Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 5страница 6страница 7страница 8

47. Организация индивидуальных и групповых дополнительных занятий как форма развития учебных возможностей школьников. Факультативы, их организация.

К вспомогательным формам обучения, дополняющим и развивающим классно- урочную деятельность учащихся, относятся кружки, практикумы, семинары,конференции, консультации, факультативные занятия, учебные экскурсии, домашняя самостоятельная работа учащихся и др. Предметные кружки, предлагаемые школой, отличаются большим разнообразием как по направленности, так и по содержанию, методам работы, времени обучения и т. д. Практика подтверждает, что они играют весьма благоприятную роль в развитии интересов и склонностей учащихся, способствуют развитию положительного отношения к обучению: активные кружковцы обычно лучше учатся и серьезнее относятся к поручениям. Кружки укрепляют связь обучения с жизнью, развивают межпредметные связи, в частности между общеобразовательными и специальными дисциплинами. Работа учащихся в предметных кружках активизирует учебный процесс, способствует повышению качества обучения. Традиционно к вспомогательным формам учебной работы относятся экскурсии. Они могут быть фронтальными, групповыми и микрогрупповыми (бригадными). Учебные экскурсии планируются как по отдельным предметам, так и межпредметно по тематике нескольких смежных дисциплин. Чтобы успешно провести экскурсию, учителю необходимо тщательно к ней готовиться: предварительно ознакомиться с объектом и маршрутом, разработать детальный

план, суметь организовать учащихся на выполнение предстоящих задач. В плане экскурсии указываются тема и цель, объект, порядок ознакомления с ним (методика), организация познавательной деятельности учащихся, средства и снаряжение, необходимые для выполнения заданий, подведение итогов. Учебный план школы предусматривает организацию всевозможных факультативов и курсов по выбору. Они разрабатываются с учетом пожеланий и интересов школьников, их родителей. Практика подтверждает целесообразность факультативного изучения таких, например, курсов, как фермерство, экономика, электро- и радиотехника, электроника, химия полимеров, астрофизика, психология, этика, античная история, народоведение, отдельные области ботаники, второго иностранного языка, машинописи, этнографии, стенографии, библиотечного дела, счетоводства, живописи, музыки, usdnfeqrbemmni гимнастики и др. При определении перечня факультативов и предметов по выбору исходят не только из личных пожеланий учащихся, но из общественных потребностей и возможностей школы. Учитываются конкретные условия и задачи подготовки учащихся к практической деятельности в соответствии с местными условиями. Факультативные занятия и занятия по выбору должны проводиться в тесной связи с уроками по обязательным и общеобразовательным предметам.
48. Домашняя работа учащихся. Устав средней общеобразовательной школы о домашних заданиях. Пути предупреждения перегрузки учащихся домашними заданиями.

К основным и стабильным видам внешкольных занятий относится домашняя самостоятельная работа учащихся, рассматриваемая как составная часть процесса обучения. Главная ее цель — расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учащихся. Эта работа строится с учетом требований учебных программ, а также интересов и потребностей школьников, spnbm их развития. Домашняя самостоятельная работа учащихся выполняет определенные дидактические функции, среди которых — закрепление знаний, умений, полученных на уроках, расширение и углубление учебного материала, проработанного в классе, формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений, развитие самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающего возможностям учащегося, выполнение индивидуальных наблюдений, опытов, сбор и подготовка учебных пособий — таких, как гербарии, природные образцы, открытки, иллюстрации, газетные и журнальные вырезки, статистические данные и т. д. для изучения новых тем на уроках. Последнее десятилетие развития практики обучения ознаменовано пересмотром роли и функций домашней самостоятельной работы учащихся. Распространились призывы работать без домашних заданий, которые многими воспринимались как прогрессивный шаг к перестройке учебной работы и дидактических отношений. Однако серьезных доказательств бесполезности домашних заданий нет. Наоборот, многовековая практика и педагогические законы доказывают: если дома знания, приобретенные на уроке, не повторяются, то они забываются. Отказ от домашней самостоятельной работы чреват снижением качества обучения. Не отказываться, а умело руководить этой работой, оптимизировать ее обязан педагог. Необходимо соблюдать нормативы максимальных нагрузок школьников, тщательно диагностировать, прогнозировать и планировать домашнюю нагрузку.


49. Оценка и учёт результатов учебно-познавательной деятельности школьников. В.А.Сухомлинский,. В.Ф.Шаталов, Ш.А.Амонашвили о роли оценки в обучении.

Основой для оценивания успеваемости учащегося являются итоги (результаты) контроля. Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы учащихся. Количественные показатели фиксируются преимущественно в баллах или процентах, а качественные — в оценочных суждениях типа «хорошо», «удовлетворительно» и т. п. Каждому оценочному суждению приписывается определенный, заранее согласованный (установленный) балл, показатель (например, оценочному суждению «отлично» — балл 5). Функции оценки не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка — единственное в распоряжении педагога средство стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности школьников и обеспечивали их выявление. С этой точки зрения ныне действующая система оценивания знаний, умений требует пересмотра с целью повышения ее диагностической значимости и объективности.



