Перейти на главную страницу
Синтаксис – строй, становление. Синтаксис изучает строй связной речи. . БЕЛОШАПКОВА ДАЛА ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Синтаксис изучает правила связывания слов и форм слов и те единства, в составе которых эти правила реализуются.
Давнюю традицию русской науки составляет выделение двух основных синтаксических единиц – словосочетания и простого предложения. (В. В. Виноградов назвал и определил важнейшее грамматическое свойство простого предложения. Он обратил внимание на то, что содержание предложения всегда актуализировано, соотнесено с действительностью, с актом коммуникации: предложение обязательно содержит ту или иную модальную и временную характеристику сообщаемого).
В. В. Виноградов дает такое определение: «Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования выражения и сообщения мысли".
Определение предложения как минимальной, грамматически организованной единицы, служащей для выражения мысли, а так же чувства и воли является в настоящее время наиболее распространенным.
Основные признаки предложения как синтаксической единицы: 1) предикативность (. т. е. содерж-ие Предложения всегда соотнесено с дейст-стью, актом коммун-ции). , включающая в себя значение объективной модальности и синтаксического времени.
Для структуры словосочетания НЕ характерны те синтаксические категории, которые свойственны структуре предложения (категории предикативности и модальности)
Не свойственна словосочетанию и интонационная оформленность – неотъемлемое качество любого предложения, т. к. это грамматическое средство выражения законченности мысли.
Есть и другие структурные различия между словосочетанием и предложением. Прежде всего, это различие в характере синтаксической связи. Словосочетание всегда строится по принципу субординации – подчиняющего и подчиненного. Синтаксические связи в предложении сложнее и многообразнее.
СИНТАКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА – СЛОВОСОЧЕТАНИЕ .
Бывают подчинительные и сочинительные. Подчинительные: глагольные и именные . Именные : субстантивные и адъективные. Схема разбора словосочетания: 1) предикативное/непред-ое, 2) свобод. /несвобод. , 3)структура (простое, сложное, комбинированное), 4) характеристика по морфологической природе опорного слова, 5) тип смысл. отношений (собственно синтаксические; семантико-синтаксичесике, субъективные, обстоятельственные, объективные), 6) тип подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), 7) характер связи (предсказуемое/ непредсказуемое, обязательное/ необязательное).
1)Фортунатов – словосочетание- сочетание 1 слова с другим или грамматическая связь 2-х слов. Нет разницы между словосочетанием и предложением (читать книгу= солнце светит).
2)Шахматов – ученик Ф. Но он наряду со словосочетанием выделил и П.
3)Виноградов и Белошапкова (современная наука) выделили 2 синтаксические единицы: словосочетание и предложение. Определили их признаки: словосочетание определялось как номинативная единица (не может выполнять коммунникативную ф-цию), а предложение привязывается к действительности, не к конкр. предмету.
Признаки словосочетания
1. Грамматические:непредикативная единица
2. Функциональные:единица номинативного плана,выражает единое,но расчлененное понятие.
3. Структурные :состоит из 2-х и более знаменательных слов,связано подчинительной связью.
4. Семантические:определяет синтаксичесике отношения между словами
5. Парадигматический:единица представлена системой форм,опирающихся на формы главного слова.
Из словосочетания исключаются
1)предикативные сочетания,
2)сочинительные сочетания,
3)полупредикативные сочетания с обособленными членами предложения ,выражающими добавочное сообщение,
4)предложно-падежные и аналитичесие формы (в течение дня,буду решать,самый умный)
Типы словосочетаний:
1) свободные (сохраняются лексические значения всех компонентов)
2) несвободные (один из компонентов утрачивает свое значение):
1) простые (двучленные) (трухлявый пень, заседание думы)
2) сложные – в них реализуются связи, исходящие из 1 корневого слова ( долгожданный вестник победы)
3) комбинированные - в них реализуются связи, исходящие из разных слов (проверка ->чего? - домашней - какой?<-работы )
Классификация по опорному слову:
а) беспредложные (например: читать книгу, искать покоя, писать брату, рубить топором),
б) предложные (например: стоять у дороги, подъехать к дому, положить на стол, встретиться с друзьями, говорить об искусстве).
