Перейти на главную страницу
Система Pascal ABC основана на языке Delphi Pascal и призвана осуществить постепенный переход от простейших программ к объектно-ориентированному программированию.
Составление последовательности команд для решения конкретных задач на языке программирования называется разработкой программ, либо программированием.
Для вызова среды программирования Pascal ABC необходимо запустить на выполнение файл PascalABC.exe или загрузить среду посредством ярлыка, если он существует на рабочем столе.
Для создания нового файла необходимо выполнить следующие действия: Файл/Новый или нажать кнопку на панели инструментов. На экране откроется чистое окно с именем Program1.pas. , его при сохранении файла желательно изменить.
При вводе и редактировании текста программы используются такие же приемы, как и при работе в текстовом редакторе. С помощью команды Помощь/Содержание можно ознакомиться со справочной системой Pascal ABC.
Для сохранения программы необходимо выполнить команду Файл/Сохранить как…имя файла, или нажать кнопку на панели инструментов, если необходимо сохранить существующую уже программу.
Для загрузки программы из файла необходимо выполнить команду Файл/Открыть выбрать файл или нажать кнопку на панели инструментов.
Для выполнения программы необходимо выполнить команду Программа/Выполнить, либо нажать клавишу F9, либо нажать кнопку .
Если в программе отсутствуют ошибки, на экране монитора можно увидеть результат выполнения программы. При обнаружении ошибок курсор устанавливается в области ошибки, а в окне вывода выдается сообщение об ошибке. В этом случае следует исправить ошибки и снова выполнить программу.
«неожиданный символ» - символ введен не с регистра английских букв;
«ожидался символ "точка", "точка с запятой", Begin и др.»- отсутствует необходимый символ или команда;
«неизвестное имя» - неправильно введена команда;
«ошибка ввода» - неверно указано имя файла;
«ожидался конец файла» - ошибки в команде end.
Программа, записанная на языке Pascal может содержать следующие разделы:
1. Заголовок (Program)
2. Раздел меток (Label)
3. Раздел констант (Const)
4. Раздел типов (Type)
5. Раздел переменных (Var)
6. Раздел процедур и функций (Procedure, Function).
7. Раздел операторов (Begin...End)
Все программы обязательно имеют раздел заголовка и раздел операторов, остальные составляющие могут отсутствовать. При отсутствии некоторых частей программы общий порядок их следования сохраняется. Разделы между собой разделяются знаком ";" Раздел операторов заключается в операторные скобки. Это зарезервированные слова Begin, End. Раздел операторов заканчивается точкой. Раздел "заголовок" начинается с зарезервированного слова program, за которым указывается имя программы. В качестве имени может использоваться любой набор символов алфавита с несколькими исключениями:
1. нельзя использовать зарезервированные слова;
2. нельзя начинать имя с цифры;
3. при использовании имени не используется пробел.
Программа на языке Pascal может иметь следующий вид:
Program <имя программы>;
<раздел описаний, в котором описываются данные>
Begin <раздел команд (тело программы)>;
End.
2. Алфавит, типы данных языка программирования Pascal
Алфавит языка программирования Pascal включает:
Латинские буквы: A a B b… Z z
Цифры: 0 1 2..9
Знаки математических операций: +(сложение) -(вычитание) *(умножение) /(деление)
Знаки математических отношений: < > = <=(знак меньше или равно) >=(больше или равно) <>(не равно)
Специальные знаки: [ ] . , ( ) : ; ^ { } $ # @
Для программной обработки данные представляются в виде величин и их совокупностей. С понятием величины связаны следующие характеристики (атрибуты):
имя (идентификатор) - это ее обозначение и место в памяти. Имя переменной (идентификатор) всегда должно начинаться с латинской буквы, после которой могут следовать несколько латинских букв, цифры либо символ подчеркивания «_», записанные без пробелов;
тип - множество допустимых значений и множество применимых операций к ней;
значение - характеристика, которая может меняться многократно в ходе исполнения программы.
Постоянной (константа) называется величина, значение которой не изменяется в процессе исполнения программы. Константы должны объявляться в разделе констант, начиная с зарезервированного слова Сonst. В языке программирования Pascal константами являются любые явно заданные в программе данные.
