Пояснительная записка
Основная образовательная программа начального общего образования ГОУ СОШ № 1002 (в дальнейшем ООП НОО) разработана на основе:
-
Закона РФ «Об образовании» (ст.14,15)
-
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 года)
-
Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (М. : Просвещение, 2010),
-
анализа деятельности ГОУ СОШ « 1002 с учетом возможностей Учебно-методического комплекса «Перспектива».
-
социального заказа родителей младших школьников.
Программа соответствует основным
принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”:
-
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
-
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
-
единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
-
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
-
обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;
-
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
-
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
-
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
Цель реализации ООП НОО ГОУСОШ № 1002
-
создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования;
-
достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС и на основе УМК «Перспектива».
Задачи реализации ООП НОО ГОУСОШ № 1002:
-
Достижение личностных результатов учащихся:
-
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
-
сформированность мотивации к обучению и познанию;
-
осмысление и принятие основных базовых ценностей.
-
Достижение метапредметных результатов обучающихся:
-
Освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
-
Достижение предметных результатов:
-
Освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.
Условия для реализации ООП, имеющиеся в школе
Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1002 функционирует с 1968 года
-
Бессрочная Лицензия на право ведения государственной образовательной деятельности (регистрационный номер №028814 получена 30 мая 2011 года.
-
Свидетельство о государственной аккредитации сери я АА №157771 (регистрационный «007168 от 16.02.2007) действует до 16.02.2011года
-
В школе осуществляется обучение
-
Начальное общее
-
Основное общее
-
Среднее (полное) общее
-
по трем формам образования:
-
очное
-
экстернат
-
надомное, в том числе – индивидуальное с воспитанниками
социального приюта «Солнцево»
-
общеобразовательному
-
гимназическому
-
в старших классах ведется работа по 2-м профильным направлениям:
-
социально-гуманитарный
-
социально-экономический
Формирование здорового образа жизни на основе бережного отношения каждого ребенка к своему здоровью является одним из приоритетных направлений в системе работы ГОУ СОШ № 1002. Кабинеты начальной школы оснащены конторками, зрительными тренажерами, дети получают кислородные коктейли.
На период реализации ООП на начальном этапе общего образования в ГОУ СОШ № 1002 будут обучаться в среднем 290 учащихся (11 класс-комплектов), будут работать 3 группы продленного дня
Характеристика образовательных потребностей родителей
По мнению родителей, школа должна решать следующие первостепенные задачи:
-
давать глубокие и прочные знания, необходимые для продолжения образования;
-
вырабатывать желание у ребенка к постоянному развитию, прививать умение самостоятельно добывать знания;
-
воспитывать свободную личность, ответственную за свое поведение;
-
прививать любовь к труду, развивать творческое воображение;
-
сохранить здоровье детей.
Начальная ступень ГОУ СОШ № 1002 функционирует в режиме 2 смен при 5-дневной рабочей неделе, продолжительность учебных занятий составляет 35 минут (для учащихся 1-х классов в 1 полугодии, начиная с января - 45 минут) и 45 минут для учащихся 2-4-х классов.
В начальной ступени ГОУ СОШ № 1002 работают 11преподавателей начальной школы и 2 воспитателя ГПД. Из них 11 – с высшим образованием, 3 учителя имеют высшую квалификационную категорию, 3- первую, 3- вторую, 2- 10 разряд.
-
82% учителей начальной школы прошли обучение и владеют основами работы с компьютерным оборудованием.
-
Из них 66% уверенные пользователи, работающие с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, использующие в своей деятельности цифровые образовательные ресурсы
-
Учителя начальной школы постоянно пополняют собственную медиатеку, работают в Городской школьной информационной системе (ведут электронный журнал).
-
Созданы 2 образовательных пространства по предмету Окружающий мир
к учебнику А.Плешакова (для 3 и 4 классов) https://learning.9151394.ru/course/view.php?id=1559 https://learning.9151394.ru/course/view.php?id=608
Цифровые образовательные ресурсы, обеспечивающие реализацию ООП
№/п
|
Название цифровых образовательных ресурсов
|
Учебный предмет
|
Издатель
|
1.
|
Интернет ресурсы
|
Русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение, искусство
|
https://school-collection.edu.ru
|
2.
|
«Уроки Кирилла и Мефодия»
«Русский язык 2-4 класс»
«Уроки русского языка с применением информационных технологий»
|
Русский язык
|
«Уроки Кирилла и Мефодия»
|
3.