2. Глагольные словосочетания с инфинитивом (например: предложить выучить, просить принести).
3. Глагольные словосочетания с наречием (например: поступать справедливо, заниматься вдвоем).
С именами существительными:
1) беспредложные (например: тезисы доклада, письмо родителям, вышивание бисером);
2) предложные (например: вагон для некурящих, прогулка по лесу, вход в театр, дом с колоннами, встреча на Эльбе);
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа);
С наречиями (например: прогулка верхом, судак по-польски);
С инфинитивом (например: желание учиться, умение рисовать).
2. Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
1) беспредложные (например: достойный похвалы, доступный читателю, довольный ответом);
2) предложные (например: свободный от гнета, способный к музыке, готовый на подвиг, ласковый с детьми, смелый в бою);
С наречиями (например: очень интересный, умеренно холодный);
С инфинитивом (например: способный работать, готовый услужить).
3. Словосочетания с именем числительным в роли главного слова (например: две книги, оба друга, трое в шинелях, третий из спутников).
4. Словосочетания с местоимением в роли главного слова (например: кто-то из студентов, нечто новое).
Наречные словосочетания
1. Словосочетания с наречием (например: очень удачно, по-прежнему хорошо).
2. Словосочетания с именами существительными (например: далеко от дома, наедине с сыном, незадолго до экзаменов).
Синтаксические единицы состоят из нескольких компонентов, между которыми существуют синтаксич-ие связи: 1) слово и форма слова: любоваться закатом 2) слово и простое предложение: дом, где разбиваются сердца 3) форма слова и форма слова : ветер дует (главные члены предложенияния)4) простое предложение и простое предложение: когда шумит жестокая война, на нежность повышается цена.
Синтаксическая связь м. б. сочинительной и подчинительной, которые отличаются 2 признаками: 1) по наличию/отсутствию детерминации (отнношение главного и зависимого компонента): при подчинительной связи детерминация ЕСТЬ, , компоненты неравноправны, т. е. РАЗНОФУНКЦИОНАЛЬНЫ при подчинительной – НЕТ, компоненты РАВНОПРАВНЫ, Т. Е. ОДНОФУНКЦ-НЫ. Однофункциональные м. б. однооформленные (одинаковые члены предложения) и разнооформленные (кем убит и от чего, знает сокол лишь его). 2) по средствам связи: а) для сочинительной связи в предложении и словосочетании средства связи одинаковые (сочинительные союзы) б) при подчинении средства связи: в словосочетании – предлоги, а в предложении: союзы.
1)открытая – количество компонентов неграничено (при сочинительном союзе и при раздельных союзах).
2) Закрытая – м. б. только 2 компонента (противительные,сопоставительные союзы).
Виды подчинительной связи.
1) предсказующая/непредсказующая. Если предсказующая – главный компонент предсказывает форму зависимого: напр, в изъяснительных предложениях (сказал, что; хотел, чтобы) . Если непредсказующая, то зависимое слово м. б. в любой форме (пошел утром, к окну, в город)
2) обязательная/необязательная.
А) Обязательная - связь, когда значение главного компонента определяет значение зависимого. Такая связь носит регулярный характер, напр, при глаголах направленного действия (съесть, получить, руководить). Если распространитель отсутствует, то одно их лексических значений главного слова не реалезуется :болеть (быть больным – нет распространения), болеть (быть фанатом – требует распространения – за команду). Виноградов называет это контекстно-обусловленным значением.
Может быть 2 степени обязательности: высокая (у глаголовов с абстрактнной семантикой – решение зависит от) и невысокая (некоторые глаголы направленного действия, которые обозначают действие как процесс и могут не иметь завис. слова – читать, писать)
Б) необязательная связь – значение главного слова не предопределяет значенние зависимого: слова с темпоральной и локальной семантикой (разговаривать, засыпать, читать, думать - утром, в коридоре, у приятеля) . Необязательная связь м. б. близка к обязательной, может иметься смысловая связь с главным словом: у глагола и формы слова со значением орудия (писать карандашом); между словами, обозначающими часть целого (ножка стола); у слов со значением качественного признака (новый дом, быстро ходит); у локального распространителя при глаголах (ходит по комнате)
Связь м. б. предсказующей, но необязательной (костер у дороги), м. б. обязательной, но непредсказующей (он так устал, что. ).
