Перейти на главную страницу
2.2. Рабочий учебный план АГТУ по программе 030301.65 «Психология»
2.3. Государственные требования к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки по специальности 030301.65 «Психология»
3. ЦЕЛЬ И НАЗНАЧЕНИЕ
Этническая психология в качестве специальной теории является одной из составных частей современной социальной психологии. Специфика этой дисциплины состоит в ее междисциплинарном характере, поэтому этнопсихологические знания необходимы не только социальному психологу, но и социологу, социальному антропологу, социальному работнику, историку и философу. Курс этнической психологии в учебном процессе пересекается с предметными областями этнологии, социальной антропологии, этнополитологии и этнической социологии, предусматривая ознакомление студентов с содержанием как этнопсихологической теории, так и материалами психологических исследований этнических отношений.
Основная цель курса - заложить основы профессиональной компетентности будущих психологов в сфере межэтнических отношений, имеющих особое значение в условиях многонациональности российского общества и государства. Кроме того, представляется необходимым формировать навыки анализа этнопсихологических явлений повседневной жизни для последующего закрепления толерантности к другим этническим культурам.
Задачи курса:
1. Ввести студентов в проблематику этнической и кросскультурной психологии;
2. Познакомить с кросскультурными различиями, обусловливающими особенности восприятия и поведения;
3. Сформировать более широкий взгляд на особенности психологии общения между людьми, принадлежащими к разным этническим группам.
4. ИСТОЧНИКИ
4.1. Государственные требования к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки по специальности 030301.65 «Психология»
4.2. ГОС ВПО Требования к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки выпускников по специальности 030301.65 «Психология» 2000 г.
4.3. Квалификационная характеристика специальности «Психология».
4.4. Типовая и рабочая программа специальности «Психология».
4.5. Типовой и рабочий учебный план специальности 030301.65 «Психология»
- предмет и задачи этнической психологии, как междисциплинарной дисциплины, так и прикладной отрасли социальной психологии;
- историю развития этнопсихологической мысли в России и за рубежом;
- основные теории ведущих отечественных и зарубежных этнопсихологических школ;
- сущность этнопсихологических явлений, специфику их формирования и проявления в межличностном и деловом общении;
- методы проведения этнопсихологических исследований.
- владеть методами и навыками проведения теоретических, эмпирических и прикладных этнопсихологических исследований;
- выявлять и анализировать психологические механизмы этнических процессов;
- диагностировать, прогнозировать и подвергать коррекции межэтнические отношения.
- учитывать специфику национально-психологических особенностей людей в процессе межличностных и деловых отношений.
быть ознакомленными:
- с содержанием основных теоретических работ ведущих этнопсихологов и культурантропологов мира;
- с методикой проведения и результатами наиболее известных этнопсихологических исследований отечественных и зарубежных этнопсихологов и культурантропологов;
- с национально-психологическими особенностями некоторых народов дальнего и ближнего зарубежья и спецификой их проявления в процессе межэтнического общения.
- с психологической спецификой этнических конфликтов и методами их урегулирования.
обладать следующими компетенциями:
- использовать основные методы и методики исследования этнопсихологических феноменов;
- применять полученные при изучении курса знания в практической деятельности психолога;
- правильно и хорошо ориентироваться в сложной обстановке, межнациональных и внутриэтнических отношений людей;
Наименование темы |
Кол-во час. |
1 |
2 |
Глобальный мир и межэтническое взаимодействие. Этнопсихология как междисциплинарная область знаний Этнопсихология как наука. Предмет и метод. История формирования этнопсихологических идей в европейской и американской науках |
2 |
История развития этнопсихологии. Основные направления этнопсихологических исследований Основные научные концепции этноса. Этнопсихологические исследования личности |
2 |
Своеобразие народов России. Универсальные и культурно специфические аспекты общения Этнопсихологические проблемы личности. Этнокультурная вариативность социализации и регуляторов социального поведения |
2 |
Специфика и формы этнических контактов. Межэтнические отношения и когнитивные процессы Методика проведения этнопсихологических исследований. Механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях |
2 |
Этнические конфликты – причины возникновения и способы урегулирования Адаптация к новой культурной среде |
2 |
|
10 |
Реферат (от латинского refero – сообщаю) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где раскрывается суть исследуемой студентом проблемы, изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему. Содержание реферата должно быть логичным. Объем реферата колеблется от 15 до 20 машинописных страниц.
Прежде чем выбрать тему реферата, определите свой интерес, над какой проблемой Вы хотели бы поработать, более глубоко изучить, и сформулируйте тему. Перед началом работы над рефератом следует наметить небольшой план и подобрать литературу. Прежде всего, воспользуйтесь литературой, рекомендованной учебной программой, а затем расширьте список источников, не забудьте использовать реферативные и специальные журналы, где Вы найдете новейшую научную информацию.
