Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4 ... страница 22страница 23

Тертышный Анатолий Тихонович

Родился 26 января 1939 г. в Серове Свердловской области в семье рабочего Серовского металлургического за­вода. Отец - Тихон Евдокимович родом из крестьян-середняков. Мать - Анастасия Алексеевна, домохозяйка.

В 1957 г. Анатолий Тихонович окончил среднюю школу и год работал киномехаником передвижки, демонст­рируя кинофильмы для сельских жителей. В 1958 г. был призван в ряды Советской Армии. Окончил Стерлитамак-скую школу младших военных специалистов и два года служил главным авиационным механиком по приборам в Группе Советских войск в Германии.

В 1961 г. А.Т. Тертышный поступил на исторический факультет Уральского государственного университета им. A.M. Горького. Сразу же был назначен командиром сель-хозотряда по уборке картофеля и овощей, направленного в

Красноуфимский район. За ударный труд отряд и его ко­мандир получили грамоты комитета ВЛКСМ УрГУ и Красноуфимского горкома комсомола. С третьего курса Анатолий Тихонович в силу материальных затруднений се­мьи перевелся на заочное отделение и работал преподавате­лем истории в вечерней школе.

В 1965 г. А.Т. Тертышный досрочно закончил уни­верситет и в том же году был принят на должность асси­стента кафедры общественных наук Свердловского филиа­ла Московского института народного хозяйства им. Г.В. Плеханова. Летом 1966 г. и 1967 г. в качестве кура­тора студенческого строительного отряда он находился в Гурьевской области Казахстана (строили колхозные кошары для овец), а в следующем году строили совхозные телятни­ки в Ирбитском районе Свердловской области. За доблест­ный труд строительный отряд и его куратор были награж­дены грамотами ЦК ВЛКСМ Казахстана и Ирбитского райкома ВЛКСМ и премиями.

В 1967 г. А.Т. Тертышный был направлен в аспи­рантуру исторического факультета УрГУ, которую закончил досрочно в 1970 г. с защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. После окон­чания аспирантуры в сентябре 1970 г. его направили на ка­федру истории КПСС СИНХа. Работал сначала ассистен­том, через год был избран по конкурсу на должность стар­шего преподавателя, а в сентябре 1973 г. - на должность доцента. В октябре 1975 г. ВАК утвердила его в ученом звании доцента.

Работая страшим преподавателем и доцентом, Анато­лий Тихонович на высоком научном и методическом уров­не читал лекции с применением наглядных пособий и тех­нических средств обучения, на семинарах использовал но­вые, прогрессивные формы проведения занятий со студен­тами. Активно участвовал в работе методического семинара, выступал с докладами на методконференциях, руководил подготовкой к изданию учебных пособий. Особое внимание

уделял научно-исследовательской работе: публиковал ста­тьи, участвовал во всесоюзных, общероссийских и регио­нальных научных конференциях, собирал и обобщал доку­ментальный материал по теме докторской диссертации.

В январе 1971 г. приказом ректора был назначен за­местителем декана заочного факультета и бессменно работал на этой должности 15 лет. Здесь он проявил такие качест­ва, как самодисциплина, организованность, ответственное и творческое отношение к делу, организаторские способности, корректное и в то же время требовательное отношение к своим коллегам и студентам-заочникам. По его инициативе на заочном отделении внедрялись новые формы и методы обучения.

В январе 1986 г. на основе представления ректората института вышел приказ Министра высшего и среднего специального образования РСФСР о назначении А.Т. Тертышного на должность проректора СИНХа по учебной работе. В дальнейшем он был назначен (1989) первым проректором - заместителем ректора института. Именно на этом посту в полной мере раскрылся его дар руководителя и организатора. Он в подлинном смысле этих слов стал единомышленником, соратником, правой рукой ректора В.М. Камышова в осуществлении преобразований в институте, которые вывели его в ранг университета.

Проведение скороспелых реорганизаций не входило в планы руководства института. Предстояло все обстоятельно обдумать, тщательно взвесить и после этого принимать кардинальные решения. Кроме того, настораживали неудачи горбачевской «перестройки» в экономической области, неус­тойчивость политического положения страны, неопределен­ность путей ее развития. Наконец Анатолию Тихоновичу необходимо было завершить работу над докторской диссер­тацией, которую он и защитил в 1988 г. А в 1990 г. реше­нием Государственного комитета СССР по народному об­разованию ему было присвоено ученое звание профессора.

Как известно, в 1991 г. произошел распад СССР, в Российской Федерации начался «обвальный» переход к так называемой «рыночной экономике», а фактически к «дико­му и варварскому» капитализму. Для института настали трудные времена. Медлить было нельзя. Следовало начать реализацию обдуманных и подготовленных мер, разработан­ных планов по приспособлению института к новым соци­ально-экономическим условиям. И под руководством ректо­ра профессора В.М. Камышова, первого проректора про­фессора А.Т. Тертышного и других руководителей необхо­димые преобразования в институте начали последовательно осуществляться.

Сообразуясь с «рыночной экономикой», руководство вуза существенно изменило действующую структуру специ­альностей и специализаций, были открыты новые, отвечаю­щие потребностям и запросам кардинально меняющейся экономической ситуации, перестроен в соответствии с тре­бованиями времени учебный процесс.

Начало изменениям структуры подготовки специали­стов было положено руководством института в 1988 г. в первую очередь по инициативе первого проректора А.Т. Тертышного, как отвечающего за организацию учеб­ного процесса. Именно тогда осуществили первый набор по новой для СИНХа специальности «Экономическая инфор­матика и АСУ», получившей в дальнейшем название «Ин­формационные системы в экономике». Решающий сдвиг в этом направлении произошел с начала 90-х годов. За 1992-2000 гг. вуз открыл подготовку специалистов по эко­номике природопользования, мировой экономике, экономике сферы услуг, управлению персоналом, экономической тео­рии, экономике и праву и др. Все это свидетельствовало о формировании многопрофильности вуза, о возможностях университета в дальнейшем выходить на рынок образова­тельных услуг с новым набором необходимых для экономи­ки специальностей и специализаций.

Под руководством первого проректора А.Т. Тертыш-ного в университете был пересмотрен весь учебный процесс: его планирование, организация, наполнение учебных планов, логика их построения. Произошли серьезные изменения в содержании образования. Кафедрами освоен большой блок дисциплин, ориентированных на рыночную экономику. Идет поиск новых образовательных технологий, в практику пре­подавания введены нетрадиционные методы занятий, приема экзаменов. Научно-методический совет университета, кото­рый возглавляет А.Т. Тертышный, большое внимание уде­ляет организации и контролю самостоятельной работы сту­дентов как наиболее творческой и продуктивной формы по­лучения знаний.

Введение новых планов и программ обусловило поиск новых технологий, форм и методов обучения, а это потре­бовало изменить характер разрабатываемой и публикуемой кафедрами методической документации и литературы. Рек­торатом была организована целенаправленная работа кафедр по обеспечению учебного процесса научно-методической ли­тературой, совершенствованию ее структуры и содержания. В первую очередь такая литература издается для студентов вновь открываемых специальностей, поскольку они в ней более всего нуждаются, ибо готовой методической литера­туры, выпущенной центральными издательствами, остро не­достает.