Согласование м. б. полным (все возможности уподобления исчерпаны: зеленая трава) и неполным (учтены не все возможности уподобления форм: на озере Байкал – нет согласования в падеже, наша врач – нет согласования в роде.
Разная связь м. б. при управлении:
1) обязательная ,предсказующая : читать книгу (слово требует зависимого компонента)
2) необязательная (слово не требует зависимого компонента), предсказующая (есть внутренняя связь)
3) необязательная , нет внутренней связи: заснуть – где?в метро, в чем?в одежде.
Отсюда узкое определение : УПРАВЛЕНИЕ - связь, при которой зависимое слово ставится в определенном падеже, которого требует главное слово. . НО: факты языка противоречат: слово может вообще не требовать распространения: дом у дороги. . Это противоречие заметил ПОТЕБНЯ и дал свое опред-е упр-ния: это те случаи , когда падеж зависимого компонента ставится по требованию главного слова.
А ПЕШКОВСКИЙ расширяет понятие: управление – подчинение существительного какому-либо слову. Он выделил сильное и слабое управление.
Слабоуправляемый элемент может присоединяться к любому глаголу (можно читать, писать). При изменении порядка слов слабоуправляемый элемент может потерять связь с главным: жаркое (какое?) из кролика приготовлено – приготовлено (из чего?) из кролика. Сильноуправляемые: писать письмо. Они могут подчиняться всему словосочетанию: чтобы ты мне вела себя прилично! Слабоуправляемые могут обособляться (шаги его, в толстых сапогах, послышались), сильноупр-ые - нет.
ЕЖИ КУРИЛОВИЧ связал понятие управления с проблемой классификации падежей. Есть 1)грамматические падежи: именительный, родительный, винительный - у них первичная ф-ция явл-ся синтакс-ой, а вторичная - наречная, и 2) конкретные: остальные. – у них первичная функция – наречная, вторичная – синтаксическая. . Синтаксическая функцция – отношения между компонентами словосочетания определяются формой зависимого компонента. .
ТЕНЬЕР обратил внимание на обязат-ые и необ-ные валентности глагола. Валентность – та семантическая роль, которую глагол требует от актантов. Заминировать – валентность субъекта+ валентность объекта. Косвенные падежи при обязательной валентности дают сильное управление, а при нобяз-ной валентности – слабое управление.
Есть 3 случая связи зависимых форм косвенных падежей:
1) СИЛЬНОЕ УПР-НИЕ: связь обязательная , предсказующая , отношения собственно – синтаксические , а именно собственно -объектные. (читать книгу)
. 2) СЛАБОЕ УПР-ИЕ: связь обязательная , непредсказующая , указывает на объект/субъект и на отношения :орудия – писать карандашом, места – зайти в кабинет, субъективное – открытие Колумбом.
3) ПРИМЫКАНИЕ – такая связь, которая проявляется не в изменении форм зависимого компонента, а в его местонахождении, его грамматических функции, его смысле.
Примыкание:
а) собственно примыкание – наречие, инфинитив, деепричастие – связь непредсказующая , необязательная . НО есть и обязательное примыкание: если а)зависимым является инфинитив, а главным – модальный глагол: велел остаться, привычка щуриться б) если качественное наречие примыкает к информативно недостататочным глаголам: выглядит плохо.
б) именное примыкание – завис. форма выражает необъектную семантику, а обстоятельственные, атрибутивные отношения: бороться во имя победы ;связь при этом семант-синтаксическая (обстоятельственные наречия): ехать лесом, стрижка ежиком. ***писать письмо карандашом по вечерам (что? – письмо - сильное управление, чем? – каран-ом – слаб. упр-ие, когда?– имен. примык-е)
Это неприсловные связи – они образуюся в стр-ре прост. и слож. Выделяют 3 связи:
1) Стремление к упрощению системы словосочетания: (Проводить – опускается) игры на первенство страны.
