Перейти на главную страницу
Художественные натюрморты могут быть доступны эстетическому восприятию детей. Отдельные дети способны воспринимать этот жанр живописи в какой-то мере эстетически, осмысливать и выражать свои эстетические чувства и эмоции.
Три типа эстетических оценок художественного натюрморта… мы склонены рассматривать как три уровня их эстетического развития.
На первом, низшем уровне эстетического развития у детей 6-7-летнего возраста отчетливо наблюдается избирательное отношение к «самой красивой картине». Однако мотивация выбора носит либо недифференцированный характер, когда ребенок не осознает, что его привлекает в выбранном натюрморте, либо характеризуется чисто «потребительским», житейским отношением к изображенным на открытке предметам.
На втором уровне эстетического развития ребенок начинает не только непосредственно воспринимать, но и осознавать те элементарные эстетические качества картины, благодаря которым выбранная открытка становится привлекательной для него.
На третьем, самом высоком уровне эстетического развития ребенок оказывается способным в определенной мере уловить внутреннюю сущность художественного произведения.
…Дети в возрасте 5,5-7 лет, выбирая «самую красивую» художественную открытку, способны руководствоваться при выборе не случайными, а стойкими эстетическими чувствами, вызываемыми яркостью красок, их сочетанием; при этом ребенок надолго сохраняет в памяти воспринятый художественный образ.
…Значительное влияние на характер чувств ребенка при восприятии натюрморта оказывает стиль художественного изображения. Материалы исследования убеждают, что лаконическая, условная, яркая по колориту художественная картина, близкая по своим художественным особенностям народно-прикладному искусству и, в частности, дымковским игрушкам, оказывает значительно более сильное воздействие на Детей дошкольного возраста, дольше сохраняется в их памяти, вызывая Длительное эстетическое переживание.
Наоборот, живописно-иллюзорные, дробные, многопредметные художественные произведения затрудняют восприятие главного—ребенок видит в них множество деталей, которые заслоняют существенное в картине, и потому она скоро им забывается.
…дети воспринимали не только вкусовые качества изображенных фруктов («сладкие», «сочные», «хотелось бы съесть их», «пахнут»). Наряду с этими сторонами многие дети отметили, что в изображенных фруктах им нравится их цвет, форма, расположение в картине («дыня продолговатая и золотистая», «художник нарисовал ее на темном, чтобы ода лучше была, виднее», «она прямо золотится» и т. п.).
…дети сдержанно отнеслись к картине, написанной не ярко, в приглушенной гамме, интерес к ней был менее выражен: меньше было детей, желающих высказать свое отношение к ней, некоторые дети совсем промолчали…
Задумываясь над замыслом художника, дети фиксировали свое внимание не только на цветовой стороне, но и на красоте форм, композиционном решении картины («художник разложил фрукты, чтобы красиво на них было смотреть», «художник хотел, чтобы все люди, кто будет смотреть на эту картину, увидели бы эти шишки-ананасы», и др.).
Характерно стремление детей увидеть в натюрморте не только изображение «мертвой натуры», но и связь ее с человеком. О «Сирени» Левитана Костя Н. говорит: «Мне кажется, что эта ваза стоит где-нибудь в шалаше на столе. Люди поставили в воду, вышли, а войдут — будут глядеть, нюхать».
Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство
. - М.: Просвещение,1969. -
С. 56, 59-60,63.
Жанр натюрморта многогранен, его основной объект – интимная, частная жизнь человека, его простые будничные дела и потребности, выраженные в предметах – еде, питье, домашней утвари, элементах растительного и животного мира, произведениях прикладного и изобразительного искусства, объектах и инструментах труда. Художник изображает внешний мир: форму, цвет, фактуру предметов, плотность, мягкость, сочность, влажность, прозрачность, хрупкость. Познаются не только физические свойства вещей, но, главным образом, их значение для человека, роль, которую они играют в его жизни. Благодаря этому мы узнаем быт эпохи, страны, отдаленных от нас временем, расстоянием.
Художник раскладывает предметы вблизи..., показывает их зрителю крупным планом, в разных ракурсах – целые, разрезанные, разбитые. Все это позволяет ему выявить такие свойства и качества предметов, которые заставляют зрителя по-новому увидеть привычные, знакомые вещи, оценить их красоту.
