ПРОЕКТ
Закон Сахалинской области
«О государственном социальном заказе Сахалинской области»
Сахалинская региональная общественная организация «Центр социального партнерства», Сахалинская областная общественная организация по поддержке общественных инициатив «Открытый Мир»,
депутат Сахалинской областной Думы В.В. Рукавец
Ведущий разработчик
Субъект права законодательной инициативы
О
Постоянная комиссия Сахалинской областной Думы по бюджету, финансам, налогам и банкам
тветственная комиссия
Внесен в Сахалинскую областную Думу
Рассмотрен ответственной комиссией
Принят Сахалинской областной Думой в первом чтении
Принят Сахалинской областной Думой во втором чтении
Принят Сахалинской областной Думой в третьем чтении
Настоящий Закон разработан в развитие Закона Сахалинской области от 21.02.1998 № 53 «Об областных и межрегиональных целевых программах» и устанавливает механизм практической реализации социальных программ на территории Сахалинской области
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цель настоящего Закона
Настоящий Закон имеет целью повышение эффективности использования бюджетных средств, выделяемых для решения социальных проблем Сахалинской области, расширения ресурсной базы социальных программ и вовлечение в их реализацию широких слоев населения, общественных объединений и иных некоммерческих организаций
Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Законом
-
Настоящий Закон устанавливает правовые основы, принципы и порядок формирования, размещения, финансирования и исполнения государственного социального заказа на территории Сахалинской области на основе целевых социальных программ
-
Настоящий Закон не распространяется на отношения, связанные с прямым бюджетным финансированием учреждений здравоохранения, науки, образования, культуры, искусства и социального обеспечения в соответствии с бюджетной классификацией Сахалинской области, а также на программы пенсионного обеспечение, государственного социального и медицинского страхования
-
Отношения, возникающие при формировании и размещении в рамках государственного социального заказа государственного заказа молодежным и детским объединениям, регулируются настоящим Законом в части, не урегулированной Законом Сахалинской области от 8 10 98 «Об образовании в Сахалинской области» и «Комплексной Программой Сахалинской области «Дети Сахалина», принятой Сахалинской областной Думой 16.04.97.
-
Отношения, возникающие при заключении и исполнении государственных контрактов в социальной сфере, не урегулированные настоящим Законом, регулируется соответствующими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, а также законодательством о поставках продукции, выполнении работ, оказании услуг для государственных нужд,
Статья 3. Законодательство о государственном социальном заказе
Законодательство Сахалинской области о государственном социальном заказе состоит из настоящего Закона и принимаемых на его основе иных правовых актов Сахалинской областной Думы и губернатора Сахалинской области.
Статья 4. Понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие понятия:
«Государственные социальные нужды» – обозначенные в целевых социальных программах объективные потребности Сахалинской области в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг социального характера, в том числе безвозмездных, в областях здравоохранения, науки, образования, культуры, искусства и других социально-значимых областях деятельности;
«Целевая социальная программа» – увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс мероприятий, обеспечивающих реализацию государственных социальных нужд Сахалинской области за счет полного или частичного финансирования из средств областного бюджета и областных внебюджетных фондов;
«Государственный социальный заказ» – способ удовлетворения государственных социальных нужд путем заключения государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в социальной сфере на основе и во исполнение целевых социальных программ;
«Государственный контракт на размещение государственного социального заказа» – договор, заключенный государственным социальным заказчиком с исполнением государственного социального заказа и определяющий обязательства сторон и их ответственность за исполнение государственного социального заказа,
«Государственный социальный заказчик» – орган государственного управления Сахалинской области или уполномоченная им некоммерческая организация, размещающие на договорной основе государственный социальный заказ в определенной социальной сфере и контролирующие его исполнение;
«Исполнитель государственного социального заказа» – юридические или физическое лицо, заключившее с государственным заказчиком государственный контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных социальных нужд.
