государства - совокупность Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, государственных органов и организаций, основная деятельность которых непосредственно направлена на решение задач по обеспечению обороны Республики Казахстан;
      10) военная угроза - реально существующее намерение разрешить имеющиеся противоречия военно-силовыми методами, развязать военный конфликт (войну) против Республики Казахстан;
      11) военная техника - оружие, боевые машины, приборы и другие технические средства, которыми оснащаются Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования;
      12) воинская часть - государственное учреждение, являющееся организационно-самостоятельной единицей Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
      13) вооружение - комплекс различных видов оружия, боеприпасов, их носители и средства, обеспечивающие их применение;
      14) Вооруженные Силы Республики Казахстан (далее - Вооруженные Силы) - основа военной организации государства, создаваемая и содержащаяся Республикой Казахстан для обеспечения обороны, отражения агрессии или предотвращения непосредственной внешней угрозы, а также выполнения задач, вытекающих из международных обязательств Республики Казахстан;
      15) высшее командование (высший командный состав) - Министр обороны, его заместители, главнокомандующие видами Вооруженных Сил и иные должностные лица, назначаемые Президентом Республики Казахстан;
      16) гражданский персонал - граждане Республики Казахстан, находящиеся на государственной службе или состоящие в трудовых отношениях в Вооруженных Силах;
      17) другие войска и воинские формирования - органы национальной безопасности, Республиканская гвардия, внутренние войска и военно-следственные органы Министерства внутренних дел, Служба охраны Президента Республики Казахстан, органы управления и части гражданской обороны центрального исполнительного органа Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям, органы военной прокуратуры;
      18) материальные запасы - определенное количество военного имущества, содержащегося в арсеналах, на базах и складах Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
      19) неиспользуемое военное имущество - имущество, снятое с вооружения, не годное к использованию по прямому назначению, списанное, выслужившее гарантийные сроки хранения в запасах, излишествующее и не находящее применения в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях;
      20) нормы снабжения - количество материальных средств, установленных к выдаче в мирное или военное время военнослужащим, подразделениям, воинским частям (кораблям) и соединениям;
      21) оборона - система государственных мер политического, военного, экономического, экологического, социально-правового и иного характера по обеспечению военной безопасности, вооруженной защиты суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ Республики Казахстан;
      22) оборонные объекты - недвижимое имущество, закрепленное на праве оперативного управления за государственными учреждениями Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
      23) оперативное оборудование территории - комплекс мероприятий, направленных на подготовку и поддержание в постоянной готовности транспортных сооружений, дорожных сетей, складского хозяйства, связи, водо-, тепло- и энергоснабжения к эксплуатации для оперативного решения задач в целях обороны;
      24) органы военного управления - стратегические, оперативно-стратегические, оперативно-территориальные, оперативно-тактические, тактические и местные органы военного управления;
      25) род войск - самостоятельная либо входящая в состав вида составная часть Вооруженных Сил, имеющая свойственные только ей основное оружие и военную технику, а также способы их боевого применения;
      26) специальные войска - воинские части и подразделения, предназначенные для выполнения специальных задач по обеспечению боевой деятельности Вооруженных Сил (инженерного, химического и технического обеспечения, разведки, связи, радиоэлектронной борьбы);
      27) специальные формирования - формирования, создаваемые при объявлении мобилизации для выполнения работ по восстановлению железнодорожных путей и автомобильных дорог, морских и речных портов, аэропортов, аэродромов, линий связи, газо- и нефтепроводов, систем энерго- и водоснабжения, для организации бесперебойной работы промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи и для оказания медицинской помощи;
      28) состояние войны - отношения государств с момента объявления войны между ними (фактического начала военных действий) до ее окончания (фактического прекращения);
      29) территориальная оборона - совокупность мероприятий, осуществляемых Правительством Республики Казахстан в целях защиты населения, объектов и коммуникаций Республики Казахстан от действий противника, диверсионных или террористических актов, а также введения и обеспечения режимов чрезвычайного или военного положения;
      30) техническое обеспечение - комплекс мероприятий, осуществляемых в целях обеспечения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований вооружением и военной техникой;
      31) тыл - воинские части, осуществляющие тыловое и техническое обеспечение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
      32) тыловое обеспечение - комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение материальных, транспортных, бытовых и иных потребностей Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в целях поддержания их боевой готовности;
      33) утилизация - приведение вооружения, военной техники, специальных средств в состояние, исключающее использование их боевых свойств или применение по прямому предназначению, а также разукомплектование в целях последующего использования их компонентов.

