Перейти на главную страницу
Результатом общества явл гос-во. Единой точки зрения понятия гос-ва нет. В разные исторические периоды давалось свое понятие гос-ва с учетом места и времени.
В древней Греции Аристотель (4в до н.э.) определил гос-во как соединение многих родов и деревень ради лучшей совершенной жизни.
Демокрит (5-4 в до н.э.) считал гос-вом то, в чем должны быть сосредоточены всеобщие блага и справедливость.
Уещерон рассматривал гос-во как «дело, достойное народов», т.е. «соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов».
Мыслитель эпохи возрождения Макиавелли видел в гос-ве политическое состояние общества, направленное на установление и поддержание отношений между властвующими и подвластными, наличие органов юстиции и законов, а также тем или иным образом организованная политическая власть.
Дореволюционный период. Коркунов определит гос-во как общественный союз, представляющий собой самостоятельное признанное принудительное властвование над свободными людьми.
Хвостов рассматривал гос-во как союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти.
Еллиника считал, что гос-во представляет особое общественное образования и особое правовое явление. Гос-во – целое единство индивидов, наделенное качеством юридического субъекта, обладающее волей и являющееся носителем прав.
Маркс, Энгельс, Ленин считали, что гос-во возникает там и тогда, где и когда происходит деление общества на классы, т.е. на такие группы людей, одни из которых присваивают себе труд других, одни эксплуатируют других (аппарат насилия).
Гос-во – единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юридические обязательные веления, обладает специальным аппаратом управления и принуждения, и обладает суверенитетом.
Основные признаки гос-ва: наличие территории (границы, административное территориальное деление); население (состав по половому возрастному признаку, гражданство); публичная власть, которая воплощалась в гос. Органах выступает как гос. власть; государственный суверенитет; издание правдивых норм; обязательные сборы с граждан (налоги); гос. символика.
Суверенитет – независимость одного гос-ва от другого (гос. власти от иной власти от другой страны и во вне). Дает право гос-ву самостоятельно и свободно решать вои дела. При известных условиях с гос-ва может совпадать с суверенитетом народа.
Суверенитет народа означает верховенство народа, его право самому решать судьбу, организовывать направление политики своего гос-ва, состав его органов, контролировать деятельность гос. власти, т.е. суверенитет тесно связан с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право нации на самоопределение вплоть до полного отделения и образования своего гос-ва. Суверенитет может быть формальным (провозглашел юридически и политически, а фактически отсутствует, не осуществляется в силу зависимости от др гос-ва, диктующего свою волю), принудительным – ограничение национального суверенитета, добровольное ограничение суверенитета с самим гос-вом по взаимной договоренности для достижения общих целей.
Без права, без законодательства гос-во не в состоянии эффективно руководить обществом. Гос-во создает веления, которые обязательны для всего населения страны, для многих политических организаций.
Налоги. Гос-во устанавливает их для содержания публичной власти. Использует для содержания армии, полиции, гос. аппарата и осуществление организованных социальных гос. программ.
Символика – официальное название страны, гимн, герб, флаг, памятныедаты, госю праздники. Гос-во устанавливает официальные правила поведения, формы общения, приветствие.
Результатом общества явл гос-во. Единой точки зрения понятия гос-ва нет. В разные исторические периоды давалось свое понятие гос-ва с учетом места и времени.
В древней Греции Аристотель (4в до н.э.) определил гос-во как соединение многих родов и деревень ради лучшей совершенной жизни.
Демокрит (5-4 в до н.э.) считал гос-вом то, в чем должны быть сосредоточены всеобщие блага и справедливость.
Уещерон рассматривал гос-во как «дело, достойное народов», т.е. «соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов».
Мыслитель эпохи возрождения Макиавелли видел в гос-ве политическое состояние общества, направленное на установление и поддержание отношений между властвующими и подвластными, наличие органов юстиции и законов, а также тем или иным образом организованная политическая власть.
Дореволюционный период. Коркунов определит гос-во как общественный союз, представляющий собой самостоятельное признанное принудительное властвование над свободными людьми.
Хвостов рассматривал гос-во как союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти.
Еллиника считал, что гос-во представляет особое общественное образования и особое правовое явление. Гос-во – целое единство индивидов, наделенное качеством юридического субъекта, обладающее волей и являющееся носителем прав.
Маркс, Энгельс, Ленин считали, что гос-во возникает там и тогда, где и когда происходит деление общества на классы, т.е. на такие группы людей, одни из которых присваивают себе труд других, одни эксплуатируют других (аппарат насилия).
Гос-во – единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юридические обязательные веления, обладает специальным аппаратом управления и принуждения, и обладает суверенитетом.