Статья 5. Принципы формирования и размещение социального заказа
Государственные социальные заказы формируются и размещаются на основе:
-
обеспеченности бюджетного финансирования социального заказа;
-
приоритетного выбора наиболее значимых социальных программ;
-
сочетания бюджетного финансирования с привлечением дополнительных внебюджетных источников;
-
проведение открытого и гласного конкурсного отбора исполнителей государственного социального заказа;
-
равного доступа соискателей предприятий, учреждений, организаций и индивидуальных предпринимателей, удовлетворяющих условиям конкурсного отбора и претендующих на заключение государственного контракта.
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА
Статья 6. Инициаторы формирования государственного социального заказа
-
Государственные социальные заказы формируются и размещаются на основе разработки целевых социальных программ
-
Инициатором формирования государственных социальных заказов и разработки соответствующих программ выступают некоммерческие организации и их объединения, органы государственной власти, местного самоуправления и другие заинтересованные организации, занимающиеся в процессе своей деятельности решением социальных проблем.
Статья 7. Разработка целевых социальных программ
-
Целевые социальные программы разрабатываются с учетом сроков и порядка формирования областного бюджета.
-
Разработчиками целевых социальных программ выступают отраслевые органы государственного управления Сахалинской области, в ведении которых находится решение соответствующих социальных проблем.
-
Решение сходных социальных задач, находящихся в компетенции двух и более структурных подразделений администрации области, может быть предусмотрено в рамках единой комплексной целевой социальной программы. В этом случае ее разработчиком выступает любое из указанных структурных подразделений администрации области,
-
На основе поступивших предложений отбор социальных проблем для программной разработки и реализации на областном уровне осуществляется структурными подразделениями администрации Сахалинской области, в ведении которых находится решение соответствующих социальных проблем.
-
Отраслевой орган государственного управления Сахалинской области ежегодно формирует пакет социальных программ путем отбора наиболее приоритетных и социально значимых.
-
В качестве исполнителей к разработке государственной социальной программы на договорной основе могут привлекаться некоммерческие организации, профиль которых соответствует разрабатываемой проблематике, а также отдельные ученые и специалисты.
-
Проект целевой социальной программы должен содержать:
-
обоснование проблемы и анализ ее исходного состояния;
-
основные задачи, этапы и сроки выполнения целевой социальной программы,
-
систему программных мероприятий;
-
потребность в финансовых, материальных и трудовых ресурсах и источниках их обеспечения;
-
механизм осуществления программы, включая систему стимулирования (льгот) исполнителями государственного социального заказа;
-
наименование предполагаемого государственного социального заказчика по реализации программы;
-
предложения по контролю за ходом выполнения программы;
-
предварительную оценку ожидаемого социального эффекта программы
Статья 8. Утверждение целевых социальных программ
-
Целевые социальные программы, предусматривающие полное или частичное финансирование их областного бюджета Сахалинской области, утверждаются Сахалинской областной Думой
-
Целевые социальные программы, финансирование которых предусматривается их областного фонда социальной защиты населения и иных внебюджетных фондов, находящихся в ведении губернатора Сахалинской области или структурных подразделений администрации Сахалинской области, утверждаются губернатором Сахалинской области
-
Губернатор Сахалинской области по каждой утвержденной программе определяет конкретного государственного социального заказчика (государственных социальных заказчиков), обеспечивающих реализацию указанной программы
-
Целевая социальная программа, утвержденная в установленном порядке, приобретает статус правового акта, обязательного для исполнения всеми указанными в ней лицами
Статья 9. Финансирование целевых социальных программ
-
Государственным социальным заказчикам выделяются бюджетные и внебюджетные средства, необходимые для реализации программ в соответствующем финансовом году
-
При формировании областного бюджета на очередной финансовый год в нем отдельной строкой предусматривается финансирование целевых социальных программ на основе заявок, составленных государственными социальными заказчиками и содержащих обоснование затрат на реализацию программ
-
На основе внебюджетных средств, привлекаемых для выполнения целевых социальных программ, могут создаваться соответствующие целевые внебюджетные фонды
-
Финансирование работ по каждой программе осуществляется целевым назначением через государственного заказчика
-
При сокращении объемов бюджетного финансирования работ (услуг) по программе государственный социальный заказчик принимает меры по привлечению дополнительных внебюджетных источников для выполнения работ по программе в установленные сроки
-
Статьи областного бюджета, по которым финансируется государственный социальный заказ, имеют статус защищенных статей расходов областного бюджета
-
Финансирование целевых социальных программ из областного бюджета осуществляется за счет средств, выделенных по статьям расходов областного бюджета, либо предусматривается отдельной строкой областного бюджета
-
При подготовке областного бюджета на очередной финансовый год администрация Сахалинской области в обязательном порядке предусматривает в нем средства, необходимые для реализации новых социальных программ
-
Общий объем средств областного бюджета на финансирование целевых социальных программ не может составлять менее 5 процентов средств, выделяемых на расходы по социальной политике
ГЛАВА III. РАЗМЕЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА
Статья 10. Организация по выполнению целевой социальной программы
-
Размещение государственного социального заказа проводится на конкурсной основе
-
В целях реализации программы государственный социальный заказчик осуществляет составление конкретных планов реализации программных мероприятий, на конкурсной основе определяет состав исполнителей государственного социального заказа, заключает с ними государственные контракты.
