Перейти на главную страницу
Nr.1538-XIII от 25.02.98
Парламент принимает настоящий закон.
РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
функционирования фонда природных территорий, охраняемых государством,
принципы, механизм и порядок его сохранения, а также полномочия
центральных и местных органов публичной власти, неправительственных
организаций и граждан в данной области.
Ст.2. - В настоящем законе используются следующие основные понятия:
охраняемая природная территория - географически обособленная
природная территория, включающая типичные и редкие природные элементы,
выделяемая и регулируемая в целях сохранения и охраны всех факторов
среды в ее пределах;
территория многофункционального использования - территория и/или
акватория с хозяйственными ресурсами, в которой наряду с обеспечением
сохранения природы осуществляется регулируемое хозяйственное
использование флоры, фауны, водных ресурсов, пастбищ и занятие туризмом;
центральный орган охраны окружающей среды - высший и единственный
государственный орган в области охраны окружающей среды,
разрабатывающий, проводящий и осуществляющий экологическую политику на
национальном уровне;
биоценоз - совокупность микроорганизмов, грибов, растений и
животных, населяющих более или менее однородный участок суши или водоема
и характеризующихся определенными отношениями между собой и
приспособленностью к условиям окружающей их среды;
биоразнообразие - разнообразие живых организмов в рамках наземных и
морских экосистем, других водных экосистем и экологических комплексов,
частью которых они являются. Понятие охватывает внутривидовое,
межвидовое разнообразие и разнообразие экосистем;
экосистема - динамичный комплекс сообществ растений, животных,
грибов и микроорганизмов, а также совокупность абиотических факторов
среды, взаимодействие которых составляет единое функциональное целое;
экологическое равновесие - комплекс функциональных состояний
экосистемы, динамика которых обеспечивает ее структуру и функции;
фонд охраняемых территорий - совокупность природных территорий,
природных объектов и комплексов, охраняемых государством;
генофонд - совокупность растительных, животных видов, а также видов
грибов, микроорганизмов, являющихся носителями наследственной информации;
местообитание, биотоп - естественное место обитания организмов и
популяций флоры, фауны, грибов и микроорганизмов;
памятник природы - уникальный природный объект, имеющий особое
экологическое, научное, культурное, историческое и эстетическое значение;
национальный парк - типичная природная территория, включающая
различные ландшафты, природные объекты и комплексы, местные виды
растений и животных, предназначенная для использования в научных,
рекреационных, экономических, культурных, учебных, воспитательных и
других целях;
ландшафтный заповедник - однородная природная система (лесная,
степная, луговая, плавневая и болотная), имеющая научное, экологическое,
рекреационное, эстетическое, дидактическое, воспитательное значение,
предназначенная для сохранения ее природных качеств и осуществления
регулируемой хозяйственной деятельности;
научный заповедник - биогеографическая территория и/или акватория
национального значения, имеющая статус научно-исследовательского
учреждения, предназначенная для сохранения в естественном состоянии
природных объектов и комплексов, сохранения биоразнообразия, разработки
научных основ охраны окружающей среды;
природный заповедник - природная территория, имеющая научное
значение и предназначенная для сохранения и восстановления отдельных или
нескольких природных компонентов с целью поддержания экологического
равновесия;
ресурсный заповедник - природная территория, включающая особо ценные
ресурсы национального значения, сохраняемые для будущих поколений;
биосферный заповедник - географическая территория и/или акватория с
физико-географическими элементами и образованиями, видами растений и
животных национального и международного значения, имеющая статус
научно-исследовательского учреждения, признанная ЮНЕСКО частью мирового
природного достояния.
Ст.3. - В состав фонда природных территорий, охраняемых государством
(далее - фонд охраняемых территорий), входят природные объекты и
комплексы, имеющие неоспоримую первостепенную ценность для сохранения
биоразнообразия и природных местообитаний, для изучения природных
процессов, восстановления экологического равновесия, а также для
экологического воспитания населения. Первичные данные о фонде
используются при разработке планов обустройства территории.
Ст.4. - Фонд охраняемых территорий состоит из следующих категорий
природных объектов и комплексов:
1) выделяемых в соответствии с классификацией Международного союза
охраны природы:
а) научные заповедники;
b) национальные парки;
с) памятники природы;
d) природные заповедники;
е) ландшафтные заповедники;
f) ресурсные заповедники;
g) территории многофункционального использования;
h) биосферные заповедники;
2) не входящих в классификацию Международного союза охраны природы:
а) ботанические сады;
b) дендрологические сады;
c) памятники садово-паркового искусства;
d) зоологические сады.