Одна из основных тем жанра – тема любви к природе, тема ее познания и освоения, восхищения изобилием ее даров в бесконечной красоте и разнообразии. Это не только любование природой, но и прославление человека, который вырастил, собрал, разложил красиво все эти прекрасные и полезные предметы.
В натюрморте звучат и философские темы смысла жизни человека. Объекты, изображаемые в натюрмортах, можно разделить на две большие группы: природные предметы (цветы, плоды, снедь, рыба, дичь, которым сопутствуют птицы, мелкие животные, насекомые) и вещи, сделанные руками человека (орудия труда, предметы быта, произведения искусства). Особенность природных объектов – их недолговечность. Они, как правило, относятся к органическому; вырванные из окружающей естественной среды, они обречены на скорую гибель: цветы вянут, плоды портятся и т.д. Поэтому функция этого жанра – придать неизменность изменчивому, закрепить нестойкую красоту, сдержать ход времени, сделать тленное вечным. Это придает натюрмортам философскую глубину, привлекательную для зрителя...
Предметы, изготовленные человеком, как правило, сделаны из долговечных материалов – металлов, дерева, керамики, стекла. По фактуре они представляют контраст предметам органического мира. Они характеризуют человека, его деятельность, вносят в натюрморт социальное содержание, представляя труд и творчество человека.
Огромное разнообразие вещей расширяет и содержательные возможности натюрморта. Вводя в него изображение картин, гравюр, можно привносить в натюрморт и элементы других жанров, создающих новые своеобразные пространственные, смысловые и декоративные отношения. Натюрморт обогащают изображения росписей, мелкой скульптуры, вышивка.
Вещам в живописном натюрморте свойственны еще и метафорические, символические, иносказательные значения, кроме бытовой у них есть знаковая сущность. Мир, который раскрывает натюрморт «крупным планом» – это мир человека, его взаимоотношений с окружающими его предметами. Содержанием их являются не только сами предметы и их материальные качества, но и та творческая энергия человека, которая заключена в этих вещах и определяет наше к ним отношение. В натюрморте в соответствии с нравственно-эстетическими запросами времени раскрываются представления современников о красоте мира, духовном богатстве людей, отражается мир человеческих чувств и взаимоотношений человека с окружающим. За изображением в натюрморте видятся люди определенных социальных слоев, профессий, определенной среды и эпохи.
Натюрморт – преимущественно жанр живописи.
Натюрморт — первый жанр живописи, с которым, как показывают исследования педагогов и психологов, нужно знакомить дошкольников, ибо он не только вызывает наибольший эмоциональный отклик детей уже с 3-4 лет, ассоциации с их собственным жизненным опытом, но привлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов, любоваться ими.
Если на картине представлены разнородные предметы (овощи и фрукты, цветы и плоды, посуда и овощи, оружие и цветы и др.), мы условно определяем такой натюрморт как смешанный по содержанию.
Несколько иной характер имеют натюрморты, объединенные названием «накрытый стол»: «завтрак», «десерт», «ужин» и др. В подобных изображениях есть некоторый сюжет, поэтому мы условно их обозначим как сюжетные. К сюжетному натюрморту можно отнести натюрморты с изображением живых существ: птиц, животных, человека — или натюрморты с включением в них пейзажа. Натюрморт может быть включен в портрет, картины других жанров живописи. В этом случае он обычно служит для раскрытия характера человека, его социальной принадлежности, среды, обстоятельств, и тогда натюрморт теряет свою жанровую принадлежность.
Мы отметили основные виды натюрмортов в соответствии с их содержательной характеристикой, однако следует иметь в виду и другие характеристики натюрморта с точки зрения использованных художником средств выразительности. Так, наше внимание всегда привлекает цветовая тональность - теплая, холодная или контрастная гамма красок. Масштаб композиции в натюрмортах обычно ориентирован на размер «комнатной» малой веши (хотя не исключены и большие полотна), отсюда большая интимность натюрморта по сравнению с другими жанрами.
