Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4 ... страница 8страница 9

Процесс "Представление"
Процесс представления обеспечивает инвариантность восприятия. Благодаря этому процессу человек может узнавать букву "А" в сотнях различных начертаниях. Мы узнаем кошку, какого бы цвета и размера она не была, при взгляде на нее с любого ракурса, под любым углом.

Создатели нейропрограмм для компьютеров значительно преуспели в моделировании функции представления, так как нейрофизиологический механизм этого процесса подробнейшим образом описан в литературе.

Помочь понять сущность процесса представления может следующий мысленный эксперимент. Представьте, что у вас есть тысяча фотографий китайских мужчин. Вы сканируете эти фотографии - записываете их в компьютер. Затем пишите (или берете готовую) программу, которая сможет проанализировать все фотографии и выделить в каждой из них только одинаковые части. Все отличия программа сотрет. То, что останется - одинаковые части каждого изображения - это и есть то, что в психологии называется представлением. Другими словами, представление - это сильно обобщенный зрительный образ, содержащий в себе наиболее характерные признаки группы похожих объектов.

Когда вы вспоминаете зрительные образы - вы вспоминаете именно представления. Это своего рода "болванки", "заготовки", с которыми вы можете делать в своем воображении все что угодно.

Почему человек в бодрствующем состоянии не может вспоминать очень яркие образы, а вспоминает именно представления, вы узнаете, познакомившись с голографическими принципами работы зрительной анализаторной системы.

Нарушение процесса представления является очень серьезной патологией. Такой больной теряет способность к инвариантному восприятию. Или, попросту, перестает узнавать зрительные образы. Ни о каком сознательном запоминании и обучении не может быть и речи.


Процесс "Ощущение"
Под этим процессом понимают процесс преобразования внешних (и внутренних) физических и химических стимулов в электрические импульсы. Все, что вы воспринимаете - видите, слышите, чувствуете - преобразуется в электрические импульсы. В мозге нет ничего кроме электрических импульсов, бегущих по волокнам нервных клеток.

Нарушение зрения, слуха, обоняния и других органов чувств ведет к слепоте, глухоте и другим дефектам.

Временные изменения в работе анализаторных систем приведет к тому, что человек, перейдя в нормальное состояние, не будет помнить того, что с ним происходило, когда работа воспринимающих органов была нарушена. Для запуска процесса припоминания необходимы стимулы. Но таких стимулов, какие воспринимал мозг в измененном режиме работы анализаторов, человек получить не может. Связи оказываются недоступными, как бы заблокированными.

Люди с дефектами анализаторных систем или воспринимающих органов могут запоминать и обучаться, но для таких людей разрабатываются специальные программы обучения.


Процесс "Мышление"
Мышлением называются сознательные операции со зрительными образами в воображении. Мышление может быть прямое, когда управление зрительными образами осуществляется без помощи речи. И мышление может быть опосредованным, когда человек управляет зрительными образами при помощи внутренней речи. При этом используется механизм воссоздающего воображения - автоматического преобразования слов в образы.

Мышление бывает произвольным: в этом случае человек сознательно осуществляет операции со зрительными образами.

Мышление бывает непроизвольным. Когда зрительные образы стихийно, беспорядочно возникают в воображении под воздействием различных стимулов.

Больные с нарушением мышления называются в нейропсихологии "лобными больными".

Лобный больной не в состоянии запомнить более четырех слов из десяти, сколько бы времени он их не запоминал.

Обратите внимание на то, что мышление в нейропсихологии тестируется через способность запоминать. Сознательное запоминание прямо связано с мышлением и находится в зависимости от развитости мыслительных процессов.

Любые другие мыслительные операции - так называемые логические операции (сравнение, анализ, обобщение и пр.) - основываются на простейших мыслительных операциях со зрительными образами в воображении.

Нарушение мыслительных процессов приведет к тому, что непроизвольное запоминание будет сохранено - это автоматическое запоминание воспринимаемых связей. Такой больной хорошо ориентируется на улице и может выполнять работу, не требующую сложных интеллектуальных навыков. Однако произвольное и, тем более, сверхпроизвольное запоминание становится невозможным при нарушении мыслительных процессов. В частности, вся система запоминания в мнемотехнике основывается на визуальном мышлении. Именно с помощью мыслительных операций осуществляется сознательный контроль над процессом запоминания, припоминания и сохранения информации в мозге.