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан
                 об обороне и Вооруженных Силах

      1. Законодательство Республики Казахстан об обороне и Вооруженных Силах основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.


      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора. 

Статья 3. Основные принципы государственной
                политики в области обеспечения военной
                безопасности Республики Казахстан 

      Основными принципами государственной политики в области обеспечения военной безопасности Республики Казахстан являются:


      1) уважение суверенитета, нерушимости государственных границ, территориальной целостности других государств и невмешательство в их внутренние дела;
      2) укрепление мер доверия и открытости в военной области;
      3) мирное урегулирование международных споров;
      4) соблюдение международных обязательств и содействие достижению целей договоров, участником которых является Республика Казахстан;
      5) поддержание дружественных отношений со всеми странами на основе взаимовыгодного сотрудничества и взаимопонимания;
      6) участие в создании глобальной и региональных систем безопасности, направленных на предотвращение военных конфликтов, поддержание и восстановление мира.

Статья 4. Государственное регулирование в
                области обороны

      1. Государственное регулирование в области обороны включает:


      1) прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;
      2) разработку основных направлений военной политики и положений Военной доктрины Республики Казахстан;
      3) правовое регулирование;
      4) планирование применения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, определение их необходимой численности, строительство, подготовку и поддержание требуемого уровня их боевой и мобилизационной готовности;
      5) развитие систем управления Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями, а также планирование использования радиочастотного спектра;
      6) разработку и реализацию единой военно-технической политики Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, программ развития вооружения и военной техники;
      7) комплекс общегосударственных мероприятий, проводимых в мирное время, включающий заблаговременную мобилизационную подготовку государственных органов, организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны, а также оперативное оборудование территории в целях обороны;
      8) создание запасов государственного материального резерва;
      9) подготовку граждан к воинской службе, накопление военнообученного резерва на военное время;
      10) планирование и осуществление мероприятий гражданской и территориальной обороны;
      11) обеспечение защиты сведений, составляющих государственные секреты;
      12) развитие науки в интересах обороны;
      13) координацию деятельности государственных органов;
      14) контроль над деятельностью Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
      15) международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;
      16) иные мероприятия в области обороны.
      2. В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан Республики Казахстан, а также иные виды обязанностей, предусмотренные законами Республики Казахстан.
      3. Для выполнения задач в области обороны создаются Вооруженные Силы и привлекаются другие войска и воинские формирования, а также создаваемые на военное время специальные формирования.
      4. Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области обороны в соответствии с Военной доктриной и планом применения Вооруженных Сил.
      5. Земли, леса, воды и другие природные ресурсы предоставляются для нужд обороны в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      6. Имущество, закрепленное за государственными учреждениями Вооруженных Сил, является республиканской собственностью. 

Глава 2. Полномочия Президента, Парламента
и Правительства Республики Казахстан в
области обороны      

Статья 5. Полномочия Президента Республики
                Казахстан в области обороны

      1. Президент Республики Казахстан является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Казахстан.


      2. Президент Республики Казахстан:
      1) определяет основные направления военной политики Республики Казахстан;
      2) утверждает Военную доктрину Республики Казахстан, планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, государственные программы по вопросам обороны;
      3) утверждает план применения Вооруженных Сил, а также мобилизационный план государства;
      4) осуществляет общее руководство Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями;
      5) утверждает структуру, лимит штатной численности Вооруженных Сил, а также систему оплаты труда военнослужащих и государственных служащих;
      6) принимает решения о привлечении Вооруженных Сил для выполнения задач, предусмотренных пунктом 2 статьи 18 настоящего Закона, с незамедлительным информированием об этом Парламента Республики;
      7) утверждает перечень должностей, подлежащих замещению лицами высшего офицерского состава, присваивает высшие воинские звания;
      8) назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил;
      9) утверждает текст военной присяги, общевоинские уставы, правила прохождения воинской службы, воинские символы, образцы военной формы одежды и знаки различия Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
      10) ведет переговоры и подписывает международные договоры Республики Казахстан в области обороны и военного сотрудничества;
      11) принимает решение о призыве граждан республики на срочную воинскую службу и увольнении в запас военнослужащих срочной службы, на воинскую службу по мобилизации, в военное время, а также о призыве военнообязанных на специальные сборы;
      12) вносит на рассмотрение совместного заседания палат Парламента предложение об использовании Вооруженных Сил для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности;
      13) в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Казахстан, вводит на всей территории Республики Казахстан или в отдельных ее местностях чрезвычайное или военное положение, объявляет частичную или общую мобилизацию и незамедлительно информирует об этом Парламент Республики;
      14) осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан. 

