Перейти на главную страницу
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() “Методическое пособие по программированию на языке Pascal ABC”. Ерёмин О.Ф. |
2009г. Моздок
| |
Методическое пособие рассчитано на школьников 9-11 классов, а также может быть полезно учащимся других учебных заведений среднего образования, изучающих основы программирования. Язык Паскаль – современный язык программирования, наиболее подходящий для изучения основ программирования на школьном (базовом и профильном) уровне. В пособии изложены основные понятия и состав языка Pascal ABC, а также методика решения типовых задач программирования. Приведены примеры решения основных типов задач программирования с комментариями. Информация для связи: https://infobz.narod.ru https://scholtro.narod.ru E-mail: [email protected] |
Pascal ABC |
В настоящее время, в связи с модернизацией школьного образования и введением ЕГЭ, стал актуальным вопрос преподавания основных предметов на профильном уровне. По результатам анализа сдачи ЕГЭ, ФИПИ был сделан вывод о недостаточной подготовке учащихся к сдаче экзамена по информатике. В 2009г. хуже всех был сдан ЕГЭ по информатике. Экзамен показал разрыв между уровнем подготовки выпускников средних школ и требованиями к ним со стороны ВУЗов. Задания части 3 (С1-С4), где имеются задачи на программирование, выполняются незначительным количеством участников экзамена.
В связи с этим, было разработано данное “Методическое пособие по программированию на языке Pascal ABC”.
В пособии изложены основные понятия и состав языка Pascal ABC, а также методика решения типовых задач программирования. Приведены примеры решения таких задач с комментариями.
Пособие адресовано школьникам, для изучения основ программирования, а также, может быть использовано преподавателями, в процессе подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
По эффективности и простоте программирования, Паскаль занимает промежу-точное положение между Бейсиком и Си. Поэтому он наиболее подходит для освоения его учащимися в школе. Существует много разновидностей языка Pascal (Object Pascal, Turbo Pascal, Delphi, PascalABC и др.). Синтаксис во всех версиях Pascal практически одинаков.
Программа, написанная на языке PascalABC, будет работать и в других версиях Pascal. Освоив один из простых ЯП, можно переходить к более сложным. Изучив приёмы программирования на Pascal, вы сможете без особых усилий перейти на другие языки программирования, и дальнейшее изучение профессиональных языков программирования будет значительно легче.
Язык программирования – это формальная знаковая система (набор команд), которую понимает компьютер. Язык программирования определяет набор лексических, синтаксических и семантических правил, используемых при написании алгоритмов компьютерных программ. Алфавит языка - множество символов, используемых в этом ЯП.
Язык программирования предназначен для того, чтобы компьютер понимал инструкции по выполнению той или иной программы, написанной на соответствующем ЯП. Языки программирования - искусственные языки. Они отличаются от естественных языков тем, что предназначены для передачи команд и данных от человека к компьютеру, в то время как естественные языки используются лишь для общения людей между собой. В ЯП имеется ограничен-ное число "ключевых слов", значение которых понятно транслятору, и строгие правила записи команд .
Перед тем как писать программу на языке высокого уровня, программист должен составить алгоритм решения задачи, то есть пошаговый план действий, который нужно выполнить для решения этой задачи. Поэтому языки, требующие предварительного составления алгоритма, часто называют алгоритмическими языками. Для написания текста программы можно использовать обычный текстовый редактор (например, Блокнот), а затем с помощью компилятора перевести её в машинный код, т.е. получить исполняемую программу.
Программа на языке Паскаль состоит из "заголовка" и "тела" программы, называемого блоком. В "заголовке" программы даётся имя и перечисляются её параметры (если это необходимо). В последних версиях языка, заголовок не является обязательной частью программы. Далее следует раздел подключения модулей, за которым следует список имен модулей, перечисляемых через запятую.
Label …; {раздел описания меток}
Const …; {раздел описания констант} блок
Туре …; {раздел определения типов} описаний
Var …; {раздел описания переменных}
Function …; Procedure …; {раздел описания функций и процедур}
BEGIN ... {раздел операторов}
END.
