10 класс
Родительское собрание № 1
Возрастные особенности десятиклассника
Юность – важный период в развитии человека, в этот период происходит институционализация вхождения человека во взрослую жизнь. Это в буквальном смысле "третий мир", существующий между миром взрослых и детей.
Основные аспекты физического созревания – скелетная зрелость, появление вторичных половых признаков и период скачка в росте.
Ведущей становится учебно-профессиональная деятельность, благодаря которой у старшеклассников формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание.
Юность завершает этап первичной социализации. Но в отличие от подростков юноши тянутся к общению со взрослым человеком, проявляющим уважение к их личности.
Общение со сверстниками становится необходимо для самоопределения в ранней юности, общение это носит интимно-личностный характер. Юноша приобщает окружающих к своему внутреннему миру – к своим чувствам, интересам, увлечениям. Потребность в интимности в это время практически ненасыщаема.
Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появлении любви, в этот период может появиться настоящая влюбленность. Но юношеские мечты о любви отражают прежде всего потребность в самораскрытии, понимании, душевной близости.
Любовь по-прежнему носит эпидемический характер: все юноши класса влюбляются в одну девушку.
Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.
Человек начинает осознавать временную перспективу: если раньше он жил только сегодняшним днем, то теперь у него преобладает устремленность в будущее, он строит жизненный план.
В 10 классе после напряженного 9-го дети несколько расслабляются, на первый план опять выходит общение, то есть происходит продление моратория на детство. Но затягивать этот период нельзя, потому что юность имеет свои задачи, которые должны быть решены.
Между тем, программа построена таким образом, что требования заметно увеличиваются. Корме того дети входят в новый классный коллектив, могут утвердиться в нем или ухудшить свои результаты: отличник может начать учиться хуже, а троечник лучше.
Но самое главное: ваш ребенок – совсем взрослый человек, поэтому обращайтесь с ним так, как того требует взаимодействие со взрослым человеком! Уважайте его мнение!
Лекция 2. Особенности формирования нового классного коллектива
Особенности организации учебного процесса в нашей гимназии связаны с тем, что в 10-11 классе начинается профильное обучение, поэтому, хотя из школы практически никто не уходит, но все же классы полностью переформируются, в них меняются учителя и классные руководители. Эту ситуацию можно использовать для приобретения вашим ребенком социальных навыков. Эти навыки необходимы как сейчас (от этого зависит успешность его обучения), так и в будущем (ему же скоро предстоит поступать в вуз, а потом утраиваться на работу).
Есть и другие причины, делающие эту работу необходимой. В связи со сменой коллектива разрушаются привычные связи ребенка, меняется его социометрический статус. В новом коллективе юношу или девушку воспринимают по-новому, а это обязательно отражается на его самооценке. Так как в это время происходит формирование идентичности (осознание себя), то при неблагоприятных условиях включаются защитные механизмы личности, их цель – сохранить привычное отношение к себе за счет субъективного отношения.
В классе формируются совсем новые отношения, и ребенок, прежде имевший высокий социометрический статус, может утратить свои позиции, может произойти и обратное: ребенок, который раньше не пользовался уважением, добивается благосклонности свих одноклассников.
Так или иначе, адаптация в десятом классе проходит достаточно сложно иногда даже болезненно: привычные социальные связи рушатся, и ребенок вынужден строить новые, устанавливая отношения как с учителями, так и с учениками своего класса.
Родители могут помочь в адаптации ребенка в условиях нового классного коллектива:
-
Следите за состоянием ребенка, обратите внимание на его настроение, на снижение успеваемости.
-
Пообщайтесь с классным руководителем, поинтересуйтесь, как ребенок адаптировался к новым условиям.
-
Чаще разговаривайте с ребенком, спрашивайте не только об успехах в учебе, но и о взаимоотношениях с одноклассниками.
-
Приглашайте одноклассников своего ребенка в гости к себе домой, присматривайтесь к характеру их взаимоотношений. Если что-то в их отношениях тревожит вас, обратитесь к психологам.
-
Используйте возможность посмотреть на поведение своего ребенка в поездках с классным коллективом. В таком возрасте ребята не очень любят, когда родители отправляются с ними в поездку, но все же найдите возможность побыть с его школьными друзьями. Смотрите на своего ребенка в таких поездках объективно.
-
Рассказывайте о своей юности, познакомьте ребенка со своими школьными друзьями, пусть ваша дружба станет для вашего ребенка примером.
-
Лекция 3. Воспитание воли и волевых качеств
«Конечная цель воспитания – научить человека преодолевать самого себя, ибо личность формируется в борьбе с самим собой, и первейший долг воспитателя – помочь воспитаннику одержать победу в этой борьбе.» (Ш.Амонашвили.)