Статья 6. Полномочия Парламента Республики
                Казахстан в области обороны

      Парламент Республики Казахстан:


      1) принимает законы по вопросам обеспечения обороны Республики Казахстан, вносит изменения и дополнения к ним;
      2) решает вопросы войны и мира;
      3) принимает по предложению Президента Республики Казахстан решение об использовании Вооруженных Сил для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности;
      4) устанавливает воинские звания;
      5) ратифицирует и денонсирует международные договоры по вопросам обороны и военного сотрудничества;
      6) проводит по вопросам обороны и Вооруженных Сил парламентские слушания.

Статья 7. Полномочия Правительства Республики
                Казахстан в области обороны

      Правительство Республики Казахстан:


      1) разрабатывает основные направления военной политики государства, реализует меры по обеспечению обороноспособности республики;
      2) разрабатывает государственные программы и обеспечивает их выполнение;
      3) руководит деятельностью Министерства обороны, иных центральных и местных исполнительных органов;
      4) определяет уполномоченный орган по реализации государственной политики области формирования, размещения и выполнения государственного оборонного заказа;
      5) по представлению уполномоченного органа по реализации государственной политики в области формирования, размещения и выполнения государственного оборонного заказа ежегодно утверждает государственный оборонный заказ;
      6) принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации государственных учреждений и предприятий оборонной промышленности, а также осуществляющих научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность;
      7) принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации военных учебных заведений, военных кафедр высших учебных заведений;
      8) утверждает Правила военной подготовки в высших учебных заведениях;
      9) определяет систему и условия оплаты труда работников государственных учреждений Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, не являющихся государственными служащими;
      10) организует оснащение и обеспечение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований вооружением, военной техникой и материально-техническими ресурсами;
      11) утверждает нормы снабжения и категории материальных запасов;
      12) организует разработку и выполнение мобилизационного плана государства, а также устанавливает порядок формирования, накопления и использования государственного материального резерва;
      13) осуществляет руководство мобилизационной подготовкой государственных органов, организаций независимо от форм собственности;
      14) обеспечивает выполнение мероприятий по оперативному оборудованию территории республики в целях обороны;
      15) утверждает Правила о порядке ведения воинского учета военнообязанных и призывников;
      16) утверждает Правила о военно-транспортной обязанности;
      17) утверждает Положение о местных органах военного управления;
      18) определяет категории и количество граждан, подлежащих призыву на воинскую службу, а также ежегодное количество военнообученных специалистов, подлежащих призыву на военные сборы;
      19) осуществляет общее руководство созданием и подготовкой военнообученного резерва, утверждает государственный заказ на комплектование Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
      20) осуществляет планирование гражданской и территориальной обороны и руководство ею;
      21) в соответствии с законодательством Республики Казахстан определяет порядок предоставления и использования для нужд обороны земель, лесов, вод и других природных ресурсов;
      22) устанавливает порядок передачи, реализации и утилизации неиспользуемого военного имущества, а также предоставления в имущественный наем (аренду) оборонных объектов;
      23) принимает решения о проведении международных переговоров по вопросам военного сотрудничества и подписании межправительственных соглашений;
      24) определяет порядок возмещения государством стоимости  реквизированного, а также предоставленного для нужд обороны имущества физических и юридических лиц;
      25) устанавливает порядок учета и списания военного имущества;
      26) организует контроль за экспортом оружия и военной техники, стратегических материалов, передовых технологий и продукции двойного назначения;
      27) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента.