Ст.5. - Объекты и комплексы фонда охраняемых территорий
подразделяются на объекты и комплексы международного, национального и
местного значения. Порядок отнесения к этим категориям значимости
определяется настоящим законом и другими нормативными актами о фонде
охраняемых территорий, а также международными конвенциями в данной
области (Конвенция о биологическом разнообразии, Рио-де-Жанейро, 1992
г.; Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в
Европе, Берн, 1979 г.; Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких
животных, Бонн, 1979 г.; Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих
международное значение, главным образом в качестве мест обитаний
водоплавающих птиц, Рамсар, 1971 г. и др.).
Ст.6. - Основными задачами фонда охраняемых территорий являются:
а) регулирование отношений в области охраны окружающей среды,
сохранение природных объектов и комплексов для нынешнего и будущих
поколений;
b) глубокое изучение природных процессов в биоценозах и
восстановление экологического равновесия в пределах охраняемых природных
территорий;
с) сохранение генофонда в рамках биологического потенциала природных
объектов и комплексов;
d) привлечение к ответственности физических и юридических лиц,
виновных в причинении ущерба охраняемым природным территориям;
e) соблюдение международных конвенций и соглашений по охраняемым
природным территориям.
Ст.7. - (1) Объекты и комплексы фонда охраняемых территорий являются
публичной собственностью, за исключением земель, указанных в части (3).
(2) Земли объектов и комплексов фонда охраняемых территорий
предназначены для охраны природы, являются частью публичной
собственности, не могут быть приватизированы, сданы в аренду и имеют
режим охраны и хозяйствования, установленный действующим
законодательством.
(3) В состав фонда охраняемых территорий могут быть включены и
земли, находящиеся в частной собственности, взятые под государственную
охрану по инициативе владельцев и остающиеся в дальнейшем их
собственностью. Определение прав и обязанностей сторон осуществляется на
основе специального положения.
(4) Обладатели земель, являющихся публичной собственностью,
обеспечивают ежегодное финансирование объектов и комплексов фонда
охраняемых территорий, находящихся на используемых ими землях, и
разметку их ограничительными знаками.
(5) Обладатели земель, на которых расположены объекты и комплексы
фонда охраняемых территорий, указанные в подпунктах с) - g) пункта 1), а
также подпункте с) пункта 2) статьи 4, обязаны обеспечить соблюдение
охранного режима согласно действующему законодательству.
(6) Обладатели земель, являющихся публичной собственностью, а также
органы местного публичного управления обязаны каждые 3 - 5 лет, начиная
с 2000 года, вносить предложения о взятии под охрану государства
наиболее ценных и типичных экосистем, биотопов и памятников природы
национального и местного значения.
(7) При разработке документации по градостроительству и обустройству
территории, проектов организации и развития отраслей национальной
экономики учитывается расположение объектов и комплексов фонда
охраняемых территорий.
(8) Научным, природным, ландшафтным, биосферным заповедникам и
гидрологическим памятникам природы может присваиваться статус
водно-болотных угодий.
Ст.8. - Объекты и комплексы фонда охраняемых территорий используются
в следующих целях:
а) охрана наиболее типичных природных территорий;
b) сохранение генофонда;
с) сохранение биоразнообразия;
d) сохранение ландшафта в естественном состоянии;
е) проведение научных исследований;
f) осуществление мониторинга охраняемых природных территорий;
g) экологическое, культурное, эстетическое воспитание и отдых
граждан.
Ст.9. - Все проекты и программы экологического восстановления и
благоустройства, административного и социального строительства,
строительства коммуникационных сетей и других хозяйственных объектов в
охраняемых природных территориях подлежат государственной экологической
экспертизе, осуществляемой центральным органом охраны окружающей среды.
Ст.10. - Центральные и местные органы публичного управления,
обладатели земель, в ведении которых находятся объекты и комплексы фонда
охраняемых территорий, бесплатно и в обязательном порядке предоставляют
центральному органу охраны окружающей среды данные, необходимые для
осуществления экологического мониторинга.
Ст.11. - (1) Изъятие земель из фонда охраняемых территорий строго
запрещается, за исключением случаев, когда они утратили ценность в
результате стихийных бедствий или катастроф и не могут быть
восстановлены. Во всех случаях изъятие земель из фонда охраняемых
территорий производится по предложению центрального органа охраны
окружающей среды и Академии наук Молдовы на основании решения Парламента.