Если нет патологий, мышление хорошо поддается тренировке. Хотя, слово "тренировка" здесь не совсем уместно. Так как при обучении запоминанию мышление не тренируется. Человек обучается определенным алгоритмам - последовательности действий в воображении, ведущих к запоминанию.
Интеллект
"Интеллект" - это совокупность мыслительных программ, алгоритмов действий, направленных на реализацию тех или иных задач. Можно научить человека последовательности действий, ведущих к решению квадратного уравнения. Можно научить играть в шахматы или в домино. Очевидно, что развивать интеллект вообще, в общем - нельзя. Если вас научили разгадывать ребусы и кроссворды, то вы стали умнее именно в разгадывании ребусов и кроссвордов, и больше ни в чем.

Чем больше программ заложено в мозг человека, тем мощнее его интеллект. Интеллект - это понятие не качественное, а количественное. Сравните с компьютером. В одном компьютере установлен лишь текстовой редактор Word. У этого компьютера низкий интеллект, но он отлично выполняет свою работу. В другой компьютер установили сотни профессиональных программ. У такого компьютера интеллект выше, так как он способен решать сотню разнообразных задач.

Из этой аналогии видно, что интеллект - то есть количество "установленных программ" напрямую зависит от памяти. Если в компьютере нет памяти, то на такую машину в принципе невозможно установить более-менее сложные программы.

Аналогично, если человек не умеет запоминать, то различные интеллектуальные программы будут " устанавливаться" крайне медленно (долго). Либо вообще не смогут быть " установлены".

Отсюда следует вывод о том, что важнейшей предпосылкой к расширению интеллекта является наличие навыка запоминания. Интеллект человека зависит от того, как быстро и насколько качественно он может усваивать новые алгоритмы действий (мыслительных или двигательных).

Совершенно очевидно, что обучаясь решать математические задачки, вы не будете учиться запоминать. Но научившись запоминать, вы не станете богаче. Научившись зарабатывать деньги, вы не сможете играть на пианино. Чтобы уметь запоминать, нужно изучать мнемотехнику. Чтобы быть богатым, нужно изучать схемы и методы "делания" денег. Чтобы играть на пианино, необходимо несколько лет ходить в музыкальную школы. Стать умнее вообще, во всем - нельзя. Как бы вы не совершенствовались, всегда найдется человек, который в чем-то умнее вас. 


Воображение
Воображение - это процесс моделирования прошлого, настоящего и будущего на основе процессов "Представление" и "Мышление".

Для того чтобы начать "воображать", вам необходимо вывести в сознание представление - например, обобщенный образ чашки. Затем вы подключаете процесс мышления и начинаете всячески видоизменять этот образ в своем сознании. Вы можете вообразить чашку красной, белой, зеленой, в горошек или клеточку, с одной ручкой или с четырьмя ручками, вы можете представить чашку с чаем или молоком, с блюдцем или без блюдца.

Результат мыслительных операций с представлением вы можете "вывести из мозга". Например, описав получившуюся картинку словами или нарисовав ее на бумаге.

Соответственно, при нарушении представления, мышления, внимания - нарушается и воображение, то есть способность запоминания, припоминания, анализа настоящего и прогнозирования будущего.

 

Смысл запоминания


Представьте, что учительница в школе говорит детям: "Дети запомните, пожалуйста, зеленый"

Или преподаватель истории дает задание школьникам: "Запомните даты: 863, 1054, 1302".

Или урок астрономии: "Тема занятия Цефеиды и Пояс Кьюпера. Запишите эти слова и запомните их".

Сразу чувствуется, что в этих заданиях чего-то не хватает, в них присутствует какая-то пустота. Они лишены смысла.

Запоминание одноэлементного сообщения не имеет смысла

Бессмысленно запоминать слово "зеленый". Смысл (СВЯЗЬ) появляется лишь тогда, когда есть второй элемент сообщения: "Улицу можно переходить на зеленый сигнал светофора". (Если зеленый, то можно).

