Ф
едеральное агентство по образованиЮ
Уральский государственный экономический университет
общая теория статистики
Методические указания
и варианты контрольных заданий
для студентов экономических специальностей
заочной формы обучения
Екатеринбург
2009
Федеральное агентство по образованиЮ
Уральский государственный экономический университет
общая теория статистики
Методические указания
и варианты контрольных заданий
для студентов экономических специальностей
заочной формы обучения
УТВЕРЖДАЮ:
П
роректор по учебной работе
университета
______________________
М.С. Марамыгин
Екатеринбург
2009
Рекомендовано Учебно-методическим советом
Уральского государственного экономического университета
Составители:
С. С. Белобородова, Т. Б. Рекечинская, Л. Н. Федорова
Рецензент
Л. И. Юзвович
Общая теория статистики [Текст] : метод. указания и варианты контрольных заданий для студентов экономических специальностей заочной формы обучения / [сост. С. С. Белобородова, Т. Б. Рекечинская, Л. Н. Федорова] ; Федер. агентство по образованию, Урал. гос. экон. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2009. – 34 с.
Корректор Л. В. Матвеева
Компьютерная верстка Л. В. Матвеевой
Поз. 200. Подписано в печать 01.10.2009.
Формат бумаги 60 84
1/
16. Гарнитура «Таймс». Бумага писчая.
Печать плоская. Уч.-изд. л. 1,2. Усл. печ. л. 1,97.
Заказ 941. Тираж 80 экз.
Издательство Уральского государственного экономического университета
620144, Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45
Отпечатано с готового оригинал-макета в подразделении оперативной полиграфии
Уральского государственного экономического университета
Белобородова С. С., Рекечинская Т. Б.,
Федорова Л. Н., составление, 2009
Уральский государственный
экономический университет, 2009
Введение
В системе прикладных экономических наук статистика является одной из фундаментальных дисциплин. Статистические показатели используются как на государственных, так и на частных предприятиях.
Для квалификационной характеристики тех или иных явлений необходимо овладеть основами статистической методологии – сбором информации, сводкой и группировкой, расчетом относительных и средних величин, показателей вариации, индексным анализом, корреляционно-регрессионным анализом, характеристикой рядов динамики, выборочными методами сбора данных, грамотным составлением статистических таблиц и соответствующих по форме графиков.
Статистическая информация и методы исследования при широком использовании электронно-вычислительной техники являются основой обеспечения рационального, оперативного решения сложных задач экономического управления. Поэтому глубокие знания статистических методов по сбору, обработке и анализу экономической информации являются одним из непременных условий деловой квалификации экономистов, менеджеров, коммерсантов, бухгалтеров-аудиторов и юристов.
В результате изучения данного курса студенты должны овладеть навыками проведения статистического исследования.
Данные методические указания построены на современной теоретической базе и методологической основе. Они включают в себя практические задачи и упражнения по различным темам из разделов общей теории статистики.
Цель курса – научить студентов статистическому анализу социально-экономической информации.
Задачи курса заключаются в следующем:
-
овладение основными понятиями, методологией и методиками расчета статистических показателей;
-
обучение применению конкретных методов в зависимости от условий, способам и приемам обработки статистической информации;
-
обучение способам интерпретации полученных результатов, умение видеть за статистическими показателями конкретное содержание социально-экономических явлений и процессов;
-
овладение способами представления результатов статистического анализа;
-
обучение студентов владению навыками проведения статистического исследования для улучшения хозяйственной, финансовой или управленческой деятельности.
Практические задания и упражнения могут решаться как на практических (семинарских) занятиях по дисциплине «Общая теория статистики», так и в ходе самостоятельной работы студентов. Оценивание результатов самостоятельной деятельности студентов по решению задач производится в соответствии с «Положением об академическом рейтинге студентов». Максимальный результат, который может быть достигнут студентом по каждому заданию или упражнению – 100%. Если студент получает рейтинговую оценку ниже 100%, значит какая-то часть материала им не освоена и не нашла отражения в представленном им решении задания или упражнения. Введение рейтингового механизма оценивания не отменяет существующую пятибалльную шкалу, перевод в которую студент осуществляет самостоятельно, пользуясь следующим соотношением:
0–50% – «не зачтено», «неудовлетворительно»;
51–100% – «зачтено»: 51–70% – «удовлетворительно»; 71–84% – «хорошо»; 85–100% – «отлично».