(2) Вековые деревья в случае высыхания исключаются из перечня
памятников природы с согласия центрального органа охраны окружающей
среды.
территорий, находящихся в ведении центральных органов публичного
управления, предусматривает, в случае расхождения позиций, приоритет
позиции центрального органа охраны окружающей среды, Академии наук
Молдовы и Национального института экологии. Позиция центральных органов
публичного управления и/или других органов, в ведении которых находится
публичная собственность, является консультативной.
РАЗДЕЛ II
ПОЛНОМОЧИЯ ЦЕНТРАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ,
НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАН В ОТНОШЕНИИ ФОНДА
ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ
а) определяет политику сохранения биоразнообразия и утверждает
стратегическую программу развития фонда охраняемых территорий;
b) принимает законодательные акты о фонде охраняемых территорий;
природным территориям;
d) принимает решения о создании научных заповедников, национальных
парков, биосферных заповедников, ботанических, дендрологических и
зоологических садов, а также о взятии под охрану государства других
природных территорий, предусмотренных статьей 4, по предложению
Правительства на основании заключений центрального органа охраны
окружающей среды и Академии наук Молдовы.
Ст.13. - Правительство:
а) проводит политику сохранения биоразнообразия и претворяет в жизнь
стратегическую программу развития фонда охраняемых территорий;
b) обеспечивает представление обладателями земель, являющихся
публичной собственностью, предложений о взятии под охрану государства
типичных природных территорий;
с) финансирует научные программы и обеспечивает материально-
техническую базу развития фонда охраняемых территорий;
d) способствует международному сотрудничеству в области заповедного
дела;
охраняемых территорий;
f) утверждает, при наличии заключения ответственной постоянной
комиссии Парламента, типовые положения по категориям природных объектов
и комплексов, указанным в статье 4.
[Пкт.f) введен Законом N 631-XIV от 15.10.99]
Ст.14. - Центральный орган охраны окружающей среды:
а) осуществляет государственный контроль за соблюдением охранного
режима объектов и комплексов фонда охраняемых территорий независимо от
их ведомственной подчиненности и вида собственности;
b) управляет природными территориями со специальным охранным
режимом, предусмотренными подпунктами а) и h) пункта 1) статьи 4;
с) разрабатывает и координирует стратегическую программу развития
фонда охраняемых территорий;
d) организует мониторинг фонда охраняемых территорий;
е) проводит политику в области заповедного дела и совместно с
Академией наук Молдовы подготавливает и представляет Правительству и
Парламенту предложения о создании научных заповедников, национальных
парков, биосферных заповедников, ботанических, дендрологических и
зоологических садов, а также о взятии под охрану государства одной или
целого ряда типичных природных территорий;
f) контролирует соблюдение охранного режима на охраняемых природных
территориях, подведомственных центральным и местным органам публичного
управления;
g) разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства о
фонде охраняемых территорий;
h) обеспечивает учет объектов и комплексов фонда охраняемых
территорий;
i) разрабатывает совместно с заинтересованными министерствами,
департаментами и другими центральными органами публичного управления
раздел охраняемых природных территорий в составе планов обустройства
территории;
j) поддерживает международные связи по вопросам фонда охраняемых
территорий и сохранения биоразнообразия;
k) разрабатывает и координирует программы научных исследований,
проводимых в пределах фонда охраняемых территорий;
l) координирует и согласовывает с органами местного публичного
управления схемы рационального размещения объектов и комплексов фонда
охраняемых территорий;
m) разрабатывает и представляет Правительству на утверждение
согласованные с ответственной постоянной комиссией Парламента типовые
положения по категориям природных объектов и комплексов, указанным в
статье 4.
[Пкт.m) введен Законом N 631-XIV от 15.10.99]
Ст.15. - Органы местного публичного управления:
а) несут ответственность за соблюдение на подведомственной
территории экологического законодательства, в том числе настоящего
закона;
и реконструкции в пределах объектов и комплексов фонда охраняемых
территорий, указанных в подпунктах с) - g) пункта 1), а также подпункте
с) пункта 2) статьи 4;
с) в пределах подведомственной им территории переводят отдельные
природные территории в категорию охраняемых природных территорий,
которые подлежат включению в документацию по градостроительству и
обустройству территории.