Благодаря созданию собственного издательства и до­полнительного оснащения его в 1995-1996 гг. современным полиграфическим оборудованием сократились сроки выпуска учебно-методической документации и литературы. За по­следние 5 лет издано более 1200 единиц методической ли­тературы, что позволило поднять показатель пополнения библиотечного фонда с 20 до 55% за счет внутренних из­даний. Можно сказать, что этим видом учебных пособий потребности студентов и преподавателей почти полностью удовлетворены.

Значительно труднее решается проблема обеспечения студентов новейшими учебниками. Первый проректор при­нимает меры по комплектованию ими библиотечного фонда. Однако выделяемые на это из внутренних резервов средст­ва ограничены. Поэтому был избран другой путь - созда­ние новых учебников и крупных пособий своими силами. И результаты уже есть. Ученые нашего вуза за последнее время издали десятки учебников в центральных и местных издательствах. Первопроходцами в этом важном деле стали кафедры экономики природопользования, финансов и кре­дита, экономики, организации и управления коммерческой деятельностью, экономической теории, истории и полито­логии, региональной и муниципальной экономики.

В последние 8-9 лет ректорат последовательно вне­дрял разработанный комплекс мероприятий по компьюте­ризации учебного процесса. Планом предусматривалось из­менение содержания учебных дисциплин с перенесением ак­центов на привитие студентам навыков работы на ЭВМ с современными программными средствами. Произошло каче­ственное обновление средств вычислительной техники. В последний период в учебном процессе используются только компьютеры Pentium, ПЭВМ-489. Это улучшило условия и увеличило возможности подготовки специалистов, вла­деющих компьютерной техникой.

По инициативе профессора А.Т. Тертышного сложи­лась традиция проведения в нашем вузе учебно-методи­ческих конференций с обсуждением актуальных проблем развития высшей школы, участием специалистов ведущих экономических вузов России и ряда зарубежных стран. Так, в 1994 г. состоялась региональная научно-методи­ческая конференция «Высшая экономическая школа. Ново­введения и практика», в 1995 г. - Всероссийская научно-методическая конференция «Высшая экономическая школа на пороге XXI века: новые возможности и перспективы», в 1997 г. - «Развитие системы высшего образования - циви­лизованный путь прогресса и реформ в российском общест-

ве», в 1999 г. - Всероссийская научно-практическая конфе­ренция «Образование - основа устойчивого развития Рос­сии». В настоящее время идет подготовка к проведению научно-методической конференции (с международным уча­стием) «Высшее образование в России: достижение и пер­спективы», которая состоялась в начале декабря 2001 г.

Значительный вклад внес профессор А.Т. Тертыш-ный в создание системы предоставления заинтересованным лицам платных образовательных услуг, которая начала фор­мироваться с 1991 г. Сначала был организован факультет переподготовки специалистов с высшим образованием по ряду специальностей, в настоящее время он преобразован в институт. В октябре 1995 г. на основе представленных пер­вым проректором предложений Совет вуза принял решение о создании факультета ускоренной сокращенной подготовки специалистов по линии «техникум - вуз». Занятия на фа­культете ведутся по очно-заочной форме обучения по сквозным учебным планам, разработанным совместно со средними специальными учебными заведениями.

В целях расширения сферы деятельности университета как центра образования и науки, а также предоставления возможности дополнительного заработка для научно-педагоги-ческого состава в 1991-1995 гг. по инициативе ректората был открыт ряд образовательных заведений на коммерческой основе, в которых наш вуз выступает в каче­стве одного из учредителей. Такими учреждениями являют­ся: Академия управления и предпринимательства, Уральская финансовая школа (единственный центр подготовки специа­листов по работе с ценными бумагами для Уральского ре­гиона), школа «Бухгалтер» (готовит и повышает квалифи­кацию бухгалтеров малого и среднего бизнеса), «Регион», «КОМБИ» (обучают по двум направлениям: предпринима­тель-менеджер малого и среднего бизнеса; коммерсант) и др.

Таковы основные структурные преобразования и на­правления совершенствования учебного процесса, методиче-

ской работы, проведенные в нашем вузе в конце 80-х -90-е годы. Безусловно, во всей этой кардинальной пере­стройке немалая заслуга принадлежит педагогическим кол­лективам, заведующим кафедрами, деканатам. Однако ос­новной импульс генерирования идей реорганизации исходил от ректора профессора В.М. Камышова и первого прорек­тора профессора А.Т. Тертышного. Этот же тандем сыграл руководящую роль в практической их реализации. Наряду с организацией и совершенствованием учебного процесса профессор А.Т. Тертышный ведет интенсивные научные исследования. Творческий коллектив под руководством А.Т. Тертышного начал исследования актуальной темы -«Социально-экономические и политические проблемы раз­вития Урала», целью которой является разработка новой концепции исторического развития Урала с учетом социаль­ных, экономических и политических аспектов и новых дос­тижений исторической науки.

Нельзя не отметить, что А.Т. Тертышный не только возглавлял творческий коллектив, но и сам вел все эти годы интенсивные научные исследования. За вторую половину 80-х и в 90-е годы он опубликовал лично и в соавторстве более 70 научных работ, в том числе 15 монографий и 7 учебных пособий.

Это выдвинуло профессора А.Т. Тертышного в ряд крупных ученых, занимающихся проблемами отечественной истории. Его историографические труды по эпохальным со­бытиям России 1917 г., гражданской войне и иностранной интервенции получили широкую известность в нашей стране и за рубежом, о чем свидетельствует факт запроса книги «1917 г. в России. История изучения» национальной биб­лиотекой Конгресса США, а изданный под его руково­дством учебник «Выбор пути. История России. 1861-1938 гг.» стал одним из лучших по истории России, опуб­ликованных за последние годы издательствами страны. В 2001 г. под редакцией А.Т. Тертышного подготовлена и опубликована вторая часть учебника «Выбор пути. История

России. 1938-2000 гг.». В 1997 г. А.Т. Тертышный в со­авторстве с Е.Б. Заболотным и В.Д. Камыниным опубли­ковал монографию «Урал накануне великих потрясений. Историографический очерк». А.Т. Тертышный ведет ис­следования по экономике и по экономической истории, об этом свидетельствует вышедшая в свет монография, создан­ная в соавторстве с профессором Е.Г. Анимицей, «Эконо­мическая реформа в России: общенациональный и регио­нальный аспекты».

В 2000 г. А.Т. Тертышный в соавторстве с профес­сором Е.Г. Анимицей опубликовал учебное пособие «Осно­вы местного самоуправления», которое рекомендовано Ми­нистерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям.

А.Т. Тертышный участвует в исследованиях актуаль­ных проблем высшей школы. Опубликованные им работы, в том числе в центральной печати, раскрывают вопросы ме­тодологии и технологии обучения. В рамках республикан­ских программ «Возрождение гуманитарных наук и образо­вания в вузах России» и «Народы России: возрождение и развитие» А.Т. Тертышный осуществляет научное руково­дство двумя темами: «Роль гуманитарной подготовки в формировании кадров экономистов в условиях перехода к рынку» и «Социально-политическое и культурное развитие Урала (1917-1941 гг.)». Он является членом редколлегии академического издания «Урал в панораме XX века», опубликованного в 2000 г. Институтом истории и археоло­гии УрО РАН и УрО АВИН.

