Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3



1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Курс "Культурологии" помогает студентам сориентироваться в широчайшем спектре проблем культуры, увидеть те культурологические срезы, которые имеет любое конкретно-научное исследование и выбрать именно ту тему, которая может стать предметом творческих поисков сту­дентов.



1.1. Обеспечиваемые компетенции:

  • уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

  • стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6)

1.2. Цель:

  • Сформировать у студентов осмысленное отношение к феномену культуры, ясное понимание роли культуры в жизни любого цивилизованного общества.

  • Познакомить студентов с историей культурологической мысли; категориальным аппаратом данной области, раскрыть существо проблем современной культурологии.

  • Выработать у студентов представление о роли и месте культуры России и её народов в культуре человечества, воспитывать в них любовь к отечественной культуре, гордость лучшими её достижениями.

  • Помочь студентам создать систематизированное представление об основных чертах мировой культуры, её формах и стилях, что позволит им лучше понимать отечественную и мировую культуру.

  • Обобщить знания студентов по проблемам культуры, полученные ранее и существенно дополнить их .

  • Способствовать развитию интеллекта, интереса к искусству как части культуры, стремлению приобщиться к культурным ценностям как необходимому условию овладения профессией, служебного роста, развития творческой личности.

1.3. Задачи

  • Охарактеризовать объект и предмет культурологии, его связь с другими гуманитарными науками - историей, философией, эстетикой, этикой, социологией, социальной психологией и др.

  • Проследить становление и развитие понятий «культура» и «цивилизация».

  • Рассмотреть взгляды на место культуры в социуме и социокультурной динамике, типологии и классификации культур, диалоге культур.

  • Расширить представления студентов о культуре в двух аспектах: как мире культуры в целом, так и в ее конкретных проявлениях - искусстве, религии, языке, морали, культуре повседневности и т.д.

  • При рассмотрении историко-культурного материала выделить доминирующие в той или иной культуре ценности, значения и смыслы, составляющие ее своеобразие.

  • Выявить наиболее важные механизмы формирования целостной картины мира как особого концептуального образования, ко­торая задана традицией, языком, воспитанием, религией.

1.4. Место дисциплины в процессе подготовки бакалавра

Культурологическое, аксиологическое образование решает задачу формирования целостной картины мира, создает возможность рассматривать частные проблемы бытия в их взаимосвязанности и взаимообусловленности.

Данная дисциплина способствует формированию потребности к размышлению о самых разнообразных вопросах ориентации в культуре: о единстве познавательного, этического и эстетического начал в человеке, о собственных ценностных ориентациях, о принципах самостоятельного выбора.

Полученные в курсе "Культурология" знания способству­ют расширению и углублению взгляда на мир, привносит новые аспекты и ракурсы видения тех проблем гуманитарного знания, которыми занимаются студенты в рамках своей предмет­ной специализации.



2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

Для студентов очного отделения по направлению 040100.62 «Социология»


Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных ед.,72 часа



Тема, раздел

Всего

часов


Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

лекции

семин.

лабор.

СРС

КСР

Вид КСР




РАЗДЕЛ 1. Теоретико-методологические основания культурологии.






















1.

Структура и состав современного культурологического знания. Основные понятия культурологи.

7

2







5







2.

Онтологический статус бытия культуры.

6

2







4










РАЗДЕЛ 2.Функционально – аксиологические основания культуры






















3.

Строение и функционирование культуры. Культурные ценности и нормы.

7

2







5










РАЗДЕЛ 3. Антропологические основания культуры.






















4

Человек как носитель культуры. Культура и личность. Инкультурация и социализация. Культурологические основы социальной работы.

7

2







5







5

Базовые концепты культуры: культурная картина мира, ментальность, культурная самоидентичность.

2

2



















РАЗДЕЛ 4. Семиотические основания культуры.






















6

Язык культуры как семиотическая система. Символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации

7

2







5










РАЗДЕЛ 5. Типологические основания культуры






















7

Типология культуры. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры.

2

2
















8

Восточные и западные типы культур. Специфические и "срединные" культуры. Локальные культуры.

7

2







5










РАЗДЕЛ 6. Место и роль России в мировой культуре
















































9

Древнерусская культура

5










5







10

Культура Московской Руси XIV-XVII вв.

5










5







11

Русская культура века Просвещения.

5










5







12

«Золотой век» русской культуры






















13

«Серебряный век» русской культуры






















14

Советская культура и современная Россия

5










5










РАЗДЕЛ 7. Глобальные проблемы современной социокультурной ситуации.






















15

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные процессы современности.

7

2







5











Зачет

























ВСЕГО:

72

18







54






для студентов заочного отделения

Набор студентов на заочное обучение по направлению «Социология» не осуществляется.



