НОУ «Русская Техническая Школа» www.rtsh.ru
2. Основные части и механизмы автомобиля, их назначение и состав (конструкция). Компоновка и расположение основных узлов и агрегатов на автомобиле. Компоновочные схемы.
Автомобиль состоит из трёх основных частей: 1). Двигателя, 2). Шасси, 3). Кузова.
Компоновочную схему автомобиля с приводом на заднюю ось см. здесь.
-
Двигатель является основным источником энергии, приводящим автомобиль в движения.
Большинство современных автомобилей укомплектованы поршневыми двигателями внутреннего сгорания, работа которых осуществляется за счёт преобразования тепловой энергии, сжигаемого внутри цилиндров двигателя топлива (бензина, газа, дизельного топлива), в механическую энергию.
Поршневой двигатель внутреннего сгорания традиционной конструкции состоит из корпусных деталей, деталей кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, а так же имеет систему смазки, охлаждения, питания, пуска и зажигания (для бензиновых двигателей). Двигатель может иметь и некоторые другие системы и механизмы.
-
Шасси составляют части и механизмы автомобиля, которые обеспечивают его движение и управление.
К шасси относятся механизмы
трансмиссии, ходовой части и управления.
-
Трансмиссия автомобиля обеспечивает передачу усилий от двигателя на ведущие колёса, а также преобразование (трансформацию) этих усилий в зависимости от условий движения.
Следует различать трансмиссии автомобилей классической компоновки (с приводом на заднюю ось), с приводом на передние колёса и полноприводных автомобилей. Так же, будет различаться трансмиссия полноприводного автомобиля, приспособленного для движения по бездорожью (внедорожник), от трансмиссии полноприводного автомобиля, сконструированного для эксплуатации на дорогах общего пользования с твёрдым покрытием.
К механизмам трансмиссии относятся: сцепление, коробка передач (в том числе, раздаточная коробка и коробка отбора мощности на вспомогательные механизмы), карданная передача, главная передача, дифференциал, приводы ведущих колёс и некоторые другие механизмы.
а). Сцепление служит для соединения двигателя с трансмиссией, а также для временного их разъединения (например, в момент переключения передач).
б). Коробка передач служит для изменения тяговых усилий (крутящих моментов), передаваемых от двигателя на ведущие колёса, а также для отсоединения двигателя от трансмиссии (в том числе, долговременного) и обеспечения движения автомобиля задним ходом.
с). Карданная передача служит для передачи вращения от коробки передач на главную передачу ведущего моста при постоянно изменяющихся углах наклона и расстоянии между осями автомобиля (базы).
д). Главная передача осуществляет передачу крутящего момента под углом 90º с карданного вала на приводы ведущих колёс, изменяет крутящий момент в соответствии со своим передаточным числом.
е). Дифференциал позволяет ведущим колёсам автомобиля вращаться с различной скоростью.
-
Ходовая часть легкового автомобиля включает в себя несущее основание, переднюю и заднюю оси, соединённые с основанием элементами подвески и колёса.
а). Несущим основанием служит либо сам кузов (несущий кузов), либо рама. В первом случае, все узлы и агрегаты автомобиля крепятся к кузову. Во втором случае, всё крепится к раме, в том числе и сам кузов.
б). Оси бывают ведущими и не ведущими.
Подвески бывают рессорными, пружинными, рычажными, торсионными, пневматическими, гидропневматическими, зависимыми, независимыми и др., в том числе смешанного типа. Например, передняя подвеска - рычажная на телескопических пружинах, независимая, задняя подвеска – рессорная, зависимая.
в). Колёса бывают ведущими, не ведущими, управляемыми, управляемыми и ведущими одновременно. У легковых автомобилей управляемыми являются передние колёса.
-
Механизмы управления включают в себя рулевое управление и тормозные механизмы.
а). Рулевое управление обеспечивает изменение направления движения автомобиля, путём поворота управляемых колёс. У легковых автомобилей управляемыми являются передние колёса. Наибольшее распространение имеют рулевые механизмы
глобоидально-червячного и
реечного типа.
б). Тормозные механизмы обеспечивают замедление движения автомобиля, его остановку, в том числе быстрое (экстренное) замедление и остановку, и удержание автомобиля на месте в неподвижном состоянии.
Следует различать рабочую и стояночную тормозную системы.
Устройство тормозных систем отличается конструкцией его основных механизмов (например, дисковые и барабанные тормоза) и привода тормозов (например, гидравлический и пневматический привод).
-
Кузов большинства легковых автомобилей имеет несущую конструкцию. Жёсткость такого кузова обеспечивается коробчатыми сечениями и некоторыми другими конструктивными особенностями его составных элементов. Автомобили повышенной проходимости, внедорожники, а также легковые автомобили, предназначенные для перевозки грузов, могут иметь кузов рамной или полурамной конструкции (с подрамником).
Конструкция кузова зависит от назначения автомобиля.
Конструкции кузовов легковых автомобилей могут быть одно – двух – и трёхобъёмными, открытыми или закрытыми, пассажирскими и грузопассажирскими, отличаться количеством дверей и пр. Например, однообъёмный кузов (моторный отсек, салон и багажник в одном объёме) имеет автомобиль УАЗ-452 и его модификации (УАЗ – «буханка»). Двухобъёмный тип кузова - «хэтчбэк», «универсал», «комби». Трёхобъёмный тип кузова (моторный отсек+салон+багажник) – «седан», «купе». Открытый тип кузова – «кабриолет», «родстер». Грузопассажирский тип кузова – «пикап», «фургон».
Типы кузовов показаны здесь