Статья 11. Организация конкурса на размещение государственного социального заказа
-
Государственные социальные заказчики организуют конкурсный отбор исполнителей государственного социального заказа по каждому программному мероприятию и осуществляют распределение финансовых средств по ним путем заключения с победителями конкурса государственных социальных контрактов.
-
Порядок проведения конкурса регламентируется Положением о конкурсе, утверждаемым губернатором области или по его поручению государственным социальным заказчиком на основе Типового положения о конкурсе на размещение государственного социального заказа.
-
Типовое положение о конкурсе на размещение государственного социального заказа утверждается губернатором Сахалинской области.
Статья 12. Участники конкурса на размещение государственного социального заказа
-
Участниками конкурса на размещение государственного социального заказа могут быть коммерческие и некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели, удовлетворяющие предъявляемым требованиям для участия в конкурсе.
-
К участникам конкурса предъявляются следующие основные требования:
-
наличие лицензии на вид деятельности в сфере социального обслуживания населения, если он подлежит лицензированию;
-
привлечение дополнительных внебюджетных источников для реализации государственного социального заказа;
-
иные требования, обусловленные особенностями исполнения конкретного социального заказа и предусмотренные Положением о конкурсе.
-
Участники конкурса, являющиеся некоммерческими организациями, имеют преимущественное право при прочих равных условиях на заключение государственного контракта на размещение государственного социального заказа в форме оказания безвозмездных услуг или выполнении работ некоммерческого характера.
-
Победитель конкурса приобретает статус исполнителя (головного исполнителя) государственного социального заказа и заключает с государственным заказчиком государственный контракт в порядке и сроки, согласованные сторонами.
Статья 13. Конкурсная комиссия по размещению государственного социального заказа
-
Для организации и проведения конкурса на размещение государственного социального заказа при государственном социальном заказчике создается конкурсная комиссия, персональный состав которой утверждается губернатором Сахалинской области или государственным социальным заказчиком по письменному поручению губернатора Сахалинской области.
-
В состав конкурсной комиссии в обязательном порядке включается представитель некоммерческой организации, явившейся инициатором разработки конкретной целевой программы.
-
Государственный социальный заказчик обязан создать необходимые условия для деятельности конкурсной комиссии.
-
Конкурсная комиссия определяет победителя (победителей) конкурса на основе Положения о порядке проведения конкурса на размещение данного государственного социального заказа.
Статья 14. Основные условия и порядок проведения конкурса
Основные условия и порядок проведения конкурсов на размещение государственного социального заказа определяются конкретными Положениями о конкурсе, утверждаемыми губернатором Сахалинской области в соответствии с требованиями настоящего Закона.
Статья 15. Заключение государственного контракта на размещение государственного социального заказа
-
Стороны государственного контакта самостоятельно определяют его условия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
-
Исполнители государственного социального заказа самостоятельно приобретают материальные ресурсы, необходимые им для исполнения государственных контрактов.