Ст.16. - Неправительственные организации имеют право:
а) разрабатывать экологические программы, имеющие отношение к
охраняемым природным территориям, пропагандировать их и участвовать в их
реализации;
b) формировать экологические фонды;
с) участвовать в проверках соблюдения охранного режима в объектах и
комплексах фонда охраняемых территорий;
d) максимально содействовать экологическому воспитанию населения;
е) издавать и распространять материалы по охраняемым природным
территориям;
f) получать информацию об окружающей среде и проводить научные
исследования, координируемые с центральным органом охраны окружающей
среды;
g) выдвигать предложения и представлять соответствующие материалы о
Ст.17. - Граждане имеют право:
а) организовывать публичное обсуждение проектов законодательных и
других нормативных актов, касающихся фонда охраняемых территорий;
b) вносить предложения о взятии под охрану государства природных
объектов и комплексов и включении их в фонд охраняемых территорий;
с) осуществлять общественный контроль за соблюдением
законодательства о фонде охраняемых территорий;
d) осуществлять в рамках неправительственных организаций
природоохранную деятельность;
е) подавать в любую компетентную инстанцию ходатайства о
перепрофилировании и модернизации хозяйственных объектов, загрязняющих
охраняемые природные территории.
РАЗДЕЛ III
РЕЖИМ УПРАВЛЕНИЯ ФОНДОМ ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Глава 1
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
собой единый комплекс охранных, экологических, технико-организационных
мер, регулирующих деятельность, проводимую в пределах фонда в целях
сохранения, оптимизации и рационального долговременного развития сети
охраняемых природных территорий.
Ст.19. - Научные заповедники, национальные парки, биосферные
заповедники, ботанические, дендрологические и зоологические сады имеют
статус юридического лица.
Ст.20.
(1) Земли и водоемы, входящие в состав научных заповедников,
ботанических и дендрологических садов исключаются из хозяйственного
пользования и передаются соответствующим учреждениям в бессрочное
пользование. В границах национальных парков и биосферных заповедников
могут находиться земли и водоемы других пользователей или
собственников. В этом случае пользователи и собственники обязаны
соблюдать ограничения, связанные с требованиями охраны окружающей
среды, и запреты на виды деятельности, предусмотренные настоящим
законом.
[ Часть 1 в ред. Зак. N 454-XV от 30.07. 2001 ]
(2) В случае, если в состав научных заповедников, национальных
парков и биосферных заповедников включаются земли, являющиеся частной
собственностью, их владельцам предлагается равнозначная замена или
денежная компенсация. Затраты, связанные с изменением способа
хозяйствования на землях, являющихся частной собственностью, а также
упущенная в этот период выгода возмещаются государством.
(3) Охраняемые природные территории функционируют на основании
типовых положений. В случае необходимости центральным органом охраны
окружающей среды по согласованию с Академией наук Молдовы на основе
типового положения утверждаются положения для конкретных объектов и
комплексов фонда охраняемых территорий.
[Часть 3 ст.20 изменена Законом N 631-XIV от 15.10.99]
(4) Находящиеся в охраняемых природных территориях природные объекты
(вековые деревья, источники и пр.), имеющие иной, специфический режим
охраны, подчиняются также охранному режиму соответствующих природных
территорий.
Ст.21. - В случаях, когда научные заповедники, национальные парки и
биосферные заповедники находятся в ведении иных центральных органов
публичного управления, чем центральный орган охраны окружающей среды,
они представляют указанному органу информативные полугодовые и подробные
годовые отчеты, а также издаваемые ими летописи природы. Обладатели
других объектов и комплексов фонда охраняемых территорий представляют
ежегодно информацию о состоянии соответствующих охраняемых природных
территорий и об осуществляемой в них деятельности.
НАУЧНЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ
окружающей среды, проведения научных исследований, экологического
воспитания и просвещения населения.
Ст.23. - (1) Научные заповедники имеют статус научно-
исследовательских учреждений и находятся в ведении центрального органа о
храны окружающей среды.
(2) Разграничение полномочий по хозяйствованию на занятых лесом
площадях в пределах заповедников между центральным органом охраны
окружающей среды и центральным органом управления лесным хозяйством
осуществляется на основе специального положения.
Ст.24. - На научные заповедники возлагаются следующие задачи:
а) сохранение биоразнообразия и защита природного комплекса
заповедника от антропогенного воздействия;
b) сохранение наземных и водных местообитаний (наземных и водных
биотопов);
с) проведение научных исследований;
d) внедрение научных достижений в области заповедного дела и
выполнение экологических программ;
е) ведение летописей природы;
f) осуществление экологического мониторинга;
g) сотрудничество в области заповедного дела со специализированными
организациями и учреждениями в стране и за рубежом;
h) пропаганда природоохранных знаний;
i) подготовка научных кадров и специалистов в области охраны
природы, в особенности заповедного дела.