Несколько иная, чем в других жанрах живописи, и композиция. Главными героями здесь являются предметы, вещи, которые и подаются «крупным планом», чтобы можно было вглядеться в их красоту, поэтому здесь нет больших перспектив, далей, многоплановых точек зрения. Как правило, основная группа предметов, где находится сюжетно-композиционный центр, располагается на втором плане. Передний обычно является подходом к основному содержанию картины. В композиции натюрмортов, решаемых декоративно, основная группа предметов может быть расположена и на переднем плане, то есть у нижнего края картинной плоскости.
Большое значение в натюрморте имеет точка зрения. При низком уровне горизонта изображение воспринимается сильно сокращенным в глубину, предметы кажутся более высокими. Точка зрения сверху как бы ставит изображение «на дыбы», такая точка зрения создает впечатление приземистости предметов. Среднеоткрытый горизонт увеличивает протяженность пространства, дает почувствовать ритм в сочетании компонентов, составляющих натюрморт. Глубину пространства усиливает и перспективное изменение каждого предмета.
Формат плоскости - также особое средство выразительности: квадратная форма создает впечатление некоторой устойчивости, горизонтальная носит характер панорамности, вертикальная дает ощущение торжественности, монументальности. Для создания композиционного равновесия художники используют свет и цвет, противопоставление крупных и мелких форм, расположенных вертикально и горизонтально. Предметы подбираются художником не случайно; они дополняют, подчеркивают выразительность друг друга или выступают в контрасте.
Некоторые исследователи рассматривают натюрморты и с точки зрения трактовки художественного образа. Так, Н.М. Зубарева предлагала детям натюрморты, выполненные в обобщенно-реалистической; реалистической, но детализированной, декоративной манере. Реалистически выполненные натюрморты рассчитаны на правдоподобие, внешнюю живописность, объемно-пространственную иллюзорность. Декоративные работы отличает яркость, условность, декоративность, родственная произведениям русского народного искусства. Это обобщенное решение объема, графичность, уплощенность предметов, четкость силуэтов, ограниченное решение пространства, акцентирование ритмов. Изменяется отношение и к пространству. Все предметы как бы приближены к зрителю. От этого весь натюрморт решается почти на одной плоскости. Для большей выразительности иногда применяется четкая контурная линия, подчеркивающая общий силуэт предмета. Часто вводится орнамент как на фоне, так и на самих предметах, который вплетается в графический ритм всего натюрморта и создает вместе с ним единую, гармоничную композицию. Именно натюрморты, выполненные декоративно, как показало исследование Н.М.Зубаревой, наиболее предпочитаемы детьми на первых этапах работы при ознакомлении их с живописью.
При отборе натюрмортов для детей следует опираться, прежде всего, на высокохудожественные произведения, доступные им как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности. Натюрморт должен вызывать у детей эмоциональный отклик, интерес, быть близким их личному опыту.
Можно рекомендовать для детей младшей и средней групп натюрморты, изображающие сначала конкретные объекты одного порядка, одновидовые: овощи, фрукты, цветы, ягоды. Эти натюрморты не должны иметь большого количества объектов, должны быть простыми по средствам выразительности. Хорошо подобрать яркие, декоративные работы. В средней группе следует предложить смешанные по содержанию натюрморты: цветы и плоды, ягоды и фрукты, овощи и фрукты и др.; в дополнение к ним рассмотреть натюрморты с предметами быта, снедью и др. Здесь уместно обратить внимание детей и на некоторые средства выразительности, цветовую тональность (теплую или холодную гамму, контрастность цвета).
В старших группах следует показать детям разнообразие натюрмортов, особенности использованных средств выразительности, индивидуальность творческой манеры художников. В дополнение к однопорядковым и смешанным натюрмортам детям предлагаем натюрморты сюжетного характера, а также написанные в обобщенно-реалистической, детализированной и декоративной манере, в теплой, холодной и контрастной гамме; лирические, торжественные и др. Натюрморты подбираются разнообразными по композиции. Детей знакомим и с тем, как художники включают натюрморт в изображение портрета, жанровую, историческую и другие виды живописи.
4
Организация педагогической работы по ознакомлению детей с натюрмортом, общие принципы, методы
Педагогическая работа по ознакомлению детей с искусством требует создания определенных материальных условий и особой творческой, радостной атмосферы в группе, душевного контакта между взрослыми и детьми. Материальные условия — это подготовка необходимого для данной работы оборудования, организация изостудий, зала с набором удобной мебели и их соответствующее оформление. Это подготовка набора качественных репродукций, живописных произведений, слайдов, художественно-развивающих игр, кинопроекторов и проекционных аппаратов, магнитофонов и проигрывателей с набором записей соответствующих музыкальных произведений.