Глава 3. Функции центральных и местных
исполнительных органов, права и обязанности
граждан и организаций в области обороны

Статья 8. Функции центральных исполнительных
                 органов в области обороны 

      Центральные исполнительные органы в пределах своей компетенции:


      1) участвуют в мобилизационной подготовке отрасли, создании, развитии и сохранении объектов мобилизационного назначения, мощностей по разработке, производству, выпуску и ремонту необходимой для нужд обороны продукции и обеспечивают накопление мобилизационных резервов;
      2) обеспечивают выполнение заданий государственного оборонного заказа;
      3) осуществляют мероприятия по устойчивому функционированию отрасли в военное время, разрабатывают планы ее перевода на режим работы в условиях военного времени;
      4) организуют выполнение мероприятий по оперативному оборудованию территории страны;
      5) организуют и проводят мероприятия гражданской обороны и обеспечивают их выполнение подведомственными организациями;
      6) участвуют в подготовке населения республики к обороне, осуществляют контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан об обороне и Вооруженных Силах;
      7) осуществляют иные функции в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

Статья 9. Функции местных исполнительных
                органов в области обороны

      Местные исполнительные органы в пределах своей компетенции:


      1) участвуют в выполнении мероприятий оперативного оборудования территории и обеспечивают подготовку коммуникаций в целях обороны;
      2) обеспечивают учет и мобилизационную готовность транспортных и других технических средств в целях обороны;
      3) участвуют в подготовке населения и территории к обороне, обеспечивают потребности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в материальных, энергетических и иных ресурсах и услугах по их заказам в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об обороне и Вооруженных Силах;
      4) организуют и обеспечивают воинский учет и подготовку граждан к воинской службе, их призыв на воинскую службу, военные сборы и призыв по мобилизации;
      5) осуществляют бронирование военнообязанных в местных органах военного управления на период мобилизации и в военное время;
      6) участвуют в планировании и обеспечивают выполнение мероприятий по гражданской и территориальной обороне;
      7) координируют и согласовывают свою деятельность в области обороны с органами военного управления;
      8) осуществляют иные функции в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

Статья 10. Права и обязанности граждан Республики
                 Казахстан в области обороны

   1. Граждане Республики Казахстан вправе:


      1) добровольно поступать на воинскую службу на контрактной основе;
      2) принимать участие в деятельности организаций, содействующих укреплению обороны.
      2. Граждане Республики Казахстан обязаны:
      1) выполнять воинскую обязанность;
      2) участвовать в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне;
      3) в период мобилизации и военного положения предоставлять необходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности, с последующим равноценным возмещением его стоимости государством в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

Статья 11. Функции организаций независимо
                  от форм собственности в области обороны

      Организации независимо от форм собственности в соответствии с законодательством Республики Казахстан:


      1) принимают участие в выполнении мероприятий по гражданской и территориальной обороне;
      2) осуществляют мероприятия, предусмотренные мобилизационными планами государства;
      3) в приоритетном порядке выполняют задания государственного оборонного заказа;
      4) в период мобилизации и военного положения предоставляют необходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности, с последующим возмещением его стоимости государством в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан;
      5) создают своим работникам необходимые условия для выполнения ими воинской обязанности.

Глава 4. Экономическое обеспечение обороны

Статья 12. Цели и задачи экономического
                 обеспечения обороны 

      1. Экономическое обеспечение обороны заключается в выделении Вооруженным Силам, другим войскам и воинским формированиям финансовых, материально-технических и иных ресурсов, их оснащении вооружением, военной и специальной техникой в количестве, необходимом для гарантированного обеспечения обороны Республики Казахстан.


      2. Основные задачи экономического обеспечения обороны:
      1) удовлетворение потребностей Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в финансовых, материально-технических и иных ресурсах;
      2) совершенствование научно-технической и производственной базы для осуществления производства, ремонта и модернизации вооружения и военной техники;
      3) создание эффективных систем мобилизационной готовности экономики и мобилизационной подготовки населения страны;
      4) повышение уровня социального обеспечения, реализация установленных законодательством Республики Казахстан гарантий военнослужащих, членов их семей и лиц, уволенных с воинской службы;
      5) осуществление взаимовыгодного международного военного и военно-технического сотрудничества.

Статья 13. Финансирование обороны 

      1. Финансирование обороны направлено на гарантированное удовлетворение потребностей Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в финансовых, материально-технических и иных ресурсах.


