Новеллы Закона об образовании: взгляд в будущее
Слайд 1.
Сегодня в самых разных аудиториях идет обсуждение проекта Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Работа над новым законопроектом началась 1 июня 2009 года, а в настоящее время на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации размещена уже третья редакция этого значимого документа. Предполагается, что новый закон об образовании вступит в силу с 1 января 2013 года.
Многое в системе образования после этого останется прежним. Так, закон по-прежнему гарантирует:
-
декларируемую Конституцией общедоступность и бесплатность образования;
-
обязательное начальное и среднее образование;
-
возможность однократного получения высшего образования в ВУЗах за государственный счет, правда, на конкурсной основе;
-
обеспечение особых условий лицам с ограниченными возможностями здоровья и многое другое.
Однако, сегодня, обсуждая проект закона, все чаще говорят о его новеллах, понимая под этим термином – изменения, которые вносятся им в действующее законодательство. Остановлюсь только на некоторых их них.
Слайд 2.
Новелла №1. Изменения в самой системе образования.
Изменяется сама система образования. Она расширила свои границы, включив и дошкольное образование. Теперь уровни образования выстраиваются в единую цепочку: дошкольное – общее – среднее профессиональное – высшее. Для каждого уровня образования, устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования.
Слайд 3.
Изменение системы образования повлекло за собой и изменение классификации образовательных программ. Если раньше программы делились на общеобразовательные и профессиональные, то теперь - на основные образовательные и дополнительные образовательные.
Слайд 4.
Новелла № 2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность
Новый закон вместо образовательного учреждения вводит новую организационно-правовую форму – «образовательная организация». Это, с одной стороны, увеличивает круг лиц, имеющих право вести образовательную деятельность, а с другой стороны, расширяет возможности финансово-хозяйственной деятельности самой образовательной организации.
Слайд 5.
Будут изменены и типы образовательных организаций. Вместо 8 существовавших сейчас типов, их будет 6.
Слайд 6.
Тип образовательной организации теперь будет определяться при ее создании. А вот видов образовательных организаций не будет совсем. Правда в наименованиях организаций, наряду со словом «образовательная», сможет использоваться специальное название в соответствии с особенностями осуществляемой деятельности. Все это будет закреплено в Уставе.
Слайд 7.
Подобная норма стала результатом серьезных обсуждений предыдущих версий законопроекта. В итоге новая редакция разделяет процедуры присвоения наименования образовательной организации и ее аккредитацию. В новых условиях цель аккредитация - только определение качества образования.
Что касается качества образования, необходимо отметить, что в новом законе будет четко прописана ответственность образовательной организации – цитирую «за предоставление образования ненадлежащего качества». Этому посвящена отдельная ст. 46, которая так и называется «Возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием». Настораживает только, что критерии «качественного» и «некачественного» образования в законопроекте четко не определены, не указано, кто будет это определять, и от чего зависят в каждом конкретном случае способы возмещения ущерба. Безусловно, статья 46 требует серьезной доработки.
Слайд 8
Новелла № 3. Общие правила организации образовательного процесса.
В новом законе закреплена возможность использования различных образовательных технологий, в том числе сетевых, дистанционных и (или) электронного обучения.
Предусматривается возможность участия в сетевом взаимодействии не только отечественных организаций науки, культуры, спорта, но и иностранных организаций. Только вот механизм подобного обучения с финансовой, да и организационной точки зрения не прописан, и, как показывает практика, осуществить его в таких условиях практически невозможно (ст.14).
Закрепляя возможность использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, законопроект устанавливает, что их при обучении можно использовать как частично, так и в полном объеме (ст.15). Однако, хотелось бы ясно представлять, чем дистанционные технологии отличаются от электронного обучения, когда оправдано использование одного или другого вида обучения? Есть и еще ряд моментов в этой статье требующих доработки.
Предусмотрена в новом законе и возможность использования кредитно-модульной системы организации образовательного процесса, правда, только в рамках профессиональных программ (ст. 13).
Есть и еще одно новшество. В проекте закона закреплена возможность ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования (ст. 19). Согласно законопроекту экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных институтов и механизмов, а инновационная – на совершенствование обеспечения системы образования. И, если с экспериментальной деятельностью все вполне понятно, то определение инновационной деятельности достаточно туманно. Это вряд ли будет способствовать появлению реально значимых инноваций.
Слайд №9
Новелла № 4. Экономическая деятельность в сфере образования.
Статьей 107 закрепляется институт образовательного кредитования. Образовательный кредит является целевым, и может быть направлен как на оплату обучения (основной образовательный кредит), так и на оплату проживания, питания и другие бытовые нужды (сопутствующий образовательный кредит). При этом сопутствующий образовательный кредит может выдаваться и гражданам, обучающимся бесплатно.
Предприняты попытки проработать на законодательном уровне и возможности инвестирования в сферу образования. Объектами инвестирования могут быть: основные средства, создание образовательных программ, методик, технологий образования и контроля качества и др.
Слайд 10.
Новелла № 5. Статус педагогических работников и права обучающихся.
В части обеспечения статуса педагогических работников сохраняются все права и меры их социальной поддержки.
Но в новом законопроекте вводятся также гарантии оплаты труда педагогов, которых нет в существующем законе. Речь идет, например, о соответствии уровня зарплаты педагогов заработной плате работников, занятых в сфере экономики данного субъекта РФ.
В то же время в проекте однозначно говорится о запрете проводить индивидуальную педагогическую деятельность с учащимися своей образовательной организации.
Не забыты и обучающиеся: стипендиям и другим выплатам посвящена целая статья (ст. 36). В статье четко определены виды, размеры и порядок выплат стипендий. Согласно законопроекту размер стипендий будет определяться минимальным размером оплаты труда, что обеспечит их регулярную индексацию.
Слайд 11.
Новелла № 6. Общее образование: дошкольное и основное
Существующая образовательная программа дошкольного образования фактически включает в себя присмотр и уход за детьми. В новом законе дошкольное образование будет отделено от сопровождающих его присмотра и ухода за детьми, включая организацию питания и режима дня. За присмотр и уход за ребенком с родителей будет взиматься плата, если только речь не идет о детях с ограниченными возможностями здоровья (ст. 65).
Слайд 12.
При реализации основного общего образования предусматривается возможность ведения дополнительных предпрофессиональных программ, что обеспечит получение школьниками начальных знаний о профессиях. Это важно, поскольку начального профессионального образования в данной редакции законопроекта нет.
В новом законе будут подробно прописаны условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Оно будет проходить, в том числе, в коррекционных школах, коррекционных классах или классах интегрированного обучения общеобразовательных школ.
Инвалиды будут получать образование в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ст. 83).
Не забыты оказались и одаренные дети. В статье 81 «Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности. Олимпиады» говорится о выявлении и поддержке таких детей, в том числе и материальной (за счет стипендий).
Слайд 13.
Это лишь немногие существенные новеллы нового закона.
Достоинство законопроекта в том, что он старается максимально подробно и конкретно описать и нормативно закрепить сущность, механизмы и условия реалий современного образования. Но в этом и его недостаток.
Такая скрупулезность требует большой четкости в формулировках и делает документ достаточно массивным (227 страниц). Конечно, существующая редакция законопроекта требует еще значительной доработки. И если мы хотим, чтобы будущий закон принес в нашу профессиональную жизнь позитивные изменения, чтобы он реально работал, стоит хорошенько его изучить и активно включится в его обсуждение.