Значительный вклад вносит Анатолий Тихонович в подготовку научно-педагогических кадров историков. Он уже много лет является членом специализированного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций при Ин­ституте истории и археологии УрО РАН, руководит иссле­дованиями аспирантов и соискателей, консультирует докто­рантов. По результатам своих исследований А.Т. Тертыш-

ный многократно выступал с докладами на международных, всесоюзных, республиканских и региональных научных кон­ференциях, симпозиумах и конгрессах. Следствием его дос­тижений в области научных исследований стало присвоение А.Т. Тертышному высоких званий: заслуженный деятель науки РФ в 1996 г. и академика Международной академии наук высшей школы в 1997 г.

Дело Анатолия Тихоновича - педагога и ученого -становится семейной традицией. Дочь - Елена Анатольевна Ципина - в 1992 г. окончила исторический факультет Уральского государственного университета им. A.M. Горь­кого. Семь лет работала преподавателем истории финансо­вой школы при нашем вузе. В июне 2000 г. защитила дис­сертацию на соискание ученой степени кандидата историче­ских наук и с сентября того же года работает на должности старшего преподавателя кафедры истории и политологии УрГЭУ.





Филиппов Николай Никитич

Родился 7 июля 1930 г. в селе Месягутово Дуван-ского района Башкирской АССР в семье потомственных крестьян. С десяти лет стал трудиться в личном подсобном хозяйстве родителей и на колхозных полях. Его взросление пришлось на годы Великой Отечественной войны, когда на колхозных полях и фермах женщины и подростки были ос­новными исполнителями всех работ. В то тяжелое для на­ших людей время Н.Н. Филиппов воспитал в себе трудо­любие, добросовестность, научился ценить эти качества в других людях. Уже в детские и юношеские годы сформиро­валось его жизненное кредо - успех достигается трудом. Напряженный труд стал основным содержанием и смыслом

всей его жизни.

Об этом свидетельствуют этапы его жизненного пути. В их числе: учеба в Челябинском государственном педаго-

гическом институте, служба в Советской Армии, затем ра­бота ассистентом кафедры политэкономии Челябинского политехнического института. Там в 1957 г. началось при­общение Николая Никитича к экономической науке. Его научно-педагогическая деятельность продолжается более 43 лет. В 1961-1968 гг. он учился в аспирантуре, работал в отделе экономических исследований Уральского филиала АН СССР.

Работа в Академии наук занимает особое место в жизни Н.Н. Филиппова. В отделе экономических исследо­ваний УФАН СССР под руководством профессора, док­тора экономических наук П.О. Косякова была защищена кандидатская диссертация, наработан исследовательский ма­териал для формирования научного направления, написания монографий, докторской диссертации.

Занимаясь крупной общественной работой, Н.Н. Фи­липпов постоянно контактирует с ведущими учеными и руководителями Уральского филиала АН СССР - пред­седателем Президиума УФАН СССР С.С. Спасским, ученым секретарем филиала Г.П. Блохиным, академиками С.С. Шварцем, Л.Н. Овчинниковым, с будущими акаде­миками, уже в то время видными учеными Уральского фи­лиала, Г.А. Швейкиным, В.Н. Большаковым, Н.А. Вато-линым, А.Н. Барабошкиным, В.Г. Плюсниным, участвует в решении наиболее важных вопросов развития филиала.

Н.Н. Филиппову пришлось бывать на заседаниях Президиума АН СССР, общих собраниях Академии, на которых выступали выдающиеся ученые современности: академик М.В. Келдыш, Н.Н. Семенов - лауреат Нобелев­ской премии, Б.Н. Патон и др. Академическая среда, вы­ступления выдающихся ученых современности, контакты с ними оставили у Николая Никитича неизгладимое впечат­ление и послужили творческим зарядом на всю последую­щую жизнь.

В 1968 г. Н.Н. Филиппов переведен на постоянную работу в Свердловский институт народного хозяйства и ут-

вержден проректором по научной работе. Проректором по науке работал до 1996 г. - 28 лет. Это был наиболее на­пряженный и плодотворный период в его жизни. Н.Н. Филиппов возглавил создание аспирантуры, докто­рантуры, редакционно-издательского сектора, советов по защите кандидатских и докторских диссертаций. В вузе в три раза возросла численность кандидатов наук. Препода­ватели, аспиранты, соискатели защитили 30 докторских и 300 кандидатских диссертаций. В бытность Н.Н. Филип­пова проректором по научной работе значительно увеличил­ся объем исследований по республиканским и региональным программам, заказ-нарядам Министерства образования РФ, грантам, хозяйственным договорам.

Достижения коллектива вуза в научно-исследова­тельской работе, формировании высококвалифицированных научно-педагогических кадров явились одним из основных факторов успешного развития и преобразования в 1994 г. Свердловского института народного хозяйства в Уральский государственный экономический университет.

За период работы в УрГЭУ Н.Н. Филиппов сформи­ровался в крупного ученого, видного организатора научно-педагогического процесса высшей школы. Он создал круп­ное научное направление по социально-экономическим про­блемам агропромышленного комплекса. Результаты иссле­дований опубликованы им в 295 печатных работах. Общий объем публикаций составляет 379,4 печ. л.

В числе опубликованных 386,8 работ - 50 моногра­фий, учебных пособий, методик, программ, рекомендаций. В 1999 г. Н.Н. Филиппов издал монографию «Формирова­ние цены рабочей силы в условиях трансформационной эко­номики» объемом 10,5 печ. л.; в 2001 г. «Экономическое регулирование рационального природопользования», объе­мом 9,7 печ. л. В целом объем изданных им книг и бро­шюр составляет 291 печ. л.

Результаты исследований нашли широкое внедрение в сельскохозяйственном производстве. Они явились основой

для разработки в Челябинском институте механизации и электрификации сельского хозяйства (ныне агроинженерный университет) поточно-циклового метода выполнения меха­низированных работ. В 1998 г. он с высокой эффективно­стью был внедрен в 6000 хозяйств страны.

Одним из основных направлений научной деятельно­сти профессора Н.Н. Филиппова является подготовка на­учно-педагогических кадров. Под его научным руково­дством подготовлены и защищены 34 диссертации, в том числе 4 докторские. Работа Н.Н. Филиппова по подготов­ке научно-педагогических кадров интенсивно продолжается и в настоящее время. Только в 2000 г. защищены 2 док­торские и 2 кандидатские диссертации, выполненные под его руководством. По совокупности результаты научно-методической работы Н.Н. Филиппова, его аспирантов и докторантов можно квалифицировать как создание научной школы.

Профессор Н.Н. Филиппов принимает активное уча­стие в научно-организационной и общественной работе. Он является членом секции общей экономической теории го­ловного Совета Министерства образования РФ по эконо­мическим наукам, председателем государственной аттеста­ционной комиссии по переподготовке преподавателей гума­нитарных и социальных наук вузов в ИППК при УрГЭУ, членом координационного экспертного совета по развитию малого предпринимательства правительства Свердловской области, членом научно-технического совета Департамента Федеральной службы занятости, привлекается в другие ву­зы Уральского региона председателем выпускных государ­ственных экзаменационных комиссий.