-
Включение в государственный контракт требований о материально-техническом обеспечении исполнителя материалами, оборудованием, а также о встречном выполнении работ (оказании услуг) и оплате работ (услуг) в иностранной валюте не допускается.
-
Примерные формы государственных контрактов на размещение государственных социальных заказов утверждается губернатором Сахалинской области.
ГЛАВА IV. ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА
Статья 16. Права и обязанности исполнителя государственного социального заказа
-
Права и обязанности исполнителя государственного социального заказа определяются государственным контрактом с учетом требований, установленных настоящим Законом.
-
Исполнитель государственного социального заказа обязан использовать полученные финансовые средства исключительно на цели, предусмотренные государственным контрактом.
-
Исполнитель государственного социального заказа вправе привлекать к выполнению работ по государственному контракту третьих лиц. В этом случае он выступает в роли головного исполнителя государственного социального заказа и несет ответственность перед государственным заказчиком за действия привлеченных лиц по выполнению ими обязательств, как за свои собственные.
Статья 17. Контроль за исполнением государственного социального заказа
-
Государственный социальный заказчик ежегодно представляет в департамент финансов администрации Сахалинской области отчет об исполнении выделенных бюджетных ассигнований.
-
Государственный социальный заказчик осуществляет контроль за использованием исполнителем государственного социального заказа финансовых средств, выделенных на выполнение заказа, а также контроль за выполнением им работ (оказанием услуг) как в целом, так и на отдельных этапах.
Статья 18. Ответственность за неисполнение государственного социального заказа
-
Государственные социальные заказчики несут ответственность за несвоевременное выполнение утвержденных программ, рациональное использование выделенных бюджетных средств, эффективное размещение и исполнение государственных социальных заказов.
-
В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения одной из сторон обязательств, предусмотренных государственным контрактом, виновная сторона возмещает другой стороне причиненные ею убытки в порядке и размерах, установленных гражданским законодательством Российской Федерации и государственным контрактом
Статья 19. Экономическое стимулирование при исполнении государственных социальных заказов
-
Для исполнителей государственных социальных заказов и иных лиц, участвующих в реализации целевых социальных программ путем их внебюджетного финансирования (спонсоров, благотворителей и др) могут предусматриваться следующие меры экономического стимулирования
-
предоставление льгот по уплате налогов и иных обязательных платежей в части средств, подлежащих зачислению в областной бюджет,
-
предоставление льгот по арендной плате и коммунальным платежам,
-
предоставление льготных кредитов из областного бюджета и областных внебюджетных фондов,
-
иные меры экономического стимулирования лиц, участвующих в реализации программ
-
Конкретные меры экономического стимулирования исполнителей государственных социальных заказов предусматриваются правовыми актами Сахалинской областной Думы или губернатора Сахалинской области в соответствии с их компетенцией
ГЛАВА V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 20. Формирование и размещение муниципальных социальных заказов
Органы местного самоуправления при разработке собственных правовых актов о порядке формирования, размещения и исполнения муниципальных социальных заказов вправе руководствоваться положениями настоящего Закона
Статья 21. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Сахалинской области И.П. Фархутдинов
г. Южно-Сахалинск
№
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту закона Сахалинской области
«О государственном социальном заказе Сахалинской области»
Как указано в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2000 года: «России нужна экономическая система, которая конкурентоспособна, эффективна, социально справедлива, которая обеспечивает стабильное политическое развитие».
На фоне этого можно сделать вывод о том, что социальную сферу нельзя рассматривать дальше лишь с точки зрения потребителя финансовых и материальных ресурсов.
Социальные факторы должны быть отнесены к доминирующим в структуре экономического роста, так как за последние 10 лет в наибольшей степени пострадала именно социальная сфера, о чем свидетельствуют следующие крайне негативные факторы:
-
Подорвана система оплаты труда, поскольку произошел отрыв цены труда от его истиной стоимости, и этот разрыв продолжает увеличиваться с каждым годом. Заработная плата стала совершенно неадекватной трудовым затратам. Минимальная зарплата фактически стала служить лишь расчетной величиной для определения размеров штрафа.