Ф-ция – главное направление деятельности гос-ва по решению важнейших задач состоящих перед ним на различных этапах развития, т.к. гос-во это категория историческая, то и ф-ция тоже. 2 группы ф-ций: внутренние и внешние.
Внутренние: экономическая (формирование бюджета, определение общих программ развития); социальная (помощь нуждающимся); ф-ция финансового контроля; ф-ция охраны правопорядка; экологическая; культурно-просветительская; идеологическая; политико-охранительная.
Внешние: взаимодействие и сотрудничество с др гос-вами; культурный, научный, информационный обмен между гос-вами; борьба за мир и мирное сосуществование, за разоружение, обуздание агрессора, неприменение милы; оборона страны от внешней агрессии; охрана гос.границ.
Результатом общества явл гос-во. Единой точки зрения понятия гос-ва нет. В разные исторические периоды давалось свое понятие гос-ва с учетом места и времени.
В древней Греции Аристотель (4в до н.э.) определил гос-во как соединение многих родов и деревень ради лучшей совершенной жизни.
Демокрит (5-4 в до н.э.) считал гос-вом то, в чем должны быть сосредоточены всеобщие блага и справедливость.
Уещерон рассматривал гос-во как «дело, достойное народов», т.е. «соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов».
Мыслитель эпохи возрождения Макиавелли видел в гос-ве политическое состояние общества, направленное на установление и поддержание отношений между властвующими и подвластными, наличие органов юстиции и законов, а также тем или иным образом организованная политическая власть.
Дореволюционный период. Коркунов определит гос-во как общественный союз, представляющий собой самостоятельное признанное принудительное властвование над свободными людьми.
Хвостов рассматривал гос-во как союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти.
Еллиника считал, что гос-во представляет особое общественное образования и особое правовое явление. Гос-во – целое единство индивидов, наделенное качеством юридического субъекта, обладающее волей и являющееся носителем прав.
Маркс, Энгельс, Ленин считали, что гос-во возникает там и тогда, где и когда происходит деление общества на классы, т.е. на такие группы людей, одни из которых присваивают себе труд других, одни эксплуатируют других (аппарат насилия).
Гос-во – единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юридические обязательные веления, обладает специальным аппаратом управления и принуждения, и обладает суверенитетом.
Формы гос-ва:
Форма гос-ва – это сложное общественное явление, включающее 3 взаимосвязанных части:
- форма правления
- форма гос. устройства
- форма политического (гос.) режима
Форма гос. правления представляет собой порядок образования и структуру высших органов гос. власти и распределение компетенций между ними. По формам гос. правление делится на монархию и республику.
Основные черты парламентарной монархии:
-соблюдение принципа: монарх царствует, но не правит
-правительство формируется из представителей определенный партий, получившие большинство голосов на выбор в парламент
-лидер партии, получивший большее число депутатских мест формирует правительство и становится во главе гос-ва
-законодательная, исполнительная и судебная сфера, власть монарха фактически отсутствует, она явл символом
-законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом
-ни парламент ни правительство перед монархом не ответственны
Дуалистическая монархия:
-гос власть носит двойственный характер, т.е. юридически и фактически власть разделена между правительством и парламентом. Правительство формируется монархом. Парламент двухпалатный – нижняя избирается, верхняя назначается монархом.
Республика – это такая форма правления, при которой верховная гос. власть осуществляется избранными на определенный срок органами гос-ва. Республики бывают парламентарные и президентские.
Парламентарная республика – это такая республика, парламент которой обладает высшей гос властью. Он явл не только высшим представительным законодательным органом, но и формирует органы исполнительной власти, избирает президента, вице-президента или премьер-министра.
Президентская республика – это такая республика, в которой население страны избирает не только высший законодательный орган (парламент), но и главу гос-ва президента, который одновременно явл и главой исполнительной власти. Правительство несет ответственность перед президентом. Президент по своему усмотрению назначает, перемещает и отстраняет членов правительства. Президент имеет вето на законы, принимаемые парламентом, является главнокомандующими вооруженными силами, представляет республику на международной арене.
Форма гос. устройства – национальный и администартивно-территориальный строй гос-ва, раскрывающий характер взаимоотношений между его составными частями и между центральными и местными органами власти. По форме гос. устройства органы можно разделить на 3 большие группы: унитарные, федеративные, кон. федерация.
Унитарное гос-во – простое по составу единое цельно гос. образование, состоящее из административно-территориальных единиц, не имеющих каких-либо суверенных прав и подчиненное центральным органам власти и местным представительным органам.