2) Словосочетания аналитического типа. (слово перестает изменяться по падежам. Грамматика 70, 80 - вместо 70-го года.
3)опрощенье многочастных словосочетаний (мандарины из Грузии — это мандарины, привезенные из Грузии
4)аналогия и контаминация восхищение кем и перед кем (по аналогии с преклоняться перед). Это унификация словосочетаний под воздействием семантики.
структурная схема -это отвлеченый образец, состоящий из минимума компонентов, необх-ых для создания предложения. Напр. , Грачи прилетели -N1 + Vf, где -f – значит, изменяемый глагол. Если сказуемое выраж. прилагательным, то N1 + Adj 1/5, где 1 – ИП. 5 – ТП . Есть 2 точк зрения на стр. схему: 1)грамматика 70-80 – х, Шведова: стр-ая схема – это мин-ум компонентов, необх-ых только для грамматического усройства Предложения. 2)Золотова, Ломтев: Стр-ая схема - это это мин-ум комп-ов, необх-ых для информативной устроенности предложения. . Тогда схема выглядит так: КГУ находится на Кремлевской – N1 + Vf + Adv (loc) N (loc)/
БЕЛОШАПКОВА выделяет 2 комп-та:
1) Мин-ная стр-ая схема –предик-ый мин-ум - необходим для грам-го уср-ва Предложения, он включ. т/о глав. члены,
2) расширенная структурная схема – номинативный мин-ум – необходим для информативной достаточности, включает, помимо предикативного мин-ма также и а)субстантивные комп-ты: со значением субъекта - ЕМУ холодно , и со значением объекта – товарищи ЕГО любили. Б) адвербиальные комп-ты (второстепенные члены со значением времени, места, образа действия), причем в полных предложениях связь будет обязятельной (Конгресс продлится 3 дня), а в неопред. -личных – необязательная (В юности стремятся кому-нибудь подражать.
Назначение стр-ой схемы:
1)они задают опред. смыслы – «схемная семантика», т. е. семантика, идущая от схемы.
2) формируют национально-специф-ие стр-ые схемы, которые позволяют сравнивать языки: В рус. яз. - меня ждут (неопр-личн). , в англ. – Somebody is waiting for me/ (номинат-ое).
Структурная схема допускает варьирование - возникает понятие парадигма. ПАРАДИГМА ПРЕДЛОЖЕНИЯ – в узк. смысле – система форм предложений, представляющая разный синтаксис. Это формообразовательные схемы, которые бывают 2-ух видов:
1) Есть синтаксический индикатив (изъявительное наклонение), которое включает 3 времени (читает, читала, будет читать).
2)Есть формы ирреальных наклонений: сослагательное (Девочка читала бы), желательное (Если бы девочка читала), побудительное (Пусть девочка читает) и т. д.
В широком смысле ПАРАДИГМА –это любое системное видоизменение предложения. В этом случае речь идет о деривационных парадигмах. Например, 1)межсхемные отношения: я написал письмо – (актив, N1 Vf ) и Письмо было написано мной (пассив, N1Copf + Adj 1/5) 2) внутрисхемные видоизменения предложений, которые могут быть двух типов:
а) регулярные реализации – например, когда в обощенно-личных Предложениях (в пословицах) мы опускаем местоимение 2 лица, в рез-те чего меняется смысл и становится обобщенным (Береги честь смолоду)
б) формальные модификации – когда, напр. , в двусоставном предложении опускается мест-ие 1 лица в целях экспрессии или из-за разговорного оттенка: Вижу. (это модификация, а не неопр. – личное) Кто-то идет.
Также в безличных предложениях глагол-сказуемое может быть выражен глаголом «быть» с отрицанием «не» и формой родительного падежа (Нет в жизни счастья). Слова «да» или «нет» могут сопровождаться глаголом-связкой.
БЕЗЛИЧ. ПРЕДЛ-Я В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ
Безлич. предл-я позволяют людям говорить о своих эмоциях и других ментальных актах как о независимых от их воли и ими не контролируемых. Отсутствие контроля в предл-ях, где говорится о человеческих чувствах, выражается безличной формой глагола и дательным или винительным падежом имени существительного: Мне не верится; Ему хотелось слышать звук её голоса.