Но одних материальных условий недостаточно, требуется еще атмосфера увлеченности, заинтересованности искусством, потому что эстетическое развитие ребенка, передача художественной информации имеет свои отличительные особенности; здесь действует основной закон искусства - закон художественного уподобления. Восприятие художественной информации невозможно без эмоционального уподобления; воспринимающий должен как бы «заразиться» чувствами передающего, пережить их как свои собственные. Кроме того, восприятие художественной информации требует определенной подготовки детей, формирования их личного опыта, настроя на встречу с прекрасным.
Важнейший принцип развития эстетического воспитания - это принцип целостного и неспешного эмоционального освоения. Первое знакомство с картиной часто не производит достаточно глубокого впечатления; впечатление бывает обычно неясным, расплывчатым. Повторное восприятие помогает лучше, глубже его осознать и пережить. Однако каждый повторный показ должен вносить что-то новое в эмоциональное познание, в здесь важно использовать метод поэтапных открытий (Б.М.Неменский): четкое вычленение задач каждого последующего занятия, постепенное включение детей в осознание художественного замысла произведения.
Другим важным принципом в приобщении детей к искусству является соблюдение единства восприятия и собственной творческой деятельности детей.
Огромное значение имеет методика общения с детьми и рассматривания вместе с ними художественной картины. Основным методом общения является метод свободного диалога, доброжелательной поддержки высказываний ребенка, творчески интерпретирующего свои эстетические переживания. Взрослый при рассматривании художественной картины должен анализировать произведение. Велика роль вопроса, с которым обращается взрослый к ребенку. Вопрос «что?» ориентирует ребенка на перечисление предметов. Вопрос «что делают?» побуждает детей к раскрытию функциональных связей. Когда же ребенка просят рассказать о событиях, изображенных на картине («о чем художник хотел нам рассказать), ребенок пытается истолковать увиденное.
Художественная картина отличается от дидактической. При ее восприятии самое существенное - это понимание художественного образа, замысла, выраженного через единство содержания и выразительных средств живописи, эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на настроение картины, ассоциирование с собственным опытом. Чтобы понять это, надо иметь некоторые знания о языке живописи, владеть некоторыми эмоциональными и эстетическими эталонами.
Весьма существенна подготовка, накопление эмоционального, визуального, бытового, личного опыта детей и актуализация его на занятии. Это различные наблюдения, сенсорные игры, рассматривание иллюстраций в книгах, просмотр диафильмов, экскурсии в природу, на выставки, прослушивание музыкальных произведений, другие занятия, то есть комплексное воздействие разных видов и жанров искусств, которое помогает глубже проникнуть в замысел произведения, понять настроение и художественный образ картины. При этом очень полезно использовать метод сравнений, постановки эмоционально-отношенческих задач.
5
Методические разработки занятий
Младший дошкольный возраст (3—4 года)
Знакомство детей с натюрмортом можно начинать уже в 3-4 года. Основная задача педагога - вызвать у детей интерес, удовольствие и эмоциональный отклик на узнанные в изображении знакомые им предметы, радость от встречи с прекрасным, желание любоваться картиной, рассматривать ее внимательно. Важно формировать у детей зрительный ряд, «насмотренность» от подлинно прекрасных произведений живописи. Ребенок должен получить общие представления о том, что картины рисует художник, чтобы порадовать нас, доставить нам удовольствие; обратить внимание на красоту окружающих нас предметов, их свойства (плавность и округлость линий или наоборот - резкость и конструктивность, хрупкость или прочность предметов, мягкость, сочность, спелость овощей, фруктов или ягод); качество их поверхности (пушистость или гладкость, яркость или нежность цвета, его сочетаний и так далее).
Детям этого возраста предлагаются однопорядковые, одновидовые натюрморты. Объекты, изображенные на картине, должны быть знакомы детям, с ними они часто встречаются в жизни. Это фрукты, овощи, ягоды, цветы, грибы. Изображенных предметов на картине не должно быть много, обычно их от одного до пяти, причем один-два крупные, а остальные дополняют изображение. По характеру подбирают обобщенно-реалистические или декоративные натюрморты, яркие, нарядные.
