Упражнения на усвоение таблицы сложения и вычитания числа 5.
Задачи на разностное сравнение чисел.
Познакомить с правилом разностного сравнения чисел, ввести схему из отрезков для моделирования задач на разностное сравнение. Закрепить знания состава чисел первого десятка, совершенствовать вычислительные навыки в пределах десяти. Развивать разновидности памяти: смысловую, механическую, эйдитическую, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, развивать логическое мышление; учить использовать приемы мнемотехники для лучшего запоминания; воспитывать умения делать самоанализ, навыки рефлексии, культуру учебного труда.
Он пойдёт ребятам впрок.
И на уроке не зевайте.
Сегодня на уроке мы повторим таблицу сложения и вычитания числа 5 и познакомимся с новым видом задач.
Вот мы с вами сейчас восполним этот недостаток. (слайд 1)
Да не простые, а математические.
6-5 4+5 10-5
8-5 9-5 3+5
10-4 5-5
5-0 10-3
7-5 5+4
-
Кинезиологические упражнения (кошка, коза)
А теперь поиграем с пальчиками и приготовимся к изучению нового материала.
-
Изучение нового материала.
Дети, какой праздник приближается?
(слайд7)
Кто всегда приходит к вам на Новый год? (щелчок)
И приносит вам? (щелчок)
Посмотрите в печатные тетради. (слайд 8) Дед Мороз принес детям подарки: куклы и пирамидки.
Сколько кукол он принес?
Пирамидок?
Как узнать, чего больше?
Соедините их парами. (щелчок) Сколько кукол осталось без пар? (щелчок)
Значит, на сколько кукол больше?
А пирамидок на сколько меньше?
Молодцы, Деду Морозу вы помогли разобраться с игрушками.
(слайд 9)А вот наши знакомые из книги «Зима в Простоквашино» Кот Матроскин и пес Шарик однажды за обедом поспорили, у кого сосиска больше. В магазине ведь не всегда сосиски бывают совершенно одинаковые. А хитрый Кот себя не обидит, что поменьше – Шарику подсовывает.
- Я на охоту хожу, (слайд10) дом сторожу, (слайд 11)пользу приношу, (слайд 12) а сосиска у меня меньше – обиделся Шарик.
- Толку с твоей охоты, (слайд 13) ты все равно с фоторужьем на нее ходишь – спорил Кот Матроскин. – А кто придумал (слайд 14)корову купить, чтобы молоко в доме было?
Шарик задумался… (слайд 15) А какую же он еще пользу приносит?
Пока он думал да по сторонам смотрел, (слайд16) кот – клац – и уравнял сосиски.
Как он это сделал? (слайд 17)
- Ты зачем кусок сосиски откусил? – возмутился Шарик.
- Ничего, Шарик, не расстраивайся. Я одну сосиску уменьшил, и теперь они равные.
Справедливо кот поступил?
Вот у вас на партах лежат две полоски бумаги. Они напоминают сосиски?
Посмотрите, они одинаковые по длине?
Попробуйте и вы их уравнять. Как мы это сделаем, тоже откусим?
Правильно, мы можем оторвать или отрезать, если есть ножницы.
Покажите часть, которую вы оторвали. Вот на этот кусочек одна полоска длиннее другой. А какое действие мы при этом выполняем, когда отрываем или отрезаем часть?
Правильно, действие вычитания.
Почему? Потому что стало меньше.
Давайте теперь это попробуем изобразить в тетради. Какую геометрическую фигуру напоминают полоски?
Что такое отрезок?
Вспомните, что чертим в тетради карандашом, а пишем ручкой. Для того, чтоб начертить отрезок, вначале ставим две точки, а потом соединяем их под линейку.
Обращаю внимание на посадку, поправляю детей.
Физкультминутка.
А теперь мы с вами немного отдохнем
Много ль надо нам, ребята, (слайд 18)
Для умелых наших рук?
Нарисуем два квадрата,
А на них огромный круг,
А потом еще кружочек,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень-очень
Развеселый чудачок.
Работа с учебником. С. 59.
Сколько конфет? (слайд 19)
Сколько пряников? Чего больше?
Как узнать, на сколько больше?
Давайте попробуем изобразить эту задачу в тетради с помощью отрезков.
Конфет больше, значит и отрезок чертим длиннее. (слайд 20)
Пряников меньше, значит и отрезок ниже короче. А теперь покажите, какую часть отрезка мы должны отрезать, убрать?
Какое действие выполним?
Как это можно записать при помощи математического выражения?
Что мы узнали?
На сколько конфет больше, чем пряников. Каким действием?
А если нужно узнать, на сколько пряников меньше, чем конфет, что мы сделаем?
-
Закрепление.
Мы с вами научились узнавать, на сколько одно число больше или меньше другого. А теперь закрепим полученные знания. Я вам буду называть пары чисел, а вы должны сравнить их, то есть поставить между ними соответствующий знак, больше или меньше, а потом узнать, на сколько одно число больше или меньше другого.
Давайте вспомним, знак меньше широко открывает клювик, ему мало, а знак больше уже наелся.
Работаем у доски и в тетрадях.
7 и 5, 8 и 3, 6 и 9.
Так как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?
-
Итог урока.
Что нового узнали на сегодняшнем уроке?
Так вот теперь, когда вы будете решать математическую задачу, в которой надо сравнить 2 числа, то есть узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, вспомните, (слайд 21) как ругались Шарик и Матроскин, и как Кот откусил кусочек сосиски. Откусил – то есть что сделал?- уменьшил- отнял – действие вычитания, находим разницу.
На уроке очень хорошо работали…
(слайд 22) Приближается Новый Год, и все мы ждем от него каких-то чудес, исполнения желаний. Но ведь желания тоже бывают разные – бывают маленькие, которые приносят пользу только одному человеку, а бывают большие, которые принесут огромную пользу многим людям.
Поскольку у нас в этом году не хватает снега, давайте загадаем желания на снежинках. У вас на парте есть снежинки. Они одинаковые? Маленькая снежинка – это маленькое желание, для одного человека, а большая – большое, которое принесет пользу многим людям. Урок у нас не простой, а волшебный. Поэтому вы имеете возможность загадать желание и приклеить снежинку на доску – пусть хоть у нас в классе сегодня будет много снега.
(слайд 23) У кого желание маленькое – клеит маленькую снежинку, а у кого большое – большую. И это желание обязательно исполнится.