Данная модель достаточно продуктивна: именно так русские очень часто рассказывают о событиях своей ментальной жизни, подразумевая, что эти события просто "случаются" в их умах и что они не несут за них ответственности. Безлич. предл-я, построенные по данной модели, определяют действие как самодовлеющее, независимое от человека: Да черт его знает... не спится что-то (А.П.Чехов. Тапёр);
Сочетания дательного падежа имени лица со словами категории состояния также обозначают неволитивные, неосознанно происходящие ментальные акты.
Н-р: Мне неприятно; Следует заметить, что само слово категории состояния не обязано выражать чувство; это делает вся конструкция в целом: Ему было хорошо / прекрасно / холодно.
Неагентивность. Занимая в ситуации центральную позицию, человек вместе с тем может быть над ней не властен. Безлич. предл-я фиксируют когнитивные модели, сформировавшиеся в национальном сознании и соответствуют следующему положению дел: способность контролировать события ограничена, склонность к фатализму, смирению, покорности. Вследствие этого недостаточная выделенность индивида как автономного агента. Субъект подается в пациентивном модусе с помощью рефлексивной конструкции с дательным падежом имени. Существует 2 основных варианта модели.
Структурная формула: отрицание - глагол в форме 3 лица ед.ч. наст. времени или ср.р., ед.ч. прош.вр., возвратный - дат. падеж субъекта: Но не писалось ему на этот раз.
Семантика: неспособность делать то, что хочется.
Структурная формула: глагол в форме 3-го лица наст. времени или ед.ч., ср.р., прош.вр., возвратный - дат. падеж субъекта - наречие "хорошо": Хорошо нам с тобой живется.
Семантика: непостижимая способность делать что-то хорошо.
В данной конструкции человек представлен как лицо, которое, делая нечто, по какой-то непонятной причине не испытывает при этом никаких затруднений. Агенс чувствует, что предпринятая им деятельность протекает гладко, "хорошо", но сколь бы рад он этому не был, его заслуги в этом нет, так как успех достигается не в результате затраченных им самим усилий, а скорее благодаря действию каких-то непостижимых сил:
Мне чудесно писалось = Я чувствовал, что моё писание шло исключительно хорошо, я не знаю почему.
Иррациональность. Синтаксическая типология языков мира говорит о том, что существует два разных способа смотреть на действительный мир. Первый подход даёт по преимуществу описание мира в терминах причин и их следствий; второй подход отражает более субъективную, более феноменологическую картину мира.
Русский язык дальше других европейских языков продвинулся по феноменологическому пути. Синтаксически это проявляется в колоссальной (и все возрастающей) роли безличных предложений с "безличной" формой главного члена в среднем роде. [Как указывала, безличная форма глаголов сквозной линией проходит через весь язык и составляет одну из наиболее характерных особенностей русского способа мышления"].
Ниже мы остановимся на конструкции, кот. предполагает ограниченность логического мышления, человеческого знания и понимания, непостижимости и непредсказуемости жизни. Предполагается, что мир в конечном счете являет собой сущность непознаваемую и полную загадок, а истинные причины событий неясны и непостижимы.
Н-р: Не убило меня громом ... Всё небо заволокло облаками
Непосредственная причина событий - гром и облака - изображена так, как если бы она была "инструментом" некоей неизвестной силы.
Пешковский А. указывал, что такое же свойство "загадочности" присутствует в предл-ях типа "Стучит!" = что-то стучит, нельзя понять что и почему.
Рассматриваемые языковые конструкции не только не проявляют признаков утраты продуктивности, но, напротив, продолжают развиваться, захватывая всё новые и новые области и постепенно вытесняя личные предл-я. Это вполне согласуется с общим направлением эволюции русского синтаксиса, отражающего рост и всё более широкое распространение всех типов безличных предложений, представляющих события не полностью постижимыми. Русский язык отражает и всячески поощряет преобладающую в русской культурной традиции тенденцию рассматривать мир как совокупность событий, не поддающихся ни человеческому контролю, ни человеческому уразумению, причём эти события, которые человек не в состоянии до конца постичь и которыми он не в состоянии полностью управлять, чаще бывают для него плохими, чем хорошими.