Ст.25. - В пределах научных заповедников, за исключением абсолютно
заповедных зон, допускаются следующие виды деятельности:
а) работы по воспроизводству и экологическому восстановлению;
b) проведение противопожарных мероприятий;
с) выполнение необходимых ветеринарных и санитарных мероприятий;
d) селекционное регулирование численности животных с целью
поддержания экологического равновесия;
е) пастьба и сенокошение работниками заповедника, осуществляемые
согласно положению о научном заповеднике;
f) санитарные рубки, рубки ухода за насаждениями и лесовос-
nстановительные рубки;
g) строительство служебного жилья для научных работников заповедника;
h) другие виды деятельности, не противоречащие возложенным на
заповедники задачам, утвержденные ученым советом заповедника и
согласованные с центральным органом охраны окружающей среды.
Ст.26. - В научных заповедниках запрещается любая деятельность,
которая может привести к нарушению естественного хода природных
процессов, а именно:
а) работы по прокладке теплопроводов, линий электропередачи,
гидромелиоративные и другие работы, нарушающие экологическое равновесие;
b) разведка недр и добыча природных ресурсов, за исключением ресурсов
национального значения (нефть, природный газ) при условии соблюдения
специальных требований по защите окружающей среды, установленных
центральным органом государства по управлению природными ресурсами и
охране окружающей среды;
вредных химических веществ;
d) проезд транспортных средств вне дорог и водных путей общего
пользования и стоянка их в не оборудованных для этой цели местах;
e) пастьба, охота, рыбная ловля, самовольное сенокошение, а также
разорение гнезд, нор, муравейников и других обиталищ животных;
f) сбор видов растений и животных в живом и обработанном виде, а
также их частей, за исключением необходимых для проведения научных
исследований и удовлетворения, по мере возможности, музейных нужд;
g) сбор лекарственных растений, цветов, плодов, ягод, грибов, камыша
и тростника, повреждение деревьев;
h) сплошные рубки;
i) интродукция новых видов растений и животных;
j) сжигание луговых трав, камыша и тростника, разведение костров,
любой вид отдыха населения;
k) пребывание посторонних лиц, за исключением научных работников
других учреждений и представителей неправительственных организаций,
имеющих специальные пропуска.
Ст.27. - В пределах научных заповедников выделяется абсолютно
заповедная зона, в которой допускается только проведение научных
исследований. Данная зона занимает не менее 20 процентов территории
заповедника и может быть расположена на одном или на нескольких участках
территории заповедника, в зависимости от его площади и типов экосистем.
Размещение и площадь абсолютно заповедной зоны определяются ученым
советом заповедника и утверждаются центральным органом охраны окружающей
среды и Академией наук Молдовы.
Ст.28. - (1) В научных заповедниках создаются ученые советы, которые
анализируют и регулируют всю деятельность в заповеднике.
(2) Состав ученых советов и положения о них утверждаются центральным
органом охраны окружающей среды.
(3) Научные исследования в заповедниках организуются и проводятся
научным отделом заповедника и другими научно-исследовательскими
учреждениями, а также неправительственными организациями.
Ст.29. - Штатное расписание научных заповедников утверждается
центральным органом охраны окружающей среды и Академией наук Молдовы.
Глава 3
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ
комплексов, имеющих особую экологическую, эстетическую, историческую
ценность, оптимального сочетания природных ландшафтов и использования их
в научных, культурных, учебных и воспитательных целях.
Ст.31. - Национальные парки имеют статус научно-исследовательских
учреждений. Подчиненность национальных парков определяется при их
создании.
Ст.32. - На национальные парки возлагаются следующие задачи:
а) сохранение и охрана природных ландшафтов, геоморфологических
объектов, растительного и животного мира, памятников истории и культуры
в научных, просветительских, рекреационных и экономических целях;
b) создание условий для туризма и отдыха;
с) разработка и внедрение научных методов сохранения природных
объектов и комплексов в условиях использования их в рекреационных целях;
d) пропаганда природоохранных знаний, экологическое воспитание и
просвещение населения.
Ст.33. - Пользование природными ресурсами, хозяйственная и
рекреационная деятельность в национальных парках осуществляются в
строгом соответствии с требованиями положения о национальном парке.