Многолетний эффективный труд Н.Н. Филиппова отмечен правительственными наградами, учеными степенями и званиями, дипломами, благодарностями, грамотами. За работу в колхозе в период войны награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», впоследствии еще пятью медалями.

Н.Н. Филиппов 8 февраля 1994 г. был избран дейст­вительным членом (академиком) Международной академии наук высшей школы. 4 декабря 1998 г. указом Президента РФ за заслуги в научной деятельности ему присвоено по­четное звание - заслуженный деятель науки РФ, в 1982 г. - заслуженный экономист РСФСР.

С 1980 г. Н.Н. Филиппов является заведующим ка­федрой политэкономии, ныне экономической теории. На кафедре продуктивно работает высококвалифицированный творческий коллектив. В его составе 5 профессоров, 3 док­тора экономических наук, 16 кандидатов экономических на­ук. В 1996 г. при непосредственном участии Н.Н. Филип­пова была открыта подготовка специалистов по новой учеб­ной специальности - «Экономическая теория». Под его на­учной редакцией издано учебное пособие «Основы эконо­мической теории» в двух томах объемом 26 печ. л. Оно имеет гриф Министерства образования, рекомендовано в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям. В настоящее время на кафедре завершается подготовка учебника по экономической теории, который бу­дет издан под грифом Министерства РФ.

Заслуженный деятель науки РФ Н.Н. Филиппов ак­тивно занимается проведением научных исследований, уча­ствует в научных и научно-практических конференциях, сам организует и проводит их. В ноябре 1999 г. по его предло­жению и при участии в качестве заместителя председателя оргкомитета проведена всероссийская научно-практическая конференция «Теория и практика развития малого предпри­нимательства в России и пути его совершенствования».

Профессор Н.Н. Филиппов принимает активное уча­стие в подготовке и аттестации научно-педагогических кад­ров. В 1994 г. при его непосредственном участии были ор­ганизованы два диссертационных совета. Докторский совет по специальностям: 080004 - «Региональная экономика»; 080005 - «Экономика и управление народным хозяйством

(промышленность)»; 080006 - «Логистика». Кандидатский диссертационный совет по специальностям: 080010 - «Фи­нансы, кредит и денежное обращение»; 080005 - «Эконо­мика, управление народным хозяйством (сельское хозяйст­во)». Он был утвержден председателем созданных диссер­тационных советов, которые успешно работают.

В 2000-2001 гг. ВАК РФ провела реорганизацию диссертационных советов. Профессор Н.Н. Филиппов вновь утвержден председателем диссертационного совета по защите диссертаций по специальности 080005 - «Экономи­ка и управление народного хозяйства». В совете проводится защита докторских и кандидатских диссертаций по специа­лизациям: «Экономика, организация и управление предпри­ятиями, отраслями, комплексами в промышленности»; «Ре­гиональная экономика»; «Логистика».

В университете профессор Н.Н. Филиппов является членом совета по защите докторских диссертаций по специ­альностям 080005 - экономика, организация и управление предприятиями, отраслями комплекса сферы услуг; 080005 - экономика труда; 080010 - финансы, кредит и денежное обращение. Он также работает членом докторского диссер­тационного совета по специальности экономика, организа­ция и управление предприятиями, отраслями, комплексами агропромышленного производства в Уральской сельскохо­зяйственной академии.

Н.Н. Филиппов руководит одним из самых крупных научных направлений университета по проблемам предпри­нимательства и занятости. Исследования по данному науч­ному направлению начались в 1994 г. и осуществляются по программам республиканского уровня, областным програм­мам, наряд-заказам Министерства образования РФ, гран­там, хозяйственным договорам. В исследованиях участвуют 30 докторов и кандидатов наук, 10 кафедр университета.

Сейчас на основе научного потенциала, накопленного в процессе исследований малого предпринимательства, в экономическом университете идет организация учебно-

исследовательского института. В нем будут организованы комплексное изучение проблем развития малого предприни­мательства в современных условиях, выработка рекоменда­ций по его совершенствованию, подготовка и повышение профессионального мастерства предпринимателей.

Многогранная деятельность профессора Н.Н. Филип­пова характеризует его как одного из ведущих ученых уни­верситета, обладающего разносторонними знаниями, прини­мающего активное участие в научной, организационной, учебно-методической деятельности, аттестации научно -педагогических кадров. Он вносит значительный вклад в подготовку специалистов, научно-педагогических работни­ков, в развитие университета, повышение уровня его науч­ного потенциала и общественной значимости. Н.Н. Филип­пов является одним из тех представителей творческой ин­теллигенции, которые способствуют дальнейшему развитию высшей школы в сложных современных условиях.



Иваницкий Виктор Павлович

Родился 11 декабря 1937 г. в селе Степное Ставро­польского края в семье колхозника. Отец - Павел Ивано­вич Иваницкий, работал бухгалтером в колхозе. В начале



  1. г. был призван в ряды Красной Армии, дважды ра­
    нен в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Погиб

  2. г. под Житомиром. Два старших брата - Александр и
    Павел - также участники Великой Отечественной войны.
    Мать - Вера Михайловна, много лет проработала в колхо­
    зе, пережила тяжелое время оккупации с младшими детьми
    и в 1965 г. умерла.

После окончания средней школы В.П. Иваницкий в 1955 г. поступил в Ленинградский финансово-экономичес­кий институт (ныне Санкт-Петербургский университет эко­номики и финансов) по специальности «Финансы и кре­дит» .

После окончания института в 1959-1966 гг. работал старшим бухгалтером, потом начальником отдела Синар-ского трубного завода и на выборной комсомольской работе в городах Каменске-Уральском и Свердловске. В 1966 г. перешел на преподавательскую работу в коллектив кафедры бухгалтерского учета и статистики Свердловского филиала МИНХа, в 1967 г. стал старшим преподавателем кафедры финансов и кредита СИНХа.

В 1970 г. В.П. Иваницкий защитил кандидатскую диссертацию и был назначен проректором по вечернему и заочному обучению. В 1972 г. ВАК присвоила ему ученое звание доцента. В том же году, оставаясь на должности проректора, В.П. Иваницкий избирается Советом института заведующим кафедрой финансов и кредита. Виктор Павло­вич много сделал для повышения организационного и мето­дического уровня работы как заочного и вечернего факуль­тетов, так и вверенной ему кафедры. Прежде всего, он ре­шил задачу подбора руководства заочного факультета. В 1971 г. по его инициативе деканом заочного факультета был назначен, а затем избран по конкурсу кандидат экономиче­ских наук, доцент А.А. Пряхин. Выбор оказался исключи­тельно удачным, о чем свидетельствует тот факт, что Артур Александрович до сих пор занимает эту должность и пре­красно справляется со своими обязанностями.