Совершенно бессмысленно запоминать цифры даты: 1302. Смысл появляется лишь при наличии связи этой даты с каким-то событием: "1302 год - созыв Генеральных штатов во Франции". (Если 1302, то Генеральные штаты и Франция).

Запоминание одноэлементного сообщения не имеет смысла по двум причинам.

1. Мозг запоминает только связи. Для образования связи необходимы как минимум два элемента. Один элемент мозг теоретически запомнить не может.

2. Смысл запоминания заключается именно в запоминании связи между несколькими элементами информации. Важно знать (помнить) не слово "Милиция", а связь слова "Милиция" с телефонным номером "02". Только в этом случае человек может использовать ИНФОРМАЦИЮ, т.е. СВЯЗЬ.

Для людей, изучающих мнемотехнику, очень важно осознать простые и очевидные принципы функционирования памяти человека. Память человека работает по единственному общему принципу: "Стимул - реакция (S-R)". Ничего другого нет.

К сожалению, мозг фиксирует любые связи. Адекватные и неадекватные (правильные и неправильные). Вот пример неадекватной связи: "Если снег бросить в огонь, то он превратится в лед". 

Усвоенные ложные связи делают поведение и мышление человека неэффективными. На воспринимаемый стимул следует неправильная реакция. Пример. Вы запомнили связь: "Если кошка перешла дорогу, то обязательно будет неприятность". И вот ночью на освещенной дороге в ваш мозг попадает стимул - кошка. Срабатывает связь и вы начинаете реагировать в соответствии с заложенной в ваш мозг связью (S-R). И сворачиваете с освещенной улицы на темную дорожку. Вот здесь то вы реально можете столкнуться с настоящими неприятностями...

Прежде чем запоминать информацию (связи), необходимо удостовериться, что данные связи являются истинными. В противном случае вы превратите свой мозг в "собрание" ложных связей, неправильных программ реагирования. 

Теория памяти прочно связана с теорией мышления человека и с теорией формирования личности человека. В излагаемую здесь теорию памяти отлично вписывается "Теория личностных конструктов" Дж.Келли. Этот ученый на интуитивном уровне осознал механизмы формирования личности, сознания и подсознания. Он разработал точные методы выявления существующей в мозге человека СИСТЕМЫ СВЯЗЕЙ, с помощью которой человек реагирует на различные внешние воздействия (S). Так, классическая методика Дж.Келли позволяет очень точно определить программу взаимодействия человека с окружающим его социумом.

Метод "Репертуарных решеток" очень популярен за рубежом. Он часто используется в психотерапевтической практике для выявления неадекватных (ложный) связей в мозге человека, являющихся причиной разных проблем, для последующей их коррекции в глубоком гипнотическом состоянии.

Протестировав несколько десятков человек по этой методике, вы с удивлением обнаружите, что реакции других людей на события, их ценности и взгляды совершенно различные и сильно отличаются от ваших. 

Те, кто интересуется теорией личностных конструктов, может познакомиться с книгой "Новый метод исследования личности" в разделе "Обзор литературы".

Понимание истинных механизмов памяти позволит вам понять, как работает метод "вскрытия" глобальной системы реагирования человека. И как эта система реагирования формируется, то есть, как формируется личность и сознание.

Техника запоминания одинаково работает и при запоминании телефонного номера, и при запоминании какого-либо правила - реакции на конкретный стимул. Например, "Не плюй в колодец, из которого пьешь", "Любишь мед, не разоряй сот". Записав в свой мозг с помощью мнемотехники некоторое количество подобных рекомендаций-правил, вы мгновенно измените свои отношения с другими людьми. Если прочитав книгу, вы не запомните специально изложенные в ней правила, то уже через несколько дней вы перестанете ими пользоваться, так как эти правила будут вами забыты.

Информация - это несколько взаимосвязанных элементов, каждый из которых может быть как стимулом, так и реакцией. Смысл запоминания заключается в запоминании связей между подобными элементами. По существу, информацией являются именно сами связи, так как отдельные элементы сами по себе ничего не значат.