      2. Финансирование Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, а также расходов на оборону осуществляется за счет бюджетных и иных средств, предусмотренных статьей 24 настоящего Закона.
      3. Финансирование военных объектов совместного использования с иностранными государствами, дислоцированных на территории Республики Казахстан, и мероприятий по контролю за сокращением вооружения и обеспечению инспекционной деятельности производится в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
      4. Контроль за исполнением бюджетных средств в части расходов на оборону осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Статья 14. Материально-техническое обеспечение

      1. Материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований осуществляется в приоритетном порядке в соответствии с государственным оборонным заказом и международными соглашениями на разработку, производство, поставку и обеспечение продукцией производственно-технического назначения, включая вооружение и военную технику.


      2. Порядок формирования государственного оборонного заказа, его материально-техническое и финансовое обеспечение и условия закупки определяются законодательными актами Республики Казахстан.

Статья 15. Использование объектов и имущества
                 в интересах обороны

      1. Объекты и имущество, являющиеся государственной собственностью, закрепленные за организациями отраслей экономики на праве оперативного управления, хозяйственного ведения и предназначенные для обеспечения нужд обороны и выполнения мобилизационных заданий, не подлежат приватизации, за исключением неиспользуемого военного имущества.


      2. Оборонные объекты, не используемые Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями в мирное время, подлежат консервации за счет бюджетных средств или могут быть переданы в имущественный наем (аренду) в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, а также организациям других государств на основе международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан.
      3. Неиспользуемое военное имущество может быть реализовано в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
      4. Комитет начальников штабов в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан:
      1) списывает военное имущество, которое в период ведения военных действий пришло в непригодное состояние или было утрачено при угрозе жизни личного состава Вооруженных Сил

     2) ведет учет военного имущества, находящегося в их оперативном управлении. 



Статья 16. Передача земель, зданий, сооружений,
                 объектов и другого имущества для нужд
                 обороны 

      1. Предоставленные для размещения и постоянной деятельности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований земельные участки находятся в их владении и пользовании.


      2. Убытки, причиненные собственникам и землепользователям в связи с изъятием земель для нужд обороны, возмещаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      3. Для нужд обороны Вооруженным Силам, другим войскам и воинским формированиям передаются здания, сооружения, объекты и другое имущество, а также может производиться их возврат в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      4. Порядок предоставления во владение и пользование имущества, а также порядок временного возмездного землепользования (аренды) воинским формированиям других государств определяются международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

Статья 17. Научно-исследовательская деятельность
                 и подготовка кадров

      1. Научно-исследовательскими организациями Республики Казахстан в целях обеспечения потребностей обороны осуществляются фундаментальные и прикладные исследования, перспективные научно-технические и технологические разработки для создания новых видов вооружения и военной техники, продукции военного назначения.


      2. Для повышения экономической заинтересованности организаций независимо от форм собственности в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ оборонного характера осуществляется их государственная поддержка путем внедрения системы финансово-экономических регуляторов и механизмов.
      3. Подготовка и переподготовка военных кадров осуществляются в организациях образования по государственному образовательному заказу, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, а также за рубежом на основе международных договоров.

Глава 5. Вооруженные Силы, другие войска
и воинские формирования

Статья 18. Вооруженные Силы и их предназначение 

      1. Вооруженные Силы предназначены для отражения агрессии, вооруженной защиты территориальной целостности и суверенитета Республики Казахстан, охраны и обороны государственных и военных объектов, охраны воздушного пространства, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.


      2. Вооруженные Силы могут быть привлечены на основании решений Президента Республики Казахстан к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также для проведения антитеррористических операций и обеспечения режима чрезвычайного положения.
      3. Применение Вооруженных Сил для выполнения задач, вытекающих из международных обязательств Республики Казахстан, осуществляется на условиях и в порядке, оговоренных в международных договорах, ратифицированных Республикой Казахстан.
      4. Часть состава Вооруженных Сил может входить в объединенные вооруженные силы или находиться под объединенным командованием в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

Статья 19. Общий состав Вооруженных Сил

      Вооруженные Силы включают: органы военного управления, виды Вооруженных Сил, рода войск, специальные войска, тыл, военно-учебные заведения, военно-научные учреждения и другие организации.


      При объявлении мобилизации в состав Вооруженных Сил входят внутренние войска Министерства внутренних дел, Пограничная служба Комитета национальной безопасности, Республиканская гвардия, органы управления и части гражданской обороны центрального исполнительного органа Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям и специальные формирования.

Статья 20. Комплектование Вооруженных Сил 

      1. Личный состав Вооруженных Сил включает военнослужащих и лиц гражданского персонала.