Что касается руководства кафедрой, то главной своей задачей В.П. Иваницкий считал дальнейшее повышение квалификации преподавателей. В этом направлении были приняты энергичные меры. Уже через год произошли суще­ственные перемены. Если к моменту его избрания заве­дующим кафедрой в коллективе из 9 преподавателей име­лось 3 доцента - специалиста в области финансов, кредита и денежного обращения, 2 старших преподавателя и 3 асси­стента, то уже через год в штате из 11 преподавателей со­стояло 5 доцентов, 4 старших преподавателя (из них 2 кан­дидата экономических наук) и 2 ассистента. При этом 2 ассистента были направлены в аспирантуру. Все более

содержательный и плодотворный характер приобрела мето­дическая и научно-исследовательская работа коллектива ка­федры. Его деятельность в качестве заведующего кафедрой была отмечена участием в ВДНХ (1972) и бронзовой ме­далью (1974). "

В 1976 г. В.П. Иваницкий был назначен Минвузом РСФСР ректором Иркутского института народного хозяй­ства (ныне Иркутская государственная экономическая ака­демия). Здесь в 1984 г. он защитил докторскую диссерта­цию, а в 1987 г. ВАК присвоила ему звание профессора.

После И лет работы ректором ИИНХа в 1987 г. В.П. Иваницкий по предложению ректоров и руководите­лей академических научных учреждений был избран секре­тарем Иркутского обкома КПСС. В это же время он со­стоит нештатным профессором института. В 1991 г. Виктор Павлович возвратился на должность заведующего кафедрой финансов этого же вуза.

Уже в период создания и первых лет становления Свердловского института народного хозяйства В.П. Ива­ницкий формировался как организатор высшего образования и как ученый. Однако наиболее ярко раскрылись его поло­жительные деловые и личные качества во время работы ректором Иркутского института. Здесь наблюдался сущест­венный рост научной квалификации профессорско-препода­вательского состава. Это явилось результатом последова­тельного курса на преодоление укоренившейся в институте психологии удовлетворенности работой в посредственном вузе. Начиная с 1979 г., институт стал устойчивой базой для проведения всесоюзных, республиканских и региональ­ных научных, научно-практических и научно-методических конференций и других научных мероприятий. В 1976-1985 гг. институт выступает головным учреждением в сис­теме Минвуза СССР в организации научных исследований высших учебных заведений страны по проблемам хозяйст­венного освоения зон БАМ. Профессор В.П. Иваницкий представлял интересы вузов в научном совете АН СССР

по проблемам БАМ. В 1985 г. отечественная высшая шко­ла была представлена выставкой «Высшее образование в СССР» (на примере вузов Иркутска) в Улан-Баторе (Монголия). Председателем оргкомитета выставки и главой делегации Минвуза СССР был профессор В.П. Иваниц-кий. В 1976 г., когда Виктор Павлович принял вуз, в нем работал всего один доктор наук. В 1996 г. в этом вузе функционировали три диссертационных Совета, один из них докторский. За время бытности В.П. Иваницкого ректором ИИНХ произошло /двоение учебных площадей (построен новый учебный корпус) и утроено количество мест в сту­денческих общежитиях.

Профессор В.П. Иваницкий опубликовал более 190 научных, научно-методических и общественно-политических работ, в том числе 7 книг. В работах исследованы в основ­ном вопросы теории финансов, бюджета, системы платежей (налогов) в бюджет.

Он представлял также интересы отечественной выс­шей школы в ряде вузов Канады, ГДР, Чехословакии, где выступал по вопросам развития образования и науки в Си­бири.

В трудах В.П. Иваницкого впервые в стране разрабо­тана теория финансового механизма. В настоящее время В.П. Иваницкий активно исследует методологию формиро­вания финансово-инвестиционного механизма конкуренто­способности экономики. Важное место в его исследованиях занимает проблема вхождения экономики нашей страны в мировое финансово-экономическое пространство. Имеет по этим вопросам несколько публикаций, в том числе выступ­ления на международных симпозиумах, в частности, «Фи­нансовые аспекты вхождения предприятий в мирохозяйст­венные связи» (1993) и «Финансовые институты в реали­зации мирохозяйственных отношений» (1995) и др. Одно­временно профессор В.П. Иваницкий участвует в исследо­ваниях, связанных с проблемами экономического развития районов Восточной Сибири. Он также редактирует и ре-

цензирует научные и научно-методические работы для из­дательств Иркутской государственной экономической ака­демии, Восточно-Сибирского книжного и др.

Профессор В. П. Иваницкий активно занимается подготовкой научно-педагогических кадров - осуществляет руководство исследованиями аспирантов, консультирует подготовку докторских диссертаций.

После возвращения в 1991 г. на штатную работу за­ведующего кафедрой финансов в Иркутском институте он организовал защиту докторских диссертаций (по специаль­ности 080010 - единственной в то время за пределами Мо­сквы и Санкт-Петербурга). Руководимая им кафедра орга­низовала подготовку и аттестацию кадров аудиторов для рыночных структур Восточно-Сибирского экономического района.

В январе 1996 г. В.П. Иваницкий возвратился в род­ной СИНХ (ныне УрГЭУ) на должность проректора по научной работе. На этом посту Виктор Павлович активно работает над решением ряда наиболее актуальных проблем: обеспечением дальнейшего роста научной квалификации кадров, прежде всего подготовкой докторов наук, для этого расширена докторантура; над созданием новых диссертаци­онных советов, прежде всего по тем научным специально­стям, по которым нет защиты в Екатеринбурге и на Урале. Стал инициатором и одним из организаторов периодиче­ского научного издания «Известия Уральского государст­венного экономического университета».

В.П. Иваницкий открыл новое направление подготов­ки специалистов и научно-педагогических кадров и органи­зовал для этого новую кафедру - ценных бумаг, корпора­тивных финансов и инвестиций, которая в 2000 г. по объе­му госбюджетных и хоздоговорных работ заняла первое ме­сто по университету. Активно развивает интеграцию с ака­демическими научными предприятиями (в частности, с Ин­ститутом экономики УрО РАН), а также с производствен-

ными коллективами, органами представительной и исполни­тельной власти.

Профессор В.П. Иваницкий постоянно занимается большой общественной деятельностью. С 1977 по 1987 г. был депутатом и членом исполкома Иркутского городского Совета, с 1987 по 1993 г. - депутатом Иркутского област­ного Совета. Был организатором и председателем област­ного отделения научного экономического общества, 11 лет возглавлял Иркутское отделение общества дружбы с Мон­голией, состоит членом Совета по экономическим наукам при Президиуме УрО РАН. Выполняет ряд поручений об­ластных и городских организаций.

Виктор Павлович удостоен отечественных и зарубеж­ных званий и наград: академик Международной академии наук высшей школы (1994), заслуженный экономист рес­публики Бурятии (1980), заслуженный финансист Монго­лии (1980), заслуженный работник образования Монголии (1985). Награжден орденом «Знак Почета», медалью «Трудовая доблесть» (Монголия).

30 марта 2001 г. Ученый совет университета в поста­новлении по докладу проректора по научной работе профес­сора В.П. Иваницкого отметил, что проведенная в 2000 г. работа по развитию фундаментальных, поисковых и прикладных исследований, повышению квалификации науч­но-педагогических кадров, сохранению инновационной мо­дели в подготовке молодых специалистов способствовала упрочению авторитета университета как одного из ведущих экономических вузов страны, выходу его на траекторию ус­тойчивого роста.