 

Электрическая память


Мнемотехника выделяет и использует для запоминания два способа фиксации связей мозгом и, следовательно, два вида памяти: электрическую и рефлекторную

Под электрической памятью понимается один из способов фиксации связей мозгом. Этот вид памяти называется электрической потому, что материального носителя этого вида связей в мозге нет. Связь сохраняется в мозге в виде согласованной электрической активности групп нервных клеток.


Временные характеристики электрической памяти
Время фиксации связи варьирует от 0,8 секунды на образование одной связи - это официально зарегистрированный мировой рекорд скорости запоминания - до 6 секунд на образование одной связи - нормативное время запоминания для прошедших обучение мнемотехнике. Теоретически минимальное время образования связи в электрической памяти не может быть меньше времени реакции человека (примерно 0,14 секунды).

Время сохранения связей без их повторной активизации (запоминание с однократного восприятия) - примерно 40-60 минут.

Время сохранения связей после их закрепления в течение 3-4 дней - примерно 1,5 месяца. Закрепление связей осуществляется их многократной активизацией (мысленное припоминание информации).

Если образованные и закрепленные связи активизировать хотя бы один раз в полтора месяца, связи могут сохраняться в мозге пожизненно.

Эти характеристики электрической памяти могут быть получены разными способами: эмпирически, опытным (экспериментальным путем), а также подтверждаются нейрофизиологическими данными и данными из психиатрии.

Прежде чем анализировать механизм фиксации связи, вам необходимо вкратце познакомиться со следующими понятиями: голография, пространственные частоты, дирекциональная избирательность нервных клеток, обратная связь, виды активности нервных клеток, и с некоторыми другими понятиями, связанными с этой темой.


Голография
Голографией называется процесс разложения сложного колебательного процесса на ряд простых составляющих, с их последующей записью.

С явлением разложения целого на части мы сталкиваемся очень часто. Аккорд, взятый на клавиатуре пианино, можно разложить на составляющие его ноты. Любое составное число можно разложить на ряд простых чисел (простое число - это число, которое делиться только на себя и единицу). Сложное колебательное движение осеннего листа на ветке можно разложить на ряд простых синусоид.

Соответственно из набора простых чисел, звуков, частот можно получить необходимое нам составное число, аккорд, сложное колебание.

  5 х 7 х 11 х 13 х 17 = 85085 85085 = 5 х 7 х 11 х 13 х 17


Стоячая волна
Представьте, что на поверхности воды на некотором расстоянии друг от друга находятся два поплавка. Оба дергаются в вертикальном направлении с разной, нестабильной частотой. При этом от поплавков в разные стороны будут расходиться круги. Круговые волны будут пересекаться, образуя какой-то рисунок. Если частота движений поплавков нестабильная, то зона слияния круговых волн будет постоянно изменяться и нам не удастся рассмотреть какой-то определенный рисунок.

Но если мы сделаем частоту движений поплавков стабильной, постоянной, то в зоне пересечения круговых волн образуется "стоячая волна", неподвижный рисунок, являющийся результатом сложения волн.

Стоячая волна образуется тогда, когда источники волн имеют стабильную (когерентную частоту).
Голограмма
Для изготовления голограммы необходим источник когерентного (со стабильной частотой) излучения. Таковым, в частности, является лазер.

Представьте, что слева от вас на столе стоит лазер, луч которого направлен в правую сторону. По середине стола стоит фотопластина. Луч лазера проходит сквозь фотопластину. Справа от вас на столе закреплен обычный ключ, который вы хотите сголографировать. Луч лазера, пройдя через фотопластину, попадает на ключ, отражается от него и вновь попадает на фотопластину. В результате временной задержки отраженного от ключа света, в нем происходит сдвиг фаз.

Волны света, идущие от лазера, смешиваются со световыми волнами, отраженными от ключа. На светочувствительной пластине образуется стоячая волна - интерференционная картинка, которая и фиксируется фотопластиной.