      2. Вооруженные Силы комплектуются:
      1) военнослужащими путем призыва граждан на воинскую службу по экстерриториальному и территориальному принципу и путем добровольного поступления на воинскую службу в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;
      2) гражданским персоналом в соответствии с законодательством Республики Казахстан о труде и государственной службе.
      3. Для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил в государстве создается запас военнообученного резерва.

Статья 21. Руководство и управление Вооруженными Силами

      1. Военно-политическое руководство Вооруженными Силами осуществляет Президент Республики Казахстан - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Республики Казахстан.


      2. Высшим военно-политическим органом руководства Вооруженными Силами в военное время является Верховное Главное командование (Ставка Верховного Главного командования).
      3. Ставка Верховного Главного командования осуществляет управление Вооруженными Силами через Комитет начальников штабов.
      4. Управление Вооруженными Силами в мирное время осуществляет Министр обороны Республики Казахстан через Комитет начальников штабов.

Статья 22. Функции Министерства обороны 

      1. Министерство обороны является центральным исполнительным органом, осуществляющим военно-политическое и военно-экономическое управление Вооруженными Силами.


      2. Министерство обороны:
      1) осуществляет государственную политику в области обороны;
      2) разрабатывает Военную доктрину, концепцию строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
      3) устанавливает структуру, штатную численность видов, родов войск Вооруженных Сил, а также штатную численность по подведомственным Министерству обороны государственным учреждениям в пределах утвержденных Президентом и Правительством Республики Казахстан лимитов штатной численности Вооруженных Сил, Министерства обороны и подведомственных Министерству обороны государственных учреждений;
      4) проводит единую военно-техническую политику в государстве;
      5) организует разведывательную деятельность в целях обеспечения обороны страны;
      6) определяет оперативное предназначение и задачи видов Вооруженных Сил, родов войск и специальных войск, их применение во взаимодействии с другими войсками и воинскими формированиями, а также с вооруженными силами иностранных государств в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан;
      7) осуществляет руководство научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими и другими работами в области обороны, организует контроль за их качеством;
      8) осуществляет инспектирование войск и контроль за расходом финансовых средств в Вооруженных Силах;
      9) осуществляет контроль за деятельностью и качеством учебно-воспитательной работы ведомственных военно-учебных заведений и других организаций образования, осуществляющих военную подготовку;
      10) координирует подготовку допризывной и призывной молодежи к воинской службе;
      11) принимает участие в разработке и выполнении государственных программ развития оборонной промышленности;
      12) осуществляет международное военное сотрудничество;
      13) осуществляет контроль за соблюдением законности и правопорядка в Вооруженных Силах и обеспечивает социальные и правовые гарантии военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу;
      14) издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по вопросам обороны и Вооруженных Сил и контролирует их исполнение.

Статья 23. Функции Комитета начальников штабов

      1. Комитет начальников штабов:


      1) осуществляет оперативно-стратегическое планирование, применение и руководство боевой и повседневной деятельностью Вооруженных Сил;
      2) разрабатывает планы строительства и развития Вооруженных Сил и мобилизационного развертывания войск, координирует разработку планов строительства, развития других войск и воинских формирований, контролирует их выполнение;
      3) разрабатывает с участием заинтересованных государственных органов план применения Вооруженных Сил, участвует в разработке мобилизационного плана Вооруженных Сил;
      4) организует и проводит мероприятия по поддержанию боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил;
      5) организует и обеспечивает охрану и защиту воздушного пространства Республики Казахстан;
      6) организует и осуществляет взаимодействие Вооруженных Сил с другими войсками и воинскими формированиями, а также разрабатывает план оперативного оборудования территории страны в интересах обороны;
      7) участвует в организации мобилизационной подготовки экономики, государственных органов и организаций независимо от форм собственности;
      8) координирует разработку планов территориальной обороны, организует действия сил и средств, участвующих в выполнении задач территориальной обороны;
      9) организует и проводит комплектование Вооруженных Сил военнослужащими срочной службы, по контракту и прием гражданского персонала;
      10) принимает участие в разработке плана оперативного применения и взаимодействия Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований с вооруженными силами иностранных государств в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан;
      11) осуществляет расстановку кадров и присвоение воинских званий, вносит на рассмотрение Министру обороны предложения по назначению на должности и присвоению воинских званий согласно номенклатуре;
      12) организует текущее и перспективное планирование обеспечения Вооруженных Сил необходимыми видами вооружения, военной техники, боеприпасами и другими материальными средствами, их эксплуатацию, сохранность, учет, списание и утилизацию, а также планирует накопление и размещение в мирное время запасов этих средств для мобилизационного развертывания войск;
      13) разрабатывает предложения по направлениям развития военной науки в Вооруженных Силах;
      14) организует работу по морально-психологическому обеспечению войск с целью формирования у личного состава высоких боевых и морально-нравственных качеств;
      15) проводит мероприятия по обеспечению экологической безопасности и охране окружающей среды в связи с деятельностью войск;
      16) осуществляет иные функции в области планирования применения и управления Вооруженными Силами, их взаимодействия с другими войсками и воинскими формированиями в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      2. Комитет начальников штабов в военное время является рабочим органом Ставки Верховного Главного командования. 