Пример. Const year=2009;
При записи числовых констант с дробной частью эта часть отделяется от целой не запятой, а точкой.
Для записи очень больших по модулю или очень малых (близких к нулю) чисел существует возможность записи их в так называемой экспоненциальной форме.
В вещественных константах (они соответствуют действительным числам в математике) присутствует точка, которая разделяет целую и дробную части числа, или буква Е. Использование Е приводит к представлению числа в виде с плавающей запятой (точкой): запись mEp, соответствует числу .
Константы, представляющие собой строковые величины, заключаются в апострофы.
Пример. Const Name='Татьяна';
В качестве данных в программах на языке Pascal могут выступать числа, символы, целые строки символов. С этими видами информации выполняются совершенно разные действия. Например, с числовыми величинами производятся арифметические операции, чего невозможно сделать с символьными. Кроме того, разные виды данных требуют различного объема памяти для хранения. В соответствии с этими соображениями в языке Pascal введено понятие "Тип" (Type). Тип переменной указывает на то, какие данные могут быть сохранены в этом участке памяти, и в каких действиях эта переменная может участвовать.
Переменной называется величина, значение которой меняется в процессе исполнения программы. Имена переменных перечисляются в разделе описания переменных Var через запятую, затем ставится двоеточие и указывается тип данных.
Пример. Var
A,К: Real; B : Integer; C : Char;
В памяти компьютера можно хранить числовые типы, символы, слова, предложения и другие данные. Физически типы данных отличаются друг от друга количеством ячеек памяти (байтов), отводимых для хранения соответствующей переменной.
Различают переменные следующих простых типов: целые (Integer, Byte, ShortInt, Word, LongInt), вещественные (Real, Comp, Double, Single, Extended), логический (Boolean), символьный (Char).
Тип |
Длина(байт) |
Диапазон значений |
Операции |
Целые типы | |||
integer |
2 |
-32768..32767 |
+, -, /, *, Div, Mod, >=, <=, =, <>, <, > |
byte |
1 |
0..255 |
+, -, /, *, Div, Mod, >=, <=, =, <>, <, > |
word |
2 |
0..65535 |
+, -, /, *, Div, Mod, >=, <=, =, <>, <, > |
shortint |
1 |
-128..127 |
+, -, /, *, Div, Mod, >=, <=, =, <>, <, > |
longint |
4 |
-2147483648..2147483647 |
+, -, /, *, Div, Mod, >=, <=, =, <>, <, > |
Вещественные типы | |||
real |
6 |
2,9*10-39 - 1,7*1038 |
+, -, /, *, >=, <=, =, <>, <, > |
single |
4 |
1,5*10-45 - 3,4*1038 |
+, -, /, *, >=, <=, =, <>, <, > |
double |
8 |
5*10-324 - 1,7*10308 |
+, -, /, *, >=, <=, =, <>, <, > |
extended |
10 |
3,4*10-4932 - 1,1*104932 |
+, -, /, *, >=, <=, =, <>, <, > |
сomp |
8 |
9.2*1018..9.2*1018 |
+, -, /, *, >=, <=, =, <>, <, > |
Логический тип | |||
вoolean |
1 |
true, false |
Not, And, Or, Xor, >=, <=, =, <>, <, > |
Символьный тип | |||
char |
1 |
все символы кода ASCII |
+, >=, <=, =, <>, <, |
Оператор выполняется следующим образом. Вычисляется значение выражения в правой части присваивания. После этого переменная, указанная в левой части, получает вычисленное значение. При этом тип выражения должен быть совместим по присваиванию с типом переменной. Тип выражения определяется типом операндов, входящих в него, и зависит от операций, выполняемых над ними.