Федеративное гос-во – сложное союзное гос-во, объединяющее административно-территориальные или национальные образования (субъекты федерации), которые обладают знаменательной степени самостоятельности или суверенитетом. Субъекты имеют свои органы власти. Федерации бывают как в многонациональных (Россия, Югославия) гос-вах, так и в мононациональных (Бразилия, Мексика).
В унитарных гос-вах с многонациональным составом возможны преобразования существующие автономии. Автономия – право какой-либо части гос-ва, с компактно проживающей на ней населения иной национальности самостоятельно решать свои внутренние вопросы.
Конфедерация – временный союз суверенных гос-в, образованный для решения совместных политический, экономических или военных задач. Конфедерация не образует единого гос-ва, редкое и не устойчивое образование. Как правило конфедерации или распадаются или превращаются в федерацию.
Форм политического (гос.) режима.
Политический режим – совокупность способов и методов осуществление власти гос-ва.
-демократический режим
-антидемократический режим
Демократический режим характеризуется:
-осуществление власти, избираемые населением
-свободная деятельность различных партий, объединений, движений в рамках конституции
-идеологический плюрализм – наличие в обществе различных идеологических течений, концепций и отсутствие господствующей идеологии.
-наличие в обществе демократических прав и свобод и их реальная гарантированность
-утверждение верховенства права и независимого правосудия.
Недемократический режим (анти) – основан на фактическом сосредоточении всей гос. власти в руках одного человека или группы лиц. В зависимости от гос-ва идеология недемократического режима может быть фашистским и расистским.
4.Аппарат гос. управления.
Аппарат го управления – система спец органов и учреждений, под средством которых осуществляется гос управление обществом и защита их основных интересов. Составная часть гос. аппарата – гос. орган. Он имеет самостоятельную структуру, определяет полномочие и связан с др гос. органами.
Классификация органов гос: порядок создания; характер выполнения задач.
3 основных группы гос.огранов управления:
-правительственные: федеративное собрание, конгресс, парламент
-исполнительно-распорядительное правительство, министерство, ведомство
-судебные органы и связанные с ними иные правоохранительные учреждения.
Структура гос. органов: простые; сложные.
Территориальная сфера деятельности: федеральные; республиканские; местные.
Характер полномочий:
Органы общей компетенции (совет министров)
-спец. компетенции (прокуратура)
Порядок осуществления компетенций:
-комплексные (совет министров)
-единоначальные (президент, нотариус)
Правовые формы деятельности: правоотретческие, исполнительные, правоохранительные.
Гос. орган состоит из гос. служащих. Гос. служащие – это люди, выполняющие определенную работу и получающие зарплату.
Норма – общее правило поведения. Норма права – это установленное гос-вом общее правило поведения, регулирующее общественные отношения.
Каждая норма права содержит общие правила поведения, в ней рассматривается модель поведения. Эта норма указывает на те условия, при которых должно исполнятся установленное правило – гипотеза. Устанавливает и само правило поведения, которое гос. органы способны применять к нарушителю данной нормы – санкции.
Нормы права подразделяются на виды:
-управомочивающие правовые нормы – нормы представляющие субъектом правоотношений право совершать положительные действия в целях удовлетворения своих интересов
-запрещающие нормы, нормы запреты, устанавливающие субъекта воздействия от совершения действий определенного вида
-обязывающие (нормы предписания) – нормы, возлагающие на субъект обязанность совершать определенные положительные действия
-нормы гражданоского права
-нормы административного права
По кругу лиц (по субъектам действия):общие; специальные.
Состоит из 2х основных элементов: национальное (правовая идеология) и обыденное (правовая психология)
Черты, присущие правовой культуре:
-знание действующего законодательства, конституции, прав свобод и обязанностей
-проявляется в уважительном отношении к праву, предполагает отношения к чужим правам, долгосовестное отношение к своим обязанностям
-стремление гражданина стоить свое поведение в соответствии с предписанием юридических норм
Правоотношение и их участники. Общественные отношения становятся правовыми в результате реализации норм права, которые содержат общие правила поведения. Для правоотношений характерно наличие прав и обязанностей его участников. Юридические нормы представляют одному участнику право, а на другого участника взимают обязанности.
-правоотношения складываются на основе правовых норм
-участники наделяются взаимными правами и обязанностями
-имеют сознательно волевой характер
-гарантируется гос-вом, иногда его принудительной силой
Субъекты правоотношений – это отдельные участники. Мера участия субъектов правоотношения определяется их правоспособностью и дееспособностью.
Правоспособность начинается с момента рождения чел-ка и прекращается с его смертью. Дееспособность наступает по достижению определенного возраста – совершеннолетия, с 14-17 – частичная дееспособность.
- поведение челка, которое выражается в действии и бездействии
Бездействие явл правонарушением в том случае, если чел должен был совершить действие, но не совершил его. Правонарушениями не могут быть мысли, чувства, помыслы т.к.это не регулируется правом.
