Понятие коррекционной
педагогики как науки.
В1.Объект и предмет коррекционной педагогики. Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями знаний.
В2.Задачи коррекционной педагогики.
В3.Категориальный аппарат коррекционной педагогики.
В4.Сущность коррекционно-педагогической деятельности.
В5. Основные направления коррекционно-педагогической деятельности.
В6. Игротерапия как направление коррекционной педагогики.
К.п.н., доцент каф.педагогики
Петров А.В.
В1. Объект и предмет коррекционной педагогики.
Как научное понятие коррекционная педагогика в современной педагогической науке обрела официальный статус совсем недавно. Долгое время в составе психолого- педагогических дисциплин вопросами психофизиологических особенностей развития аномальных детей занималась дефектология. В состав дефектологии входят различные отрасли специальной педагогики и психологии (сурдо-, тифло-, олигофрено-).
Однако как в общей и специальной педагогике, так и в современной педагогической практике существует немало ситуаций, когда бывает трудно определить однозначный диагноз отклонениям в развитии и пов6едении ребенка. Это происходит тогда, когда:
-
дефект неярко выражен;
-
аномалии в развитии имеют негрубые формы (недостаток находится в пограничной зоне между патологией и нормой);
-
ребенок имеет затруднения в освоении учебной программы.
В подобных ситуациях нужны не медицинские и психологические формы лечения и коррекции, а изменение условий его семейного воспитания, аспектов познавательной деятельности, предупреждение и частичное исправление его поведения и помощь в освоении социальными нормами и нравственными ценностями. Подобные затруднения призвана решать коррекционная педагогика.
Основной целью коррекционной педагогики является выявление и преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в адекватной интеграции в социум.
Объектом коррекц.педагогики является - личность ребенка, который имеет незначительные отклонения в психофизиологическом развитии (сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуально-речевой сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию.
«Формула» - «4Д»:
-
дефект, неярко выраженный;
-
депривация (лишение)- перенесенная в раннем детстве;
-
дезадаптация - как следствие депривации;
-
девиация (отклонение) - которая проявляется в поведении.
Предмет - процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей с недостатками в развитии и отклонениями в поведении; наиболее результативные пути, способы и средства выявления, предупреждения и преодоления отклонений в развитии и поведении у данных детей и подростков.
Коррекционная педагогика как одна из отраслей педагогической науки тесно связана со всем блоком психолого-педагогических и специальных дисциплин:
-
общая педагогика - категориальная система, принципы, методы и формы организации учебно- воспитательного процесса; в свою очередь - вносит поправки в методику, технологии, содержание обучения и воспитания детей и подростков с отклонениями.
-
общая психология - закономерности психического развития ребенка, диагностика причин отклонения в поведении и развитии, особенности психики, связанные с задержкой, замедленностью, слабостью и тому подобное; в свою очередь - познание природы различных дефектов, организация дифференцированного обучения и индивидуального воспитания.
-
философия - закономерность перехода количества в качество, категории общего, единичного и особенного, необходимого и случайного; в свою очередь - компенсация недостатка или отклонения за счет активизации здоровых органов или органов, имеющих незначительную аномалию, находят место законы общего развития, его движущих сил, субъективного и объективного детерминизма педагогических явлений.
-
социальная педагогика, социальная психология, социология, педиатрия, неврология, психиатрия, психотерапия, офтальмология, отоларингология и др.
Перечень научных областей показывает некоторые аспекты взаимодействия и межнаучных контактов, их богатство и разнообразие, которые связаны с многогранной природой психобиологического и физического явления.
В2. Задачи коррекционной педагогики.
Обучение, воспитание и развитие детей с отклонениями в развитии и поведении - сложная социально- педагогическая проблема. Решив эту проблему мы способствуем тому, что данная категория детей имеет возможность к активной общественно-полезной деятельности, к равноценному участию в различных видах деятельности, к наиболее полному освоению социальных ролей, к результативной интеграции в социальную среду.
В контексте современной соц.- пед. ситуации коррекц. педагогика стоит перед решением следующих задач:
-
определить природу, причины и условия появления отклонений в развитии детей;
-
выявить тенденции в предупреждении и преодолении отклонений в развитии и поведении детей;
-
этиологию (причинно-следственную обусловленность) психофизиологического развития и социально-педагогических условий жизнедеятельности ребенка;
-
определить средства, методы и приемы, разработать технологии коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка с отклонениями в развитии и поведении;
-
создать необходимую учебно-методическую базу в подготовке учителя к коррекционно-педагогической работе с детьми.
В3. Категориальный аппарат коррекц.педагогики.
Непременным условием функционирования любой науки является формирование в ней собственного понятийного аппарата. В коррекц. педагогике, так же как и в общей, ведущими педагогическими категориями являются Обучение, Воспитание, Коррекция, Компенсация, Адаптация, Реабилитация.