Статья 24. Государственные учреждения Вооруженных Сил

      1. Государственные учреждения Вооруженных Сил:


      1) осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      2) вправе получать и использовать предоставленную спонсорскую, благотворительную помощь, а также помощь, оказываемую в рамках военно-технического сотрудничества.
      2. Государственные учреждения Вооруженных Сил, специализирующиеся в области спорта, вправе оказывать услуги, соответствующие их уставным целям и не относящиеся к их основной деятельности, и использовать деньги от реализации таких услуг в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. 

Статья 25. Дислокация Вооруженных Сил

      1. Дислокация Вооруженных Сил осуществляется в соответствии с планом применения Вооруженных Сил, утверждаемым Президентом Республики Казахстан.


      2. Передислокация соединений, воинских частей в пределах территорий, переданных в пользование Вооруженным Силам, осуществляется по решению Министра обороны в соответствии с планом, утвержденным Президентом Республики Казахстан.
      3. Дислокация соединений и воинских частей Вооруженных Сил за пределами территории Республики Казахстан допускается на основе международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан. 

Статья 26. Другие войска и воинские формирования

      1. Создание, управление и деятельность других войск и воинских формирований осуществляются в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.


      2. Другие войска и воинские формирования в целях обороны:
      1) участвуют в разработке плана применения Вооруженных Сил, государственных программ по вопросам обороны;
      2) организуют подготовку к совместным действиям с Вооруженными Силами;
      3) участвуют в подготовке граждан к воинской службе;
      4) обеспечивают осуществление мероприятий по оперативному оборудованию территории к обороне;
      5) выполняют указания Комитета начальников штабов по вопросам организации обороны;
      6) привлекаются к совместной с Вооруженными Силами оперативной и мобилизационной подготовке.
      3. Комплектование других войск и воинских формирований осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Статья 27. Надзор за соблюдением законности, обеспечение правопорядка и правовая
                 защита военнослужащих в Вооруженных Силах, других войсках и воинских
                 формированиях

      1. Надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях осуществляют Генеральный прокурор Республики Казахстан и подчиненные ему военные прокуроры.


      2. Правовую защиту военнослужащих, рассмотрение гражданских и уголовных дел в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях осуществляют суды.
      3. Обеспечение правопорядка в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях, производство дознания в пределах компетенции осуществляют органы военной полиции в соответствии с законом Республики Казахстан.

Глава 6. Состояние войны. Военное положение. Мобилизация. Гражданская оборона.
Территориальная оборона

Статья 28. Состояние войны

      1. Состояние войны объявляется Парламентом Республики Казахстан в случае вооруженного нападения на Республику Казахстан другого государства (группы либо коалиции государств), а также в случаях, предусмотренных международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.


      2. С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.

Статья 29. Военное положение и мобилизация 

      1. Режим военного положения, организация и порядок мобилизационной подготовки определяются соответствующими законодательными актами Республики Казахстан.


      2. В период военного положения Вооруженные Силы, а также входящие в их состав внутренние войска Министерства внутренних дел, Пограничная служба Комитета национальной безопасности, Республиканская гвардия, органы управления и части гражданской обороны центрального исполнительного органа Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям и специальные формирования ведут боевые и иные действия по отражению агрессии независимо от объявления состояния войны.

