Урок по обучению грамоте в 1 классе (по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова).
Смирнова Елена Георгиевна, учитель начальных классов МОУ СОШ №2 г.Серпухова Московской области.
Тема: «Звуковая запись слова (транскрипция)».
Цели:
-
Помочь учащимся с помощью транскрипции перейти от знаков обобщённой звуковой модели к записи звучания конкретного слова.
-
У
чить детей составлять записи слов с помощью тройного моделирования: звуковая модель звуковая запись буквенная запись.
-
Выявить особенности транскрипции: квадратные скобки, использование буквенных значков, знака мягкости и ударение.
-
Учить работать в парах.
-
Развивать фонетический слух детей, углублять представление о соотношении звукового и буквенного состава слова.
Тип урока: постановка учебной задачи.
Оборудование урока:
-
Схемы слов.
-
Картинки: лук – люк.
-
Карточка со словом «транскрипция».
-
Памятка по парной работе.
Ход урока:
I. Создание ситуации успеха.
На доске: (Модель слова из значков).
Учитель: - Что это такое? (Звуковая модель слова)
- Подберите слово к этой звуковой модели. (Ваза, рама, мама, Рома, Лиза, Лара, мода, лада)
- Звуковая модель одна, а вы вон сколько слов назвали. Почему? (Одна звуковая модель подходит к нескольким словам)
- Удобно это? (Нет)
- А какая запись будет удобна? (Чтобы было понятно, о каком слове мы говорим)
- Как мы можем обозначить эту звуковую модель? (Буквами)
(Идёт ученик к доске и пишет своё слово).
Вывод: - Мы с вами знаем две записи слов: звуковую модель и буквенную запись. Итак, для чего же нужны буквы? (Чтобы обозначать звуки).
II. Создание ситуации разрыва.
На доске: Мы знаем, что звуки обозначаются буквами.
(Ученики читают хором).
Учитель: - Обратите внимание на это слово. Здесь написано «что».
- Да, так пишут в книгах. Это буквенная запись.
- Но говорим мы «што». Так мы его произносим. Это звуковая запись. ЕЁ помещают в квадратные скобочки и называют – «транскрипция».
(Учитель прикрепляет карточку со словом на доске).
- Скажем хором: ТРАН – СКРИП – ЦИ – Я
- А что мы использовали, чтобы записать слово в транскрипции? (Буквы).
Вывод: - Транскрипцию записывают специальными значками – буквами. Транскрипция есть во всех языках мира. На следующий год вы будете изучать английский язык и там тоже используется транскрипция.
- Посмотрите на слова: «что» и «што». Есть ли различие в буквенной записи и звуковой? (Есть. Буквы и звуки не совпадают).
- Давайте проверим, в других словах тоже звуки и буквы не совпадают?
III. Фиксация места разрыва в знаково-символической форме.
- Сравним два слова: ЖИВОТ и ЖИВЁТ.
- Первый шаг какой? (Составляем звуковую модель слов).
- Следующий шаг – составляем звуковую запись слова, т.е. транскрипцию – иначе говоря, как слово звучит. (Обращаем внимание на ударение и знак мягкости).
- Но так слово звучит, а как же оно пишется? Составляем буквенную запись:
ЖИВОТ ЖИВЁТ
(Обращаем внимание на орфограмму «ЖИ», одну работу буквы «И», мягкость согласного звука).
В
ывод: - Итак, у нас получилось тройное моделирование слов: звуковая модель транскрипция буквенная запись.
- Совпала ли звуковая и буквенная запись? (Нет).
- Давайте посмотрим, а как же в других словах?
IV.Рефлексия.
- Давайте потренируемся в тройном моделировании слов. Будем работать в парах.
- Вспомним Памятку по работе в парах:
1. Работать дружно.
2. Каждый выполняет свой шаг.
3. Товарищ меня контролирует.
- Как образец, у доски работают два ученика со словами: ЛУК – ЛЮК .
V. Формулирование учебной задачи.
- С чем мы сегодня с вами познакомились? (С транскрипцией).
- Что это такое? (Звуковая запись слов).
- Что отличает транскрипцию? (Буквенные значки, квадратные скобочки, обозначение мягкости согласных звуков, ударение).
- У вас были проблемы при записи слов в транскрипции?
- Так какую же цель ставим на следующие уроки? (Работать в парах, составлять звуковые записи слов).