Перед встречей с картиной следует провести подготовительную работу по обогащению чувственного и наглядного опыта детей, познакомить их с теми предметами, которые в дальнейшем будут представлены на картине. Если это овощи или ягоды, хорошо дать возможность детям принять участие в их сборе, попробовать их, рассмотреть; цветы - понюхать, полюбоваться их цветом, формой. Можно использовать сенсорные игры типа «Чего не стало», «Узнай на вкус, на ощупь», «Чудесный мешочек» и др. И чем больше анализаторов будет включено в восприятие детей, тем богаче будет их чувственный опыт. Возможно использование художественно-развивающих игр и заданий на упражнение в узнавании форм, цвета, качества фактуры, составлении композиции натюрмортов («Составь букет», «Собери фрукты в вазу», «Разложи красиво ягоды» и др.). Это могут быть настоящие объекты или их изображения (тогда возможна игра на фланелеграфе).
Перед рассматриванием картины нужно вызвать у детей интерес; эмоциональный настрой, атмосферу увлеченности, ожидания чего-то необычного. Первые встречи с картиной лучше проводить в условиях небольшой группы детей. Первым натюрмортом, показанным детям, может быть «Клубника» П.Кончаловского. В предварительной работе посмотрите с детьми, как растет клубника (земляничка), как зреют на солнышке ее ягоды. Соберите немного самых спелых, красных ягод на тарелочку, положив туда сначала несколько зеленых листочков, дайте малышам полюбоваться красотой получившегося натюрморта, обратив их внимание на сочетание красного, зеленого и белого цвета, понюхать исходящий от ягод аромат. Придя в детский сад, полюбуйтесь еще раз красотой ягод и листочков на белой тарелочке, а потом дайте каждому попробовать их на вкус. Прочитайте стихотворение.
В этот же день дети могут сделать аппликацию из готовых предметных форм (ягоды, листья, тарелочка). На следующий день воспитатель предлагает детям вспомнить о том, как вчера они собирали земляничку, какая она была спелая, сладкая и душистая, какой был прекрасный, теплый, солнечный день, и как всем было радостно, весело.
А затем воспитатель ... открывает картину «Клубника», дает некоторое время рассмотреть ее, и начинает беседу.
Следующей может быть картина, изображающая овощи, фрукты или грибы. В предварительной работе также следует обогатить чувственный опыт детей... Важно, чтобы в сенсорном опыте детей были представления о вкусе, цвете, форме объектов.
Структура занятия: сначала дети рассматривают картину, затем составляют похожий натюрморт, после чего воспитатель раздает материал для аппликации, причем также в большом цветовом разнообразии, чтобы дети имели возможность выбора похожих по цвету как фона, так и самих предметов.
После рассматривания 2-3 натюрмортов хорошо устроить небольшую выставку: из уже знакомых натюрмортов и 2-3 новых.
Вместе с детьми воспитатель вспоминает о знакомых картинах, обращает внимание на их нарядность, яркость и праздничность. С детьми ведется свободный разговор о том, что они помнят о знакомых картинах, какая картина кому больше нравится и почему.
Продолжаем работать над обогащением словаря детей сенсорно-эстетическими и эмоциональными эталонами с тем, чтобы дети использовали их в своих оценках, суждениях при знакомстве с картинами. Подводим детей к необходимости целенаправленного последовательного восприятия произведения. Стараемся помочь им накопить запас образных впечатлений, насмотренности подлинных произведений искусства, привлекаем имеющийся у них опыт восприятия окружающего мира. Доступными средствами подводим детей к пониманию выразительности изображения, единства содержания картины и ее художественного языка. Учим внимательно вглядываться в произведение искусства, видеть красоту, гармонию или контрастность изображенных художником предметов; плотность и хрупкость материалов, из которых сделаны; спелость и сочность плодов, особенности их поверхности, разнообразие связей друг с другом и с окружающей их средой. Обращаем внимание детей на цвет как средство передачи художником эмоционального настроения, сезонного состояния природы или времени суток, формируем отклик на красоту теплых и холодных тонов, их контрастность в создаваемое ими настроение - радости, грусти, торжественности, загадочности, тревоги и так далее. Привлекаем внимание детей и к композиции картины: расположению предметов в пространстве, выделению главного.