Ст.34. - (1) Территория национального парка подразделяется на
следующие функциональные зоны:
А - абсолютно заповедная зона, которая включает территории,
предназначенные для восстановления природных комплексов парка, и в
которой запрещена любая рекреационная и хозяйственная деятельность. В
данной зоне допускается только проведение научных исследований в
соответствии с программой, утвержденной ученым советом национального
парка и согласованной с центральным органом охраны окружающей среды;
В - зона рекреационного использования, в которой обеспечиваются
условия для осмотра живописных уголков парка и для кратковременного
отдыха. Данная зона может иметь туристические тропы, укрытия на случай
непогоды, места для костров, запасы топлива, пункты наблюдения,
санитарно-бытовые объекты, указатели, предупредительные табло, схемы
размещения природных, культурно-исторических и бытовых объектов. В
случае необходимости в зоне проводятся лесовосстановительные работы для
сохранения и восстановления природных ландшафтов;
С - рекреационная зона, предназначенная для обеспечения длительного
отдыха. В данной зоне допускается размещение кемпингов, гостиниц,
мотелей, бивачных полян, туристических баз, экскурсионных бюро,
информационных центров, предприятий общественного питания, торговли и
культурно-бытовых объектов;
D - хозяйственная зона, в которой осуществляется хозяйственная
деятельность, не противоречащая режиму национального парка, в том числе
выращивание традиционных для данной зоны сельскохозяйственных культур с
применением биологических методов борьбы с вредителями, внесением
удобрений и химических веществ в строгом соответствии с технологическими
нормами и с соблюдением правил санитарной безопасности, функционирование
различных предприятий, учреждений и организаций только при условии
использования незагрязняющих технологий и соблюдения требований по
охране окружающей cреды.
(2) Рекреационное обслуживание посетителей национального парка
организуется администрацией парка и заинтересованными министерствами и
ведомствами по согласованию с центральным органом охраны окружающей
среды. За посещение зон B и C взимается плата, предусмотренная
положением о национальном парке.
Ст.35. - (1) В национальных парках создаются ученые советы, которые
анализируют и регулируют всю деятельность в парке.
(2) Состав ученых советов и положения о них утверждаются вышестоящим
органом.
вышестоящим органом совместно с центральным органом охраны окружающей
среды.
Глава 4
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ
а) геологические и палеонтологические - пещеры, гроты, обнажения,
скалы, овраги, рифы, разломы, карьеры, карстовые объекты, другие
уникальные или типичные с геологической точки зрения объекты,
палеонтологические находки;
b) гидрологические - озера и другие водоемы, родники, реки, старицы
и другие уникальные или типичные с гидрологической точки зрения объекты;
с) зоологические - территории, взятые под охрану с целью сохранения
уникальных или типичных мест обитаний редких животных, а также отдельных
редких или находящихся под угрозой исчезновения видов животных;
d) ботанические - территории, взятые под охрану с целью сохранения
уникальных или типичных мест произрастания эндемичных, реликтовых
растений, их сообществ, а также отдельных редких или находящихся под
угрозой исчезновения видов растений, вековых деревьев;
е) комплексные - территории, на которых встречается несколько
природных компонентов, указанных в пунктах а) - d);
f) редкие виды растений и животных.
Ст.38. - (1) Памятники природы находятся в ведении центральных или
местных органов публичного управления.
(2) Обладатели земель, объявленных памятником природы, обязаны:
а) обеспечивать соблюдение охранного режима памятников природы;
b) устанавливать на границах памятников природы ограничительные
знаки, предупредительные табло, указатели, схемы пеших туристических
маршрутов и обеспечивать их сохранность;
с) обеспечивать ограждение охранных зон вековых деревьев и
гидрологических памятников;
d) улучшать условия обитания животных путем проведения необходимых
биотехнических мероприятий.
Ст.39. - В пределах памятников природы проводятся научные
исследования.
ПРИРОДНЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ
оптимальных условий сохранения и восстановления видов растений и
животных, их сообществ, имеющих национальное значение.
Ст.41. - Природные заповедники находятся в ведении центральных или
местных органов публичного управления.
Ст.42. - В пределах природных заповедников проводятся научные
исследования.
Глава 6
ЛАНДШАФТНЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ
ландшафтов, имеющих национальное значение, и регулируемого использования
их в хозяйственных, эстетических, культурных и рекреационных целях.
Ст.44. - Ландшафтные заповедники находятся в ведении центральных или
местных органов публичного управления.
Ст.45. - В пределах ландшафтных заповедников проводятся научные
исследования.
Глава 7
РЕСУРСНЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ
природных ресурсов в естественном состоянии для дальнейшего их
использования.