Структура и оформление реферата
Реферат представляется, как правило, в печатном виде на одной стороне листа формата А4; шрифт Times New Roman 14 пт; межстрочный интервал 1,5; должны быть предусмотрены поля: левое поле - 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм.
Критерии оценки реферата
При оценке Вашего труда преподавателя интересует:
Кафедра «общей психологии» располагает собственной аудиторией 6.101, а также занятия проводятся на материальной базе общего аудиторного фонда по согласованию с учебным отделом агту.
Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций. М., 2009.
Стефаненко Г.Г. Этнопсихология. М., 2009.
Организационные и методические рекомендации
к использованию контрольных тестов по учебной дисциплине
Данные тесты по курсу «Этнопсихология» могут быть использованы как преподавателем для осуществления текущего контроля, так и студентами в целях самоконтроля и при подготовке к экзамену.
В последнем случае студент самостоятельно читает вопросы и возможные варианты ответов, отмечая один из вариантов, который он считает верным. После завершения работы с опросником студент соотносит свои ответы с правильными ответами (т.е. с «ключом») и критериями итоговой оценки.
80% правильных ответов - «отлично»;
70% правильных оценок - «хорошо»;
50% правильных оценок - «удовлетворительно»;
менее 50% правильных оценок - «неудовлетворительно»
1. Этнопсихология как отрасль психологической науки выделилась:
а) из общей психологии;
б) на стыке сфер интересов социальной психологии, социологии, и этнографии;
в) из этнографии;
а) субдисциплина этнографии;
б) отрасль социальной психологии;
в) область на знания на стыке этнографии и психологии:
а) психологические аспекты развития и функционирования этнических групп;
б) закономерности формирования, развития и проявления национально-психологических особенностей людей;
в) систематические связи между психологическими и культурными переменными этнических групп
а) сходства и различия психологических переменных в различных культурах;
б) систематические связи между психологическими и этнокультурными переменными;
в) различия психологических переменных в различных этнических общностях;
а) изучение сходства психологических и этнокультурных переменных в различных общностей;
б) изучение сходства и различий психологических переменных в различных культурах и этнических общностях;
в) изучение различий психологических переменных в различных культурах;
а) Г.Лебон;
б) Ш.Монтескье;
в) Г.Тард;
а) Э.Кант;
б) Д.Юм;
в) Г.Гегель;
а) к расово-антропологической школе;
б) к школе социального дарвинизма;
в) к органической школе;
а) В.Вундт, У.Мак-Дугалл;
б) Х.Штейнталь, М.Лацарус;
в) Г.Тард, Г.Лебон;
а) объяснительной наукой;
б) описательной наукой;
в) объяснительной и описательной наукой;
а) Х.Штейнталь;
б) В.Вунд;
в) М.Лацарус;
а) Г.Тард;
б) Г.Лебон;
в) В.Вунд;
а) У.Мак-Дугаллу;
б) Г.Лебону;
в) А.Кардинеру;
а) К.Кавелиным;
б) Н.Надеждиным;
в) А.К.Бэром;
а) С.Е.Десницкий;
б) В.Г.Белинский;
в) Н.И.Надеждин;
а) Л.И.Мечников и В.О.Ключевский;
б) А.А.Потебня и Д.Н.Овсянико-Куликовский
в) П.В.Лавров и Н.К.Михайловский;
а) Д.Н.Овсянико-Куликовский;
б) А.А.Потебня;
в) Г.Г.Шпет;
а) историческое направление;
б) географическую школу;
в) субъективную школу;
а) объяснительную науку, главная задача которой заключается в психологическом познании «духа народов» и открытии законов, по которым протекает духовная деятельность народа;
б) описательную науку, предметом которой являются коллективные переживания, реакции представителей конкретного народа;
в) теоретическую и прикладную науку;
а) Д.Н.Овсянико-Куликовский;
б) Г.Г.Шпет;
в) П.Л.Лавров;
а) Р.Мертон;
б) Ф.Боас;
в) Р.Бенедикт;
22. Концепция «основная структура личности» была выдвинута:
а) Дж. Горером;
б) А.Кардинером и Р.Линтоном;
в) Д.Левинсоном;
23. Б.В.Поршнев считал, что главной методологической проблемой «социально-этнической психологии» является:
а) проведение межэтнических сравнительных психологических исследований
б) выявление причин, обусловливающих существование национально-пси-хологических особенностей людей;
в) проведение кросскультурных исследований;
а) сумма характеров отдельных представителей этноса;
б) исторически сложившаяся совокупность психических черт представителей того или иного этноса;
в) образ мышления, духовная настроенность представителей этноса;
а) осознание людьми своей национальной принадлежности по национальности одного из своих родителей;
б) осознание людьми своей принадлежности к данной этнической общности;
в) осознание людьми своей национальной принадлежности по национальности матери;
а) в межличностном общении;
б) во взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях, симпатиях, антипатиях;
в) в чувствах, эмоциях и настроениях;
а) Самнером;
б)Гумпловичем;
в) Мак-Дугаллом;
28. Кто из мыслителей прошлого определял предрассудок как «дурные мысли о других людях без достаточных на то оснований»?