Елагин Юрий Алексеевич

Родился 16 июня 1925 г. в селе Чибиязовка Жердев-ского района Тамбовской области. Мать - учительница, отец - бухгалтер. Жизненный путь Юрия Алексеевича впе­чатляет. Участник Великой Отечественной войны. Имеет правительственные награды: ордена Отечественной войны 2-й степени, «Знак Почета» и восемь медалей.

После окончания Великой Отечественной войны Ю.А. Елагин учился в школе рабочей молодежи в Москве, где проживали его родители. В 1951 г. с отличием окончил Московский институт народного хозяйства им. Г.В. Плеха­нова по специальности «Товароведение промышленных то­варов». До 1967 г. Юрий Алексеевич работал в УРСе комбината «Свердловск - Уголь», занимая последовательно должности: старшего товароведа, заместителя директора

универмага, заместителя начальника ОРСа, начальника ОРСа.

В феврале 1967 г. Ю.А. Елагин перешел на препода­вательскую работу в Свердловский филиал МИНХа. С августа 1967 г. он исполнял обязанности декана товаровед-но-экономического факультета, а с октября 1967 г. Юрий Алексеевич возглавил товароведный факультет Свердлов­ского института народного хозяйства. Здесь он работал в течение двух лет. По его просьбе был освобожден от зани­маемой должности в связи с необходимостью сосредото­читься на подготовке кандидатской диссертации, которую успешно защитил в 1972 г. В 1973 г. Ю.А. Елагину было присвоено ученое звание доцента. В 1974 г. Юрий Алек­сеевич был избран на должность заведующего кафедрой организации и техники торговли, которая при нем была ук­рупнена и преобразована в кафедру экономики, организации и управления торговлей. В июле 1976 г. приказом Минист­ра высшего и среднего специального образования РСФСР Ю.А. Елагин назначается проректором по заочному и ве­чернему обучению. В этой должности он проработал в те­чение тринадцати лет. С 1989 г. Юрий Алексеевич работа­ет доцентом кафедры экономики, организации и управления торговлей.

За период работы в институте - университете Ю.А. Елагин проявил себя как хороший организатор, вы­сококвалифицированный педагог. Возглавляя товароведный факультет, Юрий Алексеевич уделял большое внимание укреплению его материально-технической базы, организации учебного процесса, воспитанию студентов. Ему присуще чувство нового, высокая требовательность к себе и подчи­ненным. Ю.А. Елагин много сделал по повышению органи­зационного и методического уровня работы заочного и ве­чернего факультетов, где обучалось в тот период более 4000 чел. Обучение проходило не только на основных

площадях вуза, но включало в себя учебно-консультативные пункты в Перми и Нижнем Тагиле. В связи с прекращени­ем централизованного обеспечения заочного обучения учеб­но-методической литературой Ю.А. Елагин много сделал по укреплению материальной базы редакционно-издательс­кого отдела института, на плечи которого легла забота по обеспечению необходимой литературой учебного процесса. Юрий Алексеевич и возглавляемый им коллектив заочного и вечернего деканатов много внимания уделяли работе с кафедрами по подготовке учебных пособий, методических разработок, рекомендаций для студентов, обучающихся без отрыва от производства. Неоценимая заслуга Ю.А. Елаги­на состоит в том, что он настойчиво добивался привлечения к безотрывному обучению руководителей, специалистов промышленности, имеющих техническую подготовку, с це­лью получения ими дополнительного экономического обра­зования.

За высокие результаты по организации и совершенст­вованию учебного процесса, эффективную деятельность по расширению экономического образования Ю.А. Елагин в 1986 г. был награжден орденом «Знак Почета».

Как преподаватель Юрий Алексеевич разработал и читает специальные, профилирующие курсы «Технология коммерческой деятельности» и «Инвестиционный менедж­мент». Его лекции являются глубокими по содержанию, в них используются новейшие достижения науки и техники, зарубежный и отечественный опыт. Вот почему эти лекции с интересом воспринимаются студентами. Учебную работу Ю.А. Елагин умело сочетает с методической и научной деятельностью. Он возглавляет работу учебно-методической комиссии кафедры.

За период работы в институте - университете Юрий Алексеевич опубликовал более 80 научных статей, в том числе в журнале «Советская торговля».





За многолетнюю научно-педагогическую деятельность, большой вклад в дело подготовки высококвалифицирован­ных специалистов Ю.А. Елагин приказом Министра об­щего и профессионального образования Российской Феде­рации награжден нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования России».

Кожин Анатолий Витальевич

Родился 10 мая 1942 г. в селении Ново-Волочаевка Хабаровского края в рабочей семье. Отец - Кожин Вита­лий Матвеевич, участник и инвалид Великой Отечествен­ной войны, умер в 1968 г. Мать - Александра Евгеньевна, награждена медалью «За доблестный труд в Великой Оте­чественной войне 1941-1945 гг.», ныне на пенсии.

Трудовую деятельность Анатолий Витальевич начал после окончания средней школы в 1959 г. рабочим на опытном заводе УНИХИМ в Свердловске. В 1964 г. за­кончил физический факультет Свердловского государствен­ного педагогического института и более 35 лет занимается педагогической и научной деятельностью. Сначала был учи­телем физики в средней школе, а с 1968 г. начал работать на кафедре физики СИНХа. В 1970-1973 гг. учился в оч­ной аспирантуре по специальности «Физика твердого тела»


ляющее свою деятельность на основе лицензии, выданной Министерством печати и массовой информации РФ. За последние восемь лет объем издаваемой в вузе научной и учебно-методической литературы увеличился в 3 раза при неизменном штате работников. Это стало возможным вследствие технической оснащенности издательства. В на­стоящее время все оригинал-макеты изготавливаются по компьютерной технологии. Печать производится на совре­менных ризографах.

В начале 90-х годов в изменившейся социальной, по­литической, экономической ситуации в обществе и в вузе А.В. Кожин совместно с коллегами находит новые подходы к решению возникших проблем воспитания студенчества и создает по существу новую, адекватную современным усло­виям систему внеучебного воспитания студентов. Вместо модного в то время отбрасывания всего прошлого в универ­ситете были сохранены оправдавшие себя ранее внеучебные подразделения, а также формы и методы работы, в частно­сти, ФОП, совет кураторов, совет общежитий. Факультет общественных профессий был преобразован в факультет дополнительных профессий, на котором осуществляется не только воспитательное воздействие на студентов, но и по­вышение конкурентоспособности будущих специалистов на рынке труда. В целях разработки новых форм, методов и организации воспитательного процесса А.В. Кожин создает совет по внеучебной работе под его председательством. Со­вет координирует работу всех занимающихся воспитанием во внеучебное время подразделений и структур: деканатов, Дома культуры, оздоровительно-спортивного комплекса, музея истории университета, факультета дополнительных профессий, совета кураторов, совета ветеранов, совета об­щежитий, совета студенческого самоуправления и других студенческих организаций. Внимание педагогов-воспита­телей нацелено на постоянный поиск новых нетрадиционных форм и методов работы, на формирование творческих сту­денческих коллективов. Такой подход дает положительные

результаты. Творческие коллективы успешно представляют университет на различных соревнованиях, фестивалях ре­гионального и российского уровня. Команда КВН-99 УрГЭУ стала чемпионом игр команд КВН Свердловской области. Студенческие коллективы неоднократно занимали призовые места в межвузовских выставках художественного творчества и т.д. В это переломное в вузовском воспитании время под руководством А.В. Кожина создается музей ис­тории УрГЭУ-СИНХ. Затем на его базе образуется центр студенческого творчества, начинает работать студенческий поисковый отряд и другие коллективы. Воспитательный процесс при музее осуществляется путем совместной твор­ческой работы преподавателей, аспирантов, студентов. Вре­мя показало правильность и современность проведения та­ких преобразований в воспитательной системе вуза. В сложных условиях так называемой «деидеологизации» обу­чения он находит новые подходы, формы, методы организа­ции и проведения внеучебного воспитательного процесса.