В.Ф.Шаталов. Практикуются ориг. формы взаимопроверки учащихся, в т. ч. в интересах увеличения времени для решения задач высокой сложности и развития продуктивного мышления. Традиц. экзамены заменены работами по "листам группового контроля" и т. н. релейными, выявляющими результат самостоят, деятельности над всеми видами заданий. Устранению дидактич. противоречий способствует принцип бесконфликтности уч. ситуации, т.е. создание при участии родителей школьников для занятий соответствующих условий. Широко используются игровые формы уч. занятий. Мн. находки Ш. используются педагогами вузов и при обучении нек-рым сложным профессиям.

Амонашвили. Отменены балльные оценки, не допускается сравнение детей друг с другом. Обучение начинается сразу на неск. доступных учащимся уровнях, напр. обучение чтению - от беглого чтения до знакомства с буквами. Ученики соучаствуют в построении урока, в составлении заданий, собств. учебника, в планировании ответов и т. п.
50. Проблема индивидуализации обучения. Дифференциация в школе.

В современной психологии и педагогике наиболее распространен подход к индивидуализации обучения и воспитания, который основан на выделении различий в общих способностях детей, проявляющихся в успешности усвоения знаний, уровне развития теоретического интеллекта и т.п. На основе этого подхода созданы многие психодиагностические методики и способы индивидуализации обучения. Более сложная психологическая проблема состоит в том, чтобы определить индивидуально-типологические предпосылки развития специальных способностей и на их основе обеспечить возможности формирования творческого мышления и творческой личности. Важная задача психологии и педагогики состоит в том, что0ы помочь учащимся и родителям в раннем развитии и самоопределении ребенка, обеспечить оптимальные педагогические условия воспитания творческой личности, изучить значение возрастных сензитивных периодов в творческом развитии человека, пути его профессионального самоопределения. По мнению Д. Сиск, потенциально одаренным является каждый ребенок, но творческое развитие задерживается из-за того, что школьное обучение направлено (по меньшей мере на 75 %) на развитие познавательных структур, связанных с накоплением факторов и операциональных умений, в то время как способности к активному экспериментированию и установлению связей развиваются недостаточно (школьники учатся отвечать на вопросы «что?» и «как?», но не на вопросы «почему?» и «а что если...»). Докладчик рассказала об опыте изучения одаренных детей, об использовании компьютеров в учебном процессе, выделила формы работы учителя с одаренными детьми, проблемы индивидуализации этой работы. А. Элиаш (ПНР) проанализировал связь между темпераментом человека и его личностными особенностями. Было показано, что такая характеристика темперамента, как реактивность, отражается на характере отношения человека с окружающим миром. Люди с повышенной реактивностью демонстрируют, в частности, чувствительность к социальным влияниям и в то же время пониженную адаптивность по отношению к физическим, стимулам. Эти индивидуальные различия в отношении человека с окружающей средой должны учитываться при организации учебного процесса в школе.








<предыдущая страница


1. Предмет и задачи педагогики. Задачи пед науки на современном этапе. Анализ различных философско-педагогических концепций воспитания

Предмет и задачи педагогики. Задачи пед науки на современном этапе. Анализ различных философско-педагогических концепций воспитания

1155.44kb.

10 09 2014
8 стр.


Общая характеристика педагогики как науки 3 1 Объект, предмет, задачи педагогики 3 2 Структура педагогической науки 14

Охватываются несколькими чувствами. Но всё хорошо в меру. Переоценка роли наглядности в обучении может задержать развитие абстрактного мышления. Наглядные средства делятся на натур

1280.39kb.

25 09 2014
8 стр.


Эволюция философско-политических концепций ф. Фукуямы и с. Хантингтона: компаративный анализ

Специальность 23. 00. 01 – теория и философия политики, история и методология политической науки

365.37kb.

08 10 2014
1 стр.


Рабочая учебная программа медицинская паразитология

Тема: «Медицинская паразитология, ее значение в обеспечении здоровья населения. Предмет медицинская паразитология. Основные понятия, цели и задачи медицинской паразитологии на совр

40.98kb.

24 09 2014
1 стр.


Программа философской части кандидатского экзамена по курсу "История и философия науки"

Программа ориентирована на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития и получение представления о тенденциях

186.09kb.

10 09 2014
1 стр.


Программа по истории и разбору западных исповеданий для студентов iii-го курса Московской Духовной Академии

Б определение науки о вероисповеданиях. Ее характер, цель и задачи. Предмет науки, V v

19.37kb.

24 09 2014
1 стр.


Понятие коррекционной педагогики как науки

Объект и предмет коррекционной педагогики. Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями знаний

129.11kb.

25 09 2014
1 стр.


1. Предмет и задачи истории образования и пед мысли

В возрастных группах появилась четкая внутренняя организация, выделились вожаки, усложнилась программа «посвящений», к которым готовили молодежь специально выделенные старейшины ро

1656.96kb.

10 10 2014
9 стр.