а) Ш.Монтескье;
б) Ф.Аквинский;
в) Гельвеций;
а) в когнитивном аспекте;
б) в когнитивном, аффективном и поведенческом аспектах
в) в поведенческом аспекте;
а) констатацию особенностей чужого этноса и формирование определенного поведения по отношению к данному этносу;
б) констатацию особенностей чужого этноса, отношение к этим особенностям и формирование определенного типа поведения по отношению к данному этносу;
в) отношение к особенностям чужого этноса и формирование определенного типа поведения по отношению к данному этносу;
а) передаваемая из поколения в поколение форма деятельности;
б) унаследованный стереотипный способ поведения;
в) передаваемая из поколения в поколение форма межличностного общения;
32. Кросскультурное этнопсихологическое исследованиепредполагает:
а) изучение национально-психологических особенностей представителей одной этнической общности;
б) исследование психологических и социокультурных особенностей, относящихся к различным этносам и проводимое параллельно;
в) выявление специфики поведения представителей разных этнической общностей;
а) американским этнопсихологом и этнографом М. Мид;
б) русским ученым А.Н. Игнатовым;
в) британским психологом и антропологом У.Риверсом;
а) изучение социального поведения детей в экспериментальных условиях;
б) изучение социального поведения детей в естественных условиях их жизни;
в) изучение социального поведения детей в экспериментальных и естественных условиях;
35. В отечественном кросскультурном исследовании, проведенном Дробижевой и Старовойтовой, изучались стереотипы, традиции и обычаи:
а) русских и украинцев;
б) кабардинцев и балкарцев;
в) татар и калмыков;
а) к диагностическим методам
б) к обсервационным методам;
в) к праксиметрическим методам;
а) к обсервационным методам;
б) к диагностическим методам;
в) к праксиметрическим методам
38. В открытом опросе испытуемый отвечает:
а) в соответствии с вариантами ответов приведенных в опроснике;
б) в свободной форме;
в) комбинируя черты обеих предыдущих вариаций;
39. Метод «подбора черт» (А.Катца и У.Брейли) используется для изучения:
а) особенностей национального характера;
б) этнических стереотипов;
в) этнических предрассудков
а) в Великобритании в 1928 г.;
б) в США в 1925 г.;
в) в Германии в 1927 г.;
40. Контент-анализ в этнопсихологии предполагает:
а) сравнительный анализ этнопсихологических характеристик представителей разных этносов;
б) выделение смысловых единиц информации о национально-психологических особенностях представителей этноса и замера их частоты и объема упоминания в выборочной совокупности;
в) анализ этнопсихологических характеристик представителей разных этносов по результатам кросскультурного исследования;
41. Начало использованию эксперимента в западной этнопсихологии положил:
а) А.Кардинер;
б) У.Риверс;
в) А.Маслоу;
42. Разделяете ли вы мнение, что этнический конфликт – это конфликт между представителями этнической общности?
а) да;
в) в определенных условиях;
43. Основной формой участия психолога в конфликтологической службе является:
а) изучение причин этнического конфликта;
б) организация посредничества в ведении переговоров с субъектами конфликта;
в) ведение переговоров с одной из наиболее непримиримых сторон конфликта;
Гос впо требования к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки выпускников по специальности 030301. 65 «Психология» 2000 г
17 12 2014
1 стр.
Настоящая технико-технологическая карта распространяется на блюдо (изделие) Постный пирог из щавеля со шпинатом и кинвой п/ф вырабатываемое Наименование организации и реализуемое в
17 12 2014
1 стр.
Целью данного курса является ознакомление студентов с предметом социальной антропологии, проблематикой и содержанием основных направлений антропологических исследований
10 10 2014
1 стр.
Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта впо по специальности 030301. 65 «Психология» по циклу общеобразовательных дисц
01 10 2014
1 стр.
Код и наименование дисциплины (в соответствии с Учебным планом): гсэ. В. 04. 1 Политические реформы на Ближнем Востоке
17 12 2014
3 стр.
Наименование научного направления: Биопрепараты для удаления нефтяных загрязнений водоемов и почв
25 12 2014
1 стр.
10 10 2014
1 стр.
13 10 2014
1 стр.