Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Занятие №51. Тема: «Алкадиены»

План лекции:

1. Понятие о диеновых углеводородах.

1.1 Гомологический ряд диеновых углеводородов.

1.2. Номенклатура алкадиенов.

1.3. Химические свойства алкадиенов.

1.5. Получение бутадиена-1,3.

1.6. Получение изопрена.

2. Природный и синтетический каучуки. Способы получения синтетических каучуков.




1.Гомологический ряд алкадиенов.

2. Номенклатура алкадиенов.

Из названия класса видно, что молекула должна содержать две двойные связи. Общая формула гомологического ряда диеновых углеводородов CnH2n-2. Алкадиены – это углеводороды с открытыми углеродными цепями, в молекулах которых содержатся две двойные связи.

Наличие двух или более двойных связей обозначают суффиксами -диен, -триен и т. д., все двойные связи должны входить в главную цепь. Цепи нумеруют так, чтобы положения двойных связей обозначались наименьшими номерами:

гексадиен- 1, 3

3, 4 -дипропилгексатриен - 1, 3, 5

По взаимному расположению двойных связей и химическим свойствам диены делятся на три группы:


I. Диены с соседним положением двойных связей называют диенами с кумулированными связями. Эти соединения мало устойчивы и легко перегруппировываются в алкины. Их простейший представитель:

пропадиен

II. Диены у которых двойные связи разделены более чем одной простой связью, называются диенами с изолированными связями:

гексадиен - 1, 6

III. Диены с 1, 3- положением двойных связей называют диенами с сопряженными связями (пример гексадиен- 1, 3 ( см. выше) )




3.Химические свойства алкадиенов

1. Для алкадиенов характерны реакции присоединения (+галогены, водород, галогеноводород и т.д.)

CH2=CH-CH=CH2+Br2CH2Br-CH=CH-CH2Br

2.Реакции полимеризации:

n(CH2=CH-CH=CH2)( -CH2-CH=CH-CH2-)n






4.Способы получения алкадиенов.



1. Постадийное дегидрирование алканов:

H3C-CH2-CH2-CH3H3C-CH2-CH=CH2H2C=CH-CH=CH2

2. Дегидратация и дегидрирование спиртов (Метод Лебедева)

2H3C-CH2-OH H2C=CH-CH=CH2 + 2H20 + H2

5.Применениа алкадиенов.

Алкадиены используются в основном для синтеза синтетических каучуков.



Натуральный каучук.

Существует натуральный природный каучук. Макромолекулы натурального каучука состоят из множества повторяющихся остатков молекул изопрена (2-метилбутадиен-1,3) : CH2 = C – CH = CH2

|

CH3



Характерно, что в макромолекуле натурального каучука группы СН2 находятся по одну сторону двойных связей (цис-форма) и мономерные изопреновые звенья регулярно повторяются. Такое пространственное строение молекул полимеров называется стереорегулярным. Оказалось, что именно такое строение молекул придает натуральному каучуку эластичность – способность растягиваться и сжиматься под действием внешней силы, а затем восстанавливать прежнюю форму, а также стойкость к износу. Эти свойства необходимы для производства высококачественных автомобильных и авиационных шин.

Ценным свойством каучука является также водо- и газонепроницаемость. Кроме того, он хороший электроизолятор. Каучук практически не растворяется в воде, плохо растворяется в этиловом спирте, а в сероуглероде, хлороформе и бензине он сначала набухает, а затем растворяется. При повышенной температуре каучук становится мягким и липким, а на холоде – твердым и хрупким. При длительном хранении натуральный каучук твердеет.

Наряду с цис-полиизопреном в природе встречается и полимер стереонерегулярного строения – транс-полиизопрен, называемый гуттаперчей. Из-за неупорядоченного пространственного строения гуттаперча обладает значительно меньшей эластичностью, стойкостью к износу, водо- и газонепроницаемостью по сравнению с каучуком.



Строение элементарных звеньев молекул полимеров:
а – натурального каучука; б – гуттаперчи

Синтетические каучуки (СК).