-действие чел-ка не должно быть противоправным
- лицо должно осознано совершать правонарушение, отдавать себе отчет в своих действиях (виновное поведение субъекта)
Вина – психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению.
Существует 2 формы вины: умысел и неосторожность. Умысел имеет место тогда, когда лицо, совершившее правонарушение предвидит и желает наступление общественно-вредных последствий своего поведения.
Неосторожность бывает двух видов: самонадеянность и небрежность. Самонадеянность – когда лицо предвидит общественно-вредные последствия своего поведения, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их. Небрежность, когда лицо не общественно-вредные последствия своего поведения, но должно и может их предвидеть.
-преступления
-проступки (дисциплинарные, административные, гражданские)
Гражданское правонарушение в сфере имущественных и таких имущественных отношений, которые представляют для чел-ка духовную ценность
-вид гос. принуждения
-основанием для применения юридической ответственности явл правонарушение
-юридическая ответственность выражается применением отрицательных мер к лицу, совершившему правонарушение
Четыре вида юридической ответственности соответствуют основным видам правонарушений:
-преступления влекут за собой уголовную ответственность, единственный гос. орган уголовной ответственности – суд, который своим приговором определяет меру наказания. Прекращение юридической ответственности по отбытию осужденного меры наказания, а также в случае амнистии и помилования.
-Основанием административной ответственности считается совершенное им административное правонарушение. Проявляется в применении административных взысканий (штраф, предупреждение)
-Дисциплинарная ответственность – дисциплинарные нарушения влекут такие санкции как замечание, выговор, увольнение.
-гражданско-правовая ответственность носит имущественный характер, т.к. гражданское право регулирует имущественное и личное не имущественное отношение.
-вид гос. принуждения
-основанием для применения юридической ответственности явл правонарушение
-юридическая ответственность выражается применением отрицательных мер к лицу, совершившему правонарушение
Четыре вида юридической ответственности соответствуют основным видам правонарушений:
-преступления влекут за собой уголовную ответственность, единственный гос. орган уголовной ответственности – суд, который своим приговором определяет меру наказания. Прекращение юридической ответственности по отбытию осужденного меры наказания, а также в случае амнистии и помилования.
-Основанием административной ответственности считается совершенное им административное правонарушение. Проявляется в применении административных взысканий (штраф, предупреждение)
-Дисциплинарная ответственность – дисциплинарные нарушения влекут такие санкции как замечание, выговор, увольнение.
-гражданско-правовая ответственность носит имущественный характер, т.к. гражданское право регулирует имущественное и личное не имущественное отношение.
Конституционной истории России известны пять основных законов:
-Конституция РСФСР 1918г., провозгласившее гос-во диктатуры пролетариата, республику советов;
- Конституция РСФСР 1925г. – первая конституция России, учредителя и члена союза ССР;
- Конституция РСФСР 1937г., объявившая Россию социалистическим гос-вом рабочих и крестьян, политическую основу которой составили Советы депутатов трудящихся;
- Конституция РСФСР 1978г., провозгласившее построение «общенародного гос-ва» и «развитого социализма»
- Конституция РФ 1993 г., провозгласившая Россию правовым гос-вом.
2 обстоятельства стабильности и долговременности:
-неподвержена частным изменениям в силу абстрактного содержания ее положения;
-гарантом конституции служит жесткая процедура по внесению в конституцию изменений и дополнений.
-юридическая ф-ция выражена в том, что к являющимся главным источником права страны;
-политическая – определенное устройство гос-ва служит основой политической системы;
-идеологическая (воспитательная) проявляется в том, что обращается к признанным в обществе ценностям;
-внешнеполитическая – указаны основные направления внешней политики, явл источником информации об обществе и гос-ве для внешнего мира.
Конституционной истории России известны пять основных законов:
-Конституция РСФСР 1918г., провозгласившее гос-во диктатуры пролетариата, республику советов;
- Конституция РСФСР 1925г. – первая конституция России, учредителя и члена союза ССР;
- Конституция РСФСР 1937г., объявившая Россию социалистическим гос-вом рабочих и крестьян, политическую основу которой составили Советы депутатов трудящихся;
- Конституция РСФСР 1978г., провозгласившее построение «общенародного гос-ва» и «развитого социализма»
- Конституция РФ 1993 г., провозгласившая Россию правовым гос-вом.
Классификация Конституции:
-по форме:
Семейное право – совокупность правовых норм, гос. предписаний, направленных лицам, которые стремятся создать семью или установить семейные отношения.
Предмет семейного права – семейные отношения. Участники семейного права: родители, дети (в том числе и усыновленные), др родственники и др лица, предусмотренные законодательством.