В составленном на А.В. Кожина ректором представ­лении отмечается, что «занимаемой должностью овладел в полном объеме». Ему присущи чувство нового, ответствен­ное отношение к порученному участку работы.

Профессия Анатолия Витальевича становится семей­ной традицией. Его дочь - Кожина Галина Анатольевна, окончила физический факультет УрГУ им. A.M. Горького по специальности «Физика твердого тела». В 1999 г. за­щитила кандидатскую диссертацию и в настоящее время работает на кафедре инженерных дисциплин УрГЭУ.

выполнялись планы набора студентов и выпуска специали­стов, стабилизировалась успеваемость студентов, наметилась тенденция сокращения второгодничества. После избрания его заведующим кафедрой он уволился с должности декана. Для Анатолия Витальевича характерен демократиче­ский стиль руководства, в основе которого большое внима­ние к человеческому фактору, разумное сочетание собствен­ной позиции с мнением членов коллектива. Он всемерно способствует созданию на кафедре здоровой, деловой, доб-гожелательной морально-психологической атмосферы, обес­печивая тем самым эффективную работу коллектива. Ему присущи организованность и собранность, выдержанность и корректность, уважение к коллегам, доброжелательность и вместе с тем требовательность и принципиальность.

Именно эти деловые и личные качества сыграли ре­шающую роль при выдвижении А.В. Кожина на должность проректора по учебно-воспитательной работе. С февраля 1989 г. А.В. Кожин работает в этой должности. Он кури­рует подготовку специалистов без отрыва от производства, воспитательный процесс во внеучебное время, работу изда­тельства, дополнительное образование в университете. Под его руководством проведена реорганизация системы безот­рывного обучения, усовершенствована структура заочного факультета путем слияния его с вечерним факультетом и установления оптимального контингента заочной и дневной форм обучения. В условиях конкуренции на рынке образо­вательных услуг и снижения мобильности населения он ор­ганизует работу по расширению влияния университета в го­роде, области и регионе и оказанию помощи студентам-заочникам в освоении образовательных программ непосред­ственно по месту их работы и жительства. В этих целях в университете организуются новые структурные подразделе­ния.

В 1995 г. начинает работать факультет сокращенной подготовки, который ведет обучение на базе среднего спе­циального образования. Позднее для организации образова-

тельной деятельности с активным использованием информа­ционных технологий создается Центр дистанционного обу­чения. С 1998 г. А.В. Кожин начинает интенсивно зани­маться организацией филиалов и представительств универ­ситета. Приказами Минобразования России открыты фи­лиалы УрГЭУ в городах Нижний Тагил, Каменск-Уральский Свердловской области, Березники Пермской об­ласти и Челябинске. Кроме того, университетом открыты представительства УрГЭУ в Кургане, Сухом Логу, Сне-жинске Челябинской области. Установлено сотрудничество в области образовательной деятельности с рядом муници­пальных образований и городов Свердловской, Челябин­ской, Пермской, Курганской областей.

А.В. Кожину вместе с коллегами удалось значительно расширить и усовершенствовать систему повышения квали­фикации и переподготовки кадров. Вначале в результате объединения различных курсов повышения квалификации был сформирован центр дополнительного образования, а затем на основе последнего и специального факультета соз­дан институт переподготовки и повышения квалификации кадров. Квалифицированно принимать решения по органи­зации работы всей системы предоставления образователь­ных услуг для работающих граждан А.В. Кожину позволя­ет знание законов, иных нормативных актов, опыт других вузов, в том числе зарубежных. С 1997 г. он работает в совместном Французско-Российском проекте по организа­ции обучения трудящейся молодежи без отрыва от произ­водства и в рамках проекта участвовал в международных семинарах в Екатеринбурге (1997, 1998), в Аннемасе, Франция (1997), на которых анализировалась организация безотрывного обучения во Франции, Германии, Англии и других странах Европы.

А.В. Кожин уделяет внимание и развитию издатель­ской деятельности. В результате объединения редакционно-издательского отдела и участка оперативной полиграфии в 1992 г. в университете создано издательство, осуществ-

под руководством И.Е. Болотова, который оказал сущест­венное влияние на формирование его как специалиста - ис­следователя в области физики тонких пленок и электронной микроскопии. Успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Исследование факторов, влияющих на кристалли­зацию сферолитов селена и теллура в аморфных пленках». В 1977 г. получил ученое звание доцента, а в 1997 г. -профессора. С 1984 г. - заведующий кафедрой физики. С 1989 г. - проректор по учебно-воспитательной работе.

На протяжении педагогической деятельности в долж­ностях сначала ассистента, затем старшего преподавателя, доцента, профессора он проявил себя как квалифицирован­ный специалист, эрудированный педагог, глубоко владею­щий предметом и методикой его преподавания. С первых дней работы в вузе и по настоящее время Анатолий Ви­тальевич ведет все виды учебной работы. Он читает курс физики для всех специальностей, в том числе для экономи­стов, дисциплину «Концепции современного естествозна­ния» и авторский курс «Эволюция самоорганизующихся систем». При чтении лекций, на практических и лаборатор­ных занятиях он широко использует имеющийся арсенал методических и технических средств, внедряет программи­рованное обучение и другие новые методики. Он практику­ет чтение открытых лекций с приглашением преподавателей, в том числе из других вузов. В 70-х годах он читал откры­тые лекции по курсу физики в присутствии слушателей функционировавшего в то время в СИНХе факультета по­вышения квалификации педагогического мастерства. В июне 1984 г. Ученый совет института избрал его заведующим кафедрой физики. Встав во главе кафедры, А.В. Кожин умело, рационально руководит ее коллективом, первосте­пенное внимание уделяя совершенствованию учебного про­цесса, повышению качества и эффективности преподавания, внедрению программированного обучения, новых форм и методов обучения, технических средств и вычислительной техники. Он систематически поддерживает связи и обмени-

вается опытом с кафедрами физики ряда вузов городов и страны. В 1982 г. (Иркутск), в 1985 г. (Владивосток), в 1988 г. (Красноярск) А.В. Кожин принял участие в работе межвузовских научно-методических конференций заведую­щих кафедрами вузов Урала, Сибири, Дальнего Востока, где выступил с докладами. Опыт работы кафедры неодно­кратно получал высокую оценку на методических семинарах и совещаниях различного уровня и рекомендовался для рас­пространения.