Рост безличных конструкций является типично русским феноменом - в других европейских языках изменения идут в противоположном направлении. Это даёт основание думать, что в русском языке безлич. предл-я отвечают особой ориентации русского семантического универсума и в конечном счёте русской культуры.
Номинативные конструкции нужно отличать от констр-ций, которые не имеют парадигмы и называются высказываниями.
ТИПЫ:
1) именительный темы (терм. Попова) (представления – терм. Пешковского) - Это семантизированные экспрессивные констр-ции, состоящие из 2-х частей: Отец! Он не приехал к матери. Или: Москва! Как много в этом звуке! Такая констр-ция имеет двойное обозначение: первая часть – в начале предложения, выражена именем существительным, называет лицо/предмет, которые далее получают второе обозначение в и имеют форму 3 лица или повтора или анафорического скрепа это.
АКИМОВА разграничила Именительный Темы и Предст-ния. 1) Именит-ый представления – то, что вспоминаешь, характеризует эмоциональное состояние говорящего, может иметь зависимые слова. Такие высказ-ия включают
а) отвлеченные существительные, передающие внутр. мир человека (любовь, свобода, мир, правда): Правда – в каких только падежах мы ее не склоняем!.
Б) конкретные существительное, обозначающие понятия второстепенной важности для чел-ка (вода, , солнце, географ. назв-я, имена собственные. 2) Имен-ый темы – явление синаксического клише, используется в публицистике, слова с ослаблабленной экспр-ей : Консервы! Без них не обойдется ни один путеш-ник!.
2)именительный характеризующий – портретная характеристика (Вошел доктор. Лысая голова. Большие красные руки. Или: Пропала собака. Белые уши. Черный хвост).
3) Названия литературных произведений, учреждений.
4) Именительный оценки. Молодец! Негодяй!
5) Имен-ый указательный Вот ива! Вот отчий дом.
6) Имен-ый вокативный Мама!
6ОЙ ВОПРОС. СМЫСЛОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДЛ-НИЯ.
Традиционная лингвистика (Фортунатов , Бодуэн де Куртенэ, Фердинанд деСоссюр) считала, что форма предложения диктует его смысл, а одинаковые формы дают одинаковое значение. Но современная лингвистика считает , что это не так: по формуле N1Vf построены предл-ия с разными значениями:Иван пишет (ситуация активного действия), Иван болеет (ситуация состояния, временного признака), Иван шепелявит (ситуация состояния, постоянного признака).
МОДУС И ДИКТУМ – два слагаемых смысла предложения.
1) Модус – субъективный смысл, отношение говорящего к сообщаемому. Может быть 2 значения модуса:
а) значение предикативности – отношение содержания предложения к дейст-сти с опорой на категории времени и наклонения. Предикативность выражается
Схемы:
б) звонят – наличие созн-го, целенапр-го д-вия, исход-го от чел-ка
в) Светает – наличие нецеленапр-го, непроизв-го д-вия, не связ-го с деят-стью ч-ка.
номасиологический подход – от содерж-ия к форме. Дан фрагмент дейст-сти, нужно его выразить средствами языка.
Есть 2 напр-ния оном-го подхода:
1) предикативной конструкцией (предложением) . Одна и та же ситуация м. б. выражена разными предложениями:
Он здесь строит (N1Vf).
Здесь строят (Vpl3 ).
Здесь ему строить (Inf ).
Здесь у него строит-во (Cop N1)
2)полупредик-ной констр-ей (прич. /дееприч. оборот, инфинитивная конструкция, субст-ая констр-ция) В таком случае выраж-ие стан-тся полипропозит-ым, когда есть 2 ситуации: Человек попросил мудреца решить сей важный спор. * Левин возвращался домой – пропозиция выражена предикативной конструкцией. И - Возвращаясь домой, Левин узнал о болезни тети. – пропоз-я выражена предикативной конструкцией и полупред-ой конст-ей (деепр. оборот)
2) выявление логико-грамматических типов предложения на основании осмысления мира чел-ком Арутюнова выделяет 2 мыслительные категории:
1) природа сущностей, которыми оперирует чел-ское мышление: предмет – денотат, понятие – сигнификат
2) направление движения мысли между 2 сущностями.