Источники семейного права: конституция РФ 1993г., семейный кодекс РФ 8 дек 93г., включает общие положения заключения/прекращения брака, обязанности и права родителей и детей, алиментные обязательства.
В социальном смысле семья – союз лиц, который основан на браке, родстве и принятие детей в семью на воспитание. Юридический смысл семья – круг лиц, связанный правами и обязанностями, вытекающими из брака и родства и усыновление и иная форма принятие детей на воспитание.
Принципы семейно-брачных отношений:
-добровольный союз м и ж и расторжение
-равенство супругов в семье
-разрешение споров, которые возникли в семье по взаимному согласию
-воспитание детей и забота о их благосостоянии
-обеспечение прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи
-единобрачие
Регистрация брака происходит добровольно и с 18 лет. Препятствия заключения брака: если лицо не достигло 18 лет, если лицо состоит в другом брак, между родственниками, скрытие венерических заболеваний.
Брачный договор – соглашение вступающих в брак лиц или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке или в случае его расторжения.
В законную силу брачный договор вступает со дня регистрации брака. Состоит в письменной форме и нотариально достоверен.
Отношения, которые не регулируются брачным договором: личные, неимущественные отношения между супругами и их отношение по поводу детей. Брачные договор не может предусматривать положение, ограничивающие права нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания, не может содержать условия, которые ставят одного из супругов в неблагоприятное положение или противоречат законодательству.
Действие брачного договора прекращается с момента его расторжения или прекращение брака за исключением тех обязательств, которые предусмотрены брачным договором на период после прекращения брака. Алименты – средства содержания родителей детей.
Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере деятельности органов исполнительной власти по исполнении публичной ф-ции гос-ва и муниципальных образований.
Административное право как отрасль права играет ведущую роль в регулировании отношений, связана с реализацией задач и ф-ций:
-право на свободу от гос-ва;
-право на участии в организации гос. власти;
-право на дополнительные услуги со стороны гос-ва;
-право на защиту своих прав.
Группы административного права:
-личные и индивидуальные (личная неприкосновенность)
-право на участие в гос. управлении
-право на гос. содействие и помощь гос-ва
-право на защиту
Предмет административного права – общественные отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности исполнительной власти.
Источники: акты гос. органов, законы, конституция, постановления гос. думы и совета федерации.
Виды административно-правовых норм:
-процессуальные
-обязывающие, запретительные, поощрительные
-общероссийские, территориальные, межтерриториальные, местные
-срочные/бессрочные
Административное наказание – взыскание.
Уголовное право – отрасль права, которая представляет совокупность юридических норм, установленных органами высшей власти, которая определяет преступление и наказание, а также основания уголовной ответственности и освобождение от нее.
Главная функция уголовного права – охранительная. Ф-ции:
-общее и спец. предупреждение
-воспитательная
Особенности: только уголовное законодательство устанавливает нормы уголовного права.
Источники: Уголовное законодательство. Уголовный кодекс – система излагающая нормы уголовное права. Состоит из двух частей:
-общая (руководящие принципы и общие положения УП)
-особенная (определяет конкретные преступления и наказания, виды и размеры наказания за соответствующие преступления)
Принципы:
-законности
-равенства граждан перед законом
-виновной ответственности
-справедливости
-гуманизма (наказание не может иметь своей целью причинять физические страдания и унижения достоинства)
-неотвратимость ответственности
Деяние, которое можно назвать преступлением, признаки:
-общественно опасные
-противоправное
-виновное (осознанное)
-уголовная наказуемость
Классификация преступлений по степени тяжести:
-небольшой тяжести (не более 20 лет)
-средней тяжести (не более 5 лет)
-тяжелые преступления (не более 10 лет)
-особо тяжкие преступления (свыше 10 лет)
Наказание – мера применения, применяемая от имени гос-ва по приговору суда к лицу, приказанному виновным в совершении преступления и заключение, предусмотренное законом лишений или ограничений прав и интересов осужденного. Уголовное наказание порождает судимость. Уголовное наказание – правовое последствие преступления.
Виды наказаний:
-штраф
-лишение прав занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью
-срок от 60-240 часов не более 4 часов в день
-конфискация имущества (полная, частная)
-ограничение свободы
-арест (1-6 месяцев)
-лишение свободы на определенный срок
-пожизненное лишение свободы
-смертная казнь
Экономические права и свободы человека - совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере, характер и содержание которых определяет в конечном счете экономический, социальный и политический порядок в конкретном обществе. Основными Э. п. и с. ч. в современных демократических государствах являются: право частной собственности (в т. ч. на землю и интеллектуальные продукты), право наследования, свобода предпринимательской деятельности (хозяйственной инициативы), свобода труда и другие трудовые права, в т. ч. право на забастовку, право на участии в управлении предприятием. Такой круг Э. п. и с. ч. (кроме последнего права) закреплен в ст. 34—37 Конституции РФ. Конституции социалистических стран обычно закрепляли совершенно иной перечень Э. п. и с. ч., наделяя ими прежде всего граждан: право на труд (он же обязанность), право на отдых, право на личную собственность.