После того как фотопластина будет проявлена и отбелена, мы получим голограмму - точную световую копию ключа. Теперь, если осветить голограмму лазерным лучом той же частоты или вынести на солнечный свет, мы увидим на ней ключ. На самом деле изображения ключа на голограмме нет. На ней можно увидеть лишь множество полосок, аналогичных папилярным узорам на пальцах. Голограмму можно поворачивать и рассматривать ключ с разных сторон. Если мы разломим фотопластину на четыре части, то у нас будет четыре копии ключа. На каждом кусочке голограммы мы будем видеть немного уменьшенный, но целый ключ. Примерно то же самое вы будете наблюдать, если разломаете зеркало на четыре части. Получится четыре отдельных зеркальца, в каждом из которых вы будете видеть свое целостное отражение.


Пространственная частота
Представьте небольшую полоску бумаги, разделенную на три равные части: середина - белая, а по бокам полоска черная. Это очень низкая пространственная частота.

Теперь представьте полоску бумаги, разделенную на пять равных частей. Три из них черные, а две - белые. При этом цвет всегда меняется. Черный - белый - черный - белый - черный. Это более высокая пространственная частота.

А теперь представьте полоску бумаги, разделенную на сотни равных частей - сотни перепадов черного и белого. Это очень высокая пространственная частота.

Пространственная частота - это количество перепадов светлого и темного на единицу длины.

Зачем нам нужны пространственные частоты? Ваш мозг, ваша зрительная анализаторная система оперирует именно пространственными частотами.
Зрительный анализатор
На картинке вы видите схему зрительной анализаторной системы. (Рисунок из книги "Глаз, мозг, зрение" Д.Хьбела, Издательство "Мир".)

Анализаторная система состоит: из глаза (с сетчаткой из шести видов клеток), зрительного тракта, наружного коленчатого тела, зрительной радиации, первичной зрительной коры (зоны 17, 18).



На соседнем рисунке вы видите траекторию движения глаза. Глаз совершает микродвижения (микросаккады), в результате которых в мозг идет "передача данных". (Микросаккады изображены на рисунке зигзагообразными линиями.) Затем глаз делает скачек (прямая линия). В этот момент "передача данных" прекращается, и глаз временно слепнет. Затем все повторяется. Микросаккадические движения продолжаются примерно четверть секунды.

Во время микросаккадических колебаний глаза информация с сетчатки глаза передается в наружное коленчатое тело (НКТ) - на картинке оно отмечено черной стрелкой. НКТ осуществляет фильтрацию пространственных частот. Представьте картинку, на которую наложена прямоугольная сетка, подобная шахматной доске. При каждом микродвижении глаза наружное коленчатое тело передает в первичную зрительную кору пространственные частоты: последовательно - от низких до высоких пространственных частот. То есть, в мозг сначала поступает картинка, разложенная на крупные квадраты (сегменты). В конце микродвижений глаза в мозг подается картинка, разложенная на большое количество мелких квадратиков.

За четверть секунды (за время микросаккадического тремора) наружное коленчатое тело разбивает поступающую с сетчатки картинку примерно на 260 пространственных частот, каждая из которых отдельно, последовательно направляется в зрительную кору.

В зрительной коре процесс обработки информации продолжается. Каждая из 260-ти картинок (одна картинка с разными разрешениями) обрабатывается дальше. Мозг анализирует участки с перепадами яркости и "вырезает" контуры.

Результат всех этих хитроумных преобразований выглядит примерно следующим образом. Когда вы смотрите на какой-нибудь зрительный образ, например, образ "радиоприемник", этот образ разбирается на подобразы, от самых общих, приблизительных контуров, до контуров мельчайших деталей. И каждая часть образа последовательно направляется в мозг: общий контур приемника, ремешок, динамик, антенна, шкала настройки, регуляторы, надпись, буквы, цифры, царапины, пылинки.

В других зонах коры головного мозга образ вновь собирается из частей в одно целое. Но этот целостный образ мы видим так, как обычно и привыкли видеть - состоящий из отдельных частей, деталей.

Если бы мозг не проделывал таких хитрых преобразований с воспринимаемыми нами образами, то мы видели бы окружающий нас мир как множество цветных пятен различного цвета и интенсивности. Привычные для вас зрительные образы - это иллюзия, созданная зрительной анализаторной системой. Для того чтобы мы видели предметы, четко разграниченные на детали, мозг при восприятии разбивает неопределенные цветные пятна по пространственным частотам, выделяет контуры, отдельно каждый посылает в высшие отделы и там вновь собирает целостный образ из выделенных деталей.