Воля – это сознательное регулирование человеком своих поступков, без этого жизнь человека невозможна. Воля проявляется в умении преодолевать трудности при достижении целей. Воля проявляется в целеустремленности, самостоятельности, решительности, настойчивости, выдержке и самообладании. Отсутствие воли может влиять на качество учебы.
Если у вашего ребенка слабая воля, то ваша задача – помочь ему. Как это сделать?
-
Любое волевое действие начинается с постановки цели. При этом важно, чтобы цель была поставлена ребенком самостоятельно, а не навязана взрослыми. Можно предложить ребенку на выбор несколько заданий-целей, чтобы он выбрал те, с достижения которых он бы хотел начать. Отталкиваясь от предложенных целей, подросток может предложить и свои цели.
-
Следующий этап – планирование. Помогите ребенку составить план действий для достижения поставленной цели.
-
Желательно, чтобы подросток проговорил этапы выполнения действия или записал ход выполнения запланированного действия в дневнике.
-
При отсутствии воли лучше начинать не со сложных дел, а с формирования простых волевых привычек (например, гигиенических или дисциплинарных), а уже потом перейти к главной цели – воспитанию высокой организованности.
-
Если подросток сопротивляется, можно вовлечь его в игру. Правда, совсем превращать в игру такое серьезное дело, как воспитание воли, не желательно.
-
Не все будет получаться у подростка, но не стоит фиксировать внимание недостатках, лучше обсудить то, что уже получается, похвалить подростка за малейшее достижение.
-
Можно считать, что волевая привычка образовалась, если подросток без всяких усилий стремится к выполнению деятельности, испытывает неудобство, если почему-то не может выполнять эту деятельность осуществлять.
-
Очень полезно использовать для воспитания воли хронометраж. Любое действие, ограниченное во времени, выполняется более четко.
-
Воспитание воли неотделимо от воспитания чувств, сознания личности, поэтому постарайтесь, чтобы формирование новых привычек сопровождалось положительными эмоциями. Следует обратить внимание подростка на те позитивные чувства, которые связаны с победой над собой.
-
Воспитанием воли не следует заниматься отдельно, эту работу нужно включать в процесс повседневной жизни подростка.
Подробнее прочитать об этом вы можете в книгах:
Лекция 4. Осознание образа Я в юношеском возрасте
Ребенок не знает своих недостатков и, значит, не знает, в чем ему надо исправляться.
Я.Корчак
Самое важное открытие, которое совершает человек в юношеском возрасте, - это открытие своего Я. Человек часто задумывается над своими мыслями, обучается отличать свои чувства. Но такая поглощенность внутренним миром может привести к разочарованию, к недовольству собой. Таким образом формируется образ Я, который понимается как социальная установка, отношение личности самой к себе. Образ Я включает три компонента:
- познавательный (знания о себе),
- эмоциональный (оценка того, что узнал, и как следствие этого - самоуважение),
- поведенческий (практическое отношение к себе).
Поведение в юношеском возрасте носит двойственный характер: с одной стороны, человек хочет быть самим собой, проявить, доказать свою индивидуальность, а с другой - ему необходимо быть как все, принадлежать группе, слиться с ней. Это дает ему уверенность, чувство защищенности, заполняет досуг, расширяет границы возможностей и общения. При этом ребята выбирают себе компанию, которая соответствует их стилю поведения, то есть не "дурная компания" притягивает хороших мальчиков и девочек, а они сами ищут ту среду, в которой чувствуют себя наиболее комфортно.
В юношеской группе, как и в группе подростков, поддерживаются определенные нормы. Обычно нормы задают девушки: юноши ведут себя так, как позволяют девушки. Если девушки поддерживают мнение о том, что мужественность связана с отсутствием мягкости и нежности, с грубостью, жаргоном, то юноши именно так и ведут себя.
Как способствовать созданию положительного образа Я
(Советы родителям)
1. Любая критика способна нанести удар по образу Я, поэтому нужно быть очень осторожным в высказываниях.
2. Доверяйте своему ребенку, верьте в то, что у него все получится. Если думать о нем только плохо, он так и будет себя вести: нужно будет подтверждать ожидания родителей.
3. Ясно и четко объясняйте юноше его права и обязанности. Он должен знать, что позволено, а что запрещено.
4. Не пытайтесь "загнать" запретами и наказаниями своего ребенка "в угол", категорически устраните физические наказания: они только озлобят.
5. Не бойтесь показать ребенку свою слабость и беспомощность, ваш ребенок уже взрослый, и он поймет это лучше, чем вашу агрессивность или злость.
6. Установите с ребенком отношения на равных.