В этом возрасте дети уже могут понять некоторые особенности натюрморта как особого жанра живописи. Они знакомятся с натюрмортами, изображающими не только цветы, овощи, фрукты, но и предметы быта; натюрмортами смешанного характера.
Возможны следующие этапы работы. Сначала мы знакомим детей с трудом художника («О чем рисует художник, его помощники»). На следующем этапе дети узнают о натюрморте как особом жанре живописи, его видах. На третьем этапе знакомятся с некоторыми средствами выразительности живописного натюрморта - цветом, цветовыми сочетаниями, связывая их с настроением, композицией как средством построения картины и выделения в ней главного. На заключительном, четвертом этапе проводится обобщающее занятие (формы проведения могут быть различные: экскурсия, художественно-развивающая игра, комплексное занятие или др.), закрепляющее представления детей о натюрморте как особом жанре живописи.
Ознакомление детей с натюрмортом предполагает большую подготовительную работу, связанную с обогащением чувственного и эмоционального опыта детей, их знаний о тех объектах, которые они увидят на картинах. Дети могут принимать участие в сборе овощей, фруктов, ягод, цветов, составлять из них натюрморты, букеты; играть в различные сенсорные и художественно-развивающие игры типа «Видящие руки», «Угадай, чего не стало», «Составь букет», «Подбери цветы к этой вазе», «Составь натюрморт из овощей, фруктов», «Подбери краски, которые использовал художник в этой картине» и др. На прогулках, экскурсиях полезно использовать загадки об окружающих предметах, игры типа «Кто увидит больше» и др. Занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, музыкальные должны обогащать образные представления детей.
Первый этап работы хорошо начать с наблюдения за трудом художника. На этом занятии хорошо рассмотреть, чем рисует художник, какие инструменты и материалы он использует для своей работы, дать возможность детям порисовать некоторыми материалами.
Прежде, чем знакомить детей с натюрмортом, хорошо провести занятие, на котором внимание детей будет обращено на основные свойства предметов: форму, цвет, поверхность, вес, прозрачность или плотность материалов, из которых они сделаны; нужно постараться вызвать эмоциональную заинтересованность детей объектами, включить их ассоциативное мышление, творческое воображение, сообщить ощущение необычности каждой вещи, ее значимости.
Можно сочинить историю, сказку о самом обычном предмете, одухотворив его, например повести разговор «от лица» этого предмета.
Можно придумать или прочитать сказку о цветах, фруктах или о тех предметах, которые в дальнейшем дети увидят на картинах. Хорошо использовать дидактические или художественно-развивающие игры и упражнения типа «Путешествие в мир вещей», «Приключения медной посуды», «Когда все спят». Это разбудит воображение детей, их любознательность, образное видение, обострит восприятие, а возможно, и изменит отношение детей к окружающим предметам.
Интересны в этом плане и творческие этюды. Ребенку предлагают задание: «Представь, что ты — самовар (чайник, чашка). Ты гордый, злой, хитрый или др. Как это можно показать?» Дети упражняются в передаче характера образа. Можно это делать перед зеркалом.
Следующим может быть занятие «Придумаем натюрморт». Воспитатель говорит детям, что о каждом предмете можно рассказать не только словами, но и движениями, рисунками, можно также вылепить его из глины, пластилина. Так и поступают художники, скульпторы. Но они сначала внимательно рассматривают предметы, узнают их тайну - какие они: добрые или злые, тяжелые или легкие, мрачные или веселые; как они относятся друг к другу, «дружат» или «спорят» между собой, кто главный. Использовать на занятии музыку, песни, различные игры.
На следующем этапе (1-2 занятия) дети знакомятся с живописным натюрмортом, его видами. Воспитатель подбирает доступные для восприятия детей натюрморты - сначала однопорядкового, затем смешанного характера. Он эмоционально готовит детей к занятию (чтение и разучивание стихов, пение песен, прослушивание музыкальных отрывков, сенсорные и художественно-развивающие игры).