Отсюда Арутюнова выделила 4 типа логико-грамматических отношений:
а) отн-ния экзистенции (экзистенциальные предложения) - мысль движется от концепта понятия к субстанции (объекту) : В этом саду есть яблоки.
б) отн-ния характеризации (предложения характеризации) – мысль движ-ся от объекта к его признакам : Брат – учитель. Море спокойно.
в) отн-ния идентификации (предл-ия идентификации)– устанавливается тождество объекта самому себе: Создатель теории относительности – Эйнштейн.
г) отн-ния номинации (предл-ия номинации) - объедают объект и его имя: Итак, она звалась Татьяна.
Родонач-ник –Пауль, в России – Фортунатов. Актуальное членение предл-ия – такая коммуникативная ситуация, когда 1 член является ремой, а другой – темой.
АЧ бинарно:
ТЕМА - исходный пункт сообщения, передает информацию, из которой говорящий исходит как из некой данности, о которой он делает сообщение.
РЕМА – само сообщение. Средства выражения ач – порядок слов (письм. речь), интонация и логическое ударение (устн. речь). * Высказывание не м. б. без ремы, а вот темы может и не быть – в неполных предложениях (Пароход пришел. Долго гудел). * Ремы различаются по актуальной значимости : Портрет поразил всех не только сходством (R1), но и красотой (R2). * Рема не всегда содержится в сказуемом (м. б. и в подлежащем и др. членах).
АЧ автономно, об этом свидетельствует ПЕРЦЕЛЛЯЦИЯ – способ представления предложения несколькими коммуникативно самостоятельми высказываниями, которые явл-ся парцеллятами, напр. , На площади с чемоданами в руках стоял домоуправленческий слесарь Николай. Трезвый.
АЧ – явление языка или речи? Несколько точек зрения : 1) это явление речи, п. ч. АЧ каждый раз устанавливается в процессе употребления предложения. 2) явление языка, п. ч. в каждом языке есть свои средства выражения АЧ 3) это явление языка и речи одновременно (Золотова, белошапкова). Каждый раз АЧ устанавливаются в речи, НО совершается по правилам языка, зависит от семантико –синтаксической организацции предложения.
1)общий диктальный (Что случилось? - говорящий не знает о событии)
2) частный диктальный (Кто уехал в коммандировку?)
3,4) модальные/верификативные – направлены не на поиск новой информации, а на то, чтобы удостовериться в чем-либо (Правда ли, что Иван уехал? – ответ м. б. только да или нет).
1) общеинформативные: Что нового? - Иван женился (экспрессивно нейтральное высказывание, порядок слов нейтр-ый)
2) общеверификативные /общемодальные: Правда ли, что Иван женился? Или Не женился ли Иван? - Да Иван женился.
3) частноинформативные : Кто женился? - Иван женился
4) частноверификативные: Не Иван ли женился? - Да, Иван женился. При перестановке слов в ответах во всех случаях появится экспрессия (напр. , Женился Иван – экспрессия).
8ОЙ ВОПРОС. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛ-ИЕ (СП). ГРАММАТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
3 точки зрения на грамматическую природу СП:
а) с функц-ой точки зрения части сложного предложения не явл. предл-ми, т. к. не обладают законченностью и самостоятельным значением.
Б) со структ-ной точки зрения их можно рассматр-ть как предл-ия, т. к. они облад-ют структурными признаками простых предл-ий.
Показатели содержательной несамост-сти простых предл-ний в сост-ва сложного.
1) сложное предложение м. иметь свою собств. структурную схему (предлож-ия фразеологизированной структуры): дружба дружбой, а служба службой – S1S5, а S1S5. Нет структурной схемы S1S5.
2) 2ая часть СПредложения не им. собст-ной стр-ной схемы и опирается на стр-ную схему предыд-ей части. Мы пошли лесом, а дети – берегом. (не может сущ-ть без 1 предл-ния)
3) в составе сложного предложения смысл простых пр-ний деформируется. Часть сложного предложения вне его состава имеет другой смысл. Не думаю, что даже Иван мог выполнить эту работу - Иван способный. Даже Иван… - Иван способный.