Воспитание - «...целенаправленное и организованное управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств». Воспитание детей с отклонениями в развитии осуществляется в рамках единого педагогического процесса и направлено на формирование в ребенке гуманистических ценностей, активной жизненной позиции, нравственных черт и качеств. Особенностью в воспитании детей с отклонениями в развитии является оптимизм, недопустимость фиксации на дефекте, стимулирование компенсаторных возможностей ребенка, формирование объективно оценивать свои возможности, действия и поступки.
Обучение - «...способ образования, процесс активного и целенаправленного взаимодействия учителя и ученика, в результате которого у последнего формируются ЗУН, опыт деятельности и поведения, личностные качества.»
Обучение в коррекционной педагогике носит специфический характер, определяется глубиной и характером дефекта ребенка. Общедидактические приемы, методы и средства дифференцируются в зависимости от отраслей спец. педагогики (сурдо-, тифло...).
Развивающий характер обучения предполагает учет зоны ближайшего развития ребенка (Л.С.Выготский). Обучение активизирует переход зоны ближайшего развития в ее актуальное развитие. Обучение ведет за собой развитие. (?!?)
Коррекция - система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление и преодоление недостатков психофизиологического развития и отклонений ребенка. В узком смысле - самостоятельное педагогическое действие направленное на исправление недостатка: коррекционно развивающая деятельность (система мер дифференцированного образования, направленная на систематизацию знаний для повышения общего уровня развития, восполнения пробелов образования, подготовку к адекватному восприятию учебного материала).
В широком смысле - целостное педагогическое явление, направленное на изменение формирующейся личности ребенка: коррекционно- воспитательная деятельность (совокупность пед. мер направленных, на изменение познавательных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы, развитие его интересов и склонностей...).
Компенсация - сложный процесс замещения, возмещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма. Опирается на резервные или недостаточно задействованные возможности организма человека. В процессе компенсации в организме происходит формирование новых динамических систем и условных связей.
Компенсаторные возможности организма ребенка проявляются на фоне мобилизации резервных ресурсов, активизации защитных средств, а также при активизации социальных факторов - помощи ребенку со стороны педагогов, родителей.
Адаптация - процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям, к активной познавательной деятельности, полноценному освоению картины мира.
Результатом проблемы школьной дезадаптации являются хроническая неуспеваемость, сопротивляемость педагогическому воздействию, негативное отношение к учению, пропуски занятий, асоциальное поведение.
Реабилитация - процесс восстановления, включения ребенка в социальную среду, адекватные взаимоотношения со сверстниками. Реабилитация - это своего рода итог всей коррекционно-педагогической деятельности. Грани этого сложного явления: медицинская, психологическая, педагогическая реабилитации.
В4. Сущность коррекционно-педагогической деятельности.
В психолого-педагогической литературе в настоящий момент отсутствуют системные исследования КПД. Вместе с тем увеличение контингента детей в общеобразовательной школе, требующих особого педагогического внимания и специального педагогического воздействия вызывает необходимость более целенаправленного подхода к разработке сущности КПД.
Коррекция рассматривается как способ преодоления и ослабления психофизиологических недостатков через формирование соответствующих жизненно необходимых качеств. Представители коррекц. педагогики приходят к выводу, что не существует отдельной программы коррекционной работы, что она проводится на том учебном материале, который является содержанием того или иного предмета, то есть следует говорить о коррекционной направленности образовательного процесса.
В то же время при исправлении индивидуальных недостатков развития речь может идти о специальных педагогических приемах, перестройке отдельных функций организма.
Исходя из существующего положения правомерно говорить о коррекционно-педагогическом процессе, как едином образовательном процессе, в который входят обучение, воспитание и развитие.
Коррекционно-педагогическая деятельность - планируемый и организуемый педагогический процесс, реализуемый с группами детей и подростков, имеющих отклонения в развитии и поведении. КПД направлена на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств личности и недостатков поведения.
В зависимости от характера педагогических задач выделяют следующие виды КПД:
-
диагностико-коррекционная;
-
коррекционно-развивающая;
-
коррекционно-профилактическая;
-
воспитательно-коррекционная;
-
корекционно-обучающая;
-
психокоррекционная и др.
Согласно утверждениям отечественных психологов (Л.С.Выготский, А.Н.леонтьев, Д.Б.Эльконин) -
цель коррекционной работы должна определяться пониманием закономерностей психического развития ребенка. При формулировке коррекц. пед. целей необходимо иметь в виду, что цели корр. должны:
-
формулироваться в позитивной, а не в негативной форме;
-
реалистичны и соотноситься с продолжительностью коррекционной работы;
-
привлекательны и оптимистичны, вызывать желание и стремление у подростка в их достижении;
-
учитывать индивидуальные и психологические возможности ребенка;
-
коррелировать с существующими социально-педагогическими условиями жизни ребенка.