Международное право подразделяется на 1.публичное и 2.частное.
1.Международное право – совокупность правовых норм, регулирующие международные отношения.
Объект – общественные отношения.
Предмет – взаимоотношения между гос-вами.
Ф-ции:
-регулятивная
-обеспечительная
-охранительная
Особенности:
-наличие специфического субъекта
-отсутствие надгос. образований
-специфические правовые нормы: обычаи, договор
-коллективные порядок урегулирования споров
Субъекты:
-осн – гос-во, нация
-производные – международные организации
Источники:
-материальные
-формальные
Источники:
-международные конвенции
-международные обычаи
-общие принципы права призн. цивилизованными
-судебные решения и доктрины квалифицированных специалистов
Принципы:
Отсутствие над гос. органа, решение ООН не явл обязательным
-суверенное равенство гос-в
-невмешательство во внутренние дела др гос-ва
-равновесие и самоопределение народов
-неприменение силы или угрозы силой
-уважение прав чел-ка и основных свобод
-территориальная целостность
-принцип нерушимости границ
-сотрудничество
-добросовестное выполнение обязательств по международному праву.
2.Международное частное право – совокупность правовых норм, регулирующие частные отношения, осложненное иностранным элементом.
Методы:
-коллизионный
Предмет: гражданско-правовые отношения, осложненные иностранными отношениями.
Субъекты:
Гос-во, иностранные юридические и физические лица, наличие иностранного элемента.
Источники:
-международный договор
-внутреннее законодательство
-обычаи
-гражданский кодекс
Правовой статус личности – совокупность прав чел-ка и гражданина, ограниченных в нормах всех отраслей действующего права. К основам правового статуса личности относится конституция, закрепляющая права и свободы. Основы права чел-ка и гражданина – это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения и защищаемые гос-вом.
Свобода – правомочие личности, которая очерчивает сферу его самостоятельности, защищают от вмешательства в ее внутренний мир.
Право – положительные действия, услуги со стороны гос-ва.
Права и свободы чел-ка – это меры возможного поведения в обществе, возможность сделать все, что не наносит ущерба др людям.
Важная задача конституции – нахождение баланса между властью, правами и свободами чел-ка.
Международно-правовой базис прав и свобод, всеобщая декларация прав и свобод чел-ка и гражданина:
-международный пакт о гражданских и политических правах, 66г.
-европейская конституция о защите прав чел-ка и основных свобод, 50г.
-европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного обращения или наказания, 84г.
-заключительный акт по безопасности и сотрудничеству европ., 75г. (хельсинский акт)
Механизм правовой защиты прав и свобод: На международном уровне осуществляет защиту прав и свобод ООН, европейский суд по правам чел-ка.
В РФ данные права охраняет конституционно-судебные органы, судебные органы, органы исполнительной власти, дипломатические и консульские учреждения РФ за рубежом и путем законной самозащиты чел-ка своих прав.
Ограничение прав и свобод че-ка и гражданина:
Согласно конституции:
-защита основ конституционного строя
-защита нравственности
-защита здоровья
-защита прав и законных интересов других лиц
-обеспечение обороны страны
-гос. безопасность
В РФ не должны издаваться законы, которые ограничивают права и свободы чел-ка и гражданина.
Классификация прав и свобод чел-ка и гражданина делится на 3 большие группы:
-личные
-политические
Личные права и свободы определяют статус чел-ка как биосоциального организма, к ним относится: право на жизнь, на личную неприкосновенность, достоинства, неприкосновенность жилища, выбор местожительства и свобода передвижения, защита информации, свобода мысли и слова, судебная защита.
Жизнь чел-ка – это биологическое и психологическое функционирование его организма как единого целого.
Запрет эвтаназии – умерщвление больного врачами по его просьбе.
Запрет трансплантирования (пересадка) органов умершего чел-ка пока не констатирована смерть клеток головного мозга.
Право на жизнь больных людей, психических больных, инвалидов запрещается также как и здорового чел-ка.
Запрещены пытки, насилия над людьми.
Гос-во заботится об охране природных средств жизни чел-ка, гарантирует социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, болезни.
Гос. и муниципальный метод оказывает беспомощным медицинскую помощь.
