Перейти на главную страницу
1. Организационный момент.
Снег темным сделался, намок…
И, распеваючи веснянку,
Бежит веселый ручеек.
Навстречу утру золотому
Бегут, торопятся ручьи.
— Цвиринь, цвиринь! Неси из дому
— Скорей кораблики свои.
И, щебеча нетерпеливо,
Взмывает к солнцу.
…Даль ясна.
Сползает снег,
Синеет нива.
Пришла весна! Пришла весна!
Это будет урок – экскурсия в историю математики, связанную с женским именем. Их научная деятельность, как правило, не находила понимания и поддержки. Об этом говорят короткие рядки их биографии.
Тема урока: «Сложение и вычитание рациональных чисел». Мы продолжим совершенствовать навыки сложения и вычитания рациональных чисел, что очень важно для дальнейшего изучения математики.
А девизом нашего урока буду такие слова: (слайд 3)
Думать - коллективно!
Решать - оперативно!
Отвечать - доказательно!
Бороться - старательно!
И открытия нас ждут обязательно!
3. Актуализация опорных знаний.
1-е задание: расположить числа в порядке убывания (слайд 4)
- - Р;
- И; 6,1 – Ф; 16 –П; -0,2 –Г; 0,2 –А; -0,6 – О.
Ответ: Пифагор (слайд 5)
Ответ: Теано.
4. Решение упражнений (слайд 8)
а) -1+5-(-10);
б) 10-(-7)+(-2);
в) -5-7+
;
г) -3 +4,5+3-6,5;
д) 35-40-(-12);
е)16-
-1;
ж) -5,7+15-6,6.
Код:
Г |
Т |
И |
А |
П |
Я |
14 |
7 |
15 |
-2 |
-12 |
2,7 |
Ответ: Гипатия. (слайд 9)
Гипатия (370-415)
Гипатия из Александрии (370-415)-философ, математик и астроном. Дочь александрийского математика Теона. Последовательница неоплатоновской школы Ямблиха. Занималась вычислением астрономических таблиц, написала комментарий к сочинению Аполлония (по коническим сечениям) и Диофанта (по арифметике), которые до нас не дошли. Имеются сведения о том, что Гипатия изобрела ареометр - прибор для определения плотности жидкости, астролябию - прибор для определения широт и долгот в астрономии, планисферу - изображение небесной сферы на плоскости, на котором можно вычислять заход и восход небесных светил. Гипатия принимала участие в общественных делах города и пользовалась большой популярностью. Она стала жертвой фанатизма христиан: по нарушению архиепископа Кирилла во время уличных беспорядков была зверски истерзана толпой.
***
думают о ее смерти
жалеют и плачут.
Но она была сильный боец
хоть в годах
и довольно властной.
Женщина-Архимед,
чей ум был и четок и ясен.
империя в пропасть безвластья,
Провидела, как горят
храмы и термы
и собачьи пасти
трупы рвут у Колизея в Риме.
Она знала свой последний бой-
проигран еще до начала,
но шла на него
и в этом ее
величие, дерзость и слава.
2) Математическое лото (слайд 10)
Работа в парах.
Ученики выполняют вычисления и закрывают задания соответствующими карточками – ответами. В итоге на обратной стороне получается цветок – гортензия.
7-12 |
-3-(-4) |
6+(-6)-3 |
½+(-0,5) |
5,5-(-1,5) |
-6+(-4) |
Ответ: Гортензия . (слайд 11)
Лепот Николь Гортензия (1723-1788) (слайд 12)
б) +7=11;
в)5,2-=8,2;
г) (-х)+5=1;
д)=2.
Решив все уравнения, находим имя следующей женщины – математика.
Ответ: Мария Аньези Гаетана
Мария Аньези Гаетана (1718-1799) (слайд 14)
Мария Гаетана Агнеси родилась 16 мая 1718 года в богатой и грамотной семье. Она была самой старшей и, кроме нее, было еще 20 детей. Ее отец был профессором математики и дал ей глубокое образование.
Мария была признана чудо - ребенком очень рано. Она говорила на французском и итальянском языках в пять лет, а к 13 годам знала греческий, иврит, испанский, немецкий, латинский языки и несколько современных языков. Когда ей было 9 лет, она выступила в течение часа с пространной речью на латыни на диспуте по вопросу о праве женщин на образование. В подростковом возрасте Мария освоила математику.
Дом Агнеси был местом сбора самых выдающихся интеллектуалов того времени. Мария принимала участие в большинстве семинаров. Когда ей было пятнадцать, отец начал регулярно собирать в своем доме самых образованных ученых мужей, известных в Болонье, перед которыми она выступала с рядом рефератов по наиболее малопонятным философским вопросам.
В 1738 она опубликовала сборник эссе о сложных вопросах естествознания и философии. По достижению 20 летнего возраста она выражала большое желание уйти в монастырь. Это желание не было удовлетворено, но с этого времени она живет очень замкнуто, избегая общества и посвятив себя целиком изучению математики.
Наиболее ценным результатом ее трудов было сочинение Аньези «Основания анализа для употребления итальянского юношества». Эта работа была опубликована в Милане в 1748 и «считалась наилучшим введением в обширные работы Эйлера». Она вызвала сенсацию в академических кругах. Книга стала образцом ясности, была широко переведена и использовалась в качестве учебника.
