Физика 8 класс
Тема урока: Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.
Цель урока: исследовать опытным путем зависимость силы тока от напряжения; ввести понятие «сопротивление», формулу для вычисления сопротивления; совершенствовать практические навыки по сборке электрической цепи.
Ход урока:
I. Анализ лабораторной работы.
И. Актуализация знаний:
Ученики получают карточки, которые содержат вопросы и ответы, расположенные произвольно. Необходимо привести их в соответствие
-
-
Изучение нового материала.
Различные действия тока, такие как нагревание проводника, магнитные и химические действия, зависят от силы тока. Изменяя силу тока в цепи, можно регулировать эти действия. Но чтобы управлять током в цепи, надо знать, от чего зависит сила тока в ней.
Мы знаем, что электрический ток в цепи — это упорядоченное движение заряженных частиц в электрическом поле. Чем сильнее действие электрического поля на эти частицы, тем, очевидно, и больше сила тока в цепи.
Но действие поля характеризуется физической величиной — напряжением (§ 39). Поэтому можно предположить, что сила тока зависит от напряжения. Установим эту зависимость на опыте.
1. Демонстрации
A. Соберите электрическую цепь, состоящую из источника
тока, электрической лампы на подставке, амперметра, вольтметра, соединительных проводов. Запишите значение силы тока. Перед началом опыта измерьте напряжение всех используемых источников тока.
B. Замените гальванический элемент на батарею из:
a) двух элементов;
в) трех элементов. Запишите показания амперметра в этих случаях.
На рисунке изображена электрическая цепь, состоящая из источника тока — аккумулятора, амперметра, спирали из никелиновой проволоки (проводника), ключа и параллельно присоединенного к спирали вольтметра. На рисунке 68, б показана схема этой цепи (прямоугольником условно обозначен проводник).
2.Построение графика зависимости силы тока от напряжения. Учащиеся делают вывод о прямой пропорциональной зависимости между силой тока и напряжением.
Замыкают цепь и отмечают показания приборов. Затем присоединяют к первому аккумулятору второй такой же аккумулятор и снова замыкают цепь. Напряжение на спирали при этом увеличится вдвое, и амперметр покажет вдвое большую силу тока. При трех аккумуляторах напряжение на спирали увеличивается втрое, во столько же раз увеличивается сила тока.
Таким образом, опыт показывает, что во сколько раз увеличивается напряжение, приложенное к одному и тому же проводнику, во столько же раз увеличивается сила тока в нем. Другими словами, сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника.
На рисунке показан график зависимости силы тока в проводнике от напряжения между концами этого проводника.
На графике в условно выбранном масштабе по горизонтальной оси отложено напряжение в вольтах, а по вертикальной — сила тока в амперах.
Включая в электрическую цепь какого-нибудь источника тока различные проводники и амперметр, можно заметить, что при разных проводниках показания амперметра различны, т. е. сила тока в данной цепи различна. Так, например, если вместо железной проволоки АВ (рис. ) включить в цепь такой же длины и сечения никелиновую проволоку CD, то сила тока в цепи уменьшится, а если включить медную EF, то сила тока значительно увеличится.
Вольтметр, поочередно подключаемый к концам этих проводников, показывает одинаковое напряжение. Значит, сила тока в цепи зависит не только от напряжения, но и от свойств проводников, включенных в цепь. Зависимость силы тока от свойств проводника объясняется тем, что разные проводники обладают различным электрическим сопротивлением.
Электрическое сопротивление — физическая величина. Обозначается оно буквой R.
За единицу сопротивления принимают 1 Ом — сопротивление такого проводника, в котором при напряжении на концах 1 вольт сила тока равна 1 амперу. Кратко это записывают так:
Применяют и другие единицы сопротивления: миллиом (мОм), килоом (кОм), мегаом (МОм).
1 мОм = 0,001 Ом;
1 кОм = 1000 Ом;
1 МОм = 1 000 000 Ом
В чем причина сопротивления? Если бы электроны в проводнике не испытывали никаких помех в своем движении, то они, будучи приведены в упорядоченное движение, двигались бы по инерции неограниченно долго. В действительности электроны взаимодействуют с ионами кристаллической решетки металла. При этом замедляется упорядоченное движение электронов и сквозь поперечное сечение проводника проходит за 1 с меньшее их число. Соответственно уменьшается и переносимый электронами за 1 с заряд, т. е. уменьшается сила тока.
Вывод: таким образом, каждый проводник как бы противодействует электрическому току, оказывает ему сопротивление.
Причиной сопротивления является взаимодействие движущихся электронов с ионами кристаллической решетки.
Разные проводники обладают различным сопротивлением из-за различия в строении их кристаллической решетки, из-за разной длины и площади поперечного сечения.
IV.
Закрепление.
Как на опыте показать, что сила тока в цепи зависит от свойств проводника? Что принимают за единицу сопротивления проводника? Как ее называют? Какие единицы сопротивления, кроме Ома, используют? В чем причина сопротивления?
V.Домашнее задание. §42,43,упражнение 18 (1,2,3)
VI. Итог урока