Установлен особый порядок хранения и применения огнестрельного оружия.
Убийство чел-ка, а также деятельность, которая привела к смерти чел-ка явл наиболее опасным уголовным преступлением и преследуется законом.
Существует законное лишение – смертная казнь – вид уголовного наказания, которую получает заключенный за совершение опасного преступления. Это высшая и исключительная мера наказания.
Достоинство – признание за чел-ком его ценности со стороны общества, уважительно отношение чел-ка к самому себе.
Честь – внешнее выражение достоинства, высокий авторитет, который завоевывается его заслугами и поступками.
Правом на достоинство обладают все члены общества.
В РФ запрещены пытки, насилия, которые унижают достоинство чел-ка.
Право на достоинство предполагает правовую обязанность должностных лиц и всех работников гос. структур.
Свобода – возможность делать всё, что не запрещено законом.
Личная неприкосновенность – состояние человека, при котором он защищен от внешних посягательств на его жизнь, здоровье, духовную меру.
Человек может быть лишен свободы только по суду, а до суда только на 48 часов.
Виды деятельности, где чел-к находится во власти подчинения: чиновничья служба, служба в арнмии это относится к выполнению гос. обязанностей и не могут считаться ограничением свободы.
Частная жизнь – свободное от работы время, деловые отношения вне работы. По конституции личная жизнь должна быть защищена от внимания и влияния внешнего мира.
С понятием неприкосновенности частной жизни связано понятие профессиональная тайна – закрытость сведений личной жизни граждан, полученная в сферах связанная с частной жизни: врачебная, адвокатская, нотариальная, тайна на усыновление/удочерение, банковская тайна (вклады), исповедальная.
Неприкосновенность частной жизни может быть нарушена в 3х случаях:
-условие военное или чрезвычайного положения;
-при защите здоровья граждан;
-в сфере охраны правопорядка.
-запрет читать переписки, прослушивать телефонные разговоры, просматривать почту и т.д.
Защита – персональных данных – запрет собирать сведения о частной жизни граждан без и согласия и обязанность гос. органов знакомить граждан с официальной информацией об их личности.
Жилище – помещение для постоянного или временного проживания в нем людей (квартира, комната, общежитие).
Нарушения права только в 2х случаях:
-при чрезвычайных происшествиях;
-при осуществлении правоохранительной деятельности.
Формы нарушения:
-обыск места происшествия;
-установление аппаратуры.
Право свободного передвижения ограничено в пограничной полосе, в закрытых военных городках, в зонах экологического бедствия, на территорию, где введено военное или чрезвычайное положение.
Режим прописки заменен уведомительной регистрацией.
-каждый чел-к в том числе и иностранец имеет право выезда и въезда. Основанием для въезда иностранца явл выездная виза, а для стран СНГ без визы, но с миграционной картой.
-выезд за границу граждан РФ не может быть причиной умаления их гражданских прав. Они имеют все те же права, что и граждане РФ на территории РФ. Самовольный отъезд за границу не явл предательством родного гос-ва.
Выезд за границу не возможен если:
-чел-к призван на военную или альтернативную службу;
-привлечен к головной ответственности (до рассмотрения его дела в суде);
-осужден за совершение преступления (до отбытия наказания)
-имеет неисполненные обязанности перед физическими или юридическими лицами, наложенные на него судом до их исполнения;
-чел-к сообщил о себе ложные сведения при оформлении документов (этот вопрос решают компетентные органы);
-был допущен к сведениям, которые составляют гос. тайну 15 лет.
Статья 26 конституции:
1.Каждый в праве определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
2.Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Конституция РФ провозгласила в РФ государственным языком русский, на нем работают федеральные органы власти, выпускаются печатные издания, работа радио и видео на этом языке, ведется делопроизводство и внешнеполитическая деятельность.
Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает и свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.
Международный пакт о гражданский и политических правах:
1. Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений.
2. Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ устно, письменно или иными способами по своему выбору.
3. Пользование, предусмотренным в пункте 2 настоящей статьи правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являются необходимыми:
а) для уважения прав и репутации других лиц;
б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
Свобода информации - в конституционном праве понятие, охватывающее целую группу прав и свобод: свободу слова (свободу выражения мнений), свободу печати и иных средств массовой информации, право на получение информации, имеющей общественное значение, свободу распространения информации любым законным способом. Примерно такой перечень прав и свобод содержит ст. 29 Конституции РФ. В этой же статье содержится ряд гарантий и одновременно ограничений С.И. Наиболее важной гарантией С.И. является запрет цензуры, запрет принуждения выражать свои мнения, а также отказываться от них. Главным ограничением С.И. является запрет любой пропаганды и агитации, возбуждающих социальную, национальную, расовую, религиозную ненависть и вражду, а также пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Одновременно гарантией и ограничением С.И. является положение п. 4 этой статьи о том, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. С.И. может быть ограничена в период действия чрезвычайного или военного положения.