Например:
В Паскале блок операторов начинается со служебного слова begin. Конструкция begin … end называется операторными скобками.
Имена переменных, констант, меток, типов, модулей, процедур и функций, используемых в программе, называются - идентификаторами. Имена задаёт разработчик программы. На имена (идентификаторы) накладываются некоторые ограничения, такие как невозможность использования ключевых (служебных) слов, например integer или var. Идентификатор должен начинаться с буквы и может содержать буквы латинского алфавита, цифры и знаки подчеркивания. Символ подчеркивания "_" также считается буквой. Желательно выбирать мнемонические имена, т.е. несущие смысловую нагрузку, как, например, result, summa, cena. Использование осмысленных имен предпочтительнее, так как это делает программу более простой для понимания.
Например: a1, b_2, k123, _d - идентификаторы,
1a, и2 , @ru – не идентификаторы.
Служебные слова являются зарезервированными и не могут быть использованы в качестве идентификаторов. Список всех служебных слов языка Pascal ABC приведен ниже:
and |
array |
as |
begin |
break |
case |
class |
const |
constructor |
continue |
destructor |
div |
do |
downto |
else |
end |
exit |
external |
externalsync |
file |
finalization |
for |
forward |
function |
if |
in |
inherited |
initialization |
is |
mod |
not |
of |
or |
private |
procedure |
program |
property |
protected |
public |
record |
repeat |
set |
shl |
with |
shr |
sizeof |
string |
xor |
then |
to |
type |
unit |
until |
uses |
var |
while |
имя константы = значение;
имя константы : тип = значение;
Например:
const
Pi = 3.14;
Number = 10;
Name = 'Victor';
Cifra = ['0'..'9'];
Mass: array [1..5] of integer = (1,3,5,7,9);
Spisok: record name: string; age: integer end = (name: 'Иван'; age: 17);
Компьютер "знает", чему равны константы е и π.
Любая программа обрабатывает некоторые данные. Данные могут быть представлены только как константы или переменные, причём имеющие собственные идентификаторы (имена). Как уже говорилось, рекомендуется давать имена отражающие смысл константы или переменной.
Переменные – одно из главных понятий в программировании. Для того, чтобы разбираться в программировании необходимо иметь чёткое представление о том, что такое переменная, как и где она хранится, и что с ней происходит в процессе выполнения программы.
Переменной называется величина, значение которой меняется в процессе исполнения алгоритма.
Переменные – это некоторые данные, обрабатываемые в программе и имеющие имя.
Как вы знаете, данные хранятся и обрабатываются в памяти компьютера. При работе программы – в оперативной памяти, а при выключении сохраняются в постоянной памяти. При создании программ используются разные типы данных, т.е. переменные различного типа. Это могут быть числа, символы, текст, логические переменные, процедуры, даты и др., которые, в свою очередь, могут подразделяться на определённые виды. Например, числовые данные могут быть целого типа, с дробной частью и т.д. В зависимости от типа данных, программа после объявления переменных, выделяет определённое количество ячеек в памяти, для хранения этих переменных. То есть, этим ячейкам присваиваются имена переменных и в этих ячейках, затем хранятся значения этих переменных. Храниться они могут или до конца выполнения программы, или до тех пор, пока переменной не присвоится другое значение. Имя переменной остается неизменным до конца программы, а значение самой переменной может меняться. В ЯП Паскаль обязательное объявление переменных, с описанием их имён, защищает программы от ошибок и повышает их надежность.
Раздел описания переменных начинается со служебного слова var, после которого следуют элементы описания. Переменные могут описываться как в начале программы, так и непосредственно внутри любого блока begin … end. Внутриблочные описания переменных имеют тот же вид, что и в разделе описаний.
Кроме того, переменные-параметры цикла могут описываться в заголовке оператора for.
Имена переменных в списке перечисляются через запятую. Например:
var
a,b: integer;
c,d: real;
m,n: byte;
s,s1: string;
ch,ch1: char;
f: boolean;
Раздел 2.6. Типы переменных.