На этом же этапе (2-3 занятия) с детьми рассматриваются некоторые средства выразительности в однопорядковых натюрмортах. При этом, если вначале рассматриваем одну картину, то на последующих занятиях можно взять сразу 2-3, одна из которых уже знакома детям. На занятии следует использовать гармоничное по настроению сочетание музыки, поэзии, изобразительного ряда. Хорошо включать в такие занятия творческую деятельность самих детей – рисование, аппликацию, мимические и пантомимические этюды.
На третьем этапе можно провести 1-2 занятия, посвященных ознакомлению с натюрмортами, написанными в теплой и холодной гамме, и с натюрмортом смешенного типа.
Заключительный этап обобщает представления детей о натюрморте. Он может быть проведен в форме экскурсии на выставку натюрмортов.
Рекомендуемые репродукции натюрмортов
М. Асламазян «Цветущий кактус»; А. Головин «Купавки»; И. Грабарь «Хризантемы»; М. Кончаловский «Поднос и овощи»; П Кончаловский «Сирень белая и розовая», «Персики», «Сухие краски»; И. Левитан «Белая сирень», «Одуванчики», «Васильки»; Е. Маленина «Бананы и дыня»; Э. Мане «Персики»; И. Машков «Редиска», «Малина», «Синие сливы», «Роза в хрустальной вазе», «Натюрморт с самоваром»; И. Хруцкий «Цветы и плоды», «Натюрморт с грибами».
В старшей группе продолжается работа по ознакомлению детей с натюрмортом, но уже на более сложном уровне. Детям предлагаются разные виды натюрмортов, более сложных по содержанию: одновидовые, но не только цветы, плоды, разнообразная снедь, а и предметы быта, труда, произведения искусства, одежда и др.; натюрморты смешанного типа, сюжетные; натюрморт как часть произведений других жанров. Показываем им произведения, разные по характеру и манере изображения, средствам выразительности. Главной же задачей является формирование эмоционально-нравственной отзывчивости детей на настроение и содержание картины, сопереживания им, соотнесения увиденного с собственным опытом и чувствами, вызванными натюрмортом, а уже отсюда дети подводятся к пониманию единства содержания, смысла картины и средств выразительности; найденных художником. Обращаем их внимание не только на то, что изображено, но и как изображено, и почему именно так. Постепенно и последовательно приобщаем детей к элементарным искусствоведческим знаниям, языку искусства, видению индивидуальной творческой манеры художника, умению выражать свои чувства в речи, используя эмоционально-эстетические, искусствоведческие термины. Учим использовать познанное в собственной творческой изобразительной деятельности.
Занятие «Путешествие в мир искусства» (цель: уточнить и закрепить представления детей об изобразительном искусстве, его видах, о том, кто создает произведения искусства; о роли изобразительного искусства в жизни человека). На занятии «Все о живописи» закрепить представления детей о живописи и ее жанрах. Цель занятия «О чем и как говорит живопись» – закрепить у детей представления детей о живописи, об особенностях ее жанров и средств выразительности, вызвать эмоциональный отклик на настроение живописных полотен.
…из различных живописных жанров они (дети) отдают предпочтение бытовому и натюрморту. Мотив выбора этих жанров живописи понятен: они созвучны опыту детей, так как со многими предметами, изображенными, скажем, в натюрморте, дошкольники ежедневно встречаются в быту, а чувства, выраженные художником в картине с бытовым содержанием, не раз ими переживались.
В чем же специфика личностного отношения детей к живописи?
Вначале дети объясняют свое отношение к картине лишь одним словом - нравится. Им бывает трудно объяснить, почему понравилось то или иное произведение. Отвечают на вопрос односложно, в их ответах отсутствуют эпитеты, образные сравнения, метафоры. Мотивы выбора понравившейся картины чаще отвлеченные или обусловлены личным опытом. Но в результате работы отмечаются два вида отношений.
Опыт работы показал, что старшие дошкольники выделяют познавательную, эстетическую и нравственную ценность содержания картины.
Понимание художественных образов в произведении вызывает у детей сильные чувства, проявляющиеся в сопереживании с героями произведения. Оценивая содержание картины, они изменяют собственное поведение в соответствии с идеалами художника,
При целенаправленных занятиях у детей качественно изменяется восприятие красоты. Ребенок начинает понимать красоту сочетания красок, линий, видеть ритмичность в картине. В ходе работы по ознакомлению детей с живописью совершенствуются их представления о средствах выразительности - цвете, композиции, линии, светотени и т.д.