|
«Юный математик»
«Математика и конструирование»
«Математика 2-4 класс»
«Уроки математики и с использованием информационных технологий»
|
Математика
|
«Уроки Кирилла и Мефодия»
|
4.
|
«Природа и человек»
«Мир природы»
«Детская энциклопедия»
«Природа, человек, общество»
«Безопасность поведения на воде»
|
Окружающий мир
|
«Уроки Кирилла и Мефодия»
|
5.
|
Сайт информационной поддержки курса «Окружающий мир»
|
Окружающий мир
|
www.n-bio.ru
|
7.
|
Литературный иллюстрированный журнал для детей «Кукумбер»
|
Литературное чтение
|
https://www.bibliogid.ru
BIBLIO Гид
https://www.kykymber.ru
|
8.
|
Литературный журнал для детей и взрослых «Литературные пампасы»;
|
Литературное чтение
|
https://www.epampa.narod.ru
|
9.
|
Сайт Российской государственной детской библиотеки
|
Литературное чтение
|
https://www.rgdb.ru
|
10.
|
Сайт «Твори, обучаясь!»
|
Все предметы начальной школы
|
https://www.slovotvorhestvo.ru
|
Для организации образовательного процесса в рамках реализации ООП НОО имеется необходимое информационно-техническое обеспечение:
1. функционируют сайт образовательного учреждения и электронный журнал
Педагоги и обучающиеся имеют возможность оперативного сбора и обмена информацией, доступа к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам .
2. наличие компьютерной и мультимедийной техники:
№/п
|
Название техники
|
Количество, шт.
|
1.
|
Стационарные компьютеры
|
5
|
2.
|
Мобильные компьютеры (ноутбуки)
|
14
|
3.
|
Принтеры
|
5
|
4.
|
Мультимедийные проекторы
|
5
|
5.
|
Интерактивная доска
|
1
|
К числу сильных сторон образовательного учреждения следует отнести достаточно высокую теоретическую подготовку педагогов, существование у школьного сообщества положительного опыта осуществления инновационных преобразований в учебно-воспитательном процессе, благоприятный нравственно-психологический климат в педагогическом коллективе, высокий уровень образовательной подготовки выпускников школы.
УМК «Перспектива», выбранный школой для реализации ФГОС, представляет собой целостную
информационно-образовательную среду для начальной школы, сконструированную на основе единых идеологических, дидактических и методических принципов, адекватных требованиям ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Такой подход позволяет реализовать на практике ключевое положение ФГОС: «Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой, системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия для реализации основной образовательной программы образовательного учреждения».
Идеологической основой УМК «Перспектива» является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленная на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны.
Дидактической основой УМК «Перспектива» является дидактическая система деятельностного метода (Л.Г. Петерсон), синтезирующая на основе методологического системно-деятельностного подхода неконфликтующие между собой идеи из современных концепций развивающего образования с позиций преемственности научных взглядов с традиционной школой (Заключение РАО от 14.07.2006 года, Премия Президента РФ в области образования за 2002 год).
Методической основой является совокупность современных методов и приемов обучения и воспитания, реализуемых в УМК «Перспектива» (проектная деятельность, работа с информацией, мир деятельности и пр.). Учебники эффективно дополняют рабочие и творческие тетради, словари, книги для чтения, методические рекомендации для учителей, дидактические материалы, мультимедийные приложения (DVD-видео; DVD-диски со сценариями уроков, реализующих деятельностный метод обучения; CD-ROM диски; презентационные материалы для мультимедийных проекторов; программное обеспечение для интерактивной доски и др.), Интернет-поддержка и другие ресурсы по всем предметным областям учебного плана ФГОС (ФГОС, раздел III, п.19.3.).
ГОУ СОШ № 1002 обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей), как участников образовательного процесса, с:
-
Уставом школы № 1002 и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса
-
их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, могут закрепляться в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре , отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.
Раздел №1
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы
начального общего образования ГОУ СОШ № 1002
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего образования.
В тексте ФГОС начального общего образования отражены основные положения планируемых результатов начального общего образования.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования ГОУ СОШ № 1002 , работающей по УМК «Перспектива» должны обеспечить:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
-
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
-
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
-
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
-
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
-
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
-
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
-
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
-
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
следующая страница>