Для операций сложения, вычитания, умножения и деления тип результата в зависимости от типа операнда будет таким:
Операнд 1 |
Операнд 2 |
Результат сложения, вычитания, умножения |
Результат деления |
Integer |
Integer |
Integer |
Real |
Integer |
Real |
Real |
Real |
Real |
Integer |
Real |
Real |
Real |
Real |
Real |
Real |
Program summa;
Var a,b,s,с,р: integer; {раздел описания переменных}
Begin {начало тела программы}
a:=12; {команда присваивания записывает в переменную a число 12}
b:=5; {команда присваивания записывает в переменную b число 5}
{переменные A и B являются исходными данными}
s:=a+b; {команда присваивания вычисляет сумму значений переменных a и b и записывает результат в переменную s}
Writeln('a + b=',s) {вывод значения переменной s на экран - вывод результата}
c:=a div b; {деление нацело (вычисление целой части от деления а на b)}
writeln('a div b=',c); {вывод на экран частного от деления нацело а на b}
р:=a mod b; {вычисление остатка от деления а на b}
Writeln ('a mod b=',р); {вывод на экран остатка от деления а на b}
End. {конец программы}
После выполнения программы в окне вывода результата появится:
a + b=17
a mod b=2
Логический операнд - это конструкция, которая задает правило для вычисления одного из двух возможных значений: True или False. Чаще всего логические выражения используют в операторах присваивания или для записи условия, чтобы на некоторый вопрос получить ответ “ДА” или “НЕТ”. Составными частями логических выражений могут быть: логические значения (True, False); логические переменные; отношения, операции: Not(НЕ), And(И), Or(ИЛИ), Xor(исключающее ИЛИ).
Пример. 1) Y:=True; 2) LogPer:=A > B; 3) Log1:=(A = B) And (C <= D).
Арифметические выражения - это конструкции результатом, которых является число. В состав арифметического выражения на языке Паскаль могут входить:
числовые константы;
имена переменных;
знаки математических операций;
математические функции и функции, возвращающие число;
открывающиеся и закрывающиеся круглые скобки.
При составлении выражений могут быть использованы следующие арифметические функции:
Имя функции |
Математическое значение |
Тип результата |
abs (a) |
|a|- модуль числа |
Совпадает с типом аргумента |
sqr (a) |
a2 возведение в квадрат |
Совпадает с типом аргумента |
sqrt (a) |
![]() |
Вещественное |
sin (a) |
sin a - синус x радиан |
Вещественное |
cos (a) |
cos a - косинус x радиан |
Вещественное |
arctan (a) |
arctg a - арктангенс числа x |
Вещественное |
ln (a) |
ln a- натуральный логарифм x |
Вещественное |
exp (a) |
ea значение e в степени x |
Вещественное |
trunc(x) |
[x] - целая часть числа x |
Целое |
frac(x) |
{x} - дробная часть числа х |
Вещественное |
Pi |
- число |
Вещественное |
Round (x) |
Округление до ближайшего целого |
Целое |
Int (x) |
[x] целая часть числа |
Вещественное |
1) вычисляются значения в скобках;
2) вычисляются значения функций;
3) выполняется операции смена знака, возведение в степень;
4) выполняются операции умножения и деления (в том числе целочисленного деления и нахождения остатка от деления);
5) выполняются операции сложения и вычитания.
Program fun;
Var a, c :integer; {раздел описания переменных целого типа}
b,:real; {раздел описания переменных вещественного типа}
Begin {начало тела программы}
a:=16; {исходные данные}
b:= sqrt (a); {функция sqrt извлекает квадратный корень из числа a и присваивает его значение переменной b - тип результата вещественный}
writeln('b=’,b);{вывод на экран значения переменной b}
c:=sqr (а); {функция sqr возводит в квадрат значение переменной а и присваивает его переменной c - тип результата целый}
writeln(‘c=’,c); {вывод на экран монитора значения переменной c}
Еnd.
! Аргументы функции всегда пишутся в скобках, операцию умножения опускать нельзя.
! Нельзя писать выражения в виде обыкновенных дробей.
Примеры записи математических выражений:
Математическая запись |
Запись на Pascal |
1. x2 - 7,2x + 6 |
Sqr(x) - 7.2 * x + 6 |
2. ![]() |
(Abs(x) - Abs(y)) / (1 + Abs(x * y)) |
Read(список переменных);
ReadLn(список переменных);
Разница между работой процедур Read и Readln состоит в следующем: после выполнения Read значение следующего данного считывается с этой же строчки, а после выполнения Readln - с новой строки.