В зависимости от версии языка программирования Pascal типы переменных могут немного различаться. В программах написанных на ЯП PascalABC используются данные следующих типов:
integer (целый)
byte (байтовый)
real (вещественный)
complex (комплексный)
string (строковый)
char (символьный)
boolean (логический)
тип "массив"
процедурный
файловый
классовый и некоторые другие.
Типы в PascalABC подразделяются на простые, строковые, структурированные, типы указателей, процедурные и классовые.
К простым относятся числовые (целые и вещественные) типы, логический, символьный, перечислимый и диапазонный тип.
Перечислимый тип данных задается перечислением всех значений, которые может принимать переменная данного типа. При описании отдельные значения указываются через запятую, а весь список заключается в круглые скобки. Например:
Var Mesyac: (May,June,July,August );
Структурированные типы (т.е. имеющие какую-то структуру), образовываются массивами, записями, множествами и файлами.
Все простые типы, кроме вещественного, являются порядковыми. Значения только этих типов могут быть индексами переменных и массивов и параметрами цикла for.
Если индекс i выходит за пределы длины строки, то при выполнении программы появляется сообщение об ошибке.
Имя типа |
значение |
Размер, байт |
тип |
BYTE |
0..255 |
1 |
числовой беззнаковый целый |
word |
0..65535 |
2 |
числовой беззнаковый целый |
integer |
-2147483648.. -2147483647 |
4 |
числовой знаковый целый |
char |
все символы в кодировке ASCII |
1 |
символьный |
Значения перечислимого типа занимают 4 байта.
Тип, на основе которого строится интервальный тип, называется базовым для этого интервального типа. Значения интервального типа занимают 4 байта.
Тип boolean (логический). Переменные и константы логического типа занимают 1 байт и могут иметь одно из двух значений, задаваемых константами True (истина - 1) и False (ложь - 0).
Тип string (строковый). Применяется при использовании текстовых данных в программе, состоит из набора последовательно расположенных символов char. По умолчанию под переменную типа string отводится 256 байт, при этом в нулевом байте хранится длина строки. Т.е. строки состоят, не более чем, из 255 символов. Пример описания:
Можно явно указать количество символов для переменной в [ ]. Например:
В программе может присутствовать текст написанный разработчиком для пояснения к программе. Этот текст называется “комментарием к программе”. Даже опытные программисты считают необходимым присутствие комментариев в программах.
Комментарии заключаются между скобками { …}, (*…*) или пишутся после символов // (слеш). Комментарии не воспринимаются компьютером и не обрабатываются программой.
{ это - комментарий }
(* это - тоже комментарий *)
// это - тоже комментарий
Раздел 3. Действия над данными. Работа с программой.
Раздел 3.1. Выражения, операнды и операции.
В алгоритмах программ участвуют выражения.
В Pascal ABC имеются следующие операции: @, not, ^, *, /, div, mod, and, shl, shr, +, -, or, xor, =, >, <, <>, <= , >=.
Методическое пособие рассчитано на школьников 9-11 классов, а также может быть полезно учащимся других учебных заведений среднего образования, изучающих основы программирования
25 09 2014
6 стр.
Касторнов А. Ф., Касторнова В. А. Практикум по программированию на языке паскаль. Учебно-методическое пособие. – М.: Иио рао, 2011. – 84 с
25 09 2014
16 стр.
Прописные и строчные буквы Pascal'eм не различаются. Знаки «возведение в степень» и двойная кавычка в языке отсутствуют
25 09 2014
1 стр.
В данной брошюре собраны материалы для подготовки и проведения по программированию на Паскале, когда идет освоение языка и выработка навыков составления программ
02 10 2014
15 стр.
Блеза Паскаля. На основе языка Паскаль в 1985 г фирма Borland выпустила версию Turbo Pascal версии с этого времени язык Паскаль используется во всем мире в учебных заведениях в кач
02 10 2014
4 стр.
Блеза Паскаля. Первоначально этот язык был создан для обучения программированию. Однако благодаря заложенным в нем большим возможностям структурного программирования он стал широко
25 09 2014
6 стр.
В языке программирования Turbo Pascal все данные, используемые программой должны принадлежать к какому-либо типу данных. Некоторые из них
13 10 2014
1 стр.
06 10 2014
1 стр.