Они правильно воспринимают выразительные средства - как форму передачи содержания произведения, его настроения. Особенность восприятия старшими дошкольниками цвета в живописи состоит в том, что цвет они выделяют сразу, так как он ярок, знаком детям, они постоянно рисуют, «играют» цветом, легко увязывают его с настроением, выраженным в произведении. Однако дети шестого года жизни способны воспринимать цвет и как средство для раскрытия основной мысли содержания, через цвет оценивают, эстетические достоинства картины…
Труднее детям дается выделение композиционного построения картины.
Дети усваивают, что композиционный центр можно выделить цветом, величиной, формой…
…устанавливать зависимость между композицией и основной идеей произведения дети еще не могут, они нуждаются в помощи воспитателя, который учит их всматриваться в картину.
По колористическому решению отбираются картины, выполненные художником в теплой и холодной цветовой гамме, основанной на цветовом контрасте - яркие цветовые пятна или спокойные мазки, живые яркие, сочные краски или размытые, разбеленные.
Имеет значение и композиционное решение. Для рассматривания с детьми отбирают картины, в которых художественные образы расположены в круг, треугольник, асимметрично, симметрично, в центре, статично, динамично и т.д.
Картины разных художников отличаются манерой исполнения: ритмичным изображением линий, мазков, стилизованностью, обобщенностью или детализацией изображенных предметов и образов, их объемным или плоскостным изображением. Учитывают также и принцип концентричности, суть которого заключается в возврате к ранее воспринятым картинам, но на более высоком уровне познания. Одна и та же картина в течение учебного года и в разных возрастных группах неоднократно предлагается для рассматривания детьми. Но внимание ребят направляют на разные цели: выделить отдельные образы, назвать цвет, определить настроение, проанализировать логические связи картины, установить взаимосвязь между содержанием и средствами выразительности. Соблюдение принципа концентричности позволяет воспитателю постепенно углублять понимание дошкольниками художественных произведений, раскрывать перед ними новое в содержании и художественных средствах картины, воспитывать устойчивый интерес к живописи, развивать более яркие ассоциации и эстетические чувства.
Отбирая произведения для рассматривания с дошкольниками, необходимо четко представлять, о чем картина, какую основную мысль выразил художник, для чего создал данное произведение, как передал содержание (какие художественные средства использовал).
Произведение искусства отличается не только идеей, которая в картине скрыта, но и темой, т.е. что на ней изображено. Тема произведения должна быть близка социальному опыту ребенка, его жизненным впечатлениям.
Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи
. – М.: Просвещение,1992.- С.6-10, 25-47.
…дети воспринимали не только вкусовые качества изображенных фруктов («сладкие», «сочные», «хотелось бы съесть их», «пахнут»). Наряду с этими сторонами многие дети отметили, что в изображенных фруктах им нравится их цвет, форма, расположение в картине («дыня продолговатая и золотистая», «художник нарисовал ее на темном, чтобы ода лучше была, виднее», «она прямо золотится» и т. п.).
…дети сдержанно отнеслись к картине, написанной не ярко, в приглушенной гамме, интерес к ней был менее выражен: меньше было детей, желающих высказать свое отношение к ней, некоторые дети совсем промолчали…
Задумываясь над замыслом художника, дети фиксировали свое внимание не только на цветовой стороне, но и на красоте форм, композиционном решении картины («художник разложил фрукты, чтобы красиво на них было смотреть», «художник хотел, чтобы все люди, кто будет смотреть на эту картину, увидели бы эти шишки-ананасы», и др.).
Художественные натюрморты могут быть доступны эстетическому восприятию детей. Отдельные дети способны воспринимать этот жанр живописи в какой-то мере эстетически, осмысливать и выр
09 09 2014
1 стр.
С. К. (Гну сибниип); Денисов А. С., Чулкина В. А., Торопова Е. Ю. (Фгоу впо «нгау»); Колинко В. П., Колинко П. В., Голиков Р. П. (Оао «сад»); Иващенко Г. В., Апанасенко В. В., Кова
11 10 2014
30 стр.