3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1. Общее содержание

РАЗДЕЛ 1. Теоретико-методологические основания культурологии.

Тема 1. Структура и состав современного культурологического знания. Основные понятия культурологи.

Сущность и своеобразие гуманитарных наук и гуманитарного знания. Культурология как гуманитарная наука. Истоки» причины и потребнос­ти формирования культурологической науки. Основные подходы к пони­манию культурологии как науки. Сущность и специфика культурологии как области научного знания и учебной дисциплины.

Роль культурной и социальной антропологии в становлении культурологии как научной дисциплины. Культурологические школы XX века: ощественно-историческая (Е.Я.Данилевский, 0.Шпенглер, А.Тойнби); натуралистическая (З.Фрейд, К.Г.Юнг, К.Лоренц, Б.Малиновский); социологическая (Т.Элиот, В.Парето, П.Сорокин, М.Вебер, Т.Парсонс); структурно-символическая (Э.Кассирер, К.Леви-Стросс, Р.Барт, Ю.М.Лотман). Структура культурологического знания: фундаментальная и прикладная культурология. Социальная и гуманитарная культурология.

Культурологический метод - рассмотрение культурного наполнения различных видов реальности (социальной, художественной, виртуальной и др.), сложившихся и складывающихся культурных программ, утверждающих себя в опыте практической деятельности людей.

Виды анализа культурных явлений: историко-генетический, типологический, сравнительный, структурно-функциональный, герменевтический, морфологический, семиотический.

Взаимосвязь и соотношение культурологии с другими науками-антропологией, социологией, историей, психологией, лингвистикой, се­миотикой, этикой, эстетикой, религоведением, искусствознанием. Проблема синтеза культурологического знания. Социологическая, исто­рическая, лингвистическая, литературоведческая, этнологическая, искусствоведческая ориентации в культурологии.

Место и роль культурологии в системе современного вузовского об­разования.
Тема 2. Онтологический статус бытия культуры.

Понятие и сущность культуры» Многозначность понятия "культура" в обыденной речи и научном употреблении. Культура как философская категория в оппозиции "натура (природа) - культура".

Этимология понятия "культура": культура как возделывание, обра­ботка, уход культура как воспитание, обучение, образование» Историческое развитие представлений о культуре:"Человек", "человечность", "общество", "гражданственность" - понятийное поле формирования представлений о культуре в античнос­ти. Зарождение идеи совершенствования природного. Возникновение понятия культуры.

Культура как воспитание гражданственности. Культура как сохранение традиций. Культура как личное совершенствование.

Культура как культ. Культура как делание себя.

Культура как деятельность по преобразованию природы. Идея управления природой, социумом, собственными страстями. Идея со­вершенствования человечества как цель культуры. На­чало сравнительно-исторического изучения культур. Культура как сфера свободы человеческого духа (И.Кант, Г.В.Ф. Гегель). Формирование критического подхода к культуре. Противопоставление культуры чистоте нравов "естественного" состояния общества.

Культура в философии и науке XX века. Многообразие методологи­ческих подходов к изучению культуры - выражение различных научно-исследовательских позиций.

Культура как продукт сублимации бессознательных психических про­цессов, закрепленных в знаково-символической форме (фрейдизм). Национальный архетип как основа культурных инвариантов (К.Г.Юнг).

Системный анализ культуры. Становление системного подхода как новой познавательной парадигмы в научной мысли XX века. Подход к культуре как к сверхсложной, многомерной, открытой, развивающейся и саморегулирующейся системе.

Природа как форма конкретно­го существования материального мира.

Образование сверхприродного материально-духовного бытия человеческого общества. Общество как система социальных отношений. Человек как системное единство природы и общества.

Природа, общество, человек, культура. Культура как механизм социального (внебиологического ) наследования.


РАЗДЕЛ 2. Функционально – аксиологические основания культуры.
Тема 3. Строение и функционирование культуры. Культурные ценности и нормы.
Строение культуры, порождаемое диалектическим движением человеческой деятельности - от опредмечивания сущностных сил челове­ка к их формированию в процессе распредмечивания.

Предметное бытие культуры как связь обоих процессов. Связь предметной деятельности и общения в культуре. Три слоя культу­ры: материальный, духовный, художественный.

Культура как противоречивая целостность. Ценностный аспект культуры. Знаково-символический аспект культуры: культура как универсальная коммуникационная система. Деятельностный аспект культуры. Многомерность строения деятельности как условие многомерности строения культуры.

Культура как целостное единство её основных форм: религии, морали, права, искусства, науки и т.д. Ценностно-нормативная структура культуры: обычаи, традиции, нормы, ценности, смыслы, идеалы.

