Пояснительная записка
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с Законом «Об образовании» пп 7 п.2 ст.32; Типовым
положением об ОУ п. 36. На основе обязательного минимума содержания основного общего образования по
химии; положения о рабочей программе в МКОУ «Кондинская средняя общеобразовательная школа». Программы курса химии для 8 класса автор О.С.Габриелян
//Программа для общеобразовательных учреждений. Химия / Сост. Н.И.Габрусева, СВ. СуматохинМ.: Дрофа, 2001,- 64-73//
Программа курса построена по концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить присущий русской средней школе высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Это достигается путем вычисления укрупненной дидактической единицы, в роли которой выступает основополагающее понятие «химический элемент и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)», следование строгой логике принципа развивающего обучения, положенного в основу конструирования программы, и освобождение ее от избытка конкретного материала. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов.
Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные
сведения о строении атомов по биологии 9 класса, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Ведущими идеями предлагаемого курса являют:
-
материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
-
причинно-следственные связи между составе строением, свойствами и применением веществ;
-
познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
-
объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;
-
конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;
-
законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность управлять химическими
превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды от загрязнения;
-
наука и практика взаимосвязаны: требования практики — движущая сила развития науки, успехи : практики
обусловлены достижениями науки;
-
развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.
Основное содержание курса химии 8 класса оставляют сведения о химическом элементе и форм его существования —
атомах, изотопах, ионах, простых веществах и их важнейших соединениях (оксидах и других бинарных соединениях,
кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток:
закономерностях протекания реакций и их классификации.
Цели
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
-
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
-
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического
эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
-
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу
общечеловеческой культуры;
-
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных
способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Химия» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который
полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится
учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой:
объяснять, характеризовать, определять, составлять, распознавать опытным путем, вычислять.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни»
представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В результате изучения химии ученик должен
знать / понимать
-
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических
реакций;
-
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
-
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
-
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
-
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
-
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической
системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ;
химические свойства основных классов неорганических веществ;
-
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
-
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20
элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
-
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
-
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
-
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
безопасного обращения с веществами и материалами;
-
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
-
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
-
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
-
приготовления растворов заданной концентрации.
Учебно-тематический план
№
|
Тема
|
Кол-во
часов
|
В том числе:
|
|
|
|
Практические работы
|
Лабораторные работы
|
Контрольные работы
|
!
|
Введение
|
5
|
—
|
—
|
—
|
2
|
Атомы химических элементов
|
10
|
—
|
—
|
1
|
3
|
Простые вещества
|
7
|
—
|
—
|
1
|
4
|
Соединения химических элементов
|
11
|
—
|
1
|
—
|
5
|
Изменения, происходящие с веществами
|
11
|
—
|
6
|
1
|
6
|
Практикум № 1.
«Простейшие операции с веществом»
|
5
|
5
|
—
|
—
|
7
|
Растворение. Растворы. Свойства растворов
электролитов
|
14
|
—
|
6
|
1
|
8
|
Практикуй № 2.«Свойства растворов
электролитов»
|
3
|
4
|
—
|
—
|
7
|
Резерв
|
1
|
—
|
—
|
—
|
ИТОГО
|
68
|
9
|
13
|
4
|
следующая страница>