-
По сути, сведена на нет охрана и безопасность труда. Люди работают на физически устаревшем и изношенном оборудовании, зачастую без соблюдения техники безопасности. В стране и области большой уровень безработицы.
-
Беспрецедентные масштабы приобрел процесс потери кадрового потенциала, поскольку безработица в первую очередь отразилась на судьбе самых перспективных, высококвалифицированных кадров.
-
В обществе все более интенсифицируется процесс деклассирования, заметно увеличилось количество бомжей, активно ведется рекрутирование детей и молодежи криминальным миром.
-
Все более углубляется кризис образования. Существующая система и сеть среднего и высшего образования вступила в противоречие с реальными потребностями рынка труда.
-
Наблюдается негативное изменение социальной структуры общества. Для России и Сахалинской области стало характерным резкое имущественное расслоение. Более того, в стране появились так называемые «новые бедные», которых раньше не знала наша история. Это – учителя, врачи, инженерно-технические работники, ученые, т.е. интеллигенция, цвет нации. Проблема бедности населения приобрела общенациональный характер.
-
Сокращается средняя продолжительность жизни населения, которая по Сахалинской области не превышает 60 лет.
Из-за невозможности основной части населения постоянно пользоваться бесплатными услугами здравоохранения в стране наметился стремительный рост так называемых социальных болезней, хронических и неизлечимых заболеваний.
Эти и другие причины в совокупности требуют применения безотлагательных мер по улучшению состояния социальной сферы жизни общества и оптимальной организации системы социальной защиты населения, разработки и внедрения в практическую деятельность органов государственной власти и местного самоуправления новой социальной политики, передовых социальных технологий в частности, такой перспективной формы решения социальных проблем как социальный заказ.
Это, во-первых, разгосударствлению социальной сферы и максимальное освобождение государства от функций непосредственного предоставления гражданину социальных услуг с перекладыванием этих обязанностей на некоммерческие структуры общества, как это имеет место в развитых странах мира.
Во-вторых, формирование рынка социальных услуг и реально возникающей конкуренции их производителей, в результате чего повышается качество и снижаются издержки на производство социальных услуг. А это обеспечивает более экономное использование тех скудных средств, которые государство в состоянии выделить на социальные нужды.
В-третьих, внедрение комплексной системы социального заказа. Такая форма взаимодействия государства с некоммерческими организациями в настоящее время распространена во всех цивилизованных странах. Это не просто выделение средств на решение социально значимых задач, а целенаправленное предоставление ресурсов организациям, наиболее эффективно работающим в социальной сфере. Тем самым экономятся бюджетные средства.
Таким образом, социальный заказ, контракты на его основе рассматриваются как наиболее эффективная экономико-правовая форма реализации приоритетных целевых социальных программ, направленных на решение социально-значимых проблем в основном за счет средств бюджета соответствующего уровня путем конкурентного заключения договоров (контрактов).
Депутат Сахалинской областной Думы В.В.Рукавец
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту закона Сахалинской области
«О государственном социальном заказе Сахалинской области»
Предлагаемый проект закона не потребует дополнительных затрат из областного бюджета.
Депутат Сахалинской областной Думы В.В.Рукавец
ПРАВОВАЯ БАЗА
к проекту закона Сахалинской области
«О государственном социальном заказе Сахалинской области»
-
Конституция Российской Федерации;
-
Гражданский Кодекс Российской Федерации;
-
Бюджетный Кодекс Российской Федерации;
-
Закон Сахалинской области «Об областном бюджете Сахалинской области на 2000 год»;
-
Закон Сахалинской области «Об областных и межрегиональных целевых программах»;
-
Закон Сахалинской области «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях на территории Сахалинской области».
Принятие настоящего Закона не потребует внесения изменений и дополнений в существующую законодательную базу Сахалинской области.
Для реализации данного законопроекта необходимо разработать Положение о конкурсе на размещение государственного социального заказа.