Философия и искусство как формы сознания и самосознания куль­туры.

Структурно-функциональные первоосновы культуры: архетипы, пат терны, ментальность.

Основные функции культуры.

Взаимосвязь функции и структуры. Закон функциональной системы. Формирование системы институтов культуры.


РАЗДЕЛ 3. Антропологические основания культуры.

Тема 4. Человек как носитель культуры. Культура и личность. Инкультурация и социализация.

Универсальный характер антропо-культурного взаимодействия. Человек как продукт культуры, субъект культурного творчества, носитель культурных образцов, потребитель культуры.

Формы взаимоотношений человека и культуры. Культура как подлинное бытие человека. Культура как цель и смысл жизни "человека культуры". Воля к культуре.

Три модальности сущностных сил, необходимых для реализации деятельности - потребности, способности, умения. Влияние культуры на формирование психики в филогенезе и онтогенезе.

Динамический характер ансамбля потребностей, способностей и умений. Культура как способ опредмечивания сущностных сил человека. Деятельность как процесс. Идеальное целеполагание и выбор средств достижения цели. Ценностная ориентация деятельности человека. Ценность в культуре. Классификация и иерархия ценностей.. Игра как способ восстановления целостности личности (Ф. Шиллер). Игра как универсальная форма воспитания и образования (Л.А. Коменский). Игра как источник и сущность куль­туры (И. Хейзинга). Игра как гармония творчества и порядка. Искусство как иг­ра. Социальная игра - утверждение нормативности. Игра символами и игра ценностями.

Содержание категорий: "дух", "духовное", "духовность", "душа"; "душевное".Духовность как проявление качества личности. Типы духовности: эстетизм, теоретизм, этизм .

Особенности духовной культуры. Формы духовной культуры: мифология, религия, искусство, философия.

Бездуховность: причины, следствия, пути преодо­ления. Духовная культура как осно­вание личностного развития.

Смысл как универсалия культуры, как реальность и представление реальности. Смысл как системообразующее понятие гуманитарной науки: смысл бытия, смысл культуры, смысл жизни, смысл искусства и.т.п. Сознательное и бес­сознательное в контексте смыслообразования личности.

Культура как способ распредмечивания сущностных сил человека. Семья, школа, институт как культурные способы формирования личности.

Воспитание потребностей как фундамент культурации индивида. Потреб­ность самопознания, самооценки, самопредвидения, самопрогнозирования, самосовершенствования, художественного самовоспроизведения как высшая цель культурации человека.

Человек как творение культуры. Результат распредмечивания включение индивида, коллектива, группы, поколения - в культуру. Социализация и культурация индивида: реальность и возможности. Формирование человека культурой и типы личности.

Нравственные позиции человека как основание социокультурной типологии личности: потребительский тип, конформистский тип, религиозный тип, героический тип, аристократический тип и др. Культурологические основы социальной работы.

Художественно-культурологическая типология личности



следующая страница>


1 Организационно-методический раздел
3667.55kb.

14 10 2014
14 стр.


1. организационно-методический раздел обеспечиваемые компетенции

Владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий. (Ок 16)

224.52kb.

13 10 2014
1 стр.


1. организационно-методический раздел

Курс "Культурологии" помогает студентам сориентироваться в широчайшем спектре проблем культуры, увидеть те культурологические срезы, которые имеет любое конкретно-научное исследова

443.18kb.

25 12 2014
3 стр.


Методические указания для определения рейтинга подразделений и сотрудников мади

Подразделения" → "Учебно-вспомогательные подразделения" → "Учебно-методическое управление" → "Организационно-методический отдел" → "

52.81kb.

06 10 2014
1 стр.


Основная образовательная программа начального общего образования моу «кисловская сош»

Пояснительная записка Раздел Определение планируемых результатов. Раздел Учебный план Раздел Формирование универсальных учебных действий у

2790.1kb.

18 12 2014
12 стр.


Текст «Махабхарата», История Яяти

Существует раздел взгляда, раздел осознавания, медитации, но также есть и раздел поведения. В поведении мы учимся проявлять свое Естественное состояние в многообразии различных эне

116.89kb.

12 10 2014
1 стр.


Показатель №1 Организационно-методическое сопровождение изменения организационно правовой формы образовательных учреждений

Организационно-методическое сопровождение изменения организационно правовой формы образовательных учреждений

114.04kb.

14 12 2014
1 стр.


Инструкция по безопасности 3 Раздел 1: Характеристики 5 Раздел 2: Компоновка 7

Не используйте источники питания с параметрами отличными от требуемых (100-240v ac)

198.52kb.

03 09 2014
1 стр.