Результирующей оценкой по всем задачам или упражнениям, выполненным студентом по заданию преподавателя, является средняя оценка, также выраженная в баллах, например:
№ п/п
|
Задание
|
Оценка, %
|
1
|
Задача № 1
|
100
|
2
|
Задача № 2
|
78
|
3
|
Задача № 3
|
52
|
4
|
Задача № 4
|
33
|
5
|
Задача № 5
|
80
|
6
|
Задача № 6
|
90
|
7
|
Задача № 7
|
100
|
8
|
Задача № 8
|
66
|
|
Итого:
|
599
|
В этом случае результирующую оценку определяем как отношение суммы всех оценок к их количеству: 599 : 8 = 74,9% – «хорошо» или «зачтено». Если задачи и упражнения сдаются комплексно в конце 1-го, 2-го
и 3-го промежуточного среза, то преподаватель сразу выставляет результирующую оценку в процентах.
Рейтинговая система оценки работы студентов является единой для всех факультетов и институтов университета.
Указания по выполнению контрольной работы
Задания к контрольной работе составлены в шести вариантах. Выбор варианта зависит от начальной буквы фамилии студента:
Начальная буква фамилии студента
|
Номер выполняемого варианта
|
А Ж Н У Щ
|
Первый
|
Б З О Ф Э
|
Второй
|
В И П Х Ю
|
Третий
|
Г К Р Ц
|
Четвертый
|
Д Л С Ч Я
|
Пятый
|
Е М Т Ш
|
Шестой
|
Каждый вариант контрольной работы включает 8 задач по наиболее важным разделам курса. Самовольная замена одного варианта задания другим не разрешается. Приступая к выполнению контрольной работы, необходимо ознакомиться с соответствующими разделами программы курса и методическими указаниями, изучить литературу. Особое внимание нужно обратить на методы построения, технику расчета и экономический смысл статистических показателей. Далее следует предварительно наметить схему решения каждой задачи, составить макет статистической таблицы, куда будут занесены исчисленные показатели. При составлении аналитической таблицы необходимо дать ей общий заголовок, отражающий краткое содержание таблицы, а также заголовки по строкам и графам, указав при этом единицы измерения, итоговые показатели.
При выполнении контрольной работы необходимо руководствоваться следующими требованиями.
1. Контрольная работа должна быть выполнена и представлена в срок, установленный деканатом.
2. В начале работы должен быть указан номер варианта.
3. Задачи нужно решать в том порядке, в каком они даны в задании.
-
Перед решением задачи должно быть полностью приведено ее условие, решение задачи от ее условия отделяется интервалом; решение задач следует сопровождать необходимыми формулами, развернутыми расчетами и краткими пояснениями.
-
Ко всем расчетным показателям необходимо привести формулу, расчет, ответ с указанием единиц измерения, сделать письменный вывод.
-
В конце работы следует привести список использованной литературы с указанием автора учебника, названия, параграфа, страницы.
ВАРИАНТ № 1
Задача 1
Имеются данные по предприятию:
Показатель
|
Базисный год
|
Отчетный год
|
Договорные
обязательства
|
Фактические
обязательства
|
Объем производства готовых изделий, ед.
|
568
|
583
|
574
|
Определить относительные величины планового задания, выполнения договорных обязательств, динамики производства. Показать взаимосвязь исчисленных относительных величин.
Задача 2
По филиалам фирмы, выпускающим одноименную продукцию, имеется следующая информация:
№
филиала
|
Общий расход ткани на выпуск продукции, м2
|
Произведено изделий, шт.
|
Расход ткани
на одно изделие,
м2
|
Удельный вес выпущенной продукции,
% к итогу
|
А
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
1200
|
750
|
1,6
|
45,4
|
2
|
1700
|
1000
|
1,7
|
54,6
|
Определить средний по фирме расход ткани на одно изделие, используя информацию: 1) гр. 1 и 2; 2) гр. 1 и 3; 3) гр. 2 и 3; 4) гр. 3 и 4.
Задача 3
Для оценки стоимости основных средств промышленных предприятий региона проведен 5%-ный механический отбор, результаты которого представлены в таблице.
Группы предприятий
по стоимости основных средств, млрд р.
|
Число предприятий
|
До 1
|
12
|
1–2
|
22
|
2–3
|
30
|
3–4
|
14
|
4–5
|
12
|
5 и выше
|
10
|
Итого:
|
100
|
Определить:
1) по выборочным предприятиям: а) среднюю стоимость основных средств; б) моду и медиану;
2) показатели вариации: а) размах вариации; б) среднее линейное отклонение; в) дисперсию и среднее квадратическое отклонение; г) коэффициент вариации;
3) с вероятностью 0,954 для всех промышленных предприятий региона: а) среднюю стоимость основных фондов; б) долю предприятий со стоимостью основных фондов выше 5 млрд р.; в) ожидаемую сумму налога на имущество (2%) по региону в целом.
Сделать выводы.