Классификация строится на синтаксическом принципе,основана на уподоблении сложноподчин-го предложения простому, а придаточных частей – членам предлож-ния. Ее недостаток – в том, что классификации подвержены придаточные части, а не предложение целиком.
А) придаточное –подлежащее ( Кто вспылчив, тот не зол.
Б) придаточное-дополнение( Говорит, что полезное).
В) придаточное – определение ( Интересно беседовать счеловеком, который многое испытал
Г) придаточное – обстоятельство( места – Петербург стоит там, где Нива впадает в Финский залив, времени – Когда смеркается, птицы засыпают в своих гнездах и т.п.)
а) сложноподчинительные с союзами ( 9 типов, среди них, напр., уточнительны, вводится союзами тоесть, а именно)
б) сложноподчинительные с союзными словами:
-Что именно находилось в этой куче – решить было трудно. – косвенно-вопросительное подчинение
-Это были крестьянские ребятишки, которые стерегли табун. – собственно- относительное подчинение.
- Крестьянин ахнуть не успел, как на него медведь насел. – взаимное подчинение.
а) одночленные –к 1 члену главной части (Кто весел, тот смеется)
б) двучленные - придаточная часть относится ко всей главной части ( Не весело на свете жить, коль сердцу некого любить)
4) Белошапкова тоже основывалась на стуктурно-семантическом принципе, но ввела другие понятия:
а) одночленные у нее – нерасчлененные
б) двучленные у нее – расчлененные
Белошапкова ввела типы синтаксической связи:
1. Присловная – аналогична связям слов в словосочетании :Слух (о чем?), что вы уедете, дошел до нас 2. Детерминантная – аналогична связи между словом и , его распространителем (детерминантом): Когда закончишь работу ( =по окончании, это детерминант) зайди ко мне.
3. Коррелятивная – наличие анафорического элемента:Кто весел, тот смеется. Я так устал, что не могу двинуться. Я люблю тебя , жизнь, что само по себе и не ново.
Признаки:
Существуют минимальные конструкции и предложения усложенной структуры:
минимальные конструкции – только один уровень членения: Солнце взошло лес проснулся. А) открытая структура минимальной конструкции – количество предложений может быть до бесконечности. Б) закрытая структура минимальной конструкции – только 2 части, предложения с разделительными отношениями (союзы а, но).
предложения усложенной структуры – несколько уровней членения, одно изпредложений – осложнено придаточным: Солнце взошло, и , хотя на небе не было ни единого облачка, цвет его был странный. – 1ый уровень членения – сочинительная , доминирующая связь,
2-ой – подчинительная (во 2-ой части предложения).
2) особенности строения частей сложного предложения
Для сложноподчиненных с придаточными обстоятельственными строение частей безразлично. Для изъяснительных предложений строение частей регламентировано, так как в главной части – слова со знач-ем речи, мысли, которые обладают информативной недостаточностью, и должны быть пояснены. То же – в сложноподчиненных сопоставительных ( Базаров работал, а Аркадий сибаритствовал).
-опорные слова в главной части( широкий смысл)
Синтаксис – строй, становление. Синтаксис изучает строй связной речи белошапкова дала определение: Синтаксис изучает правила связывания слов и форм слов и те единства, в составе ко
10 10 2014
1 стр.
26 09 2014
1 стр.
Синтаксис это раздел языкознания, предметом изучения которого является синтаксический строй языка, т е его синтаксические единицы и связи и отношения между ними
10 10 2014
1 стр.
Закончите предложение, используя глаголы в скобках в соответствующей контексту видо-временной форме действительного залога. Переведите предложение на русский язык
16 12 2014
1 стр.
18 12 2014
1 стр.
В сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, перед союзом и запятая не нужна
12 09 2014
1 стр.
Цель урока: Объяснить что характеризует мощность, что называется мощностью, вывести формулу мощности, единицы мощности
29 09 2014
1 стр.
Приглашает Вас, представить свое предложение (далее Предложение) в отношении поставки медицинского оборудования для медицинского центра департамента управления делами ОАО
18 12 2014
5 стр.