Выполнение операторов ввода происходит так: ход программы приостанавливается, на экран выводится курсор, компьютер ожидает от пользователя набора данных для переменных, имена которых указаны в списке ввода. Пользователь с клавиатуры вводит необходимые значения в том порядке, в котором они требуются списком ввода, нажимает Enter. После этого набранные данные попадают в соответствующие им переменные и выполнение программы продолжается.
Пример.
Var A : real; B : integer; C : char;
Begin
Read(A, B, C)
Процедура, которая выводит содержимое переменных на экран, называется процедурой вывода на экран. В Pascal эта команда выглядит следующим образом:
Write (список констант и/или переменных, разделенных запятой)
WriteLn(список констант и/или переменных, разделенных запятой)
Различие между двумя операторами вывода: после выполнения оператора Writeln происходит переход на новую строчку, а после выполнения инструкции Write, переход на новую строчку не происходит. При вызове оператора Writeln без параметров просто происходит переход на новую строчку.
Пример. Write(A, B, C);
WriteLn('Корнем уравнения является ', X);
Для управления размещением выводимых значений процедуры Write и WriteLn используются форматный вывода. Под форматом данных понимается расположение и порядок отдельных полей данных.
Процедура вывода с форматом для целого типа имеет вид:
WriteLn(A:N); где N - выражение целого типа, задающие длину поля вывода значений.
При выводе вещественных значений без указания формата - выводится вещественное число длиной 18 символов в форме с плавающей запятой. Для десятичного представления значения применяется оператор с форматами вида:
WriteLn(R:N:M); где N - выражение целого типа, задающие длину поля вывода значений, М- количество знаков в дробной части.
Пример:
A:=25; Write (A); результат 25
A:=25.367; Write (A:6:3); результат 25.367
Write (A:6:2); результат 25.37
A:=-7.4385 Write (A); результат -7.438500E+00
S:=7; Write (S,’=’,5+2); - результат 7=7
Write (‘S=5+2’); - вывод текста S=5+2, заключенного в апострофы.
5. Реализация линейных алгоритмов
! Алгоритм, в котором команды выполняются последовательно друг за другом, называется линейным.
Пример: Ввод трех целых чисел, вычисление и вывод их среднего арифметического и среднего геометрического значения.
Program Z;
Var a1,a2,a3:integer;
sa,sg:real;
Begin
Writeln('Введи 3 целых числа:'); {Печать на экране просьбы о вводе}
sa:=(a1 + a2 + a3) / 3; {Вычисление среднего арифметического}
sg:=sqrt(abs(a1*a2*a3)); {Вычисление среднего геометрического}
Writeln ('Cр.арифм.=',sa:8:2);
Writeln ('Cр.геом.=',sg:8:2) {Вывод данных}
End.
Program Inteface;
Var R,S: Real;
Begin
Readln(R); {Ввод значения R}
S:=Pi*SQR(R); {Вычисление площади руга}
Writeln('Площадь круга радиусом ',R:5:2,' равна ',S:8:4)
End.
Блеза Паскаля. На основе языка Паскаль в 1985 г фирма Borland выпустила версию Turbo Pascal версии с этого времени язык Паскаль используется во всем мире в учебных заведениях в кач
02 10 2014
4 стр.
Блеза Паскаля. Первоначально этот язык был создан для обучения программированию. Однако благодаря заложенным в нем большим возможностям структурного программирования он стал широко
25 09 2014
6 стр.
В языке программирования Turbo Pascal все данные, используемые программой должны принадлежать к какому-либо типу данных. Некоторые из них
13 10 2014
1 стр.
Синтаксис языка совокупность правил, определяющих допустимые конструкции (слова, предложения) языка, его форму
09 10 2014
2 стр.
Прописные и строчные буквы Pascal'eм не различаются. Знаки «возведение в степень» и двойная кавычка в языке отсутствуют
25 09 2014
1 стр.
Методическое пособие рассчитано на школьников 9-11 классов, а также может быть полезно учащимся других учебных заведений среднего образования, изучающих основы программирования
25 09 2014
6 стр.
25 09 2014
1 стр.
Запустите оболочку программы Borland Pascal с помощью ярлыка на Рабочем столе. Если окно программы открылось не во весь экран, нажмите сочетание клавиш Alt+ Enter. В окне программы
25 09 2014
1 стр.