Эта работа содержит изложение аналитической геометрии, в частности там рассмотрена кривая третьего порядка, названная "локоном Аньези" (или верзиера), уравнение которой у=
После успеха своей книги, Мария была избрана в Болонскую академию наук.
В 1750 году в связи с болезнью ее отец, она была назначена папой Бенедиктом XIV профессором математики и естественной философии в Болонье. Она была второй женщиной, назначенной профессором университета.
Университет вручил ей диплом, и ее имя было добавлено в список профессоров факультета. Тем не менее, ведутся дебаты по поводу того, приняла Мария или нет, это назначение. Многие сходятся во мнении, что она приняла должность и работали в университете до смерти ее отца.
Создается впечатление, что ее отец был ее вдохновением для занятий математикой. Когда он умер, Мария отказалась от любой исследовательской работы по математике. Когда в 1762 году Туринский университет поинтересовался ее мнением о статьях молодого Лагранжа о расчетах колебаний, она ответил, что больше не занимается этими вопросами.
Мария была очень религиозной женщиной. После смерти ее отца в 1752 она посвятила себя давно лелеемой цели, это было изучение богословия и помощь нуждающимся, особенно женщинам. Она посвятила всю свою жизнь бедным, бездомным и больным. Когда в Болонье был открыт дом для больных и немощных, Мария была назначена его директором. Она берет на себя заботу о больных и умирающих женщинах, вплоть до собственной смерти.
После проведения в течение ряда лет в строгой, почти монашеской жизни, она присоединилась к монашескому ордену.
5. Литературная страница. (слайд 15)
Истину в сердце своем ощутил,
Если луч правды сквозь мрак и сомнение
Ярким сияньем твой путь озарил:
Рок ни назначил тебе впереди,
Память об этом мгновенье священном
Вечно храни, как святыню, в груди.
Небо покроется черною мглой -
С ясной решимостью, с верой спокойной
Бурю ты встреть и померься с грозой.
Сбить тебя будут пытаться с пути,
Против всех вражеских козней спасенье
В собственном сердце ты сможешь найти.
Ты всемогущ и всесилен, но знай,
Горе тебе, коль, врагам уступая
Дашь ты похитить ее невзначай!
Лучше бы истины вовсе не знать,
Недели, зная, от ней отступиться,
Чем первенство за похлебку продать.
Их приговор ясен, решенье одно:
С того человека и взыщется много,
Кому было много талантов дано.
Прощенье замолит за все человек,
Но только за грех против духа святого
Прощения нет и не будет вовек.
I вариант:
у = – 5,3;
у = 8,9;
у = 5,3;
б) Решите уравнение: – 5,2 + х = – 2,5
х = – 7,7;
х = 7,7;
х = 2,7.
3,5;
– 3,5;
4. Найдите сумму всех целых чисел, расположенных между числами – 5,6 и 3,5.
3;
– 11;
– 15.
II вариант:
а) Решите уравнение: 3,8 + у = – 2,7.
у = – 6,5;
у = 6,5;
у = – 1,1;
у = 1,1.
б) Решите уравнение: – 2,2 + х = – 5,5
х = – 7,7;
х = 3,3;
х = – 3,3.
3. Вычислите: – 11,9 + (– 6,7 + 11,9).
6,7;
– 6,7;
4. Найдите сумму всех целых чисел, расположенных между числами – 6,3 и 4,2.
2;
– 20;
– 11.
1)у=-8,9;
2)х=2,7;
3)-3,5;
IIвариант:
1)у=-6,5;
2)х=-3,3;
3)-6,7;
4)-11.
1.Урок полезен, всё понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3.Ещё придётся потрудиться.
4.Да, трудно всё-таки учиться!
Сегодня мы вспомнили лишь некоторых женщин – математиков, которые двигали математику как науку вперед.
Ведь без неё мы кто! Природы дети!
А с ней творцы, создатели чудес!
Она в познании, будто солнце светит,
А без неё познание – тяжкий крест!
Так пусть мир чисел, формул, теорем,
Гипотез, лемм и аксиом прекрасных,
Нам другом будет, без исключения всем!
Цели: развивать вычислительные навыки сложения и вычитания рациональных чисел, культуру математической речи, логическое мышление, воспитывать интерес к предмету, расширять кругозор
12 10 2014
1 стр.
Совершенствовать вычислительные навыки в пределах 100; повторить и закрепить умения решать задачи; развивать логическое мышление, внимание учащихся
02 10 2014
1 стр.
Тдц обучающая: ознакомить с составом числа 9, упражнять в сравнивании чисел, закреплять умение выполнять сложение и вычитание в пределах 10
23 09 2014
1 стр.
Тдц обучающая: ознакомить с получением числа 6, учить писать цифру 6, упражнять в сравнивании чисел, закреплять умение выполнять сложение и вычитание в пределах 6, формировать навы
23 09 2014
1 стр.
Задача. На двух машинах привезли кровельное железо. На первой машине привезли 500 листов, на второй- 700 листов. За все железо заплатили k рублей. Выбери выражение, по которой можн
08 10 2014
1 стр.
Контрольная работа №9 по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» (5 класс)
16 12 2014
1 стр.
На каждый вопрос дети хором отвечают: “Вот так!” и жестом показывают нужное действие
10 10 2014
1 стр.
Алгебраическая дробь. Основное свойство алгебраической дроби. Сложение, вычитание, умножение и деление алгебраических дробей. Степень с целым показателем и ее свойства
17 12 2014
1 стр.