Ст.47. - Ресурсные заповедники находятся в ведении центральных или
местных органов публичного управления, а земли, входящие в их состав,
остаются в распоряжении обладателей земель.
Ст.48. - Статус ресурсных заповедников имеет временный характер в
зависимости от их экологического и хозяйственного значения,
определяемого профильными научными организациями и учреждениями по
согласованию с центральным органом охраны окружающей среды.
Ст.49. - В пределах ресурсных заповедников проводятся научные
исследования.
ТЕРРИТОРИИ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
целью сохранения природы и регулируемого хозяйственного использования
природных ресурсов.
Ст.51. - Территории многофункционального использования находятся в
ведении центральных или местных органов публичного управления.
Ст.52. - В пределах территорий многофункционального использования
выделяются природные участки с особым охранным режимом.
Ст.53. - В пределах территорий многофункционального использования
проводятся научные исследования.
Глава 9
БИОСФЕРНЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ
программой ЮНЕСКО "Человек и биосфера" и создаются с целью сохранения
физико-географических элементов и образований, видов растений и
животных, имеющих национальное и международное значение, а также
проведения исследований в системе глобального мониторинга.
Ст.55. - Биосферные заповедники имеют статус
научно-исследовательских учреждений и находятся в ведении центрального
органа охраны окружающей среды.
Ст.56. - Территория биосферного заповедника подразделяется на
следующие функциональные зоны:
ядро - абсолютно заповедная зона, предназначенная исключительно для
сохранения биоразнообразия и создания естественных условий для развития
биоценозов. На территории ядра запрещается любая хозяйственная
деятельность. В ней допускается только проведение научных исследований;
буферная зона - зона естественного управления, являющаяся объектом
изучения и внедрения результатов научных исследований, проводимых с
целью сохранения и развития генофонда, восстановления основных типов
лесов, озер, лугов, степей и т.д. В буферной зоне устанавливаются
допущения и запреты, предусмотренные статьями 25 и 26;
переходная зона - зона, устанавливаемая для уменьшения
антропогенного воздействия с прилегающих территорий. Земли переходной
зоны могут оставаться в распоряжении обладателей земель, которые обязаны
соблюдать режим, установленный в заповеднике. В данной зоне допускаются
некоторые виды традиционной деятельности по использованию земель,
связанные с сельским хозяйством, лесным хозяйством, пастьбой и рыбной
ловлей.
которые анализируют и регулируют всю деятельность в заповеднике.
(2) Состав ученых советов и положения о них утверждаются центральным
органом охраны окружающей среды.
Ст.58. - Штатное расписание биосферных заповедников утверждается
центральным органом охраны окружающей среды.
БОТАНИЧЕСКИЕ САДЫ
растений геоботанических зон страны и растений, представляющих другие
геоботанические зоны.
Ст.60. - Ботанические сады имеют статус научно-исследовательских
учреждений, находятся в ведении Академии наук Молдовы либо Академии наук
Молдовы и/или органов местного публичного управления.
Ст.61. - На ботанические сады возлагаются следующие задачи:
а) сохранение в искусственных условиях коллекций растений (особенно
редких или находящихся под угрозой исчезновения видов) и других
ботанических объектов, имеющих научное, дидактическое, экономическое и
культурное значение;
b) проведение научных исследований;
с) организация экспедиций и участие в экспедициях, проводимых
другими учреждениями, с целью изучения растительных ресурсов и
пополнения генофонда;
d) создание семенных фондов, обмен семенами и живыми растениями с
другими учреждениями;
е) выращивание и селекция ценных видов растений дикой флоры и
использование их в хозяйственных целях;
f) разработка научных основ садово-паркового искусства;
g) разработка научных основ и методологии защиты от болезней и
вредителей, занесенных растениями-интродуцентами;
h) организация научных конференций и симпозиумов;
i) публикация научных трудов, научно-популярной литературы,
каталогов семян растений и других изданий, связанных с
научно-исследовательской работой ботанического сада.
Ст.62. - Территория ботанического сада подразделяется на следующие
функциональные зоны:
экспозиционная, посещение которой разрешается в порядке,
установленном администрацией ботанического сада;
научная (коллекции, экспериментальные участки, питомники), доступ в
которую имеют только работники ботанического сада и специалисты других
учреждений с разрешения администрации ботанического сада;
заповедная (эталонные участки естественной растительности), в
которую запрещен доступ посетителей, кроме научных работников;
административная.
Ст.63. - В ботанических садах создаются ученые советы, состав
которых и положения о которых утверждаются Академией наук Молдовы.