Статья 30. Гражданская оборона

      1. Гражданская оборона организуется в целях защиты населения, объектов хозяйствования и территории страны от воздействия поражающих (разрушающих) факторов современных средств поражения, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.


      2. Задачи и организация гражданской обороны определяются законом Республики Казахстан.

Статья 31. Территориальная оборона
      1. Территориальная оборона организуется Правительством Республики Казахстан в целях защиты населения, объектов и коммуникаций на территории Республики Казахстан от действий противника, диверсионных или террористических актов, а также введения и обеспечения режимов чрезвычайного или военного положения.
      2. Общие задачи и организация территориальной обороны определяются Президентом Республики Казахстан.

Глава 7. Заключительные положения 

Статья 32. Международное сотрудничество Республики Казахстан в области обороны 

      1. Сотрудничество Республики Казахстан с другими государствами по обеспечению совместной обороны от агрессии, поддержанию мира и безопасности строится в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.


      2. Вооруженные Силы на основании решения Парламента Республики Казахстан, принимаемого в соответствии с Конституцией, выполняют международные обязательства по поддержанию мира и безопасности.
      3. Военнослужащим Вооруженных Сил, принимавшим непосредственное участие в выполнении международных обязательств по поддержанию мира и безопасности за пределами Республики Казахстан и участвовавшим в боевых действиях, период такого участия определяется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Статья 33. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан
                 об обороне и Вооруженных Силах

      Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан об обороне и Вооруженных Силах, несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.



Статья 34. Порядок введения в действие настоящего Закона

      1. Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования, за исключением пункта 4 статьи 15, пунктов 2 и 3 статьи 32, которые вводятся в действие с 1 августа 2003 года.



2.Признать утратившими силу: 
      1) Закон Республики Казахстан от 9 апреля 1993 г. "Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан" (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1993 г., N 8, ст. 202; 1995 г., N 8, ст. 56; N 20, ст. 120; N 22, ст. 136; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1999 г., N 8, ст. 233; 2002 г., N 3, ст. 22); 
      2) Постановление Верховного Совета Республики Казахстан от 9 апреля 1993 г. "О введении в действие Закона Республики Казахстан "Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан" (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1993 г., N 8, ст. 203).
 Президент      Республики Казахстан 

Закон Республики Казахстан от 7 января 2005 года n 29

Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области организации обороны и Вооруженных Сил Республики Казахстан, функции и полномочия государственных органов в обеспечении о

287.6kb.

25 12 2014
1 стр.


Об организации социальных рабочих мест для целевых групп населения на 2012 год по Жангалинскому району Руководствуясь Законом Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике

Законом Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О занятости населения», постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 июня 2001 года №836 «О мерах по реализации Зако

126.71kb.

25 12 2014
1 стр.


Закон Республики Казахстан от 26 декабря 1995 года n 2733 Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., n 24, с

Настоящий Конституционный закон в соответствии с Конституцией Республики Казахстан определяет правовое положение Президента Республики Казахстан

276.73kb.

25 12 2014
1 стр.


Актюбинская область

Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года №149 «О занятости населения» и ст. 31 Закона Республики Казахстан №148 от 23 января 2001 года «О местном государственном управлен

17.99kb.

25 12 2014
1 стр.


Сравнительная таблица по проекту постановления Правительства Республики Казахстан «О некоторых вопросах акционерного общества «Национальный аналитический центр при Правительстве Республики Казахстан»

Правительства Республики Казахстан от 19 июня 2001 года №836 «О мерах по реализации Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О занятости населения»

53.8kb.

05 09 2014
1 стр.


Об Экспертном совете по вопросам предпринимательства при акимате Южно-Казахстанской области в соответствии с Законом Республики Казахстан от 31 января 2006 года №124 «О частном предпринимательстве»

Законом Республики Казахстан от 31 января 2006 года №124 «О частном предпринимательстве», постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 июня 2006 года №496 «Об утверждении

72.28kb.

12 10 2014
1 стр.


Проект решения

Конституционного Закона Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года №2464 «О выборах в Республике Казахстан», статьями 33, 37 Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года №

149.84kb.

25 12 2014
1 стр.


Закон регулирует общественные отношения по осуществлению космической деятельности в Республике Казахстан

Закон Республики Казахстан от 6 января 2012 года №528-iv настоящий Закон регулирует общественные отношения по осуществлению космической деятельности в Республике Казахстан

279.3kb.

25 12 2014
1 стр.