Классификация, получение и применение. Сейчас производится широкий ассортимент синтетических каучуков, различных по составу и потребительским свойствам. Обычно каучуки классифицируют и называют по названию мономеров, использованных для их получения (изопреновые, бутадиеновые каучуки), или по характерной группе атомов, входящих в их состав (полисульфидные, кремнийорганические и т.д.).
Основным методом получения синтетических каучуков является полимеризация диенов и алкенов. Наиболее широко в качестве мономеров для производства каучуков используются бутадиен, изопрен, стирол, хлоропрен, изобутен, этилен, акрилонитрил и др.
Полисульфидные, полиуретановые и некоторые другие каучуки синтезируют с помощью реакции поликонденсации. По областям применения их принято разделять на каучуки общего и специального назначения. Каучуки общего назначения обладают комплексом свойств, позволяющим применять их для производства широкого круга изделий, для которых необходимо основное свойство резин – высокая эластичность при обычных температурах (шины, транспортёрные ленты, обувь и др.).

Каучуки специального назначения должны обладать свойствами, обеспечивающими работоспособность изделий в специфических, часто экстремальных условиях: стойкостью к действию растворителей, масел, кислорода, озона, тепло-и морозостойкостью (т. е. способностью сохранять высокую эластичность в широком диапазоне температур) и др. специфическими свойствами. Существуют особые группы синтетических каучуков, такие, как водные дисперсии каучуков – латексы; жидкие каучуки – отверждающиеся олигомеры; наполненные каучуки – смеси каучука с наполнителями или пластификаторами.


Примеры некоторых синтетических каучуков. Среди каучуков общего назначения по-прежнему широко распространены бутадиеновые СКД. (Стереорегулярный 1,4-цис-полибутадиен)

и изопреновые (1,4-цис-полиизопрен) каучуки.

Они обладают высокой прочностью, эластичностью, износостойкостью. Применяются в производстве разнообразных резиновых изделий. Для модификации потребительских свойств каучуков широко используют сополимеризацию – диен полимеризуют с добавлением какого-либо алкена. Такой полимер состоит из элементарных звеньев двух различных типов. Таким сополимером является еще один распространенный СК – бутадиенстирольный каучук (СКС),

который применяется не только при производстве резиновых изделий, но также является основой строительного латекса и латексно-эмульсионных красок.

Полихлоропреновые каучуки (наирит, неопрен) –

один из наиболее давно известных видов синтетических каучуков. Обладают высокой масло-, бензо-, озоностойкостью.



Занятие №51. Тема: «Алкадиены» План лекции: Понятие о диеновых углеводородах

Из названия класса видно, что молекула должна содержать две двойные связи. Общая формула гомологического ряда диеновых углеводородов CnH2n Алкадиены – это углеводороды с открытыми

59.14kb.

15 12 2014
1 стр.


2 Курс лекций: Тема лекции; План лекции; Текст лекции

Списки учебной литературы, рекомендуемой обучающимся в качестве основной и дополнительной по темам лекций

46.96kb.

15 09 2014
1 стр.


Лекция №1 Тема лекции: ветеринарная ортопедия план лекции

Одним из главных показателей морфо-функциональной деятельности всех систем организма является состояние копытец животного

2275.86kb.

27 09 2014
9 стр.


На групповое занятие по курсу 311 (раздел II). Тема №2: Военная топография. Занятие №3: Чтение топографических карт

Цель занятия: Научиться быстро и правильно читать топографические карты, а также получить понятие о системе условных обозначений, применяемой на картах

201.26kb.

25 12 2014
1 стр.


Лекции тема: Неотложные состояния в нефрологии. План: Вступление. Актуальность темы

Реабилитация и диспансеризация при нефрологических заболеваниях. Документы, регламентирующие диспансеризацию

30.91kb.

10 09 2014
1 стр.


Занятие №17 методическая разработка к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине

Тема №17 «Особенности формирования иммунитета у детей. Понятие об иммунодефицитных состояниях иммунокоррекции. Календарь профилактических прививок»

127.62kb.

01 10 2014
1 стр.


Занятие I тема. Понятие рекурсии

Рекурсия (от латинского recursio возвращение) – это такой способ организации вычислительного процесса, при котором процедура или функция в ходе выполнения составляющих ее операторо

158.67kb.

06 10 2014
1 стр.


Занятие №1 Тема: Введение План Определение понятия "стилистика" в русском языковедении и литературоведении

Роль художественной литературы, радио, телевидения, кино, театра, учителя-словесника в утверждении и розвитии стилистической нормы

54.75kb.

10 10 2014
1 стр.