За последние годы под руководством профессора А.В. Кожина преподаватели кафедры физики подготовили и издали необходимую учебно-методическую литературу по всем преподаваемым кафедрой курсам, создав тем самым все условия для самостоятельной работы студентов всех форм обучения. А.В. Кожиным разработано и издано более 20 учебно-методических пособий. Наиболее крупные из них: «Физические основы ЭВМ» (1995); «Основы меха­ники и молекулярной физики» (1995); «Физика» (1998) с грифом Министерства общего и профессионального образо­вания Российской Федерации; «Концепции современного естествознания» (2000) и др. Введенная в 1996 г. в эко­номическое образование Государственным образовательным стандартом новая учебная дисциплина «Концепции совре­менного естествознания» в короткий срок полностью обес­печена учебно-методическими разработками, в том числе для заочного дистанционного обучения с помощью компью­терных технологий.

Большие усилия Анатолий Витальевич прилагает к развитию материально-технической базы обучения. За вре­мя его руководства и благодаря его непосредственному уча­стию за короткий срок была введена в эксплуатацию и подготовлена для занятий современная учебная лаборатория по механике, приобретены и включены в лабораторный практикум новые современные оптические квантовые гене­раторы, цифровые измерительные приборы, другое обору­дование. В учебном процессе начинают использоваться со-

временные физические методы исследования: электронная микроскопия, лазерные методы и информационные техно­логии. Смонтированы новые лабораторные работы и подго­товлены два физических практикума для новых курсов «Физические основы информатики» и «Концепции совре­менного естествознания».

А.В. Кожин интенсивно и плодотворно занимается и руководит научно-исследовательской работой коллектива кафедры. Он является одним из основоположников иссле­дований в перспективном направлении «Разработка новых аморфных пленочных материалов». Началом этих исследо­ваний послужил осуществленный им в начале 70-х годов эксперимент. Вакуумной конденсацией ему удалось стаби­лизировать аморфное состояние тонких слоев теллура с ме­таллами, а затем впервые получить растущие в аморфной фазе монокристаллы и сферолитные кристаллы теллура. Так на кафедре возникло и развивается по настоящее время на­правление научных исследований, посвященное изучению перспективного явления аморфизации материалов, широко применяемых в микроэлектронике. Установлен ряд связан­ных с ним практически важных эффектов, в частности, эф­фект переключения в пленках теллурида серебра и селенида серебра. На основе результатов исследования предложены рекомендации по технологии изготовления аморфных пле­ночных материалов, используемых в микроэлектронике. По­лучено авторское свидетельство на изобретение «Способ получения двухкомпонентных аморфных пленок».

На кафедре физики в течение многих лет исследова­ния ведутся по госбюджетной и хоздоговорной тематике, входящей в координационные планы АН СССР и РАН. Госбюджетные исследования носят фундаментальный харак­тер и посвящены изучению и разработке физических основ регулирования кристаллической структуры тонкопленочных материалов, полученных на основе из аморфного состояния. В форме хозяйственных договоров с предприятием НИИ «Автоматика» А.В. Кожин руководил также и прикладны-

ми исследованиями. По результатам НИР преподавателями ежегодно публикуются около 20 работ, ряд из них - в за­рубежной печати, по ним делаются доклады на междуна­родных конференциях. Установлены связи и сотрудничество с российскими и зарубежными научными центрами. Так, доцент В.Ю. Колосов неоднократно выезжал за рубеж для участия в научных конференциях и проведения современных исследований в рамках научного сотрудничества (Австрия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Дания, Испания, США, Франция, Швеция и др.). Сам Анатолий Виталье­вич опубликовал более 120 работ, в том числе в издавае­мых АН СССР, а затем РАН и за рубежом журналах: «Известия Академии наук СССР, серия физическая», «Физика твердого тела», «Кристаллография», «Поверх­ность. Физика. Химия. Механика», «Physica status solidi», «Физика металлов и металловедение», «Журнал физиче­ской химии» и др. Он принимал участие в работе более 30 всесоюзных и всероссийских конференций по росту кри­сталлов и электронной микроскопии. Результаты его иссле­дований доложены и опубликованы в материалах более чем десяти международных конференций и конгрессов, в част­ности, ХП-го Европейского конгресса кристаллографов (Москва, 1989); XV Международного кристаллографиче­ского конгресса (Бордо, Франция, 1990); VII Междуна­родной конференции по высокотемпературным материалам (Вена, Австрия, 1994); в материалах исследовательского общества (Бостон, Массачусетс, США) и др.

Значителен его вклад и в развитие технической базы исследований УрГЭУ. Приобретены и введены в эксплуа­тацию два совместных (трансмиссионный и сканирующий) электронных микроскопа фирмы «Тесла» и многое другое научное оборудование.

В течение 7 лет, с октября 1977 по июнь 1985 г., А.В. Кожин работал в должности декана вечернего факуль­тета. За это время ему удалось в определенных пределах улучшить постановку обучения на факультете. Ежегодно





Мальцев

<предыдущая страница | следующая страница>


Под редакцией профессоров
4487.75kb.

29 09 2014
23 стр.


Элективный курс по нанотехнологии для старших классов под редакцией профессоров мпгу разумовской И. В., Пурышевой Н. С

В данной статье представлены небольшие отрывки проектной работы «Нанотехнология» учащихся 10-11 классов по физике

91.8kb.

09 09 2014
1 стр.


Сборник «Еврейские праздники» под редакцией Йосефа Хараля, том Рамбам, Мишне Тора, Законы Трумы

Тора с русским переводом, издательство «Шамир», под общей редакцией проф. Г. Брановера, редактор русского перевода П. Гиль, 5753 (1993)

139.11kb.

09 10 2014
1 стр.


Под редакцией Роберта Асприна. Тени Санктуария

Под редакцией Роберта Асприна. Тени Санктуария Пер. В. Козина, Е. Голубева, Ж. Иваненко Цикл "Мир воров" 3/3

3948.46kb.

25 12 2014
22 стр.


Уроков литературы в 7 классе по программе под редакцией В. Я. Коровиной. Количество часов 70. 2011-2012 учебный год. №

Тематическое планирование уроков литературы в 7 классе по программе под редакцией В. Я. Коровиной

44.35kb.

27 09 2014
1 стр.


М. Скворцов редакциленĕ чăвашла-вырăсла словарь (1982) Андреев, И. А.; Горшков, А. Е.; Иванов, А. И. и др. Чувашско-русский словарь; под редакцией М. И. Скворцова

Андреев, И. А.; Горшков, А. Е.; Иванов, А. И. и др. Чувашско-русский словарь; под редакцией М. И. Скворцова. М., «Русский язык», 1985. — 712 с

25.66kb.

12 10 2014
1 стр.


Методическое пособие для магистрантов и аспирантов всех форм обучения Под редакцией зав кафедрой Г. И. Малыхиной

Г. И. Малыхина [и др.]; под ред. Г. И. Малыхиной. – Минск : бгуир, 2011. – 144 с

2191.14kb.

25 12 2014
22 стр.


Доказательства эволюции Под редакцией А. В. Маркова
4420.6kb.

17 12 2014
36 стр.