Мозг - система однообразная. В один момент времени в первичной зрительной коре (на затылке) может находиться только один контур, только какая-то часть воспринимаемого объекта. Зрительная анализаторная система работает с высокой частотой (около 800 Гц) и человек не замечает процесса последовательной обработки информации.

Количество анализируемых пространственных частот зависит от разных факторов, в частности, от освещенности. В сумерках ваша анализаторная система резко сокращает количество этапов анализа пространственных частот. В результате в мозг поступают только низкие пространственные частоты и мозг может выделить лишь грубые контуры объектов. Поэтому при плохом освещении человек не различает деталей.

При заболевании наружного коленчатого тела осуществляется грубый анализ пространственных частот, в мозг поступают только низкие пространственные частоты. В результате чего больной не способен различать похожие внешне объекты, которые отличаются мелкими деталями. Например, лица людей. Для такого больного все люди становятся "на одно лицо".


Обратная связь
Под понятием "Обратная связь" мы будем иметь ввиду способность зрительной анализаторной системы воспринимать сигналы не только с сетчатки глаза, но и сигналы из высших отделов мозга. Логика подсказывает, что замыкание кольца обратной связи должно осуществляться на наружном коленчатом теле. То есть в наружное коленчатое тело должны входить нервы из мозга. Так оно и есть на самом деле. Д.Хьюбел в книге "Глаз, мозг, зрение" пишет: "Сюда (в НКТ) входят не только волокна из зрительного нерва, но и волокна, приходящие обратно из тех участков коры, на которые проецируется НКТ, а также из ретикулярной формации ствола мозга, имеющей отношение к процессам внимания и общей активации".

Вот вам и третий глаз - орган внутреннего зрения, существование которого многие ставят под сомнение, игнорируя неопровержимое его доказательство - сновидения. Чем, если не зрительным анализатором, человек видит сны? Природа не создает лишних конструкций. Информация из мозга поступает на вход зрительного анализатора на уровне наружного коленчатого тела. Когда человек спит, глаза закрыты и отключены на физиологическом уровне и зрительный анализатор свободен от внешней информации. Ночью сигналы из мозга анализируются подробно, раскладываются на множество пространственных частот. Поэтому мы видим образы во сне цветными и часто очень детальными (высокие пространственные частоты).


<предыдущая страница | следующая страница>


Запоминания

Ец многолетних систематических разработок. Её практической основой служат принципы классической мнемотехники и элементы системы запоминания Джордано Бруно

2096.28kb.

08 10 2014
9 стр.


Исследование опосредованного запоминания

Методика направлена на исследование опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня формирования понятийного мышления

39.18kb.

26 09 2014
1 стр.


Сценарии нового года «Вечеринка \"на отлично\"»

Сценарий предназначен для минимума запоминания текста и приготовления костюмов, в основном все экспромт

79.6kb.

14 09 2014
1 стр.


Определение типа памяти

Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай

15.75kb.

13 10 2014
1 стр.


Наша бедность: особенности посттоталитарных особенностей

Рискну предложить легкую для запоминания формулу бедности [Б] поведения, именуемую проклятые пять «П» постсоветского пространства, а именно

22.3kb.

14 12 2014
1 стр.


Как развить внимание?

Правильно! Если бы не было внимания, мы ничего не смогли бы запомнить. А если качество запоминания напрямую зависит от внимания, то мы должны научиться управлять им и даже его трен

60.57kb.

04 09 2014
1 стр.


Тема. Упражнения на усвоение таблицы сложения и вычитания числа 5

Развивать разновидности памяти: смысловую, механическую, эйдитическую, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, развивать логическое мышление; учить использовать приемы мнемоте

47.62kb.

11 10 2014
1 стр.


Тест "Пиктограмма" А. Р. Лурия

Метод Пиктограмма, предложенный А. Р. Лурия, представляет собой вариант опосредованного запоминания, однако применяется он не столько для исследования памяти, сколько для анализа х

92.44kb.

26 09 2014
1 стр.