Законы КПД:
-
Исходная точка в КПД с аномальными детьми - сохранные величины организма ребенка (наименее подвергшиеся аномалии).
-
Объект КПД - не столько тяжесть самого органического поражения, сколько возможности социальной компенсации этого первичного дефекта за счет развития высших функций.
-
КПД не тренировка и не упражнение западающих умений, а целостная осмысленная деятельность ребенка адекватная его жизнедеятельности и системе социальных отношений.
Принципы КПД:
-
Общепедагогические:
-
целенаправленности - цель как закон определяет характер и способ действий человека;
-
целостности и системности пед. процесса - КПД элемент общей педагогической системы, ее субсистема, то есть имеет свою структуру, множество упорядоченных связей;
-
гуманистическая направленность - гармоническое сочетание целей общества и личности, ориентация на личностные возможности ребенка;
-
опора на положительное в человеке - «уважение авансом»;
-
сознательности и активности личности - ребенок как субъект КПД;
-
сочетание прямых и параллельных педагогических действий - мобилизация социально значимых сил.
-
Специальнопедагогические:
-
системности задач - (коррекц., профилакт., развитие) при КПД исходит из ближайшего прогноза развития ребенка, а не сиюминутной ситуации;
-
единство диагностики и коррекции - контроль динамики хода и эффективности коррекции;
-
учет индивид и возрастных особенностей ребенка;
-
деятельностный принцип коррекции - при КПД выбор модели деятельности адекватной целям и задачам коррекции;
-
комплексное использование методов и приемов;
-
интеграция усилий ближайшего социального окружения.
Таким образом, основополагающие положения системы КПД формируют ее базу, определяют логику коррекц. процесса намечают общую стратегию и конкретную тактику.
В5. Основные направления КПД.
Вся система КПД направлена на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества.
Тактические задачи
Стратегические задачи
Траектории
Для реализации и осуществления конкретных задач КПД существует определенный инструментарий: методы, приемы, средства.
Общепедагогические: упражнения, убеждения, примера, стимулирования поведения и деятельности.
Специальные: переубеждения, принуждения, приучения, переучивания, поощрения, реконструкции характера, метод «взрыва» и др.
Специфические: суггестивные, метод «сократического диалога», прием рассудочного аргументированного воздействия, методы конгруэнтной коммуникации, метод разрушения конфликтов, арттерапия, игротерапия и др.
Игротерапия -терапия движением, весельем. Игра представляет собой уникальный феномен действительности. Известно, что дошкольники и младшие школьники в игровой деятельности лучше усваивают сложный материал. Условность происходящего в игре допускает «право на ошибку», не унижая при этом участника игры в глазах окружающих. И более того, любая ошибка может быть обыграна участником или воспитателем как новое правило в игре или непредвиденная особенность сюжета. Игры снимают фобии, снижают тревожность, позволяют детям преодолевать изолированность и ощущение неудачи в деятельности, связанной с мелкой моторикой.
В рамках игротерапии как педагогического средства необходимо соблюдать следующие принципы:
-
ребенок как центр деятельности - ребенок должен быть в центре процесса игры и служб, обеспечивающих его игру. Т.о. работа педагогического терапевта должна быть построена так, чтобы предлагать ребенку гибкую систему игр;
-
уважение личности - каждый ребенок должен чувствовать себя уверенным в том, что его индивидуальные особенности приняты и положительно оценены педагогом;
-
право выбора - игра должна предоставлять ребенку право выбора, обеспечивать возможность принятия им самостоятельных решений и развития его фантазии;
-
рекриативности - ребенок сам решает когда ему начать или закончить игру, прийти или уйти с игровой площадки. В этом смысле педагогическое влияние должно быть очень тонким и деликатным;
-
увеличение жизненного опыта - игра должна предоставлять ребенку возможность для исследования, познания и понимания окружающего мира, следовательно, и возможность для физического, эмоционального и культурного опыта, увеличивающего его представления о мире;
-
забота и внимание - внимательный и заботливый подход к каждому ребенку очень важен и должен демонстрироваться все время;
-
терапевтические возможности - игра должна помогать ребенку преодолевать трудности различного характера (социальные, психические, физиологические).
Эффективность методов лечебной педагогики во многом зависит от личности учителя, его индивидуальности, характера, учебно- воспитательного влияния на учащихся. По наблюдениям А.А. Дубровского, психика ребенка, отказывает быстрее, чем тело, потому что она более уязвима, более ранима и душевные раны заживают куда медленнее телесных. Поэтому существенный урон психическому здоровью ребенка наносят такие «педагогические» меры воздействия учителя, которые связаны с равнодушием, грубостью, безграмотностью учителя.
Понятие лечебной педагогики тесно связано с такими терминами в науке как: «здоровье», «терапия», «норма», «отклонения», «диагноз» и др.