Свободы мысли и слова - закрепляется в ст. 29 Конституции РФ в качестве одной из основных конституционных свободлюбого человека на территории РФ.
Свобода мысли - это: во-первых, создание такого климата в обществе, который исключает давление на личность, ее сознание, образ жизни; во-вторых, свобода ее выражения; в-третьих, недопустимость использования психотропных средств воздействия на сознание человека.
Свобода слова - это свобода публично, т.е. в присутствии других лиц, излагать свои взгляды на что угодно. Свобода слова может проявляться в обиходном или деловом общении людей, в пропаганде и агитации, т.е. посредством целенаправленного и публичного проповедования своих взглядов, в том числе политических, религиозных и др. Статья 29 Конституции РФ содержит и ограничения свободы слова: не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
Гражданство оформляется индивидуально и получают паспорт.
-единство;
-равенство не зависимо от оснований приобретения гражданства;
-право на гражданство и его изменение;
-запрещение лишения гражданства;
-возможность двойного гражданства;
-недопустимость автоматического изменения гражданства;
-сохранение российского гражданства за лицами, проживающими за пределами РФ;
-защита и покровительство со стороны РФ граждан России, которые находятся за границей.
Почетное гражданство может быть предоставлено лицу, которое не является гражданином РФ, но заслужило гражданство, принимает это решение президент.
-в результате признания (нулевой вариант);
-по рождению;
-порядок регистрации;
-в результате приема (натурализации);
-в результате восстановления гражданства;
В результате оптации (выбора).
Гражданство оформляется индивидуально и получают паспорт.
-единство;
-равенство не зависимо от оснований приобретения гражданства;
-право на гражданство и его изменение;
-запрещение лишения гражданства;
-возможность двойного гражданства;
-недопустимость автоматического изменения гражданства;
-сохранение российского гражданства за лицами, проживающими за пределами РФ;
-защита и покровительство со стороны РФ граждан России, которые находятся за границей.
Почетное гражданство может быть предоставлено лицу, которое не является гражданином РФ, но заслужило гражданство, принимает это решение президент.
-выход из гражданства;
-просмотр федерального закона (смена гражданства; переход от одного к др; в результате оптации (выбора)).
Ст.20 Основание отказа выхода из гражданства:
-имеют невыполнимые обязательства перед установленным федерельным законом;
-обвиняется по уголовному делу;
-не имеет иного гражданства и гарантии приобретения.
Основные основания приобретения гражданства:
-в результате признания (нулевой вариант);
-по рождению;
-порядок регистрации;
-в результате приема (натурализации);
-в результате восстановления гражданства;
В результате оптации (выбора).
Политические права и свободы - группа основных конституционных прав и свобод граждан, предоставляющая гражданам государства возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Политические права и свободы охватывают:
- право на участие в управлении обществом и государством;
- избирательные права;
- право на объединение;
- свободу собраний и манифестаций;
- свободу информации;
- право петиций.
Результатом общества явл гос-во. Единой точки зрения понятия гос-ва нет. В разные исторические периоды давалось свое понятие гос-ва с учетом места и времени
11 10 2014
2 стр.
09 10 2014
3 стр.
Статья Демократическая Республика- правовое гос-во с республиканской формой правления. Человек,его права и свободы являются высшей ценностью гос-ва. Они гарантированы настоящей Кон
17 12 2014
1 стр.
Общая психодиагностика: Рабочая программа /Сост. О. В. Бузовкина; Краснояр гос ун-т. Красноярск: юи красГУ, 2004
01 10 2014
1 стр.
Кривой, д. 777, г. Москва, произошло дорожно-транспортное происшествие с участием следующих амтс: Тарантас-2156, 1888 г в., гос рег знак № й000йй00, управляемое мной, Потерпевшим А
12 10 2014
1 стр.
В технологию энергонасыщенных материалов: учебное пособие / Д. И. Дементьева, И. С. Кононов, Р. Г. Мамашев, В. А. Ха-ритонов; Алт гос техн ун-т, бти. Бийск: Изд-во Алт гос техн у
14 10 2014
20 стр.
Вестник Бурятского государственного университета / Бурят/ гос ун-т; ред. С. В. Калмыков. Улан-Удэ : Изд-во Бурят гос ун-та
26 09 2014
1 стр.
С. С. Белобородова, Т. Б. Рекечинская, Л. Н. Федорова]; Федер агентство по образованию, Урал гос экон ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал гос экон ун-та, 2009. – 34 с
07 10 2014
3 стр.