Задача 4
Объем услуг населению города характеризуется следующими данными:
Месяц
|
Объем услуг, млн р.
|
Январь
|
21,0
|
Февраль
|
21,8
|
Март
|
22,0
|
Апрель
|
22,4
|
Май
|
22,5
|
Определить:
1) цепные и базисные: а) абсолютные приросты; б) темпы роста и прироста;
2) абсолютное содержание 1% прироста;
3) среднемесячный объем услуг за период;
4) среднемесячный абсолютный прирост;
5) средние темпы роста и прироста;
6) прогнозируемый объем услуг за первое полугодие, предполагая, что выявленная закономерность сохранится и в дальнейшем, и используя в качестве закономерности: а) средний абсолютный прирост; б) средний темп роста; в) трендовую модель по уравнению прямой.
Задача 5
Списочная численность сотрудников фирмы составила: на 01.01 –
532 чел., на 01.02 – 548 чел., на 01.03 – 551 чел., на 01.04 – 548 чел.
Вычислить среднюю численность сотрудников: 1) за каждый месяц квартала; 2) за I квартал (двумя способами).
Задача 6
Распределение предприятий по источникам средств для их покупки характеризуется следующими данными, млн р.:
Источники средств
|
Зарождающийся бизнес
|
Зрелый бизнес
|
Итого
|
Банковский кредит
|
31
|
32
|
63
|
Собственные средства
|
38
|
15
|
53
|
Итого:
|
69
|
47
|
116
|
Вычислить коэффициенты ассоциации и контингенции. Какие выводы можно сделать на основании значений этих коэффициентов?
Задача 7
Капитал коммерческих банков характеризуется следующими данными, представленными в таблице. Определить показатели тесноты связи между размером собственного капитала банков и привлеченными средствами, исчислив коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное отношение.
Собственный
капитал, млн р.
|
Число
банков
|
Средний размер
привлеченных средств, млн р.
|
Дисперсия
привлеченных средств
|
30–40
|
8
|
100
|
400
|
40–50
|
10
|
180
|
2500
|
50–60
|
2
|
200
|
3600
|
Задача 8
Имеются следующие данные о реализации фруктов в городе:
Наименование товара
|
Август
|
Сентябрь
|
Цена 1 кг, р.
|
Продано, т
|
Цена 1 кг, р.
|
Продано, т
|
Яблоки
|
40
|
36
|
35
|
40
|
Виноград
|
56
|
44
|
50
|
52
|
Персики
|
65
|
18
|
80
|
9
|
Определить:
1) индивидуальные индексы цены и физического объема продажи;
2) общие индексы цены и физического объема реализации;
3) общий индекс товарооборота и его взаимосвязь с индексами цены и физического объема;
4) изменение товарооборота в абсолютном выражении всего и за счет: а) изменения цен; б) изменения физического объема продажи.
Сделать выводы.
ВАРИАНТ № 2
Задача 1
Торговая фирма, изучив спрос, планировала увеличить товарооборот в отчетном году по сравнению с базисным на 21%. Фактический прирост составил 16,7%. Определите процент выполнения плана товарооборота.
Задача 2
Имеются данные по филиалам фирмы:
№
филиала
|
Выпуск
продукции, тыс. р.
|
Отработано рабочими,
чел.-дн.
|
Средняя выработка на одного рабочего
в день, р.
|
Удельный вес
отработанных
человеко-дней
к общему итогу, %
|
А
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
633,6
|
792
|
800
|
36
|
2
|
3780
|
504
|
750
|
22,9
|
3
|
731,4
|
903
|
810
|
41,1
|
Определить среднюю выработку на одного рабочего в день в целом по фирме, используя следующую информацию: а) гр. 1 и 2; б) гр. 2 и 3;
в) гр. 1 и 3; г) гр. 3 и 4.
Примечание. Средняя выработка на одного рабочего в день определяется делением общей стоимости продукции на количество отработанных человеко-дней.
Задача 3
По результатам 10%-ного выборочного наблюдения имеется информация об объеме товарооборота фирменных торговых предприятий области:
Группы предприятий
по размеру товарооборота, млн р.
|
Число предприятий
|
12–14
|
3
|
14–16
|
12
|
16–18
|
20
|
18–20
|
10
|
20–22
|
5
|
Итого:
|
50
|
Определить:
-
по выборочным предприятиям: а) средний товарооборот; б) моду и медиану по размеру товарооборота;
2) показатели вариации: а) размах вариации; б) среднее линейное отклонение; в) дисперсию; г) среднее квадратическое отклонение;
3) с вероятностью 0,997: а) удельный вес торговых предприятий с размером товарооборота от 20 млн р. и выше; б) пределы среднего размера товарооборота, приходящегося на одно предприятие области; в) пределы общего объема товарооборота на всех предприятиях области.
следующая страница>