Ст.64. - Штатное расписание ботанических садов утверждается
вышестоящими органами.
Ст.65. - Охрана ботанических садов осуществляется специальными
штатными сотрудниками.
ДЕНДРОЛОГИЧЕСКИЕ САДЫ
определенного генофонда видов деревьев, кустарников и цветковых
растений, представляющих научно-прикладной интерес.
Ст.67. - Дендрологические сады имеют статус научно-производственных
учреждений и находятся в ведении органов местного публичного управления.
Ст.68. - Основные задачи дендрологическиx садов аналогичны задачам,
определенным в статье 61.
Ст.69. - В дендрологических садах создаются ученые советы, состав
которых и положения о которых утверждаются центральным органом охраны
окружающей среды и Академией наук Молдовы.
Ст.70. - Штатное расписание дендрологического сада утверждается
вышестоящим органом совместно с центральным органом оxраны окружающей
среды и Академией наук Молдовы.
Ст.71. - Охрана дендрологических садов осуществляется специальными
штатными сотрудниками.
Глава 12
ПАМЯТНИКИ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА
Ст.72. - Памятники садово-паркового искусства предназначены для
соxранения и развития ландшафтно-арxитектурныx композиций и служат
xранилищами генофонда растений.
Ст.73. - Памятниками садово-паркового искусства объявляются
старинные парки, лесопарки, аллеи, имеющие историческое, культурное,
научное, эстетическое, xозяйственное и рекреационное значение.
Ст.74. - Земли памятников садово-паркового искусства изымаются из
xозяйственного оборота, но остаются в распоряжении обладателей земель и
наxодятся в ведении органов местного публичного управления.
Ст.75. - (1) На территории памятников садово-паркового искусства
запрещается любая не связанная с иx назначением деятельность, которая
может привести к нарушению или уничтожению ландшафтно-арxитектурной
композиции.
(2) Все работы по реконструкции и восстановлению памятников
садово-паркового искусства производятся по проектам, утвержденным
центральным органом оxраны окружающей среды.
ЗООЛОГИЧЕСКИЕ САДЫ
объектов дикой фауны в искусственныx условияx в познавательных,
воспитательных и научно-исследовательскиx целях.
Ст.77. - Зоологические сады находятся в ведении органов местного
публичного управления.
Ст.78. - На зоологические сады возлагаются следующие задачи:
а) соxранение в искусственныx условияx дикиx животныx, в том числе
редкиx или находящихся под угрозой исчезновения видов, экзотическиx и
местныx, имеющиx особое научное, познавательное и культурное значение;
b) проведение научных исследований;
с) экологическое воспитание и информирование населения в области
фауны и зоотеxнии, представительство фаунистического разнообразия,
выращивание дикиx животныx и др.
Ст.79. - Для обеспечения своей деятельности зоологические сады могут
иметь подсобные мастерские, питомники, зоомагазины. Допускаются и другие
виды деятельности в пределаx, предусмотренныx положением о зоологическом
саде.
Ст.80. - Территория зоологического сада подразделяется на следующие
экспозиционная, посещение которой разрешается в порядке,
установленном администрацией зоологического сада;
общего пользования;
xозяйственная;
научная;
Ст.81. - Штатное расписание зоологических садов утверждается
вышестоящим органом по согласованию с центральным органом охраны
окружающей среды и Академией наук Молдовы.
Ст.82. - Оxрана зоологическиx садов осуществляется формированиями
Министерства внутренниx дел на основе договора и/или специальной службой
оxраны зоологического сада.
Ст Настоящий закон устанавливает правовые основы создания и функционирования фонда природных территорий, охраняемых государством
13 10 2014
7 стр.
Права и обязанности граждан и общественных объединений в области особо охраняемых природных территорий (ст. 6 -7)
06 10 2014
4 стр.
О резервировании территорий для последующей организации особо охраняемых природных территорий в Каларском районе Забайкальского края
27 09 2014
1 стр.
Iv перечень планируемых к организации особо охраняемых природных территорий регионального значения
29 09 2014
1 стр.
Распределение особо охраняемых природных территорий регионального (республиканского) значения по городским округам и муниципальным районам Республики Коми
10 10 2014
1 стр.
Процесс создания научно-обоснованной сети особо охраняемых природных территорий (оопт) Вологодской области активно осуществлялся с 60-70 г г. XX века
10 10 2014
1 стр.
На тему: Информационная система ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения Республики Саха (Якутия)
11 10 2014
10 стр.
12 10 2014
1 стр.